- Как играть на бас-гитаре
- Как научиться играть на бас гитаре начинающим?
- Настройка
- Учимся правильно держать
- Различные техники игры – учимся правильно играть на бас гитаре
- Пальцами
- С использованием медиатора
- Как играть аккордами
- Как играть слэпом
- Техника Теппинг
- Как играть песню на бас гитаре
- Видео урок
- Элементарная теория для бас-гитары
- Расположение нот на грифе
- Такт и тактовый размер
- Табулатура
Как играть на бас-гитаре
Умение управляться с бас-гитарой – непростой процесс, требующий постоянной практики и большого объема знаний, а также навыков, получаемых в процессе постоянных тренировок.
В статье мы подробно рассмотрим особенности, которые будут актуальны для начинающих музыкантов, которые задаются вопросом, как научиться играть на бас-гитаре. А также для всех, кто хочет узнать больше о работе с этим инструментом.
Как научиться играть на бас гитаре начинающим?
Прежде чем начинать разбираться с особенностями работу с бас-гитарой, важно начинать с ее настройки и выборе подходящего стиля. Немалую роль играет и сам инструмент, от особенностей которого зависит многое.
Настройка
Бас-гитару, на которой обычно присутствует всего 4 струны, можно настроить и на слух, но в будущем лучше обзавестись точным и удобным тюнером. С ним процесс подстройки станет максимально легкой задачей, реализуемую в любых условиях, даже на шумной репетиционной базе при обычном подключении тюнера к гитаре через кабель. Пока что мы не будем экспериментировать с необычными строями, разбирать конфигурации для басов с 5,6, а также с большим количеством струн и перейдем к выбору положения. Нужно отметить, что сами струны для бас-гитары бывают очень разными, и их поиску и подбору можно посвятить отдельный большой материал.
Учимся правильно держать
Для того, чтобы понять, как играть на бас-гитаре, потребуется разобраться с тремя основными типами постановки рук, каждый из которых имеет свои преимущества и недостатки. К ним относятся:
- Высокое положение между талией и грудью. Максимально удобный способ для слэпа, ведь при нем вы получаете отличный рычаг и поддержку. Тем не менее, в целом оно не слишком удобно, и подходит явно не для начинающих музыкантов.
- Среднее положение, при которой гитаре располагается в районе талии, является достаточно удобной использования медиатора. Это стандартный, усредненный метод, не такой уж удобный для слепа, но зато позволяющий с большим комфортом освоить иные, более простые и распространенные техники.
- Нижняя постановка, при которой гитара находиться ближе к коленям, это более скиловый метод, который подходит для опытных музыкантов, играющих медиатором или слэпом. Для того, чтобы понять, как пользоваться такой постановкой, для начала необходимо изучить иные способы. Тем более что такая позиция вообще не подходит для тэппинга, и зачастую используется для большей зрелищности.
Для начала вам необходимо узнать, как правильно играть на бас гитаре в одном каком-то конкретном стиле, а вот с чего начать – тут уж решать только вам.
Различные техники игры – учимся правильно играть на бас гитаре
Для начала стоит отметить, что любой музыкальный инструмент требует времени и упорства, поэтому новые возможности изучаются постепенно. Рассмотрим особенности основных видов из них.
Пальцами
Первое – это игра пальцами. В каком-то смысле, пальцами пользоваться проще всего, но здесь также есть много нюансов. Такой тип позволяет добиться очень нежного, глубокого и проникновенного звука. При этом существует сразу несколько способов положения рук на выбор.
Первый – держать их свободно. Он не совсем подходит для новичков, так как при нем приходится контролировать точность ударов.
Второй – это упор ребром ладони на деку над струнами. Имея опору, можно привыкнуть к их конкретному расположению и уже через пару недель понять принцип работы правкой рукой, не обращая на нее никакого внимания. Еще один вариант – это опора на звукосниматель большим пальцем. Такой метод позволяет добиться наиболее чистого звучания.
С использованием медиатора
Научиться использовать медиатор для конкретной песни проще всего, ведь такой удобный инструмент подходит для работы с одиночными струнами или поддержания ритма, а также игры аккордами. Тут важнее всего подобрать правильный басовый медиатор, так как на рынке существует множество видов, различающихся по форме, толщине и жесткости.
После выбора подходящей модели важно научиться точной постановке ладоней. Корректный вариант – это упор ребра ладони на корпус деки над струнами таким образом, чтобы медиатор по отношению к ним располагался под углом около 45 градусов, а вы при этом могли менять этот угол для воспроизведения различных музыкальных композиций.
Как играть аккордами
Если вы владеете другими навыками, сложностей с тем, как играть на бас-гитаре аккордами, не возникнет. Фактически – это более серьезная задача для левой ладони, ведь эти аккорды для начала надо выучить, научиться особым образом зажимать и переключаться между ними.
При игре аккордами необходимо обратить внимание на разные техники боя и ритма. Поскольку бас-гитара – ритмовый инструмент, данному моменту необходимо уделить максимум внимания.
Как играть слэпом
Слэп – это особый метод, подразумевающая использование большого пальца, как основной ударной силы. Именно мощные удары большим пальцем о струну заставляют ее в процессе вибрации ударяться о деку, формируя особенный, ни с чем несравнимый джазовый звук. Разобраться в том, как играть на бас-гитаре слэпом, можно при наличии навыков. Здесь является важным корректное положение (существует 2 основных), достаточная сила удара и точность.
Такой навык является одним из наиболее сложных, поэтому начинать его освоение стоит при более уверенной игре на бас-инструменте.
Техника Теппинг
Теппинг – еще более сложный вариант, подразумевающий игру двумя руками на грифе для формирования полноценной мелодии, состоящей из двух основных линий – басовой и мелодичной. Теппинг требует хорошего понимания расположения нот на грифе, высокой скорости и корректной взаимной постановки обеих рук.
Как играть песню на бас гитаре
Полноценные мелодии – это комплексная задача, требующая высокой точности, слаженности и четкого взаимодействия обеих рук.
При работе с новым инструментом в первую очередь стоит уделить внимание несложным композициям. В будущем, зная, как играть на бас-гитаре песни, можно использовать ее для воспроизведения любых из них.
Видео урок
Сейчас существует всего два наиболее удобных и эффективных варианта, позволяющих достигать высот во владении музыкальным инструментом. Первый – это непосредственное обучение у опытного учителя и музыканта. Что же до второго – то это самостоятельное обучение по видеоурокам, найти которые вы можете в огромном количестве без особенных проблем. Они позволяют заниматься в спокойном темпе и осваивать все необходимые навыки.
Опытные мастера быстро и грамотно рассказывают о том, как играть на бас гитаре различными способами, наглядно разбирают сложные моменты, и говорят о реальном практическом опыте, который приобретается только в процессе упорных занятий и выступлений. Для вас мы собрали несколько роликов, которые станут полезны для музыкантов любого уровня и позволят освоить важные в дальнейшем навыки.
Источник
Элементарная теория для бас-гитары
Для записи музыки ещё до появления нот использовались особые знаки в европейской музыке – невмы, а в России – крюковое или знаменное письмо. Эти записи указывали направление мелодии, но были несколько несовершенны, т.к. в них не фиксировалась точная высота звуков. В первой половине XI века итальянец Гвидо д’Ареццо придумал обозначать каждый звук нотами, которым дал названия по первым слогам церковного гимна, посвященному святому Иоанну Крестителю. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки все время начинается на тон выше по сравнению с предыдущей.
- Ut queant la xis (Ут в дальнейшем для удобства проговаривания заменена на До)
- Resonare fibris (Ре)
- Mira gestorum (Ми)
- Famuli tuorum (Фа)
- Solve poluti (Соль)
- La bii reatum (Ля)
- Sancte Iohannes (Си)
Чтобы указать выше звучит та или иная нота или ниже, он стал их записывать на четырёхлинейном нотном стане. Впоследствии система дорабатывалась (добавилась пятая линейка, изменился внешний вид нот, ключи и прочее), и в современном виде она существует с XVII века. Запись звуков музыки осуществляется с помощью нотной строки. Она состоит из пяти параллельных горизонтальных линеек и называется нотным станом или нотоносцем.
Так как на нотном стане можно записать лишь ограниченное число нот, то для записи более высоких и более низких звуков применяются короткие добавочные линейки над или под нотным станом.
Чтобы избежать большого количества добавочных линеек, для записи нот для разных инструментов используют различные ключи, которые закрепляют за каждой линейкой нотного стана определённую высоту ноты. Самые распространённые три вида ключей:
1. Скрипичный ключ (ключ соль), для записи звуков среднего и высокого регистров (гитара, флейта, труба и др.).
2. Басовый ключ (ключ фа) для записи звуков низкого и реже среднего регистров (бас-гитара, контрабас, тромбон, туба).
3. Ключ до (альтовый и теноровый), соответствует ноте до первой октавы (скрипки, фагот, тромбон, иногда вокал)
Нотная партия бас-гитары записывается в басовом ключе. Музыкальный звукоряд состоит из семи нот, кроме названий которые обозначаются ещё и латинскими буквами.
В разных изданиях можно встретить разное обозначение ноты си: нота си как B, а нота сиb как Bb (или нота си как Н, а сиb как B). Наименьшее расстояние между двумя звуками называется полутон. А расстояние, образованное двумя полутонами, называется целым тоном. В звукоряде, состоящем из основных ступеней, полутоны образуются из звуком ми-фа и си-до. Расстояние между остальными соседними звуками составляют целый тон. Промежуточные звуки между нотами имеют производные названия от повышения или понижения этих звуков.
Повышение звука на полутон обозначается знаком # – диез, понижение на полтона –( b)– бемоль.
акое высотное равенство звуков с различными названиями именуется энгармонизмом. Повышение и, соответственно, понижение ноты на тон (или два полутона) имеют названия дубль-диез(x) и дубль-бемоль (bb ). Знак, отменяющий действие диеза и бемоля – бекар
Все эти знаки имеют общее название – знаки альтерации. Они ставятся перед нотой, к которой они относятся , а произносятся в обратном порядке (ре диез, ми бемоль). Кроме знаков альтерации при ноте, есть ещё ключевые знаки альтерации — это диезы и бемоли, которые стоят в начале нотного стана справа от ключа. Они влияют на ноты всей композиции и обозначают её тональность. Отменить эти знаки можно лишь бекаром, расположив его перед нужной нотой.
Расположение нот на грифе
Запомнить расположение нот на грифе бас-гитары поможет поэтапный разбор и разучивание. 1. Выучите ноты на открытых струнах.
- 1 струна – G – соль
- 2 струна – D – ре
- 3 струна – A – ля
- 4 струна – E – ми
Каждое занятие лучше начинать с настройки инструмента. Если вы пользуетесь электронным тюнером, при извлечении звука каждой струны как раз эти буквенные обозначения нот он должен показывать, если инструмент настроен правильно.
2. Хорошо выучите расположение всех нот на грифе до 5 лада.
Начните с запоминания диатоники (нот натурального ряда) – это ноты без диезов и бемолей (A, B, C, D, E, F, G). Обратите внимание, что есть строгая закономерность в расположении:
– соседние звуки (соседние лады) ми и фа (E – F), си и до (H – C), остальные располагаются через лад
– все ноты идут одна за другой в соответствии с алфавитом от A до G. После G цикл повторяется и снова следует A, но это будет уже более высокая версия ноты ля. Двигаясь по грифу, ноты повторяются в этой последовательности.
A – B – C – D – E – F – G
– или же аналогично за повторяющуюся последовательность можно взять по названию 7 нот: До – Ре – Ми – Фа – Соль – Ля – Си (c-d-e-f-g-a-b). – запомнив интервал октава (наискосок через струну), можно легко найти такую же ноту звучащую выше или ниже.
Хорошо выучив расположение этих нот, вам не составит сложности определить оставшиеся промежутки между ними, т.к. между натуральными нотами находятся диезы (#) и бемоли (♭). Название ноты взятой выше от предыдущей обозначается как диез (например A открытая 3 струна → 1 лад это A#), а нота взятая ниже от предыдущей обозначается как бемоль (например D это 3 струна 5 лад → 4 лад будет D♭). Диезы и бемоли являются взаимозаменяемыми. Например, ноту между C и D можно записать как C# или как D♭.
3. Поиск всех одинаковых нот на грифе. Используйте как упражнение для себя поиск всех одинаковых нот на грифе. Например, на первом занятии найдите все ноты ми (E) на грифе, а на втором – ноту Соль (G) и так далее, отрепетировав настолько, что вам уже не нужно будет считать или слишком долго искать. Практикуя такой способ, вы будете знать расположение всех нот на грифе.
4. Играйте произведения по нотам. Музыка записывается при помощи нот, поэтому умение быстро читать ноты и находить их на грифе – отличный способ быстро выучить все ноты. Для самого начала подойдут небольшие простые этюды, а затем уже можно переходить к большим произведениям. Если вы смогли дойти до уровня «чтения с листа», когда глядя на нотный стан, вы будете находить нужные ноты на грифе прямо в процессе чтения, то вы отлично запомнили все ноты.
Такт и тактовый размер
Если сравнить музыкальную композицию с книгой, то как у книги есть отдельные главы, так и композиция состоит из крупных частей: интро, куплет, припев, проигрыш, соло, бридж (отступление), кода и возможны другие части. Абзацы текста можно сравнить с длинными музыкальными фразами или четверостишьями куплета или припева, предложения – с отдельными строчками куплета или припева, музыкальными рифами. А слова – с тактами, слоги и буквы – с нотами.
Так любое музыкальное произведение делится ритмически на отрезки – такты. Они отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. В начале каждого произведения на нотоносце рядом с ключом пишутся две цифры в виде арифметической дроби – это тактовый размер. Верхняя цифра указывает количество долей в такте, а нижняя – длительность одной доли.
Длина звучания каждой ноты обозначается значком её длительности. Самой большой длительности соответствует целая нота. Длительность, которая в два раза короче целой ноты, обозначается половинной нотой – . Очевидно, что две половинные ноты равны по длительности одной целой ноте. Все остальные ноты тоже обозначают доли целой ноты, полученные путём деления на две, четыре, восемь, и т.д. частей.
Самой простой и основной мерой длительности является четверть , когда звук продолжается (выдерживается) в течение одного удара или одного счёта. Поэтому самым распространённым размером для записи музыки является 4/4. Так, целые ноты содержат четыре четверти и их нужно выдерживать четыре счёта, половинные два счёта, четвёртые – один счёт, восьмые – на один счёт две ноты и т.д. Кроме звуков в музыкальных композициях используют паузы – временное молчание, перерыв в звучании. Каждой длительности ноты соответствует равная ей пауза.
Когда же нужно выдержать паузу в несколько тактов, чаще это встречается в ансамблевой и оркестровой музыке, то в нотной записи это обозначается тактовой (оркестровой) паузой. Оркестровая пауза записывается в виде черты с цифрой над ней, указывающей её продолжительность в тактах.
Помимо перечисленных длительностей, в музыке используются и другие их обозначения. Для увеличения длительности нот, в некоторых случаях применяют лиги – дугообразные линии, связывающие две одинаковые ноты. Длительность звучания ноты при этом равна сумме длительностей залигованных нот
Точка, поставленная справа у нотной головки, увеличивает указанную длительность на её половину.
Точки применяются и для увеличения продолжительности пауз – соответственно тому, как они применяются для увеличения длительности нот.
Табулатура
Для записи нот нередко используют табулатуру. Это упрощённая запись партии, где линии обозначают струны, а цифры на линейках – лады на грифе.
Для пяти- и шестиструнных бас-гитар табулатура состоит из пяти или шести линий соответственно. Совместно с нотной записью, табулатура помогает точнее передать аппликатурные особенности исполнения произведения (порядок расположения и чередования пальцев при игре)
Но использование только одной табулатурной записи для разучивания композиций имеет значительный минус. Он состоит в том, что сама табулатура не отражает длительности нот и пауз. И без знания ритмики оригинального звучания произведения довольно сложно воспроизвести партию правильно. Пример фрагмента бас партии Guns N’ Roses – Sweet Child O’ Mine в табулатуре:
Согласитесь, довольно сложно понять ритмику и сыграть правильно, не зная композиции. А вот пример того же фрагмента в нотной записи и табулатуре:
Знания о длительностях нот и паузах легко позволит исполнить данный фрагмент правильно. Поэтому, несмотря на временные трудности в изучении нот и длительностей, рекомендуется учащимся, которые хотят овладеть инструментом профессионально, заниматься тщательным изучением нотной грамоты. В дальнейшем это позволит быть универсальным музыкантом, который с лёгкостью сможет исполнить любую написанную партию, будь то в оркестре или профессиональном ансамбле.
Источник