Бас гитара пола маккартни hofner

Бас гитара пола маккартни hofner

Завершается 2011 год, из многообразного календаря которого не хотелось бы пропустить две взаимосвязанные исторические даты.

Оба этих новшества произошли во время пребывания Битлз в Гамбурге, где Битлз отыгрывали свой второй германский ангажемент, на этот раз в клубе Top Ten. В мае 1961 года битловская пятёрка (Джон, Пол, Джордж, Стю и Пит) сократилась до квартета. И место басиста-Сатклиффа занял басист-Маккартни. «Никто в те дни не хотел играть на басе, — вспоминает Пол. — Бас-гитара — это была такая штука, с которой толстые мальчики неуклюже двигались на сцене, и их просили стоять позади и играть. Так что я определённо не хотел связываться с этим. Но Стюарт ушёл, и неуклюже двигаться с бас-гитарой пришлось мне. Однако потом я стал вполне счастлив. » Как известно, гитарист Маккартни приехал в Гамбург с электриной Rosetti Solid 7, которую он характеризовал как «красивую деревяшку». Когда очередь дошла до бас-гитары, Пол воспользовался Hofner President`ом, басовкой, доставшейся ему в наследство от Стюарта Сатклиффа. Этот инструмент, перевёрнутый вверх ногами, не очень то смотрелся в руках Маккартни, да и играть на нём Полу было не совсем удобно. Нужно было срочно искать замену. В пересменок между выступлениями Битлз в Top Ten`е Пол Маккартни отправляется в музыкальный магазин Гамбурга Steinway-Haus по адресу Colonnaden 29./p>

Читайте также:  Марш турецкого ноты для скрипки

«Я помню, как пришёл туда и увидел этот самый бас, который стоил очень дёшево. Мне не по карману был Fender. Fender`ы даже тогда, кажется, стоили порядка 100 фунтов. А всё, что я мог себе позволить — инструмент в районе 30 фунтов. Примерно за эту цену я и присмотрел Hofner бас-скрипку. Гитара была как раз по мне. Я левша, и в перевёрнутом виде, из-за своей симметричной формы, она смотрелась нормально. Этот инструмент стал моей основной бас-гитарой». По-поводу переворачивания только что купленной гитары в воспоминаниях Маккартни есть неувязочка. На всех фотографиях той поры Маккартни держит левосторонний бас, а не переделанный. Стало быть, в Гамбурге он сразу купил гитару «под свою» руку.

Пол Маккартни благополучно эксплуатировал Hofner 500/1 на сцене и в студии (например, во время записи альбома With The Beatles) до того момента, когда фирма Hofner подарила ему новую модель. В 1964 году старый бас прошёл основательную «реконструкцию» — было нанесено новое полистироловое покрытие с «солнечными» переходами, заменены звукосниматели и регуляторы. В таком виде инструмент отправился в маккартниевский запасник, объявившись на свет в сентябре 1968 года, без фальшпанели, в ролике Revolution на ТВ-шоу Дэвида Фроста. Дальше — хуже. В начале января 1969 года этот Hofner Violin Bass 500/1 (модель, вошедшая в историю как «битловский бас») был украден. Очень вероятно, из Twickenham Studios, где БИТЛЗ снимали фильм Let It Be.

Остальные, не менее культовые, имиджевые гитары Битлз: 1958 Rickenbacker 325 (эту гитару Джон купил в Гамбурге в 1960 году) и 1957 Gretsch 6128 Duo Jet (её Джордж приобрёл летом 1961 года в Ливерпуле).

Читайте также:  Гамма мажор для бас гитары

Источник

Бас гитара пола маккартни hofner

#tracethebass

The Campaign to Find Paul McCartney’s Lost Bass

One of the most important musical instruments in the world vanished, it’s widely presumed to have been stolen at sometime after early 1969, and has never been seen since. What happened to it? Does it still exist? Where is it? The instrument is Paul McCartney’s first bass guitar, a Höfner 500/1 model that he purchased in 1961.

Here is a short history of this bass and what happened:

In the spring of 1961, Paul McCartney, of the little known Liverpool r’n’r band The Beatles, became their full time bass player. Being left-handed, he custom ordered his first bass, a Hofner 500/1, through the Steinway shop in Hamburg, Germany during a two month residency at the Top Ten Club. Back in England, he played all their Cavern Club gigs with his new bass, as seen on the BBC’s first Beatle’s footage. Hence its nickname, the Cavern Bass.

This instrument was solidly used by McCartney until October 1963 when he received a new Hofner bass from Selmer, the UK importer.

It was played on some iconic Beatles recordings including their very first studio outing in June 1961 in Hamburg, their first single Love Me Do in 1962 and their first two albums, Please Please Me and With The Beatles in 1963. It’s the one you hear on «She Loves You, «Twist and Shout», it was played in Hamburg, at The Cavern Club, at Abbey Road, isn’t that enough alone to get this bass back! I know, because I talked with him about it, that Paul would be so happy, thrilled if this bass could get back to him.

McCartney kept his first violin bass until it went missing, using it as a back-up during the Beatles’ world tours and playing it again in the Revolution promo video and during the filming of Let It Be. He cherished his first bass as stated in 1966 Beat Instrumental interview: «I have had a Hofner ever since I started. I’ve got 3 models but the ancient one is still my favorite. It has seen so much work that some of it is held with sellotape!».

The bass was in need of repairs and so it was sent to a firm in London, early in 1964, who carried these out. They resprayed the bass a darker 3 part sunburst and fitted new knobs. Most significantly they custom made an unusual single pickup frame to hold both pickups. It was very distinctive, no other 500/1 bass looks like this.

Exact McCartney ’61 bass specs are as follow:

  • Solid spruce top
  • Maple back and sides
  • 1-piece flat back
  • 3-piece neck (maple-beech-maple)
  • Two Diamond logo pickups with no poles
  • Van Gent ‘rugby balls’ tuners
  • Long tailpiece with arched thin bar

A 1961 Hofner 500/1 bass is regarded by most players and collectors alike as the best sounding and rarest violin bass of all. It is the only 500/1 that features a carved solid spruce top and powerful humbucking pick-ups, making its tone rich and distinctive. It was in production for less than 4 months and is therefore highly sought after.

What happened? The problem is nobody knows. It seems very likely that someone stole the bass. To this day it has remained a mystery. There have been rumours over the years, but this is all they amount to: rumours.
Someone, somewhere, knows what happened to this bass and someone knows if it still exists and where it is now. This information is out there if only someone would provide it.

We strongly believe that it is time for this bass to return to its owner, Paul McCartney if it still exists. It is such an important instrument, we all deserve to see it again.

So we offer the following to anyone who can positively give information about the bass:

We would handle any information in total confidence.
We do not need to know your identity if you prefer.
We can collect the bass from anywhere.
Total anonymity.
No recriminations.
No question of the authorities being involved.

Please, is it not time to give this bass back? Or at the very least to tell us what happened to it? It should not remain lost forever.

If you have definite information (and can provide some proof of this) you can contact us by sending an email to a postbox set up especially for this matter.

Paul McCartney playing the now lost bass in January 1969, the last time it was photographed. © Apple Films Ltd.

Please do not send me or call me with your own conspiracy theories. These aren’t going to help. We need facts!

Nick Wass
Marketing Manager at Höfner GmbH & Co KG.

Источник

Бас гитара пола маккартни hofner

Гитары Пола Маккартни

Издание: «From Me To You №10», 2002

К онечно, его главным по жизни инструментом в первую очередь является бас-гитара, однако Маккартни отнюдь не чужд и шестиструнный инструмент. Вспомним, что свою рок-н-ролльную карьеру он начал играя на «обычной» гитаре. А после того, как во время исторической встречи с Джоном Ленноном он сразил его мастерским исполнением песни «Twenty Flight Rock», дорога в Битлз стала для него открыта. Разумеется, сначала была группа Quarry Men, с которой Пол Маккартни после нескольких репетиций дебютировал на сцене ливерпульского клуба New Clubmoor Hall 18 октября 1957 года. «Я пришел в группу, прежде всего, как ведущий гитарист, — рассказывает Маккартни в книге Тони Бэкона «The Bass Book/Complete Illustrated History Of Bass Guitars. «, — потому что, я неплохо играл на гитаре. Правда, не на сцене. А когда очутился на сцене во время того, самого первого концерта, я полностью провалился. Я никогда прежде и не представлял себе, что такое нервы». Запутавшись в сольной парии «Guitar Boogie Shuffle», Маккартни принимает мужественное решение переключиться на ритм. В дальнейшем, как известно, Пол нашел себе в качестве соло-гитариста достойную замену — в лице Джорджа Харрисона — а сам на долгое время переквалифицировался в «ритмача». И лишь летом 1961 года, когда их «штатный» басист Стюарт Сатклифф покинул группу, Пол Маккартни взял на себя функции басиста. Так и прошагал (да еще как!) наш герой по битловским подмосткам с бас-гитарой, эпизодически обращаясь к гитарным партиям лишь в студии звукозаписи и очень редко на концертах. Но мог ли он добиться чего-либо путного в жизни, не умея путно играть на шестиструнном инструменте?

Первая гитара, которая стала собственностью Пола Маккартни, имела название Zenith, модель 17 , и была изготовлена в Германии фирмой Framus. История появления этой акустической гитары такова. В июне 1956 года , на четырнадцатилетие, отец Пола Джим подарил своему сыну трубу. «Я имел обыкновение изредка играть на ней, — вспоминает Маккартни в книжке Барри Майлза «Paul McCartney: Many Years From Now», — потому что труба была тогда героическим инструментом. «Человек с Золотой Рукой» и все такое. Но я быстро понял — ты же не сможешь петь с трубой, торчащей из твоего рта». («The Man With Golden Arm» — американский фильм 1955 года. Реж. Otto Preminger. Главного героя сыграл Фрэнк Синатра. -B.C.). Тем временем, Англию накрывала мощная волна скиффл-моды. Духовики в скиффл-группах были абсолютно ни к чему, и, попросив разрешение отца, юный трубач понес свой «героический инструмент» в магазин «Rushworth and Dreaper’s Music», где он и был в свое время куплен. Понес с целью обменять его на гитару. Вот так Пол Маккартни и стал обладателем своей первой гитары, Zenith, стоимостью в 15 фунтов стерлингов. «Я абсолютно не мог представить, как на ней играть. Я не понимал, что проблема состояла в том, что я был левшой. И это недоразумение продолжалось до тех пор, пока я не увидел фотографию Слима Уитмена, который так же был левшой, и я понял, что у меня гитара неправильно повернута». Сообразив это, Маккартни переставил струны «вверх тормашками». Но тут возникла другая проблема. Оказалось, что первая струна дребезжит в широкой прорези верхнего порожка, предназначенной для толстой шестой струны. Выход юный умелец нашел очень простой. Он аккуратно обточил спичку и «заполнил» ею лишний зазор. Позже Маккартни пошел еще дальше — установил маленький звукосниматель рядом с нижним порожком, а еще через некоторое время выбросил фаль-шпанель. Таким вот, «модифицированным» «Зенитом» Пол Маккартни пользовался до первой поездки Битлз в Гамбург. На этой гитаре Маккартни сочинил свои самые ранние песни, включая «When I’m 64». Она и сегодня висит в его домашней студии. Ее он демонстрировал в фильме «Антология», сыграв на ней кусочек «Twenty Flight Rock».

Следующая гитара появилась у Пола Маккартни в 1960 году. Rosetti Solid 7 . Не цельнокорпусная, а полуакустическая, с отделкой, переходящей от черного цвета в красный, изготовленная в Голландии мастером Яном ван Эгмондом и переименованная «под себя» фирмой Rosetti, которая занималась импортом этих гитар в Великобританию. Гитара продавалась по цене около 20 фунтов, на ней были установлены звукосниматель и декоративная панель марки Royal. «Нам нужно было ехать играть в Гамбург, — рассказывает Пол Маккартни в интервью Тони Бэкону, — и я купил электрическую гитару Rosetti Solid 7 в Ливерпуле [в Hessy’s Music] прежде, чем мы туда отправились. Это была ужасная гитара. На самом деле, красивая деревяшка. Она была хорошо покрашена, но это была злополучная, дешевая гитара». Не ясно, какие очертания имела гитара, когда группа возвратилась в Ливерпуль, но, судя по фотографиям, головка грифа была заменена, белая фальшпанель выкинута, и на инструмент были поставлены три или четыре басовые струны (некоторые очевидно «заимствованные» у фортепьяно). В таком виде гитарой некоторое время попользовался временный басист Битлз Чес Ньюби (как и Маккартни — левша), рекрутированный из группы Blackjacks — на замену задержавшемуся в Гамбурге Стю Сатклиффу. Позже Маккартни забрал гитару опять в Гамбург, где она ему пригодилась. В одном из интервью 1964 года Пол вспоминал, что он не горел желанием избавиться от «Розетти». «Я был вынужден сделать это, потому что гитара разбилась, когда я однажды ее уронил. Я не сбрасывал ее полностью со счетов, но и не думал, что гитару стоило восстанавливать. У всех нас. было великолепное время, когда мы крушили гитары, прыгали на них! Немного безумно, я полагаю, но нам нужно было иногда выпускать нашу скрытую энергию, и то, что мы тогда делали, казалось вполне естественным!»

1960 год. Hofher Club 40. Пустотелая электрогитара (год изготовления неизвестен). После покупки гитары фирмы Rickenbacker, Лен-нон подарил или одолжил на время свой «Хофнер» Маккартни. Пол еще не расстался с Rosetti, но, наверняка уже пользовался Club 40, а не просто позировал с ним перед фотокамерой во время первой поездки Битлз в Гамбург. Струны-то на гитаре переставлены под левую руку! Где эта гитара нынче? Хороший вопрос!

1961 год. Hofher 500/1 (3/4 sized). Вот она, та самая бас-гитара в форме скрипки! Вскоре после того, как Битлз возвратились в Гамбург, чтобы отыграть контракт в клубе Тор Теп, в группе вместо Стюарта Сатклиффа появляется новый басист. «Никто не хотел играть бас, или никто не играл его в те дни, — вспоминает Пол Маккартни в «Many Years From Now». — Бас-гитара — это была такая штука, с которой толстые мальчики неуклюже двигались на сцене, и их просили стоять позади и играть. Так что я определенно не хотел делать это, но Стюарт ушел, и неуклюже двигаться с бас-гитарой стал я. Позже я стал вполне счастлив. » История умалчивает, переставлял ли Маккартни под себя струны на Hofner President’e Стюарта Сатклиффа, но почти точно не оставляет сомнения в том, что к этому времени переделанная Rosetti была окончательно разбита. В общем, наступил момент, когда позарез нужна была новая бас-гитара, и Пол Маккартни оказывается в гамбургском магазине Steinway Musichaus. «Я помню, как пришел туда, у них имелся этот бас, который стоил весьма дешево. Я не мог позволить себе Fender. Fender’ы даже тогда, кажется, стоили около 100 фунтов. А все, что я мог действительно позволить себе -это инструмент в районе 30 фунтов. Так, где-то за 30 фунтов я и присмотрел этот Hofner бас-скрипку. Это была гитара по мне, потому что я был левшой, и она в перевернутом виде смотрелась не так ненормально из-за своей симметричной формы. Если бы гитара была с «рогом», она плохо бы выглядела, «рог» был бы не на том месте. Так что, «скрипка» мне подходила. И этот инструмент стал моей основной бас-гитарой». Пол Маккартни использовал этот Hofner 500/1 на сцене и в студии (диске «With The Beatles») до того момента, когда фирма Hofner подарила ему новую, усовершенствованную модель. В 1964 году старый бас подвергся «реставрации» — было нанесено новое полистироловое покрытие с «солнечными» переходами, выполненное лондонской компанией Sound City, заменены звукосниматели и регуляторы. Играть бы на нем, да играть! АН, нет. Басовка отправилась в обоз во время гастролей 1964 года, а очень скоро вообще ушла в тень на фоне своего более видного сородича. Старушка вынырнула из небытия в сентябре 1968 года, без фальшпанели, в ролике «Revolution» на ТВ-шоу Дэвида Фроста. А дальше тривиальный случай. В начале января 1969 года исторический маккартниевский бас был украден. Очень вероятно, из Twickenham Studios, где Битлз снимали фильм «Let It Be».

1963 год. Знакомые все лица! Бас-гитара 1963 Hofher 500/1 . В 1962 году г-н Вальтер Хофнер модернизировал свой «violin bass» и в 1963 году подарил обновленный экземпляр Полу Маккартни. Впервые эту «скрипку» народ увидел 4 октября в ТВ-шоу «Ready, Steady, Go!» Чем же новый инструмент отличается от старого? Вот основные различия: у новой модели гриф изготовлен не из трех, а из двух частей; каждая пара колков имеет общую площадку, а не индивидуальную; звукосниматели «staple-top» в отличие от «diamond logo», один из которых перемещен ближе к нижнему порожку; надпись фирмы на головке грифа не вертикальная, а горизонтальная; у корпуса более закругленная задняя часть; на грифе точечная инкрустация ладов завершается не 19-м, а 21-м ладом. Очень приметная маккартниевская басовка, наряду с Rickenbacker’oM Джона и Gretsch’eм Джорджа, навеки стала одной из составляющих визитной карточки Битлз. И хотя с 1965 года в студии Пол Маккартни частенько не брезговал бас-гитарой фирмы Rickenbacker, «скрипка» Hofner 500/1 звучит, начиная с песни «I Want To Hold Your Hand» и заканчивая альбомом «Let It Be», а также на некоторых сольных проектах Маккартни. В 1966 году Пол убрал с гитары фальшанель, а значительно позже присобачил на корпус над верхним звукоснимателем бирку с надписью BASS MAN. Вот в таком виде Hofner 500/1 и завершил свою славную битловскую карьеру — в последнем концерте, который группа сыграла на крыше здания штаб-квартиры Apple 30 января 1969 года. Спустя двадцать лет этот бас вновь был в работе. По просьбе Элвиса Костелло, записывающего вместе с Полом альбом «Flowers In The Dirt». Ну, а дальше, вернувшись к гастрольной жизни, Маккартни играет на «битловской» бас-гитаре во всех своих турне, сравнивая свой знаменитый инструмент со знаменитой тросточкой Чарли Чаплина. «Вы всегда ждете ее увидеть».

1964 год. Epiphone Texan FT-79, акустическая гитара (год изготовления неизвестен). Пол Маккартни купил этот инструмент в декабре и впервые использовал во время записи альбома «Help!», в том числе в песне «Yesterday». Пол до сих пор хранит эту гитару.

1964 год. 1962 Epiphone Casino. Примерно тогда же, когда Маккартни приобрел Epiphone Texan, он, по совету Джона Мейолла, обзавелся этой электрической, полуакустической гитарой. Зазвучала она в студии уже в следующем году. Пол исполнил на «Казино» сольные партии в таких, например, песнях Битлз, как «Ticket To Ride», «Drive My Car», а позже в «Taxman». На этой, ранней версии Epiphone Casino установлены головка грифа модели Gibson и механизм вибратора-струнодержателя системы Bigsby. Co временем Джон Леннон и Джордж Харрисон раскусили звучание «Казино» и тоже купили себе аналогичные гитары. Маккартни до сих пор играет на этом инструменте.

1965 год. 1964 Rickenbacker 4001S-LH. Бас-гитара (с «рогами»), с корпусом под левую руку, но с «правосторонней» головкой грифа. Когда в 1964 году глава фирмы Rickenbacker г-н Фрэнсиз Холл презентовал новые модели своих гитар Джону и Джорджу (модернизированные 325-я и 360-12-я, соответственно), он не мог обойти вниманием и Пола, придумав фактически для него эту бас-гитару. Это была первая «левосторонняя» Rick-бас-гитара, с очертаниями настолько новыми, что на ней, чтобы не переборщить, наверное, решили оставить «правостороннюю» головку грифа. Сын Холла Джон имел честь преподнести 1964 Rickenbacker 400IS-LH Полу Маккартни. «Я вручил бас лично Полу в доме, который Битлз арендовали, когда выступали в Hollywood Bowl (30 августа ’65), а не во время самого шоу, — вспоминает Холл. — Эта вилла, «Curzon Terrace», я полагаю, находилась на Hollywood Hills. Помимо Битлз и их охраннников присутствовали Роджер Мактуинн, Питер Фонда и Джоан Баез». Джордж Харрисон вспоминает, что этот бас впервые использовался в песне «Think For Yourself (8 ноября 1965). Он был запасным инструментом во время концертов Битлз в конце 1965-го и в 1966 году. В студии звукозаписи, с весны 1966 года, когда группа записывала «Paperback Writer» и «Rain», Rickenbacker стал равноправным басом Маккартни, наряду с «Хофнером». Он использовал его очень часто, работая над диском «Revolver», в песнях «Penny Lane» и «Strawberry Fields Forever». Чтобы бас 1965 Rickenbacker 4001S-LH был по духу ближе к «Сержанту», Пол Маккартни перекрасил его в психоделические цвета (как поступили со своими гитарами Джордж Харрисон и Джон Леннон) и играл на нем в таком виде на альбоме «Sgt. Pepper» и в телевизионных промороликах вплоть до конца 1968 года. Как мы уже отмечали, Пол возродил свой Hofner на «Let It Be», а затем вновь вернулся к «Рику» — на «Abbey Road» — предварительно «отдраив» его до натуральной отделки. В последующее десятилетие Маккартни многократно пользовался этим «Рикенбэкером» на своих сольных альбомах и во время концертов. В 1975 году Пол отсылал бас-гитару на фирму Rickenbacker для замены на нем звукоснимателя.

1966 год. 1964 Fender Esquire. «Солнечная» отделка, один звукосниматель, год изготовления неизвестен. Пол Маккартни купил эту гитару из семейства «Telecaster» в период сессии «Revolver». Она звучит в песнях «Good Morning, Good Morning» и «Helter Skelter». По сведениям источников, «Эсквайр» и поныне хранится в гитарной коллекции Пола Маккартни. 1968 год. 1968 Fender Jazz Bass. Существовало мнение, что это был гостинец из «подарочной корзины», преподнесенной Битлз фирмой «Фендер». Однако позднее выяснилось, что в том комплекте (гитары и усилители) бас был правосторонний, и что с ним делал Маккартни — неизвестно. Зато «левый» бас можно, по крайней мере, увидеть на фотках, сделанных в студии Abbey Road. Впрочем, профессор музыки Мичиганского университета Уолтер Эверетт в своей книжке «The Beatles as Musicians (Vol. 1)» (OUP, 1999) пишет, что этот «Джаз-бас» звучит на пяти битловских треках: «Yer Blues», «Glass Onion», «While My Guitar Gently Weeps», Sun King» и » Mean Mr. Mustard». Эверетт также нахально предполагает, что эта правосторонняя модель использовалась Джоном Ленноном в песне «Helter Skelter» и Джорджем Харрисоном в «Back In The USSR».

Источник

Оцените статью