Бас гитара это интересно

Лучшие бас-гитары: история создания, фото моделей, отзывы

Некогда наука гармония, одна из главных в музыке, называлась генерал-бас. В классической музыке этому голосу в фактуре, басу, уделяется действительно большое внимание: по басу определяется вид аккорда, нередко бас наделен собственной выразительной мелодией. В связи с этим фактом многие инструменты имеют свои варианты басов, например, контрабас, бас-балалайка. Не исключение и бас-гитара — быть может, один из самых распространенных басовых инструментов, особенно в современной массовой культуре.

В чем же особенность этого инструмента? Какие бывают бас-гитары? Постараемся разобраться в этих вопросах. Также выясним, какие бас-гитары лучшие.

Классификация струнных инструментов

Наверное, самыми распространенными являются все же струнные инструменты. Самые разнообразные по форме, с совершенно разным количеством струн и, безусловно, звучанием. Определение этих инструментов довольно простое, вытекающее из название — струнные те, у которых источником звука является струна. Они также называются хордофонами.

К таким инструментам относятся, например, скрипка, виолончель, балалайка, домра, арфа, гусли и даже фортепиано.

Струнные инструменты делятся на следующие типы: щипковые (колебание струны вызывается щипком), смычковые (струна колеблется за счет особого инструмента — смычка), ударные (струны начинают колебаться после воздействия молоточка).

Читайте также:  Габариты электронного пианино ямаха

Также существуют довольно редкие инструменты, например, эолова арфа, где колебание струн вызывается за счет движения воздуха.

Что же касается бас-гитары, то она относится к первому типу — струнно-щипковым инструментам.

История музыкального инструмента

Бас-гитара — относительно молодой инструмент, воспринимается как разновидность электрогитары. Появилась она в середине XX века как замена контрабасу. Нельзя не согласиться, что гораздо проще носить с собой на репетиции и концерты гитару, а не контрабас, особенно, учитывая популярность джазовой музыки в 20-30-х годах XX столетия. Музыкантам была необходима мобильность, начались поиски альтернативы струнно-смычковому акустическому басу. Интересными изобретениями того времени стали бас-мандолина и Audiovox #736 Electronic Bass (1936 г., первый прообраз современной бас-гитары).

Наконец, в 1951 году Лео Фендер выпустил Fender Precision Bass, инструмент стал очень популярным. И по сей день гитары «Фендер» считаются лучшими.

Неразрывно связан инструмент и с рок-музыкой. Именно это направление способствовало большему распространению инструмента.

Разновидности

Бас-гитары бывают различных видов. Самый распространенный вид — ладовая. Это электрогитара с 4 струнами: ми, ля, ре, соль. Строй совпадает со строем контрабаса.

Интересной модификацией является безладовая бас-гитара. Исполнение на этом инструменте гораздо сложнее, она ближе к своему предшественнику из струнно-смычковых инструментов. Зато в отзывах пишут, что очень эффектно могут прозвучать на таком инструменте рифы и глиссандо!

Особый вид бас-гитары — акустический. Хотя в чистом виде акустики все же не существует, встречаются полуакустические. В таком инструменте больше души, для каких-то более лирических композиций гораздо больше подойдет именно эта гитара.

Чаще всего на басовой гитаре 4 струны, но встречаются модификации с 5 струнами. Гораздо реже можно увидеть шестиструнный или семиструнный инструмент.

Струны для бас-гитары нужны намного толще, чем для обычной шестиструнной сестры, но они и звучат на октаву ниже.

Особенности исполнения

В основном техника игры на инструменте не отличается от обычной, доступны те же приемы игры: щипки пальцами или медиатором (реже), флажолеты (за счет более толстых струн инструмента обертоны слышны гораздо лучше), слэп. Например, «Потрет Трейси» Джако Посториуса является ярким примером звучания флажолетов на бас-гитаре.

Применение инструмента в современной музыке

Невозможно представить ни одну музыкальную группу без партии баса. Бас-гитара наряду с ударной установкой задают темп и ритм исполнения.

Особенно это актуально в рок-музыке, где в каждой песне есть виртуозное соло импровизационного характера. Обычно группа включает 2 электрогитары, бас, ударную установку и вокалиста. В моменты соло нередко звучит одна или даже две электрогитары, а партия бас-гитары играет роль аккомпанемента. Например, это можно увидеть в песне группы «Ария» — «Осколок льда».

А каким может быть выразительным вступление к песне, где партия бас-гитары создает ощущение мрачного повествования, жутковатой легенды! Это можно услышать в песне «Кровь Королей» в исполнении того же коллектива. Выразителен и эпизод в середине песни, где партия на этом инструменте также помогает создать мрачный колорит.

Не меньшую роль играет бас-гитара и в джазе — направлении ради которого этот инструмент вообще создавался. Здесь, безусловно, ведущую роль играет ритм, придающий басовой партии особую выразительность. Нередко встречаются и сольные композиции для этого инструмента в соответствующем стиле.

Распространен инструмент и в популярной музыке, почти все коллективы, которые используют живую музыку в качестве музыкального сопровождения обязательно используют и бас-гитару. Музыка с этим инструментом становится ярче и насыщеннее. Звучание уникально, его невозможно с чем-то спутать.

Выдающиеся бас-гитаристы

Популярность инструмента нередко приводит к тому, что появляются выдающиеся музыканты, которые поражают своей техникой и качеством исполнения.

  • Джеймс Джемерсон. Один из первых бас-гитаристов, творивших в 60-е годы. Его направлением была поп-музыка, был очень востребован как студийный музыкант.
  • Пол Маккартни. Стал играть на инструменте скорее вынужденно, но именно красивые мелодичные басовые линии позволили инструменту приобрести большую популярность.
  • Жако Пасториус. Известен больше в профессиональных кругах, хотя официально считается величайшим басистом всех времен и народов. Именно Жако превратил бас-гитару в солирующий инструмент.
  • Крис Сквайр. Один из лучших рок-басистов 70-х. Один из первых начал применять гитарные эффекты, был удивительным мелодистом.
  • Джон Энтвистл. В группе The Who, где играл Джон, не было соло-гитариста и эту роль взяла на себя другая гитара. За свою технику игры музыканта называли «Грохочущими пальцами». Коллекция бас-гитар, принадлежащих музыканту, состояла более чем из 200 инструментов.
  • Джек Брюс считается первым виртуозным исполнителем на этом инструменте. Раскрыть свой талант он смог в рок-музыке.
  • Луис Джонсон. В отличие от других басистов, имевших музыкальное образование, Луис — виртуоз-самоучка. Он стал автором особой техники — слэпа. Как человек, занимающийся самообразованием, он выпустил видеокурс игры на бас-гитаре.
  • Маркус Миллер — мультиинструменталист, играть начал на слух. Интересно, что в 1986 году Маркус записал альбом Tutu, где исполнил партии почти всех инструментов.
  • Лес Клэйпул. Виртуозный басист, удивляющий постоянной сменой имиджа. В группе Primus партия бас-гитары занимает центральное место.
  • Фли — многие начинающие гитаристы мечтают играть, как он. Фли создал свой стандарт игры в рок-музыке. Это еще более удивительно при условии, что музыкант совершенно не был знаком с музыкальной грамотой.

Особые инструменты

Количество струн у бас-гитары чаще всего обычное. Все же существуют действительно уникальные инструменты.

Удивительный инструмент — бас-гитара Уорра, способная заменить весь оркестр. Что ж, диапазону инструмента остается только позавидовать, ведь у гитары целых 12 струн, а выглядит она даже несколько сюрреалистически. На ней можно играть, как на обычной бас-гитаре, а также взять вертикально (как контрабас). Правда, сколько же ее надо перед этим настраивать, и где взять столько струн на замену не очень понятно.

Существуют также электрогитары, объединяющие в себе бас, ритм- или соло-гитару. Как? Очень просто, это инструменты с двумя грифами. Интересно, что изображенная на фото ниже бас-гитара советского производства.

Но самой необычной является чудо, показанное на фото ниже. Гитара с шестью грифами, на двух из которых басовые струны, на одном — 4, на другом — 5. Интересно, удобно ли играть на этом «монстре»? Это наверное, один из тех случаев, когда необходимо читать отзывы о бас-гитаре прежде, чем приобрести инструмент.

Интересные факты

Бас-гитара — инструмент достаточно молодой, поэтому еще нет большого количества интересных фактов. Но несколько удалось найти.

  • В Средние века у обычной гитары было 4 струны, как сейчас у бас-гитары.
  • Джон Энтвистл, в свое время не имея инструмента, смастерил его самостоятельно.
  • Самую маленькая бас-гитара (всего 9,9 миллиметра) была изготовлена омичом Анатолием Коненко как подарок для рок-группы Scorpions из Омска. Корпус гитары был сделан из бивня мамонта; гриф — из иглы кактуса; струны, металлические детали — из драгоценных металлов, золота и серебра. На ней даже есть логотип группы Scorpions!

Бас-гитара — один из востребованных сейчас инструментов. Безусловно, играть на ней очень интересно, без баса музыкальные композиции потеряли часть своей глубины и проникновенности.

Если обратиться к отзывам, то для развития техники игры хорошо подойдет бас-гитара Ibanez SR305. К ее достоинствам относят легкий вес, отличный звук и качественную сборку при небольшой цене. Также советуют присмотреться к инструментам компаний Yamaha, Schecter, LTD, Alina Pro. Бас-гитары от этих производителей отличаются идеальным соотношением цена/качество.

Источник

Бас-гитара >Руководство для гитаристов, желающих постичь тайны игры на бас-гитаре: 20 советов, которые помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий басист

Бас-гитара — это больше чем просто гитара с четырьмя (а иногда и пятью) струнами. У бас-гитары свой тембр, свой диапазон, свои особенности и роль в музыке. Часто бас-гитара требует абсолютно иного концептуального и технического подхода, нежели обычная гитара.

Гитаристы, которые только начинают играть на бас-гитаре, нередко просто дублируют партии гитары на октаву ниже. Конечно, такая музыка тоже имеет место быть — послушайте, например, “Sweet Emotion” Aerosmith, “The Ocean” Led Zeppelin или “I’m Broken” Pantera.

Но ведь бас-гитара дает огромное количество других возможностей.

Я начинал как басист и лишь многим позже взял в руки гитару. И на основе своего опыта я разработал двадцать общих правил, которым я следую, играя на басу. Примените их к своей игре, и вы сразу почувствуете, как ваш уровень растет, ведь они помогут вам научиться мыслить и играть как настоящий бас-гитарист.

20 правил игры на бас-гитаре

В этом уроке мы рассмотрим только 5 первых правил, остальные будут опубликованы в последующих уроках. Поэтому обязательно подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить.

1. Работайте на композицию

Мощная игра на басу, как правило, требует тренировки сдержанности и тонкости, а не стремления выставить себя и свою технику напоказ. Чаще всего лучший вариант — работать с тониками аккордов и придерживаться рисунка бас-бочки и рабочего барабана.

2. Научитесь «шагать»

Родина «шагающего баса» — джаз и блюз, но со временем эта техника перешла и в другие стили. Под «шагающим басом» понимается способ игры, при котором линия баса находится в непрерывном движении, а не задерживается на одной ноте и тем более не повторяет ее. Линия баса «шагает» от тоники одного аккорда к тонике другого, вниз или вверх, обычно в ритме четвертями. Время от времени ее разбавляют небольшими отклонениями.

Для достижения такого эффекта нужно плавно соединять основные акценты и сглаживать переходы между тониками разных аккордов с помощью «переходных нот». Переходными нотами могут быть любые комбинации аккордовых нот (арпеджио), ноты гаммы, относящиеся к аккорду или хроматические проходящие ноты.

В целом, аккордовые ноты с музыкальной точки зрения самые легкие и безобидные, ведь они превосходно сочетаются с гармонией, тогда как ноты гаммы, звучащие на фоне того или иного аккорда, нередко добавляют некоторую степень диссонанса. Чем больше хроматических нот вы вводите, тем более диссонансным становится звучание фразы, потому что эти ноты выбиваются из основного аккорда. Хорошо это или плохо — решать только вам. Все зависит от вашего желания, вкуса и интуиции.

На РИС. 1 изображена блюзовая фраза в технике «шагающего баса». В ритмическом плане эта фраза очень живая. Она включает в себя стаккато (краткие, обрывистые ноты), свинговые восьмые и триольные вставки в конце каждого такта, но в то же время она очень проста с точки зрения гармонии, ведь в нее входят в основном аккордовые ноты (тоника, квинта и большая септима) с небольшой хроматической пробежкой к квинте.

А вот на РИС. 2 вы видите более джазовую линию баса в той же технике. Она исполняется на фоне тех же двух аккордов, но здесь мы уже активно внедряем хроматические проходящие ноты. Обратите внимание на различия между этими двумя примерами. Первый звучит довольно угловато, а второй — плавно и ровно. Также посмотрите, как так называемые «мертвые» ноты (на схемах они помечены символом Х) помогают раскрутить фразу. Чтобы извлечь их, дерните струну, одновременно слегка приглушив ее левой рукой.

Играя в технике «шагающего баса», помните о том, что при смене аккорда лучше всего делать акцент на тонике. Если один и тот же аккорд звучит на протяжении нескольких тактов, можно играть тонику на сильной доле каждого второго или каждого четвертого такта, в зависимости от того, насколько приземленной должна быть ваша фраза, по вашему мнению.

Концепция «шагающего баса» подходит не только для свинга. Ей можно успешно пользоваться в рок-музыке с ритмом ровными восьмыми. Фраза на РИС. 3 навеяна элегантными басовыми линиями хита Дэвида Боуи (David Bowie) 1974 года “Rebel Rebel”. Это наглядный пример эффекта от использования проходящих нот гаммы и заполнений для украшения басовой линии, звучащей на фоне прогрессии из двух повторяющихся аккордов.

3. Играйте вместе с барабанщиком

В рамках ритм-секции бас-гитара выполняет функцию своеобразного моста между ударными и остальными инструментами. В большинстве случаев бас-гитара и ударные должны стремиться к тому, чтобы звучать как одно целое. Этого можно добиться посредством совмещения басовой партии с линиями бас-бочки и рабочего барабана. Один из способов — играть октавными тониками. Низкая октава звучит вместе с бас-бочкой, а высокая — с рабочим барабаном (обычно на второй и четвертой долях, которые также называются слабыми долями).

Октавы делают линию баса активной, придают ей интересный мелодический контур, не противореча при этом аккордам, ведь октавные ноты являются их тониками.

Грув далеко не всегда предполагает бесконечное повторение одного и того же рисунка. Послушайте Джона Пола Джонса (John Paul Jones) в “The Lemon Song” Led Zeppelin. Вот потрясающий пример разнообразного грува (он не повторился ни разу!) и одновременно бас-гитары как вспомогательного инструмента на протяжении всех шести минут.

4. Октавы и квинты

Квинта — лучший выбор в гармоническом плане. Конечно, после октавной тоники. Многие классические примеры басовых партий основываются на тониках, октавах и квинтах. Это позволяет сделать линию баса интересной и мелодичной, отлично сочетается с ударными и не противоречит аккордам.

На РИС. 4 вы найдете пример подобного подхода. Эта партия напоминает игру Джона Пола Джонса в “Thank You” Led Zeppelin.

5. Звук в ваших руках

Это мудрое высказывание на сто процентов верно для баса. Жесткая атака у самого грифа (см. РИС. 5а ), как делает Гизер Батлер (Geezer Butler) из Black Sabbath, приводит к тому, что струны ударяют по грифу; атака в области бриджа самыми кончиками пальцев (см. РИС. 5b ) дает эффект той самой «пулеметной очереди» шестнадцатыми нотами, которой так знамениты Джако Пасториус (Jaco Pastorius) и Рокко Престиа (Rocco Prestia). (Обязательно посмотрите видео с музыкальными примерами этих подходов, чтобы услышать разницу между ними.)

Вы можете извлечь любой звук, от глухого хлопка, до фанкового щелчка, всего лишь меняя место и силу атаки струны. Кроме того, переключатель звукоснимателей (если ваша бас-гитара оборудована им) и ручки контроля тона тоже дают вам возможность выбора.

Источник

Оцените статью