Александр Титов. Рано подводить черту.
Музыканты делятся на две категории. Многие, единожды заработав себе имя участием в известной группе, «почивают на лаврах», предпочитая следовать проторенной дорожкой успеха. Таковых можно условно назвать ремесленниками (без тени уничижительности, подчас присущей этому определению) — крепкими профессионалами, уверенно выполняющими свою работу. Но есть иные (думается, таких меньшинство) — музыканты-художники в самом высоком смысле этого слова. Это люди, открытые всему новому, любящие эксперименты, новаторство, не боящиеся с головой окунуться в омут неизведанного, не раз меняя вектор своего творчества и судьбы на 180 градусов. К числу последних, безусловно, относится наш собеседник Александр Титов — бас-гитарист «Аквариума», «Кино», «Поп-Механики», проекта «Rina Green» и огромного количества других групп, как легендарных, так и малоизвестных, но неизменно интересных и ярких.
Александр Валентинович, приветствуем Вас!
Какими событиями наполнен Ваш среднестатистический день в 2019 году?
Когда я дома, я встаю в 7 утра, отправляю младшую дочь в школу и сажусь работать над одним из нескольких проектов, требующих моего участия. Сейчас мне нужно подготовить сет Аквариума с симфоническим оркестром, в четверг в Москве концерт. Параллельно нужно сделать несколько болванок песен другого коллектива (пока стратегическая тайна какого), чтобы взять с собой в дорогу и заниматься. Должен был играть концерт в Лондоне 2-го, но пришлось перенести, уезжаю. К тому же пора начинать демо песен к новому альбому Рины Грин.
Чему или кому Вы уделяете наибольшее количество времени в данный период своей жизни?
В начале 1980-х Вы были одним из тех, кто стоял у истоков группы «Август». Был ли Вам интересен тяжёлый рок и метал, слушали ли Вы когда-нибудь музыку в подобном стиле для удовольствия? Общаетесь ли с кем-либо из бывших или нынешних участников коллектива? Насколько этот опыт был важен для Вас, для Вашего развития как музыканта?
В ранней юности я внимал каждой ноте Led Zeppelin, Black Sabbath. Позже, после длительного периода фолка, нью вейва и регги увлекся гранджем. Я переписываюсь с Геной Ширшаковым. Женя Губерман умер 5 лет назад и его мне очень не хватает. Мы были близки. Уроки есть в каждой ситуации, не всегда удается их извлечь. Я благодарен каждой группе, в которой мне посчастливилось играть.
В одном из интервью несколько лет тому назад в ответ на вопрос журналиста Вы говорили о том, что у Вас есть записки мемуарного характера и если появится спрос – то будет и книга. Расскажите пожалуйста, есть ли какие-то подвижки в этом направлении? Думаем, Ваша книга заинтересовала бы не только поклонников «Аквариума», но и всех, кто интересуется историей развития музыки в нашей стране.
Наверное, вы правы. Но это всё пока слишком разрозненно да и толчка не хватает, чтобы был стимул над этим работать. У меня пока столько непосредственно музыкальных дел, что книга подождет. Воспоминания пахнут итоговой чертой. Мне до этого далеко.
Группа «Кино», как нам кажется, одно из уникальнейших явлений не только в отечественной, но и в мировой музыке. Абсолютно все, кто когда-либо играл в группе, были и остаются успешными людьми в своём деле. Вы продолжаете играть на бас-гитаре в «Аквариуме» и заниматься различными музыкальными проектами, Игорь Тихомиров – великолепный звукорежиссёр, Георгий Гурьянов был одним из самых успешных современных российских художников, Юрий Каспарян продолжает дело «Кино», Алексей Рыбин нашёл себя в написании книг и режиссуре, Олег Валинский – заместитель генерального директора ОАО «РЖД». То есть, никто не стал «сбитым лётчиком», что свидетельствует о харизме и недюжинном таланте каждого. Как удавалось столь ярким личностям уживаться в одном коллективе, ведь при этом создавалось впечатление абсолютной монолитности, единства?
Группа Кино это уникальное явление, вы правы. Присутствие ярких личностей в коллективе создает энергетическое напряжение, тот ток, который подпитывает творческие силы каждого. Однако решающий фактор это Виктор и знамя его песен. Мы бы пропали поодиночке или в более банальном составе.
Как Вы относитесь к проекту «Симфоническое КИНО» и не поступало ли Вам предложений присоединиться к нему (разумеется, не на постоянной основе, а на один или несколько концертов)? Интересен ли был бы для Вас этот опыт?
Да, конечно интересен и нет, не поступало. Это бы потребовало от меня полного погружения, даже на один концерт. Сейчас я не могу себе этого позволить. Но всё ведь меняется и может наступить замечательный день, когда вы увидите нас на сцене вместе.
Традиционный вопрос хит-парад. Назовите свой топ-5 музыкантов или групп, чье творчество никак не связано с рок-музыкой?
Jacob Collier, Avishai Cohen, Аркадий Шилклопер, Антон Боярских, Thom Jorke
Когда встал вопрос о том, чтобы уехать из России, почему Ваш выбор пал именно на Великобританию и конкретно на Лондон? Ведь город считается одним из самых дорогих в мире и обосновываться в нём, начиная жизнь с чистого листа, Вам, как нам кажется было куда труднее, чем если бы это была практически любая другая европейская столица? Повлияло ли на Ваш выбор каким-то образом то, что Лондон – город с богатой музыкальной историей, по сути – одна из столиц рок-н-ролла?
Теперь Лондон не дороже Москвы, но намного дружественнее. Здесь всем местным нелегко, однако тебя поддержат, если ты не идиот. То, что я попал в Лондон — божий промысел. Я хотел прочь, куда угодно! Конечно Лондон, вся Англия, по которой мне посчастливилось поездить вдоль и поперек с концертами, гораздо внимательнее слушает музыканта. Если есть что хвалить, похвалят квалифицированно. И это меняет меня. Все всё слышат.
Чем для Вас были выступления в составе «Поп-механики» — серьёзным продуманным музыкальным действом, или же в большей степени возможностью пошутить, отвлечься, сделать что-то такое, что невозможно было бы реализовать в рамках «Кино» и «Аквариума»?
Сергей бросал клич, все сбегались и с огромным удовольствием хохоча репетировали и играли концерт. Это было объединяющее всех нас радостное событие. Мы знали, что это время от времени происходит и эта мысль грела душу. Потом я уехал и Капитан буквально через полгода умер.
Вам доводилось играть и работать в студии со многими известными профессиональными музыкантами. Назовите, пожалуйста, ключевые отличия в подходах к работе (студийной, концертной) в нашей стране и за рубежом?
Технических различий на сегодняшний день мало. Студии оборудованы грамотно, концертное оборудование любого уровня доступно в прокат. К тому же, везде есть специалисты. В России я знаю много музыкантов и режиссеров международного уровня. Пожалуй в Англии я чаще встречал людей добросовестных, готовых выйти за рамки оговоренных услуг и искренне желающих успеха твоему проекту. Однако и в России они тоже есть.
Безладовый бас, на котором Вы играете уже очень давно, и сейчас далеко не самый распространённый инструмент, поскольку требует многих навыков и высокого класса игры. В 1980-е же, когда Вы начинали играть на этом инструменте, и подавно. Почему Вы выбрали в качестве основного именно безладовый бас? Повлияло ли на Ваш выбор то, что в музыкальном училище Вы осваивали контрабас?
У меня был неплохой ладовый бас Gibson Grabber. И вот мне привозят белый Ibanez Musician. На нем сразу не заиграешь. И я вынужден продать Граббер, чтобы расплатиться. В этом как я сейчас понимаю была большая доля риска. Я знаю людей, отчаявшихся научиться играть на безладовом и вернувшихся к ладовому. Первое время было ужасно тяжело найти звук и интонация была фальшивая, что уж греха таить. Я сам собрал себе маленький комбик и возил его на квартирники. Мой сын назвал его Таракан. И уже потом, в 87м я поступил в училище Мусоргского на эстрадное отделение, контрабас. Не закончил.
Расскажите, пожалуйста, о проекте «Rina Green». В каком состоянии сейчас пребывает проект? Дело в том, что в период выхода «Dreamers» и «Universe 25» Вы на своих страницах в социальных сетях достаточно активно рассказывали о проекте, делились новостями, но в настоящий момент на всех ресурсах, посвящённых проекту, наблюдается определённое затишье. Это «затишье перед бурей» (новым альбомом, серией концертов) или просто некий творческий отпуск?
Нет, никаких отпусков у нас сейчас нет. Мы готовим к записи материал второго альбома. Песни есть, но нужна пауза в Алёниной работе и моих гастролях, тогда все и сдвинется. А постить, постоянно высасывая из пальца новости я не умею.
Как Вы считаете, насколько важно для музыканта любить ту музыку, которую он играет? Считаете ли Вы, что музыкант должен быть в первую очередь профессионалом, способным сыграть всё, независимо от своих вкусов и предпочтений, или же всё-таки нужно в первую очередь оставаться верным самому себе? Попутно связанный с этим вопрос: бывало ли в Вашей жизни так, что «аппетит приходил во время еды», то есть – Вы начинали работать над проектом и вдруг понимали неожиданно для самого себя, что втянулись и получаете удовольствие от музыки, которая до этого особых эмоций не вызывала?
Я олдскул: считаю, что по настоящему круто удаётся реализоваться только в том проекте, который по настоящему нравится. Если есть хоть одна задняя мысль — она отравит всю игру. Конечно со мной не согласятся те, для кого музыка — просто заработок и чем больше работы, тем лучше. С ними я готов согласиться только в том, что исполнительский уровень должен быть достаточно высок, чтобы сыграть в любом стиле.
И по второму пункту: первое впечатление — самое верное и если сразу не понравилось, мучаешься и переживаешь. Если долго терпишь — замыливается и становится легче. Но потом придет кто то после концерта и скажет «зачем ты в этом. »
Считается, что иногда, чтобы разрушить дружеские отношения с человеком, нужно дать ему денег в долг. У Вас бывали случаи, когда из-за таких или иных (не самых страшных) ситуаций Вы теряли очень близких для Вас друзей? Вокруг Вас много людей, которых Вы можете назвать настоящими друзьями?
Я терял друзей, как и все. В паре случаев, когда был вынужден уйти из группы, в которой играл. Тут ничего не поделаешь. Хуже, когда не успеваешь помириться, а человека больше нет.
Я излишне меркантилен, вы попали в точку. Сказывается бедное детство. Однако мои близкие друзья, которых очень мало, прощают мне.
Если бы у Вас была возможность попасть в книгу в роли какого-либо персонажа, то, какая это была бы книга и какой персонаж? И почему именно эти персонаж и книга?
Я хотел бы быть капитаном Немо. Читал Ж. Верна по ночам в детстве.
Если на минуту представить, что у Вас есть шанс отправиться в любой период истории человечества, сугубо для того чтобы увидеть своими глазами какие-то события, то в какой год или век Вы бы отправились и почему?
Источник
Александр Титов: В «Аквариуме» я как рыба в воде
Александр Титов без преувеличения самый известный бас-гитарист в русском роке. Его безладовые партии баса запомнились многочисленным поклонникам «золотых составов» «Аквариума», «Кино», «Зоопарка», «Поп-механики». Легендарный бас-гитарист с 1996 года обитает в Великобритании, но продолжает оставаться участником главной группы своей жизни.
— Александр Валентинович, какой период в жизни «Аквариума» кажется Вам наиболее интересным и плодотворным? Какие альбомы этой группы Вы любите больше всего и почему?
— Наиболее интересный для меня и плодотворный для группы период был в середине 80-х годов (83 – 85г.г). Тогда весь Ленинград бурлил подпольной музыкальной жизнью, и у всех нас кружилась голова от эйфории и принятых снадобий. Кроме «Аквариума», я еще успевал играть в «Кино» и «Поп Механике». И очень часто по приглашению Сергея Курехина (лидер «Поп Механики», он же «Капитан») в концертах «Аквариума» принимали участие первоклассные джазовые (и не только джазовые) музыканты: Владимир Чекасин, Валентина Пономарева, Андрей Отряскин, Александр Кондрашкин и др. Это делало практически каждое выступление группы разнообразным, неповторимым и запоминающимся.
Что касается любимого альбома, то я при всем желании не могу выделить какой – то один альбом из обширной дискографии «Аквариума». Все они связаны с дорогими мне воспоминаниями, историями и приключениями.
— Почему Вы все-таки решили вернуться в «Аквариум» в 2008 году? Эта группа по-прежнему близка Вам?
— Конечно. В «Аквариуме» я всегда чувствую себя абсолютно органично, как рыба в воде. И давний вопрос БГ «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?», по-моему, и теперь остается актуальным.
Насчет возврата хочу сказать вот что. В 1996 году я эмигрировал в Великобританию, и из-за этого вынужден был прервать тесное сотрудничество с группой. Но все эти годы я регулярно принимал участие в записи альбомов «Аквариума» (многие из них Борис Борисович записывал в Лондоне).
В 2008 году мне поступило предложение от Гребенщикова сыграть в концерте, посвященном индийскому философу и проповеднику Шри Чинмою в «Королевском Альберт Холле». Я, конечно же, согласился. И с тех пор снова стал играть в «Аквариуме». Это произошло совершенно спонтанно, как и все лучшее в жизни.
— Чья музыка больше всего повлияла на Вас в юности? Какие у Вас теперь музыкальные предпочтения?
— Самая первая песня, которая потрясла меня до глубины души (это было еще в начальной школе), называлась «Sunny Afternoon» английской группы «The Kinks». А потом пошло поехало. Зарубежная музыка обрушилась на меня, как лавина, и заполнила практически все жизненное пространство. Jimi Hendricks, «Beatles», «Rolling Stones» «Doors», «Jefferson Airplane», «Led Zeppelin», «Black Sabbath», «Jethro Tull», «T. Rex», David Bowie, «Grand Funk», «Velvet Underground», «Neil Young». Этот список можно продолжать бесконечно. Через какое-то время я увлекся регги («Marley», «Tosh»). Потом подоспела новая волна, новые романтики… В 90-х годах я крепко подсел на музыку «Radiohead». Побывал на десятках их концертов, в том числе на незабываемом фестивале Glastonbury 97.
Сейчас выделяю для себя такие группы как «The National», «Grizzly Bear», «Department of Eagles», «Deerhunter», «Atlas Sound».
-Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе в группе «Кино»?
-Группа «Кино» параллельно писалась в легендарной студии Андрея Тропилло и все музыканты «Аквариума» участвовали в записи их песен. Часто мне приходилось играть на нескольких инструментах. Цой был впечатлен моей игрой и вскоре предложил мне попробовать себя в «Кино». Я играл с Виктором 3 года, пока не стало ясно, что популярность «Кино» и «Аквариума» не позволяет мне больше совмещать работу в обеих группах.
— Было бы интересно узнать Ваше отношение к творчеству и личности Виктора Цоя? Гребенщиков в одном из интервью говорил о Цое, как об очень скромном, мудром и тактичном человеке.
— Я всегда любил группу «Кино». Вам наверно известно, что я играл в том составе, который спровоцировал лавину популярности, накрывшую их вскоре после моего ухода в 1986 году. Я согласен с тем, что говорит о Цое Борис Борисович. От себя же добавлю, что мы с Виктором были близкими друзьями, и всегда сохраняли друг к другу теплые чувства. Даже когда я покинул группу, Цой ни разу меня ни в чем не упрекнул. Конечно, его внезапная и ранняя смерть была для меня шоком, осталось много недосказанного. Так же, как и смерть барабанщика «Кино» Георгия Гурьянова.
— В прошлом году в России вышло аж две книги о Сергее Курехине. К сожалению, в моем поколении (20-25 лет) его практически никто не знает. Как Вы считаете, почему музыка «Поп-механики» не доступна большинству слушателей? Каким Вам запомнился Курехин?
— Упомянутые книги совершенно разные. Труд Кушнира — это скорее художественная литература, не лишенная определенной толики мифотворчества. Книга Кана более исторически выверена и точна, но и менее читабельна что-ли. В любом случае я приветствую популяризации Курехина и его творчества.
Когда я вспоминаю Сергея, передо мной сразу возникает отчетливая картинка из прошлого. Зимний солнечный день. С утра без звонка вваливается Капитан, и мы вместе с ним идем пешком в «Букинист» на Литейном проспекте. По дороге он приплясывает и напевает гнусаво Herbie Hancock «Rock It». Потолкавшись у магазина среди барыг, заходим в гости к Тимуру Новикову (знаменитый художник), потом идем в Сайгон и не спеша пьем кофе из треснутой чашки… Это были времена беспримесного и казалось бесконечного счастья!
— Расскажите, пожалуйста, чем Вы занимались после переезда в Англию в 1996 году? В каких музыкальных проектах принимали участие за эти годы?
— Было много разных проектов. Сразу же вспоминается сотрудничество с группой «GJ Hustler». Ее фронтмен Гари теперь живет на ферме в Южной Африке. Буквально вчера получил от него предложение сыграть 8 апреля реюнион в клубе «Alley Cat на Denmark Street»! Одно время я с удовольствием играл техасский электрический блюз в трио «Texas Thunder». Потом в группе «Kindle Trails». Теперь я в основном работаю в сфере звукозаписи. У меня есть маленькая компания «Red Book Music» (www.redbookmusic.com) и приличная звукозаписывающая студия. Я делаю все больше сессионной работы из дома, по интернету (кому интересно, могут обращаться ко мне по электронному адресу titovchik@gmail.com).
— Не могу не спросить о Вашем сольном проекте «Rina Green». Выложенные в сети треки производят исключительно положительное впечатление. Собираетесь ли выпускать альбом, концертировать с новыми песнями?
— «Rina Green», названная так в честь великой актрисы, создана на основе песенного материала моей супруги Алены Титовой. Ее песни отличает сила мысли и яркость образов, как текстовых, так и музыкальных. Однако мне не хотелось бы нахваливать созданный нами проект. Как только мы начали записывать и выкладывать в сети наш материал, к нам стало поступать огромное количество позитивных откликов с просьбой продолжать. Мы планируем записать и свести в Англии с помощью наших английских музыкантов и партнеров 15 песен. С нами работает лауреат Grammy Jerry Boys. Наш барабанщик Liam Bradley играл 10 лет с Van Morrison. Наш гитарист Vinz Lamagna — известный в Лондоне композитор. Мы открыли сбор средств на завершение нашего масштабного мероприятия. Альбом планируется выпустить летом. Участников акции ждут постоянные сюрпризы по мере продвижения вперед. Более подробную информацию можно узнать по адресу: RinaGreen.kroogi.com, www.facebook.com/RinaGreenMusic
— И напоследок, что бы хотели пожелать Борису Борисовичу в связи с его недавним 60-летним юбилеем?
— Долгих лет здоровья и творческих сил! Он — целая эпоха!
Источник