Бас гитара без головы грифа

Безголовые гитары: кто их создал и зачем?

Восьмидесятые были диким временем для музыки. Басс стал синтетическим, джинсы превратились в лайкру, а музыкальные инструменты трансформировались в самые футуристические версии самих себя.

Гитара была преобразована во множество способов: от покрытия поверхности зебра-принтом до потери головы грифа. Безголовые гитары, однако, пережили и зебра-принт, и лайкру.

Голова грифа часто воспринимается, как данность в дизайне гитары, так же, как дека и гриф. Но такие креативные мастера, как Штайнбергер, десятилетиями бросали вызов этому стандарту, производя высококачественные инструменты без голов, а иногда даже и без дек.

За десятилетия их существования, безголовые гитары по-прежнему довольно редко встречаются, и в значительной степени невидимы в мире гитарного мейнстрима, что придает этим футуристическим инструментам атмосферу экзотики.

Так откуда же они берутся и как работают?

Особенности и преимущества

Наверное, самый вопиющий вопрос, касающийся дизайна безголовых гитар — это куда девать колки? Есть ли вообще у безголовых гитар колки?

На самом деле, колки мигрировали на противоположный конец гитары, расположенный за бриджем. В этом нетрадиционном, но продуманном дизайне все гитарное оборудование расположено в одном месте. Благодаря этому отпадает необходимость в верхнем порожке, что благотворно сказывается как на игре на открытых струнах, так и на звучании инструмента в целом.

Существует также ряд эргономических преимуществ. Так, отсутствие дополнительного дерева и фурнитуры на конце грифа способствует смещению баланса гитары к корпусу, уменьшая давление гитарного ремня на плечо музыканта. Многие производители безголовых гитар, наподобие Strandberg , предлагают гитары с пустотелым корпусом, что уменьшает их вес от 2,2 кг до 2,7 кг.

Полная длина тела безголовой гитары также намного короче. Нижняя часть инструмента срезана у основания колков.

Ранние инновации в безголовых гитарах

По общему мнению, Нед Штайнбергер был первым дизайнером, который достиг реального успеха с безголовыми моделями, появившимися, когда тот работал на бас-гитарного мастера Стюарта Спектора.

Его первой безголовой моделью, изготовленной для компании Spector, стал бас L2, который впоследствии получил несколько дизайнерских наград. Штайнбергер создал свою собственную компанию в 1980 году и продолжил выпускать такие модели, как знаменитый Spirit, а совсем недавно — и ZT-3. Штайнбергер также создал TransTrem — уникальную тремоло систему, позволяющую настроить величину изменения тона при работе тремоло индивидуально для каждой струны.

Стоит также упомянуть модель Birdfish, изготовленную компанией Teuffel . Даже в странном мире безголовых гитар это действительно уникальное произведение искусства. Детище Ульриха Теуфеля — Birdfish — дебютировало в 1995 году и получило признание за свой дизайн и безупречное звучание.

У Birdfish нет корпуса в обычном понимании этого слова, но вместо этого есть два съемных деревянных бруска (называемые «тонбарами» Теуфеля), которые выступают в качестве основной резонансной структуры. Как тонбары, так и все три звукоснимателя гитары можно легко заменить, что придает инструменту еще больше универсальности.

“Предки” современных безголовых гитар все еще живы и здоровы, а дизайн инструментов Неда Штайнбергера меняется и совершенствуется с 80-х годов.

Spirit — самая известная модель гитар и басов Штейнбергера, а серия Synapse включает в себя инновации Неда за все годы производства. Обе модели регулярно в продаже, и стоят около $ 1 000.

Самая последняя модель — ZT-3, имеет более традиционную форму. Главной особенностью гитары стала новая версия тремоло TransTrem, позволяющая транспонировать инструмент в пяти тональностях с шагом в полтона.

Гитары Steinberger использовали такие известные артисты, как Майк Рaзерфорд (Genesis), Эдди Ван Хален (Van Halen), Дэвид Боуи, Стинг, Аллан Холдсуорт.

Основанная в 2007 году шведским производителем Ola Strandberg, эта компания стала известна благодаря универсальным эргономичным инструментам, которые нашли свою нишу в прогрессивных и металлических сообществах.

У Страндберга есть несколько интересных подходов к дизайну грифа. Почти все составляющие инструментов запатентованы. Среди инноваций производителя — уникальная форма грифа Endurneck, позволяющая руке меньше уставать при игре, а значит — играть быстрее; гриф с гибридной мензурой; система крепления струн из легчайших сплавов высокого качества, универсальный корпус, который можно разместить в нескольких позициях при игре сидя и многие другие.

Гитары бюджетной линейки Boden OS стоят от $ 1500 до $ 2000. Новая линейка Boden J является, по сути, той же Boden OS, только производится в Японии из дерева премиум класса и стоит от $ 3200.

И если вы ищете идеальную гитару, адаптированную “под вас”, у Strandberg есть линейка «Made to Measure». Инструмент полностью кастомизирован: все спецификации делаются под покупателя, с учетом стиля игры и максимального удобства. Но и стоит такая гитара дороже: от $ 4000, в зависимости от набора спецификаций.

Гитары Strandberg используют такие музыканты, как Пол Масвидал из Cynic, Пэр Нильсон из Scar Symmetry, Тосин Абаси из Animals As Leaders, Сара Лонгфилд из The Fine Constant и другие.

Большинство гитаристов, рискнувших однажды приобрести безголовую гитару, остаются довольны покупкой. А вам приходилось играть на таком инструменте? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Еще больше интересных фактов о музыкальных инструментах ищите на сайте Музточки !

Источник

Безголовые гитары: кто их создал и зачем?

Восьмидесятые были диким временем для музыки. Басс стал синтетическим, джинсы превратились в лайкру, а музыкальные инструменты трансформировались в самые футуристические версии самих себя.

Гитара была преобразована во множество способов: от покрытия поверхности зебра-принтом до потери головы грифа. Безголовые гитары, однако, пережили и зебра-принт, и лайкру.

Голова грифа часто воспринимается, как данность в дизайне гитары, так же, как дека и гриф. Но такие креативные мастера, как Штайнбергер, десятилетиями бросали вызов этому стандарту, производя высококачественные инструменты без голов, а иногда даже и без дек.

За десятилетия их существования, безголовые гитары по-прежнему довольно редко встречаются, и в значительной степени невидимы в мире гитарного мейнстрима, что придает этим футуристическим инструментам атмосферу экзотики.

Так откуда же они берутся и как работают?

Особенности и преимущества

Наверное, самый вопиющий вопрос, касающийся дизайна безголовых гитар — это куда девать колки? Есть ли вообще у безголовых гитар колки?

На самом деле, колки мигрировали на противоположный конец гитары, расположенный за бриджем. В этом нетрадиционном, но продуманном дизайне все гитарное оборудование расположено в одном месте. Благодаря этому отпадает необходимость в верхнем порожке, что благотворно сказывается как на игре на открытых струнах, так и на звучании инструмента в целом.

Существует также ряд эргономических преимуществ. Так, отсутствие дополнительного дерева и фурнитуры на конце грифа способствует смещению баланса гитары к корпусу, уменьшая давление гитарного ремня на плечо музыканта. Многие производители безголовых гитар, наподобие Strandberg , предлагают гитары с пустотелым корпусом, что уменьшает их вес от 2,2 кг до 2,7 кг.

Полная длина тела безголовой гитары также намного короче. Нижняя часть инструмента срезана у основания колков.

Ранние инновации в безголовых гитарах

По общему мнению, Нед Штайнбергер был первым дизайнером, который достиг реального успеха с безголовыми моделями, появившимися, когда тот работал на бас-гитарного мастера Стюарта Спектора.

Его первой безголовой моделью, изготовленной для компании Spector, стал бас L2, который впоследствии получил несколько дизайнерских наград. Штайнбергер создал свою собственную компанию в 1980 году и продолжил выпускать такие модели, как знаменитый Spirit, а совсем недавно — и ZT-3. Штайнбергер также создал TransTrem — уникальную тремоло систему, позволяющую настроить величину изменения тона при работе тремоло индивидуально для каждой струны.

Стоит также упомянуть модель Birdfish, изготовленную компанией Teuffel . Даже в странном мире безголовых гитар это действительно уникальное произведение искусства. Детище Ульриха Теуфеля — Birdfish — дебютировало в 1995 году и получило признание за свой дизайн и безупречное звучание.

У Birdfish нет корпуса в обычном понимании этого слова, но вместо этого есть два съемных деревянных бруска (называемые «тонбарами» Теуфеля), которые выступают в качестве основной резонансной структуры. Как тонбары, так и все три звукоснимателя гитары можно легко заменить, что придает инструменту еще больше универсальности.

“Предки” современных безголовых гитар все еще живы и здоровы, а дизайн инструментов Неда Штайнбергера меняется и совершенствуется с 80-х годов.

Spirit — самая известная модель гитар и басов Штейнбергера, а серия Synapse включает в себя инновации Неда за все годы производства. Обе модели регулярно в продаже, и стоят около $ 1 000.

Самая последняя модель — ZT-3, имеет более традиционную форму. Главной особенностью гитары стала новая версия тремоло TransTrem, позволяющая транспонировать инструмент в пяти тональностях с шагом в полтона.

Гитары Steinberger использовали такие известные артисты, как Майк Рaзерфорд (Genesis), Эдди Ван Хален (Van Halen), Дэвид Боуи, Стинг, Аллан Холдсуорт.

Основанная в 2007 году шведским производителем Ola Strandberg, эта компания стала известна благодаря универсальным эргономичным инструментам, которые нашли свою нишу в прогрессивных и металлических сообществах.

У Страндберга есть несколько интересных подходов к дизайну грифа. Почти все составляющие инструментов запатентованы. Среди инноваций производителя — уникальная форма грифа Endurneck, позволяющая руке меньше уставать при игре, а значит — играть быстрее; гриф с гибридной мензурой; система крепления струн из легчайших сплавов высокого качества, универсальный корпус, который можно разместить в нескольких позициях при игре сидя и многие другие.

Гитары бюджетной линейки Boden OS стоят от $ 1500 до $ 2000. Новая линейка Boden J является, по сути, той же Boden OS, только производится в Японии из дерева премиум класса и стоит от $ 3200.

И если вы ищете идеальную гитару, адаптированную “под вас”, у Strandberg есть линейка «Made to Measure». Инструмент полностью кастомизирован: все спецификации делаются под покупателя, с учетом стиля игры и максимального удобства. Но и стоит такая гитара дороже: от $ 4000, в зависимости от набора спецификаций.

Гитары Strandberg используют такие музыканты, как Пол Масвидал из Cynic, Пэр Нильсон из Scar Symmetry, Тосин Абаси из Animals As Leaders, Сара Лонгфилд из The Fine Constant и другие.

Большинство гитаристов, рискнувших однажды приобрести безголовую гитару, остаются довольны покупкой. А вам приходилось играть на таком инструменте? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Еще больше интересных статей читайте в блоге Музточки !

Источник

Преимущества и недостатки хедлессов. Безголовая бас гитара — практичность или фетишизм?

Автор данной статьи, и по совместительству админ группы ВК STEINBERGER BASSES AND GUITARS/Headless Club делится своим взглядом на достоинства и недостатки безголовых бас гитар. Безголовыми или хедлесами (от англ. headless — буквально без головы) их называют из-за отсутствия классической головы грифа с колками. У headless бас гитары настройка струны происходит на бридже. Являясь обладателем безголового Hohner B2AV нахожу этот тип инструмента весьма интересным и достойным большего внимания. Приятного чтения! Далее слова автора.

Давно хотел закрепить эту тему, даже как-то поднимал её много лет назад, но со временем вопросы про безголовники не прекращаются, хотя хедлессы массово производят аж с 1980 года. И я постоянно в беседах и переписках встречаю одни и те же вопросы, поэтому решил собрать их все в одной теме. Тут можно и обсудить конкретные моменты, и прихлопнуть вылезающие идиотские фейки. Добавляйте свои пункты по существу, если будут соображения. Лично для меня хедлесс гитары являются никаким не фетишизмом, а самым что ни на есть прагматическим решением рабочих вопросов. Тема и для поболтать так же.

Итак, преимущества безголовников:

1. Несомненно, значительно меньшая длина

Это положительно сказывается на габаритах, что, конечно, чувствуется у басов сильнее, чем у гитар, но, во всех случаях, идёт только на пользу и тем, и другим. Транспортировать гитары все сложнее, правила провоза и веса багажа ужесточаются. Да и просто, в поездках и в самолётах, и в поездах, и в автобусах, да где угодно гораздо удобнее с небольшой компактной гитарой, нежели с немаленьким басом, к примеру.

Везём то не только инструмент, но и багаж. Отсутствие этих бесполезных хедстоков уменьшает ещё и вес всего инструмента, и грифа, в частности. Он уже никогда не будет перевешивать, и вы всегда будете иметь отличный баланс вашей гитары. Сам Нэд Стейнбергер считает именно это основным преимуществом. Но мы то знаем ещё, что:

2. Отсутствие колков

Это позволяет избежать ненужного навивания струны в боковой плоскости, что не даёт струне закручиваться по своей оси. Большинство колков на электрогитарах и басах устроены именно так, что струна наматывается на них не в естественном направлении, а в боковом, не знаю, как точнее выразиться.

Это и приводит к перекручиванию самой струны, и может даже вывести её из строя непосредственно в момент установки. Такое происходило не раз у новичков, да и опытным юзерам необходимо соблюдать осторожность при установке струн. Тем более, стоят они сейчас недёшево, особенно басовые. Главное при установке в колки не дать струне перекручиваться по оси, не закреплять саму струну в бридже до максимально возможного момента, а позволять ей спокойно вращаться вместе с наматыванием на колок. У акустических инструментов струна наматывается, чаще всего, более естественно, по ходу своего движения.

Бридж безголового баса

Но, даже это не очень полезно с точки зрения надёжности и точности строя струн. Надеюсь, понятно объяснил. Я этот вопрос поднимал много лет назад, и, теперь каждый пионер знает об этом свойстве струн и рассказывает другим как правильно их устанавливать, что, несомненно, является всеобщим благом.
У хедлессов же струны просто закреплены с двух сторон, и находятся в самом естественном положении. И, при настройке они не перекручиваются, а лишь вытягиваются или сжимаются благодаря патентованной системе бриджа. Это значительно увеличивает срок службы струн, даёт более ровный звук, позволяет избежать перекрута струн, и, возможно, их выхода из строя во время установки, или даже позже, во время эксплуатации.

У хедлессов так же практически отсутствует проблема волчков (мёртвых нот на грифе) именно благодаря правильной системе фиксации и настройки струн. И наконец, о чудо, струны на хедлессах почти не теряют строй ни во время игры, ни все время когда они установлены. Достаточно немного проверить строй перед концертом, и все. Лишь иногда приходится немного поправить струны.

3. Eco friendly

Затем, есть ещё небольшая деталь, но, как по мне, так немаловажная. А именно, необходимость откусывать струны в гитарах с бошками. Более идиотического занятия сложно себе представить в 21 веке, когда вопрос природных ресурсов так велик во всем мире. Не секрет, что ценнейший никель, который используется при изготовлении струн, добывается чуть ли не в двух-трех местах на планете, а именно, в России, и ещё где-то в Африке и Южной Америке (поправьте кто знает точнее). США чуть ли не весь наш Норникель скупили под корень, и используют его продукцию на своих предприятиях (не только музыкальных). Тут, кстати, и ответ, почему американские струны до сих пор самые лучшие. Ну никак не могут остальные страны добиться такого же качества, хотя все оборудование давно имеется и в Китае, и в европейских странах. А гитаристы устанавливают струну в злополучные колки, а излишек откусывают и, чаще всего выбрасывают в мусор. Не думаю, что кто-то собирает обрезки годами и сдаёт в пункты )))

Система крепления струн double ball на грифе

В мировом масштабе получатся, думаю, тонны выброшенного ценного металла. У хедлессов ничего не надо откусывать-отламывать и т. д. Поставил струну, закрепил, настроил и играй.
Это замечание сугубо субъективное и не касается напрямую дизайна хедлессов, но косвенно имеет место быть озвученным в данном контексте.

4. Дизайн

Тут уже полнейшая субъективщина. Лично мне очень нравится хедлесс дизайн, хотя и против привычных форм также ничего не имею. Но хедлессы для меня выглядят круче. Этот же пункт является первым в списке недостатков.

Недостатки безголовой бас гитары

Лично для меня их нет у хедлессов, но, полезно обсудить и эту сторону.

1. Ну, конечно, дизайн

Ох и устал я в свое время читать разных тимафейков и прочих диванных полежунов про недостатки тех или иных гитар. Тут гриф не тот, тут на весло похоже, тут рог слишком длинный, а тут слишком короткий, и т. д. Как правило, эти иксперды редко отличаются музыкальным талантом.

Дизайн безголовых басов фирмы Hohner

Однако, не учитывая мнение данных персонажей всерьёз, допускаю данный пункт в обсуждение. Кому-то из нормальных музыкантов может и не понравиться внешность хедлессов. Они просто выберут другой инструмент по вкусу и все. Хотя лично я таких не встречал из числа реально действующих исполнителей. Наоборот, во всем мире и в России, в частности, растёт число любителей безбашенников, а многие активно гастролирующие музыканты давно имеют в запасе обрубочек для самолётов))))

2. Дефицит запчастей

Этот пункт скорее временный, и возник из-за слабого обеспечения музыкальной мелочевкой российских магазинов. А именно, дефицит запчастей и струн с двойным шариком (double ball) в РФ (говорю за свою страну, не зная как дела в соседних бывших советских). Действительно, выход из строя, к примеру, кобылки крепления струны в бридже, или невозможность достать фирменный адаптер для обычных струн является проблемой для российских музыкантов. Решается обычно самопальным путем, и, надо сказать, весьма успешно. Я сам пару раз заказывал мелкие запчасти у опытных токарей, и получалось даже лучше оригинальных.

Источник

Читайте также:  Табы для бас гитары рифы
Оцените статью