Узнай об истории и оборудовании KISS!
Шок – это по-нашему
Друзья, как вы знаете, к нам едут великие и ужасные KISS. Именно поэтому революция, обещанная дедушкой Ильичём, отменяется, вместо неё состоится дискотека! А PedalZoo подготовили специальный материал, посвящённый этой, несомненно, культовой команде. Так что запаситесь гримом и тушью (одолжите стафф у мамы, сестры (брата?), подруги или жены), а параллельно разминайте языки и мышцы лица – мы начинаем!
Несмотря на колоссальную популярность, эпатаж, звезду на аллее Rock and Roll Hall of Fame, более ста миллионов проданных пластинок и многочисленные музыкальные достижения, KISS появилась на свет в острой борьбе за существование под солнцем. Именно жизненным перипетиям становления группы будут посвящены первые абзацы этого повествования.
Наша история берёт своё начало в далёком 1970-м году, когда в New York была образована команда Rainbow (ни в коем случае не путайте эту группу с известнейшей формацией Ritchie Blackmore!), участники которой страстно любили залихватский рок’н’ролл, но при этом желали добавить к стилю элементы фолка и поп-музыки. Среди собравших ту группу ребят были замечены некие Gene Klein и Stanley Eisen, позднее ставшие одними из самых узнаваемых лиц в истории рок-музыки.
Gene Klein, игравший на бас-гитаре и являвшийся вполне заурядным вокалистом, вместе с клавишником Brooke Ostrander, остро нуждались в ХОРОШЕМ гитаристе, однако многочисленные прослушивания ни к чему не приводили. В итоге ребята обратились за помощью к давнему знакомому Gene – парнишке по имени Stephen Coronel, который до этого некоторое время играл рок’н’ролльные зарисовки в одной из местных групп (вместе с Klein). Coronel согласился помочь старому товарищу, однако после первых же репетиционных сессий начал настаивать, что команде жизненно необходим ещё один гитарист. На эту должность Stephen рекомендовал Stanley Eisen, который прежде уже проходил прослушивание у Gene и Brooke, но был отвергнут из-за недостатка скилла. Второе пришествие Stanley стало более удачным (к тому же, парень мог петь), а спустя всего несколько дней к группе присоединился ударник Joe Davidson, совсем скоро заменённый на Tony Zarrella. Укомплектованная команда начала активно репетировать, а уже в начале 1971-го года состоялось первое выступление группы в Richmond Community College. Сразу после мероприятия до ребят донеслась информация, что группа с названием Rainbow уже существует, поэтому дальнейшая творческая деятельность без изменения названия коллектива фактически невозможна. Название Wicked Lester появилось практически сразу, с подачи Gene Klein, так как являлось, на его взгляд, необычным и интересным. После путаницы и приключений со сменой названия Stanley и Gene пришли к выводу, что в изменениях нуждается не только заглавное имя группы, но и её материал. В самом деле, чтобы быть интересными для слушателей, необходимо быть интересными и для себя самих. Группа начала работу над собственными композициями с удвоенной силой, принеся в жертву живые выступления. Фактически, на публике Wicked Lester появлялись всего дважды – весной и летом 1971-го. Кстати, вскоре после второго выступления почти всё музыкальное оборудование команды было украдено. Зато группа
познакомилась с Ron Johnsen – звукоинженером легендарной студии Electric Lady (в её кулуарах создавались записи таких монстров, как AC/DC, Bob Dylan, Led Zeppelin, the Rolling Stones, the Clash, John Lennon, а позднее – и самих KISS), и договорилась о записи демо-плёнки в конце года. Получившееся демо было разослано нескольким локальным лэйблам, но интереса к нему не было совершенно. В итоге, каким-то чудом, материалом Wicked Lester заинтересовались Epic Records, согласившиеся приобрести мастер-записи и помочь команде создать полноформатный альбом. Правда, у Epic было одно условие – заменить Coronel кем-то покруче. Так к группе присоединился сессионный музыкант Ron Leejack, который перезаписал оригинальные партии Stephen. Старые демо были переработаны и разбавлены несколькими новыми композициями. Вскоре альбом, готовый к релизу, был презентован высшему руководству Epic. К несчастью для Wicked Lester, пластинка была забракована, а релиз остановлен. Это, без преувеличения, означало прекращение существования группы – музыканты просто не могли оправиться от подобного потрясения, начались внутренние разногласия относительно песенного материала, Brooke не видел будущего у группы и покинул коллектив. Ещё раньше той же дорогой отошёл и Tony Zarrella, которому не нравились постоянные нравоучения со стороны Klein и Eisen, пожелавших не зацикливаться на рок’н’ролльных неудачах Wicked Lester и двигаться дальше, утяжеляя классическое звучание музыкального стиля, добавляя ему “тёмной материи”. На дворе был 1972-й год, когда Gene Klein и Stanley Eisen остались один на один со своими желаниями по созданию чего-то абсолютно нового. Начали с неожиданного – с псевдонимов. Ребята берут сценические прозвища: Klein становится Gene Simmons, а Eisen – Paul Stanley. Активный поиск музыкантов (пассивным на сцене New York не место) сводит ребят с ударником Peter Criss, разместившим объявление о “поиске интересной и оригинальной группы, способной создавать одновременно мягкую и жёсткую музыку” в журнале Rolling Stone. Peter был музыкантом со стажем, до этого игравшим в группе Chelsea, поэтому заручиться поддержкой такого парня было солидным успехом для любого коллектива. К счастью, на сей раз звёзды благоволили нашим героям. Впечатлённый переработанным материалом Wicked Lester, Criss мгновенно присоединяется к команде. Некоторое время с ними остаётся и Ron Leejack. Именно благодаря его помощи группа добивается аудиенции у Don Ellis – исполнительного продюсера Epic Records, который ранее поставил крест на альбоме группы. В ноябре 1972-го года группа встречается с Ellis и Tom Werman – ещё одним высокопоставленным сотрудником Epic. И, хотя последний оказался под впечатлением от агрессивного театрализованного представления, устроенного группой, Ellis снова “банит” команду. После этой неудачной попытки произвести впечатление Paul Stanley даёт объявление в the Village VOICE – крупный таблоид New York. В объявлении говорится буквально следующее: “нужен крутой лид-гитарист, талантливый и заинтересованный, скоро будет альбом, поэтому, пожалуйста, никаких лентяев, не тратьте наше и своё время”. На одно из прослушиваний пришёл Paul “Ace” Frehley, который, не сказав ни слова, просто подрубил свою гитару в усилитель и начал играть. Сделал Frehley это прямо в то время, когда ребята прослушивали другого гитариста. Стоит отметить, что на встречу Paul заявился в башмаках разного цвета, что мгновенно повлияло на решение Stanley и Simmons назначить повторное прослушивание. К Рождеству 1972-го года Frehley присоединяется к команде, а
через пару недель после этого Wicked Lester меняют своё название на KISS. Это название появилось во время разговора Simmons, Stanley и Criss в поезде. Ребята давно хотели поменять название Wicked Lester, приносящее им одни неприятности, на что-нибудь более располагающее и простое. Criss рассказывал о времени, проведённом вместе с группой Lips, когда Paul Stanley внезапно прервал его монолог: “Эй, быть может, мы возьмём имя KISS?”. Идея пришлась по вкусу другим участникам группы, а Frehley даже подрисовал название KISS прямо поверх афиши Wicked Lester около одного из клубов. Эксцентричный Frehley не мог просто подписаться, поэтому изобразил вместо букв “SS” две молнии. Именно так на свет появился легендарный логотип команды. Много позднее группа неоднократно подвергалась гонениям, особенно в европейской прессе, возникавшим на почве визуальной схожести элементов логотипа с символикой немецких элитных подразделений времён Второй Мировой Войны. Для многих европейских турне логотип команды был перерисован.
Дебютное выступление KISS проходит 30-го января 1973-го в Popcorn Club, Queens, NY. На том концерте группе удалось собрать публику из трёх человек. Однако по итогам первых трёх выступлений (30-го января, 31-го января и 1-го февраля 1973-го) общее количество слушателей стремительно увеличилось до почти тридцати человек. Феноменальный старт, не правда ли? Именно тогда Paul Stanley и Gene Simmons, с целью произведения лучшего впечатления на посетителей концертов, предложили идею с макияжем, впоследствии сделавшем из банды икону стиля. Хорошо известно, что New York является одной из столиц индустрии развлечений, поэтому нет ничего удивительного, что на участников KISS повлияли увлечения комиксами и фильмами ужасов, что нашло отражение в создании сценических образов. Идея грима заключалась в индивидуальном стиле для каждого музыканта, поэтому ребята выбрали себе собственные образы. Так, Gene Simmons стал The Demon (Демоном), Paul Frehley – Space Ace (Космическим Тузом), Peter Criss превратился в The Catman (Человека-кота), а Paul Stanley провозгласил себя The Starchild (Звёздным Дитя). Естественно, что подобная затея, появившаяся буквально “на коленке”, с течением времени претерпела множественные изменения. Грим музыкантов менялся неоднократно, особенно в первые годы. В итоге участники KISS довели свой внешний вид до гламурного максимума. Первые выступления группы “при параде” состоялись 9-го и 10-го марта 1973-го года в The Daisy, Amityville, NY, и произвели настоящий локальный фурор. В середине месяца группа записывает демо из пяти композиций. Начальником студийной сессии выступил сам Eddie Kramer, известный по своим работам с the Beatles, Eric Clapton, the Rolling Stones и многими другими музыкальными гигантами. Летние выступления группы произвели впечатление на бывшего ТВ-директора, William “Bill” Aucoin, работавшего прежде на WGBH и Teletape Productions. В октябре 1973-го года Bill предложил группе свои услуги менеджера. Прекрасно осознавая тот факт, что за время работы на ТВ Aucoin разжился огромным количеством полезных связей, KISS приняли условия менеджера и подписали контракт на создание записи в течение двух недель. Материал первого альбома группы был записан в октябре того же, 1973-го, на студии Bell Sound, а уже 1-го ноября KISS подписывают контракт с новым лэйблом Emerald City Records (вскоре переименованном в Casablanca
Records), создателем которого являлся глава Buddah Records, известный популярный исполнитель Neil Bogart. Именно события октября-ноября 1973-го года окончательно склонили чашу весов музыкальных противостояний на сторону KISS. Контракт с лэйблом мгновенно поспособствовал продвижению группы, дела стремительно пошли в гору. Уже 31-го декабря команда получает возможность отыграть в Academy of Music New York, на разогреве у самих Blue Oyster Cult. Яркое, эпатажное и насыщенное событиями выступление группы снискало многочисленные овации у зрителей. На этом выступлении мистер Simmons впервые исполнил свой популярный трюк, огненное дыхание, заключающийся в наборе керосина в рот и выпускании его на горящий факел. Дебют выдался курьёзным – при исполнении фокуса Gene поджог свои волосы, уложенные спреем на спиртовой основе. Публика была в восторге.
Полноформатный гастрольный тур KISS стартовал 5-го февраля 1974-го года, в Northern Alberta Jubilee Auditorium, в канадском городе Edmonton. Выпуск дебютного альбома (с оригинальным названием KISS) произошёл в разгар тура, 18-го февраля. В тот же день группа впервые засветилась на телевидении в программе In Concert на канале ABC, исполнив свои композиции Black Diamond, Firehouse и Nothin’ to Lose. В апреле группа вновь выступает на ТВ, на сей раз в The Mike Douglas Show. Особенностью этого выступления стало и первое короткое интервью, в котором Gene провозгласил себя “натуральным воплощением зла”.
Через некоторое время продажи дебютного альбома KISS превысили отметку в 70000 копий, однако сама команда остро нуждалась в дополнительных источниках финансирования, так как постоянные гастроли требовали постоянных затрат. Casablanca Records, также терпящая финансовые неудачи, в августе 1974-го отправляет группу в Los Angeles, где KISS записывают пластинку Hotter Than Hell, изданную в октябре того же года. Звучание второго альбома было более тяжёлым и первобытным, по сравнению с KISS. Сингл Let Me Go, Rock’n’Roll в итоге стал единственным выпущенным синглом с этого полноформатника, а утяжелённое звучание группы плохо вписывалось в формат коммерческих радиостанций. Neil Bogart незамедлительно берёт группу в собственные руки и снимает с турне, проходящего в поддержку Hotter Than Hell, с целью записи нового альбома. В марте 1975-го года на свет появляется Dressed to Kill – первый серьёзный студийный успех группы, содержащий композиции She, C’mon and Love Me и ставшую впоследствии классикой песню Rock and Roll All Nite.
Пока студийные релизы KISS продвигались в массы с переменным успехом и не приносили создателям существенной прибыли, живые концерты группы повсеместно сопровождались аншлагами. Динамичные выступления, сопровождавшиеся огромным набором сценических фокусов и эпатажных выходок, закрепили за группой статус одной из самых зрелищных. Музыканты отрывались на полную катушку, используя пиротехнику, огонь, акробатику и провокационные выходки.
1975-й год начался с очередных финансовых проблем рекорд-лэйбла, KISS стояли на грани потери контракта. Именно тогда было принято решение издать концертный альбом группы, чтобы донести до широкой аудитории реальные возможности живой команды,
которые не могли быть услышаны в камерных студийных условиях. Alive! вышел в сентябре 1975-го и мгновенно получил статус золотого. Концертная версия Rock and Roll All Nite стала заглавным синглом, попавшим в Top-40, беспощадно затмив своим появлением оригинальную студийную работу. В альбом были добавлены многочисленные эффекты дополнительных шумов толпы, чтобы у слушателей могла сложиться настоящая картина происходящих на выступлениях KISS безумств. Ставка на концертник сработала – группа заручилась поддержкой Bob Ezrin, известного своим сотрудничеством с Pink Floyd, Deep Purple и кумиром KISS – Alice Cooper. Именно под руководством этого человека KISS записали и выпустили один из самых масштабных своих альбомов, Destroyer, сильно улучшивший общее звучание группы за счёт богатого акустического наполнения (оркестр, сторонние звуки, хор и др.). Композиции Detroit Rock City и Shout It Out Loud стали главными номерами на выступлениях KISS, а изданная синглом баллада Beth принесла Destroyer статус платинового к концу 1976-го года. Финансовые невзгоды KISS (а с ними и проблемы у Casablanca Records) остались позади.
В ноябре 1976-го выходит альбом Rock and Roll Over, на котором были композиции Calling Dr. Love и Hard Luck Woman, ставшие в итоге полноформатными хитами на радио. Группа не сбавляла обороты, одновременно активно концертируя и привнося в своё шоу новые элементы. Искусственная кровь (на основе смеси йогуртов), “летающие” участники группы – шоу KISS воспринималось как полноценное театральное или цирковое выступление, а не обыкновенный перформанс рок-исполнителя. Летом 1977-го KISS выпускают один из самых успешных своих альбомов, пластинку Love Gun. I Stole Your Love, Christine Sixteen, Shock Me, Tomorrow and Tonight и Love Gun входят в золотой фонд музыкального наследия группы. Вслед за Love Gun следует второй концертник – Alive II, который становится платиновым спустя всего два месяца с момента выхода. По итогам 1977-го года KISS становятся одной из самых популярных групп в Соединённых Штатах, а также одной из самых узнаваемых групп в мире.
Именно на этом месте хотелось бы завершить наш рассказ о становлении этого замечательного коллектива, определившего эпоху глэм-метала и совершившего очередную революцию в мире рок’н’ролла. После альбома Love Gun последовала целая серия так называемых “сольных альбомов” за авторством каждого из участников группы, названных именами музыкантов. Все пластинки вышли в 1978-м году и имели весьма ощутимый успех, многие считают их полноценными экземплярами дискографии KISS. Одновременно с этим развивалась торговая марка KISS, принесшая своим создателям (участникам группы и лэйблам) весьма ощутимую прибыль. Персонажи группы стали самыми узнаваемыми рок-музыкантами поколения, изображения с символикой группы и “масками” участников печатались на всём: от торб и футболок, до игровых автоматов и автомобилей. Огромная машина пиара стала работать на группу. Сторонние контракты и пиар-акции сделали из участников KISS медийных персон первой величины. KISS появлялись в комиксах легендарных Marvel, неоднократно становились героями мультсериалов. “Специальные” подписные наборы косметики от ведущих мировых производителей, куклы и марионетки, изображавшие музыкантов, целое море разнообразных масок, настольные и компьютерные игры – всё это в совокупности
привело к невероятному ажиотажу вокруг коллектива и баснословным гонорарам за выступления. В конце 70-х годов прошлого века команда зарабатывала более ста миллионов долларов в год. По сей день группа KISS является одной из самых успешных и посещаемых концертных команд в мире. Их концерт в Rio в 1983-м году собрал аудиторию почти в 250 тысяч человек. Узнаваемый внешний вид группы и яркие выступления не оставляют равнодушными ни единого посетителя живого выступления. Рок-критики и специализированные музыкальные издания давно вписали KISS в летопись рок’н’ролла, поместив их на почётную страницу, аккурат между Ozzy Osbourne и Alice Cooper. Несмотря на периодические ссоры, “периоды полураспадов и отпусков”, изменения в составе, KISS на протяжении более чем четырёх десятилетий остаются верны себе и продолжают концертную деятельность. Отдельно отметим, что Gene Simmons и Paul Stanley до сих пор в строю и являются бессменными участниками коллектива.
Буквально несколько строк об оборудовании гитаристов команды: стаффе ритм-гитариста Paul Stanley и эквипменте легендарного Ace Frehley, который, хоть и покинул коллектив в 1982-м (вернувшись на шесть лет в 1996-м), но оказал несомненное влияние на становление и звучание группы.
Являясь живой командой на протяжении более сорока лет, KISS никогда не делали серьёзной ставки на студийные записи. Особенности жанра сказались и на используемых инструментах – в арсенале у KISS нет и не было значимых педалей эффектов или гигантских педалбордов. Зато по части гитар парни отрываются по самые не балуй. Они встраивают в свои гитары пиротехнические аппараты, осветительные элементы и дымовые установки, что позволяет создавать на сцене яркое и насыщенное шоу.
Ace Frehley, легенда мировой музыки, один из тех, кто стоял у истоков KISS, всегда был огромным фанатом электрогитар фирмы Gibson. За годы своей музыкальной деятельности Ace Frehley поучаствовал в живых выступлениях огромного числа музыкальных коллективов всех мастей и жанров. В личной коллекции музыканта присутствуют сразу несколько Les Paul Standard и Les Paul Custom, разных годов выпуска. На концертных выступлениях зрители привыкли созерцать Frehley с “летающими” гитарами Washburn и Ibanez. На некоторых концертных выступлениях Ace Frehley использует гитару Gibson SG с двумя грифами. Кстати, компания Washburn даже сделала подписную модель Ace, гитару AF-40. Естественно, что и Gibson не могли остаться в стороне – у этой мастерской сразу несколько версий подписных Les Paul, в том числе 1959 Ace Frehley Les Paul Standard, Custom Shop Blueburst Ace Frehley Signature Les Paul и легендарный Les Paul Budokan с тремя хамбакерами. В 1979-м году Steve Carr сделал специально для Paul Frehley версию Gibson Les Paul с внутренней подсветкой. Эта гитара использовалась во время живых выступлений группы, а конкретно – во время исполнения New York Groove, так как времени работы батареек, обеспечивающих свечение лампочек, хватало лишь на одну композицию.
По части гитарного усиления Frehley отдаёт свои предпочтения устройствам фирмы Marshall. В его коллекции имеется несколько JCM 900 (с различными настройками секции гейна), а звучание ранних KISS целиком возложено на плечи (лампы?) Marshall Superlead.
Frehley не является любителем гитарных эффектов, тем не менее в его концертном сетапе прочно засел Clyde McCoy от VOX и DL4 Line 6.
Paul Stanley является незаурядным фанатом и коллекционером гитар. В его личной коллекции значатся инструменты многих бутиковых и не очень бутиковых производителей. Paul часто разбивает гитары на своих выступлениях, подобно Pete Townshend, и раздаёт обломки в качестве сувениров. Тем не менее, музыкант действительно любит электрогитары и уважает каждый свой инструмент. Конечно, фирмы Gibson и Washburn стоят здесь особняком. Целый набор различных Explorer, Firebird, EDS1275 с двойным грифом, естественно, кастомные и стандартные Les Paul. Арсенал Washburn ещё более впечатляющий: PS 2000 и PS 2012, подписные модели Flying V и Preacher PS9200. Есть здесь и интересные модели Hamer, инструменты Vector и Scarab. BC Rich Eagle Custom – это один из самых любимых инструментов Stanley. Ну а главной гитарой фронтмэна KISS является PS10-LTD Iceman Custom – икона стиля от Ibanez, одна из самых узнаваемых моделей фирмы, вызывающая прочные ассоциации с командой KISS. Кстати, Ibanez выпустили лимитированную (50 изделий) серию гитар Ibanez KISS KRUISE. По части гитарного усиления Paul доверяет устройствам Marshall и ENGL.
Источник