Бас гитара положение рук

Как играть на бас гитаре

Научившись строить аккорды и играть на бас-гитаре, можно внести в свою жизнь разнообразные музыкальные ритмы. На первый взгляд, обучение кажется сложным, но освоив первоначальные азы, станет понятно, что вложенные силы потрачены не зря.

Как правильно держать бас-гитару

Хорошее исполнение возможно только при правильном положении инструмента. Для надежной фиксации используется специальный ремень, который позволит не отвлекаться во время игры. Неважно, в каком положении находится исполнитель, главное, чтобы инструмент при этом находился на одинаковом уровне.

Внимание! Инструмент должен находиться в промежутке между ключицами и бедром. Если исполнителю удобно, он может расположить гитару в области пупка, как делают многие музыканты.

При этом угол наклона примерно составляет 30-35 градусов, чтобы в процессе кисть руки не сильно сгибалась.

Настройка бас-гитары

Регулировка высоты звучания струн выполняется при помощи колкового механизма. Эталонный строй для басовой гитары с 4 струнами обозначается как: E-A-D-G, первой в этой строке обозначена самая толстая струна.

Для правильной настройки можно использовать флажолет, камертон, тюнер или собственный слух. Самым простым способом является компьютерная программа (тюнер). При подключении можно получить максимально чистый и точный звук.

Техника игры на бас-гитаре правой рукой

Для извлечения звука музыкант может применять несколько способов. Каждый имеет характерные особенности, поэтому подбирается исходя из музыкального стиля. Стоит рассмотреть все способы более подробно.

Читайте также:  Ласковый май детство с аккордами

Пальцами

Использование подушечек пальцев позволяет получить мягкое звучание. Важно, чтобы в процессе игры ногти не цеплялись за струны. Это будет создавать дополнительные помехи, дребезжание и щелчки.

При помощи медиатора

Чистота и яркость звучания достигается при помощи медиатора. Этот инструмент пользуется популярностью у исполнителей тяжелой музыки. Стоимость медиатора невысокая. Приспособления имеют различную толщину, материал изготовления и размер. Применяются для исполнения быстрых партий. Сделать лучший выбор можно только опытным путем.

Техника Слэп

Отличительной особенностью слэпа является резкий удар большим пальцем по струне. Применяется во всех музыкальных направлениях. Издаваемый звук получается отрывистым и необычным.

Техника Тэппинг

Тэппингом называется исполнение на грифе баса двумя руками. Довольно сложная техника, которой владеют виртуозные музыканты. Одна рука зажимает струны, другая – выбивает на грифе лады. При наличии качественного усилителя, научиться тэппингу проще, однако, для достижения высоких результатов понадобится много времени.

Приемы игры левой рукой

Чтобы изменение позиций руки давалось легко, рекомендуется избавиться от лишних движений и воспользоваться слайдами. Замена позиции в процессе воспроизведения открытых струн тоже может помочь. Чтобы научиться играть на бас-гитаре, нужно разобраться в специальных способах исполнения:

  1. Harmonic. Для извлечения флажолета необходимо легко коснуться левой рукой струн над 5, 7, 12, 17 или 19 ладовым порожком. Звучание воспроизводится правой рукой с одновременным поднятием пальца. Вместо пальцев, может использоваться кончик медиатора.
  2. Pull-off. Мелодия начинает появляться в момент, когда рука резко убирается со струны: зажать сразу два лада, правой рукой извлечь звук, затем резко снять один палец со струны, а другим продолжить держать ее. Снимая палец, необходимо двигать его поперек грифу.
  3. Bend. Прием, при котором повышается тон благодаря прижатой движущейся струне.
  4. Slide. Пальцы скользят в разных направлениях по грифу, прижимая струну.
  5. Hammer-on. Пальцами левой руки происходит резкий удар на несколько ладов выше, чем те, которые извлекаются правой рукой.

Эти техники стоит отрабатывать для усовершенствования своих навыков в музыкальном искусстве.

Как правильно зажимать струны для звукоизвлечения

Звуковое извлечение происходит при помощи щипков, перебора или медиатора, иногда боя. Выбор техники зависит от музыкального направления. Чтобы научиться хорошо играть на бас-гитаре самостоятельно, необходимо внимательно следить за качеством звукоизвлечения:

  1. Ногти должны быть короткими, чтобы не цеплять струны в процессе.
  2. Перебор выполняется двумя пальцами (указательным, средним), соблюдая скорость и ритм.
  3. Игра должна выполняться на определенном участке без перемещений.
  4. Подушечки пальцев должны двигаться плавно без резких движений.

Желая увеличить громкость, лучше прибавить ее на усилителе, а не пытаться сильно дергать струны.

Глушение струн

Чистоты звучания можно достичь путем заглушки струн, которая не используется во время игры.

Для этого необходимо:

  • расположить большой палец около струны E, чтобы в любой момент ее можно было заглушить;
  • во время урока для глушения более одной ноты удобно использовать несколько пальцев;
  • играя на высоких струнах, допустимо убирать палец с ноты Ми;
  • подавлять вибрирование надо плавным движением, не сильно зажимая.

Заглушка способствует мелодичному звучанию нот без их слияния между собой.

Чередование корневых нот с квинтами

После освоения корневых нот рекомендуется приступать к изучению квинты. Квинта является нотой, расположенной на пять ступеней выше, чем основной тон. Поочередное проигрывание корневых нот и квинты имеют большое значение при аккомпанировании другому музыкальному инструменту.

Для поиска квинты нужно:

  1. Для перехода на одну квинту вверх понадобится передвинуться выше и на 2 лада вперед.
  2. Для перехода на одну квинту вниз – опуститься ниже, не меняя лад.

Как держать ритм

Басист должен строго придерживаться ритма. Это признак мастерства. Предназначение баса – создание ритмичности и целостности музыкального произведения. Прорабатывать этот навык стоит после освоения нот, их качественного извлечения.

Полезно! Уровень поддержания ритма проще наблюдать при проигрывании любимых песен. Чтобы быстрее научиться этому навыку, можно использовать метроном для регулярного выполнения упражнений.

Темп метрономом настраивается в зависимости от опыта музыканта.

Советы и рекомендации

Обучиться к игре с нуля помогут несложные упражнения:

  1. Чтобы занятия приносили удовольствие, лучше слушать и подыгрывать любимым песням.
  2. Изначально надо тренировать правильную технику, проверять техничность выполняемых упражнений.
  3. Совместные занятия с опытным педагогом ускоряют обучение.
  4. К выбору учителя стоит подойти ответственно. Именно от него зависит уровень полученных знаний и владение инструментом.
  5. Нельзя пренебрегать техникой левой руки. Обе руки должны быть рабочими, задействованы в процессе.
  6. Уделять занятиям не менее часа в день. Упражняясь несколько раз в неделю, достичь прогресса будет трудно. Со временем движения отработаются до автоматизма, приобретут техничность.

Самостоятельно освоить басовый музыкальный инструмент возможно, проявив настойчивость и трудолюбие. Ежедневная практика способствует оттачиванию технического мастерства, чувству ритма и чистоте звучания при извлечении нот.

Источник

Бас гитара положение рук

Прежде чем перейти к вопросу о способах игры на бас гитаре, давайте разберемся, как правильно держать инструмент. Можно выделить три основных положения: на уровне груди, на уровне талии, около колен.

Высокую постановку баса (между талией и грудью) используют в основном джазовые музыканты, слэп басисты, и обладатели шестиструнных бас гитар. Это расположение обеспечивает руке хороший рычаг, что облегчает игру и позволяет усилить удар при слэпе (верхняя позиция большого пальца).

При средней постановке (в районе талии) использовать слэп становится труднее, но зато играть медиатором заметно удобнее. Такой способ широко используют современные рок музыканты.

Низкое расположение (на уровне колен) со стороны смотрится очень стильно, да и играть слэпом удобно (низкая позиция большого пальца), но вот об использовании тэппинга можно забыть.

Итак, надеюсь, вы выбрали наиболее удобное расположение гитары. Теперь поговорим о постановке рук и о различных техниках извлечения звуков.

Правая рука

В распоряжении бас гитариста находится множество различных способов извлечения звуков. Вы можете играть пальцами или медиатором, использовать слэп или тэппинг. Вопрос о том, какой способ извлечения звука лучше не совсем корректен. Все они различны и имеют уникальный звук. Выбор того или иного способа должен определятся стилем песни, которую вы играете. Некоторые считают, что скорость зависит способа извлечения (пальцы, медиатор, слэп тэппинг). Это не так. Любым из вышеперечисленных способов можно играть с высокой скоростью.

Для игры пальцами (имеется ввиду извлечение звука подушечками пальцев) характерен мягкий теплый звук. Этот стиль широко распространен в роке, блюзе и джазе. Убедитесь, что ваши ногти коротко острижены, в противном случае вы непременно будете задевать струны. В результате будет создаваться щелчок, борьба с которым может стать серьезной проблемой.

Игра медиатором позволяет получить свежий яркий звук. Многие металлические басисты играют медиатором.

Слэп используется в основном в фанке, хотя в последнее время его можно встретить и в музыке других жанров. Для слэпа характерен четкий резкий ритм. Если вам важно акцентировать ритмический рисунок песни, нет способа лучше, чем слэп.

Тэппинг относительно новый стиль. Настоящими мастерами этой техники являются Stu Hamm и Jeff Berlin, если вы хотите освоить ее, достаньте их видеошколы. Чтобы играть тэппингом, просто необходима хорошая бас гитара с низким расположением струн и качественный усилитель.

Игра Пальцами

Существует три основных способа постановки руки при иге пальцами. Можно играть без упора, то есть ваша рука парит над струнами, касаясь их только кончиками пальцев. Это достаточно сложно, но никакой другой способ не даст вам столько свободы.

Можно опираться ребром ладони на деку, струны или бридж. Этот способ затрудняет использования глушения струн ребром ладони (пиццикато).

И можно опираться большим пальцем на звукосниматель или бридж. Используется также техника игры с передвижной опорой — это когда вы в зависимости от струны, которую надо щипнуть, опираетесь большим пальцем то на звукосниматель, то на более толстую струну. Это приводит к потере скорости, ведь Вам надо постоянно менять положение большого пальца. Однако этот способ имеет свои преимущества. Он позволяет играть более чисто, поскольку струна, на которую Вы опираетесь, оказывается заглушенной и не может шуметь.

Играть можно всеми пальцами, но я не рекомендую вам пользоваться большим. Это приведет к потере скорости, а, кроме того, звук, получаемый при игре большим пальцем, заметно отличается от звука других пальцев. Использование большого пальца может быть оправдано только при игре медленных произведений.

Большинство людей играют указательным и средним пальцами (обозначаются цифрами 1 и 2 соответственно), некоторые играю тремя (безымянный — 3) или даже четырьмя (мизинец — 4). Игра тремя и четырьмя пальцами позволяет развивать высокую скорость, при этом вы будете меньше уставать. Увеличению скорости игры также способствует акцентирование щипков. Например, допустим, вы играете тремя пальцами (1-2-3 1-2-3 1-2. ). Если Вы будете выделять, к примеру, каждый первый удар, то сможете развить более высокую скорость, чем при ровной игре.

Следует строго следить за чередованием пальцев. Например, если вы играете двумя пальцами, то очевидно (1-2-1-2-1-2. ) При игре тремя — есть варианты (1-2-3-1-2-3-1-2-3. ) или (1-2-3-2-1-2-3-2-1. ). По началу строгое чередование может показаться неудобным и неоправданным. Но это не так. По мере практики, это войдет в привычку. Вы никогда не добьетесь такой же скорости и чистоты звука, играя рэйком (извлекая несколько звуков подряд, используя один палец. Поставьте палец на первую струну и потяните его вверх. Он сорвется с первой струны, движется дальше, загребает вторую, дальше — третью . Это и есть рэйк).

Игра Медиатором

Медиаторы бывают разные. Они отличаются по размеру, толщине, жесткости и, конечно, цвету. Найдите себе удобный медиатор, который не выскальзывает из рук. Более тонкие и жесткие медиаторы звучат более ярко, с металлическим оттенком. Мягкие медиаторы ближе по звучанию к пальцам.

Игра медиатором придает песне особую окраску. Им легко играть четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты. Кроме того, вы можете одновременно играть несколько струн.

При игре медиатором обычно упираются запястьем в деку.

Слэп заключается в резком ударе большим пальцем по струне. Струна должна удариться о гриф, создавая оригинальное звучание. В зависимости от расположения бас гитары при игре слэпом выделяют верхнюю и нижнюю позицию большого пальца.

Тэппинг

Эта техника основана на использовании обеих рук для игры нот на грифе. Для извлечения ноты надо ударить пальцем по струне над соответствующим ладом. Этот стиль доведен до совершенства такими басистами, как Jeff Berlin и Stu Hamm. Используя эту технику, вы можете играть партии для фортепьяно на бас гитаре. Левой рукой играется бас, а правой — мелодия или ритм. Тэппинг также используется для игры быстрых соло партий.

Левая рука

При игре на ладовом инструменте, для извлечения ноты Вы просто зажимаете струну между двух ладовых порожков. Сила, с которой вы фиксируете струну, должна быть достаточной, чтобы она не звенела, но не более того. Если слишком сильно прижать струну, получится более высокая нота. Используйте не кончики пальцев, а подушечки. Свободными пальцами глушите струны, которые не должны звучать. Если не делать этого, струны могут шуметь, в результате чего взятая вами нота будет казаться нечеткой и грязной. Глушение имеет очень большое значение при игре слэпом. Если у вас достаточно большая кисть или узкомензурная бас гитара, Вы можете использовать большой палец для глушения верхних струн.

При игре на безладовой бас гитаре зажимайте струны точно в том месте, где находятся лады на ладовом инструменте. Если Вы только осваиваете этот инструмент, Вам необходим хроматический тюнер. Играйте ноты и посматривайте на него, не взяли ли вы более высокую или низкую ноту. Со временем ваш слух улучшится, и вы сможете сами точно определять ноты. Надо всегда стремиться к точности, и если в гранже и некоторых других музыкальных стилях можно позволить себе небольшое разгильдяйство, то в джазе точность исполнения нот имеет огромное значение.

Движение левой руки

Существует несколько принципов, придерживаясь которых, Вы можете почувствовать более свободно и легко при смене позиции левой руки. Идея очень проста. Делайте как можно меньше движений и оставайтесь в занятой позиции как можно дольше. Для смены позиций используйте слайды. Также имеет смысл сменить позицию во время звучания открытых струн.

Приемы для левой руки

Slide (глиссандо) — Достаточно распространенный прием. Он выполняется скольжением пальца, прижимающим струну, вверх или вниз вдоль грифа.

Hammer-on (восходящее легато) — Прием извлечения звука левой рукой, который состоит в резком прижатие (ударом) пальцем левой струны на несколько ладов выше ноты, извлеченной правой рукой.

Pull-off (нисходящее легато) — Прием извлечения звука левой рукой резким снятием пальца со струны. Прием выполняется следующим образом. Сначала зажимается два лада на струне, потом правой рукой извлекается звук и через некоторое время следует резкое снятие пальца со струны (другой палец в это время продолжает прижимать струну). При снятии он должен двигаться немного поперек грифа, слегка подталкивая струну.

Вend — Прием повышения тона за счет движения прижатой струны поперек грифа.

Harmonic (флажолет) — Это прием извлечения звука со своеобразной тембровой окраской. Натуральные флажолеты можно получить над 5, 7, 12, 17, 19 ладовыми порожками. В этих местах струна делится пополам, на треть, на четверть. Для того чтобы получить флажолет, надо коснуться пальцем левой руки струны над каким-нибудь из упомянутых ладовых порожков. (Струна не должна прогибаться. Достаточно очень легкого касания.) Потом извлечь правой рукой звук и почти одновременно приподнять палец. Искусственными флажолетами называются флажолеты, полученные над другими ладами. Например, чтобы получить флажолет над 13 ладом, надо левой рукой зажать первый лад. (Теперь середина свободной струны находится над 13 ладом.) Указательным пальцем правой руки коснуться струны над 13-ым порожком и извлечь звук средним или безымянным пальцем, почти одновременно с этим снять указательный палец. При игре медиатором надо так его взять, чтобы свободным оказался лишь небольшой кончик. Извлекаете звук кончиком медиатора над 13 ладом и задеваете струну пальцем, держащим медиатор.

Источник

Оцените статью