- Как подружить бас с бочкой
- Как обрабатывать бас
- Частотные диапазоны баса
- Нижний низ
- Равномерное усиление баса
- Середина
- Столкновения частот
- Яркость
- Автоматически срабатывающий фильтр
- Активация сайдчейна бочкой
- Добавление мощи звуку с помощью редактора транзиентов
- Придание винтажного плёночного эффекта для укладки в микс
- Укрощение случайных особо низких звуков
- Устранение мутности
- Быстрая параллельная обработка
Как подружить бас с бочкой
Привет!
Эта статья – дополнение к циклу статей по основам сведения, т.к. тема конфликта бочки и баса весьма популярна.
Почему возникает этот конфликт? Основные частоты баса и бочки лежат в одном частотном диапазоне шириною всего лишь до 100 герц , поэтому они часто друг другу мешают.
Ниже мы рассмотрим способы их «подружить».
Заранее говорю – тупо сделать бочку громче, или бас тише не прокатит. Либо бас будет не слышно, либо бочка будет выпирать
Подбирайте подходящие инструменты изначально
Зачем решать проблему, если можно ее не допускать? Например, послушайте этот пример:
Kick_Bass_1.mp3
Бочку как-бы слышно, но чето все как-то не очень. Меняем бочку:
Kick_Bass_3.mp3
Еще веселее. Хотя, как сказать – этот бас не такой энергичный, как предыдущий. За то бочку слышно еще лучше
Эквализация
Этот способ больше подходит для акустических инструментов, т.к. эффект дает «не очень».
Суть его вот в чем:
1. Вешаем эквалайзер на бочку, и ищем ее основную частоту. Выделяем ее на 5-6 децибел узкой полосой.
2 . Вешаем эквалайзер на бас. Убираем частоту, поднятую на бочке – можно посильнее, децибел на 9-10.
Такой эффект должен быть:
Kick_Bass_Acoustic_eq.mp3
Хоть разница и небольшая, но если послушать басовый диапазон, бочка в нем звучит отчетливей.
Аранжировка
Прописывайте партии так, чтобы бас не звучал на удар бочки . Вот пример электронной бочки и баса, показанный выше:
Kick_Bass_1.mp3
Вот – тот же пример, но с другой аранжировкой баса (все звуки – те же, ничего не менял):
Kick_Bass_Arang.mp3
Разница очевидна. Заметьте, вместе с появлением бочки в такой аранжировке появился грув.
Глушение баса
Сайдчейн
В чем суть способа ( Studio One 3 и компрессор FabFilter Pro-C 2 ):
1. Кладем на бас компрессор.
2. На канале с бочкой нажимаем крестик напротив Sends . В появившемся списке выбираем компрессор на канале с басом.
3. Под Sends появляется посыл на бас . Нажимаем кнопку, подчеркнутую на скрине, чтобы переключить его в режим пре-фейдера .
В этом режиме фейдер канала не будет влиять на уровень посыла.
4. В Pro-C 2 открываем интерфейс боковой цепи .
Находим переключатель In/Ext . Включаем его в режим Ext (External – внешний посыл). Ручкой Threshold регулируем уровень компрессии, а Release делаем малый , т.к. иначе глушения будет слишком много.
На каждый удар бочки бас будет испытывать сильную компрессию, и становиться значительно тише бочки:
Kick_Bass_Sidechain.mp3
Автоматизация
Суть ее в том, чтобы вручную прописать басу понижение уровня на удар бочки.
На дорожке аудиотрека в Studio One нажимаем на подчеркнутую кнопку слева. Откроется интерфейс автоматизиции. Смотрим на дорожку громкости (Volume), и прописываем на ней снижение уровня на удар бочки.
Правда, в таком случае мы не сможем регулировать уровень баса в микшере. Но это можно исправить:
1. Кидаем на бас плагин MUtility от MeldaProduction (ставить его нужно после всех эффектов).
2. В области работы с дорожками нажимаем ПКМ и выбираем Add Automation Track .
3. Появится дорожка с автоматизацией.
Нажимаем выпадающий список (где написано None ), затем на Add/Remove .
4. Появляется такое окно.
Ищем в левой части MUtility на дорожке с басом, открываем его параметры и выбираем Volume либо Gain .
Нажимаем Add , и параметр появляется в левой части. Закрываем окно.
5. Теперь у нас есть отдельный трек с автоматизацией уровня баса, не влияющий на фейдер в микшере.
Плагины. One Knob Pumper от Waves.
Этот плагин заглушает сигнал через равные промежутки времени.
Регулятором посередине задается степень глушения. Параметр Rate указывает, через какие промежутки времени происходит глушение – например, 1/4 означает, что сигнал будет приглушаться на каждую четверть такта.
Offset двигает фазу LFO, управляющего плагином. То есть если мы поставим Offset на 180 градусов при Rate 1/4, глушение будет происходить не на удар бочки, а после него (с отступом от бочки на 1/8 такта).
Эффект от него похож на сайдчейн и автоматизацию:
Эпилог
Решить конфликт баса с бочкой можно разными способами. Но я бы, прежде всего, изначально подбирал звуки, наиболее подходящие друг к другу.
А способы с глушением также делают трек более качовым.
Источник
Как обрабатывать бас
От баса зависит многое, он может сделать звук вашего трека очень дорогим, и в то же время очень дешевым.
Бас — фундамент микса. Плотный и чистый саунд баса создаёт драйв и кач, так необходимый любому треку. Удивительно, но название инструмента «Бас» зачастую вводит начинающих музыкантов и звукорежиссеров в заблуждение, они забывают о том, что бас живёт не только внизу, но и в других частотных диапазонах.
Из этого материала вы узнаете, на какие частоты нужно обратить внимание делая сведение баса, как сделать звук менее мутным, устранить нежелательные звуки и реверберацию, а также подружить бочку и бас.
Серия советов создана на основе материалов iZotope об использовании плагина iZotope Neutron 2.
При работе с басовыми инструментами музыканты часто забывают об их насыщенной составляющей — сведение баса должно руководствоваться правилом «Всё хорошо в меру». Слишком активное усиление и безконтрольное вращение ручек моментально превращает микс в мутную кашу. Последнее — одна из отличительных особенностей любительских миксов, поэтому внимательность и чуткий слух здесь важны как никогда. В первой части советов по обработке популярных инструментов мы говорили о вокале, во второй — об электрогитаре. Третья часть материала создана для тех, кто взялся за сведение баса.
Частотные диапазоны баса
Главное правило при работе с басом — аккуратность превыше всего. Не нужно наваливать и выкручивать эквалайзером низ: микс заплывёт басом, станет мутным и неприятным. Несмотря на название, большая часть правок при работе с инструментом придётся на средние частоты.
Нижний низ
Сделать бас чище в миксе можно простой фильтрацией — достаточно установить фильтр на отметку в 40 Гц. Многое здесь зависит от стиля музыки, но выше лучше не лезть — бас станет слишком скудным и плоским, полезет на территорию гитар.
Тем не менее, если басу все-таки нужно тонкое звучание, усильте диапазон от 50 до 100 Гц — так вы получите своего рода тонкость в нижнем низе. Главное не переусердствовать: чем больше низких частот, тем мутнее микс. Будьте очень аккуратны, мутность — отличительная черта любительских миксов.
Равномерное усиление баса
Для усиления присутствия баса в миксе, можно сделать гармонический буст частот на равных отрезках. Если фундаментальная частота баса — 100 Гц, последовательно добавьте усиления на отметке 200, 300, 400 Гц. Такой ход равномерно улучшит натуральное звучание баса, а это лучше, чем непомерно накачивать эквалайзером какую-то одну частоту.
Середина
Усиление низких частот баса постепенно делает микс мутным, грохочущим и неразборчивым. Чтобы бас пробился через микс нужно работать выше — ищите желаемое в районе 250 Гц. Тем не менее не редки случаи, когда обработка края нижней середины устраняет мутность не полностью.
Только из-за одного названия, нельзя игнорировать у баса частоты выше нижнего низа. Никогда не забывайте о важности средних частот — именно здесь живёт панч и читаемость баса, обработка этого диапазона улучшает атаку. Усиление в районе 600-900 Гц (все зависит от инструмента и того, как он записан) сделает саунд баса более сияющим. Эффект от такого усиления заключается в том, что микс не страдает от низкочастотного грохота, но слушатель чувствует объем каждого звука баса.
Столкновения частот
Бочка и бас — не единственные бойцы за частоты в миксе. Часто на пути баса появляется электрогитара, которая норовит отобрать часть спектра у баса. Правило здесь простое: каждое усиление баса в середине и нижней середине нужно компенсировать в гитаре. Добавили пару децибел в районе 400 Гц — уберите столько же у гитары.
Яркость
Некоторые звукорежиссеры любят, когда бас звучит ярко. Если инструменту нужно добавить подобной яркости и чистоты, усильте частоты в широком диапазоне 1-4 кГц. Забираться выше не нужно — бас зашипит и станет слишком шумным и плоским.
Автоматически срабатывающий фильтр
В низких частотах больше энергии, чем в высоких. Когда дело доходит до компрессии, активацию компрессора вызывает какой-то звуковой сигнал, но компрессору все равно на его частотную составляющую. Получается, что весь спектр частот в сигнале приводит компрессор в действие, но иногда это приводит к проблемам: после сжатия кажется, что в миксе или сигнале слишком много низа. Так как мы говорим о басе, то низ может слишком сильно выпирать вперёд.
Чтобы победить это, можно схитрить: сделать так, чтобы низкие частоты не приводили компрессор в действие, но при этом проходили через него. Для этого компрессору понадобится сайдчейн-посыл с BP-фильтром или сайдчейн с определённым диапазоном частот. В модуле компрессора iZotope Neutron 2 присутствует функция Detection Filter, которая может помочь нам.
На изображении выше компрессор работает в стандартном однополосном режиме. Тем не менее рядом работает HP-фильтр, настроенный на отметку 400 Гц. За счёт участия в схеме Detection Circuit, фильтр отсекает низкие частоты из попадающего на сайдчейн сигнала, но не из всей звуковой цепи.
Активация сайдчейна бочкой
В большинстве музыки бочка и бас играют одновременно, особенно на сильную долю. В моменты, когда они звучат вместе, в миксе появляются два инструмента, занимающих низкочастотный диапазон, при этом бас ещё и отличается большим сустейном. Чтобы избежать столкновений и борьбы за диапазон, нужно сделать так, чтобы бочка давала атаку, а бас сустейн.
Такое разграничение обязанностей возможно, если настроить компрессор так, чтобы он быстро ослаблял бас при появлении бочки. Звучит несколько сложно, но методика очень проста. Сделать это можно в любом компрессоре с поддержкой сайдчейна (Waves, стандартные плагины DAW), мы же рассмотрим пример на основе Neutron 2.
Поместите Neutron на дорожку баса и активируйте в нём компрессор. Задействуйте сайдчейн, связанный с внешним источником сигнала (Ext Full) — так вы направите в компрессор сигнал с другого трека, минуя какую-либо фильтрацию.
В качестве основного входа плагина выступает шина Bus 3, на которую приходит сигнал бочки. Благодаря маршрутизации компрессор ослабит бас при каждом ударе бочки, а мы получим желаемый результат: атаку от бочки, сустейн от баса. Конкретные настройки компрессора назвать здесь сложно — все индивидуально и зависит от того, как сильно вы хотите оттенять бас.
Добавление мощи звуку с помощью редактора транзиентов
Из-за низкого качества инструмента, неправильных настроек или особенностей игры басу может не хватать сустейна. Исправить проблемы с сустейном эквалайзером не получится: эквализация изменит тембр и характер баса, скажется на общем саунде микса, но проблему не решит.
Здесь пригодится транзиент-шейпер, в чьих силах изменить атаку и сустейн. На изображении выше редактор транзиентов работает в многополосном режиме: первая полоса активирована, вторая — нет, третья активирована, но в режиме байпаса. Полоса 1 настроена на частоты ниже 500 Гц — все, что находится до этой отметки усиливается на 4 дБ слайдером Sustain. Благодаря этому происходит обработка только сустейна в нижнем диапазоне, все остальные частоты остаются нетронутыми.
Придание винтажного плёночного эффекта для укладки в микс
Басист и звукорежиссеры любят звук баса, записанный на аналоговую плёнку. За счёт аккуратной компрессии и обертонов, звучание баса отлично укладывается в микс. Если вы относитесь себя к ценителям винтажного саунда и мечтаете о характерном аналогово-пленочном звуке, вам не придётся покупать кассетную деку — достаточно модуля Exciter в iZotope Neutron 2.
Чтобы эмуляция плёнки была правдоподобнее, работайте в однополосном режиме. После активации плагина, добавьте в интерфейс модуль эксайтера, на X-Y контроллере выставите режим Tape, и настройте звук слайдером Drive. Когда в сигнале появится хорошо заметные перегрузки и искажения, сместите слайдер немного назад.
Укрощение случайных особо низких звуков
Как и в случае с электрогитарой, некоторые звуки баса могут «выпригивать» из микса и звучать более низко в сравнении с другими нотами. Причин тому много: особенности техники басиста, самого инструмента, усилителя и другого оборудования, использовавшегося при записи. Исправить такое поведение баса можно выборочной эквализацией.
Активируйте в эквалайзере первую полосу обработки, переведите её в режим работы Dynamic Mode. Сделайте вырез в районе 80 Гц — в нашем примере в этом месте появляется огромное количество лишнего сигнала. Следом за этим добавьте статичный HP-фильтр на частоте 23 Гц — так вы минимизируете грохочущие суб-басовые частоты у всего инструмента.
Устранение мутности
В аранжировках с одновременно играющими басом и бочкой довольно сложно подружить эти инструменты. Кто-то из них обязательно потеряется на фоне товарища, из-за чего плотный и крепкий низ микса будет разрушен. Исправить это можно техникой компенсации «Carving Space».
Суть метода проста: усиление частот одного инструмента должно компенсироваться ослаблением тех же частот другого инструмента. К примеру, вы усилили частоту 95 Гц у баса, значит эту же частоту нужно зеркально ослабить у бочки. Такой подход минимизирует столкновения частот этих инструментов — бочка и бас не будут бороться за одни и те же частотные диапазоны.
Сделать такую зеркальную обработку можно любыми эквалайзерами, установленными у вас в системе. Если вы используете эквалайзер Neutron 2, то жизнь становится ещё проще: в эквалайзере предусмотрена инверсивная обработка частот — плагин автоматически усилит или ослабит частоты на соседней дорожке.
На изображении выше бочка выбрана в качестве источника маскировки (Neutron работает на дорожке бочки). Кнопка обратной связи (Inverse Link) активна — плагин автоматически ослабит или усилит частоты баса при обработке кика.
Быстрая параллельная обработка
Параллельная компрессия и параллельная сатурация — популярные методики обработки и улучшения бас-гитары. Для их применения этих методик в DAW потребуется несколько шин и посылов, и правильная маршрутизация сигнала. При работе с Neutron 2 обработка становится проще: каждый модуль плагина оснащен мастер-ручкой Mix для независимой и параллельной обработки до 6 эффектов без каких-либо дополнительных настроек.
На изображении видно, что у каждого модуля присутствует собственный вертикальный слайдер (обратите внимание на выделенное красным место). К слову, скриншот демонстрирует смесь агрессивной компрессии и активной сатурации, чьё соотношение настроено тем самым слайдером Mix.
Источник