ВИА «Синяя птица»
Руководители ансамбля
Роберт и Михаил Болотные
Своим днем рождения вокально-инструментальный ансамбль «Синяя птица» считает 22 февраля 1976 года. В этот день состоялся первый сольный концерт нового ВИА в г.Тольятти. Но отцы-основатели и бессменные в течение многих лет руководители ансамбля Роберт и Михаил Болотные шли к этому знаменательному дню долгим и непростым путем.
А началось все в 1972 году в белорусском городе Гомеле, где один из братьев учился в университете, а другой — в музыкальном училище. Оба брата ранее уже имели некоторый опыт работы в различных ансамблях (Роберт — саксофонист, Михаил — клавишник). Именно там братья Болотные обратили внимание на молодой самодеятельный вокально-инструментальный ансамбль «Голоса Полесья». Несколько ранее этот ансамбль организовали выпускники музыкальных училищ, и первоначально он назывался «Мы, Вы и гитары». В состав ансамбля входили: Сергей Дроздов (гитара, вокал), Вячеслав Яцыно (гитара, вокал), Валерий Павлов (бас-гитара, вокал), Борис Белоцерковский (барабаны, вокал), Юрий Метелкин (вокал), Яков Цыпоркин (клавишные, вокал), Владимир Блюм (вокал). По признанию музыкантов, их кумирами в то время были Битлз и Песняры. Репертуар «Голосов Полесья» в основном состоял из песен западных исполнителей. Ребята играли на танцах, выступали в различных Домах культуры. Но ансамбль быстро прогрессировал и вскоре стал побеждать на различных городских и республиканских музыкальных конкурсах в Белоруссии и даже стал лауреатом Всесоюзного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты». Начались гастроли по городам и весям нашей необъятной страны. И все-таки настоящего успеха не было. И денег тоже.
В те времена мы голодали в прямом и переносном смысле. Живя в очередном общежитии, мы с коллегами вынуждены были питаться несколькими картофелинами в день и банкой чая на всех.
Сергей Дроздов. 2005 год.
Братья Болотным ансамбль понравился и они предложили ребятам нормально организоваться и попробовать выйти на профессиональную сцену. В 1973 году молодой коллектив «взяла под свое крыло» Горьковская филармония. Состав ансамбля в связи с этим претерпел некоторые изменения. Изменилось и название коллектива. Вместо «Голосов Полесья» появился ВИА «Современник» в составе: Михаил Болотный (клавишные), Роберт Болотный (саксофон), Сергей Дроздов (бас-гитара, вокал), Борис Белоцерковский (ударные, вокал), Евгения Завьялова (вокал), Юрий Метелкин (вокал), Юрий Янин (соло-гитара).
В 1974 году в филарминию пришла разнарядка на запись миньона на фирме «Мелодия». В это же время ВИА «Современник» гастролировал по Подмосковью, где на него обратил внимание молодой, но уже известный композитор Сергей Дьячков. Он предложил ансамблю записать одну из своих песен — «Слова» на стихи О. Гаджикасимова, которую незадолго до своей эмиграции уже записывал Леонид Бергер, но пластинке эта запись так никогда и не появилась.
Бергер ее исполнил великолепно! Нет, скорее, фантастически! К сожалению, запись была только на магнитофонной пленке и не сохранилась.
Сергей Дроздов. 2005 год.
Музыканты записали песню Сергея Дьячкова. Кроме нее для будущего миньона были записаны две песни композитора Бориса Терентьева: «Только море» на стихи Я.Халецкого и «Родина» на стихи Е.Евтушенко. Четвертой подходящей на миньон песни у ансамбля не было, и тогда музыканты решили записать песню, которую за несколько лет до того написал музыкант ленинградского ВИА «Калинка» Юрий Акулов на стихи Леонида Шишко, и которую исполняла даже Людмила Зыкина. Песня называлась «Клен», но о ней речь впереди. А пока материал для пластинки худсовет не принял. Камнем предкновения стала песня Сергея Дьячкова «Слова», на которую молодой коллектив возлагал особые надежды. Исполнение Сергея Дроздова худсовету понравилось, а вот слова пришлось переделывать. На это ушло немало времени.
Между тем в 1975 году по рекомендации Семена Каминского один из руководителей ВИА Современник» Роберт Болотный отправился в г. Куйбышев (Самара) для переговоров с директором местной филармонии Лисицыным Константином Степановичем. Переговоры закончились тем, что 10 октября 1975 года ансамбль прилетел в Куйбышев для работы в филармонии, но уже с новым названием, придуманным Робертом Болотным — «Синяя птица».
На стыке 1975-1976 гг, наконец-то, вышла первая гибкая пластиночка ансамбля, с новым названием (ВИА «Синяя птица») на обложке (несколькими месяцами позже появился миньон с этими же песнями). Против всех ожиданий музыкантов «выстрелил» акуловский «Клен», а не дьячковские «Слова». Популярность «Синей птицы» взметнулась к облакам с такой же стремительностью, с какой метеорит падает на Землю. А исполнивший «Клен» бас-гитарист Сергей Дроздов на многие годы стал неформальным лидером и основным голосом «Синей птицы».
В том же, 1976, году прошли первые гастроли ВИА «Синяя птица» в Москве. Их организовал Леонид Яковлевич Журавель — первый и единственный директор ансамбля. Стоит ли говорить о том, что первое появление ансамбля на телеэкранах в конце 1976 года с песней «Клен» произвело такой фурор, что даже заставило всю женскую половину страны на какое-то время забыть супер-стар вокально-инструментального жанра Валентина Дьяконова и Анатолия Кашепарова? Молодой коллектив появился на страницах хит-парадов наравне с такими корифеями, как «Песняры», «Ариэль» и др.
В 1977 году ВИА «Синяя птица» стал лауреатом Всесоюзного конкурса на лучшее исполнение советской песни, посвященного 60-летию Октября. После этой победы многие популярные композиторы (В.Добрынин, А.Днепров, Т.Ефимов и др.) начали предлагать ансамблю свои песни. Хиты в репертуаре «Синей птицы» появлялись один за другим. «Ты мне не снишься», «Горько», «Мамина пластинка», «В 7 часов у Никитских ворот». Вряд ли найдется много людей в нашей стране, которые не знали бы этих замечательных песен. Средства массовой информации тоже не остались в стороне. В прессе стали появляться статьи, посвященные ансамблю, а на Центральном телевидении был показан 20-минутный фильм «Поет «Синяя птица», в котором прозвучали 5 песен. В чем же был секрет столько оглушительного успеха совсем молодого коллектива?
Мне кажется основное здесь — дружба людей, которые одинаково чувствуют и переживают. Песни в какой-то степени являются ответом на вопросы, которые возникают у наших слушателей. И зрители, приходя на наш концерт, зачастую находят то, что им близко и понятно.
Роберт Болотный. 1978 год.
В 1977-78 годах у ВИА «Синяя птица» вышли два диска-гиганта. Но если на первом диске новых песен практически не было (все песни, кроме «Жасмина» ранее выходили на миньонах), то второй гигант — «От сердца к сердцу» целиком состоял только из новых песен разных композиторов. Диск получился настолько удачным, что его смело можно назвать одним большим супер-хитом. «От сердца к сердцу» (В.Лозовой — И.Машбаш, перевод В.Твороговой), «Не обещай меня любить» (А.Днепров — В.Харитонов), «Не забывается, что не сбывается» (Б.Ривчун — В.Семерин), «Между мною и тобою» (В.Добрынин — Л.Дербенев), «Хочешь, я стану дождиком» (Т.Ефимов — С.Каминский), «Урок сольфеджио» (Кациопанасис — русский текст В.Лугового) и другие песни с этого диска до сих пор любимы слушателями.
В то же время ансамбль продолжает работать с композитором, который называет «Синюю птицу» своим ансамблем — Сергеем Дьячковым. Результатом этой плодотворной работы становится диск-гигант «Наедине с собой», который вышел в 1980 году и оказался последней совместной работой «Синей птицы» и Сергея Дьячкова.
В начале 80-х годов ВИА «Синяя птица» начинает исполнять и даже записывать на пластинки песни участников ансамбля. В 1981 году выходит четвертый диск-гигант «Синей птицы», на котором 6 песен из 10 были написаны Сергеем Левкиным, Робертом и Михаилом Болотными.
В этот период в ансамбле работал еще один человек, который писал музыку и очень рвался исполнять свои произведения, но братья Болотные категорически отказывались не только записывать его песни, но даже выпускать его на сцену. Это звукорежиссер «Синей птицы» с 1981 по 1986 год, а ныне всем известный композитор и певец Олег Газманов.
Новый импульс популярности придало ансамблю сотрудничество ансамбля с композитором Юрием Антоновым. ВИА «Синяя птица» и Юрий Антонов исколесили всю страну с новой совместной программой. А в 1983 году вышел пятый диск-гигант «Синей птицы», который почти полностью состоял из песен Юрия Антонова.
В составе ансамбля снова произошли некоторые изменения. Анну Салмину сменила очень популярная впоследствии, а то время совсем молоденькая певица Светлана Лазарева. Покинул ансамбль первый и до той поры бессменный ударник ансамбля Борис Белоцерковский. Его место за барабанами занял Игорь Доценко (позднее он будет долго и очень успешно работать в легендарной группе «ДДТ»).
Уровень игры Доцы на барабанах — высочайший! Я не встречал сильнее барабанщика!
Сергей Дроздов. 2005 год.
В 1986-1988 годах у ВИА «Синяя птица» вышли три последних диска гиганта: «Осенний этюд», «Подземный переход», «Белый причал». Большинство песен, записанных на них, были созданы участниками ансамбля.
В эти годы ансамбль много гастролировал в различных странах мира. «Синяя птица» побывала в Афганистане, Танзании, Кении, Эфиопии, Бенине, Того, Анголе, Вьетнаме, Лаосе, Кампучии, Чехии, Германии и даже на Сейшельских островах, принимала участие в фестивале «Рок в борьбе за мир» и фестивале Советско-индийской дружбы.
Но былая популярность к тому времени уже пошла на убыль. Новая, малопрофессиональная, музыка заполняла собой все — экраны телевизоров, радиоэфиры, стадионы и Дворцы спорта. Настоящие профессионалы — музыканты «Синей птицы» — не захотели, а может быть, не смогли влиться в ряды радетелей «фанеры». В 1988 году ансамбль покинул ведущий солист Сергей Дроздов. После его ухода ансамбль просуществовал еще 3 года и даже побывал на гастролях в США.
В 1991 году наступил продолжительный перерыв в творчестве ВИА «Синяя птица». Большинство участников ансамбля занялись личными проектами: кто-то работал сольно, кто-то занялся бизнесом, не имеющим никакого отношения к музыке. Руководители ансамбля братья Болотные уехали в США (позже Роберт вернулся и осел в Калининграде).
В 1995 году интерес к жанру ВИА снова вернулся в виде ВИА-ностальгии. Музыканты «Синей птицы» иногда принимали участие в сборных концертах, возобновляющихся ВИА, но снова собраться вместе смогли только в 1999 году, по инициативе Алексея Комарова.
«Синяя птица» начала свои выступления в составе: Сергей Дроздов (акустическая гитара, вокал), Валентин Барков (бас-гитара, вокал), Алексей Комаров (ударные, вокал), Александр Комаров (гитара, вокал, аранжировка), Ольга Максимова (клавишные), Евгений Руденко (гитара), Александр Дроздов (гитара, вокал).
По различным причинам осенью 2002 года Сергей Дроздов покинул ансамбль и вскоре создал свою «Синюю птицу». В группу Сергея Дроздова вошли клавишник Сергей Арабаджи (экс-«Оризонт», экс-«Сябры», гитарист В.Васильев, бас-гитарист В.Зайков (экс-«Фестиваль») и ударник О.Митрофанов (после трагической гибели его сменил С.Стуков). Группа ведет очень активную гастрольную деятельность.
Кроме того, в настоящее время под названием «Синяя птица» работают еще несколько коллективов (в Вологде, Калуге, Санкт-Петербурге). Это лишний раз говорит о том, что интерес к музыке ВИА огромный, музыка эта до сих пор востребована. Глядя на нынешние образы нашей «эстрады», понимаешь, что это неспроста.
P.S. Особую благодарность за помощь в работе над историей ансамбля выражаем
Сергею Дроздову и Сергею Арабаджи
|