Бас гитара синглы или хамбакеры

Звукосниматели / датчики бас-гитары

Поделиться с друзьями:

Приветствую Вас, мои дорогие читатели блога bass-player.ru! Сегодня я написал очередную статью из раздела «Основные части бас-гитары». Как Вы уже догадались, речь в этой статье пойдет о звукоснимателях бас-гитары. Ну что ж, поехали!

Звукосниматели бывают двух видов: пассивные или активные. Нельзя однозначно сказать которые из них лучше. Есть дорогие и качественные как пассивные, так и активные датчики. И каждый музыкант сам вправе решать какие звукосниматели выбирать.

Усиление пассивных звукоснимателей происходит крайне просто. Намагниченая проволочная катушка за счет колебания струн производит ток. После этого сигнал поступает на выход, а потом на усилитель, в результате чего и становится слышимым. Да, забыл сказать, звукосниматели бывают однокатушечные (синглы) и двухкатушечные (хамбакеры или хамбэкеры, как кому больше нравится).

Активные звукосниматели также состоят из проволоки и магнита, однако при этом, им требуется дополнительное питание, которое они чаще всего получают от батарейки (9 или 18 вольт). Активные звукосниматели имеют низкое сопротивление в связи с тем, что сигнал на усилитель поступает уже усиленный. За счет этого активные датчики предоставляют больше возможностей для обработки звука. Для них не проблема длинные провода. Потери сигнала не будет.

В заключение этого вступительного раздела хочется сказать, что существует 3 основных дизайна магнитных звукоснимателей — это Precision (P-style), Jazz (J-style) и Humbacker. И сейчас мы более подробно рассмотрим каждый из них.

Читайте также:  Ноты для фортепиано мелодии микаэла

Precision или P-style

Прообразом такого датчика явился звукосниматель бас-гитары Fender Precision Bass 1957 года. Датчик был разделен на две части. Одна часть отвечает за струны Ми (Е) и Ля (А), а другая часть, расположившаяся чуть ниже первой — за струны Ре (D) и Соль (G). Благодаря двум последовательно соединенным независимым катушкам, данная модель звукоснимателей превосходно подавляла шумы. Достоинствами такого типа датчиков можно считать высокий уровень сигнала и очень богатый тембр, получаемый благодаря оснащению этих датчиков небольшими магнитными проводами небольшого раздела (по два на каждую струну). Единственный недостаток этих датчиков — это способ крепления, т.к. в дереве корпуса нужно делать четкие и аккуратные пазы.

Богатый тембр и глубокий звук — вот что принесло звукоснимателям P-style всемирную популярность и по сей день. Звук бас-гитар с такими датчиками можно услышать на миллионных тиражах рок исполнителей, соул- и блюзовой музыки.

Jazz или J-style

Прототипом датчиков J-style был датчик с Fender Jazz Bass. Он воплотил в себе двойные полюса магнитных проводов для каждой струны, а также четыре выступа для крепления. Звукосниматели J-style чаще всего ставят впаре, т.е. один датчик ближе грифу бас-гитары, а другой ближе к подставке струнодержателя. Связано это с тем, что если стоять будет только один, то он будет несколько шумным, т.е. шумоподавление будет небольшим. Звук таких датчиков мягче, чище и ярче, чем, например, у датчиков P-style. Бас-гитары с такими звукоснимателями горячо любимы исполнителями таких направлений музыки, как блюз, фьюжн, фанк и другие.

Хамбэкер или же «мыльница»

Изобретателем хамбэкеров можно считать Сета Лавера (Seth Lover) — электронщика из фирмы Gibson. Целью его изобретения было подавление фона, издваемого звукоснимателями с одной катушкой. Надо сказать, что Лавера ждал успех. Принцип такого датчика предельно прост: две катушки противоположных подюсов, соединенные вместе. В результате получился звукосниматель, который гораздо меньше зависит от шумов и других внешних воздействий. Очень часто такие датчики устанавливают «в одиночку» в отличие от синглов. Надо сказать, что в хамбэкерах есть возможность отключить одну катушку, однако, с двумя включенными катушками выходит более мощный, объемный и плотный звук.

А вообще, теоретически каждый звукосниматель может быть шумоподавителем. В таком случае некоторые поизводители втискивают две катушки в корпус J-style датчиков, располагая одну под другой. Хотя большинство все же устанавливают катушки рядом, получается своеобразная форма, «смахивающая» на кусок мыла, из-за чего и получила свое название.

Честно говоря, звук хамбэкеров мне нравится больше всего. Мощный, объемный, насыщенный средними частотами для меня гораздо круче одокатушечных. Но это лично мое мнение

Вот такой вот небольшой обзор у меня получился, дорогие друзья! Пишите свои отзывы, комментарии! До новых встреч!

Источник

Хамбакер или сингл. Выбираем свой звук

Хамбакер или сингл. Выбираем свой звук

Как вы, вероятно, уже знаете, тип звукоснимателей, используемых в электрогитарах, оказывает большое влияние на их тон. Но прежде чем мы углубимся в звуковые различия между двумя основными типами давайте посмотрим на них как на одно устройство. Все звукосниматели в основном работают одинаково. Они содержат магниты, обмотанные проволочными спиралями, которые реагируют на помехи, вызванные вибрирующими металлическими струнами. Современный звукосниматель, предназначенный для шестиструнной гитары, обычно имеет шесть магнитоводов, каждый из которых соответствует струне, расположенной над ним. Реже, у некоторых есть единственный стержневой магнит, также обернутый проводом. Срыв струны приводит к тому, что звукосниматель генерирует маломощный электронный сигнал, который соответствует вибрациям струны. Затем сигнал усиливается и выводится через динамик комбика или кабинета.

Немного истории

Поскольку группы становятся все громче, в сочетании с растущей популярностью гитары в качестве ведущего инструмента, гитарные звукосниматели впервые начали появляться в 1930-х годах. Они помогали гитаристам быть услышанными, не перекрытыми другими инструментами. Но звукосниматели с одной катушкой действуют как маленькие антенны, выбирая различные типы электромагнитных помех, которые обычно слышны как фоновый гул. Когда гитаристы добавляли громкости на гитаре и усилителе, гул и помехи тоже становились громче.

Чтобы решить эту проблему, в 1950-х годах появился звукосниматель с двумя катушками — хамбакер. Самые ранние разработки были приписаны Сету Ловеру, инженеру из Gibson, который представил пикап PAF в 1955 году, и Джозефу Раймонду Баттсe из Gretsch, который примерно в то же время изобрел звукосниматель Filter’Tron. Хамбакеры содержат две катушки, которые соединены в противофазе друг с другом. Это заставляет гул, генерируемый каждой катушкой, подавляться другой катушкой.

Отличия в звуке

Каковы основные тональные характеристики датчиков с одной катушкой и хамбакера? Синглы имеют более яркий и четкий звук. Для сравнения, у хамбакеров обычно есть то, что гитаристы называют «более толстым» звуком, который воспринимается круглее и теплее. Хамбакеры также имеют тенденцию подчеркивать сустейн, производимый от древесины гитары.

Одиночные катушки часто описываются как имеющие больше «укуса» и атаки, чем хамбакеры. Они также могут звучать «зернисто» при перегрузке небольших ламповых усилителей. В зависимости от типа усилителя, эффектов и используемых игровых техник, одиночные катушки могут также воспроизводить гладкие звенящие звуки, связанные с классической поп-гитарой 60-х.

Звукосниматели с одной катушкой обычно предпочитают кантри и серф-гитаристы, которые стремятся к максимальному удару. И наоборот, хамбакеры, как правило, более популярны среди джаза, хэви-рока и металлистов. С акцентом на средние частоты и более широким спектром эффектов искажения хамбакеры также популярны среди блюзовых игроков, ищущих перегруженные ламповые звуки.

Активные звукосниматели и электроника, которые содержат свои собственные предусилители, являются еще одним способом для гитаристов, ищущих самый горячий и мощный сигнал для подачи на свои усилители с высоким уровнем гейна.

Замена звукоснимателей

Модернизация звукоснимателей на не дорогой электрогитаре может принести много пользы. Качество звукоснимателей в большинстве недорогих гитар — это место, где производители часто идут на компромиссы, пытаясь снизить цену. Более качественные звукосниматели и электроника могут добавить новую силу вашему инструменту, увеличить глубину и артикуляцию голоса вашей гитары. Выбрать нужный звукосниматель вы можете тут.

Источник

Электромагнитные звукосниматели: сингл или хамбакер?

Сингл или хамбакер? Говядина или свинина? Выбрать можно, а однозначно ответить, что лучше, а что хуже – нельзя. Бывает, что просто и необъяснимо хочется «жирной свининки» или разгрузиться и посмаковать «легкой говядинкой». Давайте попробуем разобраться в этом вместе.

Single-coil — сингл

Исторически изначально был изобретен звукосниматель, который мы сейчас именуем синглом (англ. Single-coil – одиночная катушка). Случилось это в 20-х годах XX столетия. Но тогда это был просто электромагнитный звукосниматель для электрогитары, чтобы «снять» возникающее и изменяющееся магнитное поле струны в постоянном магнитном поле звукоснимателя. Это была катушка, намотанная вокруг постоянного магнита. С течением времени эмпирически проявлялись разные свойства сингла, которые зависели от его местоположения относительно бриджа, высоты расположения, высоты магнитов звукоснимателя относительно каждой из струн.

У самого бриджа струна имеет наименьшую амплитуду колебания, но она звучит ярче и с бОльшим количеством гармоник. Ближе к грифу струна имеет бОльшую амплитуду колебания, т.е. звучит громче и максимально ярко выражен основной тон. Поэтому бриджевые синглы стали устанавливать выше, чем окологрифные (нековые).

Также каждая струна в отдельности создает разный по величине сигнал, чем обусловлена разная высота отдельных магнитов под каждую струну. Ну и сингл в нековой позиции звучит более глубоко и певуче в отличие от бриджевого, который чаще используют в сочетании с перегрузом. Еще впоследствии, сравнивая их с хамбакерами, поняли, что наличие у сингла всего лишь одной катушки делает его очень чувствительным к изменению магнитного поля, что характеризует сингл превосходной чувствительностью к динамике звукоизвлечения музыканта. Но это же свойство сингла способно и «усложнить» жизнь музыкантов и звукоинженеров. Эта большая чувствительность применима также и к электрическим помехам, что порождает зависимость синглового звукоснимателя от наводок различного рода. А эти паразитные наводки, особенно от находящейся вблизи промышленной силовой сети частотой 50 Гц, создают ну весьма неблагоприятный и не вдохновляющий ФОН.

Humbucker — хамбакер

Вот и задумались над новой задачей – найти решения для подавления шумов в выходном аудиосигнале датчика. Система из двух встречно намотанных катушек должна была подавлять 50-герцовый фон от электрической сети (англ. hum – гул, наводка, bucker – подавитель), но усиливать полезный сигнал от струн. Так появился новый вид звукоснимателя – хамбакер.

Хамбакер состоит из двух катушек индуктивности, в отличие от сингла, находящихся в разных полюсах магнитного поля и намотанных встречно. В разных катушках векторы магнитного потока имеют противоположные направления, но из-за противоположности фаз катушек ток имеет одинаковое направление, поэтому сигналы обеих катушек суммируются. Радиоволны также индуцируют в катушках ток, но поскольку направление тока не зависит от магнитного поля, то из-за разных фаз намоток сигналы взаимовычитаются. Это говорит о том, что подобным техническим решением мы избавляемся от фона, который всегда сопровождает синглы.

Так же как следствие, стал выше уровень сигнала хамбакера, он составляет порядка 250—500 мВ (для сравнения — у сингла 100—200 мВ), что повышает компрессию и позволяет больше исказить звук при перегрузе с помощью эффектов. Из-за разного расстояния между катушками гармоники колебания струны, придающие яркость звучания, либо теряют громкость, либо исчезают вообще. Звук получается более «смазанный», «размытый» и менее яркий, чем у сингла.

В чем разница между синглом и хамбакером?

Итак, давайте попробуем еще раз собрать воедино и отметить различия этих двух видов звукоснимателей, а также посмотрим, что является следствием этих различий:

У синглов есть фон, а у хамбакеров нет. Но именно этот недостаток позволяет синглу быть настолько чувствительным к динамике «снятия» звука, чего нет у хамбакера. Именно благодаря фону сингл чувствителен, выдает прозрачный, чистый звук, имеет тванг, чем не похвастается хамбакер, звук которого более компрессированный, соответственно в нем меньше динамики, он более «замыленный». И напрасно, по моему личному мнению, некоторые апгрейдеры пытаются самостоятельно избавиться от фона, экранируя внутренности гитары. Ведь именно избавлением от фона они теряют такие присущие синглу, яркие характеристики.

Теперь про мощность. Так как у хамбакера аж две катушки, полезный сигнал которых суммируется, то они имеют более мощный выход, чем синглы. В сочетании с вышеупомянутой компрессией, звук получается более плотный, насыщенный, более полный одним словом. Сингл же звучит тонко, в нем нет этой полноты.

Вот почему синглы более органично «работают» на чистом звуке, очень ярко звучат на брейк-апе усилителя, кранче и овердрайве. Именно в этих случаях зачастую нужно меньше компрессии, а больше динамики и обертонов, что не делает перегруз «с пропиткой», но насыщает его спектрально. Очень здорово сказал, к сожалению, ушедший от нас гитарист группы Pantera -DimebagDarrell про использование синглов с перегрузом типа «distortion»: «Когда я подгружал звук на более «чистых» датчиках, это был все тот же чистый звук, поверх которого был дисторшн». А «пропиткой» Dimebag называл то, когда чистый, натуральный звук датчика (он называл его «ровный») и звук с «пропущенным» через него перегрузом сливаются в один, а не «лежат слоями».

И вот, когда нам нужна та самая «пропитка», на помощь приходят хамбакеры. Изначально уже более компрессированный звук, перегруженный дополнительно эффектом «дисторшн», он становится еще более плотным, насыщенным и глубоким. Конечно, теряется динамика, но не этого и добивались. Когда вы приберете громкость на гитаре, вы сможете «очистить» звук, но в то же время его полнота никуда не исчезнет, он правильнее сказать, станет более «рыхлым».

Хочется подвести итоги и сказать, что сингл и хамбакер абсолютно невзаимозаменяемые виды электромагнитных звукоснимателей, потому как в них заложена абсолютно разная философия применения в звучании. Также не стоить забывать, что сочетая разное дерево деки, грифа, накладки грифа с этими двумя видами звукоснимателей, используя их в разном сочетании и положении относительно бриджа, мы получаем огромное количество вариантов звучания инструмента. И каждый имеет право на существование, имеет право нравиться и быть любимым. Поэтому, друзья, нужно только пробовать и сравнивать, а поиски могут продолжаться и всю свою творческую жизнь.

Ищите свой звук! Всем добра и вдохновения!

Ответы на вопросы читателей

Pavlo Shustryakov : “А у мене таке питання: якщо відсікати одну катушку, це виходить повноцінний сингл з властивостями динаміки і фоном? Чи оця компресія лишається?”

Roman Kuznetsov : Отсечка одной катушки в хамбакере — это скорее всего компромисс между звуком хамбакера и сингла, больше вынужденный обстоятельствами разного рода. Конечно, есть вкус, поиск решений для конкретных целей и задач, совместимость частотных характеристик звукоснимателя с характеристиками инструмента и т.д.

Можно подобрать классический сингл, который не подходит по звуковым характеристикам к данному инструменту, а отсечка будет звучать намного круче. Но мы не рассматриваем неадекватных или узкопрофильных решений, если я правильно понимаю ситуацию. В адекватном сравнении отсечка не привносит характеристик хамбакера, зато немножко «душит» звучание классического сингла, что связано больше всего с потерей низких частот и уровня сигнала (решается включением в цепь ёмкости). Не вдаваясь особо в подробности, это происходит, как минимум, в силу конструктивных особенностей отсечки на хамбакере по сравнению с синглами, а именно:
геометрия самого звукоснимателя;
различные толщина провода и количество витков;
расположение «снимаемого» участка струны;
влияние магнитного поля соседнего магнита и катушки вцелом (привычная схема отсечки не выкидывает одну из катушек из схемы) ;
как правило, другой материал магнита;
разница в расположении отсекаемой катушки относительно бриджа или нэка, и т.д.

А вообще, люблю понятные аналогии: это как купить автомобиль «на газу», спроектированный заводом-изготовителем или на не предназначенный для этого автомобиль самостоятельно установить ГБО. Оба решения имеют право на существование. Но «газомобилем» можно назвать только первый вариант.

Источник

Оцените статью