- Веерные лады или мультимензура
- Проблема
- Плюсы стандартной мензуры
- Минусы стандартной мензуры
- Решение
- Переменная мензура, Веерные лады, Мультимензура
- Новый взгляд на гриф бас гитары: Fanned Frets и True Temperament
- Что не так с параллельными ладами?
- Веерные лады (Fanned Frets) на гитаре от Novax Guitars
- Гитара с кривыми ладами. Система True Temperament
- Дизайнерские гитары Dingwall — Dingwall Designer Guitars
- Содержание
- Происхождение
- Инструменты
- Гитары
Веерные лады или мультимензура
Как мы все с вами знаем, чем ниже нота, тем толще должна быть струна. И в общем и целом, звучание и интонирование будет лучше при большей длины струны. Таким образом многострунные гитары как правило изготавливают с увеличенной длиной мензуры.
На сегодняшний день, большинство шестиструнных гитар имеют мензуру 25,5″/648мм (Fender Strat) или 24,75″/629мм (Les Paul) и 25″/635мм (PRS). Калибр струн варьируется примерно от 9-42 до 11-56 для стандартного строя. Чем крупнее калибр используемых струн в стандартном строе ми (EADGBE), тем сильнее натяжение. Это улучшает звучание в целом, но бенды тянуть становится тяжелее.
Проблема
Все, кто хоть раз пробовал перестроить свою гитару в строй Drop D, знают, что шестая струна теряет свое былое натяжение и звук чуток ухудшается. А представьте что будет, если добавить еще седьмую или даже восьмую струну на гитару со стандартной длиной мензуры? Эти две низкие струны будут висеть как «сопли» и звучать будут явно не очень. Выход из этого положения — увеличить мензуру например до 27″. Это даст нам нормальное натяжение на низких струнах, но вот на высоких станет тяжело тянуть бенды. Кстати о гитарных строях можно почитать здесь: Гитарный строй. Или «Почему нот 7, а струн всего 6?»
Плюсы стандартной мензуры
- Меньшее натяжение струны
- Более мягкий звук, особенно на высоких струнах
- Более удобнее играть соло
- Легче тянуть бенды (на более толстых струнах)
- Меньше расстояние между ладами
Минусы стандартной мензуры
- Толстые струны нужны для более низких строев
- Низкие ноты звучат более мутно и грязно
- Сложность интонирования в пониженных строях
Решение
А решение этой проблемы довольно простое — создать мультимензурную гитару, у которой каждая струна будет иметь свою длину мензуры. Для этого лады располагают на грифе в веерном виде. К примеру, у восьмиструнной гитары Boden, длина меняется от 28″ до 26,5″. Резонный вопрос — почему же не до 25,5″? А дело все в эргономичности и удобстве. При разнице от 28″ до 25,5″, лады имеют слишком большой наклон, что причиняет некоторые неудобства при игре. Тогда как мензура от 28″ до 26,5″ дает необходимое комфортное натяжение даже при понижении восьмой струны до E (Ми). При всем при этом, тянуть бенды на высоких струнах практически также легко, как и на десятых струнах на гитаре с мензурой 25,5″. Такие гитары также называют гитары с веерными ладами.
В конце этой небольшой статьи хочу сделать несколько выводов относительно гитар с веерными ладами. Я считаю, что это довольно неплохое решение инженеров и оно несомненно имеет большое число преимуществ перед гитарами со стандартным расположением ладов. Давайте их рассмотрим:
- Меньшее натяжение на высоких струнах, тянуть бенды легче
- Большее натяжение на низких струнах, что дает возможность играть в более низких строях
- Мягкий звук на высоких струнах
- Более чистый и четкий звук на низких струнах
- Хорошее интонирование на низких струнах
- Играть соло проще
- Большинство калибров струн ведут себя лучше на мультимензуре, т.к. их натяжение более сбалансировано
Да, список внушительный получился. Теперь рассмотрим основные минусы таких гитар.
- Вам может не понравится играть на увеличенной мензуре
- Большой угол наклона ладов может быть вам неудобен
- Некоторые формы аккордов достаточно сложно зажимать
- Малое разнообразие звукоснимателей под гитары с веерными ладами
- Достаточно высокая цена
Как видите минусов не особо много, да и первые два, в целом, вкусовщина. В любом случае, выбирать вам. Но, если вдруг выпадет возможность поиграть на такой гитаре, то не отказывайтесь. Кто знает, может попробовав раз, вы может расстанетесь с ней совсем нескоро.
Источник
Переменная мензура, Веерные лады, Мультимензура
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Преимущества переменной мензуры:
Для разной высоты звука между открытыми струнами используется не только различное натяжение и различная толщина струн, но и различные длины колеблющейся части струн. Это в свою очередь позволяет сделать натяжение всех струн более равномерным и использовать менее толстые басовые струны по сравнению с обычными инструментами (разумеется, сравнения справедливы для одинакового строя).
При использовании менее толстых басовых струн на переменной мензуре требуется не такая сильная компенсация строя, а, следовательно, инструмент имеет лучшую тональную точность (лучше строит).
Басовые струны гитар с переменной мензурой звучат мощнее, имеют лучший резонанс, а тонкие дают более полный и яркий звук без тванга (гнусавости), нежели у обычных инструментов.
Физика на стороне переменной мензуры, НО:
В действительности, различия в натяжении и калибре по всем шести струнам обычной гитары в стандартной настройке не достаточно существенны и не сделают преимущества веерных ладов очевидными.
Где эта конструкция действительно великолепна, так это на инструментах с увеличенным диапазоном: гитарах с семью струнами или более, бас гитарах от пяти струн или более, при использовании альтернативных строев с расширенным диапазоном, в том числе для баритон гитар.
При написании использовались метериалы stringboxanthropology.wordpress.com
Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!
Источник
Новый взгляд на гриф бас гитары: Fanned Frets и True Temperament
Технологии в наши дни не стоят на месте и борьба за потребителя вынуждает производителей выходить на рынок с новыми идеями, иногда внося изменения в уже, казалось, устоявшиеся вещи. К счастью для нас музыкальная индустрия развивается не менее стремительно, чем автомобильная и другие. История бас гитары знает множество смелых новаторов гитаростроения, которые меняли облик инструмента благодаря своим свежим идеям. О подобных «исторических» изменениях сегодня и поговорим в этой статье.
В 2015 году компания Ibanez выпустила в серийное производство новую модель баса Ibanez SRFF805 на базе популярной серии SR. Особенностью этого баса является гриф с ладами расположенными не параллельно, а веерно (другие названия Fanned-Frets или multiscale guitar). Ранее басы с такой системой ладов выпускались исключительно небольшими мастерскими, что делало их весьма дорогим удовольствием.
Если вы являетесь фанатом шведской группы Dirty Loops, ставшей популярной благодаря социальным медиа вроде YouTube, то вы наверняка обратили внимание что в новых клипах басист Henrik Linder играет на бас гитаре с кривыми ладами (True Temperament).
В этой статье будем разбираться с преимуществами расположения ладов «по новому» и недостатками классического параллельного расположения.
Что не так с параллельными ладами?
Для вычисления положения ладов на грифе гитары используется только одна величина, относящаяся непосредственно к инструменту — длина открытой струны. Далее производится расчет, в котором эта длина делится на константу, что дает нам положение первого лада.
Для вычисления второго лада за длину струны принимается расстояние от первого лада до бриджа и делится на константу и т.д. Таким образом 12 лад разделит нашу струну ровно пополам, а 24 лад на четыре равные части. Все это очень интересно, но есть один нюанс — эта модель игнорирует все физические параметры, касающиеся вибрирующей струны, кроме одного — длины открытой струны. Натяжение и масса струны не берутся во внимание! Таким образом эта модель предполагает что:
- у струны отсутствует натяжение;
- все струны ведут себя одинаково, независимо от толщины, материала и типа обмотки (flat wound, round wound);
- высота струн равна нулю, что не является истиной, т.к. мы прижимаем струны к ладам.
Кроме того, частота вибрирующей струны определяется тремя факторами: длинной, массой и натяжением. Все эти факторы не являются константами когда вы прижимаете струну к ладу. Длина и масса струны уменьшаются на 50% каждую октаву, натяжение зависит от длины струны и др.
К сожалению для исправления всего этого одной настройкой интонации на бридже не обойтись. Поэтому некоторые производители предлагают свое решение этой проблемы.
Веерные лады (Fanned Frets) на гитаре от Novax Guitars
Рисунок 1. Бас Dingwall Prima Artist с веерным расположением ладов.
- более равномерное распределение натяжения струны вдоль грифа;
- более открытый и живой звук;
- помогает бороться с нежелательными обертонами;
- улучшенная эргономичность (удобство). Да-да, как это не странно ;);
- увеличенный диапазон настройки, совместимость с альтернативными строями;
Кроме того, как заявляют Novax Guitars, у вас не возникнет проблем при игре барре (это, наверное, больше относится к обычным гитарам, но мало ли…) и вам не нужно использовать какие либо специальные струны.
К минусам можно отнести достаточно высокую цену этих инструментов (от $1000 за серийный инструмент Ibanez и выше за custom shop от других производителей как: Novax, Dingwall, Mayones и др.). Если вы решите, что можно прилепить такой гриф на обычный инструмент, то спешу вас разочаровать — ничего путного не выйдет, придется раскошелиться на весь инструмент!
Гитара с кривыми ладами. Система True Temperament
Рисунок 2. Гриф с ладами True Temperament.
- новые лады устанавливаются на старую накладку грифа, а пазы от прямых ладов замазываются специальной смесью. Этот способ не рекомендуется, т.к. очень трудоемкий и невозможно полностью скрыть следы от старых пазов;
- полная замена накладки грифа на новую с установленными ладами. Этот способ наиболее приемлем и по цене, т.к. занимает меньше времени и сил, и по эстетическому результату.
Сам Henrik Linder отмечает в одном из интервью, что эта система дает лучший результат при игре терций и секст, а также при игре в верхнем регистре. Если вы не используете аккорды в своей игре, то, наверное, не почувствуете особой разницы.
Источник
Дизайнерские гитары Dingwall — Dingwall Designer Guitars
Тип | Частный |
---|---|
Промышленность | Музыкальные инструменты |
Основан | Саскатун , Саскачеван , Канада |
Штаб-квартира | Канада |
Товары | Струнные инструменты, электроника |
Интернет сайт | http://www.dingwallguitars.com |
Dingwall Designer Guitars — производитель бас-гитар и электрогитар из Саскатуна, Саскачеван, Канада. Он использует систему веерных ладов , начатую Novax Guitars для производства басов, увеличивая длину шкалы струн на басовой стороне гитары по сравнению с высокой стороной. Эта конструкция больше похожа на пианино или арфу: длина басовых струн увеличивает сустейн.
Dingwall производит 9 различных моделей бас-гитар: 7 из них производятся в их главном магазине в Саскатуне, а оставшиеся 2 модели производятся в Китае с использованием материалов из Северной Америки и снова устанавливаются в Канаде. Модельные названия линейки бас-гитар Dingwall: Prima Artist, Z, Lee Sklar Signature, Super J, Super P, Afterburner I, Afterburner II, D-Bird series, Combustion и NG. Компания была основана в Саскатуне , Саскачеван , Шелдоном Дингуоллом в 1987 году, и ее штаб-квартира до сих пор находится там.
Dingwall — это частная корпорация , в которой Шелдон Дингуолл является главным исполнительным директором (CEO).
Содержание
Происхождение
Шелдон Дингуолл играл музыку с юных лет, начиная с фортепиано в 5 лет, ударных в 10 лет и гитары в 12 лет. Свою первую гитару он построил в мастерской своего дяди, когда не смог найти Он хотел купить гитару Флойда Роуза, но вместо этого решил построить ее сам. Его дядя наставлял Шелдона в области деревообработки, металлообработки и отделки, после чего он построил 3 гитары, с которыми гастролировал в течение 3 лет. Он модифицировал эти гитары во время своих туров в своих гостиничных номерах, после чего Шелдон решил вернуться в Саскатун, чтобы начать производство гитарных грифов.
Он устроился на работу в местный музыкальный магазин, занимался ремонтом гитар. Через некоторое время магазин предложил Шелдону открыть магазин в их магазине, сначала изготавливать шеи, затем делать тела, а затем и целые сборки инструментов. Некоторое время спустя он начал делать бас-гитары, что в конечном итоге привело к использованию веерных ладов, которые с тех пор стали самой отличительной особенностью Dingwall Guitar.
Инструменты
Все бас-гитары Dingwall построены с использованием веерных ладов. Это увеличивает длину шкалы 5-й струны на большинстве их моделей до 37 дюймов, в отличие от более распространенных 34 дюймов, достигаемых с использованием традиционных басов с параллельными ладами.
Отзывы о бас-гитаре Dingwall в основном положительные. В обзоре серии басов Afterburner журнал Bass Player Magazine пришел к выводу, что Afterburner был «исключительным басом. Дополнительная длина шкалы явно улучшает фокусировку низких нот и четкость высоты звука, а бескомпромиссное качество исполнения Dingwall является мировым классом». Другой обзор журнала Vintage Guitar Magazine также похвалил тон и мастерство Dingwall в обзоре баса Super J: «Каждый компонент, от звукоснимателей и электроники до выбора дерева тона и оборудования, все хорошо продуманы и выполнены, и мастерство превосходное «.
В других обзорах, тем не менее, отмечалось, что конструкция с веерными ладами может сделать игру на бас-гитаре Dingwall более сложной. В одном из первых обзоров журнала Bass Player Magazine пришел к выводу, что веерный лад «не так сложен для игры, как вы могли подумать . но вам придется потратить некоторое время на адаптацию своей техники, чтобы получить максимальную отдачу от этого инновационного дизайна. «. В обзоре также отмечена потребность в специальных струнах для оптимизации звучания басов, поскольку струны длиннее стандартных гитарных струн.
Гитары
В 2010 году Dingwall повторно представила электрогитары в линейке инструментов. Пока было произведено лишь несколько экземпляров, первые модели были хорошо приняты. Музыкальное сообщество Harmony Central рассмотрело Dingwall Custom I, заявив, что «внешний вид Dingwall Custom I — это чистый рок-н-ролл . бриджевый звукосниматель передает хрустящий, но теплый звук классического рока с отчетливым почти виолончельным характером.
Источник