Бас гитара для начала обучения

Бас гитара: с чего начать?

Видов гитар очень много, но самыми популярными являются акустическая гитара, классическая гитара, бас-гитара и электрогитара. Мы поговорим о том, что такое бас-гитара, как начать игру на бас-гитаре, для чего нужна бас-гитара, чем отличается бас-гитара от соло гитары, что можно играть на бас-гитаре. На вопрос что лучше бас-гитара или электрогитара ответить очень сложно, поскольку прежде чем выбрать тот или иной инструмент, нужно учитывать свое желание и, конечно же, способности.

Правда ли, что на бас-гитаре легче научиться играть, чем на других видах гитар?

Существует мнение, что освоить бас-гитару гораздо легче, чем другие виды гитар. А если владеете акустической или электрогитарой, то учиться играть на бас-гитаре не нужно. На самом деле это абсолютно неверное мнение. Бас-гитара отличается от других гитар, а путь овладения инструментом не такой уж и простой и достаточно тернист.

Важно сразу же научиться правильно держать инструмент и соблюдать некоторые другие приемы, о которых мы и поговорим.

Кто может научиться играть на бас-гитаре

Осилить бас-гитару и получать от этого удовольствие могут даже те, кто почти не имеет музыкального слуха. Главное – это труд и упорство. Тогда станете настоящим мастером. Но вот вопрос в том, захотят ли такие начинать играть.

Читайте также:  Боксы для грифа гитары

Сразу нужно выбросить из головы мысли о том, что если научились играть на акустической или электро- то вам не нужно учиться на бас. Главное набраться терпения и следовать простым рекомендациям, которые позволят не разочароваться сразу же. И помните, что у вас обязательно все получиться.

Рекомендации начинающим

  • Первым делом найдите хорошего учителя, который будет вас обучать всем тонкостям игры, для этого не скупитесь, в будущем результат превзойдет все ожидания.
  • В начале не делайте акцент на исполнении песен, лучше накапливайте теоретические знания, которые в дальнейшем и воплотите в теоретические умения. Музыкант не столько должен уметь воспроизводить ноты, сколько создавать музыку. Учитесь чувствовать ритм, оттачивайте технику.
  • Не зацикливайтесь на одном жанре, даже если другие не воспринимаете. Играйте тяжелую музыку, «джаз». В этом случае учите музыку, а не жанры. Для такого инструмента как бас-гитара жанры могут смешиваться и переплетаться.
  • Не ленитесь изучать историю музыки от её возникновения и до современности. Это очень важно, поскольку начало дает основу современной музыке.
  • Наберитесь терпения, важно понимать, что освоить инструмент за один день у вас никак не получиться. В начале обучения не играйте быстро, не подражайте профессионалам, помните, что они достигли такого уровня мастерства за годы упорного труда.
  • Никогда не отчаивайтесь, верьте в свои силы и у вас обязательно все получиться.

Учимся держать инструмент правильно

Правильно держать бас-гитару – это одно из главных в процессе обучения. Чем правильнее её держите, тем быстрее освоите технику игры. Не игнорируйте, это очень важный момент.

Играют на бас-гитаре в двух положениях: стоя и сидя. Большого различия здесь нет, но есть некоторые моменты. Удобнее играть сидя, но в некоторых ситуациях, например, выступая на сцене, этот вариант не подойдет.

Читайте также:  Ноты frederic chopin nocturne no 2 in у flat op 9 no 2

Для игры сидя, выберите стул средней высоты. Разместитесь на стуле таким образом, чтобы ноги были немного раздвинуты. Возьмите инструмент таким образом, чтобы головка грифа находилась на уровне плеча или немного выше, тут уж как вам будет удобнее. В таком положении вам будет удобно играть. Правая рука находится в таком положении, чтобы локоть находился на основании корпуса инструмента.

Для игры в положении стоя вам понадобиться специальный ремень. Его длина должна быть такой, чтобы головка грифа, как и в положении сидя, находилась на уровне плеча. Ваша правая рука не должна быть скованна, она свободно двигается, поскольку нужно играть на всех четырех струнах.

Основные приемы

Есть три типа игры на бас-гитаре, которые мы и представим.

Первый приём – игра «щипком», его официальное название пиццикато. Этот приём используется тогда, когда нужно создавать мягкую музыку, во время легких партий, распространен в джазе. Можно использовать любой палец, только не мизинец. Для создания музыки выполняются щипковые движения.

Следующий приём называется слеп. Он выполняется ударом боковой стороной большого пальца по струнам.

Третий приём предусматривает использование медиатора. Такая техника используется в том случае, если нужно получить более жесткие звуки. Такой приём очень распространен в тяжелой музыке.

Еще одним отличием бас-гитары от других видов является то, что здесь пальцы обозначаются буквами, а не цифрами. В данном случае обозначаются все пальцы, кроме мизинца, который практически не используется в процессе игры.

И помните, что учиться играть на бас-гитаре – это тяжелый труд, который требует немало усилий, терпения. Не отчаивайтесь, если что-нибудь не получается.

Источник

Как научиться играть на бас-гитаре

Как говорил один известный бас-гитарист «раньше я думал, что бас-гитара – это гитара с четырьмя струнами, поэтому я открутил на старой акустике нижние струны и считал себя бас-гитаристом, это потом я узнал, что бас — это и не совсем гитара». Чтобы изначально быть теоретически подкованным и узнать не только основы, но и тонкости игры на бас-гитаре стоит разобраться, что это за инструмент, какие техники, особенности обучения существуют. Тогда вы сможете избежать заблуждений и ошибок и будете сразу делать все правильно, достигая быстрее лучших результатов.

Сложно ли играть на бас-гитаре

Ближайшим «родственником» бас-гитары является контрабас, а не гитара (это мнение распространено из-за схожей формы и техники игры). Для баса ноты пишутся в своем ключе, а техника игры имеет особые приемы. Поэтому принцип «меньше струн – быстрее научусь» здесь не действует. И, к слову, встречаются экземпляры баса с 5,6,8,10,12 струнами.

Успех обучения заключается в нескольких составляющих:

  1. Базовая теоретическая подготовка. Для этого можно вооружиться самоучителем. Также сейчас есть музыканты-видеоблогеры, которые выпускают уроки, начиная с азов и заканчивая виртуозными приемами. А самым эффективным является обучение в профессиональной музыкальной школе.
  2. Регулярные занятия.
  3. Терпения и приложенные усилия – пропорциональны результату.

Частыми ошибками на начальном этапе являются:

  • неправильный выбор баса (со слишком тяжелым инструментом вы будете уставать, а неправильно подобранная длина мензуры дает большую нагрузку на кисти, что приносит дискомфорт даже при правильной постановке рук);
  • при тренировках важно понимать, что у правила «больше-лучше» тоже есть предел, поэтому делайте перерывы. При перенапряжении вы можете травмировать кисть, чем отложите время обучения и даже сможете получить серьезные травмы;
  • завышенные ожидания скорых результатов могут принести неуверенность при столкновении с реальным темпом прогресса, но важно не останавливаться.

Главным заблуждением является неверие в свои силы. Игра на бас-гитаре доступна каждому! Вдохновляйтесь любимыми джазовыми музыкантами, рок или метал-исполнителями, многие из которых являются самоучками.

Как научиться самому играть на бас-гитаре

Научиться играть на бас-гитаре может при желании каждый. Помехой не может стать плотный график, так как можно выделить несколько часов в неделю для любимого занятия. У музыкантов нет возрастных ограничений: подрастающее поколение быстрее схватывает, люди с опытом более усидчивы и целеустремлены, легче понимают сложные душевные оттенки композиций.

Выбирая первый инструмент, лучше остановиться на классическом 4-струнном басе. Также бас-гитара подключается к усилителю. Он необходим, так как основа бас-гитары состоит из цельного, а не полого куска древесины из-за чего инструмент звучит очень тихо, зато имеет нужные вибрации. Он является буфером между колонкой и басом. Новичку лучше обзавестись комбинированным усилителем (комбиком), который сочетает усиление и акустическую систему (не нужно дополнительно покупать колонки).

Для тренировок нужен метроном, мерные колебания которого помогают не сбиваться с ритма. Также в дальнейшем можно использовать различные педали, которые будут давать дополнительные эффекты. Их можно покупать как отдельными, так и в наборе – педалборд.

Настроить инструмент можно ориентируясь на слух. Для более точной и быстрой настройки бас-гитары используется тюнер. При этом стандартный строй-струнного баса включает такие позиции:

  • 1 струна (самая тонкая) — G (Соль);
  • 2 струна — D (Ре);
  • 3 струна — A (Ля);
  • 4 струна — E (Ми).

Важно выполнять упражнения на развитие игры на бас-гитаре. Примеры простейших заданий:

  1. Начинайте перебирать на первой струне, чередуя указательный палец со средним.
  2. Выполняйте упражнение по 4 раза, поднимаясь по струнам.
  3. После добавьте к перебору безымянный (игра 3 пальцами: указательный-средний-безымянный).

Техника игры на бас-гитаре

Играть можно сидя и стоя. Но, в любом случае важно правильно держать руки. Сидячий вариант предпочтительней, но не подходит для выступлений с группой. При этом есть несколько правил:

  • стул выбирайте средней высоты;
  • бас размещается таким образом, чтобы головка грифа была на уровне плеча или немного выше;
  • правая рука располагается на деке так, чтобы локоть лежал на основании корпуса.

Когда вы играете стоя, то используйте ремень. Голова грифа также должна располагаться на уровне/выше плеча, а руки таким образом, чтобы удобно было передвигаться по ладам на грифе и играть на всех струнах. В зависимости от техники регулируется длина ремня, при этом основание баса может располагаться:

  • на уровне груди – для тэппинга;
  • на уровне талии – универсальное положение;
  • на уровне бедер – для слэпа.

Для движений правой руки можно использовать перебор пальцами или медиатор. Игра медиатором позволяет получить ровный и яркий звук. Медиаторы различаются по толщине и жесткости и выбираются музыкантом под себя.

При игре пальцами получается более мягкий звук. Музицировать можно в 3 положениях:

Большой палец упирается в звукосниматель, остальные цепляют струны. Получается более мягкий звук;

Техника Слэп. Большой палец находится параллельно струнам. Удары приходятся возле последнего лада грифа. Указательный и средний пальцы цепляют струны в верх.

Тэппинг. Пальцами правой руки ударяем и цепляем струны на ладах грифа, левая рука играет на легато.

Также некоторые техники можно выполнять только пальцами, например, тэппинг. Это метод, при котором звуки образуются за счет ударов по струнам между ладами, также при игре пальцами может использоваться пиццикато (игра щипком) и слэп (удар фалангой пальца по струне после подцепа).

Левая рука на ладовом инструменте зажимает струну между ладов, на безладовом – должна зажимать струну в месте лада. Сила нажима подушечками пальцев должна быть достаточной, чтобы струна не звенела.

Освоить бас-гитару самостоятельно возможно. Однако занятия с педагогом помогут избежать многих ошибок и увеличить скорость обучения. Наша школа занимается профессиональным обучением музыке, в том числе игре на бас-гитаре. У нас вы можете записаться на бесплатное пробное занятие, чтобы понять, что это за инструмент и как на нем играть.

Источник

Бас гитара для начала обучения

Отличное обучающее пособие в трех частях. Настоятельно рекомендую всем , а не только начинающим.
Автор “Школы игры на бас-гитаре” — Юрий Андреев — большой энтузиаст бас-гитары, один из первых исполнителей на бас-гитаре в нашей стране. Участник многочисленных отечественных и зарубежных музыкальных фестивалей, Юрий Андреев хорошо знаком с творчеством лучших мастеров бас-гитары, применяя накопленный опыт, как в концертных выступлениях, так и в педагогической работе в Московском колледже импровизационной музыки. Ряд интересных сольных композиций, созданных им для бас-гитары, а также многочисленные упражнения и этюды, часть из которых приводятся в Школе, нередко исполняются учащимися в своих концертных выступлениях, а также активно используются для повышения своего исполнительского уровня.

Особенностью Школы и её несомненным достоинством является последовательное изложение теоретического материала по элементарной теории музыки в сочетании с многочисленным практическим учебным материалом различной степени сложности, предназначенного как для технического совершенствования начинающих музыкантов, так и для знакомства с различными музыкальными жанрами. Нотное приложение содержит сольные пьесы и этюды, а также примеры аккомпанемента и импровизаций в самых различных жанрах классической и современной ритмической музыки.

Ценность и необходимость данной работы бесспорна, и, думается, что Школа станет не только популярным пособием для начинающих бас-гитаристов, но окажется полезной и более подготовленным музыкантам для совершенствования своего мастерства, а также явится дополнительным методическим материалом для преподавателей музыкальных учебных заведений.

Источник

Элементарная теория для бас-гитары

Для записи музыки ещё до появления нот использовались особые знаки в европейской музыке – невмы, а в России – крюковое или знаменное письмо. Эти записи указывали направление мелодии, но были несколько несовершенны, т.к. в них не фиксировалась точная высота звуков. В первой половине XI века итальянец Гвидо д’Ареццо придумал обозначать каждый звук нотами, которым дал названия по первым слогам церковного гимна, посвященному святому Иоанну Крестителю. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей.

  • Ut queant la xis (Ут в дальнейшем для удобства проговаривания заменена на До)
  • Resonare fibris (Ре)
  • Mira gestorum (Ми)
  • Famuli tuorum (Фа)
  • Solve poluti (Соль)
  • La bii reatum (Ля)
  • Sancte Iohannes (Си)

Чтобы указать выше звучит та или иная нота или ниже, он стал их записывать на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот, ключи и прочее), и в современном виде она существует с XVII века. Запись звуков музыки осуществляется с помощью нотной строки. Она состоит из пяти параллельных горизонтальных линеек и называется нотным станом или нотоносцем.

Так как на нотном стане можно записать лишь ограниченное число нот, то для записи более высоких и более низких звуков применяются короткие добавочные линейки над или под нотным станом.

Чтобы избежать большого количества добавочных линеек, для записи нот для разных инструментов используют различные ключи, которые закрепляют за каждой линейкой нотного стана определённую высоту ноты. Самые распространённые три вида ключей:

1. Скрипичный ключ (ключ соль), для записи звуков среднего и высокого регистров (гитара, флейта, труба и др.).

2. Басовый ключ (ключ фа) для записи звуков низкого и реже среднего регистров (бас-гитара, контрабас, тромбон, туба).

3. Ключ до (альтовый и теноровый), соответствует ноте до первой октавы (скрипки, фагот, тромбон, иногда вокал)

Нотная партия бас-гитары записывается в басовом ключе. Музыкальный звукоряд состоит из семи нот, кроме названий которые обозначаются ещё и латинскими буквами.

В разных изданиях можно встретить разное обозначение ноты си: нота си как B, а нота сиb как Bb (или нота си как Н, а сиb как B). Наименьшее расстояние между двумя звуками называется полутон. А расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном. В звукоряде, состоящем из основных ступеней, полутоны образуются из звуком ми-фа и си-до. Расстояние между остальными соседними звуками составляют целый тон. Промежуточные звуки между нотами имеют производные названия от повышения или понижения этих звуков.

Повышение звука на полутон обозначается знаком # – диез, понижение на полтона –( b)– бемоль.

акое высотное равенство звуков с различными названиями именуется энгармонизмом. Повышение и, соответственно, понижение ноты на тон (или два полутона) имеют названия дубль-диез(x) и дубль-бемоль (bb ). Знак, отменяющий действие диеза и бемоля – бекар

Все эти знаки имеют общее название – знаки альтерации. Они ставятся перед нотой, к которой они относятся , а произносятся в обратном порядке (ре диез, ми бемоль). Кроме знаков альтерации при ноте, есть ещё ключевые знаки альтерации — это диезы и бемоли, которые стоят в начале нотного стана справа от ключа. Они влияют на ноты всей композиции и обозначают её тональность. Отменить эти знаки можно лишь бекаром, расположив его перед нужной нотой.

Расположение нот на грифе

Запомнить расположение нот на грифе бас-гитары поможет поэтапный разбор и разучивание. 1. Выучите ноты на открытых струнах.

  • 1 струна – G – соль
  • 2 струна – D – ре
  • 3 струна – A – ля
  • 4 струна – E – ми

Каждое занятие лучше начинать с настройки инструмента. Если вы пользуетесь электронным тюнером, при извлечении звука каждой струны как раз эти буквенные обозначения нот он должен показывать, если инструмент настроен правильно.

2. Хорошо выучите расположение всех нот на грифе до 5 лада.

Начните с запоминания диатоники (нот натурального ряда) – это ноты без диезов и бемолей (A, B, C, D, E, F, G). Обратите внимание, что есть строгая закономерность в расположении:

– соседние звуки (соседние лады) ми и фа (E – F), си и до (H – C), остальные располагаются через лад
– все ноты идут одна за другой в соответствии с алфавитом от A до G. После G цикл повторяется и снова следует A, но это будет уже более высокая версия ноты ля. Двигаясь по грифу, ноты повторяются в этой последовательности.
A – B – C – D – E – F – G
– или же аналогично за повторяющуюся последовательность можно взять по названию 7 нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си (c-d-e-f-g-a-b). – запомнив интервал октава (наискосок через струну), можно легко найти такую же ноту звучащую выше или ниже.

Хорошо выучив расположение этих нот, вам не составит сложности определить оставшиеся промежутки между ними, т.к. между натуральными нотами находятся диезы (#) и бемоли (♭). Название ноты взятой выше от предыдущей обозначается как диез (например A открытая 3 струна → 1 лад это A#), а нота взятая ниже от предыдущей обозначается как бемоль (например D это 3 струна 5 лад → 4 лад будет D♭). Диезы и бемоли являются взаимозаменяемыми. Например, ноту между C и D можно записать как C# или как D♭.

3. Поиск всех одинаковых нот на грифе. Используйте как упражнение для себя поиск всех одинаковых нот на грифе. Например, на первом занятии найдите все ноты ми (E) на грифе, а на втором – ноту Соль (G) и так далее, отрепетировав настолько, что вам уже не нужно будет считать или слишком долго искать. Практикуя такой способ, вы будете знать расположение всех нот на грифе.

4. Играйте произведения по нотам. Музыка записывается при помощи нот, поэтому умение быстро читать ноты и находить их на грифе – отличный способ быстро выучить все ноты. Для самого начала подойдут небольшие простые этюды, а затем уже можно переходить к большим произведениям. Если вы смогли дойти до уровня «чтения с листа», когда глядя на нотный стан, вы будете находить нужные ноты на грифе прямо в процессе чтения, то вы отлично запомнили все ноты.

Такт и тактовый размер

Если сравнить музыкальную композицию с книгой, то как у книги есть отдельные главы, так и композиция состоит из крупных частей: интро, куплет, припев, проигрыш, соло, бридж (отступление), кода и возможны другие части. Абзацы текста можно сравнить с длинными музыкальными фразами или четверостишьями куплета или припева, предложения – с отдельными строчками куплета или припева, музыкальными рифами. А слова – с тактами, слоги и буквы – с нотами.

Так любое музыкальное произведение делится ритмически на отрезки – такты. Они отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. В начале каждого произведения на нотоносце рядом с ключом пишутся две цифры в виде арифметической дроби – это тактовый размер. Верхняя цифра указывает количество долей в такте, а нижняя – длительность одной доли.

Длина звучания каждой ноты обозначается значком её длительности. Самой большой длительности соответствует целая нота. Длительность, которая в два раза короче целой ноты, обозначается половинной нотой – . Очевидно, что две половинные ноты равны по длительности одной целой ноте. Все остальные ноты тоже обозначают доли целой ноты, полученные путём деления на две, четыре, восемь, и т.д. частей.

Самой простой и основной мерой длительности является четверть , когда звук продолжается (выдерживается) в течение одного удара или одного счёта. Поэтому самым распространённым размером для записи музыки является 4/4. Так, целые ноты содержат четыре четверти и их нужно выдерживать четыре счёта, половинные два счёта, четвёртые – один счёт, восьмые – на один счёт две ноты и т.д. Кроме звуков в музыкальных композициях используют паузы – временное молчание, перерыв в звучании. Каждой длительности ноты соответствует равная ей пауза.

Когда же нужно выдержать паузу в несколько тактов, чаще это встречается в ансамблевой и оркестровой музыке, то в нотной записи это обозначается тактовой (оркестровой) паузой. Оркестровая пауза записывается в виде черты с цифрой над ней, указывающей её продолжительность в тактах.

Помимо перечисленных длительностей, в музыке используются и другие их обозначения. Для увеличения длительности нот, в некоторых случаях применяют лиги – дугообразные линии, связывающие две одинаковые ноты. Длительность звучания ноты при этом равна сумме длительностей залигованных нот

Точка, поставленная справа у нотной головки, увеличивает указанную длительность на её половину.

Точки применяются и для увеличения продолжительности пауз – соответственно тому, как они применяются для увеличения длительности нот.

Табулатура

Для записи нот нередко используют табулатуру. Это упрощённая запись партии, где линии обозначают струны, а цифры на линейках – лады на грифе.

Для пяти- и шестиструнных бас-гитар табулатура состоит из пяти или шести линий соответственно. Совместно с нотной записью, табулатура помогает точнее передать аппликатурные особенности исполнения произведения (порядок расположения и чередования пальцев при игре)

Но использование только одной табулатурной записи для разучивания композиций имеет значительный минус. Он состоит в том, что сама табулатура не отражает длительности нот и пауз. И без знания ритмики оригинального звучания произведения довольно сложно воспроизвести партию правильно. Пример фрагмента бас партии Guns N’ Roses – Sweet Child O’ Mine в табулатуре:

Согласитесь, довольно сложно понять ритмику и сыграть правильно, не зная композиции. А вот пример того же фрагмента в нотной записи и табулатуре:

Знания о длительностях нот и паузах легко позволит исполнить данный фрагмент правильно. Поэтому, несмотря на временные трудности в изучении нот и длительностей, рекомендуется учащимся, которые хотят овладеть инструментом профессионально, заниматься тщательным изучением нотной грамоты. В дальнейшем это позволит быть универсальным музыкантом, который с лёгкостью сможет исполнить любую написанную партию, будь то в оркестре или профессиональном ансамбле.

Источник

Оцените статью