Барток соната для фортепиано квартет 5

Барток соната для фортепиано квартет 5

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Б. Барток — Соната для фортепиано (Д. Шандор)

Единственное сочинение Бартока для фортепиано соло в этом жанре. В буклете к комплекту всей фортепианной музыки композитора в исполнении Шандора говорится о том, что это самая важная работа Бартока для инструмента (не считая концертов, конечно) и одна из величайших сонат со временем Л. Бетховена, «соната, созданная из черного мрамора».

Я бы все-таки с этим не согласился. Безусловно, есть определенная притягательность в грубоватой и слегка неотесанной (по-крестьянски) первой части Сонаты. Она даже напоминает по духу (не материалу) «Быдло» из «Картинок с выставки» М.П. Мусоргского, но с поправкой на 20-й век, конечно. Более легковесна и проста третья часть с ее игривым юмором и мгновенно уловимой главной темой. И там, и там фортепиано по обыкновению трактуется Бартоком как ударный инструмент.

Средняя медленная часть показалась менее выразительной. Ее остраненность и суховатость ассоциируются с хождением по выжженной степи или по поверхности никем не заселенной планеты. Своеобразная музыка, практически лишенная человеческого начала. Ее, конечно, трудно сравнивать с роскошными медленными частями сонат С.С. Прокофьева, подлинными шедеврами этого жанра в 20 веке. В целом же даже неоклассицистская Соната для фортепиано И.Ф. Стравинского, о которой я писал здесь несколько лет назад, кажется более интересной и увлекательной. Хотя почему даже, ведь это необыкновенно изысканная и обаятельная музыка.

Из упомянутого буклета:

«The Piano Sonata», composed in January 1926, after two years of creative silence, seems to embody and to expand the former’s work conquests. This lonely work, Bartok’s only essay in the medium, first performed by the composer on 8 December, 1926, remains one of his hardest and most uncompromising utterances. Its drastic concentration and wealth of invention, together with mastery of form and novelty make it Bartok’s most important work for piano solo, and on of the great Sonatas ever written since Beethoven, opening the way for many subsequent works, such as the ones by Messiaen, Jalivet and Boulez. Complex, high-strung, ruthlessly dissonant and percussive, of a near-orchestral tonal volume, the two outer movements know of no relief, whether it be the opening «Allegro moderato» in concentrated Sonata-form, expressing a sombre frenzy, or the final «Allegro molto», a free rondo playing on elemental snatches, on ghostly skeletons of folk-tunes and culminating in an orgiastic Stretto (vivacissimo). The impressively hieratic slow movement (sostenuto e pesante) brings no relaxation, being a sort of lonely saraband introspective to the point of seeming dry, and written in strict ternary form. This, then, is a Sonata made of black marble, of granitic ruggedness, an almost awesome masterpiece.

Читайте также:  S1250 s1125 travel guitar гитара овальная с чехлом hora

Источник

Оцените статью