Бас гитара с плоскими струнами
Количество видов струн для бас-гитары предлагаемых производителями давно не уступает ассортименту струн для электрогитар: разнообразие сплавов обмотки (от стали до нейлона) ; тип обмотки(плоская, круглая, полукруглая); форма жилы; калибры толщины струн. Выбор нужного комплекта — целая наука, метод проб и ошибок.
В данной статье, на примере четырехструнных бас-гитар с мензурой 34”(стандарт «Long Scale» ), мы поможем новичку выбрать максимально подходящий комплект.
Чтобы выбрать струны для бас-гитары нам нужно определиться в следующих параметрах:
— калибр
— материал обмотки
— тип обмотки
— виды мензуры
— выбор струн по длине мензуры
Начнем с классических применений распространенных калибров струн:
40-95 Ultra Light . Струны с самым слабым натяжением. Идеальны для слепа, так как тонкие струны прекрасно «читаются», обладают хорошей перкуссией. Рекомендуется использовать в строе: E-A-D-G.
40-100 Light. Классический калибр, разработанный Лео Фендером, для первых моделей Jazz Bass. Толщины струн имеют ровный шаг в 0,020 дюймов. По сравнению с «40-95» уже довольно универсальный комплект, но конечно, для тех, кто любит «помягче». Можно играть в любом стиле, но исключительно настроив гитару в : E-A-D-G.
45-100 Light. Калибр не многим отличается от предыдущего, первые две струны имеют более высокое натяжение, что дает яркую атаку при игре медиатором, так же комфортно играть с сильной атакой пальцев, без особых усилий достигается тот самый «панч» с отсутствием лишнего «мусора» в звуке. Рекомендуемый строй так же : E-A-D-G.
45-105 Medium Light . Стандарт. Любимый калибр Flea из Red Hot Chili Peppers, более сбалансирован, чем предыдущий. 4я струна струна толще, натяжение выше, передает более высокий резонанс дереву гитары. При стандартной длине мензуры 34 дюйма можно понижать строй бас-гитары на полтона. Некоторые музыканты данный калибр настраивают и на тон ниже, такая настройка индивидуальна — на личный вкус, под определенный стиль музыки.
50-105 Medium . Аналогично ситуации с «40-100» и «45-105»: верхние струны имеют более высокое натяжение, чем у предыдущего калибра. Калибр идеально подходит для игры медиатором, именно такой калибр предпочитал Lemmi Kilmister из Motorhead.
55-110 Hard . Калибр разработан исключительно для пониженной настройки бас-гитары. Комплекты «55-110» не только позволяют спокойно играть в пониженном на тон строе «D-G-C-F», но так же понижать настройку 4й струны (делать дроп) еще на тон ниже, до ноты «C» большой октавы.
Все свойства вышеперечисленных калибров относятся, исключительно, к мензуре 34 «. На мензуре 32″ натяжение ниже, соответственно, ориентируемся на то, что Hard = Medium, на мензуре 35» натяжение выше, Medium = Hard.
Имеется некоторое заблуждение: «более тонкий калибр струн подходит новичкам для комфортной игры на бас-гитаре», но это не так. Все зависит от настройки и исправности Вашего музыкального инструмента, даже «толстые» калибры легко зажимаются на ладах отстроенной у гитарного мастера бас-гитаре.
Мы разобрали особенности распространенных калибров струн, далее рассмотрим разновидности сплавов обмотки, ее вариации.
Материал обмотки оказывает большое влияние на звук бас-гитары.
Производителями используются несколько видов сплавов обмотки:
• Сталь . Самый простой тип обмотки. Для тех, кто любит позвонче . Яркое звонкое звучание с плотными низкими частотами. Струны не отличаются высоким сроком службы, так как необработанная сталь быстро подвергается коррозии.
• Никель(никелированная сталь). Самый распространенный сплав. Обладает хорошими магнитными свойствами. Звук с ярко выраженными средними частотами.
• Кобальт. Разработка компании Ernie Ball. По звуковым характеристикам струны из кобальта похожи на сталь, но обладают более высокими магнитными свойствами и более долговечны.
• Бронза. Используется исключительно на струнах для акустических бас-гитар. Не стоит пробовать устанавливать струны из бронзы на электрическую бас-гитару, бронза не обладает магнитными свойствами.
• Нейлон. Данный материал используется в качестве плоской обмотки струн. Струны с плоской оплеткой из нейлона приближают звучание бас-гитары к контрабасу.
Профиль обмотки
• Круглая оплетка. Наиболее универсальные и распространенные струны. Яркий звук. Не очень практичны, труднее удалять накопившуюся грязь и жир между витками оплетки. При активном использовании стирают лады, накладку грифа и пальцы начинающих бас-гитаристов.
• Плоская оплетка. Обладает богатым, глубоким звуком с минимумом звона. Не портит накладку грифа, идеально подходит для безладовых бас-гитар.
• Полукруглая (полуплоская) оплетка. Это круглая оплетка, с обточенным верхним слоем. Промежуточный вариант и по звуку и по удобству игры.
Выбор струн по длине мензуры бас-гитары.
. Важно. Использовать струны подходящие для мензуры Вашего инструмента.
Толстые струны для бас-гитар имеют сужение обмотки перед установкой на колок, тем самым понижая нагрузку на струну. В случае установки комплекта для меньшей мезуры, чем имеет Ваша гитара, струна может оказаться коротка и сужение обмотки будет на ладах, что не допустит их использования, так же, в случае использования комплекта для более длинной мензуры, толстые струны не будут заужены до колка и толстой частью будут намотаны на шток, что увеличивает нагрузку на струну и риск ее обрывания.
Разберемся, что такое мензура и как ее определить.
Mensura — в переводе с латыни, означает мера, размер. Говоря о струнных инструментах, под мензурой (scale lenght) подразумевается рабочая длина струны от верхнего порожка, до седла на бридже или до подставки, если речь идет о смычковых инструментах.
Чаще всего можно встретить обозначение мензуры в дюймах (30″, 34″ и т.п.),иногда в миллиметрах или же словами short, medium, long и extra long. Чтобы найти мензуру своего инструмента, просто найдите его спецификацию в интернете или измеряйте расстояние от порожка до 12 лада, а затем умножьте эту величину на 2 (если мерили в сантиметрах, переведите результат в дюймы).
Есть более точный способ найти подходящий комплект, т.к. бывают случаи, когда комплект для мензуры 34” подойдет на некоторые инструменты с мензурой 35”. Мы собрали информацию об этом параметре от разных производителей и все что Вам требуется — измерить длину самой толстой струны установленной на Вашей бас-гитары от верхнего порожка до «колечка» и сверить данные с таблицей ниже(все данные приведены в дюймах).
Длина струны «от колечка до сужения» у основных производителей:
Длина обмотки Cleartone Coated:
• Long Scale = 37.5″ от ролика до конуса
Длинна обмотки D’Addario:
• Short Scale = 32″ от ролика до конуса (шелка)
• Medium Scale = 34″ от ролика до конуса (шелка)
• Long Scale = 37.1″ от ролика до конуса (шелка)
• Super Long Scale = 38″ от ролика до конуса (шелка)
Длинна обмотки DR:
• Short Scale = 34″ от ролика до конуса (шелка)
• Long Scale = 38″ от ролика до конуса (шелка)
• Extra Long Scale — 40.7″ от ролика до конуса (шелка)
Длинна обмотки Dean Markley:
• Long Scale = 37.25″ от ролика до конуса (шелка)
Длинна обмотки Dunlop:
• Long Scale = 37.25″ от ролика до конуса
Длинна обмотки Elixir:
• Long Scale = 36.5″ от ролика до конуса
• Extra Long Scale = 38″ от ролика до конуса
Длинна обмотки Ernie Ball:
• Long Scale = 37.25″ от ролика до конуса (шелка)
• Super Long Scale = 38.25″ от ролика до конуса
Длинна обмотки Everly:
• Long Scale = 37.75″ от ролика до конуса
Длинна обмотки Fender:
• Short Scale = 32″ от ролика до конуса
• Medium Scale = 34″ от ролика до конуса
• Long Scale = 36.5″ от ролика до конуса
Длинна обмотки Fodera:
• Long Scale = 37.5″ от ролика до конуса
• Extra Long Scale = 39.25″ от ролика до конуса
Длинна обмотки GHS:
• Short Scale: 32″ от ролика до конуса (шелка)
• Medium Scale: 34″ от ролика до конуса (шелка)
• Long Scale: 36.5″ от ролика до конуса (шелка)
• Long Plus: 38″ от ролика до конуса (шелка)
Длина обмотки Ken Smith:
• Long Scale = 38″ от ролика до шелка
• Extra Long Scale = 40″ от ролика до шелка
• Для некоторых струн B имеется опция «Medium Scale» = 36.5″ от ролика до шелка
Длинна обмотки La Bella:
• Short Scale = 32″ от ролика до шелка
• Medium Scale = 34″ от ролика до шелка
• Long Scale = 37″ от ролика до шелка
• Extra Long Scale = 38″ от ролика до шелка
• Hofner Beatle Bass = 34″ от ролика до шелка
Длинна обмотки MTD:
• Long Scale = 37.25″ от ролика до шелка
Длинна обмотки R.Cocco:
• Long Scale = 37″ от ролика до конуса
• Extra Long Scale = 39″ от ролика до конуса
Длинна обмотки Rotosound:
• Short Scale = 32″ от ролика до шелка
• Medium Scale = 34″ от ролика до шелка
• Long Scale = 37″ от ролика до конуса (шелка)
• Extra Long Scale = 39″ от ролика до шелка
Длинна обмотки Sadowsky:
• Long Scale = 37″ от ролика до шелка
• Extra Long Scale = 39″ от ролика до шелка
Длинна обмотки SIT:
• Long Scale = 37.25″ от ролика до конуса
• Extra Long Scale = 38″ от ролика до конуса
Длинна обмотки Spector:
• Long Scale = 38″ от ролика до конуса
Длинна обмотки Thomastik-Infeld:
• Short Scale = 35.5″ от ролика до шелка
• Long Scale = 37″ от ролика до шелка
• Super Long Scale = 39.75″ от ролика до шелка
Продление срока службы струн
Очень важный момент! Стоимость струн для бас-гитар в несколько раз превышает стоимость струн для электрогитар. Многим музыкантам хотелось бы увеличить срок их службы. В продаже имеется множество кондиционеров-очистителей для струн. Средства для очистки струн удаляют жир, грязь, оксидную пленку, снижают трение. Если давать струнам необходимый уход , можно продлить срок службы в несколько раз.
Так же в продаже можно найти множество моделей струн с защитным покрытием («coated»). Струны покрыты на фабрике защитной пленкой, толщиной всего в несколько микрон. Пленка защищает струны от любых внешних воздействий. Такие струны не нуждаются в уходе и служат в несколько раз дольше. Лидерами среди струн с покрытием являются американские бренды : Elixir, Cleartone.
Если у Вас остались вопросы, мы будем рады проконсультировать Вас любым удобным способом: по телефону, электронной почте, в соц. сетях.
Источник
Выбираем бас-гитару
Что из себя представляет бас-гитара, как появился и развивался этот инструмент, его главные характеристики, способы игры и настройки, советы по выбору баса – обо всем этом читайте в нашей статье.
Что же такое бас-гитара?
Бас-гитара (басистами называемая попросту басом) является струнно-щипковым музыкальным инструментом, основное предназначение которого – заполнение басового звукового диапазона.
Бас дает эффект объемности в звучании музыкального произведения, образует мелодический фундамент для выстраивания партий остальных инструментов. В роке на плечи басиста ложится создание «грува» – ритмическо-мелодического рисунка, увязывающего воедино партии ударника и остальных участников группы. Именно бас формирует тот самый «качающий» эффект, от которого и произошло названия стиля rock, из-за чего является для этого направления одним из ключевых музыкальных инструментов. Чаще применяется для аккомпанемента, однако порой неплохо себя проявляет и как средство исполнения шикарных солирующих партий.
От обычных электрогитар бас отличается некоторыми особенностями конструкции, обусловленными игрой в более низком диапазоне:
- несколько большие габариты;
- увеличенная мензура – чаще всего 864 мм (34 дюйма) в отличие от гитарной 650 мм;
- струны большей толщины;
- как правило, меньшее количество струн (классические басы – четырехструнные).
История создания и развития
В первой половине XX века самым распространенным басовым инструментом являлся контрабас. Однако этот инструмент обладает некоторыми существенными минусами – в частности, относительно тихим звучанием, крупными габаритами и большой массой, из-за чего он крайне неудобен в транспортировке. В связи с этим уже с тридцатых годов XX столетия начались попытки создания басового инструмента, лишенного недостатков контрабаса, но поначалу ни одна из них не имела сколько-нибудь серьезного успеха.
Всё перевернулось, когда в 1951 году американец Лео Фендер, изобретатель и владелец мастерской по ремонту электроники, разработал и запустил в производство электрическую бас-гитару Fender Precision Bass. Без преувеличения, эта модель совершила революцию в мире басовых инструментов, моментально обретя признание у музыкантов и в считанные месяцы завоевав рынок. Базовые принципы построения первого «Фендера» стали, по сути, стандартом и воплощаются и в бас-гитарах, выпускаемых в наши дни. Немного позднее, в 1960 году, фирма Fender выпустила новую модификацию баса – Fender Jazz Bass, быстро завоевавшую не меньшую популярность. Споры о том, какой инструмент от Лео Фендера лучше – Jazz Bass или Precision (знаменитое в интернете противостояние «»Жаба» против «Пресса»») не утихают среди бас-гитаристов до сих пор.
За несколько лет почти полностью вытеснив контрабас из обихода поп-исполнителей, еще большее распространение электрический бас получил с появлением в шестидесятые годы рок-музыки. Начали выпускаться новые версии басов – электроакустический и чисто акустический бас (в отличие от классической гитары, от акустики пришедшей к электрическому варианту, бас изначально возник как электроинструмент, и уже из него появился акустический), безладовый бас, модели с увеличенным количеством струн, без головки грифа, с активной электроникой. Получает развитие и техника игры на бас-гитаре, постепенно обогащаясь новыми приемами, как заимствованными у гитары (пул, хаммер, бенд, тэппинг, флажолеты), так и уникальными басовыми (слэп).
Виды бас-гитар
Басы, как уже говорилось выше, могут иметь разные модификации, отличающиеся как по количеству струн, так и по другим особенностям конструкции или предназначению.
Четырехструнный бас – классическая и получившая наибольшее распространение версия инструмента. Успешно применяется в любых музыкальных направлениях. Учиться играть на басу лучше всего именно на таком инструменте, так как он имеет максимальное расстояние между струнами, что облегчает наработку базовых техник. Классический строй четырехструнной бас-гитары – E-A-D-G, где самая нижняя нота – «ми» контроктавы (аналогичен строю контрабаса).
Пятиструнный бас отличается от классического наличием добавочной более низкой струны, которая в стандартном строе настраивается в ноту «си». Таким образом, пятиструнка имеет звуковой диапазон, расширенный на 2,5 тона вниз по сравнению с классическим басом, из-за чего часто применяется басистами команд, играющих в тяжелых стилях. Этот плюс, однако, уравновешивается добавочными неудобствами. Гриф у пятиструнного баса несколько шире и не так удобно лежит в руке, а расстояние между струнами, напротив, существенно меньше, что увеличивает риск зацепов «лишних» струн в процессе игры.
На шестиструнный бас помимо добавочной пониженной ставится еще одна добавочная струна – повышенная, настраиваемая в ноту «до» (а вовсе не в «си», как вторая гитарная струна – в этом моменте происходит отклонение от аналогичности строя баса и гитары, соблюдающейся через октаву в четырехструнном варианте). Диапазон инструмента расширяется не только вниз, но и вверх, что позволяет исполнять более высокие партии вплоть до соло в обычном гитарном регистре. Однако и здесь за добавочные возможности приходится платить – гриф еще шире, расстояние между струнами еще меньше, и играть на таком инструменте достаточно неудобно. Конечно же, и его можно освоить и очень эффективно применять, но для этого потребуется определенная практика.
На семиструнный бас добавляется еще одна высокая струна, настраиваемая в «фа». Инструмент встречается довольно редко.
Восьми- и десятиструнные басы являются версиями четырех- и пятиструнных, но имеют парные струны, настраиваемые через октаву – подобно двенадцатиструнной гитаре. Это дает особенный акустический эффект. Есть и двенадцатиструнный бас, но он представляет собой не шестиструнный инструмент с парными струнами, а четырехструнный со строенными. При этом одна струна из тройки настраивается как обычная басовая, а две другие – в октаву с ней и в унисон между собой. Существуют и другие варианты многострунных инструментов с уникальным строем для каждой струны, но чаще всего они предполагают игру исключительно двуручным тэппингом, и относятся скорее к стикам (о которых ниже), чем к бас-гитарам.
Безладовые басы имеют особенное звучание – менее агрессивное, более спокойное, теплое и мягкое. Струна прижимается непосредственно к поверхности накладки и при колебаниях касается грифа, благодаря чему звук «безлада» сходен со звуком контрабаса. Кроме того, отсутствие ладов делает более плавным изменение высоты звука при использовании приема глиссандо, более красивым – вибрато, а также позволяет применять микротоновые интервалы. Благодаря всем этим особенностям безладовые басы очень ценятся джазовыми басистами, а вот в тяжелых стилях применяются не так часто.
Полуакустические басы имеют корпус, пустой внутри (классический бас имеет цельный корпус), при этом применяются такие же «звучки», что и на стандартном инструменте. Полуакустику чаще используют в фолке, джазе, кантри и прочих нетяжелых жанрах.
Электроакустический бас представляет собой бас акустический, но с пьезодатчиком для усиления сигнала (обычно устанавливается под бриджем). Также преимущественно используется в «легких» направлениях.
Пикколо-бас – довольно парадоксальный инструмент: бас-гитара, но со строем на октаву выше обычного, то есть, по сути, с гитарным (за счет уменьшения мезуры либо толщины струн). Тем не менее, как гитара он не звучит – пикколо сохраняет характерный для баса плотный мясистый звук даже при исполнении довольно высоких нот. Чаще применяется для соло, чем для аккомпанемента.
Стик – скорее это даже не бас, а отдельный полифонический инструмент, охватывающий как басовый, так и гитарный диапазон, и предназначенный исключительно для игры двуручным тэппингом. На стик ставится два комплекта струн: басовый – для аккомпанирующих партий (обычно высота струн возрастает от середины грифа к верхней части, в середине стоит самая низкая) и гитарный для исполнения соло-мелодий. Как правило, левой рукой на стике играют басовую линию, а правой – мелодическую, хотя возможно и перекрестное исполнение. Одновременно на стике можно извлечь до десяти нот – по количеству пальцев.
Элементы конструкции бас-гитар – на что обращать внимание?
Звукосниматели
Как и для электрогитары, важнейшим электрическим устройством в бас-гитаре является звукосниматель. Именно он преобразует механические колебания в электроток, который после обработки дает на выходе аппаратуры звук соответствующей частоты и тембра.
Существует 3 основных вида магнитных звукоснимателей:
- Precision (P-style), онжесплит (split). Состоит из двух последовательно соединенных катушек, каждая из которых «отвечает» за две струны – одна за первую и вторую, другая за третью и четвертую. Отлично подавляет шумы, дает богатый тембр и глубокий звук. Звукосниматель такой конструкции был установлен на Fender Precision Bass 1957 года. Используется басистами всех музыкальных направлений.
- Jazz (J-style), широко известный как сингл (single). Состоит из одной катушки. Впервые появился на Fender Jazz Bass. Дает натуральный, чистый, хорошо читаемый в миксе звук, прекрасно подходит для соло-партий. Будучи установленным в одиночку, сильно фонит и дает наводки, поэтому обязательно ставится в паре со «звучком» любого вида. Плохо подходит для перегруженного звука, который через сингл получается размытым и замыленным. Применяется во всех жанрах, где нужен чистый звук баса.
- Хамбакер (humbucker). Две параллельно соединенные катушки хамбакера в противофазе успешно нейтрализуют помехи друг друга. Звучание обладает глубиной и объемом, при этом происходит срезание верхних частот. В миксе прослушивается не так четко. Хорошо передает рычащий перегруженный звук. Весьма любим басистами «тяжелых» направлений в музыке.
Кроме электромагнитных, на бас-гитарах могут стоять также и пьезодатчики, воспринимающие колебания струны непосредственно с бриджа. Чаще всего их ставят на безладовые или акустические басы. Однако без усиления сигнал с пьезодатчиков звучит довольно вяло.
Электроника
Предусилитель бас-гитары (преамп) может работать по активной или пассивной схеме.
Пассивные басы функционируют без источника электропитания, имеют 2-3 регулятора (как правило – громкость, тон и переключение звукоснимателей). На самом инструменте меньше возможностей для регуляции звука, зато нет риска, что в ходе важного концерта сядет батарейка.
Басы активные работают только с источником питания – как правило, это батарейка типа «Крона». Выходной сигнал более мощный, а на самом инструменте имеется трехполосный эквалайзер для настройки тембра.
Гриф и способы его крепления
Гриф является одной из самых важных и главных частей баса. В настоящее время существует три основных способа крепления грифа к корпусу: привинченный, вклеенный и сквозной. У каждого из них есть свои плюсы и минусы.
Привинченный гриф (bolt-on) встречается наиболее часто. В этом варианте гриф крепится к корпусу посредством четырех (иногда шести) шурупов. Такие инструменты имеют четкий звук, а в случае какой-либо поломки грифа его легко можно заменить на другой. Естественно, при замене может потребоваться регулировка прогиба грифа – она осуществляется путем закручивания или ослабления находящегося внутри него анкерного стержня.
Вклеенный гриф (set-neck) не привинчивается к корпусу баса, а вставляется в специальное гнездо и сажается на клей. Конструкция получается надежная и прочная, такие басы имеют отличный сустейн. Минусом является невозможность замены грифа в случае появления дефектов.
Сквозной гриф (neck-through) является составной частью корпуса баса, составляя с ним единое целое. Такая конструкция дает грифу дополнительную прочность, прекрасный сустейн, особенный «вкусный» звук. Минус тот же: в случае поломки гриф невозможно заменить.
Мензура
Мензурой любой гитары называется рабочая длина ее струны – иными словами, промежутка от верхнего порожка до бриджа. В стандартном варианте бас имеет мензуру 34 дюйма. Имеются также разновидности с уменьшенной мензурой (30, 32 дюйма) и увеличенной (36 дюймов). Этот параметр в значительной степени влияет на звук инструмента.
Фурнитура бас-гитары
К фурнитуре баса обычно относят колки, бридж и ручки управления. Все эти детали можно достаточно легко заменить.
От бриджа (подставки) существенно зависит не только сустейн, но и звук баса в целом. Струны могут как перекидываться через подставку, так и проходить сквозь нее. Бридж позволяет произвести точную настройку мензуры каждой из струн.
Колки служат для настройки и контроля натяжения струн. Недорогие и некачественные колки могут «сползти» при выступлении, опустив строй инструмента.
Лады
Число ладов баса для разных моделей может быть разным, от 19 до 24 ладов. Как правило, для успешной полноценной игры на басу вполне достаточно даже меньшего их количества.
Древесина
Басы, изготовленные из дерева с более высокой плотностью, звучат, как правило, ярче, отчетливее и чище, в то время как менее плотная древесина дает более сочный и насыщенный обертонами звук. Светлые древесные породы обычно звучат ярче темных. Наиболее распространенными породами дерева для изготовления грифов и корпусов бас-гитар являются клен, махагони (красное дерево), липа, ольха, тополь, ясень, для накладок грифа очень часто применяется палисандр.
Как играть на бас-гитаре?
Для того, чтобы услышать звук баса, необходим усилитель, а в идеале – специализированный басовый комбо.
Как правило, на басу играют одним из трех основных способов – пальцами, медиатором или слэпом. Они различаются по атаке и тембровой окраске, и по-разному распространены в разных музыкальных жанрах.
Самым универсальным приемом басового звукоизвлечения является щипок пальцами. Этот метод распространен практически во всех музыкальных стилях. Отличается густым плотным звуком мягкого тембра с преобладанием низов, хорошим сустейном и чаще довольно мягкой атакой – которую, впрочем, басист может сам усиливать по необходимости.
Игру медиатором чаще применяют рок-музыканты. Удар по струне медиатором дает звук с резкой атакой и сильнее проявляемыми средними и высокими частотами.
Слэп – специализированный, чисто басовый метод звукоизвлечения. Он построен на сочетании ударов большим пальцем по дающим низкие ноты струнам инструмента и резких подцепов остальными пальцами высоких струн, с очень сильной атакой. При слэпе струны бьются о лады, делая звук резким, громким и звенящим. Широко применяется, к примеру, в музыкальном направлении фанк.
Как настраивать бас-гитару?
Четырехструнный бас имеет классический строй E-A-D-G, где открытая четвертая струна дает «ми» контроктавы. Таким образом, басовый строй аналогичен гитарному (струны с третьей по шестую), но на октаву ниже. В альтернативной музыке применяют и пониженные строи: на полтона (D#-G#-C#-F#), на тон (D-G-C-F), drop-D (D-A-D-G), drop-C (C-G-C-F) и другие вариации.
Пятиструнный бас дополнительно к четырем классическим обладает добавочной низкой пятой струной «си», имея строй (B-E-A-D-G), а шестиструнный – еще и добавочную высокую «до» (B-E-A-D-G-C). Эти модификации баса тоже часто используют в пониженных строях.
Самым простым способом настройки является настройка баса с помощью тюнера, который покажет, когда струна будет настроена в правильную ноту, а если этого еще не произошло – направление отклонения от правильной ноты. Если же тюнера по какой-то причине нет, можно на слух настроить одну из струн баса по эталонной ноте на другом инструменте, а затем состроить все струны по квартам – каждая более низкая струна должна на пятом ладу давать унисонную ноту с открытой следующей по высоте. Можно также состроить свои струны с помощью флажолетов: флажолет на пятом ладу более низкой струны должен звучать в унисон с флажолетом на седьмом ладу более высокой.
Подведем итоги – как же выбрать бас?
Даже если не брать в расчет дорогие фирменные и эксклюзивные мастеровые инструменты, стоимость басов может довольно сильно различаться и в пределах бюджетного сегмента. Инструменты подороже, как правило, изготовлены из качественной древесины или имеют более дорогие звукосниматели или фурнитуру. Но в любом ценовом диапазоне можно подобрать инструмент конкретно для себя.
- Начинающему басисту лучше для обучения взять бас с четырьмя струнами. Вариант звукоснимателя, число ладов и фурнитура в этом случае принципиального значения не имеют.
- Для любителей рока хорошим вариантом станут четырех- и пятиструнные басы с хамбакерами или сплитами, изготовленные из липы или махагони. Не повредит и наличие активной электроники.
- Басистам направлений джаз, рок-н-ролл и свинг можно приобрести как классическую, так и многострунную модель – желательно с большим числом ладов, поскольку в этих стилях бас нередко играет соло, либо вовсе безладовый бас. Звукосниматели – сингл или хамбакер. Электроника скорее пассивная – джазмены предпочитают традиционный звук.
Если вам предстоит играть тихую и спокойную музыку в жанрах фолк или кантри – стоит задуматься о приобретении полуакустического или электроакустического баса.
Источник