- Красивые переборы на гитаре: табы, схемы для начинающих
- Обозначения и как заниматься
- Бас + две струны
- бас-2-1
- бас-1-2
- бас-3-2
- бас-2-1-2-1-2
- Переборы – бас защипываем с верхней струной
- 5+2-4-2-4-2-4
- бас+2-3-бас+1-3
- бас+2-1-2-3
- Поочерёдно два вида «четвёрки»
- Переборы с басовым ходом
- бас-3-2-1-2-3-бас
- аккорды + басовая линия восьмыми
- Защипываем две соседние струны
- Классический рок: топ лучших басовых линий в истории.
- «Roundabout» (Yes)
- «Money» (Pink Floyd)
- «Come Together» (The Beatles)
- «The Guns of Brixton» (The Clash)
- «Dazed and Confused» (Led Zeppelin)
- «Another One Bites the Dust» (Queen)
Красивые переборы на гитаре: табы, схемы для начинающих
Красивые переборы на гитаре – секрет струнного изящества в аккомпанементе. Баллада, просто часть в какой-то композиции с «замудрёнными» перебираниями струн – это всегда фишка, изюминка аранжировки.
На этом занятии мы разберём красивые, и в то же время довольно простые, легкие переборы. В дальнейшем они пригодятся вам для написания собственных тем, создания кавер-версий, партий для гитарных дуэтов, трио и т.д. Материал и для начинающих, и для гитаристов с опытом.
А совсем для новичков – кто только начинает изучать перебор – рекомендуется занятие «Основные, распространённые виды переборов».
Если хотите звучать изыскано, неповторимо, используйте красивые переборы с красивыми аккордами (в помощь подборка оригинальных аппликатур, для До мажора, а также упрощённые аккорды).
Обозначения и как заниматься
Все схемы переборов без аккордов записаны в двух вариантах:
1. Порядок перебирания струн указан цифрами.
Сначала защипываем 5-ую струну, потом 3-ю, 2-ую и 1-ю.
Обозначение «бас» – это басовая струна, это может быть и 6-ая, и 5-ая и 4-ая струна, в зависимости от аккорда (для Dm – 4-ая, Am – 5-ая, Em – 6-ая и т.д.); т.е. определённо не указывается – как универсальная схема.
Если струны (цифры) объединены знаком «+», их нужно защипывать одновременно:
5+2-4-2-4-2-4
5-ая и 2-ая струны защипываются одновременно.
2. Перебор струн изображён визуально: линии – струны, и точки на линиях – последовательность защипывания.
Если две и больше точек размещены на схеме параллельно, значит указанные струны нужно защипывать одновременно. В этом примере вместе защипываются 5-ая и 2-ая.
Латинские буквы возле точек – каким пальцем нужно защипывать струну. Это стандартная система обозначения пальцев правой руки:
- p – большой;
- i – указательный;
- m – средний;
- a – безымянный.
Кроме схем, табы и ноты примеров использования переборов с аккордами + в файлах для Guitar Pro 7 (можно слушать, учить эти упражнения в нотном редакторе).
Бас + две струны
бас-2-1
Играем в трёхдольном размере – на раз — два — три.
бас-2-1-бас-2-1
- басовую струну – большим пальцем;
- 2-ую – указательным;
- 1-ую – средним.
За вторым разом в ритмической фигуре бас меняем. Например, сначала 5-ая, потом 4-ая струна.
Обратите внимание, в графических схемах указывается конкретный бас (на какой именно струне). Но вы можете использовать другую басовую струну, произвольно, как того требует аккорд + ваши вкусовые предпочтения. Например, если играть на аккорд G (соль мажор) этот перебор, тогда сначала 6-ая, потом 5-ая. Или же 6-ая, потом 4-ая.
Сыграем этот красивый перебор на гитаре с открытыми аккордами – Am/ Dm/ G/ C/.
бас-1-2
Вариация предшествующей схемы. После баса не 2-ая струна, а 1-ая.
бас-1-2-бас-1-2
Аппликатура для правой руки не меняется.
Попробуйте снова сыграть на гитаре предыдущее упражнение, но уже этим, слегка изменённым, перебором.
бас-3-2
Ещё один вариант «бас + две струны» на «раз, два, три». Но без 1-ой струны. Звучание аккордов получается с более низким оттенком.
бас-3-2-бас-3-2
- бас – большим пальцем;
- 3-я – указательным;
- 2-я – средним.
Пример: играем этим перебором аккорды Am/ Asus2/ E (скачать файл GP)
Совет! Чтобы научиться хорошо играть рассматриваемые переборы, делайте не только разбор указанных примеров, но и ещё дополнительно играйте свои любимые аккордовые последовательности (аккорды открытые, на баррэ, с надстройками), перебирая струны по изученной схеме.
бас-2-1-2-1-2
Довольно быстрый перебор. Играем на раз, два, три. Но на каждую долю размера нужно защипывать последовательно две струны. Добавим для счёта «и»: на «раз» – басовая, на «и» – 2-ая; на «два» – 1-ая, на «и» – 2-я; на «три» – 1-ая, на «и» – 2-ая. Сначала можно проговаривать и играть на открытых струнах – «1 и, 2 и, 3 и».
бас-2-1-2-1-2
Используя эту «струнную комбинацию», можно создавать очень красивые мелодичные обыгровки. Например, интересный вариант в ре мажоре (табулатура для Guitar Pro):
Переборы – бас защипываем с верхней струной
5+2-4-2-4-2-4
Также в ритме «раз и, два и, три и», на каждую долю по два звука. Пятую струну защипываем с второй.
5+2-4-2-4-2-4
- 5-ая – большим пальцем;
- 2-ая – безымянным;
- 4-ая – указательным.
Играем последовательность Em/ D/ C/ Bsus4 B/ (этот пример в файле .gp).
бас+2-3-бас+1-3
Защипывание верхней струны с басом повторяется. Размер 4/4. Можно перебирать струны на каждую долю (раз, два, три, четыре). Или в 2 раза быстрее, на каждую долю по два щипка: на «раз» – 5+2, на «и» – 3; на «два» – 5+1, на «и» – 3… и т.д.
бас+2-3-бас+1-3
- 5-ую и 2-ую – большим и средним;
- 3-ую – указательным;
- 5-ую и 1-ую – большим и безымянным;
- 3-ую – снова указательным.
Сыграем перебором распространённую последовательность в ре мажоре (файл GP):
бас+2-1-2-3
Разновидность перебора «четвёрка». Ритм на «раз и, два и». На «раз» – бас с верхней струной, «и» – 1-ая струна; на «два» – 2-ая, на «и» – 3-ая.
бас+2-1-2-3
- бас+2-ая – большим и средним;
- 1-ая – безымянным;
- 2-ая – средним;
- 3-я – указательным.
Ход аккордов в ля миноре этим перебором. Сначала бас со 2-ой струной, потом перебираем от 1-ой к 3-ей.
Поочерёдно два вида «четвёрки»
Комбинируем две разновидности «четвёрки» для гитары. Первая часть перебора (нисходящая): бас, от 1-ой к 3-ей. Вторая часть наоборот (восходящая): бас, от 3-ей к 1-ой.
бас-1-2-3-бас-3-2-1
Обратите внимание, бас меняется во второй части перебора.
- бас – большим пальцем;
- 1-ую – безымянным;
- 2-ую – средним;
- 3-ю – указательным.
В примере на каждую часть перебора разные аккорды (нисходящий на C, восходящий на Fmaj7 и т.д.). Но вы также можете проигрывать полностью перебор на одном аккорде (как вариация этого упражнения и свои последовательности).
Таким образом у вас может получиться симпатичный аккомпанемент под гитару даже на простецких, открытых аккордах 🙂
Переборы с басовым ходом
Ну что ж, продолжаем обучение – далее красивые переборы для гитары с басовым ходом. В том смысле, что если перебирать струны по этим схемам, дополнительно ещё и прослушивается линия баса в аккомпанементе. Как бы одна гитара за две: аккорды + бас.
бас-3-2-1-2-3-бас
С баса начинаем перебор (восходящий + нисходящий) и басом заканчиваем. Затем схема повторяется: и опять же начинается с баса.
бас-3-2-1-2-3-бас
А разобраться с ритмическим рисунком этого перебора нам поможет упражнение в ля миноре (скачать в файле guitar pro тут).
Играем на «раз и, два и»:
- на «раз» – бас, на «и» – 3-ая, затем 2-ая;
- на «два» – 1-ая, 2-ая (начинаем обратный ход);
- на «и» – 3-ая, бас.
В каждом такте упражнения схема повторяется два раза (на два аккорда). Обратите внимание, в завершении перебора басовая нота на аккорде может звучать уже другая (как на Dm – начинаем с ре и заканчиваем фа).
Попробуйте придумать упражнение, этюд на этот перебор: добавляйте разные басы к аккордам, в т.ч. и разные басовые ноты на один аккорд. Добивайтесь красивого мелодичного звучания басовой линии, с плавными переходами от одного аккорда к другому.
аккорды + басовая линия восьмыми
Возможно, вам уже приходилось слышать инструментальные аранжировки, когда бас ритмично выдаёт одну и ту же ноту, а на гитаре аккорды звучат лишь отдельными штрихами (протяжные акценты на весь такт или полтакта).
И вот этот вариант струнного щипка позволяет создавать на гитаре примерно такое же звучание.
Кстати, такой приём можно только отчасти назвать «перебором», так как в нём нет перебирания струн как такового (в привычном понимании этой техники). Тем не менее, это игра щипком, а не ритмом (боем), с соответствующим звучанием.
- бас – большим пальцем;
- аккорд защипывается с басом на верхних струнах: 1-ая – безымянным; 2-ая – средним; 3-я – указательным.
Используя этот приём, сыграйте аккорды в ми миноре – Em/ C/ Am/ B7/ (файл .gp):
Придумайте свой вариант на 4/4. Добавьте больше акцентов с аккордами или, наоборот, меньше.
Защипываем две соседние струны
Если перебирать струны не по одной, а по две, то есть в восходящем или нисходящем движении защипывать одновременно две соседние струны, можно придумывать самые красивые переборы. Как минимум, при использовании такого способа звукоизвлечения аккорды звучат необычно.
Разберём вот такую схему:
бас-3+2-3+2-2+1-2+1-3+2
Примерно так, как играется перебор «шестёрка». Только по две струны.
- бас – большим пальцем;
- две струны защипываем указательным и средним.
Сыграем перебором «по две струны»: Dm – E/D – Cm/D – D.
Наше занятие подходит к концу. Но а изучение красивых переборов, разумеется, завершать не стоит. Всё только начинается) Хотите самостоятельно придумывать самые крутые, оригинальные переборы, осваивайте новые схемы (перебирания струн), комбинируйте их, изменяйте. Играйте в другом размере, ритме, темпе, чего-то добавляйте и убирайте и пр. Такие эксперименты вознаградят вас творческим бонусом. Вот увидите, прилетит крылатая муза с идеями гитарного медляка 🙂
Источник
Классический рок: топ лучших басовых линий в истории.
Лучшие басовые линии в классическом роке — кому они принадлежат? Какие песни включают их в себя? Как же звучат эти сильные басовые линии? Начнём с того, что в музыке (и это относится не только к року) есть популярная тенденция: сосредотачиваться на том, что находится в центре внимания. Резкое гитарное соло, высокий вокал, безумный барабанщик на установке. Но. гораздо реже мы сталкиваемся с упором на бас-гитару, не так ли? Часто удерживая грув и обеспечивая прочную основу, бас-гитарист работает с барабанщиком как единое целое, создавая основу для работы остальной группы. Как гласит старая цитата, популярная в мире музыки:
«Когда ты делаешь всё правильно, люди вообще не будут уверены, что ты что-то сделал. »
В большинстве случаев это действительно так. Однако бывают и такие редкие случаи, когда басисты оказываются в центре внимания! И сегодня мы рассмотрим самые яркие примеры подобного волшебства. Итак: это топ лучших басовых линий в истории классического рока!
«Roundabout» (Yes)
Вступая после медленного, мечтательно звучащего вступления, Крис Сквайр сразу же переходит к динамичному груву! Эта драйвовая, фанковая басовая партия сопровождает первую половину песни. Во второй половине она доминирует прямо вместе с гитаристом! К сожалению, Сквайр скончался в 2015 году, но его вклад остаётся вне времени. На эту песню есть бесчисленное множество басовых каверов, и она до сих пор остаётся невероятно популярной для изучения!
«Roundabout» является драгоценной жемчужиной репертуара Yes: группа исполняла свой хит-трек буквально на каждом живом концерте с момента его выпуска. Песня дошла до 10-ой строчки в чарте Cash Box Top 100, и вошла в топ-20 в американском Billboard. Позже Стив Хау и Джон Андерсон — авторы хита — были награждены премией BMI! Сама же композиция с годами не утратила популярности, а напротив — часто использовалась на телевидении и в кино.
«Money» (Pink Floyd)
По праву можно утверждать, что это — одна из самых знаковых басовых партий в истории музыки. Благодаря ей трек мгновенно узнаваем. Роджер Уотерс создаёт удивительно грязную, жирную атмосферу в стиле Уолл-стрит. Безупречно, что ещё добавить?
Разве то, что сам трек стал большим прорывом для Pink Floyd: в общей сложности, Дэвид Гилмор исполнял «Money» около 800 раз! Стоит ли говорить, что данное произведение стало украшением не только альбома The Dark Side of the Moon, но и живых выступлений группы?
«Come Together» (The Beatles)
В этом треке нет ничего быстрого, сложного или необычного, в частности — в партии баса. Вместо этого была использована чёткая, целенаправленная басовая линия, которая движет вперед всю песню от начала до конца.
К слову о песне: это — первый трек с альбома Abbey Road, которому удалось достичь позиции лидера в Соединённых Штатах! На родине группы, в Великобритании, песня вошла в топ-5 лучших синглов! Сегодня она входит в легендарный список журнала Rolling Stone «500 величайших песен всех времён». Среди артистов, записавших свои каверы на этот хит, — Nazareth, Guns N’ Roses, Мэрилин Мэнсон и даже Борис Гребенщиков!
«The Guns of Brixton» (The Clash)
Эта басовая линия, вдохновлённая регги, даёт всей группе невероятный ритм для работы. Конечным результатом является уникальная запоминающаяся песня, определенно одна из главных жемчужин репертуара The Clash. Творческие басовые партии Пола Симонона помогли группе развить своё собственное звучание и добиться широкой популярности и признания!
Эту песню написал Симонон, который всё своё детство провёл в Брикстоне. «The Guns of Brixton» стала основой большинства живых выступлений группы. Примечательно то, что Пол Симонон был вынужден меняться инструментами с Джо Страммером, так как не мог играть басовую партию, одновременно исполняя ведущий вокал.
«Dazed and Confused» (Led Zeppelin)
Эту басовую партию десятилетиями слушали, и, наверное, продолжают слушать по сей день. Сильная, летаргическая и гулкая, — эта линия начинается с мощной позиции и продолжает развиваться по мере развития самой песни. Трек постоянно развивается и переносит слушателя на слуховые «американские горки»!
Примечательно то, что «Dazed and Confused» была написана американским автором и певцом Джеком Холмсом. Позже Джимми Пейдж переработал её, и версия Led Zeppelin стала настоящим хитом! К слову: в качестве автора Пейдж указал только себя.
«Another One Bites the Dust» (Queen)
И вишенка на торте — легендарная басовая линия Джона Дикона из трека «Another One Bites the Dust»! Дикон, автор песни, признавался, что написал «Another One Bites the Dust» под впечатлением от трека «Good Times» диско-группы Chic. Впоследствии, когда песня стала большим хитом, многие слушатели, ни разу не видевшие Queen, ошибочно полагали, что это чёрная группа! Это очень забавило всех участников, в частности — фронтмена Фредди Меркьюри.
Выпущенный на сингле, «Another One Bites the Dust» самым продаваемым треком Queen в Соединённых Штатах! Благодаря успеху песни Queen решились на «Hot Space» — ещё один хит-трек в танцевальном ритме, выпущенный в мае 1982 года.
Спасибо, что читаете нас! Подписывайтесь на наш телеграм канал и читайте нас на фейсбуке ! Пишите в комментариях ваших любимых исполнителей и их песни! Имена, события, факты. Кого из мира музыки вам хотелось бы подробнее узнать? Кого было бы приятно послушать? Мы обязательно найдем то, чего вы раньше не знали, и поделимся этим, добавив щепотку отличного саунда.
Источник