- Бас гитара техника правой руки
- Правая рука
- Игра Пальцами
- Игра Медиатором
- Тэппинг
- Левая рука
- Движение левой руки
- Приемы для левой руки
- Приемы на бас гитаре
- Виды игры на бас гитаре
- Как играть на безладовой бас гитаре
- Материалы по теме
- Таблица нот на грифе бас гитары
- Как выбрать струны для бас гитары
- Игра на бас гитаре
Бас гитара техника правой руки
Прежде чем перейти к вопросу о способах игры на бас гитаре, давайте разберемся, как правильно держать инструмент. Можно выделить три основных положения: на уровне груди, на уровне талии, около колен.
Высокую постановку баса (между талией и грудью) используют в основном джазовые музыканты, слэп басисты, и обладатели шестиструнных бас гитар. Это расположение обеспечивает руке хороший рычаг, что облегчает игру и позволяет усилить удар при слэпе (верхняя позиция большого пальца).
При средней постановке (в районе талии) использовать слэп становится труднее, но зато играть медиатором заметно удобнее. Такой способ широко используют современные рок музыканты.
Низкое расположение (на уровне колен) со стороны смотрится очень стильно, да и играть слэпом удобно (низкая позиция большого пальца), но вот об использовании тэппинга можно забыть.
Итак, надеюсь, вы выбрали наиболее удобное расположение гитары. Теперь поговорим о постановке рук и о различных техниках извлечения звуков.
Правая рука
В распоряжении бас гитариста находится множество различных способов извлечения звуков. Вы можете играть пальцами или медиатором, использовать слэп или тэппинг. Вопрос о том, какой способ извлечения звука лучше не совсем корректен. Все они различны и имеют уникальный звук. Выбор того или иного способа должен определятся стилем песни, которую вы играете. Некоторые считают, что скорость зависит способа извлечения (пальцы, медиатор, слэп тэппинг). Это не так. Любым из вышеперечисленных способов можно играть с высокой скоростью.
Для игры пальцами (имеется ввиду извлечение звука подушечками пальцев) характерен мягкий теплый звук. Этот стиль широко распространен в роке, блюзе и джазе. Убедитесь, что ваши ногти коротко острижены, в противном случае вы непременно будете задевать струны. В результате будет создаваться щелчок, борьба с которым может стать серьезной проблемой.
Игра медиатором позволяет получить свежий яркий звук. Многие металлические басисты играют медиатором.
Слэп используется в основном в фанке, хотя в последнее время его можно встретить и в музыке других жанров. Для слэпа характерен четкий резкий ритм. Если вам важно акцентировать ритмический рисунок песни, нет способа лучше, чем слэп.
Тэппинг относительно новый стиль. Настоящими мастерами этой техники являются Stu Hamm и Jeff Berlin, если вы хотите освоить ее, достаньте их видеошколы. Чтобы играть тэппингом, просто необходима хорошая бас гитара с низким расположением струн и качественный усилитель.
Игра Пальцами
Существует три основных способа постановки руки при иге пальцами. Можно играть без упора, то есть ваша рука парит над струнами, касаясь их только кончиками пальцев. Это достаточно сложно, но никакой другой способ не даст вам столько свободы.
Можно опираться ребром ладони на деку, струны или бридж. Этот способ затрудняет использования глушения струн ребром ладони (пиццикато).
И можно опираться большим пальцем на звукосниматель или бридж. Используется также техника игры с передвижной опорой — это когда вы в зависимости от струны, которую надо щипнуть, опираетесь большим пальцем то на звукосниматель, то на более толстую струну. Это приводит к потере скорости, ведь Вам надо постоянно менять положение большого пальца. Однако этот способ имеет свои преимущества. Он позволяет играть более чисто, поскольку струна, на которую Вы опираетесь, оказывается заглушенной и не может шуметь.
Играть можно всеми пальцами, но я не рекомендую вам пользоваться большим. Это приведет к потере скорости, а, кроме того, звук, получаемый при игре большим пальцем, заметно отличается от звука других пальцев. Использование большого пальца может быть оправдано только при игре медленных произведений.
Большинство людей играют указательным и средним пальцами (обозначаются цифрами 1 и 2 соответственно), некоторые играю тремя (безымянный — 3) или даже четырьмя (мизинец — 4). Игра тремя и четырьмя пальцами позволяет развивать высокую скорость, при этом вы будете меньше уставать. Увеличению скорости игры также способствует акцентирование щипков. Например, допустим, вы играете тремя пальцами (1-2-3 1-2-3 1-2. ). Если Вы будете выделять, к примеру, каждый первый удар, то сможете развить более высокую скорость, чем при ровной игре.
Следует строго следить за чередованием пальцев. Например, если вы играете двумя пальцами, то очевидно (1-2-1-2-1-2. ) При игре тремя — есть варианты (1-2-3-1-2-3-1-2-3. ) или (1-2-3-2-1-2-3-2-1. ). По началу строгое чередование может показаться неудобным и неоправданным. Но это не так. По мере практики, это войдет в привычку. Вы никогда не добьетесь такой же скорости и чистоты звука, играя рэйком (извлекая несколько звуков подряд, используя один палец. Поставьте палец на первую струну и потяните его вверх. Он сорвется с первой струны, движется дальше, загребает вторую, дальше — третью . Это и есть рэйк).
Игра Медиатором
Медиаторы бывают разные. Они отличаются по размеру, толщине, жесткости и, конечно, цвету. Найдите себе удобный медиатор, который не выскальзывает из рук. Более тонкие и жесткие медиаторы звучат более ярко, с металлическим оттенком. Мягкие медиаторы ближе по звучанию к пальцам.
Игра медиатором придает песне особую окраску. Им легко играть четвертные, восьмые, шестнадцатые ноты. Кроме того, вы можете одновременно играть несколько струн.
При игре медиатором обычно упираются запястьем в деку.
Слэп заключается в резком ударе большим пальцем по струне. Струна должна удариться о гриф, создавая оригинальное звучание. В зависимости от расположения бас гитары при игре слэпом выделяют верхнюю и нижнюю позицию большого пальца.
Тэппинг
Эта техника основана на использовании обеих рук для игры нот на грифе. Для извлечения ноты надо ударить пальцем по струне над соответствующим ладом. Этот стиль доведен до совершенства такими басистами, как Jeff Berlin и Stu Hamm. Используя эту технику, вы можете играть партии для фортепьяно на бас гитаре. Левой рукой играется бас, а правой — мелодия или ритм. Тэппинг также используется для игры быстрых соло партий.
Левая рука
При игре на ладовом инструменте, для извлечения ноты Вы просто зажимаете струну между двух ладовых порожков. Сила, с которой вы фиксируете струну, должна быть достаточной, чтобы она не звенела, но не более того. Если слишком сильно прижать струну, получится более высокая нота. Используйте не кончики пальцев, а подушечки. Свободными пальцами глушите струны, которые не должны звучать. Если не делать этого, струны могут шуметь, в результате чего взятая вами нота будет казаться нечеткой и грязной. Глушение имеет очень большое значение при игре слэпом. Если у вас достаточно большая кисть или узкомензурная бас гитара, Вы можете использовать большой палец для глушения верхних струн.
При игре на безладовой бас гитаре зажимайте струны точно в том месте, где находятся лады на ладовом инструменте. Если Вы только осваиваете этот инструмент, Вам необходим хроматический тюнер. Играйте ноты и посматривайте на него, не взяли ли вы более высокую или низкую ноту. Со временем ваш слух улучшится, и вы сможете сами точно определять ноты. Надо всегда стремиться к точности, и если в гранже и некоторых других музыкальных стилях можно позволить себе небольшое разгильдяйство, то в джазе точность исполнения нот имеет огромное значение.
Движение левой руки
Существует несколько принципов, придерживаясь которых, Вы можете почувствовать более свободно и легко при смене позиции левой руки. Идея очень проста. Делайте как можно меньше движений и оставайтесь в занятой позиции как можно дольше. Для смены позиций используйте слайды. Также имеет смысл сменить позицию во время звучания открытых струн.
Приемы для левой руки
Slide (глиссандо) — Достаточно распространенный прием. Он выполняется скольжением пальца, прижимающим струну, вверх или вниз вдоль грифа.
Hammer-on (восходящее легато) — Прием извлечения звука левой рукой, который состоит в резком прижатие (ударом) пальцем левой струны на несколько ладов выше ноты, извлеченной правой рукой.
Pull-off (нисходящее легато) — Прием извлечения звука левой рукой резким снятием пальца со струны. Прием выполняется следующим образом. Сначала зажимается два лада на струне, потом правой рукой извлекается звук и через некоторое время следует резкое снятие пальца со струны (другой палец в это время продолжает прижимать струну). При снятии он должен двигаться немного поперек грифа, слегка подталкивая струну.
Вend — Прием повышения тона за счет движения прижатой струны поперек грифа.
Harmonic (флажолет) — Это прием извлечения звука со своеобразной тембровой окраской. Натуральные флажолеты можно получить над 5, 7, 12, 17, 19 ладовыми порожками. В этих местах струна делится пополам, на треть, на четверть. Для того чтобы получить флажолет, надо коснуться пальцем левой руки струны над каким-нибудь из упомянутых ладовых порожков. (Струна не должна прогибаться. Достаточно очень легкого касания.) Потом извлечь правой рукой звук и почти одновременно приподнять палец. Искусственными флажолетами называются флажолеты, полученные над другими ладами. Например, чтобы получить флажолет над 13 ладом, надо левой рукой зажать первый лад. (Теперь середина свободной струны находится над 13 ладом.) Указательным пальцем правой руки коснуться струны над 13-ым порожком и извлечь звук средним или безымянным пальцем, почти одновременно с этим снять указательный палец. При игре медиатором надо так его взять, чтобы свободным оказался лишь небольшой кончик. Извлекаете звук кончиком медиатора над 13 ладом и задеваете струну пальцем, держащим медиатор.
Источник
Приемы на бас гитаре
До недавнего времени бас-гитара не пользовалась особой популярностью среди музыкантов, но, придя на смену контрабасу, она стала незаменимым инструментом, задающим ритм в современной музыке. Есть несколько основных отличий от акустической гитары: басовая гитара является электроинструментом, она массивнее и имеет в основном 4 толстых струны. При игре на ней могут применяться 3 классические позиции:
- Инструмент на уровне груди. Такое положение используется в классической школе игры на бас гитаре в джазовой музыке, блюзе и диско. Очень удобно при слэпе, т.к. расположение большого пальца позволяет удобно обхватить гриф рукой;
- На уровне талии. Этим приемом в основном пользуются рок музыканты, потому что правой рукой удобно бить медиатором по струнам, для более громкого и четкого звучания инструмента;
- На уровне колен. Отличный вариант для слэпа, но абсолютно не подходит для тэппинга. Эта позиция является больше имиджевой среди прославленных музыкантов.
Овладев начальными навыками, можно рассмотреть и выбрать для себя наиболее удачные приемы на бас гитаре. Так же для лучшего понимания музыки стоит пройти хотя бы базовые уроки сольфеджио. Для басиста это очень пригодится.
Виды игры на бас гитаре
Игра с использованием медиатора — самый распространенный способ, когда мы говорим про виды игры на бас гитаре, при котором техника исполнения не отличается от акустики.
- Пиццикато — большой палец кладется на струну, а указательный или безымянный извлекают звуки с помощью щипка. Таким образом, звучание получается тихим, прерывистым и приглушённым.
- Слэп — резкий удар большим пальцем по струне для получения четкого, острого звука.Прием используется в таком стиле музыки как фанк или для выделения акцента в партии. Для того чтобы понять как играть слэп на бас гитаре, достаточно посмотреть на бас гитариста известной группы Red Hot Chili Peppers, который является мастером данной техники исполнения.
- Тэппинг — звук извлекается с помощью ударов по струнам о гриф между ладами, а не щипком. Использование данного приема позволяет задействовать как одну, так и две руки сразу, которые будут выполнять две функции: левая рука — бас, правая остаётся ритмом.
- Слайд — позволяет получить оригинальное, плавающее звучание. После того, как правая рука произвела щепок, левая скользит по прижатой струне на грифе.
- Пулл-офф — очень необычный вид исполнения на струнном инструменте. Пальцы левой руки дёргают струну, при этом происходит ее определенное съезжание с лада.
- Хаммер-он — очень распространенная техника, при которой звук возникает от сильного прижимания пальцами левой руки к грифу уже звучащей струны.
Если вы уже знаете как быстро научиться играть на гитаре, освоить басовый инструмент и техники исполнения на нем вам будет не так сложно.
Как играть на безладовой бас гитаре
Безладовая гитара отличается от обычной отсутствием специальных металлических порожков на грифе, которые разделяют между собой лады. Каждый лад — это определенная нота под любой струной. Для того чтобы освоить этот инструмент, нужно для начала хорошо изучить расположение этих нот на грифе ладовой гитары, т.к. игра на безладовом инструменте предполагает движения левой руки практически «вслепую», ориентируясь только на собственный слух. Давайте рассмотрим, как играть на безладовой бас гитаре.
Играть на этом инструменте не так уж и сложно, как может показаться новичку. Струны располагаются к грифу намного ближе, чем в электрогитаре, позволяя пальцам легче скользить и тем самым уменьшить нагрузку на руку. Басовая гитара без ладов имеет тот же принцип, как и извлечение звуков на контрабасе. Производят вибрацию струны правой рукой, а левая движется по грифу, извлекая необходимые ноты. В итоге получается живое, мелодичное звучание, которого можно добиться только с помощью безладового инструмента.
Особой популярности этот инструмент так и не получил, но в последнее время его все чаще можно встретить среди исполнителей такого жанра музыки, как фанк и металл.
Освоив основные виды игры, можно добиться своего уникального звучания. Этот инструмент используется намного реже, чем акустика, но без него трудно удержать ритм в музыкальном ансамбле, а звучание низкого тембра придает особый окрас исполняемой мелодии.
Материалы по теме
Таблица нот на грифе бас гитары
Таблица нот на грифе бас гитары помогает выбрать лучшее сочетание используемого количества струн.
Табулатура — это специализированная система записи нот и аккордов.
Как выбрать струны для бас гитары
Подобно тому, как человек следит за своим внешним видом, гитара нуждается в том, чтобы её часть, ответственная за звук, бережно хранилась. Узнайте:
Игра на бас гитаре
Прочитайте статью и записывайтесь на пробный урок в нашу музыкальную школу!
Источник