Бас гитара как гармония

Урок 4. Бас-гитара в аранжировке

На сегодняшний день существует несколько видов бас-гитар. Основные это 4, 5 и 6 струнные.

Строй 4х струнной бас-гитары такой же, как у контрабаса. При добавлении струн сохраняется квартовое соотношение т.е. вверх C, а вниз B.

Бас-гитара, наряду с ударными, составляет основной костяк ритм-группы, которая практически без нее не существует.

Роль баса в уплотнении и подчеркивании ритма ударных, а также в создании гармонического фундамента.

Как известно из курса гармонии, бас является вторым по важности голосом в гомофонно-гармоническом складе (который используется в 99% современной музыки). Поэтому умение писать хорошие партии для бас-гитары одно из главнейших в работе аранжировщика.

Необходимо сразу оговориться, что кроме бас-гитары функцию баса может выполнять и другой инструмент (чаще всего синтезатор) и хотя принципы написания партий для них будут похожи, все же необходимо понимать, что бас-гитара живой инструмент, имеющий гораздо больше ограничений, чем синтезатор или софт.

Первое с чего нужно начать аранжировку баса это решить какой тип звукоизвлечения подходит для Вашей ритм-секции.

На бас-гитаре существует два основных типа звукоизвлечения медиатором и пальцами. При игре медиатором получается острый, четкий звук, часто с призвуком от медиатора. При игре пальцами звук более мягкий и гибкий,но с менее острой атакой.

Как правило, большинство современных vst плагинов (если Вы пишите аранжировку на компьютере) имеет оба варианта звукоизвлечения.

Следующий важный пункт необходимый для понимания бас-гитары — это система позиций. На бас-гитаре позиция равна четырем ладам и интервалу малой терции в пределах одной струны и ундецима в пределах 4 струн и т.д. Расположение нот в пределах позиции

Позиции именуются по положению первого пальца. Например, если нота A берется 3 пальцем на 4 струне то это 3 позиция (метод расчета позиции: пальцы принимаются за цифры от 0 до трех, от лада отнимаем палец получаем позицию, в нашем случае 5 — 2 =3)

В отношении скачков, широких интервалов бас-гитара достаточно гибкий и подвижный инструмент, однако в большинстве случаев лучше использовать одну или две ноты для обозначения аккорда поскольку слишком мелодизированная басовая линия занимает очень много пространства в аранжировке.

Существует несколько основных стилей игры используемых при написании партии бас-гитары. Рассмотрим основные:

1. Шагающий бас (walking bass ,swing bass)

Пришёл из эпохи свинга и позаимствован у контрабасистов. Своими корнями шагающий бас восходит к культуре духовых оркестров, основным репертуаром которых были марши.

В этом стиле бас играет каждую четверть создавая непрерывное ритмическое движение. Очень часто добавляются свинговые предыкты к 3 и 1 долям такта для того, чтобы создать ритмическую определенность:

Основное правило для шагающего баса (подробнее в отдельной статье, поскольку тема очень обширная): на сильные доли тоники или квинты аккорда, на остальные доли заполнения трех типов:

Диатонические (каждому аккорду соответствует определенная гамма)

Арпеджированные (в джазе применяются редко, но в других стилях очень часто)

Хроматические (система вводных звуков, проходящих, вспомогательных и т.д.)

2. Риффовый бас.

Рифф — короткая, чаще всего двух или 4х тактовая фигура многократно повторяющаяся и являющаяся основным строительным материалом произведения. Существует несколько разновидностей риффового баса

Бас играет рифф общий для всей группы внося небольшие импровизационные изменения (характерно для стилей хард-рок, блюз)

Бас играет собственный рифф, при чем, при смене гармонии ноты меняются,а ритм сохраняется (rock-n-roll, motown, r-n-b)

3. Рок-бас

Основная задача ритм-секции в роке это создание упругой и четкой основы — поэтому бас здесь играет всегда с бочкой. Пример из песни One of Us:

4. Латиноамериканский стиль

Объединяет в себе все разнообразие латиноамериканской музыки начиная от танго и заканчивая босса-новой. Основные фигуры основаны на триольной пульсации боссановы +— +— +- ( подробнее смотри здесь) со смещением на слабую долю ( также для написания латинбаса нужно изучить различные виды клавес)

5. Фанк и диско

Характерные особенности стиля: использование сетки на 16/16. Синкопы на слабые 16, а также использование приемов slap (игра слэпом заключается в ударе фалангой большого пальца о струны) и pop (данный прием заключается в том, что струну подцепляют, вертикально вверх в направлении от деки, и отпускают, тем самым она с силой ударяется о планки ладов, производя щелкающий звук)

Крестиками обозначены так называемые ghost ноты, прием при котором левая рука глушит струны, создавая приглушенное, перкуссивное звучание.

6. Дублирование гитары

Такой тип партий распространен в тяжелой музыке (trash.speed и т.д.). Задача бас-гитары создать плотность в нижнем регистре. Пример: «metallica am i evil»

Таким образом, для написания хорошей басовой партии необходимо усвоить основные принципы и стили. Кратчайший путь к этому снимать ритм-секции в разных стилях и записывать их в секвенсоре с подробным письменным разбором основных используемых элементов.

Источник

Бас-гитара

Когда говорят о гитаре и обучении игре на ней, большинство представляет себе шестиструнные акустическую или электронную гитары. При этом остается в стороне такой важный в музыкальной группе инструмент как бас-гитара .

До изобретения бас-гитары в качестве основного басового инструмента выступал контрабас — самый крупный акустический инструмент из семейства скрипок, не считая октобаса.

Этот инструмент обладал рядом характерных недостатков , затруднявших его широкое применение в ансамблях популярной музыки начала XX века — крупные размеры, большая масса, вертикальное напольное исполнение, короткий сустейн (продолжительность звучания), небольшой уровень громкости, а также довольно трудную запись звука для пластинок.

Возрастающая популярность джазовой музыки (в 1920-х — 1930-х годах), распространение автомобильного транспорта (увеличивающего мобильность ансамблей), а также появление технологии электронного усиления звука породили потребность в новом басовом инструменте , лишенном недостатков контрабаса. В этот период времени многие фирмы, производящие музыкальные инструменты, начали эксперименты по созданию такого инструмента, однако многие из них не увенчались коммерческим успехом.

В 1951 году американский изобретатель и предприниматель Лео Фендер, основатель фирмы Fender , выпустил бас-гитару Fender Precision Bass , разработанную им на основе его электрогитары Fender Telecaster . Инструмент получил признание и быстро завоевал популярность. Идеи, заложенные в его конструкции стали фактическим стандартом для производителей бас-гитар, а выражение «бас-фендер» долгое время было синонимом для бас-гитары вообще.

Фирма Fender долго доминировала на рынке по продаже бас-гитар, однако в это время другие известные фирмы продолжали разработку своих вариантов бас-гитар.
Немецкая фирма Höfner создала электроакустическую бас-гитару 500/1 (Höfner 500/1), имеющую форму скрипки. Эта модель стала широко известной благодаря тому, что её избрал в качестве основного инструмента Пол Маккартни, бас-гитарист группы «Битлз». В 1950-х годах свои модели бас-гитар выпустила также фирма Gibson, представившая на выбор басовые версии своих электрогитар Gibson SG и Gibson Les Paul.

С появлением рок-музыки (1960-е года), бас-гитара становится ещё более распространённым инструментом. Возникают новые разновидности — электроакустическая бас-гитара и безладовая, увеличивается число струн, появляются гитары со встроенной активной электроникой, сдвоенными и строенными струнами и без головки грифа.
Развивается также и техника игры на бас-гитаре — от гитары заимствуется тэппинг, бенд, флажолеты, появляются также специфические басовые техники, такие как слэп.

Основная область применения бас-гитары — современная популярная и джазовая музыка. Бас-гитара в ансамблях используется как основа гармонии , для аккомпанемента и ритмической поддержки. В джазовой музыке иногда бас-гитара выступает в качестве соло-инструмента в темах или в сольной импровизации.

Классический строй четырёхструнной бас гитары совпадает со строем контрабаса E A D G (Ми — самая низкая по звучанию, Ля, Ре, Соль — самая высокая по звучанию), а также совпадает с 4 низкими струнами (басовыми) обычной гитары (однако, конечно, звучание бас гитары ниже, чем звучание гитары).

В современном мире бас-гитара не обладает особой популярностью , особенно в странах СНГ. Принято считать, что на басе можно играть исключительно в составе групп и только в ритм секции, в качестве поддержки. Также многие ошибочно думают, что играть на басе не составляет особого труда: «Убери у гитары 2 струны — получится бас» или «Меньше струн — легче играть».

На самом деле, учиться играть на басе также сложно , как и на электрогитаре. Несмотря на кол-во струн, при обучении на басе есть свои сложности. Одна из сложностей — это плотные толстые струны . Если вы переобучаетесь с обычной гитары на бас — вы можете снова столкнуться с проблемой боли в пальцах. Прямо как в начале обучения на гитаре, когда только появлялись мозоли.

Вторая сложность — не знание теории музыки у большинства гитаристов . Если вы не знаете хотя бы основ гармонии и сольфеджио, то вы не сможете стать хорошим бас-гитаристом. Вы должны знать, какие звуки сочетаются с аккордом, чтобы сделать гармонию мелодии богаче и красивее. Сейчас быть бас-гитаристом очень выгодно, т.к. нет конкуренции. Многие рок-, джаз- банды ищут хоть какого-нибудь басиста . А если вы знаете теорию музыки и умеете играть не только основные звуки аккордов, а также умеете импровизировать на басе, то добро пожаловать в продвинутые профессиональные музыкальные группы.

На басе можно играть не только аккомпанемент, но и соло партии . Это доказали многие известные бас-гитаристы, как Victor Wooten, Marcus Miller, Jaco Pastorius, John Entwistle, Louis Johnson и многие другие.

Victor Wooten исполняет лирическую мелодию Stevie Wonder — Isn’t She Lovely.

Marcus Miller и его известная композиция Run For Cover

Jaco Pastorius — Come On Come Over

Популярный YouTube исполнитель на бас-гитаре, Davie504

Источник

Jim Stinnett. Шагающий бас в Ре-миноре

Джим Стинет рассказывает как обыграть на бас гитаре статическую гармонию (когда один аккорд звучит более четырех тактов). Он показывает насколько важно мыслить мелодически при игре шагающего баса и как при этом развить фразировку в ваших линиях. Основа его упражнений — запоминание маленьких мелодий внутренним слухом.

В этом уроке я хотел бы поговорить об одной достаточно сложной для понимания концепции. Многие студенты спрашивают: «Как обыграть на бас гитаре один аккорд, например ре минор?» И очень часто слышат один и тот же неправильный ответ: просто импровизируй по ре дорийскому ладу!. Это очень плохое описание для хорошей модальной игры.

Играйте мелодии! Короткие однотактовые фразы, которые станут кирпичиками для построения хорошей линии являются ключом в данной ситуации. Вам не нужен для этого огромный багаж фраз, для начала нужно только освоить самые основные. Очень важно затем транспонировать их в другие тональности и с практикой это даст вам больше свободы при игре по любой гармонии.

Часть 1. Простые мелодии.

Вот несколько типичных однотактовых мелодий. Играйте их вместе с аккомпанементом т.к. важно чтобы вы научились слышать их в контексте.

Пример 1. Однотактовые мелодии.

  1. Каждый такт отделен двойной чертой. Это показывает, что каждый из них — это одна фраза. Играйте каждый такт снова и снова чтобы запомнить звучание и аппликатуру фразы, прежде чем переходить к следующей.
  2. После того как запомните их все играйте такт 1-2 вместе, объединив их в одну фразу.
  3. Играйте вместе такты 2-3, 3-4 и т.д.
  4. Теперь играйте такты 1-3, 1-4 и т.д. Пробуйте использовать различные комбинации однотактовых фраз между собой.
  5. Сыграйте 4-х тактную фразу объединив такты 1, 2, 3 и 4 вместе. Далее играйте такты 2-3-4-5 и т.д. Обратите внимание как каждая комбинация создает новый контур вашей линии изменяя степень тяготения и разрешения нот.
  6. Теперь давайте создадим новые фразы. Играйте такты 1-1-1-2, 1-1-1-3 и т.д.
  7. Попробуйте также такие комбинации: 1-2-1-3, 1-2-1-4, 1-2-1-5 и т.д. До сих пор все упражнения игрались с сохранением 4-х и 8-ми тактовой фразировки. Давайте попробуем немного другой подход, думаю он вам понравится.
  8. Играйте такты 1-2-3 и повторяйте их снова и снова. Обязательно играйте это упражнение с аккомпанементом. Поскольку рояль и барабаны фразируют по 4 такта, ваша трехтактная фраза будет начинаться каждый раз в новом месте. Попробуйте этот подход с другими ранее выученными комбинациями фразируя по три поверх аккомпанемента.

Часть 2. Еще примеры однотактных мелодий.

Используйте тот же метод, что и в первой части для изучения следующих примеров.

Пример 2. Новые мелодии.

Пример 3. Новые мелодии.

Пример 4. Новые мелодии.

Очевидно, вы можете создать огромное количество 2-х, 4-х и 8-ми тактных мелодий используя различные комбинации однотактных фраз. Сфокусировав свои занятия на этих фразах вы быстро будете запоминать их звучание и аппликатуру. Ваша цель — выработать мышечную память в связке со слуховой памятью, что в дальнейшем поможет вам чувствовать себя более свободно. Вы просто будете использовать свою слуховую память для построения мелодичных длинных линий.

Опытные басисты обычно фразируют свои линии по 8, 16 и 32 такта. Снимая партии великих басистов, например Paul Chembers , Ron Carter и Ray Brown вы можете легко заметить как они развивают свои линии начиная с маленьких фраз и как они могут играть песню с фразировкой на различных уровнях.

Еще раз повторюсь: вам не нужен огромный багаж фраз, для начала нужно только освоить самые основные. Остальное за вас сделают ваши уши!

UPDATE: Все упражнения и фразы Джим Стиннет показывает на своем YouTube канале Real Bass Lessons и я рекомендую на него подписаться, так как там публикуется очень полезный материал на мой взгляд. Данный урок освещен в двух частях, которые я публикую здесь.


Источник

Читайте также:  Глушков михаил иванович гитара
Оцените статью