Бас как обыграть гитару

Бас как обыграть гитару

Бас гитара — великий инструмент. Трудно переоценить роль, которую он играет в современной музыке. Бас гитара создает основу, низкочастотные блоки, на которых строится все музыкальное произведение группы. Парадокс этого удивительного инструмента состоит в том, что учиться играть на бас гитаре очень просто, а вот достичь уровня мастера удается единицам. Многие басисты учатся играть на слух, не понимая природы инструмента и музыки. Скорее всего, вы начали свое обучение с изучения техники и подбора басовой партии своей любимой группы. Вероятно, вы преуспеете в этом, но через некоторое время столкнетесь с проблемой. Для дальнейшего роста вам придется изучать теорию. Я получил от читателей много писем с просьбой научить их играть в предельно короткие сроки. К сожалению, такой системы обучения не существует. Однако теоретическое понимание процессов, происходящих при игре, может значительно ускорить процесс вашего творческого роста.

Эта статья поможет басистам разобраться с теорией. В статье я старался не использовать жаргон и опускать детали, бесполезные для бас гитаристов. Так рассмотрение только басового нотоносца позволит значительно сократить статью.

В первой части урока мы познакомимся с мажорными гаммами и пальцевыми позициями для них. Знание гамм позволит значительно развить ваши способности. Эта статья будет полезна для музыкантов всех стилей.

Читайте также:  Грезы любви листа пианино

Прежде чем я начну, хотелось бы сказать пару слов о том, кому адресована эта статья. Статья написана для начинающих басистов и бас гитаристов среднего уровня. Если Вы хорошо подготовлены и находите примеры простыми, пропускайте их, двигайтесь вперед более высокими темпами.

Мажорная гамма, применительно к бас гитаре

Мажорной гаммой называется последовательность нот, отстающих друг от друга на тон или полутон. Мажорные гаммы звучат «естественно». Для того чтобы не возникало проблем с более поздними уроками, давайте подробнее остановимся на мажорной гамме и введем некоторую терминологию. Рассмотрим гамму C мажор.

Мы двигаемся от ноты C(До) до ноты С следующей октавы. Причиной того, что обе эти ноты обозначаются одной буквой, является их природа. Поясню это на примере. Возьмем ноту A(ля). Ее частота составляет 440 ГЦ, тогда ноте A более высокой октавы соответствует частота 880 ГЦ. Таким образом, одноименные ноты различных октав оказались связанны математически. Вообще в музыке очень много математики. Эта информация не понадобится нам в дальнейшем, но я подумал, что она будет интересна для вас.

Вернемся к нашей мажорной гамме. После некоторой работы, Вы обнаружите, что между нотами разное количество полутонов (один полутон соответствует одному ладу на гитаре). При игре ноты на гитаре вы получите следующие промежутки между нотами.

Заметьте, что между одними нотами имеется только один лад, а между другими — два. (Один лад соответствует полутону, два лада — целому тону). Если заменить буквы цифрами, то вы увидите, что название нот не связаны с аппликатурой баса.

1 или основная — 2 лада — 2 — 2 лада — 3 — 1 лад — 4 — 2 лада — 5 — 2 лада — 6 — 2 лада — 7 — 1 лад — 8, октава или снова 1

Полутона в мажорной гамме идут всегда после третьей и седьмой ноты гаммы. Поэтому независимо от того, какая нота является основной нотой, мы будем иметь одинаковую аппликатуру гаммы. Запомните аппликатурный шаблон приведенный ниже. Номера в нем обозначают палец, которым следует играть ноту. Пальцы пронумерованы следующим образом: 1-указательный, 2-средний, 3-безымянный, 4-мизинец. Начните играть гамму со среднего пальца. Это позволит полностью сыграть гамму, не перемещая руку вверх или вниз по грифу. Заранее извиняюсь, если ваш мизинец плохо работает. Самое время начать его развивать.

На рисунке, представленном ниже показано применение аппликатуры мажорной гаммы для получения гаммы G мажор.

Таким образом, вы можете сыграть любую гамму, используя аппликатурный образец. Например, начиная не с третьего, а с шестого лада, мы получим мажорную гамму ноты A#(или Bb). Эта аппликатура также применима и для третьей струны (A)

Если Вы играете на пяти или шестиструнной бас гитаре, вы можете использовать эту аппликатуру и для струны D.

Используя струны E и A, вы можете легко сыграть любую гамму без ошибок. Очень важно знать ноты на струнах E и A, поскольку они будут основой ваших гамм.

Ниже приведены названия нот для 12 ладов струн E и A.

Чтобы определить ноты, в статье мы будем обращаться к нотам по номерам, которые они занимают в гамме. Ниже приведена аппликатура мажорной гаммы, где используются не буквенные обозначения нот, а их номера.

Эти номера часто упоминаются в музыке. Прекрасным примером будет стандартный блюзовый образец 1-4-5, который ссылается на номера нот в гамме. Так что если вы играете блюз в тональности A-мажор (используете мажорную гамму, основной нотой которой является A), то Вы должны играть ноты A-D-E. Использование номеров позволяет легко играть песню в любой тональности. (Не надо запоминать струны и лады, достаточно запомнить аппликатуру произведения). Это увеличит вашу гибкость и наверняка ускорит процесс написания музыки в группе.

Обыгрывание мажорных аккордов

Для начала давайте разберемся, что из себя представляет мажорный аккорд. Мажорные аккорды нужны создают натурального, полного звука. Их звучание можно охарактеризовать словами «теплый», «богатый». Мажорный аккорд состоит из первой(основной), третьей и пятой нот гаммы. Например аккорд C мажор состоит из нот C-E-G, где C — основная, E — третья и G — пятая ноты гаммы C мажор. На рисунке ниже показано как зажать аккорд на вашей бас гитаре. Обычно мажорные аккорды обозначаются одной буквой, соответствующей основной ноте мажорной гаммы, например «C», «A»; также встречается и такое название: «Cmaj», «Amaj».

(ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА: Обратите внимание, цифра на этой и на приведенных ниже табулатурах означает не номер лада, а смещение относительно указанного сверху табулатуры лада. То есть 2 на струне A это 1+2=3, то есть нота C.)

На обычной шестиструнной гитаре аккорд С мажор играют как C — G — C — E — G. Заметьте, что он состоит из двух нот C, двух нот G и только одной E. Это ограничение, накладываемое на ноту E — третью ноту гаммы, очень важно для бас гитариста. Слишком частое использование третьих нот гаммы делает басовую линюю неуклюжей, выбивающейся из тональности. Поэтому многократная игра рассмотренной вначале статьи аппликатуры не лучший способ создания басовой линии. Лучше придерживаться первой, пятой и восьмой нот гаммы.

Если вы вообще не собираетесь играть третьи ноты (что в принципе приемлемо) этот же рисунок можно играть используя первый(указательный) и третий(безымянный) пальцы. Для многих из вас этот способ будет намного удобнее. Я сам обычно в таких случаях использую первый и третий пальцы.

Таким образом, используя только первую, пятую и восьмую ноты гаммы мы улучшили наш звук. «Мы сидим на основном тоне и отстреливаемся четвертыми нотами.» Немного надуманно, но суть верна. Так поступают многие басисты. Однако это довольно скоро станет скучным и утомительным. Чтобы немного оживить картину добавляют подходные или акцентные ноты. Пожалуй самое простое что мы можем сделать, это добавить к нашему рисунку четвертую и натуральную седьмую ноту гаммы.

Обратите внимание, что седьмая нота, входящая в нашу гаммы, была заменена на натуральную седьмую ноту гаммы. Натуральной седьмой нотой гаммы называется нота, которую вы используете при игре 7-ых аккордов (A7, C7) (это нота находится под основной нотой через струну). Только опытный музыкант может гармонично вставить в мажор седьмую ноту. Натуральная седьмая нота гаммы дает намного более хорошее звучание при обыгрывании мажорного аккорда. Пожалуйста запомните, что натуральная седьмая нота ни когда не должна использоваться при обыгрывании мажорных аккордов с добавленной семеркой, например «Cmaj7» (также в непрофессиональной литературе встречаются обозначения типа C+B: B является седьмой нотой гаммы C мажор). Поэтому до начала работы спросите у гитариста, не использует ли он мажорные седьмые аккорды, хотя сейчас гитаристы тоже часто играют на слух и могут просто не знать названия аккордов.

Да чуть не забыл, как и раньше второй и четвертый пальцы на аппликатуре можно заменить первым и третьим. Поскольку мизинец более слабый палец, бас гитаристы обычно предпочитают использовать именно первый и третий. Используйте четвертую и натуральную седьмую ноты только как акцент к нотам, к которым вы идете. Изменяя их положение на рисунке и двигая шаблон вашего музыкального рисунка вслед за основными нотами аккордов, Вы начнете звучать как большинство хороших бас гитаристов.

Наконец Вы можете добавлять третьи и шестые ноты гаммы. Я всегда стараюсь сократить время звучания этих нот, поэтому обычно играю их восьмыми. Хотя добавление этих нот и придает некий джазовый оттенок, нельзя злоупотреблять ими. Чрезмерное использование третьей и шестой нот гаммы создает ощущение грязи и приводит к потере тональности.

Об авторе: Cliff Suttle изучал музыку в течение более чем двадцати лет, включая занятия в Университете Мичигана. В совершенстве владеет фортепьяно, гитарой, и бас-гитарой; в настоящее время играет в рок-группе Middle Earth. Его девиз: Пойми теорию, и сможешь играть на чем — угодно.

Источник

Как играть на бас гитаре

Научившись строить аккорды и играть на бас-гитаре, можно внести в свою жизнь разнообразные музыкальные ритмы. На первый взгляд, обучение кажется сложным, но освоив первоначальные азы, станет понятно, что вложенные силы потрачены не зря.

Как правильно держать бас-гитару

Хорошее исполнение возможно только при правильном положении инструмента. Для надежной фиксации используется специальный ремень, который позволит не отвлекаться во время игры. Неважно, в каком положении находится исполнитель, главное, чтобы инструмент при этом находился на одинаковом уровне.

Внимание! Инструмент должен находиться в промежутке между ключицами и бедром. Если исполнителю удобно, он может расположить гитару в области пупка, как делают многие музыканты.

При этом угол наклона примерно составляет 30-35 градусов, чтобы в процессе кисть руки не сильно сгибалась.

Настройка бас-гитары

Регулировка высоты звучания струн выполняется при помощи колкового механизма. Эталонный строй для басовой гитары с 4 струнами обозначается как: E-A-D-G, первой в этой строке обозначена самая толстая струна.

Для правильной настройки можно использовать флажолет, камертон, тюнер или собственный слух. Самым простым способом является компьютерная программа (тюнер). При подключении можно получить максимально чистый и точный звук.

Техника игры на бас-гитаре правой рукой

Для извлечения звука музыкант может применять несколько способов. Каждый имеет характерные особенности, поэтому подбирается исходя из музыкального стиля. Стоит рассмотреть все способы более подробно.

Пальцами

Использование подушечек пальцев позволяет получить мягкое звучание. Важно, чтобы в процессе игры ногти не цеплялись за струны. Это будет создавать дополнительные помехи, дребезжание и щелчки.

При помощи медиатора

Чистота и яркость звучания достигается при помощи медиатора. Этот инструмент пользуется популярностью у исполнителей тяжелой музыки. Стоимость медиатора невысокая. Приспособления имеют различную толщину, материал изготовления и размер. Применяются для исполнения быстрых партий. Сделать лучший выбор можно только опытным путем.

Техника Слэп

Отличительной особенностью слэпа является резкий удар большим пальцем по струне. Применяется во всех музыкальных направлениях. Издаваемый звук получается отрывистым и необычным.

Техника Тэппинг

Тэппингом называется исполнение на грифе баса двумя руками. Довольно сложная техника, которой владеют виртуозные музыканты. Одна рука зажимает струны, другая – выбивает на грифе лады. При наличии качественного усилителя, научиться тэппингу проще, однако, для достижения высоких результатов понадобится много времени.

Приемы игры левой рукой

Чтобы изменение позиций руки давалось легко, рекомендуется избавиться от лишних движений и воспользоваться слайдами. Замена позиции в процессе воспроизведения открытых струн тоже может помочь. Чтобы научиться играть на бас-гитаре, нужно разобраться в специальных способах исполнения:

  1. Harmonic. Для извлечения флажолета необходимо легко коснуться левой рукой струн над 5, 7, 12, 17 или 19 ладовым порожком. Звучание воспроизводится правой рукой с одновременным поднятием пальца. Вместо пальцев, может использоваться кончик медиатора.
  2. Pull-off. Мелодия начинает появляться в момент, когда рука резко убирается со струны: зажать сразу два лада, правой рукой извлечь звук, затем резко снять один палец со струны, а другим продолжить держать ее. Снимая палец, необходимо двигать его поперек грифу.
  3. Bend. Прием, при котором повышается тон благодаря прижатой движущейся струне.
  4. Slide. Пальцы скользят в разных направлениях по грифу, прижимая струну.
  5. Hammer-on. Пальцами левой руки происходит резкий удар на несколько ладов выше, чем те, которые извлекаются правой рукой.

Эти техники стоит отрабатывать для усовершенствования своих навыков в музыкальном искусстве.

Как правильно зажимать струны для звукоизвлечения

Звуковое извлечение происходит при помощи щипков, перебора или медиатора, иногда боя. Выбор техники зависит от музыкального направления. Чтобы научиться хорошо играть на бас-гитаре самостоятельно, необходимо внимательно следить за качеством звукоизвлечения:

  1. Ногти должны быть короткими, чтобы не цеплять струны в процессе.
  2. Перебор выполняется двумя пальцами (указательным, средним), соблюдая скорость и ритм.
  3. Игра должна выполняться на определенном участке без перемещений.
  4. Подушечки пальцев должны двигаться плавно без резких движений.

Желая увеличить громкость, лучше прибавить ее на усилителе, а не пытаться сильно дергать струны.

Глушение струн

Чистоты звучания можно достичь путем заглушки струн, которая не используется во время игры.

Для этого необходимо:

  • расположить большой палец около струны E, чтобы в любой момент ее можно было заглушить;
  • во время урока для глушения более одной ноты удобно использовать несколько пальцев;
  • играя на высоких струнах, допустимо убирать палец с ноты Ми;
  • подавлять вибрирование надо плавным движением, не сильно зажимая.

Заглушка способствует мелодичному звучанию нот без их слияния между собой.

Чередование корневых нот с квинтами

После освоения корневых нот рекомендуется приступать к изучению квинты. Квинта является нотой, расположенной на пять ступеней выше, чем основной тон. Поочередное проигрывание корневых нот и квинты имеют большое значение при аккомпанировании другому музыкальному инструменту.

Для поиска квинты нужно:

  1. Для перехода на одну квинту вверх понадобится передвинуться выше и на 2 лада вперед.
  2. Для перехода на одну квинту вниз – опуститься ниже, не меняя лад.

Как держать ритм

Басист должен строго придерживаться ритма. Это признак мастерства. Предназначение баса – создание ритмичности и целостности музыкального произведения. Прорабатывать этот навык стоит после освоения нот, их качественного извлечения.

Полезно! Уровень поддержания ритма проще наблюдать при проигрывании любимых песен. Чтобы быстрее научиться этому навыку, можно использовать метроном для регулярного выполнения упражнений.

Темп метрономом настраивается в зависимости от опыта музыканта.

Советы и рекомендации

Обучиться к игре с нуля помогут несложные упражнения:

  1. Чтобы занятия приносили удовольствие, лучше слушать и подыгрывать любимым песням.
  2. Изначально надо тренировать правильную технику, проверять техничность выполняемых упражнений.
  3. Совместные занятия с опытным педагогом ускоряют обучение.
  4. К выбору учителя стоит подойти ответственно. Именно от него зависит уровень полученных знаний и владение инструментом.
  5. Нельзя пренебрегать техникой левой руки. Обе руки должны быть рабочими, задействованы в процессе.
  6. Уделять занятиям не менее часа в день. Упражняясь несколько раз в неделю, достичь прогресса будет трудно. Со временем движения отработаются до автоматизма, приобретут техничность.

Самостоятельно освоить басовый музыкальный инструмент возможно, проявив настойчивость и трудолюбие. Ежедневная практика способствует оттачиванию технического мастерства, чувству ритма и чистоте звучания при извлечении нот.

Источник

Оцените статью