Басовые ноты для баяна обозначение

Основы игры на баяне — П. Говорушко

Ноты, пособия, самоучители для баяна, аккордеона

ЧТЕНИЕ С ЛИСТА

В формировании музыканта-исполнителя, да и в развитии исполнительства вообще, овладение навыком чтения нот с листа имеет огромнейшее значение.
Умение свободно читать ноты неоценимо как в практической деятельности (особенно для аккомпаниаторов и оркестрантов), так и в учебной работе, где оно, собственно, определяет темп развития учащегося. Ведь общеизвестно, что хорошо читающий ноты ученик успевает знакомиться с большим количеством произведений, постоянно расширяет свой музыкальный кругозор. И, наоборот, читающий слабо —проходит мало, разучивает произведения медленно, с трудом.
Здесь следует оговориться, что чтение нот с листа вряд ли доступно в равной мере всем учащимся или исполнителям. Успешное овладение этим навыком обуславливается, кроме всего прочего, некоторыми специфическими особенностями музыкальной одаренности исполнителя. Одной из таких особенностей является гармонический слух.

Основываясь на логике гармонического развития, такой слух позволяет как бы предчувствовать появление той или иной гармонии. Сам процесс чтения при этом не будет требовать особого напряжения. При слаборазвитом гармоническом слухе чтение будет более напряженным, а потому замедленным и менее точным. Для преодоления этих трудностей требуется не только более интенсивная тренировка, но и специальная работа над развитием гармонического слуха.
Для успешного развития навыка чтения нот с листа на баяне следует учитывать и некоторые специфические особенности инструмента. Надо сказать, что устройство баяна делает чтение с листа на этом инструменте весьма трудным делом. По объему собственно чтения (две строки, два ключа, большой диапазон, разнообразие фактур и т. п.) баян лишь незначительно уступает фортепиано, по объему же исполнительских действий значительно превосходит его. Ведь баян имеет не одну клавиатуру, как фортепиано, а две. Кроме того, расположение этих клавиатур исключает возможность зрительного контроля за исполнением. Затрудняет чтение с листа и способ звукоизвлечения, требующий хорошей координации в работе левой руки, сочетающей исполнение текста с воспроизведением звука (разжим, сжим меха).

Читайте также:  Милая моя визбор для пианино

Все это особенно сказывается при исполнении больших скачкоз. Отсутствие зрительного контроля при разучивании произведений восполняется обычно путем дополнительной тренировки, при чтении же с листа такая возможность отсутствует. Исполнение скачка в таком случае может быть точным лишь тогда, когда наличествует острое слуховое ощущение цели, тона, завершающего скачок. Без такого ощущения и при тренаже достигнуть удовлетворительного результата очень трудно.
Из сказанного видно, что чтение с листа на баяне требует не только сосредоточенного внимания, но и особенно активного слухового напряжения.
Большим подспорьем в чтении с листа является правильная организация собственно чтения. Здесь имеются свои закономерности, знание которых позволяет значительно облегчить и ускорить этот процесс. В чем же они заключаются?

Весь звукоряд правой клавиатуры в диапазоне от Н до с4 можно рассматривать как два аккорда из неустойчивых (си —ре — фа— ля) и устойчивых (до— ми— соль) звуков Де мажора.
Первый аккорд (си- ре— фа— ля) в малой и второй октавах пишется на линейках, а в первой и третьей — между линейками. Второй аккорд (до — ми — соль), наоборот, в малой и второй октавах пишется между линейками, а в первой и третьей — на линейках. Хорошо осознав эту закономерность, можно добиться более беглого чтения в высоком и низком регистрах. Надо добавить, что диапазон правой клавиатуры баяна в скрипичном ключе исчерпывается написанием пяти добавочных линеек как снизу, так и сверху нотного стана. Причем на обеих пятых линейках расположены крайние ноты си (на пятой снизу — Н, на пятой сверху — Л3).
Зная все это и увидев ноты, расположенные на нижних добавочных линейках (начиная со второй), читающий уже будет исключать до, ми и соль как пишущиеся в этой октаве между линейками1 и думать о вероятных си, ре, фа, ля. Вверху же (в третьей октаве) он будет исключать эти звуки, так как на линейках здесь пишутся лишь до, ми и соль.

Читайте также:  Настройка пианино по метроному

После твердого усвоения записи звуков и повторения расположения их на правой клавиатуре можно приступить к исполнению с листа одноголосных пьес с гаммообразным, по-ступенным (а затем арпеджированным) движением мелодии, постепенно охватывая все больший диапазон.
Поскольку появление альтерации, изменяя высоту звука, не изменяет его написания на нотном стане, торопиться с переходом к новым тональностям не следует до тех пор, пока не выработается навык абсолютно свободного чтения диатонических звуков в До мажоре и ля миноре. Вводить хроматизм следует в том регистре, который уже хорошо изучен. Отсутствие должной системы в выборе репертуара для чтения с листа (в практике, к сожалению, чаще всего так и бывает) может принести не пользу, а вред, развивая небрежность в выборе аппликатуры, в исполнении вообще. А на раннем этапе обязательное соблюдение аппликатурной дисциплины гаммообразного принципа и владение основными приемами игры (легато, стаккато) является особенно важным.
Чтению с листа помогает знание некоторых особенностей записи нот, группировки и т. п. Так, направление движения мелодии (ее повышение, понижение) отражается соответствующим написанием вязки, объединяющей какую-либо группу нот.
Очень большое значение для чтения имеют особенности записи двойных нот и аккордов.
Двойные ноты. Наиболее характерно для баяна параллельное движение двойными терциями и секстами. Следует указать учащемуся на особенности их записи: в терциях оба звука записываются или на линейках, или между ними; в секстах — если нижний звук на линейке, то верхний (через определенное расстояние) — между линейками, и наоборот:

Так же, как сексты, пишутся кварты и октавы, но расстояние между звуками различное (в кварте — меньшее, в октаве — большее).
В квинтах и септимах, как в терциях, оба звука —или на, или между линейками. Определить, какой из названных интервалов встретился, легко, если помнить, что состоят они соответственно из двух и трех терций (т. е. с одним или двумя, пропущенными, через терцию, тонами):

Такой порядок сохраняется и на добавочных линейках. Поэтому при чтении двойных нот, записанных на верхних добавочных, определяется по названию нижняя нота, верхняя же может определяться по интервалу. Например:

Такое написание характерно для септимы. Определяем: от ля септима вверх будет соль.
В двойных нотах, находящихся под нотным станом, называется верхняя нота, а нижняя определяется по интервалу.
Аккорды. Характерное написание трезвучия и его обращений выглядит так:

Как видим, оно основано на сочетании, терций и кварт. Работая, следует добиться того, чтобы пальцы почти механически находили клавиши, соответствующие тому или иному аккорду (см. рис. 9 на стр. 37).
Для этого нужно обстоятельно пройти трезвучия отдельно в мажоре и миноре. Так же проходятся секстаккорды и квартсекстаккорды.
Чтение и исполнение четырехзвучных аккордов имеет свои особенности. Прежде всего следует отличать написание удвоенных звуков трезвучий и их обращений от септаккордов с обращениями. Для первых характерны интервалы терций и кварт, для вторых — терций и секунд:

Известную трудность представляет чтение и исполнение обращений септаккордов. Здесь ориентиром должна служить секунда (вверху — квинтсекстаккорд, в середине — терцкварт-аккорд, внизу — секундаккорд).

Очень часто доминантсептаккорд и его обращения применяются с пропущенной квинтой. Их написание:

Септаккорды и их обращения воспроизводятся на баяне несколькими типовыми положениями пальцев, которые следует усвоить на специально подобранных упражнениях. Для наглядности можно составить схему таких основных типовых положений подобно приведенной для трезвучий.
Таков основной круг навыков, приобретению которых необходимо подчинить первый этап занятий чтением с листа. Дальнейшая работа будет направлена на изучение тональностей с все большим количеством знаков, пьес все более и более трудных, быстрых и т. п.
По мере появления сколько-нибудь значительных навыков игры с листа правой рукой необходимо начать игру и левой.

Прежде чем начинать, игру с листа двумя руками, учащийся должен получить хотя бы самые необходимые навыки игры правой и левой руками отдельно. К таким навыкам относится прежде всего свободное чтение типичного аккомпанемента — трезвучий, секстаккордов и т. п. Однако прежде чем приступить к этому, следует добиться прочного усвоения левой клавиатуры.
Особое внимание нужно уделить изучению записи звуков низкого и высокого регистров в басовом ключе. Как правило, учащиеся слабо знают ноты, записанные под нотоносцем и выше него. Чтобы хорошо их усвоить, полезно поиграть специально подобранные примеры из полифонических пьес.
При чтении аккомпанемента учащиеся обычно идут по линии наименьшего сопротивления: не задумываясь над строением аккорда, они читают лишь его обозначения (Б, М, 7) и определяющий бас. В начальном периоде обучения, когда ученик слабо подготовлен теоретически, это не только допустимо, но и единственно возможно. По мере же накопления достаточных теоретических знаний от такого метода нужно отказаться и перейти к осмысленному чтению аккордов. При чтении последовательности бас — аккорд исполнитель, пользуясь обозначениями, мысленно проделывает три операции, выясняет: а) какой бас, б) какой аккорд (Б, М, 7) и в) от какого баса этот аккорд.
Не проще ли, взглянув на аккорд, сразу определить и его название и его принадлежность? Думаем, что да. Это значительно упрощается тем, что для всех аккордов существует весьма ограниченное количество видов записи, а именно:
а) трезвучия в основном виде записываются от соль, ля и си;
б) в виде квартсекстаккорда — от до и ре;
в) в виде секстаккорда — от ми и фа.
Твердо усвоив, что основной тон в трезвучии — внизу, в квартсекстаккорде — в середине, а в секстаккорде —вверху, можно научиться без труда определять принадлежность аккорда (от какого баса он берется).

Так же обстоит дело и с доминантсептаккордом:
а) в основном виде (с пропущенной квинтой) он пишется
от соль;
б) в виде секундаккорда — от ля, си, до и ре;
в) в виде квинтсекстаккорда — от м и фа;

По расположению основного тона (основной вид — внизу, секундаккорд — в середине, квинтсекстаккорд— вверху) так же просто определить, от какой ноты строится данный аккорд, и обойтись без дополнительного обозначения.
В процессе тренировки вырабатывается зрительное восприятие записи того или иного аккорда, и необходимость в отыскивании основного тона сама по себе отпадает, что еще упрощает чтение.
Из сказанного следует, что для определения аккордов левой клавиатуры достаточно применения лишь буквенно-цифровых обозначений (Б, М, 7). Для подвинутых исполнителей вообще вряд ли целесообразно дополнительное обозначение аккордов (определяющего баса).
Одной из основных задач чтения нот с листа двумя руками в первоначальном периоде должна являться работа над развитием навыка исполнения типичных ритмических сочетаний, то есть работа над развитием координации. Здесь организация работы должна быть примерно такой:
1. Четные метрические категории:
а) соседние: целые — половинные, половинные — четверти, четверти — восьмые, восьмые — шестнадцатые попеременно в правой и левой руке;
б) не соседние: целые — четверти (восьмые, шестнадцатые), половинные — восьмые (шестнадцатые), четверти —
шестнадцатые, также попеременно то в правой, то в левой руке.

2. Нечетные метрические категории:

В заключение следует сказать, что игра с листа (одной или двумя руками) должна быть всегда осмысленной, работа над исполнением штрихов, динамических и агогических оттенков при чтении должна быть последовательной, систематической, а не стихийной, эпизодической. Только в таком случае чтение с листа будет плодотворно влиять на общее продвижение учащегося.

Источник

Басовые ноты для баяна обозначение

Эта статья рассказывает как учиться играть на баяне по слуху.
Для обучения есть методика, изложенная в книге Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян самоучитель без нот.

В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb

https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20

Последующие издания этой книги называются Баян по слуху . Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.

Баян — для песни лучше не найти

Баян (аккордеон, гармонь) самый громкий среди носимых компактных инструментов
В отличие от струнной гитары — с камерной (кухонной, подъездной) громкостью музыкальных звуков. Баян по громкости подходит для улицы, двора, деревенской околицы. Среди струнных самый громкий инструмент — с самыми длинными струнами. Рояль . Однако струнная конструкция не обеспечивает компактности при высокой громкости.

На баяне одна клавиша — один звук . Звукоизвлечение, как у фортепиано. Позволяет играть богатые, сложные музыкальные произведения. На гитаре играть гораздо труднее.

На баяне две стороны — правая сторона соло, левая сторона аккомпанемент. Один баян заменяет целый ансамбль из трех гитар. Бас — гитара (басы), ритм — гитара (аккорды), соло — гитара (соло).

Голоса (звуки) баяна извлекаются язычковыми планками. Мех баяна дует в них воздух. В каждой голосовой планке два одинаковых язычка — на сжим и на разжим меха .

Клавиатура баяна

Правая клавиатура баяна

Вся музыка состоит из семерок звуков , которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше . Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже .

Семерки звуков нумеруются 1 2 3 4 5 6 7 что соответсятвует звукам октавы До Ре Ми Фа Соль Ля Си . Высоту звуков по цифрам легче усвоить не знающим нотную грамоту. Звук 1 ниже звука 3, а звук 6 выше звука 4.

Несмотря на кажущуюся сложность. Баянная клавиатура компактней аккордеонной . При игре рука не прыгает вверх — вниз. На баяне легче играть быстрые мелодии

Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.

В России распространена раскладка клавиатуры B-Grif . Клавиша 1 (До) находится в первом, ближнем от меха вертикальном ряду. Баянисты говорят, что белый узор клавиш тонов как бы растет от мехов вверх — деревом. В Европе распространена раскладка C-Grif. Раскладка зеркальная вертикально. Клавиша 1 (До) находится в третьем, дальнем от меха вертикальном ряду. Баянисты говорят, что белый узор клавиш тонов как бы растет от мехов вниз — елочкой.

Левая клавиатура баяна

Обычно первый вопрос Где на баяне гитара. Ответ — Слева. Второй вопрос — Где Три аккорда E7 Am Dm. Второй вертикальный ряд — Басы. Горизонтальные косые ряды от меха наружу вверх — аккорды этого баса. Вначале мажор, потом минор, потом септ. Белые клавиши целые ноты тона . Черные клавиши полутона. Белые клавиши посредине Си Ми Ля Ре Соль До Фа. Три (в септаккордах четыре) звука аккорда звучат при нажатии одной клавиши этого аккорда.
Семь цифр — семь звуков басов . Порядок расположения басов сверху вниз 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4 . Тональность мелодии меняется переходом на ряд баса вверх или вниз .
Двадцать одна буква — по три готовых аккорда в ряду каждого баса . Мажорные б . Минорные м . Септаккорды с

Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона . На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов . С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды

Методика обучения игре по слуху на баяне

Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений

Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор . Аккорд 1б это До мажор . Аккорд 3с это Ми септ

Боюсь содержанием напугать начинающих слухачей
Но уверен, что это ребята смелые, поэтому привожу полностью

Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель

Содержание 200 страниц

От авторов
Правая клавиатура. Первая позиция. Мелодия. Цифры-звуки
Левая клавиатура. Основные аккорды
Обозначения
Ритм
Настроиться на мелодию
Настроиться на голос
Играть душевно
Заниматься так
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м
Главные аккорды мажора 1б, 5с, 4б
Кадансовые аккорды 36м, 51б
Мажор в миноре и наоборот
Прерванный оборот
Аккорд 6с
Аккорд 1с
Аккорд 7с
Аккорд 5б
Аккорд 2с, 25б
Аккорд 5м
Аккорд 4м
Аккорд 3м, 73б
Аккорд 3б, 73б
Странные песни
Шаланды, полные кефали
Мелодия с аккордами на правой клавиатуре
Обращения основных аккордов
Обращения аккордов 6м, 3с, 2м
Обращения аккордов 1б, 5с, 4б
Обращения аккордов 6с, 1с
Обращения аккордов 5б, 2с
Обращения аккордов 5м, 4м
Обращения аккордов 7с, 3м, 3б
Неосновные аккорды
Аккорды 7н, 2г, 6г, 6н, 3х, 1в, 4с, 5ц, 6б, 6х, #1у, 6ц, 6д, 1ц, 1х, 1д
Аккорды 7х,#4y, #2у, 5д, 2ц, #4у, 2б, 3н, 2н, 2х, 3г, 6у, #5у, 7у, 5у, b7б, 1у
Аккорды 5к, 5х, 4ю, 1р, 4г, 4а, b7ю, 6ю, b3ю, 5т, 3к, 6к, 1к, 7б, b6c, b7с
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Резкие аккорды 2п, 4ж, 1ж, 1ш, 5з, 3е, 6ч
Аранжировка
Вторая позиция
Третья позиция
Ориентироваться в тональностях
Ваш стиль
Алфавитный список и номера произведений

Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов , которых многим хватит

Цитата стр. 5
Всего в самоучителе около 80 аккордов . Не пужайтесь — уже первых десяти , и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да справой рукой, едва ли владеют и профессионалы . Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей.

Цитата стр. 11
Аккорды играются по обозначениям под словами (ниже мелких цифр). Здесь не используются традиционные обозначения аккордов (VI->VI. g, F7. Cj7/5+. ), а предлагаются новые. Но дело в том, что вместе с новыми обозначениями вводится новое ремесло (вернее, старинное искусство) — игра по слуху (вернее, импровизационная гармонизация). Исследования показали , что существующие обозначения аккордов не пригодны для обучения по слуху — пригодны только наши слуховые. Обозначения забудете, а играть по слуху будете!

Идея обучения игре на баяне по слуху

Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м . Кто до баяна играл на гитаре , без труда узнает Am, E7, Dm . Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда . Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру .

Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)

Для этого аккомпанируем (можно подпевать или наигрывать) популярным мелодиям где есть эти аккорды. Мелодий для каждого вида аккордов много 20 — 30 ( Для изучения всех видов аккордов мелодий более 500 )

Для аккордов 6м, 3с, 2м

1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я

Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции , при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды

Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разные темы . Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.

Советы начинающим

На левой клавиатуре во втором от меха ряду есть меченный бас 1 (С или До) От него ошупью найдутся другие басы. Вниз 4. Верх 5 2 6 3 7

Аккорды баса косой ряд налево вверх б, м, с.

Пальцы Правой руки — вертикальные ряды клавиш от меха
Первый ряд — указательный палец
Второй ряд — средний палец
Третий ряд — безымянный палец
На подхвате — мизинец

Пальцы Левой руки — вертикальные ряды клавиш от меха
Второй ряд (басы) — средний палец
Третий, Четвертый, Пятый ряды (аккорды б, м, с) — указательный палец

Цитата стр. 9
Учтите, когда научитесь играть по слуху — тогда ни наши цифры, ни ноты будут не нужны! И вообще, если мелодия произведения Вам известна, не обращайте ни малейшего внимания на маленькие цифры под словами.

Источник

Оцените статью