Барток сочинения для фортепиано

Барток сочинения для фортепиано

Барток Бела (1881–1945)

В 1911 г., в Будапеште за два года до написания «Весны священной» И. Стравинского, за три года до создания «Скифской сюиты» С. Прокофьева было исполнено произведение, чье шокирующее воздействие на публику сопоставимо с реакцией слушателей на упомянутые сочинения русских композиторов. Угловатые мелодии, грубость, грохот, напор, сносящий все на своем пути, а, в первую очередь, традиционные представления о музыкальном звучании, вызвали яростный протест одной части аудитории и необъяснимый восторг другой. Имя автора до той поры известное лишь в ряду прочих, привлекло к себе пристальное внимании музыкальной общественности.

Речь идет о небольшой фортепианной пьесе с символическим названием «Варварское аллегро», написанное двадцатилетним венгерским композитором Белой Бартоком.

«К музыке этого рода, — сказал композитор, — мы подсознательно стремились, утомленные любовью к растянутости и болтливости романтизма».

Бела Барток родился 25 марта 1881 г. в Надьсентмиклоше (ныне Сынниколаул-Маре, Румыния), в семье директора сельскохозяйственного училища и учительницы. Помимо своей основной деятельности его отец — музыкант-любитель — играл в местном оркестре.

Заниматься музыкой Бела начал в раннем детстве под чутким и мудрым руководством своей матери. Позднее он учился композиции у сына знаменитого оперного композитора Ференца Эркеля — Ласло Эркеля.

В 1899 г. Барток поступил в Будапештскую музыкальную академию им. Листа. Здесь его педагогами стали Янош Кесслер (композиция) и ученик Листа Иштван Томан (фортепьяно).

Окончил академию Барток в 1903 г., а с 1907 г. стал профессором этой академии по классу фортепьяно. Педагогическую деятельность он совмещал с концертными поездками (Барток был выдающимся пианистом) и изучением крестьянского фольклора (венгерского, румынского, словацкого и др.) — в результате собрал свыше 30 000 песен.

Читайте также:  Мамины глаза ноты для детей

В 1903 г. Бела Барток написал симфоническую поэму «Кошут», посвященную национальному герою Лайошу Кошуту — вождю венгерской революции 1848 г. Впервые исполненное в 1904 г. это произведение возымело общественный резонанс.

В 1911 г. Барток создал первое сочинение для театра — оперу «Замок герцога Синяя Борода», которое не было принято консервативной критикой из-за новаторских приемов композитора. Зато его следующее произведение — балет «Деревянный принц», написанный в 1916 г. — было тепло встречено публикой.

21 марта 1919 г. в Венгрии была провозглашена Советская власть. В период существования Венгерской советской республики Барток совместно с З. Кодай разработал демократическую реформу музыкальной жизни в стране. Барток считал, что необходимо обратить внимание на музыкально одаренных детей беднейших слоев населения и радикального пересмотреть систему народного образования с тем, чтобы среди других мероприятий ввести обучение пению с листа и записи мелодии по слуху.

В последствии, в годы хортистского режима, он за эту работу был подвергнут репрессиям.

На 20–30-е гг. пришелся расцвет гастрольно-концертной деятельности Бартока. Он выступал в странах Западной Европы, США, а в 1929 г. посетил СССР.

В 30-х гг. Барток отказался в своем творчестве от некоторых крайностей звукового выражения, свойственных его ранним произведениям, и обратился к большей тематической ясности и чёткости образно-эмоциональных замыслов (2-й фортепианный. концерт, 1931 г., «Музыка для струнных, ударных и челесты», 1936 г.).

В конце 30-х гг. Барток закончил огромный труд одиннадцати лет, который назвал «Микрокосмосом». Он состоял из 153-х пьес для фортепиано разной степени трудности и сложности.

В 1940 г. Барток эмигрировал в США, где написал по заказу Бостонского оркестра концерт для оркестра (1943 г.) Впервые этот концерт был исполнен декабре 1944 г.

«Общий характер произведения представляет собой — не считая «развлекательной» II части — постепенный переход от суровости I части и мрачной песни смерти III — к утверждению жизни в последней», — сказал о своем концерте Бела Барток.

Однако, не смотря на отдельные удачи, признания музыкальных кругов на чужбине композитору добиться не удалось.

Барток умер в Нью-Йорке 26 сентября 1945 г.

Музыкальное наследие:

Симфоническая поэма «Кошут»

Произведение для двухголосного хора с фортепиано: «Любовные песни»

Рапсодии для фортепиано и оркестра

Двадцать венгерских песен для голоса и фортепиано

Балеты: «Деревянный принц» (1916 г.), «Чудесный мандарин (1919 г.)

Опера: «Замок герцога Синяя Борода» (1911 г.)

Румынские танцы, Румынские рождественские песни для фортепиано, Восемь венгерских песен для голоса и фортепиано, Словацкие народные песни для мужского хора, Пятнадцать венгерских крестьянских танцев для фортепиано (1913–1918 гг.)

«Музыка для струнных, ударных и челесты»

Концерт для фортепиано № 3

Концерт для альта

Этапы творческого пути:

25 марта 1881 г.

Родился в Надьсентмиклоше

Обучался в Будапештской музыкальной академии

Написал симфоническую поэму «Кошут»

Профессор Будапештской музыкальной академии

Первое исполнение «Варварского аллегро» Б. Бартока

Написал оперу «Замок герцога Синяя Борода»

Создан балет «Деревянный принц», после которого к Бартоку пришло общественное признание

Написан балет «Чудесный мандарин».

Барток написал Первый концерт для фортепиано

Посетил с концертами Советский Союз

Написал «Cantata Profana» («Светскую кантату»)

Эмигрировал в США

Написал Концерт для оркестра

26 сентября 1945 г.

Скончался в Нью-Йорке

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

Источник

Барток сочинения для фортепиано

Если люди будущего когда-нибудь захотят узнать, как боролся и страдал человек нашей эпохи и как наконец нашел он путь к духовному освобождению, гармонии и миру, обрел веру в себя и в жизнь, то, обратись к примеру Бартока, они найдут идеал незыблемого постоянства и образец героического становления человеческой души.
Б. Сабольчи

Б. Барток — венгерский композитор, пианист, педагог, музыковед-фольклорист — принадлежит к плеяде выдающихся музыкантов-новаторов XX в. наряду с К. Дебюсси, М. Равелем, А. Скрябиным, И. Стравинским, П. Хиндемитом, С. Прокофьевым, Д. Шостаковичем. Самобытность искусства Бартока связана с углубленным изучением и творческой разработкой богатейшего фольклора Венгрии и других народов Восточной Европы. Глубокое погружение в стихию крестьянской жизни, постижение художественных и нравственно-этических сокровищ народного искусства, философское их осмысление во многих отношениях сформировали личность Бартока. Он стал для современников и потомков примером мужественной верности идеалам гуманизма, демократии и интернационализма, непримиримости к невежеству, варварству и насилию. Творчество Бартока отразило мрачные и трагические коллизии своего времени, сложность и противоречивость духовного мира современника, бурный процесс развития художественной культуры своей эпохи. Композиторское наследие Бартока велико и включает многие жанры: 3 сценических произведения (одноактную оперу и 2 балета); Симфонию, симфонические сюиты; Кантату, 3 концерта для фортепиано, 2 — для скрипки, 1 — для альта (неоконченный) с оркестром; большое количество сочинений для различных инструментов solo и музыку для камерных ансамблей (в т. ч. 6 струнных квартетов).

Барток родился в семье директора сельскохозяйственной школы. Раннее детство прошло в атмосфере семейного музицирования, в шестилетнем возрасте мать начала его учить фортепианной игре. В последующие годы учителями мальчика были Ф. Керш, Л. Эркель, И. Хиртл, на его музыкальное развитие в отроческую пору оказала влияние дружба с Э. Донаньи. Сочинять музыку Бела начал с 9 лет, двумя годами позднее он впервые и весьма успешно выступил перед публикой. В 1899-1903 гг. Барток — студент Будапештской музыкальной академии. Его учителем по Фортепиано был И. Томан (ученик Ф. Листа), по композиции — Я. Кесслер. В студенческие годы Барток много и с большим успехом выступал как пианист, а также создал немало сочинений, в которых заметно влияние его любимых в то время композиторов — И. Брамса, Р. Вагнера, Ф. Листа, Р. Штрауса. Блестяще окончив Музыкальную академию, Барток совершил ряд концертных поездок по странам Западной Европы. Первый большой успех Бартоку-композитору принесла его симфония «Кошут», премьера которой состоялась в Будапеште (1904). В «Кошут»-симфонии, вдохновленной образом героя венгерской национально-освободительной революции 1848 г. Лайоша Кошута, воплотились национально-патриотические идеалы молодого композитора. Еще юношей Барток осознал свою ответственность за судьбу родины и национального искусства. В одном из писем к матери он писал: «Каждый человек, достигнув зрелости, должен, найти идеал, чтобы бороться за него, посвятить ему все силы и деятельность. Что касается меня, то всю мою жизнь, всюду, всегда и всеми средствами я буду служить одной цели: благу родины и венгерского народа» (1903).

Большую роль в судьбе Бартока сыграла его дружба и творческое сотрудничество с З. Кодаем. Познакомившись с его методами собирания народных песен, Барток осуществил летом 1906 г. фольклорную экспедицию, записывая в деревнях и селах венгерские и словацкие народные песни. С этого времени началась научно-фольклористская деятельность Бартока, продолжавшаяся всю жизнь. Исследование старинного крестьянского фольклора, существенно отличавшегося от широко популярного венгеро-цыганского стиля вербункош, стало поворотным пунктом в эволюции Бартока-композитора. Первозданная свежесть старовенгерской народной песни послужила ему стимулом для обновления ладоинтонационного, ритмического, тембрового строя музыки. Собирательская деятельность Бартока и Кодая имела и большое общественное значение. Диапазон фольклорных интересов Бартока и география его экспедиций неуклонно расширялись. В 1907 г. Барток начал также свою преподавательскую деятельность в качестве профессора Будапештской музыкальной академии (класс фортепиано), продолжавшуюся до 1934 г.

С конца 1900-х и до начала 20-х гг. в творчестве Бартока наступает период напряженных поисков, связанных с обновлением музыкального языка, формированием собственного композиторского стиля. Основой его стал синтез элементов разнонационального фольклора и современных новаций в области лада, гармонии, мелодии, ритма, красочных средств музыки. Новые творческие импульсы дало знакомство с творчеством Дебюсси. Ряд фортепианных опусов стал своего рода лабораторией композиторского метода (14 багателей ор. 6, альбом обработок венгерских и словацких народных песен — «Детям», «Allegro barbare» и др.). Барток обращается также к оркестровым, камерным, сценическим жанрам (2 оркестровые сюиты, 2 картины для оркестра, опера «Замок герцога Синяя борода», балет «Деревянный принц», балет-пантомима «Чудесный мандарин»).

Периоды интенсивной и разносторонней деятельности неоднократно сменялись у Бартока временными кризисами, причиной которых были в основном равнодушие широкой публики к его произведениям, гонения косной критики, не поддерживавшей смелых исканий композитора — все более самобытных и новаторских. Интерес Бартока к музыкальной культуре соседних народов не раз вызывал злобные выпады шовинистически настроенной венгерской прессы. Как и многие прогрессивные деятели европейской культуры, Барток в годы первой мировой войны стоял на антивоенной позиции. В период образования Венгерской советской республики (1919) совместно с Кодаем и Донаньи он был членом музыкальной Директории (во главе с Б. Рейницем), планировавшей в стране демократические реформы музыкальной культуры и образования. За эту деятельность при хортистском режиме Барток, как и его соратники, подвергся репрессиям со стороны правительства и руководства Музыкальной академии.

В 20-х гг. стиль Бартока заметно эволюционирует: конструктивистская усложненность, напряженность и жесткость музыкального языка, характерные для творчества 10 — начала 20-х гг., с середины этого десятилетия уступают место большей гармоничности мироощущения, стремлению к ясности, доступности и лаконизму выражения; немалую роль здесь сыграло обращение композитора к искусству мастеров барокко. В 30-х гг. Барток приходит к наивысшей творческой зрелости, стилевому синтезу; это пора создания его самых совершенных произведений: Светской кантаты («Девять волшебных оленей»), «Музыки для струнных, ударных и челесты», Сонаты для двух фортепиано и ударных, фортепианного и скрипичного концертов, струнных квартетов (№№ 3-6), цикла инструктивных фортепианных пьес «Микрокосмос» и др. Тогда же Барток совершает многочисленные концертные поездки по странам Западной Европы и в США. В 1929 г. Барток гастролировал в СССР, где его сочинения были встречены с большим интересом. Продолжается и активизируется научно-фольклористская работа; с 1934 г. Барток занимается фольклорными исследованиями в венгерской Академии наук. В конце 1930-х гг. политическая обстановка сделала невозможным дальнейшее пребывание Бартока на родине: его решительные выступления против расизма и фашизма в защиту культуры и демократии стали причиной непрерывной травли художника-гуманиста реакционными кругами Венгрии. В 1940 г. Барток с семьей эмигрировал в США. Этот период жизни отмечен тяжелым душевным состоянием и снижением творческой активности, вызванными разлукой с родиной, материальной нуждой, отсутствием интереса к творчеству композитора со стороны музыкальной общественности. В 1941 г. Бартока поразила тяжелая болезнь, ставшая причиной его преждевременной смерти. Однако и в эту нелегкую пору жизни он создал ряд замечательных сочинений, таких, как Концерт для оркестра, Третий фортепианный концерт. Горячее стремление вернуться в Венгрию не осуществилось. Спустя 10 лет после смерти Бартока прогрессивная мировая общественность почтила память выдающегося музыканта — Всемирный совет мира посмертно удостоил его Международной премии мира. В июле 1988 г. прах верного сына Венгрии был возвращен на родину; останки великого музыканта были преданы земле на будапештском кладбище Фаркашкет.

Искусство Бартока поражает сочетанием резко контрастных начал: первозданной силы, раскованности чувств и строгого интеллекта; динамизма, острой экспрессивности и сосредоточенной отрешенности; пылкой фантазии, импульсивности и конструктивной ясности, дисциплинированности в организации музыкального материала. Тяготевшему к конфликтному драматизму, Бартоку далеко не чужда лирика, то преломляющая безыскусственную простоту народной музыки, то тяготеющая к утонченной созерцательности, философской углубленности. Барток-исполнитель оставил яркий след в пианистической культуре XX в. Его игра захватывала слушателей энергией, вместе с тем ее страстность и накал всегда находились в подчинении воли и интеллекта. Просветительские идеи и педагогические принципы Бартока, как и особенности его пианизма, отчетливо и полно проявились в произведениях для детей и юношества, составивших немалую часть его творческого наследия.

Говоря о значении Бартока для мировой художественной культуры, его друг и соратник Кодай сказал: «Имя Бартока — независимо от юбилейных дат — символ великих идей. Первая из них — поиск абсолютной истины как в искусстве, так и в науке, а одно из условий этого — нравственная серьезность, возвышающаяся над всеми человеческими слабостями. Вторая идея — непредвзятость по отношению к особенностям различных рас, народов, а вследствие этого — взаимопонимание, а затем братство между народами. Далее имя Бартока означает принцип обновления искусства и политики, исходя из духа народа, и требование такого обновления. Наконец, оно означает распространение благотворного влияния музыки на самые широкие народные слои».

Источник

Оцените статью