Бас гитара юрай хип
URIAH HEEP
Андрей Кокарев
Автор: Андрей Кокарев.
Рубеж 1970-х гг. отмечен в истории рок-музыки серьезным переломом. Стремление рок-музыкантов раздвинуть границы своего стиля, поэкспериментировать со звуками, тембрами, инструментами (помните the Beatles с их «Револьвером») привело к рождению т.н. прогрессивного рока. Его природа уводила в сторону от развлекательного заряда музыки основной массы поп- и рок-групп 1960-х гг. Прогрессивные исполнители создавали произведения из «потока мыслей», в причудливых и сложных композиционных построениях зашифровали «послания человечеству» и «братьям по разуму». В общем, прогрессивные музыканты разглядели в роке Искусство и постарались раскрыть для всех его потенциальные возможности. Слово «коммерция» на некоторое время перестало для них что-либо значить, творчество означало все.
В течение каких-то четырех-пяти лет прогрессивный рок раздробился на целый ряд более-менее самостоятельных течений, которые формировались за счет поисков талантливых рок-музыкантов в разных областях и сферах музыкального искусства. Принято выделять: арт-рок, хард-рок, барокко-рок, джаз-рок и некоторые другие. Первые два из этого ряда пользовались бесспорной популярностью, а такие группы, как Genesis, Yes, King Crimson, Led Zeppelin, Deep Purple стали «звездами» рока первой величины.
Очевидно, что хард-рок оказал на современную музыку наибольшее влияние. Возникнув сначала как стиль, он превратился с годами в музыкальную форму. Ее главная отличительная черта — рифф, мощная гитарная фраза, «подстегивающая» ритм, исполняемая обычно в унисон на гитаре и басу, вошла в арсенал, практически, всех рок-музыкальных стилей. Помимо основанного целиком на хард-роке стиля хеви метал, давно появились группы, исполняющие «утяжеленный» (хард значит «тяжелый» по-английски) вариант того или иного музыкального формата: «тяжелый рок-н-ролл» (Twisted Sister), «тяжелый блюз» (Aerosmith), «тяжелый арт-рок» (Styx), «тяжелый панк-рок — хардкор» (Suicidal Tendencies) и даже «тяжелый рэп» (Beastie Boys).
Своим появлением «хард-рок» обязан многим группам 1960-х гг., в первую очередь блюзовым, таким как Rolling Stones, the Kinks и the Who, но окончательное свое оформление «тяжелый рок» нашел в композициях групп Led Zeppelin и Deep Purple. По сути эти два ансамбля открыли новую страницу в истории рок-музыки, а яркость и мастерство их исполнителей, мощь и напор их музыки привлекли множество последователей. Среди последних можно выделить такие коллективы, как американские Blue Cheer и Grand Funk Railroad, английские Black Sabbath и Judas Priest, австралийский АС/ДС, немецкий Scorpions, швейцарский Krokus.
Особое место в этом ряду занимает английский ансамбль Uriah Heep. Первые работы группы, которые пришлись на годы расцвета творчества Led Zeppelin и Deep Purple, вызвали у критиков раздражение и не совсем оправданные упреки в несамостоятельности. Говорили о том, что Uriah Heep копирует работы Deep Purple, идет в фарватере более именитой группы. Один рок-журналист даже остроумно пообещал: «Я готов наложить на себя руки, если Uriah Heep ждет хоть какая-нибудь известность». Журналист не сдержал обещанного слова и остался жить на белом свете после того, как отношение к английской команде изменилось. Небеса также не поразили его молнией за лукавство, ну, a Uriah Heep, думаю, простили незадачливого критика. Надо ж так ошибиться: именно Uriah Heep сумела внести в хард-рок элементы подлинного артистизма, ее деликатный «саунд», овеянный прочувственными органными мелодиями, незабываемыми хоровыми эффектами, доказал всем свою уникальность. Uriah Heep за годы своего существования пополнила сокровищницу рок-музыки великими композициями: «Июльское утро», «Цыганка», «Легкая жизнь», «Хищная птица», «Возвращение к фантазии» и многими другими. К счастью, сегодня россияне получают прекрасный подарок — «Эс-Эн-Си Рекордз», детище знаменитого Стаса Намина, решило выпустить практически всю дискографию группы Uriah Heep. Те, кто знаком с творчеством этого ансамбля имеют возможность за вполне умеренную плату приобрести для своей коллекции любимые пластинки, сделанные по лицензии «один в один». А тех, кто знает Uriah Heep лишь понаслышке, ожидает превосходное открытие — стоит только купить любой из альбомов и поставить на проигрыватель.
В то же время, думается, что как и молодым, так и поклонникам рока со стажем будет небезынтересно узнать подробную историю Uriah Heep. Предлагаем ее вашему вниманию.
Отцами-основателями» рок-группы Uriah Heep были два английских музыканта, которые приросли к рок-музыке еще в юношеские годы — Дэвид Байрон (родился в Эппинге, Эссекс, 29 января 1947 г.) и Мик Бокс (родился в Лондоне 8 июня 1947 г.). Первый из них, говорят, в возрасте не то семи, не то восьми лет почувствовал, что петь ему гораздо легче, чем говорить. Предприимчивые родители смекнули, что на способностях своего сына могут нажить неплохой капитал в обществе и стали таскать его за собой, куда бы ни направлялись: загород с друзьями, в кемпинг, на праздник, в клуб. И везде маленькому Дэвиду приходилось выполнять десятки заказов: «Спой то, спой се», а заботливые родители подталкивали ребенка в спину: «Ну, давай, тебя же просит дядя Роджер». К счастью, эти импровизированные выступления в кругу знакомых и соседей не полностью отбили у Байрона-младшего охоту к музыке, и хотя он так и не выучился игре ни на одном инструменте, петь не прекратил и даже сочинял мелодии. Некоторые из них стали известны, и вошли в репертуар исполнителей из Эссекса.
Почувствовав, что ему вполне по силам самому зарабатывать себе на жизнь, юный музыкант стал искать достойную работу. Начинать приходилось с малого: подпевать исполнителям, участвовать в хорах, а несколько раз ему особо повезло: он принимал участие в записи анонимных кавер-альбомов. Этот вид бизнеса был в 1960-е гг. распространен среди фирм-грамзаписи. Их агенты набирали за скромную плату малоизвестных исполнителей которые перепевали популярные песни. Получался диск хитов, но указание на обложке, кто исполняет песни, отсутствовало. Что интересно, Дэвид Байрон пел на нескольких таких дисках с одним парнем по имени Реджинальд Дуайт, который позднее стал известен под псевдонимом Элтон Джон.
В семнадцать лет Дэвид пришел к выводу, что исполнять самому свои собственные вещи куда выгодней, чем за гроши отдавать их кому-то или петь чужие. Он присоединился к группе the Stalkers («Сталкеры»).
В этой группе в то время уже играл некий Мик Бокс. Этот длинноносый, маленького росточка паренек был влюблен в рок-музыку по уши, но страдал от медлительности собственного прогресса в этом виде искусства: лишь в четырнадцать лет он начал учиться игре на гитаре, и хотя голову ему переполняли всяческие музыкальные идеи, он не всегда мог адекватно их воспроизвести на своем инструменте. Поэтому Мик принял появление Дэвида Байрона как подарок судьбы. Конечно же, приход такого опытного человека, имевшего к 1964 г. вполне солидный (по мнению начинающего Бокса) багаж записей и выступлений, мог принести неоценимую помощь группе. Мик тут же привлек Дэвида к сочинению и аранжировке новых песен для репертуара ансамбля.
Но не все получалось. Ни известность, ни успех не пришли. Больше всех переживал Мик. Он был готов удавиться, только кто-нибудь бы приметил «сталкеров». Ноль внимания со всех сторон. Бокс впадает в продолжительную депрессию и лишь в 1966 г. решает вновь вернуться к музыкальной деятельности. Старый приятель Дэвид Байрон протягивает ему руку помощи. Вместе ребята создают новый ансамбль — Spice («Грабитель»). Помимо них двоих в составе группы появляются ударник Эл Напьер и басист Пол Ньютон. Последний ради выступлений вместе с Боксом и Байроном покидает свою предыдущую группу the Gods («Боги» — не меньше, не больше), в которой, между прочим, рядом с ним играл Мик Тэйлор, взлетевший к вершинам мировой славы, удачно заменив в 1969 г. Брайана Джонса в составе легендарных Rolling Stones (а вместо Ньютона в the Gods приходит. Грег Лейк, будущий басист King Crimson и ELP).
В таком виде ансамбль Spice существует несколько лет. В самом конце 1969 г. вокруг музыкантов стал увиваться музыкальный коммерсант Джерри Брон. Он некоторое время приглядывался к ним, а в начале следующего года предложил свои услуги в качестве менеджера. Так возник Uriah Heep — «Юрай Хип». Название — имя собственное. Так именовался персонаж в романе Чарльза Диккенса «Дэвид Копперфильд». В русском переводе этого героя писали как Урия Гип. У Диккенса Урия — малоприметный человечек, вечно простирающий руки к собеседнику, постоянно готовый к самобичеванию, рассказывающий всем и каждому о своем низком положении, но всегда готовый на подлость и очень коварный.
Название ансамблю было подобрано не совсем с потолка. В тот год вся Англия отмечала юбилей Чарльза Диккенса. Везде было полно плакатов и афиш, связанных с именем великого писателя. Даже менеджер Spice не поленился пойти на фильм «Дэвид Копперфильд». По словам Мика Бокса после сеанса он ворвался в студию и с порога закричал: «Юрай Хип» — вот как будет называться ваш коллектив». Все музыканты повернули к нему головы и дружно сказали: «Нет! Ни в косм случае!». Но часто бывает так что вещь, которая не нравится с первого взгляда, через некоторое время начинает казаться все более привлекательной. Название «прилипло».
Пол Ньютон предложил музыкантам усилить оркестр вводом клавишника и, получив согласие, в феврале 1970 г. посоветовал своему другу Кену Хенсли заполнить вакансию. Uriah Heep превратился в квинтет.
Кен Хенсли (родился 24 августа 1945 г.) не сразу определил свои пристрастия в области клавишных инструментов. В юные годы он неплохо играл на гитаре и именно в качестве гитариста присоединился к своей первой группе — Kit & the Saracens, которая базировалась в английском городе Стевенайдж. Следующим «пунктом» на его пути к Uriah Heep был соул-бэнд Джимми Брауна — The Jimmy Brown Sound затем Кен Хенсли основал группу The Gods, уже знакомую нам, где басистом был Пол Ньютон. После распада «Богов» Кен играл в группе Клиффа Беннетта Toe Fat. В се составе он принимал участие в записи диска «Toe Fat». Таков был его послужной список до февраля 1970 г., когда музыкант получил приглашение присоединиться к Uriah Heep.
Деятельность ансамбля началась вполне обычно. Брон в поисках работы стучался во все двери, но поначалу кроме владельцев маленьких клубов и небольших концертных площадок никто на название Uriah Heep не «покупался». Однако довольно скоро — через пару месяцев — слух о новой интересной группе, играющей модный хард-рок в мощном ледзеппелиновско-дипперпловском ключе, распространился по всей Великобритании. Уже весной 1970 г. Uriah Heep появляется с концертами в крупных рок-центрах страны, привлекая большое количество поклонников. Незамедлительно заключается контракт с фирмой «Вертиго» на запись дебютной пластинки (Джерри Брон позже, в 1971 г. специально под Uriah Heep создаст собственную фирму грамзаписи — «Бронз»)
В кратчайшие сроки — за несколько недель, как было принято в то время, это уже в 1980-х гг. запись стала отнимать месяцы работы в студии — Uriah Heep записывает диск «Дешево, но сердито». В него вошли восемь песен, составлявшие на тот период основу репертуара молодой группы. Заявка была сделана в первую очередь на полистилистику, музыкальность и напор звуковой волны. Открывала диск знаменитая песня «Цыганка» — мощный хард-рок, попавший, что называется «в яблочко». Удивительная вещь, такое редко случается в рок-музыке, чтобы первая же песня на дебютной пластинке новой группы стала «классикой» стиля и визитной карточкой ансамбля на долгие годы. Но именно так случилось с Uriah Heep и его песней «Цыганка». Да, вы все наверняка помните ее, мелодия не может не крутиться в мозгу, это же песня на века! Кроме типичного хард-рока на первом диске можно было встретить и блюз, и джаз, и даже тихую, печальную песню антивоенного протеста «Уйди, Мелинда», которую «хипы» выудили из репертуара американского вокального ансамбля The Weavers. Рок-критики в унисон заявили, что все на диске «Дешево, но сердито» вторично, группа остановилась где-то на пол-пути между Led Zeppelin и Deep Purple и вообще эти имитаторы хард-рока должны быть преданы забвению. Но аудитория рассудила иначе. В мгновение ока пластинка стала бестселлером в Великобритании, затем в США и Европе, особенно в ФРГ. Этому в большой степени способствовала серия гастролей по многим странам, которую организовал предприимчивый Брон летом 1970 г. Кстати, в эти гастроли Uriah Heep отправился с новым ударником: Эл Напьер «потерялся» где-то в середине записи пластинки и дописывал ее с группой срочно вызванный на подмогу Найджел Олссон, который, впрочем, тоже не закрепился в составе. На смену ему взяли Кита Бейкера (экс-Bakerloo, The Joint, May Blitz).
Вполне возможно, что критики справедливо корили Uriah Heep за заимствования. Когда возникает новый музыкальный стиль и одна-две группы называются его основателями, трудно удержаться от того, чтобы не выискивать похожие музыкальные решения у их последователей. Но ведь эти знакомые решения могут оказаться просто отличительной чертой всего направления, а не плагиатом. Конечно, перед глазами авторов , «Дешево, но сердито» (а ими были в первую очередь неразлучные (пока) Бокс и Байрон) мысленно стояли образы Пейджа, Планта, Гловера и Пейса, однако то, мимо чего прошли тогда рок-журналисты, видно с расстояния сегодняшнего дня невооруженным глазом. Мелодичность композиций, настойчивое, кое-где даже насильственное включение органных тем, смягчали жесткий формат обычного хард-рока. Это кажется сегодня явным реверансом в сторону арт-рока, и место Uriah Heep представляется не между Led Zeppelin и Deep Purple, а между этими двумя составами с одной стороны и Genesis, King Crimson — с другой. Принципиально иная оценка творчества Uriah Heep, но: «большое видится на расстоянии».
Заявку на оригинальность и музыкальную зрелость участники Uriah Heep подтвердили своим вторым альбомом, появившимся через полгода после первого диска. И опять на нем первая песня — ну, прямо, шедевр. «Хищная птица» была выбрана для начала диска потому, что именно с нес Uriah Heep начинали свои концертные шоу. Она представляет как раз тяжелую сторону музыки группы и способна «завести» аудиторию. Особенно эффектно выглядел многоголосый хор, в котором один голос перекрывает собой другие на более высокой ноте. Этот прием на фоне стальных аккордов гитар принес Uriah Heep славу утонченного коллектива, тонко чувствующего музыкальную сторону «тяжелого» рока. Однако то были только цветочки. Почти вся вторая сторона «Солсбери» была отдана 16-минутной титульной композиции.
Необходимо отметить, что для исполнения этой песни к традиционному инструментарию рок-ансамбля были добавлены струнные и духовые инструменты из состава симфонического оркестра, а аранжировку делал профессиональный композитор Джон Фидди. Потоки потусторонне-космических звуков, с которых начинается это эпическое произведение, превращается постепенно в напоминающую стиль барокко тему, исполняемую на английских рожках и флейтах вокруг вокала Дэвида Байрона. Постепенно орган и за ним весь оркестр начинают властно вторгаться в музыкальную структуру «Солсбери». Вокал незаметно передает эстафету органному соло, которое подхватывает мощный бас Пола Ньютона. Затем новое изменение характера музыки — гитарные соло Мика Бокса. Потом возвращаются начальные аккорды и наступает время кульминационной части, завершающейся мягкими басовыми линиями.
Сегодня трудно поверить, что тогда, в 1971 г. эта песня вызвала ярость британских рок-критиков. «Ненужные заумствования», «неоправданная сложность», а самое пожалуй, обидное обвинение в попытке плагиата. Дело в том, что незадолго до «Солсбери» клавишник Deep Purple Жон Лорд написал «Концерт для симфонического оркестра и рок-группы», который критика бурно превозносила, стремясь, видимо, доказать, что рок-музыка ничуть не уступает другим видам музыкального искусства. «Солсбери» заклеймили как подражание. Но знаменательно другое: диск Uriah Heep продавался в количествах, достойных бестселлера, пластинка же Deep Purple не нашла своего массового слушателя, «Солсбери» и в начале 1990-х гг. помнят, любят и покупают, «Концерт» Deep Purple прочно забыт.
В связи с общим характером музыки Uriah Heep, которая изначально являла собой мягкий и тихий вариант хард-рока, вплетение звучания симфонического инструментария в ткань произведения не выглядело каким-то механическим сочетанием «железа и дерева». Мощным инструментом, перебрасывающим мостик между стилями, стал орган, который в напряженные мгновения даже перехватывал партию у бас-гитары в основополагающем хар-дроковом элементе — риффе, который должен был бы для создания субъективного эффекта тяжести исполняться в унисон на басу и гитаре. Эта замена баса на орган придавала риффам Uriah Heep деликатный характер. К тому же, в дополнение к сказанному стоит заметить, что отход от канонов «тяжелого рока» можно заметить и в других композициях «Солсбери». «Леди в черном» вообще фолкроковая баллада в духе городского романса, а «Парк» по сути дела поэма, которую сочинил Кен Хенсли за год до выхода диска.
Все это подтверждает суждение о том, что Uriah Hcep был в какие-то моменты намного ближе к арт-року, чем к харду. Этот крен начисто отсутствовал в работах, скажем, Deep Purple.
Вторая пластинка Uriah Heep показала, что в самом коллективе есть некоторые «подводные течения», и расстановка сил в нем меняется. Тандем Бокс/Байрон, который воздал концепцию этой группы, постепенно стал сдавать свои лидирующие позиции энергичному Кену Хенсли. Если на «Дешево, но сердито» фамилии Хенсли вообще нет в списке авторов (он пришел в группу с уже сложившимся репертуаром), а Бокс с Байроном сочинили пять песен из восьми, то на «Солсбери» Кен Хенсли не участвовал в написании только одной песни, а три из шести композиций сочинил единолично. Следствием этого стало именно то приближение к арт-року, о котором я говорил выше. Ведь Бокс, а особенно Байрон с его манерой кричащего вокала, были основными апологетами хард-направления в репертуаре группы, в то время как Хенсли отличался приверженностью к лирике и мягкому музицированию.
Поклонникам рока пришелся по душе второй диск идущей в гору группы. За короткое время он стал хитом в Великобритании, Европе и Америке, где только и разговоров о нем было в первые три месяца 1971 г. Усилить воздействие пластинки менеджер Брон решил за счет беспрерывных гастролей. Особенно успешно выступления Uriah Heep прошли в Швейцарии, Швеции и Бельгии, а в апреле не менее успешно Uriah Неер выступает в США.
По ходу дела выясняется, что у Кена Хенсли в загашнике имелось еще немало творческих идей. Уже к июлю 1971 г. Uriah Неер записывает свой третий диск «Посмотри на себя», на обложке которого эффектно расположено. зеркало. От былого мощного дуэта авторов Бокс/Байрон остается лишь одна песня «Машина любви», да и та написанная в соавторстве с Хенсли. Кен начинает безраздельно властвовать в коллективе. Это приводит к тому, что третий диск по «тяжести» напрочь уступает первым двум. Что касается успеха у публики, то он превзошел все ожидания. Uriah Heep твердо завоевывает репутацию одной из самых популярных групп современности.
«Посмотри на себя» замечателен прежде всего тем, что на нем записана вершина творчества Uriah Heep — песня «Июльское утро». Музыкальный критик Дмитрий Ухов в первую очередь превозносит композиторский талант и мастерство Кена Хенсли, отмечая его «умение постепенно и даже незаметно перейти от лирики к драматизму». Действительно, «Июльское утро» насыщено драматическими моментами, заставляющими дрожью отзываться голос вокалиста. Для рок-музыки, в общем-то бедной на сложные чувства, привыкшей оперировать телесными категориями ритма, танца и любви, каждое подобное обращение к предмету настоящего Искусства знаменательно. А «как свежо в свое время звучал финальный дуэт органа старой модели «Б-3» Кена Хенсли и синтезатор «Муг», на котором священнодействовал специально приглашенный для этой цели Манфрсд Мэнн», подмечает тот же Ухов. Вполне возможно, что без Манфрсда Мэнна и его синтезатора, который тогда был еще новым изобретением и далеко не все группы могли позволить себе его приобретение, «Июльское утро» не досчиталось бы нескольких чарующих красок в своей поразительной палитре. Однако есть в песне нечто, позволяющее исполнять се с равным успехом на любых инструментах — яркая, запоминающаяся мелодия.
Остальные песни на диске «Посмотри на себя» уступали «Июльскому утру», а некоторые просто казались проходными. Пожалуй, только заглавная песня, вышедшая раньше диска в виде сингла и успевшая стать международным хитом, могла бы претендовать на «классичность». В этой песне особенно примечательна перкуссия, за которую отвечали три музыканта из группы Osibisa — Тедди, Мэк и Лофти (принятое Манфредом Мэнном и членами Osibisa приглашение помочь в записи диска Uriah Heeр само по себе говорит о той известности, которой к тому моменту уже обладали английские хард-рокеры).
Для рок-фэнов по обе стороны океана 1971 год начался и закончился под влиянием таланта Uriah Heep. Вновь, теперь уже последние три месяца этого года диск «Посмотри на себя» доминировал в списках популярности многих стран. Это выглядело в какой-то степени даже парадоксально, поскольку этот диск, в отличие от «Солсбери», сбалансированностью не отличался, и к великолепным песням оказались привязаны по-настоящему посредственные композиции. Вероятно удачные композиции Uriah Нeeр в глазах поклонников заметно перевешивали по «удельному весу» серый материал, хотя последний мог и преобладать количественно.
С середины 1971 г. у Uriah Нeeр начались проблемы с составом. Первым ушел ударник Кит Бейкер (он, кажется, вообще перестал выступать) и пластинку «Посмотри на себя» дописывали сессионные барабанщики, среди которых чаще всего называется Иэн Кларк. Вскоре ритм-секция ансамбля разваливается окончательно: объявляет об уходе прямо посреди американского турне басист Пол Ньютон. Срочную замену ему находят в лице известного музыканта Марка Кларка. Он начинал свою карьеру в конце 1960-х гг. в группе The Downbeats, затем переехал в Португалию, где играл в ведущей команде страны The Pops. Вернувшись в Ливерпуль Марк Кларк попадает в ансамбль St. James Infirmary, а затем, в августе 1970 г. принимает приглашение Жона Хайсмана выступать в составе его группы Colosseum. Немедленно после распада последней он присоединяется к Uriah Heep, но не на долго. Содружество Кларка с Хенсли и Бокс/Байроном не состоялось: спустя всего несколько месяцев постоянных гастролей он возвращается к Хайсману в его новую группу Tempest (позже Марк появится в группах Natural Gas и Rainbow). Так неудачно заканчивается первая попытка приглашения в состав группы известного профессионального музыканта. А жаль — возможно, что Кларк, надышавшийся в Colosseum воздухом свободной импровизации в духе джаз-рока, мог добавить новую направленность в песни Uriah Нeeр.
К началу 1972 г. состав Uriah Heep наконец стабилизируется. Новыми участниками объявляются Гари Тэйн (бас-гитара, экс-Keef Hartley Band) и Ли Керслейк (ударные). Ли был старым другом Кена Хенсли, вместе они играли в The Gods, Toe Fat. После присоединения Хенсли к Uriah Heep Керслейк выступал с ансамблем National Head Band. Он с радостью принял приглашение Кена. В таком виде — Бокс, Байрон, Хенсли, Тэйн и Керслсйк — Uriah Heep просуществовал три года и выпустил за это время пять дисков.
Уже в марте 1972 г. музыканты отправляются в студию и спустя три месяца на прилавках магазинов появляется очередной опус Uriah Heep «Демоны и чародеи». Еще через полгода, в последний месяц 1972 г. выходит «День рождения волшебника». Эти произведения окончательно закрепляют за ансамблем статус «суперзвезды». И в Великобритании, и в США оба они становятся «золотыми», а песни «Легкая жизнь», «Милая Лоррейн» и «Слепой глаз» уверенно вторгаются в хит-парады.
Пожалуй, именно на этих двух дисках музыкантам из Uriah Heep удалось воплотить в жизнь все свои творческие устремления, создав цельные произведения без провалов и досадных проходных песен. С другой стороны, ничего подобного по силе музыкального воздействия «Июльскому утру» или «Солсбери» на пластинках не появилось. Мелодизм, драматизм, лирика и напор хард-рока щедро были разбросаны по всем 17 песням, вошедшим в «Демоны и чародеи» и «День рождения волшебника». Как всегда, были тут мощные драйвовые вещи («Легкая жизнь») и песни, полные лирики, но овеянные динамизмом тяжелого стиля («Путешественник во времени») и уж совсем, казалось бы, из другой оперы, но без тени сомнения ставшие неотъемлемыми «юрайхиповскими» номерами, хотя корни их отыскиваются в иных музыкальных стилях (типичный кантри-рок «Милая Лоррейн», фолк-буговая «Чародей»).
Даже судя по названиям альбомов, а также содержащихся на них песен — «Чародей», «Радужный демон», «Рай», «Чары», «Женщина-паук», «Сказки», можно почувствовать, что тематика работ Uriah Heep претерпела некоторые изменения и явно склонилась к мистико-ска-зочному содержанию. В те годы подобная тематика входила в моду. Мистический антураж сопутствовал многим ансамблям хард-рока. К примеру, Black Sabbath постарались убедить своих поклонников, что являются приверженцами сатанизма и черной магии, их вариант гнетущего, состоящего из навязчивых ходов хард-рока так и окрестили «чернушным». В обществе усиленно мусировались слухи о том, что гитарист Led Zeppelin Джимми Пейдж продал душу дьяволу, в связи с чем купил дом знаменитого английского чернокнижника Алистера Кроули и переселился в него. И тому подобное. В связи с этим антуражем вокруг звезд хард-рока «Московский комсомолец» писал о Uriah Heep: «По песням «Урия Хип» начинают путешествовать злодеи, колдуны, мертвецы и прочий бред из области черной магии, который перемешивается с сексуальной любовной лирикой. Тексты композиций. как бы утверждают бессмысленность существования человека в капиталистическом мире.»
В те застойные годы только так и можно было писать о рок-музыке. Сегодня же стоит переосмыслить раз данную оценку «демонических трудов» Uriah Heep.
Не сложно заметить, что заложенные в них идеи в корне отличаются от сатанинского подтекста некоторых хард-роковых групп начала 1970-х гг. Ни в текстах, ни в музыке авторы Uriah Heep не следует идеалам «готического романа» или более современного «поп-мистицизма». Обращение к теме колдовства есть для них лишь средство попасть в удивительный мир фантазии, в мир волшебства («Чудомир», так кстати, назывался восьмой диск Uriah Heep). Этот мир навеян, скорее, образами произведений Дж.Р.Толкиена или Мэри Стюарт, чем Стивена Кинга или Х.П.Лавкрафта. Мертвецы-зомби, вампиры или оборотни далеко не так вольготно себя в нем чувствуют, как это могло бы показаться со слов нашего журналиста. Здесь всем заправляют сподвижники Мерлина. Несмотря на то, что ансамбль носит имя злодея, сказка, которую он решается рассказать, оказывается доброй и с философским подтекстом. К этому, кстати, подталкивала и выбранная манера музицирования: мягкий хард-рок, близкий по духу тому «лубочному» арт-року, что исполнял в те годы Genesis. Там, правда, было больше Льюиса Кэррола, чем Толкиена.
Как можно передать современному читателю степень влияния Uriah Heep на английскую молодежь в 1972/1973 гг.? Дикий ажиотаж всякий раз, когда ансамбль показывался в родных пенатах, битком набитые залы и стадионы. Даже концертный альбом Uriah Heep, появившийся на прилавках в мае 1973 г. разошелся тиражом в три миллиона экземпляров — и это при том, что концертные диски, как правило, не пользуются большой популярностью у фэнов.
Наконец-то ансамбль заметила и рок-пресса: да, писали в те дни газеты, Uriah Heep пользуется некоторой популярностью, музыка группы, правда, не отличается свежестью, но все же, раз нравится — пускай себе, развлекаются. В таланте Uriah Heep отказывалось по-прежнему.
Ощущая мощную поддержку слушателей, коллектив почувствовал себя уверенно. Кен Хенсли решил, что теперь ему позволено все и записал сольный диск «Гордые слова на пыльной полке». Уже только по составу участников этой записи — Кен Хенсли (гитара, клавишные, вокал), Гари Тэйн (бас), Ли Керслейк (ударные), Дэйв Пол (бас) — можно было ожидать результат: соло-альбом Кена Хенсли смело можно причислять к дискам Uriah Heep, просто из-под пера лидера коллектива выходило больше песен, чем могли вместить пластинки самой группы. Его творческий портфель оказался вновь переполнен к 1975 г., и Кен Хенсли «выдал на гора» еще один сольник «Стремящийся к удовлетворению», который вновь звучал как если бы был записан Uriah Heep. Единственное отличие: сольники Хенсли в целом выглядели «полегче», чем работы группы.
Концертный диск Uriah Heep, который был записан в январе 1973 г., а вышел, как уже отмечалось, в мае, ознаменовал собой высшую точку в карьере группы. Всего три года понадобилось музыкантам, чтобы достигнуть «пика формы». Бывает, к сожалению, что ее достигают лишь раз в жизни. Со второй половины 1973 г. медленно, но верно Uriah Heep начинает откат назад.
Не случится больше суперпластинок или суперхитов, не будет больше триумфальных турне по всему миру. Нет, не то, чтобы у «хипов» все расстроилось окончательно, нет. Будут и успешные диски, и пара незначительных хитов, вся гастрольная деятельность пройдет без срывов и залы на концерты Uriah Heep будут всегда заполняться — что до коммерческого успеха, то он не оставит группу. Но удивить и завлечь слушателя чем-то новым группе окажется не под силу. Фанаты будут собираться, чтобы послушать старый репертуар, а «хипам» придется в начале 1990-х гг. по-прежнему исполнять на концертах «Июльское утро», «Цыганку», «Легкую жизнь» и т.д. Это ли не подтверждение собственного бессилия создать что-либо значимое!
Уже к концу 1973 г. в деятельности группы стали проявляться кризисные явления. Кен Хенсли ощутил, что движение вперед приостанавливается, но ничего поделать не мог, ибо к тому времени был твердо главной творческой силой, «подмявшей» под себя остальных музыкантов и рассчитывать ему было не на кого. Дэвид Байрон выдыхался, постоянные гастроли сыграли плохую шутку с его голосом, который заметно потускнел. Все труднее стало певцу свободно переходить в эффектно-напряженный высокий регистр, что было его излюбленным приемом. Свой отпечаток наложила и алкогольная проблема: Байрон пил, бывало, запоем.
В самом коллективе стала ощущаться предгрозовая обстановка: тучи сгущались и вот-вот должен был грянуть гром. Лучше всех это понимал Джерри Брон, который знал, что в группу срочно надо было вливать «свежую кровь». Но делать это насильно он пока не желал.
«Сладкая свобода» появилась в сентябре 1973 г., в июне следующего вышел диск «Чудо мир». Эти два произведения не оставили заметного следа в биографии Uriah Heep и не принесли им больших дивидендов. «Сладкая свобода» прошла почти незаметно: ни одного хита. «Чудомир» был чуточку интересней, можно выделить заглавную песню, композицию «Сны». И вес, пожалуй. Большее, что удалось сделать музыкантам за 1974 г. — это поддержать свое реноме. Подъема уже не ощущалось. А тут еще несчастье с Тэйном.
Во время американского турне, на концерте в Далласе, басист, запутавшись в проводах, получает почти смертельный удар током. Со сцены его уносят на носилках, и «скорая помощь» отвозит Тэйна в госпиталь. В группу он вскоре возвращается, но прежней уверенности в нем нет: упадок сил, плохая работоспособность. Некоторое время Тэйн пытается сопротивляться обстоятельствам, но все более теряет нити, связывающие его с другими участниками Uriah Heep. Характер его окончательно портится, и Гари вступает в неприкрытую ссору с Джерри Броном. Он требует особых выплат за ущерб, нанесенный его здоровью электрошоком. Ему платят, но он считает, что этого мало. В итоге его физическое и моральное состояние сделало дальнейшую совместную работу с Uriah Heep невозможной, и в феврале 1975 г. Гари Тэйн оказался вынужден покинуть группу. И Брон, и Хенсли в один голос отрицают обвинение в том, что они просто-напросто указали ему на дверь.
Решительный шаг басиста не принес ему пользы. 19 марта 1976 г. он утонул в ванне своего дома в районе Норвуд Грин. При вскрытии у него в желудке обнаружили таблетки, и до сих пор не ясно, был ли то несчастный случай или самоубийство.
История с Тэйном, такая печальная в своей концовке, сама собой разрешила долго мучивший Джерри Брона вопрос о вливании «свежей крови». Встала проблема поисков замены ушедшему музыканту. И тут менеджер проявил свои лучшие качества: в его сетях «запутался» один из самых знаменитых басистое тех лет — Джон Уэттон. Говорят, что ему за переход в Uriah Heep Брон заплатил огромную сумму денег, которая осталась в секрете, однако никто не подтвердил эти слухи. Правда, их никто и не опроверг.
Джон Уэттон не интересовался музыкой до двенадцати лет, пока его семья не переехала из Дерби в Бурнемаут. Там в 1962 г. он впервые присоединился к школьному ансамблю и с тех пор не оставлял музыкальных занятий. Еще в колледже он повстречал некоего Роберта Фрип-па, с которым подружился. Несколько лет Джон колесил по Великобритании и странам Европы в поисках творческой работы, выступая с самыми разными музыкальными коллективами, пока, наконец, не присоединился к рок-группе Mogul Thrash. Записав с ней диск, Уэттон покидает родину ради солнечной Калифорнии, но не задерживается надолго. Не найдя там интереса к собственной персоне, он возвращается в мае 1971 г. в Великобританию, где получает приглашение в группу Family. Почти полтора года, проведенные Уэттоном в этой команде, создали ему репутацию первоклассного басиста. В таком положении его нашел после долгой разлуки Роберт Фрипп, который появился в самый нужный момент: когда распалась Family. Так Уэттон оказался в группе Фриппа King Crimson, занимавшей не последние позиции в арт-роке. Именно в этом неординарном коллективе он добился всеобщего признания и международной известности. Непосредственно перед приходом в Uriah Heep Джон Уэттон выступал с группой Roxy Music, куда попал после развала King Crimson.
Для большинства в то время выбор Джона Уэттона показался совершенно удивительным и неожиданным, чисто регрессивным. С расстояния сегодняшнего дня можно отмстить, что приход Уэттона в Uriah Heep оказался первым шагом к будущему проекту под названием Asia, где ему никто не будет мешать играть возлслсянный им коммерческий хард-рок. Но это случится позже. Сам Уэттон говорил, что просто устал тогда от музыкальных сложностей King Crimson и хотел бы поиграть более примитивную, но одновременно более занимательную музыку.
С Джоном Уэттоном Uriah Неср записала два лонгплея — «Возвращение к фантазии» и «Высокий и могущественный». Уже первый из них показал, что новый басист не будет статистом, и хотя он не участвовал в написании песен к пластинке, его манера игры внесла особый привкус мощи и низкочастотной «тяжести» в музыку группы. Обе пластинки, записанные с Уэттоном, оказались наиболее «хардовыми» произведениями Uriah Heep на то время. Вновь кое-где бас возвращается на свое привычное место в тяжелогитарном риффе, клавишные не столь сильно давят на другие инструменты: монополия Кена Хенсли оказывается под угрозой.
Интересно, что «Высокий и могущественный» почти полностью сочинен Кеном. Лишь песни «Плач в тишине» и «Следы на снегу» написаны в соавторстве с Уэттоном. И несмотря на это влияние молодого басиста на общую направленность музыки росло день ото дня!
В то же время общее потяжеление «саунда», новые идеи Джона Уэттона и пару удачных песен, ставших хитами (например, заглавная с «Возвращения к фантазии») не могли исправить общее впечатление от состояния ансамбля в глазах критики. Действительно, и Ксрслсйк, и Бокс играли словно механически. На «Высоком и могущественном» Мик едва шевелил пальцами, а эффектный прием хард-рока фидбэк исполнялся им так, словно гитарист еще только учился в музыкальной школе.
Пресса вновь обрушилась на Uriah Heep. Журналисты английского еженедельника «Мелоди мейкер» язвительно сообщали, что ансамбль привычно преуспел в создании своего «псевдо-симфоничсского хсви метал и тем самым деградировал окончательно». Особенно много издевательств вызвала песня «Вы не сможете заставить замолчать хорошую группу». По сути эта песня Uriah Неер была гимном себе. В ней пелось о том, какая великая группа Uriah Heep и как не правы люди, которые се критикуют. «Вы не сможете нас остановить, ведь мы — учреждение». Как верно! Группы, подобные Uriah Heep давно уже превратились в подобие учреждений с десятками человек на службе, с безостановочной жизнедеятельностью, с прочным «каменным» фундаментом из денежных купюр. Причем писались эти строки к песне Uriah Неср в то время, когда голову поднимал британский панк-рок, а он означал бунт, восстание, неповиновение молодежи. Он возрождал стихию истинного рок-н-ролла. В воздухе уже запахло свежестью. Понятно, что в тот момент заявление Uriah Неер выглядело более чем некстати. Для тех, кто делал панк-революцию арт-рок, хард-рок и другая «серьезная» рок-музыка была уже вчерашним днем.
Музыканты из Uriah Heep не могли не ощущать перемену климата. Тем более, что между ними уже не было прежнего согласия. Скандал разрозился, если смотреть со стороны, неожиданно. Но вот, что, например, говорит более сведущий человек — Джон Уэттон: «Мне группа сразу показалась безжизненной. Не было огонька, чувствовалось напряжение в отношениях. Особенно сложно было с Байроном. Постоянные гастроли плохо сказались на его голосе. Каждый вечер он орал, простите, на пределе — за пять лет связки подсели. Ему надо было дать отдых — месяцев шесть разговаривать только шепотом и жить где-нибудь на Багамах — я ему это говорил, но команда (учреждение с безостановочным циклом! — А.К.) не захотела взять каникулы. Постепенно всю вину за промахи стали валить на него, все ополчились против Байрона.»
В июне 1976 г. Байрона выгнали из Uriah Heep на общем собрании коллектива, заседавшем в его отсутствии. Джерри Брон выступил с заявлением для средств массовой информации: «На протяжении некоторого времени между Дэвидом Байроном и остальными участниками группы отмечалось разногласие по вопросам деятельности Uriah Heep. Особенно отношения обострились после весенне-летних гастролей в Европе и Великобритании. Далее терпеть такое положение представлялось невозможным» (отметьте, сколь серьезен стиль документа!). Ли Керслейк не скрывал радости, направо и налево подчеркивая: «Не Байрон оставил нас, а мы его выгнали». Но катаклизм, как показал дальнейший ход событий, только начинался.
Месяц спустя о выходе из Uriah Heep заявляет Джон Уэттон. Такой поворот оказался неожиданным и для самих «хипов» тоже. Растерянный Брон говорил журналистам: «это было как гром среди ясного неба». В то же время Уэттон был до предела откровенен и тактичен: «Я не подхожу Uriah Heep — но я отнюдь не сожалею, что провел с ней 18 месяцев. Я почувствовал, что начинаю уводить коллектив в сторону, изменять его «саунд» согласно моим вкусам, а такую ответственность за чужой коллектив я брать на себя не намерен. Трое оставшихся музыкантов скоро вернутся к слушателю в обновленной группе, чего они не могли бы сделать, останься я с ними». С той же прямотой Джон заявил об упадке, который переживает ансамбль: мало энтузиазма, один Хенсли еще кое-как хорохорится, но диски Uriah Heep становятся словно его сольники — все пишется им. Выступления проходят кисло, запись в студии не приносит радости, группа стала прогнозируема в своем подходе к музыке и наметилась очередная стагнация. Разочарованный Уэттон присоединяется к соло-группе Брайана Ферри (экс-Roxy Music), затем создает группу UK и в конце концов оказывается в Asia.
Нового басиста для Uriah Heep нашли быстро. Им стал Тревор Болдер, выступавший перед тем с группой Spiders From Mars, а до того с Миком Ронсоном и еще раньше с Дэвидом Боуи. Что касается нового вокалиста, то поиски его шли долго, и даже когда нашли подходящую кандидатуру, пришлось ждать истечения контракта Джона Лаутона с предыдущей группой Lucifer’s Friend. «Конечно, признался Кен Хенсли журналистам, есть более громкие имена, но как только мы услышали его голос, то поняли, что нашли человека, который нам нужен.»
Первым делом новый состав отправился в студию (благо Хенсли уже написал очередные семь песен) и записал новый диск «Светлячок», после чего отправился в отложенное из-за происшедших событий американское турне. 8 декабря 1976 г. Uriah Heep дали первый концерт в новой инкарнации. Самое интересное, что аудитория фанатела! Все турне прошло «на ура», также коллектив принимали в других странах. Uriah Heep бьет наверняка: исполняется вес тот же старый репертуар («Июльское утро», «Цыганка» и т.д.) плюс три (всего три!) вещи с нового диска «Светлячок». Любопытная деталь: ставка на давно написанные номера приносит группе постоянные дивиденды: переизданная в 1977 г. песня Леди в черном» была продана за три недели в количестве 200.000 экземпляров!
Это постоянство репертуара нравится поклонникам, и, как всегда, бесит критиков. «Выискивая блох», они отмечают, что хоть вокал у Лауутона хорош, а крутит микрофон и падает на колени он вполне профессионально, но на фронтмена пока не вытягивает: нет убедительной силы >браза лидера коллектива.
С Лаутоном Uriah Heep записала еще два диска: «Невинная жертва» и «Падший ангел». Ни единой новой мысли в этих произведениях группа высказано не было. Рок-пресса, в какой-то мере барометр погоды в мире рока, стала терять к ансамблю всякий интерес. Продажа новых дисков в отличие от старых шла крайне вяло по обе стороны Атлантики. Деловые люди, связанные с шоу-бизнесом, все реже и реже вспоминали о существовании такой группы как Uriah Heep. Пожалуй, единственные, кто хоть что-то выиграл на этом ансамбле, были импрессарио. Концерты Uriah Heep проходили при полных залах и по-прежнему публика была в восторге. Этому во многом способствовала дальновидная гастрольная политика мснсджсмснта. Uriah Heep совершала концертные турне по многим странам мира, в том числе таким экзотическим для рока, как Индонезия, Китай, Япония, нигде подолгу не задерживаясь. Концерты в «рок-державах» (США, Великобритания, ФРГ) давались крайне дозирован-но. Например, на родине Uriah Нeeр не появлялся два года — с 1977 по 1979 гг. Это способствовало поддержанию зрительского интереса к группе, у котором, несмотря ни на что было большое количество поклонников.
Свежие силы в лице Лаутона и Болдера не смогли вытянуть коллектив из периода стагнации. Пожалуй, только «Светлячок» заслуживал право считаться в ряду удачных работ группы. К тому же Лаутон просто не смог прижиться в группе. Это привело к очередному взрыву, и в августе 1979 г. в точности повторилась история с Байроном: на общем собрании коллектива решилась судьба певца. Естественно не в его пользу. Лаутона выгоняют, а вокальные партии, которые они уже начали записывать к новому диску, решают переписать заново. Для этой цели обращаются к вокалисту группы Lone Star Джону Сломану, который вскоре становится членом Uriah Heep.
Внутреннее напряжение этим шагом снять не удалось. По-прежнему многое не ладится. И тогда сразу двое музыкантов, которые на протяжении ряда лет считались основной силой Uriah Heep покидают коллектив. Сначала Ли Керслейк крупно ссорится с Джерри Проном и заявляет, что после слов менеджера «Я тебя увольняю» не может оставаться с ним под одной крышей, а затем Кен Хенсли, видимо, исчерпав весь запас душевных и физических сил, поняв, что ему в очередной раз предстоит перекройка состава и очередные попытки вытянуть коллектив «за уши», оставляет Uriah Heep ради сольного проекта и новой группы: Shotgun. То, что записанный перед самыми событиями диск «Завоевание» приносит успех и по сей день считается лучшим альбомом Uriah Heep со времен «Дня рождения волшебника») никого остановить уже не может, Впрочем, Ли Керслейк получил сразу же заманчивое приглашение от Оззи Осборна и занялся записью его диска Blizzard Of Ozz.
Латая дыры, Брон и Мик Бокс приглашают поиграть на их стороне известного ударника Криса Слейда (экс-Manfred Mann’s Earth Band) и клавишника Грега Дечерта (экс-Pulsar). Безостановочный процесс жизнедеятельности Uriah Heep не прекращался «при любой погоде»: уже в феврале 1980 г. группа отправляется в очередные гастроли, прихватив с собой модную девичью хеви-группу Girlschool (которая в то время кстати, писалась еще в два слова — Girls School).
Любители музыки удивлены донельзя: после ухода Лаутона, Керслейка и Хенсли Uriah Heep успели уже похоронить. Ан, нет, жив, Курилка! Вновь гастроли группы проходят «на ура». Публике больше всего нравится Сломан с его завидным имиджем — нечто среднее между Робертом Плантом и Дэвидом Ли Ротом. Поклонники Uriah Heep приободряются. Мик Бокс в противоположность мрачнеет с каждым днем.
Он один остался с «золотых времен» группы. Кроме Тревора Болдсра все остальные — «зеленая» молодежь. Они исполняют чужие вещи, вполне профессионально, разумеется, но от этого не легче. Не хватает сопричастности творчества, нет и намека на движение вперед. Мик держится, скрипя сердце, еще некоторое время, но как только Тревор объявляет о своем решении поиграть с другой группой (Wishbone Ash), лидер Uriah Heep своей волей прекращает существование группы. Крис Слэйд переходит в состав Гари Нюмена, а Сломан вскоре появляется у Гари Мура.
Мик Бокс поначалу думал стартовать заново: собрать новый коллектив, подыскать ему название. Однако старый «кореш» Ли Керслейк, освободившийся после записи диска с «ужасным Оззи», предлагает ему сохранить Uriah Heep. В качестве аргумента «за» подобное решение Ли предлагает себя на место ударника. К оживлению Uriah Heep призывают и тысячи писем, которые по собственному признанию Бокса он получал от поклонников таланта «хипов» в самый критический момент истории группы. Что ж, это было участие, от которого нельзя было просто так отмахнуться. И Мик решился на вторую попытку.
Вместе с собой Керслейк привел басиста группы Оззи Осборна Боба Дэйсли. Через некоторое время певец группы Trapeze Пит Гоалби принял предложение и занял вакантное место фронтмена. Последним участником стал клавишник Джон Синклер (Heavy Metal Kids). Этот состав вновь начинает гастролировать к ностальгической радости среднего поколения. Вскоре появляется и пластинка — «Абоминог», в которой больше, чем было раньше, простых и жестких хард-роковых решений. Нет Хенсли — а кроме него сгладить острые углы и прибавить симфонической окраски некому.
Боб Дэйсли в начале 1982 г. возвращается к Оззи Осборну: свое дело он сделал. Из Wishbone Ash появляется «блудный сын» Тревор Болдер, почувствовав, что не все еще потеряно в Uriah Heep. Но он ничем особым помочь не может: новый диск группы «Головой в пекло» не привлекает внимания прессы и фэнов, и руководство фирмы «Бронз» (созданной, как мы помним, специально для пропаганды творений Uriah Неeр) решает расстаться с коллективом. Контракт расторгнут. Никто даже не вспомнил, что Uriah Heep приносила фирме в годы своего расцвета невиданные прибыли.
Но существование ансамбля продолжается. По-прежнему так же как и раньше, Uriah Heep выступает где придется: лишь бы приглашали. Они не гнушаются любыми условиями (в том числе им довелось испытать наихудшее, что может быть в гастрольной жизни в финансовом отношении — концерты в Москве). В конце 1984 г. они подписывают контракт с фирмой CBS, но ненадолго. Лонгплей «Экватор» снова не приносит ни малейшего успеха и Uriah Heep опять оказывается бездомным. Гоалби и Синклер покидают эту «гробницу мумифицированных фараонов» и Мик Бокс находит новые жертвы: бывших участников группы Grand Prix певца Берни Шоу и клавишника Фила Ланзона.
Двадцать лет после своего основания Uriah Heep все так же играют на концертах «Июльское утро», «Цыганка», ну, вы знаете и т.д. Основная дискография последних лет ограничивается концертными записями и компиляциями известных номеров: «Концерт в Москве», «Концерт в Европе», «Все еще натсжслс, все еще горды собой» (сборник старых вещей), «Два десятилетия в рок-музыке» (сборник старых вещей) и т.п. Честно говоря, наблюдать за ними стало не интересно. Если бы «Июльское утро» перепел бы какой-нибудь другой ансамбль, еще можно было бы надеяться на новое прочтение, а так. и до старого не всегда дотягивает. Поэтому еще пару лет назад я был вполне уверен: из рок-музыки «хипам» нужно было уходить в расцвете сил, как The Beatles. Этим вполне можно было обеспечить себе бессмертную славу.
Но вот 1989 г. принес диск «Гневное молчание». Пластинка заставила насторожиться: в музыке появились новые нотки уверенности в себе. Многое в нем отдавало коммерцией, но чувствовалась попытка отойти от поднадоевшего имиджа, создать что-то собственное, присущее именно этому составу. Звук диска нельзя назвать типично американским (за последние годы выработался некий стандарт американизированной коммерческой хард-рок музыки), но и от британского «саунда» Uriah Heep отошел.
Прошло два года и следующий диск группы — «Иной мир» принес с собой новые надежды. Работа Мика Бокса на его инструменте выглядит здесь как никогда мощно, отменно звучит голос Шоу. Прекрасна продю-серская работа, которую на сей раз выполнял Тревор Болдср, она помогла продемонстрировать на альбоме все возможности вокала молодого певца. Вообще Болдер постарался: записал диск великолепно. Несколько песен, а особенно «Кровь на камне» кажутся столь свежими и могуче сотканными из звуковой палитры, что впору задаться вопросом: «Uriah Неер возвращаются?»
После того, как пути-дороги Дэвида Байрона и возлелеявшей его группы Uriah Heep разошлись навсегда, певец начал думать об открытии собственного «дела». Этому способствовал его приятель Джефф Бриттон, музыкант, игравший в свое время на барабанах в группе бывшего «битла» Пола Маккартни the Wings. В 1974 г. он ушел из этой группы, и выступал не часто, все свободное время посвятив занятиям каратэ. Прослышав о трудностях, с которыми столкнулся Байрон, Бриттон позвонил ему и предложил свои услуги, тем более, что он в свое время проходил прослушивание в Uriah Heep. Вскоре рядом с Байроном появилась еще одна знаменитая личность: Клем Клемпсон, гитарист таких известных групп, как Humble Pie и Colosseum. Возник предмет для разговора: созревала группа. Когда Клемпсон привел с собой клавишника Дэймона Батчера, а Бриттон — басиста Вилли Бэта, подумали о названии. Вышло: Rough Diamond (Необработанный бриллиант).
Ансамбль немедленно окрестили группой неудачников. Журналисты таким образом ловко обыграли то, что Байрона выгнали из Uriah Heep, Бриттона — из The Wings, а Клемпсо-на ниоткуда не выгнали, но он сломал руку и с трудом возвращался к активной исполнительской деятельности. Однако первые концерты доказали, что коллектив способен на нечто большее, чем ожидали рок-фэны. Голос Байрона звучал по-новому (отдохнул?), он приобрел новые краски и нюансы. В репертуаре группы были разнообразные произведения: блюз «Напуганный», кантри/песня «В поисках тебя», баллада «Морская песня». Но все же основу составляла громкая, тяжелогитарная музыка — буги, подобное тому, что прославило американскую группу Lynyrd Skynyrd.
К сожалению, дальше надежд дело не пошло. Диск «Необработанный бриллиант», который вышел в апреле 1977 г., оказался плохо спродюсирован и потерял многое из того, что отличало группу на концертах. В итоге один критик из «Мелоди мейкер» сравнил внимание творчеству Rough Diamond обедом в привокзальном ресторане: живот набит, а во рту вкуса не осталось. В общем, супергруппы не получилось. Денег заработали мало, начались проблемы с ме-неджементом и фирмой грамзаписи. В итоге в октябре 1977 г. Байрон ушел из Rough Diamond. Вскоре ансамбль прекратил свое существование. Байрон же создал еще два сольных альбома: «Ребенок лицом к лицу с убийцей» (1978), «Этот день и век» (1980), а потом собрал собственный коллектив The Byron Band, с которым выпустил одну пластинку «Со льдом» (1982).
Источник