Бас гитара орфей тримонциум

Бас гитара орфей тримонциум

МАЙ МУZЕУМ
страница посвященная гитарам из коллекции Я-Хи

Легендарный клон HÖFNER 500/1 от Болгарского предприятия СД-КЛОН-МЕБЕЛ, позволивший начиная с конца 60-х сонму бассистов на всех танцплощадках Советского Союза примерить на себя условный пиджачок без воротника от ливерпульского Левши.
Корпус инструмента характерной «скрипичной» формы изготовлен из профилированного вручную елового массива, склеенного по всем канонам — с деревянными скрепками, соединяющими половинки дек, классическими эфами, цельнотёсанными пружинами и двухслойной буково-еловой обечайкой. Буковый гриф с окантованной кленовой накладкой, выкрашенной в чёрный цвет и маркированной только на 5, 7, 12 и 17 ладах, крепится к корпусу четырьмя шурупами, прикрытыми чёрным целлулоидным некплейтом, зафиксированным по центру шурупом верхней антабки. Обе красно-чёрные деки украшены трёхслойным бело-чёрно-белым кантом. Узенький верхний порожек является просто направляющей для нулевого лада. Гайка анкера выведена в голову грифа. Колки — стандартные Болгарские бассовые, с металлической частью, напоминающей огрубевшие MUSIMA’вские, и белыми пластиковыми бутонами. Одним из самых впечатляющих и оригинальных элементов дизайна этого ОРФЕЯ следует признать необъяснимый с точки зрения рациональности крюк, украшающий голову. Назначение этого декоративного образования постичь пока, увы, не удалось: смелые предположения, что он может служить для подвешивания гитары, следует отмести, поскольку крюк не цельнотёсанный, а клееный, вследствие чего довольно часто откалывается.
Струнодержатель обычный для Болгарских полуакустических бассов: металлический брусок с отверстиями для струн и рамка из стального прутка, цепляющаяся за кронштейн, привинченный к обечайке нижней антабкой. Бридж аналогичен ставившемуся на ОРФЕЙ Хеброс — металлический, с алюминиевыми сёдлами и возможностью регулировки высоты струн и мензуры. Вообще, данная модель, в силу довольно продолжительного периода производства, с течением времени пережила многочисленные, хотя и небольшие, изменения. Так, на более ранних экземплярах бридж устанавливался такой же, как на ОРФЕЙ Пловдив — кленовый брусок, незакреплённый на корпусе, с четырьмя шурупами, изображающими сёдла. Наличие логотипа «Тримонциум» на деке, тип ставившихся ручек, декоративные вставки в звукоснимателях и заглушка анкерной гайки — всё это величины вариабельные.
Схема басса состоит из двух звукоснимателей «М 358» в металлических «мыльницах» с окошечком, закрытым куском фотобумаги с логотипами предприятия, держащихся в привинченных к верхней деке пластмассовых ванночках, и типового для Болгарских гитар незатейливого темброблока: две громкости и общий тембр. Выход — стандартный СГ-5 на обечайке. (Помимо бассовой, как это свойственно социалистическим электрогитарам, имелась также 6-тиструнная версия, однако в силу неких высших Внешпосылторговских резонов в СССР она особого распространения не имела.)
Даже если отвлечься от соображений винтажности, басс объективно неплох — если не пытаться выжать из него звуки, которые ещё не были придуманы на момент его проектирования. Вопреки подозрениям, голос Тримонциума обладает определённым шармом. Да, он не может похвастаться сустейном и глубиной, что вполне понятно для короткой мензуры в 760 мм, но зато звучит очень упруго и чётко. Понятно, что пик АЧХ лежит в области нижней середины, а выхлоп датчиков слабоват, но для современных инструменту рок-н-ролла, биг- и просто бита, ритм-н-блюза и иных ветхозаветных стилей, этот ОРФЕЙ подходит замечательно. По крайней мере, знаменитый «щелчок» он способен выдать безо всякого бустера и плосконавитых струн. А какой олдскульный экстерьер!

Читайте также:  Под гитару для подростков

Данный экспонат, выпущенный в 1980 году, был любезно предоставлен МУZЕУМ’у Музыкальным магазином Евгения КОЛПАКОВА в 2011 году.

Источник

Бас гитара орфей тримонциум

В этой статье речь пойдет сразу о двух болгарских гитарах – Орфее Тримонциум и Кремоне виолин. Почему именно о них? На то есть несколько причин: первая – и, пожалуй, главная заключается в том, что эти гитары часто путают между собой и в сознании обывателя они как бы сливаются в одну. Иногда можно увидеть в каком-нибудь объявлении о продаже такое: «Продаю Кремону Орфей….». Это обусловлено сходством формы корпусов и страны происхождения. На самом деле это совершенно разные гитары и эту разницу мне бы и хотелось показать в этой статье. Вторая причина – наличие этих самых гитар в моей небольшой коллекции, причем отреставрированных по одной технологии и в одно и то же время. Даже их исходное состояние было примерно одинаково. Третья причина вполне банальна – просто интересно разобраться в различиях и попытаться ими объяснить разницу в звуке и других свойствах этих инструментов. Детально и подробно разбирать эти гитары я не буду, иначе объем статьи увеличится до нечитаемых размеров. Остановлюсь на самом основном, с моей точки зрения. Так что, скорее всего, получится как бы потребительский тест.
Немного об участниках.

Для корректного сравнения на гитарах стоят одинаковые струны D’Adario Phosphor Bronze 45-100. В процессе реставрации в инструментах были заменены провода на безкислородную медь, все остальное оригинальное. О реставрации Орфея вкратце можно ознакомиться здесь http://sovietguitars.com/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?113594
Кремона делалась так же, однако её гриф потребовал полной перекраски с удалением и последующим восстановлением родных ладов. Кроме этого были заменены колки. Изначально стояли такие же, как на Орфее, но с донора были сняты и поставлены на восстанавливаемый экземпляр более нарядные, с перламутровыми крутилками.

Для полноты описания скажу, что доноров было два, Орфей и Кремона. Они поделились крепежом, антабками, не шуршащими резисторами, ручками, колками, более высокоомными датчиками и другими, менее изношенными деталями. Таким образом, получилось два полностью комплектных и исправных инструмента. Доноры же были собраны из оставшегося и реализованы за пределами форума ностальгирующим басистам для дальнейшего восстановления. Удачи им!
Начнем наш анализ строения гитар сверху вниз.
Так что – ГРИФ.
При одинаковой ширине и толщине у нулевого лада гриф Кремоны шире в основании. А вот Орфеевский гриф имеет неоднородную толщину и это хорошо видно на фото.

В районе второго – третьего лада он тоньше, чем у нулевого! Накладка грифа Кремоны совершенно плоская, у Орфея же накладка имеет ярко выраженный радиус, из-за этого требуется какое-то время, чтобы привыкнуть к грифу и пальцы не соскальзывали вниз. С таким радиусом накладки гриф Орфея смотрится уже, чем он есть на самом деле. Регулировка анкера у гитар расположена в разных местах. У Орфея в голове грифа под тремя шурупами и пластиковой крышкой, у Кремоны — в основании грифа, что на мой взгляд удобнее.

КОРПУС
Оба корпуса «скрипичной» формы и весьма похожей окраски. На этом все сходства заканчиваются. Орфеевская дека изготовлена из фрезерованного дерева, имеет красивый трехслойный кант по краю. Эфы не окантованы. Корпус Кремоны сделан из формованной фанеры и окантован однослойным пластиком. Эфы так же окантованы.

На следующей фотографии видно как отличаются размеры корпусов. Добавлю, что ширина обечайки Орфея больше, чем у Кремоны почти на сантиметр.

Здесь полупрозрачный Орфей над Кремоной. Видно, что мензуры у гитар одинаковые и что корпус Орфея как бы больше насажен на гриф, что явно отразится на балансе.
Корпус Кремоны изготовлен более аккуратно и качество покраски тоже лучше. С испытуемого Орфея краска сыпалась сильнее.

ДАТЧИКИ
И там и там синглы в латунных корпусах. Достаточно большой разброс в сопротивлениях однотипных датчиков. У Кремоны прямоугольный магнит и катушка вокруг него, Орфей может похвастаться более сложной внутренней структурой.

(Фото взято отсюда: http://sovietguitars.com/e107_plugins/forum/forum_viewtopic.php?83592)
Регулировка по высоте присутствует только у Кремоны. Орфей лишен такой возможности, ограничившись более толстой прокладкой под бриджевым датчиком.

БРИДЖ
Система этого устройства у Кремоны и Орфея одинаковая. Бридж прижимается к корпусу за счет натяжения струн и не имеет жесткой фиксации. Есть возможность регулировки по высоте и как бы тонкой подстройки мензуры, причем настолько тонкой, что на слух это практически не заметно. И если бридж Орфея понятен конструктивно и логичен по материалам, из которых изготовлен, то Кремоновский бридж заставляет задуматься о цели разработчиков при выборе материала для него.

Металлическая основа вопросов не вызывает, но вот лежащая на ней подушка из мягкого пластика с сухариками из оргстекла вызывает удивление. Кажется, что бридж из таких материалов должен препятствовать передаче колебаний струн на корпус. Не эту ли цель преследовали разработчики Кремоны, тем более, что и конструкция струнодержателя, похоже, служит этой цели.

СТРУНОЗАЦЕП
У Орфея он состоит из двух частей. Это скоба, которая крепится к обечайке и, собственно, струнодержатель из толстого прутка П-образной формы, в основании которого жестко закреплен массивный латунный брусок с отверстиями для струн. Обе детали достаточно плотно стыкуются друг с другом.

Совсем другая история у Кремоны. Хотя с первого взгляда вроде тоже пластина на скобе, но стоит присмотреться и видно, что все совсем иначе. Г-образная пластина одной стороной крепится к обечайке, с другой стороны имеет отверстие, в которое вставлена круглая, в форме антабки, пуговица в виде болта, затянутая гайкой с обратной стороны этой Г-образной пластины. На пуговицу одевается плоская тонкая пластина через имеющееся на ней отверстие. За другую сторону этой пластины зацеплена скоба, в которой струны и фиксируются.

В результате имеем конструкцию из 4-х деталей, причем обе пары плотно сопряженных элементов стыкуются друг с другом в одной точке. Из своего аудиофильского опыта, знаю: для того, чтобы механически изолировать аппарат от вибраций его ставят на конуса. То есть создают точечную опору, которая гасит колебания. Тот же эффект происходит и в струнодержателе Кремоны, где пластина упирается в пуговицу в одной точке. В итоге колебания струн на корпус практически не передаются. Может в этом и была цель разработчиков – развязать механические колебания струн от деки, оставив только возможность акустического резонанса? Несомненно, такой подход отразился на звучании гитары, но об этом позже. Добавлю, что менять струны удобнее в Орфее, что очевидно.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА.
Тут особой разницы нет. По регулятору громкости на каждый датчик и так называемый тембр, который режет высокие частоты. По эффективности работы тоже без различий. Разные комплектующие не оказывают свое влияние. У Кремоны советские стандартные потенциометры, Орфей укомплектован болгарскими маленькими, чтобы пролезали в эфу. Заземление и там и там выведено отдельным проводом через отверстие в обечайке под струнодержатель. Выход на обеих гитарах являет собой разъем СГ5, который закреплен прямо в обечайке у Орфея и там же, только через металлическую пластину, у Кремоны.

На этом разбор гитар можно закончить и сделать некоторые обобщения.
1. Удобство пользования. Мне больше понравилась Кремона. Во-первых, правильный баланс, что для человека, играющего стоя, важно. Во-вторых, более удобный гриф, в-третьих, проще регулировать анкер и высоту датчиков. К плюсам так же можно отнести усиленное место разъема и более легкий доступ к внутренностям. Из минусов – неудобно менять струны из-за сложной конструкции струнозацепа.
Орфей в пользовании менее удобный инструмент, хотя при игре сидя, возможно, кто-то отдаст предпочтение и Орфею. Общая беда двух гитар это слишком маленькое расстояние между струнами. У Кремоны этот порок не лечится, а у Орфея, при желании, можно струны раздвинуть. Правда для этого придется изготовить новый верхний порожек и вытачать из алюминия другие сухарики для бриджа, сделав в них пропилы соответственно желаемого расстояния между струнами.
2. Звучание. На мой взгляд, разница в звуке этих гитар обусловлена конструктивными особенностями инструментов, а точнее, сильно отличающимися концепциями разработчиков в плане формирования звукового сигнала. Если у Орфея работают все три составляющие, а именно, электромагнитная, механическая и акустическая, то у Кремоны механическая составляющая стремится к нулю. Это теория. А на практике, звук Орфея несомненно интереснее. Он неплохо сбалансирован, имеет яркую атаку, отличную артикуляцию. Хотелось бы еще и сустейн побольше… Кремона лишена всех этих достоинств. Звучание вялое и скучное, каждая струна звучит по своему, будто играют четыре однострунных баса. Звук не богат обертонами даже в момент атаки, которая тоже будто размазана. Сустейна еще меньше чем у Орфея, причем на разных нотах он сильно отличается длительностью.
Так что обыватель, у которого обе наши рассматриваемые гитары являются в сознании одной болгарской скрипкой, не далек от истины. Собрав в одном инструменте удобство Кремоны и звучание Орфея, мы бы имели прекрасный результат!
В дальнейшем мне хотелось бы продолжить эту тему, сравнив Орфей с одним из прототипов, а именно с Хофнером, Воксом или Эко. К сожалению, пока ни одной скрипки этих фирм у меня нет. Первые слишком (неоправданно) дороги, вторые редки и тоже дороги, третьи совсем редко встречаются.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Здесь имеются музыкальные файлы, записанные мной для демонстрации звучания гитар. В качестве материала использованы упражнения из учебника. Каждая гитара записана сначала в линию, потом через эквалайзер. Так что можно послушать и сравнить их на одинаковом материале. В силу различных технических и бытовых возможностей, запись сделана в два этапа. Сначала все записалось на аналоговый катушечный магнитофон, а с него уже оцифровывалось. Поэтому возможен небольшой шум ленты, щелчки статики с катушек и прочие аналоговые шумы. Не уверен, что записанного материала будет достаточно для подтверждения моих выводов, но готовя эту статью, я достаточно поиграл на этих гитарах, чтобы быть уверенным в правильности написанного.

Источник

Оцените статью