- Чередование баса и аккорда, басовая линия
- Басовой линии ноты для
- Басовой линии ноты для
- Steve Schmidt — 2. Роль басовой линии
- Steve Schmidt — 3. Кое-что помимо основных нот
- Steve Schmidt — 4. Аккорды и басовая линия
- Steve Schmidt — 5. Мажорные гаммы, тональности, последовательности аккордов, квинтовый круг
- Пентатоники
- Обыгрывание мажорных аккордов
- Арпеджио. Мажорные, Минорные и sus2
- Арпеджио. Основы мажорного и минорного арпеджио на бас гитаре
- Гаммы и лады
- Искусство съема музыки (Lucas Pickford)
- Построение басовой линии. Целевые и Подходные ноты, шагающая басовая линия
- Соло для бас гитары
Чередование баса и аккорда, басовая линия
Ещё одним распространённым аккомпанементом является аккомпанемент типа “чередование баса и аккорда”. Здесь можно выделить две взаимосвязанные составляющие — басовый тон и аккорд. Линию каждой из этих составляющих можно изменять для получения различных вариаций. Например, можно ввести повторения или изменить ритмический рисунок баса или(и) аккорда.
Чередование баса и оставшейся части аккорда
При использовании трезвучия берётся бас, а затем два его оставшихся тона.
Упражнение 1. Чередование баса и оставшейся части трезвучия.
Для получения большего разнообразия басовый тон через раз можно смещать на ближайший аккордовый звук вниз или вверх.
Упражнение 2. Движение баса.
Как узнать, когда скачок басового тона нужно делать вниз, а когда вверх? Ответ на этот вопрос даётся в курсе музыкальной гармонии, но для простоты запомните следующее: музыкальные партии с течение времени представляют собой волнообразные движения подобно колебаниям волн вверх, вниз и т.д. Соответственно, рука движется вправо, затем влево и т.д. Почему так? Потому что при движении только в одну сторону быстро закончатся клавиши. Шутка, но так оно и произойдёт. Большие скачки в партии баса допустимы, но они могут её ухудшить. Если сделать слишком большой скачок вниз, то бас может прозвучать слишком “толсто” в текущем звуковом окружении, если же сделать большой скачок вверх, то бас может не только прозвучать слишком “тонко”, но и возможно появление перекрещивания, когда басовый звук берётся выше звука тенора в предыдущем аккорде. На слух это будет ощущаться как потеря баса. Избежать перекрещивания можно так:
- Сыграйте все аккорды выбранной гармонической последовательности и запомните ноту, которая соответствует самому высокому положению басового тона
- Стройте оставшуюся часть аккорда или весь аккорд так, чтобы его нижний тон был выше (правее) самого высокого басового тона
Предположим, самый верхний басовый тон соответствует звуку до большой октавы. В этом случае нижний тон оставшейся части трезвучия на протяжении всей гармонической последовательности не должен быть ниже этого звука.
Чередование баса и всего аккорда
Этот вариант аккомпанемента более сложен в исполнении по сравнению с предыдущим, но он позволяет получить более разнообразную и насыщенную гармонию.
Упражнение 3. Чередования баса и аккорда.
Чередование баса и повторений части или всего аккорда
Этот вариант аккомпанемента хорошо известен, так как он используется в вальсе.
Упражнение 4. Чередование баса и повторений части и всего аккорда.
Пример 1. Простой вальс.
Для вальса характерно плавное равномерное движение. Для получения качающегося движения можно изменить ритмическую фигуру оставшейся части аккорда.
Упражнение 5. Пунктирный ритм в оставшейся части аккорда.
Чередование повторений баса и части или всего аккорда
Пунктирный ритм можно использовать и для чередования басового тона.
Упражнение 6. «Скачущий бас».
Аккомпанемент с чередованием баса и аккорда можно исполнять двумя руками. Левая рука играет бас, а правая — аккорд.
Упражнение 7. Чередование баса и аккорда двумя руками.
При помощи двух рук можно играть аккомпанемент с различными ритмическими вариациями, что позволит улучшить взаимодействие рук друг с другом.
Упражнение 8. Ритмические вариации двумя руками.
При совместном использовании разных типов аккомпанемента получается смешанный аккомпанемент. Интересное сопровождение можно получить при совместном использовании гармонической фигурации и чередования баса и аккорда.
Упражнение 9. Смешанный аккомпанемент.
Басовая линия
Синтезатор — это универсальный музыкальный инструмент, на котором можно имитировать игру на большом количестве разных музыкальных инструментов. По этой причине клавишнику будет весьма полезно обращаться к опыту игры на других музыкальных инструментах. В этом разделе мы обратимся к опыту игры на бас-гитаре, что пригодится при построении композиций, в которых левая рука имитирует игру на ней.
В процессе развития музыканта можно выделить два важных этапа:
- Изучение строения базовых элементов
- Применение базовых элементов
Применительно к бас-гитаристам под базовыми элементами понимаются элементарные басовые партии. Информация о них находится в свободном доступе и с их изучением проблем не возникает. Основная сложность заключается в умении применять на практике эти разученные партии. Для этого необходимо уметь исполнять несколько характерных для того или другого стиля партий и знать несколько ключевых моментов.
На предыдущем занятии мы увидели, что аккомпанемент может быть не только с явно выраженным ладовым наклонением (мажорным или минорным), но и нейтральным, который подойдёт для сопровождения как мажорных, так и минорных композиций. Партия бас-гитары состоит из последовательности звуков. Если из этой последовательности звуков убрать те, которые отвечают за ладовое наклонение, то получится нейтральная партия, которая, возможно, будет неплохо звучать и в мажоре, и в миноре. Это первый ключевой момент. Из этого следует и то, что среди всех звуков есть ключевые звуки, которые наиболее часто используются для построения нейтрально звучащих басовых партий — прима, квинта, октава. Второй ключевой момент — это игра примы аккорда. В этом случае бас будет звучать уверенно и основательно.
Пример 2. Нейтрально звучащая басовая партия.
Третий ключевой момент — игра на бас-гитаре под бочку ударной установки. В этом случае получится пробивной бас и хороший ритмический фундамент для всей композиции.
Можно ли сказать, что нейтральная басовая партия является универсальной? Нет. Во многих композициях партия баса выполняет стилеобразующую роль.
Пример 3. Стилеобразующая роль партии бас-гитары.
Примерно до середины первого варианта исполнения совершенно непонятен стиль аккомпанемента. Только после перехода баса на звук соль мы начинаем понимать, что играется нечто в стиле рок-н-ролл. А вот второй вариант исполнения уже с первых звуков указывает на рок-н-ролл.
А вот для стиля босанова нейтральная басовая партия подходит просто отлично.
Пример 4. Босанова.
Итак, для построения партии бас-гитарист должен выяснить:
- Стиль композиции, чтобы понять, подойдёт ли к ней нейтральная партия баса или потребуется стилеобразующий вариант.
- Аккордовую последовательность, что позволит ему определить примы аккордов.
- Партию барабанщика, чтобы услышать общий ритмический рисунок и ритм бочки.
Помимо квинты и октавы в басовых партиях часто используется и септима.
Упражнение 10. ”Моторный бас” для композиций в стиле диско.
В данном упражнении партия левой руки представляет собой циклично повторяющийся шаблон, состоящий из трёх звуков. Это партия сопровождения в чистом виде. Помимо сопровождения бас-гитара может использоваться и для ведения басовой линии, что характерно для джаза. Шаблон — простота исполнения, но небольшое разнообразие. Басовая линия — разнообразие, но сложность исполнения. На практике можно выбрать нечто среднее между этими двумя случаями — шаблон, дополненный короткими мелодическими фразами. В самом простом случае это может быть проходящий неаккордовый звук, арпеджио, гаммообразное движение и др., посредством чего осуществляются переходы между исполнением шаблона от разных нот.
Пример 5. Басовая партия с мелодическими вставками.
Источник
Басовой линии ноты для
Привет, давайте рассмотрим два типа нот, наиболее часто встречающихся в басовых линиях джазовых композиций. Итак, будем условно выделять «Целевые» и «Подходные» ноты. Целевые ноты — это ноты, которые создают фундамент басовой линии, они должны играться в определенное время в определенном месте линии для сопровождения аккордов. Наиболее часто в качестве целевых нот используют основные (басовые) тона аккордов. Например, рассмотрим четыре такта некоторой блюзовой композиции:
Лучшим вариантом целевых нот для нее будут основные тона аккордов. Их надо на первую долю каждого такта, то есть после каждой смены аккорда. (Если в течении всего такта звучит только один аккорд, то целевая нота обычно играется на первую долю такта; если же в течении такта играются два аккорда, то целевая нота играется при каждой смене аккордов, то есть на первую и третью доли). Сейчас перед вами стоит лишь один вопрос, из какой октавы играть целевую ноту? В следующем примере показаны целевые ноты из двух соседних октав(они обозначены буквой «T»). Вам остается выбрать октавы.
Вы наверно убедились, что выбор целевых нот скорее технический, чем творческий процесс. Например, если в течении всего такта звучит аккорд F7, то надо играть ноту «F» (какой-нибудь октавы) в течении первой доли такта. Это может показаться довольно скучным, но не забывайте, что такими же приемами пользуются великие басисты, такие как Ron Carter и Ray Brown. Этот принцип не такой уж бесполезный, подумайте об этом.
Процесс написания басовой линии становится немного более творческим, когда вы начинаете использовать Подходные ноты. Их функция — подвести басовую линию к целевым нотам. Рассмотрим, например, стандартную басовую линию для какой-нибудь песни с мерой 4/4. Басист играет половинные ноты на первую и третью доли каждого такта. На каждый такт приходится по одному аккорду. На первую долю играется целевая нота(основной тон аккорда), а на третью — подходная нота (обозначена как «A»).
(Обратите внимание, что в четвертом такте играются два аккорда, поэтому там нет подходных нот.)
Перед нами встает проблема. Надо выбрать подходные ноты. Хорошим приемом для построения простых басовых линий является использование подходных нот так, чтобы движение от подходной ноты к целевой было последовательно (то есть подходная нота должна находится за пол тона или за тон до целевой ноты. Такое движение к целевой ноте кажется логичным.) Существует два простых способа выбора подходных нот. Рассмотрим их подробно.
Первый способ заключается в выборе в качестве подходных нот тонов, входящих в текущий аккорд (который звучит в данный момент). Например, в предыдущем примере в первом такте звучал аккорд F7 (доминантовая гамма). Ноты, входящие в состав аккорда F7 находится на расстояние полутона от ноты Bb. Это дает нам две возможности. Можно использовать ноту «A» которая ниже целевой ноты «Bb», а можно «C», которая выше нее. Оба варианта хорошо звучат.
После повторного прослушивания этого примера, вам может показаться, что подходные ноты большую часть времени звучат довольно мягко. Причина этого в том, что выбираемые нами ноты могли находится на расстоянии в полутон или в целый тон от целевой ноты. В примере только в первом такте проходная нота находилась на расстоянии полутона от целевой. Многие люди чувствуют полутон резче чем тон. Если вы услышали это, то пришло время обратиться ко второму способу выбора подходных нот.
Используя второй метод, Вам вообще не надо беспокоиться о том, принадлежит ли нота аккорду, или нет. Все подходные ноты выбираются за полтона до целевых. Давайте сыграем предыдущий пример используя второй способ выбора подходных нот.
Второй способ кажется более простым, потому что не требует от вас никаких теоретических знаний. Но не обольщайтесь, в дальнейшем вам понадобится глубокое знание джазовых гамм и аккордов. Давайте теперь займемся построением «шагающей» басовой линии.
Типичная «шагающая» басовая линия состоит из восьмых или четвертных нот (для меры 4/4). Когда в каждом такте играется по два аккорда, мы можем воспользоваться вторым способом выбора подходных нот.
Этот пример достаточно типичный для случая, когда на один такт приходится два аккорда. Существует множество композиций с басовыми линиями такого типа.
Создание «шагающей» линии становится немного более сложным, когда на каждый такт приходится только один аккорд. Первая доля каждого такта содержит целевые ноты, а четвертая — подходную. Таким образом, нам осталось определить какие ноты играть на вторую и третью доли:
Заполним пустые места нотами, входящими в аккорды.
Аккорды обычно состоят из основного, терцевого (3, 4 полутона от основной ноты), квинтового (7 полутонов) и септимового (10,11 полутонов) тона. Например F7 состоит из следующих тонов: основной — F, терция — A, квинта — C, септима — Eb. Заполним этими тонами наши промежутки (обозначены «C»). Нам надо следить за тем, чтобы ноты аккорда были расположены в порядке движения к следующей целевой ноте.
Вот и все о чем я хотел сегодня рассказать.
Автор статьи Chris Fitzgerald
P.S. Вопрос: «то есть для «шагающей» линии нужно использовать те ноты,что входят в аккорд?»
Деймус: Не обязательно. Обычно для шагающего баса используются ноты из гаммы, а на сильных долях играются устойчивые ступени гаммы (1ая,3я или 5 и 7 — ноты аккорда), но могут быть использованы даже «левые» ноты. Главное их расположить в нужном месте. Таким местом чаще всего бывает 4 доля такта, когда в следующем такте звучит новый аккорд.
Источник
Басовой линии ноты для
Это первый урок из серии, посвященной построению басовых линий. Он предназначен для людей слабо разбирающихся в музыкальной теории. Рассмотренно также чтение табулатур.
Steve Schmidt — 2. Роль басовой линии
Цель этого урока объяснить музыканту какие ноты можно использовать в басовой линии и какой эффект она в целом оказывает на музыку.
Steve Schmidt — 3. Кое-что помимо основных нот
Речь пойдет об использовании неосновных нот для создания плавного музыкального течения от аккорда к аккорду.
Steve Schmidt — 4. Аккорды и басовая линия
Речь пойдет об использовании неосновных нотах аккордов.
Steve Schmidt — 5. Мажорные гаммы, тональности, последовательности аккордов, квинтовый круг
Сейчас речь пойдет о гаммах. Гаммы позволяют определить какие аккорды и в какой последовательности можно использовать. Помимо гамм мы познакомимся с квинтовым кругом.
Пентатоники
Пентатоники — это гаммы, в состав которых входит пять различных нот. Мы рассмотрим лишь наиболее распространенные: мажорные и минорные пентатоники.
Обыгрывание мажорных аккордов
Мы познакомимся с мажорными гамами и пальцевыми позициями для них, узнаем как обыгрывать мажорные аккорды.
Арпеджио. Мажорные, Минорные и sus2
На этом уроке я познакомлю вас с несколькими аппликатурами, которые вы легко сможете использовать при построении своих басовых линий.
Арпеджио. Основы мажорного и минорного арпеджио на бас гитаре
На этом уроке мы познакомимся с основными формами мажорных и минорных арпеджио. Урок достаточно полно раскрывает тему, но вы должны понимать, что это всего лишь отправная точка в вашем освоении арпеджио.
Гаммы и лады
Это статья посвящена гаммам. Приведенные ниже гаммы широко используются в различных музыкальных стилях. Знание гамм во многом облегчает жизнь музыканта. Особенно полезно это знание при импровизации и написании аранжировок и сопровождения к песням.
Искусство съема музыки (Lucas Pickford)
Несколько полезных советов на тему съема музыки на слух от Lucas Pickford-а. Способность расшифровывать и записывать на бумагу то, что Вы слышите, один из самых ценных навыков, которыми может обладать музыкант. Вы спрашиваете, в чем заключается эта ценность? Прежде всего, этот навык позволяет учиться у признанных мастеров, используя только их записи.
Построение басовой линии. Целевые и Подходные ноты, шагающая басовая линия
Рассмотрим два типа нот, наиболее часто встречающихся в басовых линиях джазовых композиций.
Соло для бас гитары
На этом уроке я хочу познакомить вас с техникой, которую я использую при написании и игре соло для бас гитары.
Источник