История Fender Precision Bass, характеристики и особенности
Поделиться с друзьями:
Привет всем читателям блога Bass-player.ru! Продолжая рубрику «Классика жанра», написал небольшой обзор всем известного и горячо любимого многими Fender Precision Bass.
После того, как Лео Фендер продал Fender корпорации CBS (в 1965), ему было разрешено работать консультантом, и даже проектировать гитары для других компаний. В связи с этим, уже в середине 70-х годов он организовал компанию Music Man, а чуть позже, в 1980 году, — компанию G&L-guitars. За это время появились такие инструменты, как The Music Man StingRay.
Компанией CBS Fender все еще производится Precision Bass с расширенными возможностями, в том числе переработка Precision 51-го года – «Telecaster Bass», в которой можно наблюдать некоторые изменения внешности. Логотип, к примеру, стал черным и больших размеров, по сравнению с предыдущим (возможно для того, чтобы инструмент проще было узнать во время телевизионных трансляций).
В начале 80-х годов стали появляться «римейки» Precision 1957 и 1962 годов, а также Jazz Bass 1962 года. Производство было расширено, но в начале 1985 года компания CBS решила продать Fender управляющей группе во главе с Биллом Шульцем.
Производство было перемещено из Фуллертона в Корону и с этого момента распространение Fender достигло необычайных размеров.
Fender Precision Bass | |
Год | 1951 |
Корпус | Ольха |
Цвет | Черный |
Гриф | Клен, прикрученный |
Накладка | Клен |
Звукосниматели | Два пассивных разделенных |
Регуляторы | Громкость и тон |
Мензура | 34″ (864 мм) |
Механика | Хром |
На сегодняшний день Fender предоставляет широкий выбор различных модификаций Precision Bass. В 1980 году появилась Precision Bass Special, которая была снабжена активной схемой, белым звукоснимателем, бронзовым бриджем и золочеными деталями. Голова грифа соответствует цвету корпуса. В 1983 году вышел вариант Elite с двойными звукоснимателями Precision (Elite II), активной схемой, тонкими литыми колками, подставкой с регуляторами микроподстройки. Версия Standard Precision была значительно дешевле, не обладала вышеперечисленными деталями.
В 1990-х годах появилась модель Precision Bass Plus, обладающая датчиками Lace Sensor и 22 ладами. В это же время выпустили усовершенствованные модели Standard Precision, более дорогостоящие, чем предыдущие версии, модели Deluxe стали смотреться миниатюрнее. Для производства стали использоваться более современные материалы, к примеру графит для грифов. Модели US Plus Deluxe снабжались активной электроникой.
На том момент немалую долю еще занимало японское производство (бюджетные варианты классических Precision Bass 50-х и 60-х годов). Как раз тогда самой современной моделью являлась Japanese Precision Bass Lyte, для производства которой использовалась легкая американская липа. Эта модель имела интересную форму с углубленными линиями, была оборудована активным эквалайзером, датчиками Precision и компактными закрытыми колками Gotoh.
Кроме этих инструментов в конце 90-х вышел в свет нестандартный модельный ряд Plus и Plus Deluxe с сериями Standard и Deluxe. Хорошо известны и американские модели American Series. На deluxe Precisions устанавливались трехполосный эквалайзер, два звукоснимателя: у подставки – хамбэкер, и у грифа обычный – Precision.
Специальные (именные) модели Fender Precision Bass
Модели Walnut Precision Special и Walnut Elite II P-Bass объединяла специфическая вариация корпуса – он был выполнен из экзотического дерева.
На сегодняшний день для любого коллекционера является желанной редкая гитара James Jamerson Tribute Bass, это ограниченная серия, выпущенная Custom Shop в начале 90-х для Bass Center.
В 1996 году, к 50-летнему юбилею компании Fender, была выпущена Precision с золотыми деталями и фигурной головкой. То же самое, в 2001 году, было выпущено к юбилею самой Precision Bass.
Было произведено две модели: первая — 50th Anniversary American Series P-Bass c анодированной панелью и белым покрытием Butterscotch Blonde, вторая – Сustom Shop special 1951 Anniversary Precision Bass, воспроизводившая все детали оригинала, в том числе тканевые точки маркировки грифа, фенольный струнодержатель, корпус был выполнен из ясеня, модель имела оригинальный футляр для хранения.
Музыканты и Fender Precision Bass
Всех музыкантов, играющих на Precision Bass перечислить достаточно трудно. На 50-ти летнем юбилее P-Bass присутствовали сотни ее обладателей. С самой Precision Bass ассоциируются такие имена, как Джеймс Джемерсон (James Jamerson), Джон Энтвистл (John Entwistle), Стинг (Sting), Брайан Уилсон (Brian Wilson), Стив Харрис (Steve Harris), Дональд «Дак» Данн (Donald «Duck» Dann).
На этом инструменте с одинаковым успехом играют музыканты различных направлений – поп, соул, рок, металл, блюз и т.д. Можно назвать и множество других имен, возможно менее известных, но очень талантливых музыкантов, играющих на Precision Bass: басист Элвиса Пресли Билл Блэк (Bill Black), Леланд Скляр (Leland Sklar) и многие другие. Из современных музыкантов: Майк Дернт (Mike Dirnt) из Green Day, Марк Хоппус (Mark Hoppus) из Blink 182, Чи Ченг (Chi Cheng) из The Deftones.
Вот такая история у Fender Precision Bass. На сегодня все. Буду рад комментариям, дорогие читатели, а также нажатым кнопкам «поделиться» =))
Источник
Самые желанные бас-гитары Fender (часть 2 из 3)
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Jazz Bass группы Beatles.
Во второй половине 1960-х годов группа Beatles получила множество различных гитар и усилителей в качестве «подарков» от тогдашней корпорации CBS/Fender. Однако у них была гитара, которая не входила ни в один из “подарочных наборов” — леворукий 1966 Fender Jazz Bass. Эта модель цвета санберст впервые появилась на фотографиях, снятых в студии Abbey Road, прилагавшихся к White Album. Его овальные колки были уникальны для фендеровских басов 1966 года так как обычно на них ставились колки формы «клеверный лист».
Согласно автору замечательной книги The Beatles as Musicians (Volume 1) Уолтеру Эверетту, звук этого Jazz Bass можно услышать на пяти треках: Yer Blues и Glass Onion из White Album, While My Guitar Gently Weeps, Sun King и Mean Mr. Mustard из Abbey Road.
Но где этот бас сейчас? Вполне вероятно, что Маккартни владеет им до сих пор, ведь как известно он сохранил большую часть своих инструментов. (Интересно отметить, что среди подарков от Фендера был точно такой же Fender Jazz Bass, но праворукий. Во время записи White Album на нем играли Джон Леннон в песне Helter Skelter и Джордж Харрисон в Back in the USSR. Местонахождение этого баса неизвестно.)
На вопрос, почему он никогда не играл на Precision Bass, Маккартни однажды ответил, что он думал об этом, но счел себя «слишком неопытным» для столь профессионального инструмента и что Precision Bass был для него слишком дорог.
«Bass of Doom» Жака Пасториуса
Жако Пасториус был, несомненно, величайшим музыкантом из всех когда-либо владевших бас-гитарой. За свою недолгую жизнь он успел повлиять на куда большее число басистов, чем любой другой до или после него.
15-летним пацаном он добыл свой первый бас в ломбарде. К шестнадцати годам местные жители стали считать его лучшим бас-гитаристом во всей Южной Флориде. Позже, незадолго до своего 18-летия, Жако объявил себя «Лучшим гитаристом в мире» — фраза, которую он часто повторял на своих прослушиваниях. Многие люди, видевшие его выступление впервые, осознавали, насколько правдивы его слова и были поражены его даром. В 1970 году он приобрел свой знаменитый теперь 1962 Jazz Bass, серийный номер 64437, который он превратил в безладовый, считая, что лады это лишь препятствие на пути скоростной игры. Канавки на грифе были залиты шпаклевкой по дереву Duralite. Для защиты гриф от его тогдашних струн Rotosound Swing 66, он покрыл гриф десятком слоев морской эпоксидной смолы Pettit’s PolyPoxy, используемой на парусных лодках. Примерно в это же время, он стал известным за свою привычку перед концертом обмазывать свои пальцы в жире от жареной курицы для лучшего скольжения пальцев.
Жако также удалил пикгард, и по оставшимся отверстиям от шурупов на деке очевидно, что он заменил так же колки и бридж.
Бас получил от Жако прозвище «The Bass Of Doom» и был задействован во всех его записях, в том числе в сольных альбомах и во время сотрудничества с Weather Report, Джони Митчелл и Патриком Брюсом Мэтини, а также сторонних его проектах вроде Trio Of Doom, который включал в себя Джона Маклафлина в качестве гитариста и Тони Уильямса на барабанах.
К сожалению, пламя таланта Жако в конечном итоге затмила его зависимость от наркотиков, в результате чего он жил фактически как бродяга. Незадолго до его смерти от рук вышибалы ночного клуба в 1987 году, Bass of Doom был украден. Его не могли найти много лет, но в 2008 году он объявился в нью-йоркском магазине. На сегодняшний день его владельцем является Роберт Трухильо, бас-гитарист группы Metallica.
«Funk Machine» Джеймса Джемерсона
Джемерсон был очень известен в среде сессионных музыкантов. В период с 1963 по 1968 года он принял участие в записи множества синглов, изданных лэйблом Motown, в том числе за авторством: Марвина Гея, The Jackson Five, Стиви Уандера, The Isley Brothers, Дайаны Росс и The Supremes, Martha and the Vandellas, Four Tops и Джимми Раффина.
Его имя упоминается в титрах песен My Girl, I Heard It Through The Grapevine, Where Did Our Love Go, For Once In My Life, Dancing In The Streets, Standing In The Shadows Of Love, You Can’t Hurry Love, My Cherie Amour, The Tracks Of My Tears, Ain’t No Mountain High Enough, Please Mr. Postman, Stop! In The Name Of Love, What Becomes Of The Broken Hearted, Reach Out. I’ll Be There and I Want You Back.
На протяжении всей карьеры его любимым инструментом был 1962 Fender P-Bass цвета санберст. Однажды Джемерсон вырезал шариковой ручкой на пятке грифа надпись «funk», и гитару, с помощью которой было записано больше хитов, чем на любой другой в истории, наградили титулом «Funk Machine». Большинство других музыкантов считали этот инструмент непригодным для игры. Струны у Джемерсона были высоко подняты, а гриф был кривым, так как анкер толком никогда не настраивали. Вдобавок он редко чистил свою гитару, и никогда очищал гриф. Для Джемерсона накопившиеся на басу пот и грязь были секретом его звука, сущностью фанка.
Его прозвищем среди друзей было «Крюк» из-за его особого и неповторимого двухпальцевого стиля игры.
За несколько дней до смерти Джемерсона в 1983 году, Funk Machine была украдена из его дома. По сей день, она так и не найдена. Есть множество историй басистов, которые, наткнувшись на ’62 P-Bass в каком-нибудь захудалом ломбарде, затем забирали его домой и, затаив дыхание, откручивали крышку на пятке, в надежде найти слово “funk”. Так это стало легендой — Святым Граалем всех басов.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник
Самые желанные бас-гитары Fender (часть 3 из 3)
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Mirror Bass Фила Лайнотта
Во время пика известности Thin Lizzy в 70-х годах, их харизматичный басист/певец Фил Лайнотт владел двумя основными басами. Оба были черные Fender Precision, один с кленовым грифом и другой с накладкой из палисандра. Фил использовал второй как его главный, а первый использовал как запасной инструмент.
Один из техников Think Lizzy Mississippi Al Badaway вспоминает: «У Филиппа в семидесятых было два баса, самым любимым из которых был его Precision с черной накладкой. А кленовый Р-бас был просто резервным инструментом. Однажды я видел, как Филипп порвал G-струну на палисандровом басе во время исполнения Jailbreak, и по окончанию песни его техники заменили струну прямо на нем. Это было во время тура Марка Наусифа и Гэри Мура, в котором AC/DC были у них на разогреве”
На обоих басах стояли блестящие хромированные пикгарды, изготовленные компанией Mighty Mite.
После его смерти в 1986 году, коллекция Фила перешла к его матери, Филомене, которая до сих пор ими владеет.
Бас с отличительным блестящим пикгардом и черной отделкой известен среди поклонников Thin Lizzy во всем мире и, безусловно, с его продажи можно выручить кругленькую сумму. Если, конечно, он когда-либо попадет на аукцион.
1977 Jazz Bass Маркуса Миллера
Маркус Миллер это одним из величайших еще живых бас-гитаристов. Он выступал на различных концертах с такими артистами как Майлз Дэвис, Арета Франклин, Лютер Вандросс, Уэйн Шортер, Девид Санборн, Омар Хаким, Дональд Фаген, Джордж Бенсон, Натали Коул, Билл Эванс и Роберт Флэк. На протяжении двух десятилетий он был одним из самых востребованных басистов в мире музыки и его работу можно услышать на более чем трестах альбомах, в том числе во многочисленных фильмах.
На протяжении всей его впечатляющей карьеры, его любимым инструментом был серьезно модифицированный 1977 Fender Jazz Bass.
Инструмент, с его жесткими низами, сухими верхами и четкой серединой, стал неотъемлемой частью его звука. У гитары был легкий ясеневый корпус с кленовым грифом. Фабричный бридж заменили на более тяжелую модель марки Badass, а преамп — на изделие фирмы Stars Guitars его мастером — Садовски.
Сегодня Фендер даже продает реплики под названием Marcus Miller Signature Bass, основанные на идеалах их прототипа.
Куски истории — »London Calling»
Одно из самых легендарных изображений с бас-гитарой фирмы Фендер появилось пару десятилетий назад. В пятницу, 21 сентября 1979, группа Clash играла в известном нью-йоркском клубе Palladium. Фотограф Пенни Смит рассказывала такую историю:
«Я к тому времени уже целую гору пленки потратила на ребят», вспоминает она, «и не собиралась делать еще больше фото на концерте, но так как я не очень умею отдыхать, мой фотоаппарат отправился в клуб вместе со мной и моими друзьями. Я сначала снимала не так много, пока не заметила, что Пол Симонон, их басист, выглядит чем-то недовольным. Так что я подняла камеру, прицелилась в него, а Пол всё сильнее и сильнее распалялся, пока в конце концов не бабахнуло».
Фотография Пенни оказалась на обложке альбома группы Clash 1979 года под названием London Calling. В поздние годы изображение поместили в Rock’n’Roll Hall of Fame как олицетворение сущности рока. Вспоминая о ночи разламывания гитары, Пол Симонон говорит так: «О той ночи есть множество теорий. Одна гласит, что мне не понравился звук, другая — что у меня были проблемы с моей подругой, но я всегда оставлял подобные проблемы вне сцены».
«Однако в Palladium всё было не так как обычно. Мы привыкли к эмоциональному отклику от нашей аудитории, к тому, что они кричат и танцуют. А в Палладии были сидячие места, так что зрители были заморожены на месте, и мы не могли добиться от них ответа что бы мы не делали. Я по натуре добродушен, но обычно накапливаю всё в себе, а потом всё это может внезапно прорваться наружу, что может быть довольно страшно, даже для меня»
«Тогда на сцене я был настолько разочарован в толпе, что когда внутренняя стрелка индикатора гнева пошла на второй круг я стал пытаться разрубить сцену своей гитарой”
»Мы обычно получали дешевые фендеровские басы от CBS, то были новые модели, довольно легкие и не очень качественные. Но разбитая той ночью гитара была отличным басом, Fender Precision, стоимостью порядка около ?160, одна из старых приличных моделей, так что мне было её действительно жаль»
Тем инструментом был Fender Precision Bass с кленовым грифом и кленовой же накладкой. Она была кремового цвета с раскрашенным пикгардом. Симонсон поместил наклейки с череп и скрещенными костями на деку и вывел от руки слово «PRESSURE» на верхнем роге.
И хотя бас был слишком поврежден и не подлежал ремонту, его разбитые останки признали достаточно важными, чтобы быть выставлеными в Rock and Roll Hall of Fame and Museum в штате Огайо. Сейчас бас вернулся в руки Пола Симонона.
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник