Бас гитара джо димайо

Говорящий Бас

Говорящий Бас

В рубрике «Специально Для Басистов»
Джоу Дэ Майо о бас-гитарах

Его часто называли лучшим металлическим басистом мира. Его звучание и его соло прославились в рамках данного жанра. Нашего парня зовут Джоуи Дэ Майо, и сейчас он гордый обладатель мирового рекорда по громкости исполнения. Но его точно не назовешь тупым металлистом. Его исполнительский стиль весьма разнообразен по целому набору музыкальных направлений, что очень важно для обладателя титула лучшего басиста мира. Штефан Керзель общался с лидером Manowar в Америке.

Металл просто наводнен героями гитары, а вот таких же «героических» басистов можно пересчитать по пальцам. Почему так происходит, как ты думаешь?

Джоуи: Возможно по той причине, что гитара в металле это основной, главный инструмент. Любой пацан берущий в руку гитару, мечтает стать гитарным героем, но на что способен гитарист без хорошей аккомпанирующей группы? Группа, и в особенности ритм-секция, бас и барабаны, создают ту основу, опираясь на которую гитарист может создавать собственное звучание. С таким басистом как я, гитара, в теории, и не нужна, но это только в теории. Металлу требуются гитаристы. Бас, барабаны и гитара – часть нашей музыки.

Тебя считают настоящим профи, и это несмотря на увлечение алкоголем и девочками.

Нужно понимать, что поклонники приходят на концерты для того, чтобы услышать музыку, а не только взглянуть на красивые колонки, выстроенные на сцене. Конечно, мне хочется «дернуть» пивка после концерта, не говоря уже о развлечении с женщиной и отлично проведенного времени, но все это только после окончания работы. На концерте я прежде всего музыкант, и никто другой. Я профессионал.

Читайте также:  День победы ноты для саксофона альта

Когда ты начал играть на басу?

В свое время увидел Beatles и с тех пор просто «заболел» рок-н-роллом. Я дико донимал своих родителей, упрашивал, чтобы они купили мне гитару. Они в итоге купили, потом эта самая гитара провалялась в моей комнате целую вечность, а я так и не сыграл, ни ноты. Но все изменилось, когда я встретил одного парня, у него была своя группа и им был нужен басист. Я пошел домой и поговорил со своими родителями. Они выслушали меня, и решили, что я свихнулся. Я еще не сыграл ни ноты, а тут вдруг заявляю им, что буду играть в группе! Тем не менее, они купили мне бас, и я стал играть в группе! Но они повели себя как законченные придурки и с их стороны это было огромной ошибкой. Это до меня доперло только через парочку месяцев. Поэтому мои родители не стали бы на меня давить, и я продолжил заниматься на инструменте. Как вы понимаете, это того стоило. Тогда бас-сцена была довольно скромной. Бас считался таким скучным инструментом и никто даже не старался его развивать. Пришлось попотеть. Басисту достались толстые струны и такой же толстый гитарный гриф, не то, что у гитариста, поэтому было трудно что-то придумывать, кроме как продолжать оставаться частью ритм-секции. Если вам хочется играть басовые соло, придется постараться. Многие басисты не стремятся найти какое-то новое звучание из-за ряда неудобств. Через какое-то время я понял, что можно играть на басу с тонкими струнами, но при этом звучать жирно.

Ты не обычный басист. В твоем стиле чувствуется сильное влияние классики. Ты изучал классическую музыку?

Нет, не изучал. Моя техника игры – мое собственное изобретение. Одно время я изучал гармонии, когда играл с одним другом, который барабанил в чикагском симфоническом оркестре. Конечно, сейчас вспоминая прошлое, я был бы только рад, если бы родители отправили бы меня заниматься к профессиональному преподавателю. Тогда бы я значительно укрепил бы свой исполнительский потенциал. Но хорошо, что музыкальная теория, в моем случае, не играет решающего значения. Намного важнее иметь тонкий и развитый слух. На свете множество музыкантов, которые больше чем на все остальное полагаются именно на свой собственный слух. Если же говорить о Manowar, то мы стараемся звучать ни на кого не похоже, и это можно делать только на слух.

Твоя техника исполнения ближе к технике классического гитариста. Быть самоучкой при таком раскладе весьма необычно.

Так получается скорее всего потому что я не хотел походить на обычных басистов. Как правило, у басистов очень заурядное и невнятное звучание, мне же хотелось играть чисто, практически с гитарным звуком. Гитарист не может копировать звучание басиста, а вот басист может, он может звучать так же разнообразно, как гитарист. Конечно, для этого вам придется модифицировать собственный бас. Иногда, для того, чтобы взять высокие ноты, я играю на басу как на скрипке, однако, чтобы так играть нужно иметь сильные пальцы. Прилагать усилия. Конечно, на бас гитаре стандартной конструкции это практически невозможно. Я играю на струнах марки «Ernie Ball», толщиной 040,050,060,070. Для баса, это очень тонкие струны.

Как ты создаешь свое звучание?

Использую разное оборудование, но не эффекты. Педали на сцене я использую только для того, чтобы включать и выключать свои усилители. На концертах, я всегда играю со стерео звуком. С одной стороны сцены усилители выдают высокий звук, с другой – низкий. Если говорить о педалях, то я предпочитаю, чтобы усилители работали. В качестве регулятора громкости я использую «бустер». И все. Не думаю, что для того, чтобы бас хорошо звучал, нужно море разных эффектов. Главное техника исполнения, все остальное – ерунда.
Когда я начал играть, я слушал все, что могло звучать для меня странно или даже необычно, совершенно нестандартно. Больше всех из басистов мне нравились Джон Энтвистл из группы The Who и Джек Брюс. Они были личностями со своим неповторимым звуком, и это было очень важно для меня. Сегодня это редкость. Теперь бас звучит весьма заурядно. Одно из исключений здесь – Лемми. У него свой звук, узнаваемый среди тысячи прочих басистов.

Ты играл в каких-нибудь не металлических группах?

Конечно, я играл во многих разных группах, и основной опыт получил на Бродвее.

Да. Все смеются, когда узнают об этом. Только сейчас я освоил «основы основ», которые необходимо знать, когда нужно играть в связке с другими музыкантами. Это совершенно новый опыт, когда вы играете с вокальной группой или с оркестром. Нужно уметь держаться в тени, не вылезать, и иной раз оставаться совершенно незаметным. Нужно уметь работать с 20-40-ка музыкантами, при этом нужно это дело очень любить. Потом нужно быть частью единого целого, только так можно выполнять свои обязанности.

Как же ты попал в оркестр, не имея соответствующего образования?

Я узнал, что в оркестр нужен, басист, и пошел на прослушивание. Вот так вот, просто. Конечно, мне предстояло играть по нотам, но так как я этого не умел, то играл «что в голову взбредет», в соответствии с музыкой. Продюсер предложил мне послушать мою партию на записи. Оркестранты волновались, так как первый концерт должен был состояться уже на следующий день. Почти сутки я репетировал свои партии. Потом до меня дошло, насколько же важно проникнуться общим настроением. Опыт игры в оркестре, а также мой друг из чикагского оркестра помогли мне открыть для себя музыку Вагнера.

Ты действительно так любишь творчество Вагнера или же это чисто рекламный трюк из-за того, что у вас так много фанатов в Германии?

Вовсе не по этому. Когда полюбил музыку Вагнера, я даже не знал, где находится Германия. Когда играл в оркестре, понял, какие возможности классическая музыка открывает передо мной. В этой музыке не только стандартный размер, в этой музыке чувствуется рок-н-ролл. Полюбив творчество Вагнера, я заинтересовался и его Родиной. Если вы мне не верите, можете спросить об этом музыкантов нашей группы. На нашем первом европейском турне, я уговорил водителя нашего гастрольного автобуса отклониться от маршрута на 800 с лишним киллометров, и заехать в городок Байройт. Остальные музыканты Manowar хотели бухать и развлекаться. Ребята так разозлились, что готовы были меня вздернуть, но я просто должен был увидеть это место. Естественно, я бы не отказался побывать на концерте музыки Вагнера, но сейчас у меня просто нет свободного времени. Но в ближайшие годы, я все равно на таком концерте побываю. Потом, возможно, подучу немецкий и начну понимать о чем же они поют. Америке всего лишь 200 лет, и мы явно уступаем Европе по части своей музыки, живописи и литературе.

Давай поговорим о твоем аппарате. На моделях, каких бас гитар ты играешь?

Моя основная басовая модель – «Rickenbacker», а если быть точным модель «400i», на которой я в основном и играю. А еще у меня есть бас модели «SG».

Ты как-либо усовершенствовал свои инструменты?

Конечно, мои бас гитары в обычном музыкальном магазине не купишь. Мой басовый техник работает над моими инструментами уже 11 лет. Он постоянно предлагает какие-то новые фишки, либо предлагает какие-то классные модели. Мы изменили диапазон звучания, укоротив струны. Можно сказать, что струны на моих бас-гитарах очень похожи на струны на концертной гитаре.

А басовый тон и электронику как-то менял?

Я был бы счастливчиком, узнав все секреты моих роуди. Мои басы звучат круто как в высоком, так и в низком диапазонах. Мне нравится экстремальное звучание. Конечно, все мои бас-гитары пассивны. Не люблю я регуляторы активного тона, потому что они только портят настоящее гитарное звучание.

Какие регуляторы стоят на твоих басах?

«Доктор», мой басовый техник, за время нашего 15-ти летнего знакомства, перепробовал множество разных регуляторов. Между тем, он разрабатывает их самостоятельно. Лучшие поставленные на бас-гитары «Доком», регуляторы от мастера Билла Лоуренса. Билл создает лучшие в мире бас-примочки.

Ты уже упоминал стереозвучание. Как оно было создано?

Просто. Два звукоснимателя на моем басу постоянно работают одновременно. Я сказал, что эффекты нам не нужны, а именно «хор», «задержка сигнала» или гармонии. Если удалось нарулить хороший звук изначально, что-то потом менять бессмысленно. Мои бас-гитары всегда имеют два основных звучания, чистый и грязный звук. Все остальное – работа моих пальцев.

Какие функции выполняют переключатели на твоем инструменте?

Переключение на отдельные звукосниматели, включение и выключение. И все. Большой переключатель регулирует уровень громкости.

Этот регулятор похож на колесико настройки старого радио!

Точно. Стандартные модели бас-гитар имеют разные уровни громкости, не поддающиеся настройке. Существует пять разных позиций, и по ходу концерта, приходится использовать пять разных уровней громкости. Так легче для; звукотехника, так как он знает на каком уровне громкости музыкант будет играть ту или иную партию песни. Надо сказать, что наш бэклайн отнюдь не изобилует техническими эффектами. Сложные технические навороты могут стать причиной накладки, ошибки, а я не люблю стоять на сцене и не понимать, что твориться за моей спиной. Хочется, чтобы мой аппарат был просто в идеальном состоянии.

Расскажи о своих басовых педалях.

Я люблю разнообразие, как и соло гитарист, но для сохранения базового звучания, играю основную гармонию с использованием педалей.

И в такие моменты ты словно играешь на двух разных инструментах?

Да. Моя басовая педаль настроена на одну октаву ниже обычного баса, тем самым я могу разнообразить собственное звучание. Послушайте такую песню, как «Battle Hymns», она даст вам четкое представление о басовом звучании Manowar.

Какие усилители ты используешь, чтобы добиться подобного звучания?

Басовый сигнал идет от инструмента напрямую в усилитель. Я использую басовые усилители «CSE 100» от компании производителя «Peavey», которые, естественно, были усовершенствованы по моим чертежам.
«Док» усилил мощность этих усилков с 800 до 1000 ватт. У меня десяток таких усилителей. Мы попали в книгу рекордов «Гиннеса» как самая громкая группа в мире. Когда я побил этот рекорд, все мои усилители поломались, я «дотянул» только на шести из них! Конечно, когда выступаем в маленьких клубах, с такой мощностью не играем.

Какие динамики стоят в ваших усилителях?

Исключительно «Electro Voice Proline Speakers», общее количество 12 и 15-ть. Мы приобрели их еще в 1982 году и с тех пор ни один из них так и не сломался. Вот вам четкий показатель их качества. Когда записывали альбом «Fighting The World», использовали в студии динамики 38X15 и 24Х15 дюймов.

Как еще вы только не оглохли?

Все просто, чтобы снизить уровень громкости до 30 децибел, мы носим бируши. В противном случае бы оглохли!

Источник

Joey DeMaio (Manowar)

Трудно назвать более яркую фигуру на «тяжёлой» сцене, чем Джоуи Ди Майо, основатель и бессменный лидер хэви-метал группы Manowar. Культурист и байкер, поклонник суровой скандинавской мифологии и боевых искусств, он легко выдаёт на своей бас-гитаре «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, переименовав его в «Укус шмеля». Однако самое заметное достижение Ди Майо – создание культовой хэви-метал группы, окружённой армией преданных поклонников.

Датой рождения его коллектива считается 1981 год, когда Джоуи, американец итальянского происхождения, работавший звукорежиссером и пиротехником в «Black Sabbath», начал сотрудничать с гитаристом Россом Фридменом (Фуничелло). Музыканты сразу определили тематику грядущего проекта, назвав группу «Manowar», то есть «Воин». Они провозглашали культ силы, воспевая в торжественных и воинственных гимнах благородство честной стали и ценности культуры викингов. Все композиции писал сам Ди Майо, а на роль вокалиста был приглашён Эрик Адамс, который следующие 30 лет жизни посвятит Manowar.

Уже в 1982 году появляется их дебютный альбом «Battle Hymns», заложивший основу для дальнейшего творчества музыкантов, а также наглядно демонстрирующий отношение публики к их творчеству. Пластинка расходилась неплохими тиражами в Европе и Японии, но релиз не был замечен в США. Тенденция сохранилась и далее – американские критики предпочитают игнорировать Manowar. Отчасти такая холодность соотечественников объяснима: коллектив не произвёл революции в музыке, напротив, старался придерживаться классических традиций хэви-метала, что впоследствии стало визитной карточкой группы. Однако звучание их, изначально основанное на Deep Purple и Black Sabbath, впитало в себя элементы power- и speed-metal’a, поэтому некоторые критики говорят о том, что Manowar создали свой уникальный стиль.

Уже следующая пластинка группы, «Into Glory Ride» 1983-го года, проявила ещё одну характерную для группы черту – агрессивную непримиримость и ненависть к так называемому «false metal», «фальшивому металлу». Этот альбом Manowar представлял собой мощный ряд бескомпромиссных heavy-metal боевиков, приправленных скандинавской мифологией, и противопоставлялся музыке «групп-предателей».

Команда создала себе скандальную репутацию и привлекла массу поклонников. Особенностью группы Джоуи Ди Майо стал необычайно громкий концертный звук. Рекорд Manowar, поставленный во время одного из концертов, был занесён в книгу рекордов Гиннеса, а после даже повышен. Группа создала себе яркий и эпатажный имидж, даже придумала особое приветствие для своих фанатов – сцепленные над головой руки, одна сжата в кулак, а вторая сжимает запястье первой.

Дальнейшее развитие группы было стремительным. Альбом «Fighting the World» 1987-го года разошёлся тиражом 250 000 копий только на территории США. Manowar стали много гастролировать, а немного освободившись записали пластинку «Kings of Metal», ставшую классикой хэви-метала. Смена гитариста и барабанщика после выхода этого альбома не пошатнула стиль команды. Они отыгрывали одно турне за другим, выпускали новые альбомы: «The Triumph of Steel» в 1992-ом, «Louder Than Hell» в 1996-ом, а в 1999 даже дали три концерта в России.

Нынешний статус Manowar очевиден – это поистине культовый коллектив. Пластинка за пластинкой, концерт за концертом, они утверждают незыблемость «старой школы» хэви, не переставая радовать многочисленных поклонников true-metal’а. В 2010-ом вышел их новый альбом «Battle Hymns MMXI» и команда не собираются сбавлять обороты.

Техника игры музыкантов из Manowar заслуживает отдельного слова. Джоуи Ди Майо, «душа» коллектива, стал не только основателем проекта, но и основой звучания группы. Его инструмент исполняет необычную роль: он объединяет в себе резкость дистортированной ритм гитары и мощную глубину баса. Для достижения такого эффекта на бас-гитару устанавливаются более тонкие струны, позволяющие настраивать её на октаву выше, а применение медиаторной техники игры и перегруза дополняют картину. Таким образом, группа смогла отказаться от второго гитариста, сохранив максимально сплочённый и тесный состав. Единственный же гитарист берёт на себя в основном солирующие партии.

Обычно Ди Майо использует 8-ми струнный бас-пикколо для одних композиций и 4-ёх струнный для других. Интересно, что основную свою гитару Джоуи называет «The Demon», а пикколо – «The Little Demon». Что касается производителей, то это прежде были инструменты от Rickenbacker, полностью переделанные под руководством самого музыканта. Однако впоследствии он стал отдавать предпочтение французским гитарам Vigier. Мастера фирмы спроектировали специальную модель под нужды Manowar – у этого баса укороченный гриф и малое расстояние между струнами, специально адаптированное под исключительно медиаторное звукоизвлечение. Такая конструкция позволяет Джоуи Ди Майо достигать поистине фантастической скорости игры.

Влияние творчества музыкантов из Manowar на индустрию тяжёлого рока колоссально. Они прославили новый образ в металле – сильного, смелого и верного принципам рокера, идущего к своей цели до конца. Музыка, сочинённая Джоуи Ди Майо, впитала в себя величественность и мелодику Вагнера и Баха и выплеснулась в простых, но свежих и запоминающихся риффах, уже 30 лет сотрясающих стадионы. У группы тысячи поклонников, байкеры считают их «своей» командой, сотни коллективов выпускали кавер-версии песен Manowar, существуют десятки групп-продолжателей и групп-пародистов, а техника игры на басу Джоуи Ди Майо вошла в учебники.

Источник

Оцените статью