Башкирские композиторы ноты для фортепиано

Н.Жиганов — Ноты для фортепиано

пьесы для фортепиано композитора Назиба Жиганова


Назиб Жиганов
Sonatina

сонатина для фортепиано
Казань, 1938г.

Спасибо Александру за сборник!


Библиотека юного пианиста
III-IV классы детской музыкальной школы
Назиб Жиганов
Пять пьес

для фортепиано
«Советский композитор», 1959г.
номер с1128к

1. Марш.
2. Мелодия.
3. Вальс.
4. Грустно.
5. Танец мальчиков

Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!


Н.Жиганов
Сюита

для фортепиано
«Музыка», 1967г.
номер 4095

1. Прелюдия
2. Скерцо
3. Утро
4. Вальс
5. Токкатина

Послушать пьесы на Ютубе

Скачать ноты


Н.Г.Жиганов
10 пьес для фортепиано

«Татарское книжное издательство», 1976г.

Татарская мелодия.
Секунда.
Опять двойка.
Верхом на палочке.
Экспромт.
Полька.
Импровизация.
Танец.
Башкирская мелодия.
Такмак

Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!


Библиотека юного пианиста
старшие классы детской музыкальной школы
Назиб Жиганов
Двенадцать зарисовок

для фортепиано
«Советский композитор», 1981г.
номер с5746к

Слушать, смотреть на Ютубе №№1-12

Спасибо Александру за сборник!


Концертный репертуар пианиста
Н. Жиганов
Матюшинские эскизы

для фортепиано
«Советский композитор», 1983г.
номер с6405к

Слушать, смотреть на Ютубе

Спасибо Александру за сборник!


Детские пьесы татарских композиторов

для фортепиано
«Государственное музыкальное издательство», 1957г.
номер 26097

  • 1. Н. Жиганов. Четыре детские пьесы (слушать, смотреть на Ютубе)
    • 1. Танец медвежонка.
    • 2. Резвушка.
    • 3. Колыбельная.
    • 4. Марш кукол.
  • 2. М. Музафаров. Три детские пьесы
    • 1. Игра.
    • 2. Игра в мячик.
    • 3. Соловей-голубушка (татарская народная песня) (слушать, смотреть на Ютубе)

Скачать ноты

Спасибо Александру за сборник!

Краткие сведения

ЖИГАНОВ Назиб Гаязович — татарский советский композитор, педагог — родился 15.1 1911 года в Уральске. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Г. Литинского. Народный артист СССР, лауреат Государственных премий СССР, лауреат Государственной премии Татарской АССР, профессор Казанской консерватории. Его ученики: А. Валиуллин, О. Лундстрем, А. Бренинг, Ф. Васильев и др. Творчество Жиганова отмечено высокой гражданственностью, острым чувством современности, своеобразным сочетанием национального колорита с традициями русской классической школы. Среди его произведений оперы «Качкын», «Ирек», «Алтынчач», «Поэт», «Ильдар», «Тюляк», « Намус», «Джалиль»; балеты «Фатых», «Зюгра», «Две легенды»; кантата «Республика моя»; 6 симфоний, симфоническая поэма «Кырлай», «Сюита на татарские народные темы», «Симфонические песни», «Симфонические новеллы», увертюра «Нафиса» для симфонического оркестра; камерно-инструментальные произведения; романсы, песни; фортепианные пьесы (в том числе сонатина, детские пьесы); обработки народных песен; музыка для театра и кино.

НАЗИБ ЖИГАНОВ

«Я вспоминаю свое детство. Моя мать играла на гармонике татарские народные песни. В большинстве своем это были грустные, протяжные мелодии. Казалось, сама душа народа, задавленная вековым насилием, ищет в них выхода, тоскует, мечется и бунтует». Эти слова композитора Назиба Жиганова возвращают нас к началу века, когда его родной татарский народ жил в нищете и бесправии, был оторван от завоеваний культуры. Те времена безвозвратно канули в Лету.
Сейчас его соотечественникам доступно все, что создано веками цивилизации. Столица республики — древняя Казань по интенсивности своей музыкальной. жизни не уступает многим из европейских культурных центров. Оперный театр, филармония, консерватория, симфонический оркестр. В создании всего этого, в развитии национального искусства огромна роль Назиба Жиганова. Вспомним.
В 1937 году открывается Татарская филармония. В этот день здесь звучит Симфония Жиганова.
В 1939 году впервые поднимается занавес Татарского театра оперы и балета. Честь открытия предоставляется опере Жиганова «Беглец».

В 1945 году распахивает двери Казанская консерватория. Ее директором становится Жиганов.
В 1960 году за рубежом впервые поставлена опера татарского композитора. Прага горячо аплодирует «Джалилю» Жиганова.
Таковы вехи короткого, но необычайно стремительного пути, который прошло искусство Советской Татарии. Таковы и этапы творческой биографии его виднейшего представителя. Воспитанный в Московской консерватории в духе верности классическим традициям, Жига-
нов обогатил не только татарскую музыку, но и все советское искусство произведениями высокой художественной ценности.
Два балета — «Фатых» и «Зюгра», симфоническая поэма «Кырлай», Сюита на татарские темы, увертюра «Нафисе», фортепианные пьесы, песни на слова современных поэтов своей родины. Он повествует в них и о труде народа, и о подвигах защитников Отечества, вдохновляется сказочными образами фольклора, эпосом истории.

Но главное — Жиганов настоящий энтузиаст оперного театра. Среди опер, созданных им, есть историко-героические — «Качкын» («Беглец») и «Ирэк» («Свобода»), сказочно-эпические — «Алтынчеч» и «Тюляк», произведения, посвященные нашим современникам, — «Ильдар» («Дорога победы»), «Поэт», «Намус», наконец, «Джалиль» о легендарном татарском поэте-воине.
Можно было бы много говорить о творчестве Жиганова, о его достижениях, исканиях, стремлениях. Однако и сейчас остаются верными слова, сказанные Мусой Джалилем много лет назад: «Назиб Жиганов, соединивший в себе вдохновенный талант и высокую музыкальную культуру, внесший в татарскую музыку новую струю, в своих операх стремится воплотить сильные характеры, глубокие психологические переживания и мысли. Народность композитор видит не в цитировании подлинных народных песен: он понимает ее как создание по-народному новой музыки, выражающей красоту, мудрость и жизненную силу народа». Эти слова Жиганов подтверждает всем своим творчеством

60 лет со дня рождения советского композитора Назиба Гаязовича Жиганова.
Календарь — В мире музыки — 1971г.

Источник

Инструментальная фортепианная музыка композиторов Башкортостана

Разделы: Музыка

Цель: “Обогатить методику преподавания фортепиано новыми идеями: сделать интересным и доступным изучение музыкального материала”

Задача: “Приобщить учащихся к богатому национальному материалу и пополнить музыкальный репертуар разнообразными по жанру и тематике фортепианными пьесами”

Возросшее внимание каждой народности к своим истокам, корням становится приметой нашего времени. Любому человеку необходимо знание о том, как жили его предки, какова история земли, на которой он родился. Для творческой личности это особенно важно. Недаром говорят, что новое – это хорошо забытое старое. “Только тем, кто носит в своем сердце аромат родной земли, присуще подлинно творческое горение … только тот, кто зачарован мелодией, живущей в душе народа, может очаровать мелодией других” — сказал башкирский поэт Мустай Карим.

Башкортостан – многонациональная республика. По данным переписи, в пределах Башкирии представлено одиннадцать национальностей: башкиры, татары, русские, удмурты, марийцы, чуваши, немцы, латыши и другие. Независимо от национальности, любому полезно знать традиции, культуру родного края. Чтобы лучше узнать и глубже проникнуться в национальный мир музыки, я хотела остановиться на наиболее популярных музыкальных инструментах Башкирии – курай, кубыз и думбыра. Курай – вечный спутник башкирского народа, символизирующий его духовную красоту. Теплота, сочность, матовость, нежность тембра завораживают слушателей. Песня кураиста – не только искусство: его песня – его страдания, боль и быль.[3]

Первые упоминания о курае, кубызе, думбыре, кул-кумызе, сорнае уводят нас в глубину веков. В конце прошлого столетия получили распространение и европейские инструменты: скрипка, мандолина, гармоника. Чуть позже, 30-е, 40-е годы сначала в городе затем и на селе известность получает баян.

Особенности становления башкирской фортепианной музыки.

Композиторы республики внесли огромный вклад в сокровищницу мирового музыкального искусства. Значительные сочинения уже созданы и продолжают создаваться в наши дни. В последние десятилетия все большее музыкальной и музыкально-педагогической общественности России привлекает музыка композиторов Башкирии. Звучит она со сцены Башкирского оперного театра, концертной эстрады, а также в музыкальных заведениях. Яркое выражение любви к родному краю, его природе и людям – одна из главных отличительных черт творчества всех башкирских композиторов. Ими созданы значительные образцы национальной и балетной классики, монументальные симфонические и хоровые полотна, инструментальные и вокальные произведения. Профессиональная музыка формировалась в недрах фольклора. Из репертуара фортепианных сочинений написанных композиторами республики видно, что основу композиторского творчества составляет широкая сфера фольклора. В истоках культуры башкир лежит творчество древних сэсэнов – сказителей и импровизаторов народной музыки. Народная музыкальная культура башкир создала замечательные образцы мелодического стиля “Озон-кюй” (протяжный напев), характеризующегося широкой напевностью, импровизационностью, ритмическим богатством. Мелодии этого типа практически не укладываются в определенные ритмические рамки, и это существенно отличает их от музыки европейских народов. Широкие просторы земли башкир с редкими на ней кишлаками и аулами, равно как и размеренный, неторопливый ритм жизни в них, во многом определяли протяжный характер одноголосной башкирской народной мелодии. Другой жанр народной музыки – “кыска-кюй” (короткий напев). Он имеет четкое квадратное строение фразы, определенный размер (чаще двудольный), обычно сохраняющийся на протяжении всего напева. Мелодии “кыска-кюй” характеризуют песни веселые, шуточные, сатирические.[1]

В начальный период становления профессиональной фортепианной музыки (40- 50-е годы), рождались произведения различных жанров, преимущественно малых форм. В них композиторы учились, искали, развивали и утверждали свои способы самовыражения, вырабатывали свой стиль и авторский почерк. Так, одним из первых появился жанр транскрипций башкирских народных песен. Эмоциональное состояние, воплощение, как правило, ведут к народному творчеству: к песням и танцам.

Жанр “скерцо” является первым из инструментальных жанров европейской профессиональной музыки, вошедшим в башкирское фортепианное творчество: “Скерцо” Г. Муртазина, “Скерцо” Х. Заимова, “Скерцо” З. Исмагилова, “Вальс-скерцо” Р. Сальманова и другие. Большинство ранних произведений имеют сюжетный характер, названия отражают содержание произведения: “Саночки”, “Часики” Х. Заимова, “Лунная ночь” З. Исмагилова, “Озорник” Н. Сабитова. Пьесам присуще картинность, образность, характерные и для народной музыки.

Народные напевы, превращаясь в тему фортепианной пьесы, обогащались деталями, приобретали изысканность и сложность орнаментального рисунка, широту диапазона, претерпевали мелодическое и ритмическое варьирование. Для исполнителей было важным – это овладение своеобразным туше, необходимым для передачи характерного звучания народного инструмента курая, импровизационностью, идущей от фольклорных основ, точной выверенностью ритма и многим другим. Вместе с композиторами исполнители шли путем поисков национально-характерного фортепианного стиля.

В исполнительской педагогической практике в этот период появляется ряд интересных сочинений крупных и малых форм различной степени трудности. Среди них такие пьесы как: “Кукушка”, “Лунная ночь”, “Ноктюрн”, “Скерцо” З. Исмагилова, “Раздумье, “Элегия”, “Походный марш”, Х. Ахметова, “Озорник”, и Четыре прелюдии Н. Сабитова и другие. Таким образом, педагогический репертуар пианистов пополнился колоритными оригинальными пьесами с ярко выраженными национальными характеристиками.

Плодотворными для башкирской фортепианной музыки стали 1960- 70-е годы. Постепенно по мере накопления композиторского мастерства происходит эволюция фольклорных связей, и каждая форма претерпевает изменения, обогащается новым содержанием, новыми музыкальными средствами. В эти годы одно из видных мест занимает творчество Н.Г. Сабитова. Композитор много работал над изучением музыкального наследия башкирского народа. Использовал народные песни в своих произведениях крупного плана: концертах для скрипки, симфонической поэме, в балетах. Народная песня звучит новыми красками, становится как бы словами композитора, который начинает говорить языком народа. О фортепианном творчестве Н. Сабитова можно сказать как особом явлении в башкирской музыкальной культуре, сформировавшем свой стиль и сочетавшим национальные традиции с европейской профессиональной композиторской школы. Н. Сабитов одним из первых обратился к таким жанрам, как прелюдия, баллада, сонатина и концерт. Им также написаны “Детский альбом”, наигрыши, циклы прелюдий, много ярких и характерных пьес для репертуара Детских музыкальных школ. Особое место в его творчестве занимает жанр фортепианной прелюдии. Обращение композитора к прелюдии совпало со всеобщим интересом к этому жанру в советской музыке, когда циклы прелюдий создают Д. Шостакович, Д. Кабалевский, К. Караев. Интерес не случаен, так как прелюдия, в истоках своих связанная с прелюдированием и импровизационностью, могла осуществить единение восточной и европейской культур, сочетая форму и стилистику. В целом фортепианное творчество Н. Сабитова определила дальнейшее развитие жанра миниатюры.

В эти же годы башкирская фортепианная музыка пополняется циклом Х. Заимова “Прелюдии для фортепиано”. В отличие от пьес Н. Сабитова, этот цикл состоит из 24 прелюдий, расположенных в квинтовой последовательности тональностей. Музыка прелюдий проникнута национальным башкирским колоритом. Темы многих пьес не выходят за рамки пентатоники.

В 60-е годы лирические элементы приобретают характер размышления о драматическом прошлом, о жизни, о судьбе народа, к примеру, пьесы З. Исмагилова “Легенда”, “Торжественная пьеса”, “Поэма”, “ Танец”.

В 1970-е- 1990-е годы происходит становление фортепианной музыки Башкирии. Более глубже осваиваются народные и классические традиции. Концертной пьесой являются “Прелюдия и Токката” З.Исмагилова, где образное содержание “Прелюдии” является продолжением философских раздумий предыдущих пьес, более углубленным по характеру. “Токката” как жанр получает развитие и представляет собой виртуозную пьесу, построенную на национальном образном и тематическом материале. Прослеживаются аналогии с Токкатами Прокофьева и Хачатуряна.[4]

Краткие биографические сведения и методические рекомендации к пьесам педагогического репертуара детских музыкальных школ.

Использование народной музыки наряду с академической расширяет репертуар учащихся. Фортепиано нет в тембрах инструментального фольклора башкир, тем не менее, на этом инструменте возможно отражение основных мелодических и фактурных оборотов народной музыки. Музыкальные богатства народной песни, простота и доходчивость, ясность и выразительность мелодии являются основной, на которой можно строить работу с детьми. Я стараюсь приблизить ученика к тому, чтобы он мог ощущать себя в каком-то смысле создателем произведения в момент его передачи. Художественное исполнение отражает не только личность автора, но и личность исполнителя его чувства, его воображение.

Сабитов Нариман Гилязевич

Родился 11 января 1925 года в г. Казани. “Я рос в семье, где любили музыку. Брат и сестра моей матери были артистами музыкальных театров. А отец в молодости был актером Татарского академического театра. Отец – человек большой души, безгранично любивший музыку” — писал он. В 1946г. окончил Башкирское отделение Московской консерватории по классу композиции В.А. Белого и по классу дирижирования И.Д. Дружинина, а однокурсниками Н. Сабитова были А. Пахмутова, А. Эшпай, З. Исмагилов, Вели Ахмедов и другие. В 1953г. окончил Московскую консерваторию по классу композиции А.Н. Александрова, в 1953-67 гг. работал главным дирижером Башкирского театра оперы и балета. Заслуженный деятель искусств БАССР. Лауреат республиканской премии им Г. Саляма и С. Юлаева (посмертно). Умер 9 июня 1971г.

Н. Сабитов отдал свое сердце детям. Он дарил им свою фантазию, свой ум, свою душу, выступал не только как одаренный сочинитель, но и как мудрый педагог. Он создал много специальных, инструментальных произведений для учебных целей в детских музыкальных школах, которые пользуются широким спросом. Музыка для детей – особая страница многогранного творчества Сабитова. “Детей любить может каждый, для этого большого искусства, по-моему, не требуется. Этим инстинктом одарен любой человек. Но трудиться ради детей, создавать для них произведения – это куда более серьезная задача” — писал он. Именем композитора названа детская музыкальная школа №1 г. Уфы, где он получил музыкальное образование и путевку в мир искусств. Его творчество в области фортепианной музыки занимает одно из видных мест. [2]

  • 12 прелюдий
  • Детский альбом
  • Сонатина соч. 5
  • 5 прелюдий соч. 42
  • 4 прелюдии
  • 3 баллады
  • Озорник
  • Козленок
  • Темы с вариациями соч.2, соч.7.
  • Семь вариаций
  • Баллада
  • Веселый дятел
  • Капризуля
  • Петушок
  • Петушки
  • Мне купили гармонь
  • Цикл “Семь наигрышей”
  • Праздничное утро
  • Сюита из балета “Буратино”
  • “Горный орел” (транскрипция для двух фортепиано)
  • 4 полифонические миниатюры на башкирские темы
  • Два мушкетера
  • Буду командиром
  • Сюита для фортепиано в 4 руки:
  • Песня
  • Хорошее настроение
  • Фуга

Прелюдия №1 соль мажор из цикла “4 прелюдии”.

Для учащихся 4-5 классов.

Пьеса по характеру веселая, игривая, скерциозная.

Прелюдия – небольшая инструментальная пьеса импровизационного характера. Может быть самостоятельным произведением или частью цикла. В этой прелюдии есть элементы юмора и шутки, поэтому они носят танцевально-скерциозный характер. Все это связано с жанром “кыска-кюй” — быстрая песня, которой тоже характерно задорность, скерциозность. Тема состоит из 3 фраз – двух коротких (по одному такту каждая) и третей, суммирующей, состоящей из двух тактов. В конце фраз происходит опевание примы и терции тонического трезвучия, которые приходятся на первые три восьмые. Большинство народные танцевальные темы заканчиваются троекратным повторением устоя (аналогично с движением танцующего) и Сабитов сохраняет структуру танцевальных тем.

В средней части точно воспроизводит ритмическую формулу народных плясовых мелодий.

Прелюдия №2 ля минор из цикла “4 прелюдии”

Для учащихся 4-5 классов.

Образное содержание пьесы – лирическая зарисовка башкирского края.

Паузы, октавный ход, легкие акценты, украшения придают пьесе восторженное настроение. Во второй части октавное удвоение импровизационной мелодии напоминает соло курая – национального башкирского инструмента. Башкирская народная музыка по природе своей монодийна, одноголосна, что подчеркивается в данном эпизоде практическим отсутствием аккомпанемента.

Звучание мелодии курая полетное, свободно разливающееся по лесам, по долинам родного края. Синхронное пение рук в унисон, свободное владение весом руки от плеча на легато, помогает создать цельное озвучивание струн рояля. В среднем разделе педаль не выписана, но лучше применять запаздывающую педаль. В репризе второе предложение изменено, построено на интонациях первого такта темы. Картина к концу просветляется, фактура становится прозрачной.

Прелюдия №4 ми минор из цикла “4 прелюдии”

Для учащихся 6-7 классов.

Моторная и энергичная по характеру. Основная тема построена из двух фраз с повторениями в восходящем движении. Контрастное сопоставление форте и пиано делают прелюдию игровой и интересной.

Средняя часть сопоставление мажора и минора, в соль ма жоре использование народной песни “Зарифа”, основа мажорная пентатоника, но композитор тему песни более разукрасил, обогатил украшениями.

Н. Сабитов часто применяет и использует побочные трезвучия, септаккорды, которые звучат красочно и необычно. Так звучит последняя небольшая часть произведения. Триоли создают расширение, масштабность и кульминация усиливает звучность. Конец звучит утвердительно, последний аккорд повторяется два раза.

Исмагилов Загир Гарипович

Родился 8 января 1917 года в селе Верхнее-Серменево Белорецкого района Республики Башкортостан. В 1954г. окончил Московскую консерваторию им. Чайковского по классу композиции В.Г. Фере. С 1954 г. – председатель правления Союза композиторов БАССР. С 1968-1988 гг. – ректор Уфимского государственного института искусств. Профессор. Народный артист СССР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. Глинки и республиканской премии им. Салавата Юлаева.

Разнообразные и колоритные пьесы “Кукушка”, “Лунная ночь”, “Скерцо”, “Ноктюрн”, “Торжественная пьеса”, “Легенда”, “Поэма”, и “Танец” прочно вошли в исполнительскую и педагогическую практику.[2]

  • Прелюдия и Токката
  • Танец
  • Кукушка
  • Соната
  • Ноктюрн
  • Поэма
  • Скерцо
  • Легенда
  • Лунная ночь
  • Торжественная пьеса
  • Речитатив и ария Шауры из оперы “Шаура” (переложение для двух фортепиано)
  • Фрагменты из оперы “Волны Агидели” (транскрипция для двух фортепиано)

Пьеса предназначена для 7 класса.

Поэтична, навеяна образами природы, удивительным покоем и тишиной. В этом произведении композитор сумел переплести черты профессиональной музыки и народно-песенного фольклора озон-кюй (сплетение вокального и инструментального жанров).

Правая рука – это мелодия курая с разнообразными орнаментами как бы парит в ночной тиши (в высоком регистре, так как все народные песни исполняются женскими сопрано, а мужчины – тенора). Тема Ноктюрна характерна для народной песни “Таштугай”.

С помощью орнаментированного распева соединяются отдельные ступени лада, что создает впечатление гибкого, пластичного передвижения мелодии из одного регистра в другой.

Тема левой руки – это волнообразные фигурации, создают нежный и трепетный фон. Ноктюрн написан в простой трехчастной форме, есть вступление и заключение. Построен из двух тем (фантастический ночной мир и возвращение в средней части в реальный мир). Сложность исполнения заключается в том, что нужно показать три пласта: бас, заполнение и мелодию. Бас – очень важно зацепить глубоко от плеча, но в то же время мягко, заполнение – без веса, ровным по звучанию звуком. Все три голоса исполняются по-разному, и слышать их нужно, гармонически выстраивая, внутренним слухом.[5]

Касимов Рафаиль Габдулхаевич

Родился 2 июля 1947 года в городе Слупске (Польша). Профессиональное образование получил в Ижевском музыкальном училище по классу фортепиано (педагоги В.С. Кашкаров и Г.А. Полторацкая-Глушенкова). В 1963-1973 гг. учился в Уфимском государственном институте искусств. Закончил его по двум специальностям: как композитор и как пианист по классу профессора З.Г. Исмагилова. С 1972 по 1979 гг. работал художественным руководителем Башгосфиларамонии. С 1979 г. – преподаватель ДМШ №1 им. Н.Сабитова.

Яркая образность и динамизм музыкального языка, неустанные поиски нового в области жанров и формы, выразительности тембровых и гармонических красок стали определяющими для творчества Р. Касимова.

  • 5 пьес для фортепиано в 4 руки
  • Концерт и два концертино для фортепиано с оркестром
  • Юмореска “Форшлаги”
  • 6 сюит для фортепиано
  • Сонаты №1, №2
  • Прелюдия и фуга
  • 4 детские сюиты
  • Три вариации
  • На озере
  • Прощание с летом
  • Июньский ветерок
  • 3 картинки для фортепиано
  • Концертино “Юношеское” для двух фортепиано
  • Концертино №2 для двух фортепиано
  • Потешка
  • Мелодический этюд
  • Игры кукол
  • Настроение
  • Прелюдия и фуга
  • Пьесы
  • Мелодичный этюд для фортепиано в 4 руки
  • Симфоническая картина для фортепиано
  • 8 фортепианных пьес: Кошечка, Песня старого медведя, Считалочка, Колыбельная, Ария, Птичий хоровод, Этюд, Песня пастуха.

Пьеса предназначена для 4 класса.

Пьеса по характеру воздушная, солнечная, мелодия парит над сопровождением непрерывных шестнадцатых. Сопровождение интересно, что его нельзя играть с одинаковым прикосновением, так как с педалью звучит грязно. А вот если поглубже опираться на первую шестнадцатую и сделать затихание к верхнему звуку (к 1 пальцу), то на педали мелодия с таким аккомпанементом звучит великолепно, воздушно.

Нужно обратить внимание детей на название пьесы: “Месяц июнь, какой он, что растет, расцветает, какое солнце и т.д.”. Далее о замысле композитора, что он говорит о ветерке, ветерочке, но не о ветре. Июньский ветерок играет со цветами, с лепесточками, перелетая с одной полянки на другую. Это теплый и ласкающий июньский ветерок. Такой тщательный анализ помогает детям глубже понять и почувствовать настроение данной пьесы.

Я считаю, что мой материал станет ценным и полезным для многих преподавателей музыкальных школ, поможет ввести начинающего пианиста в мир башкирской музыкальной культуры.

  1. Фоменков М.П. Башкирская народная песня. Уфа, 1976г.
  2. Скурко Е.Р. Композиторы и музыковеды Башкортостана. Уфа, 2002г.
  3. С.А. Галин. Культура Башкортостана. Уфа, 2005г.
  4. А. Бикчентаев. Нариман Сабитов. Уфа, 1973г.
  5. Н.Ф. Гарипова. Башкирская фортепианная музыка. Уфа, 1977г.
  6. Р. Касимов. Пьесы для фортепиано. Уфа, 2003г.

Источник

Читайте также:  Звери по аккордам кольцевая
Оцените статью