Бас гитара урал порожки
• Статьи:
в энциклопедии «Электрогитара в СССР» ( ) данный бас рассматривается на страницах 174-175.
• Видеообзоры и демонстрации звучания инструмента:
• Фото и чертёж комплектного гитарного ремня:
( )
Поиски информации об инструменте привели меня к удивительному открытию, что оказывается бас «Урал» существует не один – их два: «Урал 510Г», близкий по форме к «Jazz Bass» ( ), выпускавшийся с 1977 по 1980 годы, и «Урал 510Л», близкий по форме к «Les Paul» ( ), пришедший на смену своему «старшему брату» в 1980 году.
Бас приехал в «родном» чехле:
Бумажного паспорта, к сожалению, не оказалось (а он довольно красивый! ), но самый главный «документ» – некплейт – на месте! С него и начнём!
Голова грифа направлена параллельно его оси, без наклона назад:
Колки – 4 в линию, открытого типа, хромированные, металлические, достаточно тяжёлые, производства Алапаевского металлургического завода ( , ):
Долго всматриваясь в классификации профилей грифа ( , ), пришёл к выводу, что для профиля «U» гриф «Урал 510Г» тонковат и находится скорее ближе к профилю «D» или «Modern «C»».
По ширине гриф достаточно узкий:
— на верхнем порожке – 4,0 см.;
— на 12-м ладу – 5,0 см.;
— на пятке грифа – 5,4 см.
Удобно это или нет – конечно же дело вкуса. На мой взгляд — очень удобно.
Толщина грифа:
— на 1-м ладу: 2,3 см.;
— на 12-м ладу: 2,6 см.
( Для сравнения, те же параметры у «Fender Jazz Bass Plus Deluxe»:
Ширина грифа:
— на верхнем порожке – 3,8 см.;
— на 12-м ладу – 5,6 см.;
— на пятке грифа – 6,35 см.
Толщина грифа:
— на 1-м ладу: 2,0 см.;
— на 12-м ладу: 2,4 см. )
Гриф крепится к деке четырьмя мощными шурупами ( «bolt on», ), которые спрятаны под некплейтом:
Звукосниматели – «синглы» («single coil») – в хромированных металлических корпусах с прямоугольным вырезом посередине, закрытым тонкой глянцевой пластиной из белого пластика ( — см. позицию 42 ):
Кнопки темброблока выполнены на базе модуля из трёх переключателей «П2К» с независимой фиксацией ( ).
Блок управления громкостями представлен тремя регуляторами «СП-1» ( , ) , выведенными через специальные отверстия в деке:
Рядом с регуляторами громкости находится выходной разъём для подключения гитары к усилителю, выполненный в виде типичного для советских времён гнезда «СГ-5» («DIN-5») ( , ):
Одна — на верхнем роге:
вторая — на нижнем торце деки:
Да и можно ли забыть о таком красавце!
Ну а теперь, внимание! Электрическая схема бас-гитары «Урал 510Г»!
Разъём «СГ-5» прикручен к деке двумя небольшими шурупами, корпус заземлён:
Видимая датировка на элементах схемы:
— на потенциометрах громкости – 06.77, 06.77, 07.77;
— на одном из конденсаторов – 12.77.
На остальных элементах датировка не видна.
Для удобства, кнопки темброблока изображены в перевёрнутом виде, поскольку именно так они смотрятся при открытой задней крышке.
Принципиальная электрическая схема:
Важные особенности схемы:
• Резисторы R4 (10 кОм) , R6 (10 кОм) не дают регуляторам R1 и R2 убирать до нуля громкость соответствующего звукоснимателя.
Это позволяет избежать недостатка классической схемы «Les Paul», когда при уменьшении до нуля громкости одного из звукоснимателей, весь инструмент отключается полностью ( ).
• Громкость бриджевого звукоснимателя, независимо от других настроек, постоянно приглушается резистором R5 (10 кОм).
• Низкие частоты некового звукоснимателя, независимо от других настроек, постоянно срезаются конденсатором C1 (0,25 мкФ), т.е. звук некового звукоснимателя искусственно «заострён».
Подобное решение применила в своих бас-гитарах компания «Rickenbacker» ( , ) – для “заострения” звука бриджевого звукоснимателя в его цепь был аналогичным образом установлен конденсатор 0.0047 мкФ ( ).
А теперь посмотрим, как всё это работает!
Кнопка S1 находится под нековым звукоснимателем и включает его,
ручка R1 меняет его громкость.
Кнопка S2 находится ближе к бриджевому звукоснимателю и включает его,
ручка R2 меняет его громкость.
Ну а дальше – всё остальное:
Кнопка S3 меняет тембр бриджевого звукоснимателя.
Ручка R3 управляет общей громкостью.
— S3 нажата — (с бриджевого звукоснимателя) идут высокие частоты, срезаются низкие,
— S3 отжата — (с бриджевого звукоснимателя) идут низкие частоты, срезаются высокие.
Если работают оба звукоснимателя, то существует их взаимное влияние друг на друга:
— S3 нажата:
• бриджевый звукосниматель становится тише (поскольку с него идут только высокие частоты, а низкие — срезаются),
• нековый звукосниматель — становится громче,
— S3 отжата:
• бриджевый звукосниматель становится громче (с него идут низкие частоты, со срезом высоких),
• нековый звукосниматель — становится тише.
Кнопка S3 активируется только при включении бриджевого звукоснимателя (т.е. при нажатии кнопки S2).
Наиболее интересными комбинациями мне показались следующие:
Любопытно, что в процессе усовершенствования своих инструментов, и то и другое реализовала упомянутая выше компания «Rickenbacker»: более поздние модели бас-гитар были снабжены дополнительным стерео-выходом («Rick-o-Sound»), а также была добавлена возможность включения/отключения конденсатора, срезающего низкие частоты на бриджевом звукоснимателе (режимы «Vintage» / «Standart») ( , ).
Итак, соберём воедино основные характеристики бас-гитары «Урал 510Г»:
Вес инструмента (со струнами, без чехла): 4,2 кг.
Общая длина инструмента (включая нижнюю антабку): 118,0 см.
Общая длина деки (по оси грифа): 49,5 см. — без антабок (50,5 — с антабками)
Ширина деки: 32,5 см.
Толщина деки без фурнитуры: 4,3 см.
Максимальная толщина деки с фурнитурой (без струн, при максимально опущенном бридже): 6,8 см. (на бридже)
Анатомические выборки в деке: есть – под правую руку и грудь
Нижний вырез под левую руку: есть
Количество антабок для ремня: 2 шт.
Материал антабок: белый пластик
Тип крепления грифа: на болтах – 4 шт. («bolt on»)
Регулировка геометрии грифа: присутствует – один анкерный стержень; анкерная гайка – на пятке грифа
Колки: 4 в ряд, открытого типа, металлические, хромированные
Материал верхнего порожка: белый пластик
Нулевой лад: присутствует
Количество ладов: 22, не считая нулевого.
Материал ладов: мягкий сплав меди
Разметка: белые пластиковые кружки на 3, 5, 7, 9, 12 (два кружка) и 15 ладах, продублирована на торце грифа
Длина грифа: 82,1 см.
Ширина грифа:
— на верхнем порожке: 4,0 см.;
— на 12-м ладу: 5,0 см.;
— на пятке грифа: 5,4 см.
Толщина грифа:
— на 1-м ладу: 2,3 см.;
— на 12-м ладу: 2,6 см.
Тип бриджа: «Tune-o-Matic», металлический, хромированный
Регулировка мензуры: присутствует, индивидуально для каждой струны
Регулировка высоты струн: присутствует, общая для всех струн
Регулировка межструнного расстояния: отсутствует
Количество струн: 4
Мензура (рабочая длина струны):
— минимальная: 801 мм.
— максимальная: 808 мм.
Максимальное расстояние от струнозацепа до колка: 1080 мм. (струна «соль»)
Межструнное расстояние (от центра струны до центра струны):
— на верхнем порожке: 1,0 см.
— на бридже: 1,5 см.
Заземление струн: присутствует, через струнозацеп
Количество звукоснимателей: 2 шт.
Тип звукоснимателей: «сингл» («single-coil»)
Корпуса звукоснимателей: металлические, хромированные, с прямоугольным вырезом в центре.
Заземление корпусов звукоснимателей: присутствует
Система управления звуком:
1) Кнопочный селектор тембров:
— S1 – включение некового звукоснимателя (с фиксированным тембром)
— S2 – включение бриджевого звукоснимателя
— S3 – выбор тембра бриджевого звукоснимателя
2) Управление громкостью:
— R1 – громкость некового звукоснимателя
— R2 – громкость бриджевого звукоснимателя
— R3 – общая громкость
3) Выходной разъём:
— Тип разъёма: «СГ-5» («DIN-5»), задействованные контакты: 3 – сигнал; 2, корпус – заземление
— Выходной сигнал: монофонический
Всем здоровья и удачи!
Специально для «Советских гитар»,
Павел (KotLeopold), 2019 год.
[ Редактирование 28.11.2020, 18:33 ]
ID пользователя #9028
Зарегистрирован: 23.09.2017, 05:01
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1008
То, что гитаре, выпускаемой в «сердце Урала», его столице – Свердловске, а ныне – Екатеринбурге, было решено дать гордое имя «Урал», да к тому же ещё и созвучное названию самой фирмы, на мой взгляд, говорит о многом! И прежде всего о том, что инструменты «Урал» (гитары «Урал 650 / 650А» ( , ) и бас-гитары «Урал 510Г / 510Л» ( , ) ) были задуманы, как «флагманский», главный и, соответственно, самый лучший продукт фирмы.
Эти буквы, очевидно, характеризуют форму деки:
«Г» – «гитарная» форма (аналогичная форме гитарной деки «Урал 650 / 650А»)
«Л» – форма «Лес Пол» ( , , ), которую ни с чем нельзя спутать.
А что же означают цифры?
Как известно, цифры в названии инструментов, производимых на Свердловской фирме клавишных музыкальных инструментов «Урал» соответствуют длине их мензуры в миллиметрах ( – см. раздел: «Свердловская фирма клавишных музыкальных инструментов УРАЛ» ).
Исключением являются лишь «Урал 510Г» и «Урал 510Л», поскольку длина их мензуры (по паспорту) равна 805 мм. ( , , , , ).
Не подтвердилось и бытующее предположение о том, что цифра «510» может относиться к расстоянию между крайними струнами на бридже – «51 мм.» ( ). В действительности, на регулировочной части бриджа это расстояние составляет 45 мм. (между центрами крайних струн), на струнозацепе – те же 45 мм.
Функционал управления звуком состоит из следующих элементов:
— 5 элементов для индивидуальной настройки звука некового и бриджевого звукоснимателей,
— 1 общий регулятор громкости,
[ Редактирование 26.11.2020, 00:12 ]
ID пользователя #9028
Зарегистрирован: 23.09.2017, 05:01
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1008
1) Пояснения к электрической схеме:
2) Устройство переходника «СГ-5 (DIN-5) – Jack (1/4″ TS)» (моно):
3) УРАЛ 510Г — «С маленькой помощью друзей». Продолжение истории. :
4) «. И снова в плавание»: исполняя мечты. :
5) Ещё несколько фотографий. :
1) Образцы «Урал 510Г» разных цветов:
2) «Реплика Урал 510Г процесс изготовления» (Necrolust):
3) База данных инструментов фирмы «Урал»:
— (stradivari72 и коллектив форума)
— (c0rvinus)
4) «Занимательная некплейтология: УРАЛ» (Я-Ха):
5) Обзор советских звукоснимателей:
— (Я-Ха)
— (Chapt)
6) Элементы и детали бас-гитары «Урал»:
— Ретейнер «Урал» (Vovka):
— Анкер бас-гитары «Урал» (SPA):
— Пикгард «Урал 510Л» (Claydon):
— Сравнение пикгардов «Урал 510Г» и «Урал 510Л» (Roman): , ( )
— Задняя крышка «Урал 510Л» (megor):
— Антабки «Урал» (Retronaut):
— Бридж бас-гитары «Урал» (djdollar):
— Гайка бриджа «Урал» (Izol):
7) Ремонт/замена анкера на «Урал 510Л»:
— (SPA)
— (OkunArkadiy, pikabu.ru)
8 ) Советы по замене анкерной гайки «Урал» (Freeman_D):
9) Советы по настройке угла наклона грифа на бас-гитаре «Урал» (roman66):
10) «Подбираем шпон и дерево накладки на Урал/Аэлиту, выбираем эмаль для реставрации. » (Freeman_D):
11) «Реставрация ЛКП корпуса Урал» (aelita85):
[ Редактирование 06.12.2020, 10:39 ]
ID пользователя #10195
Зарегистрирован: 02.07.2019, 07:59
Местонахождение: Псков
Сообщений: 350
ID пользователя #9028
Зарегистрирован: 23.09.2017, 05:01
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1008
ID пользователя #7366
Зарегистрирован: 28.04.2016, 12:39
Местонахождение: Омск
Сообщений: 3812
Спасибо большое. Гитара шикарно выглядит!
Все разжевано так, что спросить нечего
ID пользователя #46
Зарегистрирован: 25.01.2007, 06:02
Местонахождение: Новосибирск
Сообщений: 6255
Отличный обзор и отличные фотографии.
ID пользователя #9959
Зарегистрирован: 10.03.2019, 14:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 932
Качественный, развернутый обзор. Красиво, доходчиво и предельно информативно. Спасибо.
Желаю, чтобы все ! . . .
ID пользователя #6661
Зарегистрирован: 16.02.2015, 08:06
Местонахождение: Москва
Сообщений: 994
ID пользователя #7170
Зарегистрирован: 02.01.2016, 05:26
Местонахождение: Алма-Ата/Байконур
Сообщений: 4075
Спасибо Павел.
ID пользователя #4175
Зарегистрирован: 18.10.2013, 15:25
Местонахождение: Москва, Подрезково
Сообщений: 4953
[ Редактирование 18.09.2019, 03:26 ]
Ищу Верхнюю часть чехла на Jolana Kolor/Rubin Bas.В идеале-синего цвета,крышку ЛЕЛЬ ДД(красную), октавер ЛЕЛЬ ,а также педали 180-ой серии ЛЕЛЬ.
Подборка сканов Skyworker79
Моё скромное собрание
ID пользователя #10137
Зарегистрирован: 27.05.2019, 01:48
Местонахождение: Таджикистан
Сообщений: 653
p\s бас очень красив, завидую!)
Помогу с выкупом гитар в своей стране.
Обменник —
YouTube канал с обзорами на тематические инструменты :
ID пользователя #2824
Зарегистрирован: 21.11.2011, 04:20
Местонахождение: Москва,Раменское, Московская обл.
Сообщений: 3606
ID пользователя #3667
Зарегистрирован: 08.02.2013, 08:18
Местонахождение: Спас-Клепики, Рязанская обл.
Сообщений: 11585
Мои искренние поздравления!
Что можно пожелать?
Главное — не останавливаться на достигнутом!
ID пользователя #5529
Зарегистрирован: 19.11.2013, 06:20
Местонахождение: Моршанск, Тамбовская обл.
Сообщений: 3426
ID пользователя #8695
Зарегистрирован: 25.07.2017, 18:02
Местонахождение: Erevan, Armenia
Сообщений: 98
krunk
ID пользователя #9592
Зарегистрирован: 25.07.2018, 20:40
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1876
Поздравляю с удачным приобретением
IMHO на главную однозначно!
[ Редактирование 18.09.2019, 10:40 ]
Планирую восстановить Record 17, БАС-I и гавайку МЭФМИ. Когда-нибудь. На пенсии.
ID пользователя #3452
Зарегистрирован: 21.10.2012, 09:43
Местонахождение: Воронеж
Сообщений: 3283
Получается что схемы 510Л и 510Г разные? Причем у 510Г — более логичная?
Песенки
ID пользователя #3452
Зарегистрирован: 21.10.2012, 09:43
Местонахождение: Воронеж
Сообщений: 3283
Или перепутаны местами обозначения датчиков? И у кого?
[ Редактирование 18.09.2019, 11:43 ]
Песенки
ID пользователя #10143
Зарегистрирован: 28.05.2019, 11:11
Местонахождение: Санкт-Петербург
Сообщений: 2591
хочется особо отметить цитату:
Логика схемы подсказывает дополнительные возможности, которые не были реализованы в данном инструменте:
— Опция, позволяющая подавать на выход гитары «чистый», необработанный сигнал звукоснимателей;
— Опция, позволяющая подавать на выход гитары стереосигнал: каждый звукосниматель – в свой канал. (Это было бы интересно, поскольку звукосниматели в схеме тембрально разделены. Гнездо «СГ-5» также позволяет передавать стереосигнал.)
Если грянет и случится «восточный Eastwood», о необходимости которого время от времени говорят зарубежные коллеги, — сразу понятно, какие усовершенствования будут необходимы для «переиздания»!
Мы порой, с волками споря,
Воем в си-бемоль-миноре.
ID пользователя #3452
Зарегистрирован: 21.10.2012, 09:43
Местонахождение: Воронеж
Сообщений: 3283
Песенки
ID пользователя #299
Зарегистрирован: 04.11.2007, 14:20
Местонахождение: пос. Шишкин лес, Новая Москва
Сообщений: 7433
Монументальный труд!
ID пользователя #9028
Зарегистрирован: 23.09.2017, 05:01
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1008
[ Редактирование 18.09.2019, 17:44 ]
ID пользователя #9028
Зарегистрирован: 23.09.2017, 05:01
Местонахождение: Москва
Сообщений: 1008
swin, схему инструмента рисовал «с натуры», внимательно изучая, прозванивая, многократно проверяя и перепроверяя!
По содержанию схема полностью совпадает со схемой starosta: ( , ).
А также почти полностью совпадает со схемой Я-Ха: ( , — см. позицию «УРАЛ 510 Г» ): не считая порядка нумерации постоянных резисторов R4-R6, единственным отличием является номинал регулятора общей громкости R3:
— у Я-Ха: R3 68 кОм
— на моём инструменте, а также у starosta: R3 470 кОм
В остальном — только разница в графическом отображении.
Таким образом,
нековый звукосниматель всегда работает через конденсатор C1 («срез низких частот»),
бриджевый звукосниматель работает:
— при нажатой кнопке S3 — через конденсатор С2 («срез низких чатот»),
— при отжатой кнопке S3 — напрямую (приглушаясь постоянным резистором R5 (у Я-Ха — R4)), с параллельным отводом на массу высокочастотной части сигнала через конденсатор С3 («срез высоких частот»).
Это хорошо проиллюстрировал под своей схемой starosta: ( , ).
Что же касается схемы «Урал 510 Л«, — насколько она (в изначальном «заводском» варианте) отличается от схемы «Урал 510Г» мне судить сложно, поскольку модели «Л» у меня нет.
Согласно пояснениям к схеме starosta ( ) , различие между схемами «Урал 510Г» и «Урал 510Л» заключается в 2-х моментах:
1) в наличии/отсутствии конденсатора C1 0,25 мкФ («срез низких частот») в цепи некового звукоснимателя:
— «Урал 510Г»: C1 присутствует
— «Урал 510Л»: C1 отсутствует
т.е. на «Урал 510Л» низкие частоты некового звукоснимателя не срезаются.
2) в номинале конденсатора C2:
— «Урал 510Г»: C2 1000 пФ
— «Урал 510Л»: C2 8,2 нФ (= 8200 пФ)
т.е. при нажатой кнопке S3 на «Урал 510Г» низкие частоты бриджевого звукоснимателя срезаются сильнее.
Относительно указанной Вами выше схемы ( ), с определённой долей вероятности можно предположить, что она не является «родной» («заводской») схемой:
— нековый и бриджевый звукосниматели на ней поменялись местами,
— существенно отличается функция кнопки S3,
— номинал регулятора общей громкости R3 (68 кОм) для пассивной (не активной) схемы слишком маловат.
Однако и такая схема является вполне работоспособной, имеет определённую логику (срезается низ на обоих звукоснимателях, звук смещён в высокочастотную область и является, вероятно, более «рычащим» и «агрессивным»). Поэтому судить о её «оригинальности» наверняка так же сложно.
Думаю, основная сложность здесь заключается в том, что на многих инструментах «родные» заводские схемы утрачены, поскольку были перепаяны (изменены) владельцами инструментов.
К счастью, на представленном в обзоре инструменте всё сохранилось в изначальном виде.
Источник