МАЙ МУZЕУМ страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи
ОРФЕЙ-4 «Пловдив басс»
Очень любопытный инструмент, рождённый в середине 60-х гением болгарских гитарных мастеров фабрики ОРФЕЙ — Пловдивского филиала концерна БЪЛГАРСКА КРЕМОНА. Небольшая дека (толщиной всего 3 см) характерной «скрипичной» формы изготовлена из ели и фанерована буковым шпоном. Для вящей красоты по всему периметру торца проходит однослойный белый кант, как бы разделяющий корпус на верхнюю и нижнюю деки. Инструмент выкрашен в нарядный санбёрст, при этом нижняя дека украшена «тигровыми» чёрными полосками, перекочевавшими впоследствии на другую модель ОРФЕЯ — Джипсон. Гриф изготовлен из бука с берёзовой накладкой, по болгарскому канону выкрашенной в радикально чёрный цвет и отмаркированной небольшими белыми дотами только по 5, 7, 12 и 17 ладам. Поскольку голова грифа не имеет наклона, для достаточного прижима струн к тонкому перлоидному порожку и нулевому ладу на ней установлен металлический ретейнер. Колки — небольшие раздельные, 4х1, с пластиковыми штоками, как на классических акустиках. Выведенная в голову регулировочная гайка анкера «под отвёртку» задекорирована целлулоидной крышечкой. Гриф крепится к корпусу четырьмя винтами через прямоугольный металлический некплейт, остававшийся неизменным на всех болгарских гитарах вплоть до Solo. Струнозацеп представляет собой нехитрую профилированную металлическую пластину (на более ранних экземплярах зацеп был более крупным и имел трапецеидальное «окошко» посередине). Бридж — незакреплённая на корпусе кленовая плашка, выкрашенная в чёрный цвет и снабжённая в качестве сёдел обычными шурупами с полукруглой головкой и слегка расточенными шлицами. Понятно, что возможность юстировки высоты струн — весьма ограничена. Мелкокалиберные антабки расположены как у полуакустик — на нижнем торце корпуса и на пятке грифа над некплейтом. Схема, смонтированная на пикгарде из очень красивого белого перлоида (из обрезка которого, кстати, изготовлен и верхний порожек), состоит из двух синглов «М 358» в металлических корпусах с окошками, закрытыми обрезками листовой фотоплёнки (!) с надписью «орфей пловдив» на нековом и логотипом на бриджевом, раздельных регуляторов громкости, общего тембра и выходного разъёма СГ-5. Заземление струн отсутствует, поэтому без дополнительной экранировки или игры с опорой на корпус датчика басс несколько фонит. При всей лапидарности конструкции, инструмент поражает удобством: он лёгкий, но при этом вполне сбалансированный, но главное — он превосходно звучит. Естественно, в силу укороченной (760 мм) мензуры рассчитывать на инфранизы не приходится, но неожиданное для достаточно тщедушного тельца рыкание удивляет. Из недостатков можно назвать несколько малое межструнное расстояние и уже упоминавшуюся склонность ловить наводки. Вообще, очень славный, задорный и заводной басс, идеально подходящий для ритм-н-блюза, биг-бита, рокабилли и прочих олдскульных дел.
Наши новости могут транслироваться, используя rss.
Орфей — скрипичный бас
один из самых популярных басов в СССР на 16.06.2009 Составитель: Басист Кайф категория Статьи > Гитары басовые 9.3 — 16 голосов —
Да, название написано так не случайно. Братья-болгары очень весело подходили к названию своей марки, зачастую можно было видеть один вариант надписи на грифе, второй на звукоснимателе. Мог присутствовать и третий — на датчике часто писали «Орфей» кириллицей. Чаще же всего на датчиках было лого фирмы — стилизованная «О».
Известно, что данная форма бас-гитар получила широкое распространение в виде копий множества фирм по всему миру отнюдь не из-за удобства игры или выдающегося влияния на звук (хотя — об этом ниже). По поводу удобства — край корпуса трёт предплечье, кромка выемки корпуса впивается в пузо, особенно при игре сидя. Баланс — как и у всех гитар с креплением ремня под пяткой грифа, причем полуакустический корпус слишком легок, чтобы перевесить здоровенный толстый гриф с массивными колками.
Тем не менее, множество басистов по всему миру всё это стоически терпят, играя на всеразличных «скрипичных» басах — и играя неплохо. За что же так любят эти гитары?
Кое-кто с первых абзацев данного повествования уже малость злится — ну давай, мол, говори уже. Говорю: причина популярности лежит в одном-единственном человеке. Имя ему — Пол Маккартни.
Не секрет, что бас Hoffner Пол купил в начале карьеры в составе легендарных The Beatles. В 1961 году. Когда был ещё членом никому не известной бит-скиффл-группы. Неудобно же было вечно просить у Стю Сатклиффа его бас, кстати, тоже Hoffner? но 500/5. C тех пор это его любимый иструмент, служащий ему верой и правдой. Весь прикол в том, что на момент покупки это была дешевенькая модель фирмы средней руки, купил же её Маккартни в то время, когда не смог позволить себе приличный инструмент. Грубо говоря, придя в магазин, он взял чуть ли не единственную гитару, на которую у него хватило денег. Инструмент отнюдь не топовый, звук — соответствующий. Чем бы сейчас была Hoffner без этой случайной, в общем-то, покупки?
И пошло-поехало. Форма гитары была без особых премудростей названа beatle bass (битлобас — рус.), начался выпуск как цельнокорпусных, так и полуакустических копий по всему миру. Ну какому же музыканту не грезится почувствовать себя хоть чуть-чуть на месте Маккартни — с легким басом-скрипочкой, небрежно перекинутой через плечо перед шестидесятитысячником, утопающим в истерике?
За бугром есть специальные клубы для молодых групп, есть бары с площадками. Играй сколько влезет и ни на что не отвлекайся.
И пусть народа не шестьдесят тыщ, обстановка — самое то. Аппарат есть, пивка тяпнуть — не вопрос. Кайфуем.
А в СССР? Многого не было, было главное — желание играть. Битлы же были возведены подпольной культурой в ранг божеств. В итоге.
И пусть перед тобой всего лишь КЛЗ любимой в/ч номер ХХХХХ Урюпинского в/о, в котором по стойке смирно сидят сослуживцы и более вольно, ослабив галстуки, офицеры. или школьный актовый зал, из которого светят завистливые взгляды сверстников и обожающие — девчонок. Пусть и в помине нет мониторов, а в зал звук чешет через транзюк Родина (какой там VOX. ) и колонки — тоже Родина. А сзади косовато висит пыльный плоский фанерный дядя в звёздочке и с прищуром, лысый и бородатый, как бы вопрошая: «Гакенгол? Какой-такой гакенгол? Биталс? Вы что это, батенька? Н-да. Феликс Эдмундович, а не гасстгелять ли вот этих вот товагищей?» По фигу. Ви солд ауа соул фо рокнролл! Кайфуем!
Несколько лучше дела были у подпольщиков. И пусть слишком громко — нельзя на кватрире или во втихую захваченном маленьком ДК (вот тут-то полуакустика — самое то!), но в комнате притушен свет (как и положено для рока), никаких напоминаний о политике, а в зале — специально пришли СВОИ послушать ТЕБЯ, а в углу дожидается сухое вино, портвейн и плавленые сырки, после концерта все наперебой угощают «Примой». Могут прийти менты, но что это значит, если в жизни есть рок-н-ролл? КАЙФУЕМ.
Да. Частенько эти гитары, по моим данным, шли именно по воинским частям. Вывесишь фото на всеобщее любование, тут же комментарии: «Опа! В армии на таком играл!»
По сложившейся традиции, гитару пользовали музыканты всех стилей. По имеющимся сведениям, бас был недорог, по качеству — выше советских басов, по цене — ниже немецких или чешских. Что делало его привлекательным для молодых творческих личностей, готовых мириться с типичными недостатками полуакустических басов, а именно: нехватка «мяса» внизу, большое расстояние между струнами и корпусом, возможность акустического «завода» корпуса, особенно при игре в тяжелых стилях. Более того, для школьников и студентов было важно при занятиях дома особо не «доставать» домочадцев, да и усилителей почти не было. В радиолы и телевизоры втыкаться получалось не всегда — их же смотрят и слушают. Так что полуакустика выручала народ при домашних тренировках.
О широте использования баса по стилям можно судить из вполне себе надёжных источников. Фото в студию:
Так что от эстрады до трэша и угара — не такая уж и большая пропасть
Что же представляет собой эта популяренйшая басуха? Будем разбираться.
По традиции, начнем с корпуса. Бас полуакустический, деки очень сильно выгнуты.Материал — фрезерованное дерево. Форма — усреднённая между классическим битлобасом и скрипкой. Важно: в корпусе НЕТ нижних пружин, только верхние. Как в скрипке! Склейка добротная, ни разу не видел треснувших швов даже на вконец убитых экземплярах. По краю положен шикарный, толстый трехслойный кант. Тоже предельно живучий. В корпусе расположены две прорези-эфы, оригинальной формы. Крепление грифа закрывает пластиковая крышка на одном винте, им же крепится и антабка для ремня. Датчики крепятся на корпус через пластиковые «ванночки». Резонирует такой корпус обалденно. На расчёт акустических свойств болгары времени не пожалали. Но, как и у всех битлобасов, корпус маленький — протяженность звука не так уж велика.
Струнодержатель. Из двух частей, классический для полуакустики. Зацеп и подставка. Подставка из дерева, струны ложатся на прорези винтов, обеспечивающих небольшую подстройку по высоте.
Колки. Такие же стоят на болгарской Кремоне, с другими лопастями — на басах Музима. Работают вполне удовлетворительно, нуждаются в бережной эксплуатации — пластик лопастей хрупок, остальные части просто кондовые. Втулок нет.
Звукосниматели. Так. Орфей Пловдив бас, Хеброс, Хеброс бас, Вилоин бас. На них стояли одинаковые звукосниматели. Как на басах, так и на гитарах. Три квадратных магнита в ряд, небольшая катушечка, всё это на металлический корпус. На клей. Сверху бумажка с логотипом, пленочка прозрачная и металлическая крышка с «окном». Весь этот суп крепился к корпусу через пластиковую «ванночку», которая прикручивалась к корпусу саморезами. На месте звукосниматель удерживался силой трения (вставлялся внатяг).
Темброблок выполнен на советских радиодеталях и представляет собой схему «Джазбас». Шляпки потенциометров были двух видов: как на фото и закос под Фендер, чёрного цвета.
Гриф. Замечательный гриф: достаточно толст, но удобен за счёт неплохих ладов прямо с завода. На моём экземпляре половина была ужасным образом заменена, посему сразу принял решение о полной замене. Каковая и была проведена с успехом и принесением в жертву черной краски с накладки. Дерево накладки светлое, так что проморил под клён. Присутствует кант, лады размечены точками. Крепление — на три самореза. К анкеру нареканий никаких. Работает как часы, а так как гриф поводу винтом не подвержен (чем «болеют» даже иные Музимы), ставим пять с плюсом и движемся далее. Голова грифа — весьма и весьма оригинальна. Вроде бы, на контрабасах и скрипках есть своеобразный завиток, который и символизирует форма головки нашего баса. Но во имя упрощения производства, завиток огрубили, в анфас он прямоугольный, в профиль напоминает букву «Г». Решение не оставляет никого равнодушным: одни с недетским рвением летят за ножовкой «спилить на хрен эту гадость», другие же нежно оберегают: «ну прикольно же». Коллекционеры однозначны: «оставить, несмотря на личное отношение» — и аминь. Кстати, сама концепция такой трактовки классического «завитка» отнюдь не принадлежит болгарам. Ещё раньше басы с такой башкой грифа делала ЭКО (Италия). Увы — даже такие мелочи самостоятельно не разрабатывались.
Звук. Без подключения очень даже неплохо слышен, правильная конструкция корпуса и деревянный порожек для струн очень неплохо работают. При подключении в усил всё тем же пятиштырьковым разъёмом, начинает выдавать резкий звук с очень быстрой атакой, частотная характеристика лежит в верхней басовой середине — что характерно для советских басов и для полуакустических бас-гитар в целом. Шумит гитара не очень сильно. В целом, звучание отвечает требованиям тех лет, в которые разрабатывалась. Рок-н-ролл, русский рок, можно и блюз/джаз. Всё-таки не хватает НЧ. Тем более его не хватает для металла, например. Но. Звук интересен предельной читаемостью, при использовании в группе, играющей хард/металл даёт маловато «мяса», но КАК его слышно! Ни намёка на «бубнёж», всё до нотки пробивается сквозь гитары в уши слушателя.
Что же в итоге? Советская бас-гитара в итоге. Полуакустическая. Довольно добротная. Кому нужен звук шестидесятых — с места, с песней, шагом — марш. Остальное — на любителя. Внешне — очень стильный инструмент, делающий слегка похожим на Маккартни )) Слегка. Удобство игры — приемлемое. Владельцев можно поздравить с хорошим интересным инструментом и очень попросить — не отпиливать ей «ирокез» на голове.