Для начинающих музыкантов: подбор аккордов для гитары и бас партии с помощью компьютера
реклама
Каждый музыкант рано или поздно сталкивается с проблемой: как сыграть песню, если не можешь подобрать на слух мелодию, или отдельный аккорд? Это проблема не только начинающих, но и профессионалов, потому что не все песни пишутся по одинаковой гармонии, есть разные стили, жанры.
Конечно, в интернете есть различные сайты, где можно увидеть ноты, табулатуры, аккорды популярных песен, однако они не для всех композиций и качество такого подбора от другого человека может быть плохим.
реклама
реклама
Digital Music Mentor v2.5 — это программа, которая научилась «ловить» аккорды для всей песни, и самое главное, она строит басовые партии по ходу данных аккордов.
Интерфейс программы чем-то напоминает гитар-про, но здесь она только показывает партии и проигрывает музыку, которую вы загрузили.
реклама
Программа хорошо работает в стилях рок, поп, где есть гитарные / басовые партии и клавишные. Конечно, это не панацея:100% подбор партии возможный только на слух, но Digital Music Mentor является лучшим для быстрого подбора простых песен.
Очень понравилось наличие аппликатуры, особенно для сложных аккордов, расположение которых на грифе гитары трудно найти. Возможность транспонирования песни и аккордов на несколько тонов вверх и вниз понравится вокалистам, которые поют, а автоматическое определение темпа будет на руку барабанщикам, которые играют под метроном.
Загружать для анализа можно песни почти всех известных форматов.
Digital Music Mentor v2.5 является условно бесплатной, однако можно найти полную версию на рутрекере и музыкальных форумах.
Источник
Элементарная теория для бас-гитары
Для записи музыки ещё до появления нот использовались особые знаки в европейской музыке – невмы, а в России – крюковое или знаменное письмо. Эти записи указывали направление мелодии, но были несколько несовершенны, т.к. в них не фиксировалась точная высота звуков. В первой половине XI века итальянец Гвидо д’Ареццо придумал обозначать каждый звук нотами, которым дал названия по первым слогам церковного гимна, посвященному святому Иоанну Крестителю. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей.
- Ut queant la xis (Ут в дальнейшем для удобства проговаривания заменена на До)
- Resonare fibris (Ре)
- Mira gestorum (Ми)
- Famuli tuorum (Фа)
- Solve poluti (Соль)
- La bii reatum (Ля)
- Sancte Iohannes (Си)
Чтобы указать выше звучит та или иная нота или ниже, он стал их записывать на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот, ключи и прочее), и в современном виде она существует с XVII века. Запись звуков музыки осуществляется с помощью нотной строки. Она состоит из пяти параллельных горизонтальных линеек и называется нотным станом или нотоносцем.
Так как на нотном стане можно записать лишь ограниченное число нот, то для записи более высоких и более низких звуков применяются короткие добавочные линейки над или под нотным станом.
Чтобы избежать большого количества добавочных линеек, для записи нот для разных инструментов используют различные ключи, которые закрепляют за каждой линейкой нотного стана определённую высоту ноты. Самые распространённые три вида ключей:
1. Скрипичный ключ (ключ соль), для записи звуков среднего и высокого регистров (гитара, флейта, труба и др.).
2. Басовый ключ (ключ фа) для записи звуков низкого и реже среднего регистров (бас-гитара, контрабас, тромбон, туба).
3. Ключ до (альтовый и теноровый), соответствует ноте до первой октавы (скрипки, фагот, тромбон, иногда вокал)
Нотная партия бас-гитары записывается в басовом ключе. Музыкальный звукоряд состоит из семи нот, кроме названий которые обозначаются ещё и латинскими буквами.
В разных изданиях можно встретить разное обозначение ноты си: нота си как B, а нота сиb как Bb (или нота си как Н, а сиb как B). Наименьшее расстояние между двумя звуками называется полутон. А расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном. В звукоряде, состоящем из основных ступеней, полутоны образуются из звуком ми-фа и си-до. Расстояние между остальными соседними звуками составляют целый тон. Промежуточные звуки между нотами имеют производные названия от повышения или понижения этих звуков.
Повышение звука на полутон обозначается знаком # – диез, понижение на полтона –( b)– бемоль.
акое высотное равенство звуков с различными названиями именуется энгармонизмом. Повышение и, соответственно, понижение ноты на тон (или два полутона) имеют названия дубль-диез(x) и дубль-бемоль (bb ). Знак, отменяющий действие диеза и бемоля – бекар
Все эти знаки имеют общее название – знаки альтерации. Они ставятся перед нотой, к которой они относятся , а произносятся в обратном порядке (ре диез, ми бемоль). Кроме знаков альтерации при ноте, есть ещё ключевые знаки альтерации — это диезы и бемоли, которые стоят в начале нотного стана справа от ключа. Они влияют на ноты всей композиции и обозначают её тональность. Отменить эти знаки можно лишь бекаром, расположив его перед нужной нотой.
Расположение нот на грифе
Запомнить расположение нот на грифе бас-гитары поможет поэтапный разбор и разучивание. 1. Выучите ноты на открытых струнах.
- 1 струна – G – соль
- 2 струна – D – ре
- 3 струна – A – ля
- 4 струна – E – ми
Каждое занятие лучше начинать с настройки инструмента. Если вы пользуетесь электронным тюнером, при извлечении звука каждой струны как раз эти буквенные обозначения нот он должен показывать, если инструмент настроен правильно.
2. Хорошо выучите расположение всех нот на грифе до 5 лада.
Начните с запоминания диатоники (нот натурального ряда) – это ноты без диезов и бемолей (A, B, C, D, E, F, G). Обратите внимание, что есть строгая закономерность в расположении:
– соседние звуки (соседние лады) ми и фа (E – F), си и до (H – C), остальные располагаются через лад
– все ноты идут одна за другой в соответствии с алфавитом от A до G. После G цикл повторяется и снова следует A, но это будет уже более высокая версия ноты ля. Двигаясь по грифу, ноты повторяются в этой последовательности.
A – B – C – D – E – F – G
– или же аналогично за повторяющуюся последовательность можно взять по названию 7 нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си (c-d-e-f-g-a-b). – запомнив интервал октава (наискосок через струну), можно легко найти такую же ноту звучащую выше или ниже.
Хорошо выучив расположение этих нот, вам не составит сложности определить оставшиеся промежутки между ними, т.к. между натуральными нотами находятся диезы (#) и бемоли (♭). Название ноты взятой выше от предыдущей обозначается как диез (например A открытая 3 струна → 1 лад это A#), а нота взятая ниже от предыдущей обозначается как бемоль (например D это 3 струна 5 лад → 4 лад будет D♭). Диезы и бемоли являются взаимозаменяемыми. Например, ноту между C и D можно записать как C# или как D♭.
3. Поиск всех одинаковых нот на грифе. Используйте как упражнение для себя поиск всех одинаковых нот на грифе. Например, на первом занятии найдите все ноты ми (E) на грифе, а на втором – ноту Соль (G) и так далее, отрепетировав настолько, что вам уже не нужно будет считать или слишком долго искать. Практикуя такой способ, вы будете знать расположение всех нот на грифе.
4. Играйте произведения по нотам. Музыка записывается при помощи нот, поэтому умение быстро читать ноты и находить их на грифе – отличный способ быстро выучить все ноты. Для самого начала подойдут небольшие простые этюды, а затем уже можно переходить к большим произведениям. Если вы смогли дойти до уровня «чтения с листа», когда глядя на нотный стан, вы будете находить нужные ноты на грифе прямо в процессе чтения, то вы отлично запомнили все ноты.
Такт и тактовый размер
Если сравнить музыкальную композицию с книгой, то как у книги есть отдельные главы, так и композиция состоит из крупных частей: интро, куплет, припев, проигрыш, соло, бридж (отступление), кода и возможны другие части. Абзацы текста можно сравнить с длинными музыкальными фразами или четверостишьями куплета или припева, предложения – с отдельными строчками куплета или припева, музыкальными рифами. А слова – с тактами, слоги и буквы – с нотами.
Так любое музыкальное произведение делится ритмически на отрезки – такты. Они отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. В начале каждого произведения на нотоносце рядом с ключом пишутся две цифры в виде арифметической дроби – это тактовый размер. Верхняя цифра указывает количество долей в такте, а нижняя – длительность одной доли.
Длина звучания каждой ноты обозначается значком её длительности. Самой большой длительности соответствует целая нота. Длительность, которая в два раза короче целой ноты, обозначается половинной нотой – . Очевидно, что две половинные ноты равны по длительности одной целой ноте. Все остальные ноты тоже обозначают доли целой ноты, полученные путём деления на две, четыре, восемь, и т.д. частей.
Самой простой и основной мерой длительности является четверть , когда звук продолжается (выдерживается) в течение одного удара или одного счёта. Поэтому самым распространённым размером для записи музыки является 4/4. Так, целые ноты содержат четыре четверти и их нужно выдерживать четыре счёта, половинные два счёта, четвёртые – один счёт, восьмые – на один счёт две ноты и т.д. Кроме звуков в музыкальных композициях используют паузы – временное молчание, перерыв в звучании. Каждой длительности ноты соответствует равная ей пауза.
Когда же нужно выдержать паузу в несколько тактов, чаще это встречается в ансамблевой и оркестровой музыке, то в нотной записи это обозначается тактовой (оркестровой) паузой. Оркестровая пауза записывается в виде черты с цифрой над ней, указывающей её продолжительность в тактах.
Помимо перечисленных длительностей, в музыке используются и другие их обозначения. Для увеличения длительности нот, в некоторых случаях применяют лиги – дугообразные линии, связывающие две одинаковые ноты. Длительность звучания ноты при этом равна сумме длительностей залигованных нот
Точка, поставленная справа у нотной головки, увеличивает указанную длительность на её половину.
Точки применяются и для увеличения продолжительности пауз – соответственно тому, как они применяются для увеличения длительности нот.
Табулатура
Для записи нот нередко используют табулатуру. Это упрощённая запись партии, где линии обозначают струны, а цифры на линейках – лады на грифе.
Для пяти- и шестиструнных бас-гитар табулатура состоит из пяти или шести линий соответственно. Совместно с нотной записью, табулатура помогает точнее передать аппликатурные особенности исполнения произведения (порядок расположения и чередования пальцев при игре)
Но использование только одной табулатурной записи для разучивания композиций имеет значительный минус. Он состоит в том, что сама табулатура не отражает длительности нот и пауз. И без знания ритмики оригинального звучания произведения довольно сложно воспроизвести партию правильно. Пример фрагмента бас партии Guns N’ Roses – Sweet Child O’ Mine в табулатуре:
Согласитесь, довольно сложно понять ритмику и сыграть правильно, не зная композиции. А вот пример того же фрагмента в нотной записи и табулатуре:
Знания о длительностях нот и паузах легко позволит исполнить данный фрагмент правильно. Поэтому, несмотря на временные трудности в изучении нот и длительностей, рекомендуется учащимся, которые хотят овладеть инструментом профессионально, заниматься тщательным изучением нотной грамоты. В дальнейшем это позволит быть универсальным музыкантом, который с лёгкостью сможет исполнить любую написанную партию, будь то в оркестре или профессиональном ансамбле.
Источник
Бас гитара разборы партий
Итак, продолжим наши занятия. Допустим, нам надо построить басовую линию на основании последовательности аккордов и, может быть, известной тональности.
Первое, что нужно уяснить для себя, это роль баса в песне? Нужна ли замысловатая независимая мелодия или вполне достаточно основных нот аккордов. Надо ли создать оригинальный ритм или можно играть ровно?
Построение басовых линий будем рассматривать на основании конкретных примеров.
Satisfaction
Первый пример: песня Rolling Stones «Satisfaction». (Приведенная ниже авторская обработка может быть использована только в образовательных целях.)
Будем строить басовую линию на основе гитарных рифов. Это достаточно распространенный прием. Сделаем акценты на 1 и 2 удары. Басовая линия не должна в точности партию гитариста. Добавим оригинальные ноты и немного изменим ритм. Чтобы правильно сыграть линию, потребуется тренировка и неплохой слух. Песня написана в тональности D мажор и строится на аккордах D и G. Гитарный риф представляет собой последовательность D-E-F. Я бы начал играть бас с ноты E, чтобы затем идти от D к G (используя Box). Нам понадобятся дополнительные ноты. Ими могут быть F и F#. Поскольку мы находимся в тональности D мажор, остановимся на последнем варианте. Обратите внимание, песня не разваливается, когда басист играет F#, а гитарист F. Можно сказать, что гитарист немного отклоняется от тональности песни, в то время как бас продолжает удерживать песню в исходной тональности. В третьем такте гитарист использует паузу, накаляя обстановку, в то время как басовая линия продолжает течь плавно, обеспечивая жесткий фундамент.
Somebody to Love
Somebody to Love я услышал в 1979 году, и с тех пор привожу ее в пример своим ученикам. Это идеальная песня для новичков. Она строится на простых, но мощных аккордах, достаточно энергична и может быть адаптирована под любого вокалиста. Другим достоинством этой песни является то, что никто и никогда не играет ее так, как она записана на альбоме. Запись настолько нечетка, что никто с уверенностью не может сказать, что же в действительности играет бас гитарист. Это открывает определенный простор для творчества.
Ниже приведена моя версия басовой линии. Песня состоит из аккордов Em — A, которые повторяются четыре раза. Для начала можно просто сыграть основные ноты.
Обратите внимание на то, что А играется немного раньше, чем заканчивается первый такт. Это не легкая танцевальная песенка, а драйв рок, именно поэтому в нее отлично вписывается деакцентирование первого удара второго такта. Басовая линия двигается вместе с вокалистом и барабанщиком.
Теперь, когда ритмическая картина песни стала более-менее ясна, самое время подумать о дополнительных нотах. Не спешите. Вспомните про Box. Для перехода от E к A используем F#. Заметьте, что при таком способе ожидание больше не используется и A начинает играться во втором такте. Но не будем злоупотреблять этим обстоятельством.
На записи слышно, что басист играет намного больше нот, он играет практически все время, игнорируя ритм песни. Это особенно заметно в начале нового такта. Я не согласен с таким пренебрежением. Итак, придерживаясь ритма, будем начинать переход чуть раньше и используем дополнительные ноты при движении в обоих направления.
После всего этого зададимся вопросом, а можно ли сделать что-нибудь еще? Мы уже использовали все ноты между E и A. сделаем до начала нового такта скачок и сыграем B. После некоторой практики у вас получится этот прием, однако звучание оставляет желать лучшего. Мы перегрузили басовую линию: в быстром темпе играется слишком много басовых нот. Попробуем поднять некоторые из них на октаву. Начните с E на седьмом ладу и используйте свой мизинец. В результате получилась более благозвучная линия простая в исполнении.
При игре куплета используется тот же самый принцип. Сначала просто аккорд, затем повторение вокального ритма, потом добавляются переходные ноты и акцентирование. Каждая фраза играется по-другому. «Don’t. » достаточно высоко, поэтому, следуя за вокалистом, акцентируем эту ноту. «Wouldn’t you» напротив исполняется ниже.
Я надеюсь, что приведенный выше пример построения басовой линии поможет вам создать талантливые басовые линии.
Источник