Квартет — басня Крылова
Однажды Мартышка, Осел, Козел и косолапый Мишка решили сыграть квартетом. Достали музыкальные инструменты, ноты и стали играть. Но музыки у них не выходило. Они решили, что этого из-за того, что они не так сидят, пересели – опять ничего не выходит! Так они пересаживались несколько раз, спорили, но тут прилетел соловей. Звери попросили его совета – как им правильно сесть, чтобы была красивая музыка. Соловей сказал, что для этого надо уменье и слух. «А вы друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».
Читать басню Квартет онлайн
Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
«Постойте ж, я сыскал секрет, —
Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей. —
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
(Илл. Ирины Петелиной)
Мораль басни Кватет
Автор высмеивает в этой басне всех болтунов, способных только на слова, а не на дело. Хвастливые и самоуверенные люди считают, что за какое дело они не возьмутся — у них все сразу же получится, да ещё и в лучшем виде. Однако есть такие дела, которые требуют не только кропотливого труда, о котором часто не задумываются этакие хвастуны, но и таланта.
Источник
Партитура басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»
Для развития навыков работы с текстом (особенно стихотворным) используйте составление партитуры. С одной стороны, учащиеся глубже погружаются в текст, более тщательно работают со словом, с другой — формируется навык декламирования.
Просмотр содержимого документа
«Партитура басни И.А. Крылова «Ворона и лисица»»
Ворона и лисица
Уж сколько раз твердили миру, /
Что лесть гнусна, вредна, но только всё не впрок, //
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ///
II. Счастье вороны
Вороне где-то бог послал кусочек сыру; //
На ель Ворона взгромоздясь, /
Позавтракать уж было собралась, /
Да позадумалась, а сыр во рту держала. ///
III. Появление охотника
На ту беду Лиса близёхонько бежала, /
Вдруг сырный дух Лису остановил: //
Лисица видит сыр, — Лисицу сыр пленил. //
Плутовка к дереву на цыпочках подходит; //
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит. //
И говорит так сладко, чуть дыша: //
IV. Лесть Лисицы
«Голубушка, / как хороша! //
Ну что за шейка, что за глазки! //
Рассказывать, / так право сказки! //
Какие пёрушки! какой носок! //
И, верно, ангельский быть должен голосок! //
Спой, светик, / не стыдись!// Что, ежели, сестрица, /
При красоте такой и петь ты мастерица, //
Ведь ты б у нас была царь-птица!» ///
V. Головокружение от успеха
Вещуньина с похвал вскружилась голова, /
От радости в зобу дыханье спёрло, — //
И на приветливы Лисицыны слова /
Ворона каркнула во всё воронье горло: //
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. ///
Баснописец И.А. Крылов – автор
Метод – бытовой реализм
Самодержавно-крепостной строй и им порождённая психология чинопочитания.
Тема: изображение лести, добивающейся своей цели.
Проблема: лесть как порок, позволяющий добиваться своих целей за счёт
Идея: ещё одна попытка обличения лести, с целью искоренения зла.
Сверхзадача – вызвать у слушателей отвращение к лести и льстецам;
неприятию, непротивлению злу.
Сквозное действие: убедить слушателей в порочности лести при помощи
примера, результата этой ситуации и своей отрицательной оценки
Ворона – наивная, глупая, бесхитростная, простодушная.
Лиса – хитрая, находчивая, предприимчивая, льстивая.
Видение – лес, зима, тёмные тучи на небе, чёрная, общипанная ворона, которая зябнет, мёрзнет; а во рту кусок сыра; кругом снег, сугробы. Лисица рыжая, холёная, с пышным хвостом.
Подтекст – лесть может быть понятна, но необходимо уметь ей противостоять и отличать лесть от искренних слов; осуждение лести0 если от неё страдает другой.
Своё отношение – чувство жалости к жертве лести.
Источник