Бас гитара урал порожки

Бас гитара урал порожки

• Статьи:



в энциклопедии «Электрогитара в СССР» ( ) данный бас рассматривается на страницах 174-175.

• Видеообзоры и демонстрации звучания инструмента:


• Фото и чертёж комплектного гитарного ремня:
( )

Поиски информации об инструменте привели меня к удивительному открытию, что оказывается бас «Урал» существует не один – их два: «Урал 510Г», близкий по форме к «Jazz Bass» ( ), выпускавшийся с 1977 по 1980 годы, и «Урал 510Л», близкий по форме к «Les Paul» ( ), пришедший на смену своему «старшему брату» в 1980 году.

Бас приехал в «родном» чехле:


Бумажного паспорта, к сожалению, не оказалось (а он довольно красивый! ), но самый главный «документ» – некплейт – на месте! С него и начнём!

Голова грифа направлена параллельно его оси, без наклона назад:

Колки – 4 в линию, открытого типа, хромированные, металлические, достаточно тяжёлые, производства Алапаевского металлургического завода ( , ):

Долго всматриваясь в классификации профилей грифа ( , ), пришёл к выводу, что для профиля «U» гриф «Урал 510Г» тонковат и находится скорее ближе к профилю «D» или «Modern «C»».

По ширине гриф достаточно узкий:
— на верхнем порожке – 4,0 см.;
— на 12-м ладу – 5,0 см.;
— на пятке грифа – 5,4 см.
Удобно это или нет – конечно же дело вкуса. На мой взгляд — очень удобно.
Толщина грифа:
— на 1-м ладу: 2,3 см.;
— на 12-м ладу: 2,6 см.

( Для сравнения, те же параметры у «Fender Jazz Bass Plus Deluxe»:
Ширина грифа:
— на верхнем порожке – 3,8 см.;
— на 12-м ладу – 5,6 см.;
— на пятке грифа – 6,35 см.
Толщина грифа:
— на 1-м ладу: 2,0 см.;
— на 12-м ладу: 2,4 см. )

Гриф крепится к деке четырьмя мощными шурупами ( «bolt on», ), которые спрятаны под некплейтом:

Звукосниматели – «синглы» («single coil») – в хромированных металлических корпусах с прямоугольным вырезом посередине, закрытым тонкой глянцевой пластиной из белого пластика ( — см. позицию 42 ):

Кнопки темброблока выполнены на базе модуля из трёх переключателей «П2К» с независимой фиксацией ( ).

Блок управления громкостями представлен тремя регуляторами «СП-1» ( , ) , выведенными через специальные отверстия в деке:

Рядом с регуляторами громкости находится выходной разъём для подключения гитары к усилителю, выполненный в виде типичного для советских времён гнезда «СГ-5» («DIN-5») ( , ):

Одна — на верхнем роге:

вторая — на нижнем торце деки:

Да и можно ли забыть о таком красавце!

Ну а теперь, внимание! Электрическая схема бас-гитары «Урал 510Г»!

Разъём «СГ-5» прикручен к деке двумя небольшими шурупами, корпус заземлён:

Видимая датировка на элементах схемы:
— на потенциометрах громкости – 06.77, 06.77, 07.77;
— на одном из конденсаторов – 12.77.
На остальных элементах датировка не видна.

Для удобства, кнопки темброблока изображены в перевёрнутом виде, поскольку именно так они смотрятся при открытой задней крышке.

Принципиальная электрическая схема:

Важные особенности схемы:

• Резисторы R4 (10 кОм) , R6 (10 кОм) не дают регуляторам R1 и R2 убирать до нуля громкость соответствующего звукоснимателя.
Это позволяет избежать недостатка классической схемы «Les Paul», когда при уменьшении до нуля громкости одного из звукоснимателей, весь инструмент отключается полностью ( ).

• Громкость бриджевого звукоснимателя, независимо от других настроек, постоянно приглушается резистором R5 (10 кОм).

• Низкие частоты некового звукоснимателя, независимо от других настроек, постоянно срезаются конденсатором C1 (0,25 мкФ), т.е. звук некового звукоснимателя искусственно «заострён».
Подобное решение применила в своих бас-гитарах компания «Rickenbacker» ( , ) – для “заострения” звука бриджевого звукоснимателя в его цепь был аналогичным образом установлен конденсатор 0.0047 мкФ ( ).

А теперь посмотрим, как всё это работает!

Кнопка S1 находится под нековым звукоснимателем и включает его,
ручка R1 меняет его громкость.

Кнопка S2 находится ближе к бриджевому звукоснимателю и включает его,
ручка R2 меняет его громкость.

Ну а дальше – всё остальное:
Кнопка S3 меняет тембр бриджевого звукоснимателя.
Ручка R3 управляет общей громкостью.

— S3 нажата — (с бриджевого звукоснимателя) идут высокие частоты, срезаются низкие,
— S3 отжата — (с бриджевого звукоснимателя) идут низкие частоты, срезаются высокие.

Если работают оба звукоснимателя, то существует их взаимное влияние друг на друга:
— S3 нажата:
• бриджевый звукосниматель становится тише (поскольку с него идут только высокие частоты, а низкие — срезаются),
• нековый звукосниматель — становится громче,
— S3 отжата:
• бриджевый звукосниматель становится громче (с него идут низкие частоты, со срезом высоких),
• нековый звукосниматель — становится тише.

Кнопка S3 активируется только при включении бриджевого звукоснимателя (т.е. при нажатии кнопки S2).

Наиболее интересными комбинациями мне показались следующие:

Любопытно, что в процессе усовершенствования своих инструментов, и то и другое реализовала упомянутая выше компания «Rickenbacker»: более поздние модели бас-гитар были снабжены дополнительным стерео-выходом («Rick-o-Sound»), а также была добавлена возможность включения/отключения конденсатора, срезающего низкие частоты на бриджевом звукоснимателе (режимы «Vintage» / «Standart») ( , ).

Итак, соберём воедино основные характеристики бас-гитары «Урал 510Г»:

Вес инструмента (со струнами, без чехла): 4,2 кг.

Общая длина инструмента (включая нижнюю антабку): 118,0 см.

Общая длина деки (по оси грифа): 49,5 см. — без антабок (50,5 — с антабками)

Ширина деки: 32,5 см.

Толщина деки без фурнитуры: 4,3 см.

Максимальная толщина деки с фурнитурой (без струн, при максимально опущенном бридже): 6,8 см. (на бридже)

Анатомические выборки в деке: есть – под правую руку и грудь

Нижний вырез под левую руку: есть

Количество антабок для ремня: 2 шт.

Материал антабок: белый пластик

Тип крепления грифа: на болтах – 4 шт. («bolt on»)

Регулировка геометрии грифа: присутствует – один анкерный стержень; анкерная гайка – на пятке грифа

Колки: 4 в ряд, открытого типа, металлические, хромированные

Материал верхнего порожка: белый пластик

Нулевой лад: присутствует

Количество ладов: 22, не считая нулевого.

Материал ладов: мягкий сплав меди

Разметка: белые пластиковые кружки на 3, 5, 7, 9, 12 (два кружка) и 15 ладах, продублирована на торце грифа

Длина грифа: 82,1 см.

Ширина грифа:
— на верхнем порожке: 4,0 см.;
— на 12-м ладу: 5,0 см.;
— на пятке грифа: 5,4 см.

Толщина грифа:
— на 1-м ладу: 2,3 см.;
— на 12-м ладу: 2,6 см.

Тип бриджа: «Tune-o-Matic», металлический, хромированный

Регулировка мензуры: присутствует, индивидуально для каждой струны

Регулировка высоты струн: присутствует, общая для всех струн

Регулировка межструнного расстояния: отсутствует

Количество струн: 4

Мензура (рабочая длина струны):
— минимальная: 801 мм.
— максимальная: 808 мм.

Максимальное расстояние от струнозацепа до колка: 1080 мм. (струна «соль»)

Межструнное расстояние (от центра струны до центра струны):
— на верхнем порожке: 1,0 см.
— на бридже: 1,5 см.

Заземление струн: присутствует, через струнозацеп

Количество звукоснимателей: 2 шт.

Тип звукоснимателей: «сингл» («single-coil»)

Корпуса звукоснимателей: металлические, хромированные, с прямоугольным вырезом в центре.

Заземление корпусов звукоснимателей: присутствует

Система управления звуком:

1) Кнопочный селектор тембров:
— S1 – включение некового звукоснимателя (с фиксированным тембром)
— S2 – включение бриджевого звукоснимателя
— S3 – выбор тембра бриджевого звукоснимателя

2) Управление громкостью:
— R1 – громкость некового звукоснимателя
— R2 – громкость бриджевого звукоснимателя
— R3 – общая громкость

3) Выходной разъём:
— Тип разъёма: «СГ-5» («DIN-5»), задействованные контакты: 3 – сигнал; 2, корпус – заземление
— Выходной сигнал: монофонический

Всем здоровья и удачи!
Специально для «Советских гитар»,
Павел (KotLeopold), 2019 год.

[ Редактирование 28.11.2020, 18:33 ] Наверх

ID пользователя #9028
Зарегистрирован: 23.09.2017, 05:01
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1008

То, что гитаре, выпускаемой в «сердце Урала», его столице – Свердловске, а ныне – Екатеринбурге, было решено дать гордое имя «Урал», да к тому же ещё и созвучное названию самой фирмы, на мой взгляд, говорит о многом! И прежде всего о том, что инструменты «Урал» (гитары «Урал 650 / 650А» ( , ) и бас-гитары «Урал 510Г / 510Л» ( , ) ) были задуманы, как «флагманский», главный и, соответственно, самый лучший продукт фирмы.

Эти буквы, очевидно, характеризуют форму деки:

«Г» – «гитарная» форма (аналогичная форме гитарной деки «Урал 650 / 650А»)

«Л» – форма «Лес Пол» ( , , ), которую ни с чем нельзя спутать.

А что же означают цифры?

Как известно, цифры в названии инструментов, производимых на Свердловской фирме клавишных музыкальных инструментов «Урал» соответствуют длине их мензуры в миллиметрах ( – см. раздел: «Свердловская фирма клавишных музыкальных инструментов УРАЛ» ).

Исключением являются лишь «Урал 510Г» и «Урал 510Л», поскольку длина их мензуры (по паспорту) равна 805 мм. ( , , , , ).

Не подтвердилось и бытующее предположение о том, что цифра «510» может относиться к расстоянию между крайними струнами на бридже – «51 мм.» ( ). В действительности, на регулировочной части бриджа это расстояние составляет 45 мм. (между центрами крайних струн), на струнозацепе – те же 45 мм.

Функционал управления звуком состоит из следующих элементов:

— 5 элементов для индивидуальной настройки звука некового и бриджевого звукоснимателей,

— 1 общий регулятор громкости,

[ Редактирование 26.11.2020, 00:12 ] Наверх

ID пользователя #9028
Зарегистрирован: 23.09.2017, 05:01
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1008

1) Пояснения к электрической схеме:

2) Устройство переходника «СГ-5 (DIN-5) – Jack (1/4″ TS)» (моно):

3) УРАЛ 510Г — «С маленькой помощью друзей». Продолжение истории. :

4) «. И снова в плавание»: исполняя мечты. :

5) Ещё несколько фотографий. :

1) Образцы «Урал 510Г» разных цветов:

2) «Реплика Урал 510Г процесс изготовления» (Necrolust):

3) База данных инструментов фирмы «Урал»:
— (stradivari72 и коллектив форума)
— (c0rvinus)

4) «Занимательная некплейтология: УРАЛ» (Я-Ха):

5) Обзор советских звукоснимателей:
— (Я-Ха)
— (Chapt)

6) Элементы и детали бас-гитары «Урал»:

— Ретейнер «Урал» (Vovka):

— Анкер бас-гитары «Урал» (SPA):

— Пикгард «Урал 510Л» (Claydon):
— Сравнение пикгардов «Урал 510Г» и «Урал 510Л» (Roman): , ( )

— Задняя крышка «Урал 510Л» (megor):

— Антабки «Урал» (Retronaut):

— Бридж бас-гитары «Урал» (djdollar):
— Гайка бриджа «Урал» (Izol):

7) Ремонт/замена анкера на «Урал 510Л»:
— (SPA)
— (OkunArkadiy, pikabu.ru)

8 ) Советы по замене анкерной гайки «Урал» (Freeman_D):

9) Советы по настройке угла наклона грифа на бас-гитаре «Урал» (roman66):

10) «Подбираем шпон и дерево накладки на Урал/Аэлиту, выбираем эмаль для реставрации. » (Freeman_D):

11) «Реставрация ЛКП корпуса Урал» (aelita85):

[ Редактирование 06.12.2020, 10:39 ] Наверх

ID пользователя #10195
Зарегистрирован: 02.07.2019, 07:59
Местонахождение: Псков
Сообщений: 350 Шик, блеск, красота. Рикенбекр по-советски.Поздравляю автора. Наверх

ID пользователя #9028
Зарегистрирован: 23.09.2017, 05:01
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1008 

ID пользователя #7366
Зарегистрирован: 28.04.2016, 12:39
Местонахождение: Омск
Сообщений: 3812 Фундаментальный обзор!
Спасибо большое. Гитара шикарно выглядит!

Все разжевано так, что спросить нечего

ID пользователя #46
Зарегистрирован: 25.01.2007, 06:02
Местонахождение: Новосибирск
Сообщений: 6255 Спасибо.
Отличный обзор и отличные фотографии. Наверх

ID пользователя #9959
Зарегистрирован: 10.03.2019, 14:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 932 Зацепило. . .
Качественный, развернутый обзор. Красиво, доходчиво и предельно информативно. Спасибо.
Желаю, чтобы все ! . . .

ID пользователя #6661
Зарегистрирован: 16.02.2015, 08:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 994 KotLeopold, функционально-техническое описание — Ваша идея? Или где-то подсмотрели?

ID пользователя #7170
Зарегистрирован: 02.01.2016, 05:26
Местонахождение: Алма-Ата/Байконур
Сообщений: 4075 Замечательно.
Спасибо Павел. Наверх

ID пользователя #4175
Зарегистрирован: 18.10.2013, 15:25
Местонахождение: Москва, Подрезково
Сообщений: 4953 Интересное предположение, Павел! Спасибо за отличный обзор! Завидное состояние у инструмента. С бендами на плосконавитых струнах по-аккуратней!:)

[ Редактирование 18.09.2019, 03:26 ]
Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.


Подборка сканов Skyworker79


Моё скромное собрание Наверх

ID пользователя #10137
Зарегистрирован: 27.05.2019, 01:48
Местонахождение: Таджикистан
Сообщений: 653 Ого, спасибо большое за такой детальный обзор!

p\s бас очень красив, завидую!)

Помогу с выкупом гитар в своей стране.
Обменник —

YouTube канал с обзорами на тематические инструменты :
Наверх

ID пользователя #2824
Зарегистрирован: 21.11.2011, 04:20
Местонахождение: Москва,Раменское, Московская обл.
Сообщений: 3606 Отлично,Павел!Поздравляю от души. Наверх

ID пользователя #3667
Зарегистрирован: 08.02.2013, 08:18
Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл.
Сообщений: 11585 Отличная статья, и не менее хорошая гитара!
Мои искренние поздравления!
Что можно пожелать?
Главное — не останавливаться на достигнутом! Наверх

ID пользователя #5529
Зарегистрирован: 19.11.2013, 06:20
Местонахождение: Моршанск, Тамбовская обл.
Сообщений: 3426 Спасибо за подробный обзор! Наверх

ID пользователя #8695
Зарегистрирован: 25.07.2017, 18:02
Местонахождение: Erevan, Armenia
Сообщений: 98 После ознакомления с обзором,как то по другому начинаешь смотреть на вроде бы хорошо знакомый инструмент. Спасибо!
krunk Наверх

ID пользователя #9592
Зарегистрирован: 25.07.2018, 20:40
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1876 Роскошный инструмент, роскошные фотографии, роскошный текст. Спасибо!
Поздравляю с удачным приобретением

IMHO на главную однозначно!

[ Редактирование 18.09.2019, 10:40 ]
Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь. На пенсии. Наверх

ID пользователя #3452
Зарегистрирован: 21.10.2012, 09:43
Местонахождение: Воронеж
Сообщений: 3283 Суперобзор! А гитара словно только с магазина.

Получается что схемы 510Л и 510Г разные? Причем у 510Г — более логичная?
Песенки
Наверх

ID пользователя #3452
Зарегистрирован: 21.10.2012, 09:43
Местонахождение: Воронеж
Сообщений: 3283 Это 510Л. (на моем экземпляре с1 вообще отсутствует). Тут низы с нека зарезаны емкостями в 1000пф и 47 нФ)

Или перепутаны местами обозначения датчиков? И у кого?

[ Редактирование 18.09.2019, 11:43 ]
Песенки
Наверх

ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 11:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 2591 Помимо массы разнообразных приятных впечатлений от прочтения и просмотра,
хочется особо отметить цитату:

Логика схемы подсказывает дополнительные возможности, которые не были реализованы в данном инструменте:
— Опция, позволяющая подавать на выход гитары «чистый», необработанный сигнал звукоснимателей;
— Опция, позволяющая подавать на выход гитары стереосигнал: каждый звукосниматель – в свой канал. (Это было бы интересно, поскольку звукосниматели в схеме тембрально разделены. Гнездо «СГ-5» также позволяет передавать стереосигнал.)

Если грянет и случится «восточный Eastwood», о необходимости которого время от времени говорят зарубежные коллеги, — сразу понятно, какие усовершенствования будут необходимы для «переиздания»!
Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре.

ID пользователя #3452
Зарегистрирован: 21.10.2012, 09:43
Местонахождение: Воронеж
Сообщений: 3283 А по схеме поясните, кто вскрывал и копал электронику — какие датчики через какие конденсаторы работают. Схема камрада Leo и схема из «святцев» прилично отличаются.
Песенки
Наверх

ID пользователя #299
Зарегистрирован: 04.11.2007, 14:20
Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва
Сообщений: 7433 Зер гут!
Монументальный труд! Наверх

ID пользователя #9028
Зарегистрирован: 23.09.2017, 05:01
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1008 Друзья, спасибо за добрые слова и поддержку! Очень приятно!

[ Редактирование 18.09.2019, 17:44 ] Наверх

ID пользователя #9028
Зарегистрирован: 23.09.2017, 05:01
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1008 ( электрическая схема «Урал 510Г» из обзора продублирована в разделе «СХЕМЫ»: )

swin, схему инструмента рисовал «с натуры», внимательно изучая, прозванивая, многократно проверяя и перепроверяя!

По содержанию схема полностью совпадает со схемой starosta: ( , ).

А также почти полностью совпадает со схемой Я-Ха: ( , — см. позицию «УРАЛ 510 Г» ): не считая порядка нумерации постоянных резисторов R4-R6, единственным отличием является номинал регулятора общей громкости R3:
— у Я-Ха: R3 68 кОм
— на моём инструменте, а также у starosta: R3 470 кОм

В остальном — только разница в графическом отображении.

Таким образом,
нековый звукосниматель всегда работает через конденсатор C1 («срез низких частот»),
бриджевый звукосниматель работает:
— при нажатой кнопке S3 — через конденсатор С2 («срез низких чатот»),
— при отжатой кнопке S3 — напрямую (приглушаясь постоянным резистором R5 (у Я-Ха — R4)), с параллельным отводом на массу высокочастотной части сигнала через конденсатор С3 («срез высоких частот»).
Это хорошо проиллюстрировал под своей схемой starosta: ( , ).

Что же касается схемы «Урал 510 Л«, — насколько она (в изначальном «заводском» варианте) отличается от схемы «Урал 510Г» мне судить сложно, поскольку модели «Л» у меня нет.

Согласно пояснениям к схеме starosta ( ) , различие между схемами «Урал 510Г» и «Урал 510Л» заключается в 2-х моментах:

1) в наличии/отсутствии конденсатора C1 0,25 мкФ («срез низких частот») в цепи некового звукоснимателя:
— «Урал 510Г»: C1 присутствует
— «Урал 510Л»: C1 отсутствует
т.е. на «Урал 510Л» низкие частоты некового звукоснимателя не срезаются.

2) в номинале конденсатора C2:
— «Урал 510Г»: C2 1000 пФ
— «Урал 510Л»: C2 8,2 нФ (= 8200 пФ)
т.е. при нажатой кнопке S3 на «Урал 510Г» низкие частоты бриджевого звукоснимателя срезаются сильнее.

Относительно указанной Вами выше схемы ( ), с определённой долей вероятности можно предположить, что она не является «родной» («заводской») схемой:
— нековый и бриджевый звукосниматели на ней поменялись местами,
— существенно отличается функция кнопки S3,
— номинал регулятора общей громкости R3 (68 кОм) для пассивной (не активной) схемы слишком маловат.

Однако и такая схема является вполне работоспособной, имеет определённую логику (срезается низ на обоих звукоснимателях, звук смещён в высокочастотную область и является, вероятно, более «рычащим» и «агрессивным»). Поэтому судить о её «оригинальности» наверняка так же сложно.

Думаю, основная сложность здесь заключается в том, что на многих инструментах «родные» заводские схемы утрачены, поскольку были перепаяны (изменены) владельцами инструментов.

К счастью, на представленном в обзоре инструменте всё сохранилось в изначальном виде.

Источник

Читайте также:  Брамс духовная колыбельная ноты
Оцените статью