Бас гитара тоника характеристики
Бас гитара ТОНИКА ЭГБ-805 арт. 416, малыми партиями выпускалась с 1973, массово с конца 1974г, до 1976г. Цельнокорпусная гитара, гриф с регулируемым анкером (регулировка в верхней части грифа), 23 лада, крепление на двух винтах. Колки типовые Алапаевскоие, для бас-гитары. Звукосниматели – два сингла, нерегулируемых по высоте. Гриф и корпус покрыты толстым слоем полиэфирного лака. Электрическая схема – регулятор громкости, регулятор тона, пятипозиционный переключатель звукоснимателей. Выход – 5DIN. Регулировка мензуры и высоты подъема струн осуществляется нефиксированным бриджем из пластмассы, который сильно снижает сустейн. Похоже что наши инженеры задумывали эту бас гитару как соло инструмент, тк. 23лада ни одна 6ти струнная электрогитара не имела, максимум 22. Столь длинный гриф намного больше подвержен прогибанию, и деформациям нежели басовые грифы фендеровского стандарта, имеющие 19 ладов при той же мензуре.
Бас гитара ТОНИКА 510.Б.2. арт. 416, массово выпускалась с 1976 по 1981г. Это модификация базовой модели ЭГБ-805, отличается регулируемыми по высоте звукоснимателями, целюлойдным кантом пера грифа и пикгарда, а так же 22ладами вместо 23х. В процессе плавного перехода от одной модели — к другой, эти гитары могли не иметь на грифе две паралеьные полосы через весь гриф под первой и четвертой струной. В отличае от Свердловской Тоники-бас две модели имели разъем в самом неудачном месте — с торца, на углу нижней части деки таким образом, что инструмент нельзя поставить не вынув или не перегнув кабель. Несмотря на агресивный длинный верхний рог баланс этих гитар оставлял желать лучшего и гриф всега клевал пол.
Отдельного описания стоит особенность уникальной окраски этих гитар. Дело в том, что очень часто, можно заметить что гриф этих гитар на самом деле не черный, а темно-серрый или тем-то фиолетовый, или выглядит как очень темный, коричневый целюлоид, похожий по текстуре, на аналогичные пикгарды этих гитар. Это бросается в глаза на ярком свете, . Дело в том, что на Ростовской Баянной фабрике придумали свой уникальный метод окраски грифа, который не имел аналога в мировом гитарном деле.Грифы этих гитар покрывались составом, который был известен среди энтузиастов моделистов, как «Эмалит». Этот материал традиционным образом обычно наносился пульверизатором, но есть версия что в данном случае им все-таки оклеивали гриф. Эмалит готовили на самой фабрике, этот материал получался из отходов производства Баянов, в частности образеки цветного целлюлоида, которым оклеивали баяны, растворяли в ацетоне, перемешивали, добавляли черный пигмент и получившимся составом покарывали грифы всего гитарного модельного ряда фабрики. Покрытие это отличается своим нестабильным цветом и характеристиками, на некоторых экземплярах стремится самостоятельно отделиться от грифа. Т.к. дека окрашивалась классическим черным полиэфиром, то гриф у этих гитар, всегда отличается по цвету от деки.
Izol 2009, Chapt 2017
Форум, благодаря которому «всё это»:
Хорошо представленный тематический виртуальный музей
Источник
Бас гитара тоника характеристики
История
Это первая массовая модель серийных советских электрогитар с цельным корпусом. Электрогитары Тоника выпускалась, во вариантах ЭГС, ЭГСР и ЭГБ с незначительными отличиями, на четырёх фабриках: в Ростове-на-Дону, Орджоникидзе (обе фабрики — одно МПО «Кавказ» и делали одинаковые модели), Свердловске (Тоники этих трех фабрик самые распространенные), а так жеболее ранние Тоники Ленинградской фабрике им. Луначарского. Свердловская бас-гитара Тоника была принята на производстве в 1972ом году, последней из семеёства бас-гитар Тоника, разработанных на фабрике имени Луначарского, как парная бас-гитара к электрогитаре соло-ритм Тоника. Однако в Свердловске по каким-то причинам её сразу в серию не запускают, 50 тысяч электрогитар ТОНИКА, выпущнных на Свердловской фабрике до 1975-го года не были обеспечены, обычно логичным для советского электрогитарного производства, комплектом парной бас-гитары. В конце 1975-го года на Свердловской Фабрике запускают производство самой знаменитой отечественной электрогитары УРАЛ, чьим гордым именем вскоре становится принто обозначать любую электрогитару выпущенную в СССР, а Тоника начинает выпускаться как парная бас-итара, переняв у своего нового партнёра конструкцию бриджа. Обычная шестиструнная Тоника, быстро и полностью заменяется производством УРАЛов уже в начале следующего 1976-го, а Тоника — Бас продолжает выпускаться еще в течении всего следующего 1977-го. С начала 1978 года Тонику-Бас заменяет новая Бас-гитара УРАЛ модели 510Г. Всего было выпущенно менее 10 000 экземпляров.
Устройство
Свердловская Бас-гитара Тоника принципиально устроена так же как любая электро бас гитара с цельным деревянным корпусом — гриф с ладами, звукосниматели на основе индуктивных катушек с магнитными сердечниками, установленными на деку, которая наследует эргономичную форму Ленинградской бас-гитары модели «Ленинград», при этом является намного более удачным её развитием, в сравнении с Ростовскими Бас-гитарами Тоника.
Гриф
Оставляет весьма неодназначное впечатление т.к. на протяжении всего выпуска притерпевал множество изменений, в общем и целом темнее менее он вполне удобен, однкако именно в нем часто скрывается слабое место этих гитар. Общими для всего периода выпуска являются следующие характеристики: ширина грифа у верхнего порожка 42мм, на 12ом ладу 52мм, голова грифа с лицевой стороны оклеена пластиком. Далее в хронологическом порядке можно разделить грифы на 4-ре этапа по отличительным признакам и возникающими в связи с этим сложностями из-за того, что болты, на которые крепится гриф вкручиваются внутри рифа в якорь анкера, тем самы фиксируя его. Не зафиксированный якорь на перетянутом анкере может легко заставить отклеиться накладку грифа в районе 17-го лада. По этому в качестве меры соблюдения предосторожности рекомендуется пред снятием грифа с деки для типов 1-3 ослабить анкер.
1. Без канта. Гитары с таким грифом относятся к 75ому-76ому году и являются наиболее удобным из всех, профиль грифа «U» такой же как на ЭГ Тоника, сам гиф сделан из клёна с буковой вставкой под анкером, накладка выполнена из палисандра или буковая, с декоративным покрытием из шпона палисандра, лады промаркерованы чертами. Обычно такие грифы стоят на Тониках с черной декой. Если верить мифу «о вагоне с эбони» то вполне возможно существование тоники-бас с накладкой из черного дерева, по крайней мере то, что в 75ом выпускалась серия Тоники ЭГ с такими накладками является фактом.
2. С кантом, крепление грифа на двух болтах, через металическую пластину, это гитары 76-77года. Профиль грифау них такой же «U» или менее удобный «C» — как у электрогитары УРАЛ, материал грифа может уже отличаться и быть как кленовым так и буковым. Материал накладки — буковая со шпоном палисандра или махагона, так же может быть и из другого материала.
3. С кантом, крепление грифа на 4х шурупах, но есть фреза и 2 отверстия под классическое крепление грифа Тоники на 2х болтах через металическую пластину. Эти грифы имеют профиль «С» разметку ладов обычно точками, как на УРАЛе, но могут иметь разметку и обычную чертами. ВНИМАНИЕ! Опасные грифы! встречаются на экземплярах 77-го года, видимо это является следствием упразднения производства Тоники ЭГ, на таких грифах нужно обязательно дополнительно усиливать крепление грифа двумя болтами, под которые предусмотрены отверстия т.к. они не просто крепили гриф к деке, они фиксируют якорь анкера в грифе. Отсутствие этих двух болтов и фиксации якоря грифа соответственно, часто ставится роковым для Тоник с тонкой березовой накладкой, которая начинает под действием силы натянутого анкера отходить от грифа. Более-менее повезло тем, у кого на грифе толстая буковая накладка — бук не экономили в отличии от краснухи и берёзы (её зачем-то экономили и делали накладки толщиной всего 3-4мм, вместо положенных 5-7мм), такая буковая накладка вполне может выдерживать такие нагрузки.
4. С кантом, крепление грифа на 4х шурупах — это поздние Тоники-Бас, грифы с профилем «С», в них максимально унифицировано всё под технологию производства электрогитары УРАЛ, но не смотря на это, на этих грифах как правило маркировка чертами. С этими грифами проще всего, на них не надо ослаблять анкер перед снятием грифа, но отсутствие отверстий под классическое крепление грифа на 2 болта, не означает что внутри него находится правильно закреплённый якорь анкера, это вполне может оказаться «Гриф с подводным камнем», однако даже если так и за 35лет с грифом ничего еще не случилось, то уже врятли что-то случится.
Дека
Толщина 39мм, используются набор деревянных брусков толщиной 32мм ценных лиственных пород дерева, обычно бук, но попадаются переклеики внешне выглядящие на манер разделочной доски с сочетанием красного дерева и клёна или бука — такие наборы шли на электрогитару УРАЛ в 76-77 году, изредка в них попадается ясень, с передней и с задней части дека оклена трёхслойной фанерой, которая защищает деку от рассыхания и расклеивания, а так же создает идеально гладкую поверзность передней и задней деки. Дека тоники-Бас имеет обычно градиентный окрас от яркого цветного центра деки к сплошь черным торцам деки,чаще всего встречаются советания черного и красного или зелёного цвета, реже черный сочетается с желтым или оранжевым, цветовая палитра такая же как и у электрогитары УРАЛ до 78г.в, но есть и сплошь-черные экземпляры. Толщина лакокрасочного полиэфирного покрытия на деке составляет около милиметра. Дека имет эргономическую форму, дополнительные эргономические вырезы отсутствуют, но чтобы края не давили на рёбра музыканта торцы деки имеют радиусное скругление.
Железо
Вся фурнитура на гитаре хромированная, металлическая, по этому у Свердловской Тоники отсутствуют пластмассовые болезни её сестёр, всё сделано качественно и надежно. Дизайн ручек — копия устанавливающихся на электрогитары Musima в конце 60х-начала 70х годов. Бридж — четырехструнная модификация бриджа электрогитары УРАЛ-650. Неизвестно каким был бридж на Свердловской Тонике, то 75-го года. Колки типовые для большинства советских бас-гитар — простые, но надежные. Струнодержатель — зацеп объеденный, с обычно отдельной декоративной крышкой, в одну деталь. Это очень удобно по сравнению с другими Бас-гитарами Тоника, где для смены струн нужно снимать крышку, которую за форму прозвали пепельницей. Отдельного внимания у Свердловской Тоники-Бас заслуживает крепления ремня, с низу это обычная антабка — «грибок», как на других Тониках, но на роге стоит хитроумное изобретение Свердловских мастеров — «Телескопическая Антабка» суть его в том, чтобы и без того нормальный баланс, при котором гриф обычно не клюёт стал еще лучше. Однако не понятно, почему данное изобретение не пошло в последствии на модель УРАЛ 510Л, где без этого чуда совсем никак.
Электроника
Электрическая схема радует своим минимализмом: два сингла, варитон на пять положений с фиксированными тембрами и регулировка громкости. В первом положении варитона включён только бриджевый датчик с двухступенчатой регулировкой громкости, во втором — оба датчика в параллель, в третьем — нековый датчик с фильтрацией высоких частот, в четвёртом — бриджевый с отсечкой низких, в пятом — гитара выключена. Схема на редкость простая и логичная, для советского электрогитаростроения, отличается так же низким количеством шумов и наводок, а после вываривания звукоснимателей в парафине, полностью лишается изъянов. Звукосниматели устанавливающиеся на Свердловскую Тонику-Бас очень приятно звучат, богаты низами и хорошо себя показывают даже в современных стилях. Разъем для подключения к усилителю — обычный, пятиштырьковый, находится безопасно на торце деки, в том же месте, что и у Луначарской Тоники.
Общие впечатления
Свердловская Бас-Гитара Тоника является одной из наиболее удачных Советских Бас-гитар 70х годов, полнстью оправдывая наличие знака качества на своём некплейте. Конструктивно в целом, по мелочам и по звуку она значительно лучше своих Ростовских аналогов. Возможно потому, что Свердловские конструкторы имели большее представлениие о том, какой должна быть электрогитара, имея под рукой образцы не только восточноевропейские, но и японские электрогитары Yamaha. Безусловно так же на общее впечатление влияют используемые сорта древесины, а попадаются они в ней самые разные, в том числе и ценные именно по музыкальным качествам, такие экземпляры ни в чем не уступают по звуку своим зарубежным конкурентам тех лет. К сожалению всего хорошего по немножку и найти сейчас Тонику-Бас подчас весьма сложно, особенно в хорошем состоянии.
Введите серийный номер с некплейта вашей Свердловской бас-гитары Тоника, чтобы узнать её год и месяц выпуска
ТАК ЖЕ СМОТРИТЕ
ДРУГИЕ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ «ТОНИКА»
Форум, благодаря которому «всё это»:
Хорошо представленный тематический виртуальный музей
Источник