Басовые ноты пианино как

Как играть басы на фортепиано.

Научиться здорово играть басы и не только Вы можете с помощью видео -курсов!

Сразу возникла ассоциация с медведем) Детей всегда учат, что звучание в нижних регистрах фортепиано похоже на рев медведя.. Так рассказывали мне в музыкальной школе, так рассказываю и я своим детям, и действительно, лучший образ придумать сложно.

Как же играть басы на фортепиано? Можно сказать, что как и все остальное — легко и свободно. Но несколько тонкостей все же есть, и мы о них сейчас поговорим.

Во — первых, бас, конечно же, не стоит колотить. Струны на фортепиано чем ниже, тем толще, звучание, соответственно, полнее и мощнее, и поэтому никакой силы не нужны. Что же нужно? Опять же, играть свободно. Если Вы мягко и пластично опускаете руку в клавиатуру, то неизменно получаете мягкий, тембристый и насыщенный звук. Такой звук часто называют «бархатный». Но разве это все? — почти. Я бы советовал никогда не играть бас ( как и все остальное на клавиатуре ) прямо ( прямо вниз, вертикально ), это очень плохо и неправильно. Почему? — звук получается резкий и грубый, в руке моментально возникает «зажим». Это, кстати, и есть то секретное и абсолютно элементарное движение руки, которое, почему — то, «забывают» объяснить детям тетеньки ( бабушки ) в музыкальной школе. Руки пианиста, во время исполнения на фортепиано, ВСЕГДА чертят в воздухе невидимые дуги. У профессионального пианиста НИ ОДНОГО угла Вы нигде и никогда не найдете. Квадратная может быть структура, движения рук же всегда круглые. Об этих элементарных, но известных далеко не всем пианистам, приемах превосходно рассказывает в своих видео — уроках Михаил Аркадьев. Он называет эти дуги «нижними» и говорит, что это чуть ли не основное движение пианиста за фортепиано. Всем рекомендую прослушать мастер — классы этого мастера, лучше в интернете Вы не найдете.

Читайте также:  Как сделать копию гитары

Во — вторых, думаю, следует поговорить о педали, ведь чаще всего она связана именно с басом. От того, насколько умело Вы ею воспользуетесь, зависит красота звучания инструмента в общем. Именно на бас, зачастую, накладывается вся остальная фактура. Если Вы можете держать его руками, то никакой педали, естественно, не нужно. Если же расстояние на клавиатуре этого сделать не позволяет, педаль просто жизненно необходима для полного звучания фактуры. Нейгауз написал, что педаль может быть прямая и запаздывающая. Эти термины очень приблизительны, тем не менее, они дают возможность не запутаться и хоть как — то конкретизировать прием. Иными словами, Вы либо берете педаль в момент взятия баса, или же с небольшим опозданием, успевая услышать бас и зафиксировать его рукой, при этом давая отзвучать предыдущему музыкальному материалу. Таким образов, Вы избегаете грязного звучания, к которому часто приводит неумелая педаль. Конечно же, если до баса Вы еще ничего не играли ( самое начало произведения ) либо бас берется после паузы, то Вы можете смело брать прямую педаль, либо даже нажимать ее до нажатия клавиши.

Третье. Почему я все время пишу о взятии баса рукой, а не пальцем? Все очень просто. Иногда, когда нужно взять бас очень ярко, мы берем его не одним пальцем, а двумя! ( иногда даже тремя ). Варианты такие: 5+4; 4+3; 5+4+3. Как же так? — все просто. Ничего неестественного здесь нет. Когда Вы играете очень громко, то Ваши пальцы выдерживают вес всего Вашего тела. Спросите любого спортсмена и он Вам расскажет, что отжиматься на всех пальцах легче, чем на одном. Не знаю, стоит ли уточнять, но мы берем бас двумя пальцами, в основном, когда это черная клавиша. Хотя 5+4 иногда нужны и при взятии белой. 4+3 на белой клавише не используются, потому что приходится слишком выкручивать руку, а это приводит уже к «углу» вместо «круга».

Читайте также:  Only you savage с аккордами

Четвертое напрямую связано с предыдущим. Не заменяйте 5ый или 4ый палец третьим. Об этом также написал Нейгауз. Бывает всякое, и я никак не смогу описать здесь тысячи музыкальных примеров и десятки исключений из них. Аппликатура вещь тонкая, хотя, на мой взгляд, универсальная гораздо чаще, чем это принято считать. Взятие определенных пальцев зависит ведь не только от определенного момента исполнения, а еще и от того, что будет дальше и что было до.

При взятии баса 5ый или 4ый пальцы действительно заменяют третьим гораздо чаше, чем это нужно. 3ий кажется сильнее 5го, но у настоящего пианиста самые опорные и устойчивые как раз мизинцы! Играют нижние ноты 3ми пальцами из — за недостаточно развитых 4го и 5го, а недостаточно развиты они из — за неправильного прикосновения к клавишам. Их обычно излишне поджимают вместо того, чтобы раскрыть РУКИ и наладить настоящий контакт с клавиатурой.

А пятое связано с четвертым. Тут все наоборот. Пианисты, которые аюсолютно верно берут бас мизинцем, далее, в среднем регистре, играют опять пятый! Таких мест в фортепианной литературе тьма! Допустим, это вальс или ноктюрн Шопена, хотя это касается творчество не только этого фортепианного гения, а и многих произведений ( либо отдельных кусков ) большинство других композиторов. У нас есть мелодия, бас и середина. Для понятности обозначим трехголосие. Правая рука играет мелодию, а левая бас и середину. Басы у нас идут отдельными длинными нотами, а середина раскладывается на мелодические фигурации. Между басом и первой нотой «середины» и прячется ошибка! Очень часто приходится видеть, как пианист играет 5ый — 5ый, а это крайне неудобно и недальновидно, так как в быстром темпе так играть становится просто невозможно, а уже ведь заучили! Переучивать сложно хотя бы потому, что играемая музыка со временем немножко приедается, насколько бы в начале не нравилась. А попробуйте еще понять, что определенное место в произведении не получается из — за какой — то замены 4го или 3го пальца 5ым! Ведь вроде все правильно, после 5го остальные ноты в середине играть легче, не приходится так растягивать пальцы. А нет… Пятые пальцы никак не успевают постоянно преодолевать большие расстояния на клавиатуре ( которые весьма сокращаются при чередовании 5го с 4ым и 3им ). Плюс постоянно присутствует едва уловимый, даже не всегда осознанный разворот кисти, что также сковывает руки и затрудняет исполнение на фортепиано.

Это очень вкратце о басе. Расписать все примеры невозможно, как же быть? Попробуйте довериться своим ощущениям, не занимайтесь самообманом и почаще включайте логику. Композиторы никогда не писали просто так, весь музыкальный материал, если мыговорим о гениальных композиторах ( пускай они будут для каждого свои ) тщательно вынашивался и продумавылся. Разгадыванием этих загадок и занимаются профессиональные пианисты. В свою очередь, это привносит интерес занятиям фортепиано и не дает им полностью исчезнуть из современного мира, изрядно напичканного всевозможными удовольствиями.

Источник

Волшебные клавиши

Басовый ключ ноты

Здравствуйте, дорогие друзья! Для тех, кто решил овладеть искусством игры на фортепиано и синтезаторе знания нот первой и второй октавы не достаточны. Именно поэтому мы приступаем к изучению нот в басовом ключе.

Пожалуйста, изучайте эту тему только после изучения нот первой, второй и третьей октав.

Посмотрите на ноты. Если они вам знакомы, продолжаем дальше. Если нет, учите!

Октавы синтезатора и ноты

Ноты басового ключа на нотном стане

Басовый ключ ноты для фортепиано

Ноты Малой октавы

Ноты Малой октавы записываются в басовом ключе.

Иногда, как видите из верхнего рисунка — ноты Малой октавы можно записать и в скрипичном ключе на нижних добавочных линейках. И ноты Первой октавы также могут быть записаны в басовом ключе на верхних добавочных линейках. Но это — редко бывает. Просто помним и о таком варианте.

Давайте для начала познакомимся с басовым ключом. Вот как он выглядит.

Пишется на четвертой линейке. Означает ноту Фа Малой октавы. Посмотрите, завиток ключа начинается именно на 4 линейке (линейки считаем снизу вверх).

Запоминаем. Нота ФА Малой октавы находится на 4 линейке. Это хороший ориентир для запоминания нот!

Далее рассмотрим каждую ноту Малой октавы:

Нота До находится между второй и третьей линейкой.

Нота Ре — на третьей линейке.

Нота Ми — между третьей и четвертой линейкой.

Нота Фа — на четвертой линейке.

Нота Соль — между четвертой и пятой линейкой.

Нота Ля — на пятой линейке.

Нота Си — над пятой.

Обратите внимание! Ноту До Первой октавы можно записать и в басовом ключе — на первой дополнительной линейке.

Ноты Большой октавы.

В басовом ключе ноты Большой октавы располагаются слева от Малой октавы.

Ноты Большой октавы

Не стоит пугаться большому объему информации. Если есть вопросы, обязательно задавайте в комментариях к статье!

Источник

Ноты басового ключа + карточки для печати

Ученики музыкальных школ часто сталкиваются с такой трудностью — появление басового ключа. Я сам прекрасно помню, как учительница сказала: «Ты уже готов к серьезным произведениям, но тебе придется выучить ноты в басовом ключе». Я понятия не имел что это, но было очень приятно что мне доверили такое ответственное задание.

Как выяснилось, выучить расположение нот в басовом ключе не так-то просто — привычка берет свое, и волей-неволей называешь ноты по-старинке (в скрипичном ключе). Наверное, у меня ушли бы годы на зубрежку, но однажды папа сделал карточки из картона, на которых были нарисованы те самые ноты в басовом ключе. С карточками учить оказалось интереснее и веселее, а результат не заставил себя ждать. Такие карточки вы сможете скачать перейдя по ссылке, которая будет в конце статьи.

Как запомнить расположение нот в басовом ключе

Обычно, басовый ключ начинают вводить тогда, когда скрипичный уже не вызывает трудностей и ученик хорошо ориентируется на клавиатуре. Как же запомнить расположение нот в басовом ключе?

Сперва взгляните на изображение ниже:

Обратите внимание, что ноты Большой и Малой октав, располагаются преимущественно на основных линейках нотного стана. ВСЕ ноты первой октавы в басовом ключе располагаются на дополнительных линейках. Те же самые ноты Первой октавы в скрипичном ключе, будут располагаться на основных линейках стана. Это к слову о том, зачем нужны ключи в принципе. Как же выучить ноты в басовом ключе?

Можно зазубрить ноты наизусть как таблицу умножения, но этот способ более долгий и не всем подходит. Я выступаю за аналитический подход. Итак, чтобы понять какая нота на какой линейке располагается, нам нужно понять от чего отталкиваться. Скрипичный ключ называют еще ключом Соль, а басовый — ключом Фа. Об этом вы можете узнать из этой статьи . Но если коротко, то басовый ключ своим завитком цепляется за 4 линейку нотного стана, подсказывая нам, что на этой линейке располагается нота Фа. Теперь мы знаем от какой ноты считать все остальные.

Итак, нота Фа на 4 линейке. Значит ее окружают ноты Ми и Соль:

Еще один способ запомнить ноты — выучить их как скороговорку. Например, возьмем за ориентир ноту Соль Большой октавы. От нее будем строить ноты через одну: СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ. В Басовом ключе это выглядит вот так:

Нужно запомнить, что скороговорка «СОЛЬ-СИ-РЕ-ФА-ЛЯ» предназначена для нот, которые располагаются на линейках, и отсчет мы ведем от из них.

Вторая скороговорка предназначена для нот, которые располагаются между линейками. Она чуть длиннее и звучит так: ФА-ЛЯ-ДО, МИ-СОЛЬ-СИ. Я неспроста разделил этот ряд запятой. Запоминать легче, если группы нот небольшие.

Уже запутался 9

Ноты басового ключа на клавиатуре

Чтобы быстро находить клавишу соответствующую ноте, нужно хорошо ориентироваться на клавиатуре инструмента. Если вы не знаете что такое октавы, добро пожаловать сюда . Ниже я представлю картинку с изображением и названиями октав:

Теперь давайте посмотрим, каким клавишам соответствуют ноты на нотоносце:

Как вы видите, для обозначения нот в контр и субконтроктавах, приходится использовать множество дополнительных линеек, что нечитаемо и неудобно для разбора.

Использование «Восьмерок»

Чтобы избежать всех этих дополнительных линеек, были введены следующие знаки, которые упрощают чтение нот. Эти знаки выглядят как цифра восемь и пунктирная линия. Если такой знак находится над нотным станом, значит ноты которые он охватывает пунктиром, нужно играть выше на одну октаву. Взгляните на пример:

Если восьмерка и пунктир расположились под нотным станом, значит и играть следует на октаву ниже:

Как видите, такой прием облегчает жизнь музыканта и ускоряет разбор нотных партий. Но есть еще кое что, о чем нужно знать. Иногда восьмерка пишется сверху, но играть ноты под ней стоит на октаву НИЖЕ. Как это понять? Очень просто — рядом с восьмеркой иногда пишут латинские буквы, которые и обозначают КАК следует играть выделенное — выше или ниже. Буквы «va» означают, что играть написанное нужно на октаву выше, а буквы «vb» — на октаву ниже. При наличии этих букв, восьмерка и пунктир всегда пишутся над нотным станом:

Карточки для печати

Как и обещал, делюсь с вами карточками для заучивания расположения нот в басовом ключе.

Пользоваться ими очень просто:

  1. Распечатайте документ под названием «Карточки на листе А4»
  2. Разрежьте по пунктирной линии
  3. Согните пополам таким образом, чтобы название ноты оказалось на обратной стороне карточки
  4. Разложите карточки перед учеником. Пусть берет любую из карточек, называет ноту, а затем смотрит ответ на обратной стороне

Также вы найдете карточки по отдельности, их тоже можно использовать по вашему усмотрению.

В заключение хочу сказать, что не так страшен черт, как его малюют. Выучить ноты в басовом ключе не труднее чем в скрипичном. Все зависит от вас, от того как часто вы тренируетесь. Заметьте, не от того как долго вы сидите над карточками, а от того как часто вы к ним подходите. То есть лучше упражняться несколько раз в день, чем один раз, но долго.

Наклейте карточки в тех местах, где вы часто находитесь: над письменным столом, на холодильнике, в детской, в конце концов в туалете. Сделайте закладки в виде этих карточек и проявите фантазию, как еще их можно использовать.

Мне нравится статья 56

Напишите в комментариях, помогли ли вам карточки, чтобы осилить ноты в басовом ключе?

Источник

Оцените статью