Бас гитара минор мажор

бас-гитара

Блог о бас-гитаре

День 6: минорные гаммы на бас-гитаре (часть 2)

Проиграйте несколько мажорных и минорных гамм (разных тональностей). Просто начинайте играть с разных ладов. Играя гаммы продвигайтесь вдоль грифа баса. Обязательно отмечайте про себя какую именно гамму и в какой тональности вы играете. Это неплохое упражнение для тренировки пальцев, заодно вы выучите расположение нот на грифе.

Существует только 1 разновидность мажорной гаммы (её вы уже изучили). Зато у минорной гаммы есть целых 3 разновидности:

1. Натуральный минор (рассмотрен в предыдущей главе)
2. Гармонический минор
3. Мелодический минор

Ступени минорной гаммы (b — означает уменьшение ноты на полтона)

8
Гармонический минор

8
Мелодический минор

Мелодический минор называют еще «Рок» или «Роковым» минором, из-за того, что он очень часто используется в рок-музыке.

Эти гаммы кажутся простыми, но пожалуйста, сконцентрируйтесь на них еще некоторое время. Несмотря на то, что разница между ними всего в 1-2 нотах, эти небольшие изменения очень важны. Играйте эти 3 гаммы настолько быстро, насколько можете (самое главное — играйте правильно!). В процессе игры внимательно слушайте, как эти гаммы звучат. Замечайте отличия в звучании. Это хорошая тренировка для слуха.

Информация о мажорной и минорной гаммах — самое главное, что вы должны усвоить на данный момент. Эти 2 гаммы являются «строительным материалом» для 95-98% всех рок или поп песен современности.

Играйте следующие примеры гамм тональности А (Ля). Пропевайте вслух ноты, которые будете играть.

Источник

Бас гитара минор мажор

Летом 2001 года я встретился со своим учителем, которого не видел 20 лет. Он был лучшим басистом, которого я когда-либо слышал. На мой вопрос, играет ли он еще, он ответил, что не имеет достаточно времени для практики, чтобы делать это хорошо. Сидя рядом с ним и его замечательной женой и слушая игру, мне стало грустно, что мой учитель остановился.

Недавно я участвовал в споре на одном из басовых чатов, где обсуждались достоинства практики и джема. Я отстаивал точку зрения, что один час джема стоит 10 часов практики, поскольку вы учитесь играть живую музыку, чувствуете ритм и мелодию. Плавно спор перешел к теме гамм. Несколько человек яро отстаивали точку зрения, что для того чтобы стать лучше, надо учить все гаммы и лады и практиковать их по два часа ежедневно. Именно этот спор и подтолкнул меня к написанию урока о гаммах и практике.

До сих пор я не затрагивал тему гамм, а все внимание уделял приемам написания басовых линий и практике песен.

Если вы не можете найти 12 нот в двух местах на грифе, самое время устранить этот недостаток. Неплохим способом изучения грифа является игра песен и гамм. Старое доброе До-Ре-Ми-. отличный способ изучения мажорной гаммы.

Итак, ниже приведена мажорная гамма для тональности Ля мажор. Средний палец левой руки зажимает пятый лад струны E.

Гамма Ля-мажор

До-Ре-Ми на A

Риф

Как я отмечал раньше, изучение аппликатурных шаблонов, не содержащих игры открытых струн очень важно, поскольку это дает вам независимость от тональности. Однако вы должны знать несколько гамм, включающих открытые струны. Вот, к примеру, Сол-мажор

Гамма G-мажор с открытыми струнами.

Не забывайте о том, что в рок музыке вместо седьмой ноты мажорной гаммы используется доминанта. Это делает гамму более простой в запоминании.

Давайте также рассмотрим три формы минорной гаммы: натуральную, гармоническую и мелодическую. Натуральная Ля минор гамма содержит те же ноты, что и До-мажор, что означает наличие доминанты 7(G). Гармонический минор включает мажорную седьмую ноту (G#). В мелодическом миноре вместо ноты F используется F#, то есть эта гамма совпадает с Ля-мажор, за исключением третьей ноты, где вместо C# используется C.

Натуральная гамма Ля-минор. Указательный палец прижимает пятый лад струны E.

Итак, к настоящему моменту вы должны научиться играть две гаммы в восходящем и нисходящем направлении равномерно с постоянной скоростью. Не стоит играть их быстро и зацикливаться, тратя на них часы. При игре гамм стоит обратить внимание на свою технику. Можно поработать над такими приемами, как hammer-on и pull-off. Потренировать чувство ритма. Идея заключается в том, что пока ваша механическая память работает над запоминанием аппликатуры, вы можете сосредоточить внимание на других аспектах своей игры.

Вы можете возразить, что я только что советовал вам не тратить много времени на гаммы, но теперь противоречу самому себе!

Позвольте спросить, вы чувствуете разницу между словами «учить» и «практиковаться». Вы можете выучить гамму без практики, а вот ваши пальцы — нет. Под изучением я понимаю, прежде всего, обучение пальцев.

Гаммы часто используются в песнях. Яркими примерами служат «Wild World» и «Lucky Man» где очень гармонично используется восходящая гамма.

Надо отметить и тот факт, что мелодии появляются, опираясь на гаммы (а не на аккорды). Рассмотрим, например, переход между аккордами Am7/Bm7 на стыке куплета и припева пени «Moondance». Обычно басисты не мудрят и играют прямой переход. Я решил последовать за мелодией. Определил на какой гамме построена песня, немного модифицировал ее и вот что получилось:

Итак, теперь, когда гитарист будет хвастаться тем, что ночь напролет практиковал гаммы, вы сможете сказать, что тоже делали это, секунд 30. Изучение и практика похожи, но это не одно и то же. Вы должны знать, как играть гаммы, а практики должно быть ровно столько, чтобы пальцы были способны последовать за разумом. Однако это не значит, что вы должны по 20 минут в день уделять гаммам. Играйте песни, а в них используйте гаммы. В конце концов, это всего лишь еще один инструмент в ваших руках.

Еще раз повторю. Самое важное — уметь играть песни. Гаммы это лишь инструмент. Мне жаль тех людей, которые хвастаются, как хорошо они играют гаммы.

Источник

Аккордовая гамма септаккордами на бас гитаре

Привет, читатель! В этом уроке мы разберемся, что такое аккордовая гамма, как она образуется и как использовать в своих корыстных целях.

Давайте сразу разберемся, что такое аккордовая гамма и зачем она нам нужна.

Что такое аккордовая гамма

Аккордовая гамма — это последовательность аккордов, например трезвучий или септаккордов, которые можно построить от каждой ступени (т.е. ноты) гаммы из звуков только данной гаммы. Например у нас есть гамма до-мажор: C , D , E , F , G , A , B . Давайте начнем строить аккордовую гамму, чтобы понять основной принцип. Я писал уже про игру трезвучий на бас гитаре аккордами, поэтому сейчас на каждой ступени гаммы будем строить септаккорд . Более подробно про септаккорды написано в википедии. От первой ступени С получим такой набор звуков C-E-G-B , или по научному большой мажорный септаккорд. Одно из его цифровых обозначений — Cmaj7 . Проделываем ту же операцию со второй ступенью гаммы и получим звуки D-F-A-C , т.е. малый минорный септаккорд, который также может обозначаться как Dmin7 . Думаю принцип понятен — мы берем четыре ноты из гаммы через одну чтобы получить септаккорд, и делаем это от каждой ноты в пределах одной октавы.

В результате у нас получится ряд аккордов Cmaj7 , Dmin7 , Emin7 , Fmaj7 , G7 , Amin7 , Bmin7(-5) . Такую последовательность аккордов можно получить в любой мажорной тональности, и в общем виде ее можно записать как Imaj7 , IImin7 , IIImin7 , IVmaj7 , V7 , VImin7 , VIImin7(-5) , т.е. каждая римская цифра обозначает ступень гаммы и на каждой ступени всегда будет аккорд одного типа для всех мажорных тональностей.

Как использовать аккордовую гамму на бас гитаре

Поскольку бас гитара, особенно 4-струнная, имеет некоторые ограничения в части аккордовой игры, то у нас остается не слишком много вариантов. Есть три варианта игры аккордовых гамм на бас гитаре. Давайте их разберем, а также посмотрим на ограничения каждого из них:

1. Игра трезвучий без пропуска тонов в тесном расположении

В этом пункте немного затронем и игру трезвучий (без септимы). Такой способ покажется очевидным выбором, если до этого вы играли на гитаре. Но на бас гитаре он имеет две особенности, а именно несколько грязное звучание при игре примерно до 5 лада и некоторое неудобство аппликатур в этих позициях.

Тем не менее знать эти аппликатуры тоже важно. Вот схема аппликатур:

Играйте нижнюю ноту (тонику) мизинцем, а верхнюю (квинту) указательным пальцем. Палец для терции (средняя нота) выбирается в зависимости от типа аккорда. Средний — для минорных трезвучий, а безымянный для мажорных.

2. Игра с пропуском аккордовых тонов

Это наиболее удобный способ игры аккордов на бас гитаре как с точки зрения удобства аппликатур, так и чистоты звучания аккордов. Из аккорда практически всегда безболезненно можно удалить квинту (если это не b5 или #5 аккорд), поскольку в септаккордах наиболее важными звуками являются тоника, терция и септима — именно они дают характерную окраску септаккордам разных типов. Также возможны два варианта аппликатур септаккордов — широкое и тесное.

Ex. 1 — Септаккорды на бас гитаре в широком (вверху) и тесном расположении

Такие аппликатуры можно играть как гармонически (все ноты звучат одновременно), так и с использованием приема арпеджиато (быстрое последовательное извлечение звуков аккорда. Обозначается вертикальной волнистой линией возле нот аккорда). Либо же вы можете придумать «переборы», подобные тем, что играют гитаристы.

3. Игра арпеджио

При игре арпеджио вы извлекаете звуки аккорда последовательно, друг за другом. Этот способ очень универсален и поможет научиться прекрасно ориентироваться на грифе.

Обычно играются арпеджио в одну октаву, что проще для новичков, но их можно играть и в две октавы, используя весь диапазон инструмента. На сайте есть упражнения от Federico Malaman и Henrik Linder, основанные как раз на этом подходе. Игру арпеджио вы можете сочетать с игрой соответсвующих диатонических ладов, как это показано в упражнении у Линдера.

Связь аккордовой гаммы и диатонических ладов

Понимание строения аккордовых гамм также важно, как и понимание диатонических ладов и неразрывно связано между собой. За каждым аккордом гаммы лежит свой диатонический лад:

Аккорд Лад
Сmaj C ионийский (натуральный мажор)
Dmin7 D дорийский
Emin7 E фригийский
Fmaj7 F лидийский
G7 G миксолидийский
Amin7 A эолийский (натуральный минор)
Bdim B локрийский

В нотах это будет выглядеть следующим образом:

Ex. 2 — Взаимосвязь септаккордов и диатонических ладов

Заключение

Понимание того, как устроена аккордовая гамма и какие аккорды можно построить от каждой ступени гаммы, позволит вам лучше понять гриф бас гитары, гармонию и многое другое. Не говоря уже о том, что это прекрасная возможность играть красивые мелодические упражнения и даже сочинять свою музыку!

Желаю вам вдохновения и продуктивных занятий!

Источник

Гитара


Ноты на Бас гитаре

Если Вы заучили как расположены ноты на шестиструнной гитаре, то без труда выучите ноты на Бас гитаре. Дело в том, что они полностью повторяют строй шестиструнки, только без первых двух струн, на одну октаву ниже, чем четыре басовые струны на шестиструнной гитаре.

В табличном виде ноты на БАС гитаре выглядят так, кроме этого вы можете скачать любую ноту на гитаре, просто кликнув на ней, если, конечно ваш броузер поддерживает аудио формат:

1
2
3
4
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

бас гитара вид сверху

Струны обозначены от первой до четвёртой, лады от нулевого до двенадцатого. Четвёртая струна самая толстая, на гитару бас гитарист смотрит сверху, как — будто сам на ней играет.

Есть лады необозначенные нотами, значит это полутона, ставьте # или b , которые будут увеличивать или уменьшать ноту на полтона, и получайте соответствующую данному ладу ноту.

Напоминаем, что 12 лад полностью соответствует 0 ладу, просто все ноты на нем становятся на одну октаву выше.

Источник

Бас гитара минор мажор

Судя по письмам, многих из вас интересует, как строить и играть аккорды на бас гитаре. Сегодня мы подробно рассмотрим этот вопрос.

Примечание: Ниже изложены основы адаптированные под четырехструнную бас гитару. Более подробную теорию построения и использования аккордов применительно к шестиструнной акустической гитаре можно найти на сайте наших друзей www.7not.ru.

Важнейшие Аккорды

Существует 4-5 наиболее распространенных в современной музыке аккордов. Ниже приведены варианты этих аккордов для основной ноты C.

Как видите, играть все это на шестиструнной гитаре достаточно сложно. На следующем рисунке показано расположение важнейших нот для случая, когда основная нота находится на струне E.

Здесь ‘R’-основная нота аккорда. ‘m’ означает минор, ‘v’ — нота на октаву выше. Имейте в виду, что когда играете эти ноты последовательно, то получаете «шагающую» басовую линию.

Октавы и Квинты

При игре аккордов всегда можно играть октавы и почти всегда квинты (за исключением нескольких джазовых аккордов). Мы уже затрагивали тему игры октав и квинт. Для того чтобы получить аккорд надо сыграть эти ноты одновременно. Вам не придется играть квинты вниз, поскольку самой низкой нотой в аккорде является основная нота.

Как вам известно из урока 3, квинта и октава находятся на два лада выше по грифу от основной ноты, на двух следующих струнах. Попробуйте сыграть большим и указательным пальцами следующие последовательности.

Терции

Мажорные и минорные терции не получили такого широкого распространения, как квинта и октава, однако они часто добавляются к основному тону в балладах. Важно помнить, что чем ниже Вы играете, тем более диссонирующим (неустойчиво) звучит аккорд. Попробуйте играть терции, как показано ниже. Даже если ваша мелодия совершенна, при игре терции вниз создается ощущение неудовлетворенности. Сыграйте октаву вверх, и все будет нормально.

Звенящие Ноты

Еще один способ играть аккорды состоит в том, чтобы позволить первой ноте звенеть, в то время как вы уже играете вторую ноту. И снова октава проявляет себя лучше других нот. Сыграйте следующий риф, но не глушите ноту, когда играете октаву. Этот прием работает хорошо при игре нот на открытых струнах. Для других нот вам, вероятно, придется изменить способ щипка струны, чтобы избежать глушения.

Звенящий октавный риф.

Проходные Ноты

Другим способом является использование проходных нот для построения аккорда. Здесь при игре перехода от F к C, вы можете играть G в качестве проходной ноты, позволяя ей свободно звучать. Этот прием может добавлять различные оттенки аккорду.

Еще один риф

Walk on the Wild Side

Позвольте рассказать вам еще об одном интересном приеме, который используется в песне «Walk on the Wild Side» Lou Reed-а. В этой песне фактически два баса играют контрапунктирующие мелодии. Они отталкиваются от основной ноты и от терции, и один двигается вверх, а другой вниз. Это очень сложно воспроизвести на одной бас гитаре. Однако есть один простой способ, которым пользуются большинство музыкантов. Играются одновременно две ноты: первая и десятая ноты гаммы (основная, октава+терция). Игра такого аккорда не потребует от вас больших усилий.

Thw Wild Side — Lou Reed

Подведем итог. Конечно, не плохо знать, как строятся аккорды. Вы даже можете получать удовольствие, играя их. Будьте осторожны, добавляя более низкие ноты, и вдвойне осторожны при добавлении терций. Не бойтесь использовать звенящие и проходные ноты без глушения. Позвольте гитаре звучать!

Это был последний урок цикла. Надеюсь, Вы почерпнули для себя много полезного.

Источник

Читайте также:  Нотный стан с нотами для баяна
Оцените статью