Басовые партии для фортепиано

Басовая партия (часть 2)

Отличие басовой партией (линии) от аккомпанемента понятно на интуитивном уровне, но на этом стоит остановиться подробнее.

Басовой партией или басовой линией называется самая низкая партия в многоголосном музыкальном произведении. Это не обязательно должна быть партия бас-гитары, но в контексте эстрады чаще всего понимается именно это. Бас-гитара используется, главным образом, для игры басовых тонов, что является одноголосной партией. Если мысленно соединить эти тоны друг с другом, то получится линия. Язык искусства универсален, что позволяет лучше понять одну область художественной деятельности посредством других. Музыка — это картина из звуков. Рисунок — основа всех видов изобразительного искусства, а басовый рисунок — основа басовой партии или её части, состоящая из последовательности звуков, которая имеет форму и содержание, о чем будет рассказано далее.

Конструктивно четырёхструнная бас-гитара является четырехголосным инструментом. На ней можно одновременно сыграть более одного звука, например, при игре гармонических октав одновременно звучат два звука. В этом случае получается уже две линии — баса и его октавного звука. То есть, выражение «басовая линия» в широком смысле обозначает любую басовую партию, а в узком — одноголосную.

Аккомпанемент в переводе означает сопровождение. В музыке аккомпанемент представляет собой музыкальное сопровождение солирующему голосу или инструменту, а также группе исполнителей. Из этого определения следует, что любая басовая партия, исполняемая совместно с солирующей партией представляет собой аккомпанемент в широком смысле слова, однако в большинстве случаев под аккомпанементом понимается многоголосное музыкальное сопровождение, состоящее не только из басовой линии, но и партий других голосов, благодаря чему аккомпанемент приобретает выразительную форму и содержание. Под многоголосием в аккомпанементе понимается, в первую очередь, качественная, а не количественная составляющая. Для аккомпанирования может использоваться и один инструмент, например, фортепиано, на котором можно одновременно вести партии баса, тенора, альта и сопрано. Это позволяет получить основу (бас), поддержку и заполнение (тенор, альт) и мелодию (сопрано). Композиция в этом случае может звучать основательно, широко и насыщенно. Но данное распределение голосов в аккомпанементе не является единственно возможным. При использовании гармонической поддержки три голоса могут находиться и в одном частотном диапазоне голоса, например, альта. Здесь аккомпанемент не будет иметь основательности и ширины, как в предыдущем случае, но такая “фокусировка” голосов может лучше передать содержание какой-то части или всего произведения. Басовая линия является одной из партий, входящих в аккомпанемент. Автоаккомпанемент на синтезаторе (если такая функция есть в вашей модели) будет звучать “богаче”, но и композиция, состоящая только из басовой партии и мелодии, может также прозвучать выразительно, содержательно и интересно.

Читайте также:  Труссарди blue land ноты

Рассмотрим простую басовую партию, состоящую из трех нот ля, до и ми. Попробуйте мысленно равномерно проиграть эти ноты в цикле. Для какой музыкальной композиции (формы произведения) такая партия могла бы подойти? Не знаете? Послушаем её.

Упражнение 1. Простая басовая партия.

Теперь можете ответить на этот вопрос? Нет? Слушаем дальше.

Упражнение 2. Аккомпанемент.

Теперь понятно, но как этот аккомпанемент связан с исходной партией? Ритмически. Стиль объединяет форму и содержание в нечто понятное для человека, что позволяет ему группировать похожее среди множества. Партия в упражнении 1 тоже имеет форму и содержание, но определить её стиль значительно сложнее, чем в упражнении 2.

Оставим в этом аккомпанементе только басовую линию.

Упражнение 3. Басовая линия из аккомпанемента.

Можно ли только по услышанному понять, что показанная басовая линия входит в аккомпанемент для вальса? Нет. Мы можем мысленно выбрать форму будущего произведения — вальс, что позволит дополнить басовую линию партиями других голосов до аккомпанемента, подходящего для вальса.

Музыкальное творчество — это постоянное решение разных творческих задач, особенностью которых является то, что в них нет явных начальных условий и место старта не определенно, что ставит человека в затруднительное положение. В этом случае можно либо посмотреть окружающую деятельность, проанализировать её и выявить исходные условия, либо придумать их с учетом или без учета своих знаний и опыта.

Если хочется что-то сочинить или просто импровизировать на синтезаторе двумя руками, но непонятно, с чего начинать, то начинать нужно с главного — выбора стиля, что позволит увидеть исходные условия — характерные черты его формы. Например, выбираем стиль «блюз». Что характерно для этого стиля? Пунктирный ритм в партии левой руки, импровизация с использованием блюзовой гаммы или пентатоники правой рукой. Блюз играется медленно и напевно. Если будем играть блюз в стиле 50-60 годов, то выбираем солирующий инструмент с винтажным тембром для лучшей передачи звучания музыкальных инструментов тех лет. Теперь более или менее понятно, что нужно делать. Остаётся наполнить форму содержанием — тем, что будет отличать ваш блюз от тысячи других. Чем больше музыкальных стилей и направлений вы знаете и понимаете, тем более разнообразно сможете, в теории, играть на синтезаторе.

Можно ли играть на синтезаторе вне какого-то определенного стиля? Можно. Это может быть смешение стилей или композиция с какими-то характерными чертами, которые в будущем сформируются в какое-то отдельное направление (в настоящее время модно каждый чих называть непонятными заморскими словами, а как посмотришь, так корни 90% инноваций уходят в далёкое прошлое, когда дела до них никакого не было, да и сейчас тоже). Это может быть и какой-то субъективный абстрактный стиль выражение своего «Я».

Играть на синтезаторе вне стиля кажется неплохим занятием, так как здесь нет ограничивающих свободу действий рамок. Но отсутствие связи между формой и содержанием на практике приводит к хаосу и разочарованию от услышанного. Порядок заложен в самой природе, и неразумно осуществлять деятельность поперёк ему. Иногда можно слышать, как кто-то говорит, что ему нравится любая музыка. Это некорректное высказывание хотя бы потому, что стилей и направлений очень много, да и “не всё, что слышим мы, — то музыкой зовётся”. Я уверен, что вам хочется играть на синтезаторе так, чтобы это вызывало похожие положительные эмоции, как от прослушивания любимых композиций и песен. Но тогда вам хочется играть нечто похожее по стилю с тем, что вам нравится. А это стоит того, чтобы узнать больше о стиле любимых композиций и не тратить время на хаотичное нажимание клавиш под автоаккомпанемент синтезатора.

Иногда меня спрашивают, а как играть на синтезаторе? Отвечаю: просто и красиво. Как играть красиво? Для этого нужно играть в стиле, добиваясь гармонии формы и содержания. Как играть просто? Сейчас увидим.

Возьмём простую басовую партию, показанной в упражнении 1, и “взбодрим” её пунктирным ритмом для аккомпанемента новогодней песенки.

Упражнение 4. Простая басовая партия в пунктирном ритме.

Композиция звучит слишком тяжело. Левая рука играет “вразвалочку”, а правая марширует. Увеличим немного темп и добавим движения в мелодию.

Упражнение 5. Мелодия с движением.

Звучит лучше, но кто это в нашем хороводе прихрамывает и громко топает ногами? Кто медведя вместе с ёлкой в дом принёс! Отнесём мишку обратно и купим мартышку, а мелодию сыграем равномерно.

Композиции в примере 1 нет, так как руки играю в разных стилях. Левая рука даёт движение в стиле “латина”, а правая продолжает играть медленный танец. Кажется, что левая рука просто неровно играет. Мы хотим стилизовать композицию под басовую партию. В таком случае нужно изменить партию мелодии.

Пример 2. Стилизация мелодии под басовую партию.

Композиционно этот пример звучит лучше, но благодаря стилизации изменилось содержание музыки. Получился новогодний хоровод вокруг пальмы. К сожалению, в последнее время вошло в моду и стало привычкой коверканье авторского материала, что осуществляется под красивой вывеской “аранжировка” или современная обработка. Но одно дело, когда классическое произведение или песню стилизует музыкант-виртуоз для исполнения на праздничном концерте, или исходный материал используется для обучения, и совсем другое, когда пытаются «срубить денег» на этом без всякой меры и понимания, «впаривая шедевры» массам.

Обратите внимание на то, что по отдельности партии рук очень простые, но одновременное их исполнение вызывает сложности, так как руки играют разные ритмические фигуры. Не расстраивайтесь, если в некоторых упражнениях наших занятий вам пока непонятны ритмические фигуры и взаимодействие рук. Часто намного сложнее почувствовать ритм, чем понять, какие ноты нужно играть. Упражнения на ритм — это отдельная работа и многие, кто занимался музыкой несколько лет, испытывают проблемы с его пониманием в большей или меньшей степени. Но, если вы его услышали ритмическую фигуру, поняли, прочувствовали и смогли её повторить, то можно сказать, что вы поднялись на новый качественный уровень, как в понимании музыки, так и в возможностях игры на синтезаторе.

Добавим короткую длительность к первому звуку нашего басового ходика — приме.

Упражнение 6. Вариация 1. Добавления длительности к приме.

Эта вариация сложнее для исполнения, так как мизинец должен сыграть две ноты подряд, что также утяжеляет звучание партии. Теперь добавим короткую длительность не к первой, а ко второй ноте — терции.

Упражнение 7. Вариация 2. Добавление длительности к терции.

Послушаем, что получится, если добавить длительность к третьей ноте — квинте.

Упражнение 8. Вариация 3. Добавление длительности к квинте.

Сложность исполнения этой партии заключается в неравномерной игре большим пальцем двух нот подряд. Сыграйте ещё раз вариации с 1 по 3. С точки зрения гармонии партия простая и состоит его из четырех нот, но исполнение каждой вариации вызывает свои сложности. Разучивание одной вариации ещё не говорит о том, что и две другие после этого вы сможете сыграть также легко и без ошибок.

Партия в вариации 3 кажется надуманной и не подходящей для исполнения в практической композиции. Это не так.

Пример 3. Импровизация на вариацию 3.

Несложно услышать, что показанные вариации отличаются не только ритмической фигурой, но и местоположением акцента. Правильный акцент в ритмической фигуре подобно ударение в словах. Поставил не там ударение и уже непонятно, кто такая раМА, котору мыла мама.

Добавим ещё движения в партию вариации 1.

Упражнение 9. Плотная басовая партия..

О-о! Это уже значительно интереснее! Попробуем под неё стилизовать песню “Крылатые качели”.

Пример 4. Стилизация песни “Крылатые качели”.

Маловероятно, что с такой громоздкой басовой линией качели “взлетят”, а вот для танго она подойдёт.

Можно ещё добавить движения в басовую линию для поддержки полных романтики и жизни песен советского времени.

Упражнение 10. Басовая партия вида “стук колёсной пары”.

Эта басовая партия звучит плотно и напористо, по причине чего сразу хочется поддержать её правой рукой, сыграв что-то стремительное. Не спешите. Нередко для более эффектной передачи содержания музыки нужно не усиливать одну партию другой, а противопоставить её для получения большего контраста. В показанном примере в конце басового риффа быстро играется характерный элемент, состоящий из аккордового звука с его повторением через проходящий неаккордовый звук, что как раз и передаёт стук колёс. Если в этот момент времени правая рука играет активный и быстрый пассаж, то он может замаскировать этот элемент, что ослабит и смажет впечатление от данного эффекта. А вот в случае медленной и широко льющейся мелодии эффект стука колёс наоборот усилится. Как узнать, когда нужно дать поддержку, а когда контраст? Это зависит от того, что нужно передать музыкой. Например, сам поезд движется быстро, но в вагонах пассажиры ведут себя спокойно (сидят, разговаривают и смотрят в окно на пейзаж), а не бегают по нему. Пейзаж за окном проносится быстро, но нас интересует не его скорость, а настроение пассажиров от самой поездки, их чувства и мысли, как в следующем примере.

Пример 6. Импровизация.

Контраст между быстрой и медленной партией эффектно звучит и в тяжелой музыке: медленная партия ударных + быстрые партии бас-гитары и гитары, быстрая партия ударных + медленная партия гитары и т.п.

Если немного изменить ритмический рисунок из упражнения 2, то получим басовую линию для ламбады.

Пример 7. Ламбада.

Здесь мелодия играется равномерно, а басовая партия — неравномерно. Если это поменять местами (бас — равномерно, мелодия — неравномерно), то можно сыграть что-то в стиле “шансон”, для которого характерна равномерная игра “плюшками”, кварто-квинтовая гармония, полутоновые тяготения и сбивки в мелодии.

Пример 8. Импровизация в стиле “шансон”.

Смягчим ритмическую фигуру в стиле «латина» и получим партию для песни “Obladi Oblada”.

Пример 9. “Obladi Oblada”.

В упражнениях выше басовая партия игралась в таком порядке: прима -> терция -> квинта. Попробуем взять квинту на октаву ниже.

Упражнение 11. Басовая партия с квинтой на октаву ниже.

Исполнять эти партии вместе с мелодией значительно сложнее, чем в упражнениях выше, так как изменилась позиция руки и последовательность работы пальцев. В математике сумма не зависит от перестановки слагаемых, а в музыке изменение последовательности игры нот не только меняет характер и содержание музыки, но ещё и может вызвать большие трудности с их игрой, несмотря на то, что похожие упражнения до этого были разучены неплохо.

Как видите, на основе простейшей басовой линии можно получить немало интересных вариаций, если немного попрактиковаться.

Пример. 10. Стилизация импровизация из примера 6 предыдущего занятия.

Источник

Басовая партия (часть 1)

Пятиоктавные синтезаторы не дают исполнителю тех возможностей для игры двумя руками, которые предлагают семиоктавные модели и фортепиано, но, как уже говорилось, в некоторых моделях синтезаторов можно изменять высоту строя каждой из частей разделённой клавиатуры. Но и без данной возможности звукоряд пятиоктавного синтезатора позволяет без труда исполнять на нём партии четырехструнной бас-гитары.

Сложность исполнения басовых партий состоит в том, что для этого требуется хорошая управляемость каждым пальцем по отдельности. При игре левой рукой аккомпанемента пальцы работают в групповом статичном режиме (аккорды) или индивидуальном динамичном (арпеджио, гармонические фигурации, мелодия). При игре аккордов важна синхронность работы пальцев и растяжка, а при игре басовых линий — четкая работа каждого пальца, с чем у левой руки большие трудности, так как чаще всего ей играют, для простоты, трезвучия. При игре трезвучий используются три пальца — мизинец, средний или указательный и большой. Малоподвижный безымянный палец выключен из работы. В ряде случаев вместо безымянного пальца можно использовать средний для получения более четкого исполнения аккомпанемента, но при игре сложных басовых линий безымянный палец будет постоянно выступать в роли якоря, мешающего и затрудняющего работу остальным пальцам. Если безымянный палец не позволяет исполнить партию, то можно поступить так: сначала он заменяется средним, а после понимания того, как партия должна звучать, в медленном темпе производится разучивание партии с его использованием. Играть пятью пальцами в одной позиции легче и эффективнее по сравнению с игрой четырьмя пальцами и изменением позиции руки. Более того, ряд басовых партий на синтезаторе просто невозможно сыграть четырьмя пальцами. Если вы отдельно поработаете над безымянным пальцем, то очень скоро увидите, что техника игры левой рукой заметно улучшилась, что позволяет взяться за более сложные и интересные партии.

По аналогии со спортом при игре на музыкальном инструменте необходимо использовать упражнения двух видов: для общего развития техники игры и целевые. Благодаря первому пальцы станут подвижными и управляемыми, что позволит быстрее и легче разбирать новые партии. Благодаря второму улучшается навык игры базовых элементов партии в том или ином стиле. Упражнения для общего развития хорошо известны — гаммы, арпеджио, обращения аккордов и т.п. То есть, это в какой-то степени абстрактные упражнения, которые используются в произведениях на развитие общей техники игры — этюдах и т.п. В отличие от этого целевые упражнения состоят из фрагментов, которые используются в практических композициях. Они интереснее, но для лучшего развития техники игры необходимо использовать оба вида упражнений. Например, гаммы позволяют улучшить равномерность и беглость последовательной игры пальцами, а басовый рифф — наработать навык работы отдельными пальцами для исполнения практических композиций. Если убрать из занятий общие упражнения, то при игре на активной клавиатуре синтезатора часто будут возникать моменты, когда один палец слишком сильно нажимает клавишу, а другой слишком слабо. Такие “выстрелы” и “провалы” будут постоянно напрягать слух, а также очень нервировать при записи. Если же убрать из занятий вторую составляющую, то это не позволит эффектно играть на синтезаторе. Что это значит? Это значит, что с точки зрения нот партия разучена, но при исполнении она не звучит из-за недостаточной скорости и легкости исполнения её базовых элементов: танцевальная композиция звучит так, как только что разученная детская песня без динамики, движения и стиля.

Поиск упражнений на развитие общей техники игры левой рукой не представляет сложности и мы остановимся на целевых упражнениях. Для этого необходимо отдельно поработать над ритмической и мелодической составляющими басовых линий. Где их взять? Подобрать по слуху! Если это вызывает сложности, то пользуемся самоучителями и нотами популярных композиций. На самом деле всё ещё проще, если вспомнить типы аккомпанемента, рассмотренные на предыдущих занятиях. В качестве баса можно взять басовые звуки из аккомпанемента бас и аккорд, или басовый тон из аккордов гармонического оборота и сыграть их на октаву ниже, а в качестве ритма можно использовать ритм, использующийся в гармонической поддержке. Также можно использовать арпеджио из аккомпанемента типа гармоническая фигурация или использовать басы, которые играются на гитаре. Различные типы аккомпанемента имеют связь друг с другом, поняв которую вы сможете легко переходить от одного аккомпанемента к другому, выделять составляющие их элементы, комбинировать и изменять их, а также создавать новые в практическом творчестве. Ещё раз повторю, музыка на самом деле является музыкальной системой, которую можно воспринимать на интуитивном и техническом уровне. К пониманию этого можно прийти от теории к её использованию в практике (что характерно при обучении в детской музыкальной школе), или от практики к её анализу в теории (что больше походит в случае самообучения).

Ритмическая составляющая

С равномерной игрой басовой линии мы познакомились на предыдущих занятиях. Рассмотрим неравномерную игру. Позаимствуем у рок-гитаристов какой-нибудь простой гитарный рифф. Это даст нам ритм для будущей партии и басовый тон, который нужно будет играть в этом ритме.

Упражнение 1. Простой басовый рифф на одной ноте.

Выберем характерный для стиля “тяжелый рок” гармонический оборот, например, Am -> F -> С -> E | Am -> F -> С -> G и сыграем простую импровизацию.

Пример 1. Импровизация с использованием простого басового риффа на одной ноте.

Сама по себе басовая линия простая, но при игре её вместе с правой рукой возникают трудности, так как пальцы левой руки по привычке стараются синхронизироваться с пальцами правой руки, что нам совсем не нужно. Попробуйте левой рукой выделять акцентами первую долю. Это позволит услышать начало риффа и понять, не сместилось ли оно при цикличном повторении.

Если игра двумя руками вызывает трудности, то используем ране показанный подход: сначала одновременно с левой рукой в медленном темпе правая рука равномерно играет короткую гамму на половину октавы, затем гамму на октаву, затем волнообразную мелодическую линию. После этого правой рукой играется неравномерная мелодическая линия.

Басовая партия для медленных композиций позволит попрактиковаться и поискать интересные мотивы на будущее, а также разобраться с чередованием пальцев обеих рук.

Упражнение 2. Простой басовый рифф для медленных композиций.

Пример 2. Импровизация

Мелодическая составляющая

Существует несколько подходов к разучиванию партий. Можно один и тот же фрагмент гонять по кругу до тех пор, пока пальцы на автомате не начнут выдавать его без ошибок. Такой подход эффективен в случае ограничения по времени. Если такой необходимости нет, то более эффективным будет подход, с использованием нескольких вспомогательных упражнений. Предположим, сразу не получается сыграть сложную партию. Выявляем причину — не получается мизинцем быстро и четко сыграть подряд две ноты. Придумываем простой ход, в котором мизинец также должен сыграть две ноты подряд. За счёт разных вспомогательных упражнений улучшается навык игры исходной партии, происходит тренировка пальцев и возникают мысли по поводу новых басовых линий. В самом простом случае вспомогательное упражнение можно получить из исходной партии путём её упрощения, перестановки тонов и изменения ритма. В более сложном случае вспомогательное упражнение может иметь слабую связь с исходным и выступать в роли самостоятельной партии, как показано ниже.

Упражнение 3. Основная и вспомогательная партия.

Безымянный палец изначально обладает небольшой свободой в движениях, что не позволяет получить четкое нажатие на клавишу, в отличие от остальных пальцев. Он все время стремится присоседиться в процессе работы либо к мизинцу, либо к среднему пальцу. Значит, его необходимо нагрузить дополнительной работой.

Упражнение 4. Непростое упражнение для левой руки

В этом упражнении можно выделить два трудных фрагмента: игра от большого пальца к мизинцу (левой руки привычнее играть от мизинца к большому пальцу) и чередование среднего и безымянного пальца. Если упражнение вызывает сложности, то разбиваем его на вспомогательных и более простых упражнения.

Упражнение 4а. Улучшение взаимодействия мизинца с остальными пальцами.

Упражнение 4б. Улучшение взаимодействия мизинца, безымянного и среднего пальцев.

Слышите, как непривычно звучит вариант, который начинается не с мизинца, а со среднего пальца? Зеркально перевернутая партия звучит непривычно, но интересно.

Для простоты большая часть упражнений на занятиях показывается с использованием только белых клавиш. В практических композициях игра осуществляется и с использованием черных клавиш, что осложняет работу пальцев и требует отдельной проработки.

Пример 3. Импровизация на упражнение 4.

Здесь сложнее всего сыграть басовый рифф в последних двух тактах, где используются черные клавиши фа-диез и соль-диез. Почему? Во-первых, черные клавиши уже белых и нужно играть точнее, во-вторых, увеличивается расстояние между пальцами при игре ми, фа-диез и соль-диез, по сравнению со случаем ми, фа и соль. В-третьих, уменьшается амплитуда движения безымянного пальца при игре фа-диез по сравнению с фа. Возможны и такие случаи, когда при игре с использованием черных клавиш расстояние между пальцами уменьшается, что также вызывает трудности. Вот несколько причин, по которым играть на белых клавишах ощутимо проще.

Для улучшения взаимодействия пальцев и получения разнообразных басовых линий можно воспользоваться сменой аппликатуры. Возьмём простой басовый рифф и рассмотрим это подробнее.

Пример 4. Простой басовый рифф.

На рис. 1 голубым цветом выделены клавиши, которые используются в этом примере. Желтым цветом выделены клавиши, которые можно использовать для получения вариаций исходного риффа.

Рис. 1. Варианты аппликатуры.

Вариант 1. Этот вариант является наиболее удобным для игры, так как каждый палец располагается над своей любимой белой клавишей, а большой палец выступает в качестве опоры. Попробуйте сыграть мелодическую линию без использования большого пальца. С непривычки возникнет ощущение, словно ладонь руки повисла в воздухе.

В примерах ниже в трёх тактах играется основной рифф, а в четвертом — вариация.

Пример 4.1. Вариация 1.

Вариант 2. Здесь пальцы расположены более компактно, но каждый палец также находится над своей клавишей.

Пример 4.2. Вариациия 2.

Вариант 3. Большой палец не используется, что поначалу будет вызывать дискомфорт в виде отсутствия опоры. Но это даёт возможность использовать его для обыгрывания басового тона сверху (клавиша си или до).

Пример 4.3. Вариация 3.

Вариант. 4. Самый неудобный вариант для игры, в котором безымяный палец не только нагружен работой, но ещё и должен играть через клавишу от мизинца, для чего требуется растяжка. Но благодаря этому обыгрывать ноту ля сверху могут уже два пальца!

Пример 4.4. Вариация 4.

Плавный переход от одного варианта аппликатуры к другому возможен не во всех случаях. Переход 1 -> 2 осуществляется просто, а вот 1 -> 3 или 1 -> 4 можно произвести либо путём переноса большого пальца или путём подкладывания другого пальца. Переходы 2 -> 1, 2 -> 3 можно осуществить плавно, а 2 -> 4 — нет. Таким образом, смена аппликатуры позволила без труда получить 5-6 вариаций базового риффа и одновременно с этим потренировать взаимодействие разных пальцев друг с другом.

Использование безымянного пальца позволяет более эффективно распределять пальцы при игре басовых линий в пределах одной октавы, что потребуется для исполнения следующего упражнения.

Упражнение 5. Шагающий рок-н-рольный бас через октавный звук.

Пример 5. Импровизиация с использованием шагающего черезх октаву баса

Скажите, чем профессионал отличается от любителя? Навыками, умениями, знаниями, опытом, отношением к делу. Да, но помимо этого профессионал больше слышит, больше видит и больше думает. Всё это справедливо и для музыканта. Посмотрите на рисунок с любыми нотами и скажите, что на нём изображено? На рисунке изображены ноты. Хорошо, следующий вопрос: что вы видите на этом рисунке? Одни скажут, что они видит, естественно, ноты, другие — аккорды, третьи — аккомпанемент и мелодию в тональности до-мажор, а четвертые — это песня “В траве сидел кузнечик” . Правы все, но качественная составляющая полученных данных будет разной. КПД от переработки полученной информации будет выше у тех, кто учиться видеть, слышать и думать! Теперь вы можете ответить на вопрос, почему музыкант-самоучка иной раз выглядит в творческом плане интереснее выпускника детской музыкальной школы. Потому что первый много слушал и смотрел, как играют другие, анализировал и практиковался, подражая или сочиняя новое, а второй бездумно кошмарил десятки нелюбимых им классических произведений. Любитель подслушал там, подсмотрел здесь, потому что это интересно, и уже сам что-то может изобразить.

Посмотрите и послушайте следующий пример и скажите, что вы думаете о показанной в нём басовой партии?

Упражнение 6. Басовая партия.

Кто-то скажет, что это очень сложная партия, так как в одном такте нот больше, чем аккордов в песнях, которые он привык играть. Не будем торопиться с выводами и разберёмся:

  • Партия баса играется равномерно. Фраза состоит из 8 нот. На вальс не похоже. Значит, это восьмые в размере четыре четверти.
  • Один такт состоит из двух фраз по 4 ноты в каждой: первая фраза — известный басовый рифф, вторая фраза — поступенная гамма вниз.
  • Помимо этого в партии есть и связки в виде арпеджио.
  • Партия непростая, но и не очень сложная. Что просто? Равномерная игра восьмыми и основной рифф. Что сложно? Исполнение в быстром темпе!

Пример 6. Импровизация на басовую партию из примера 6.

Откуда клавишник знает о тактах, размерах, восьмых и басовом риффе? О первых трёх он может узнать из элементарной теории музыки, а о басовой риффе знает, потому что слушает в музыке не только клавишные, а на репетициях — не только себя. Если у вас есть возможность познакомиться другим музыкальным инструментом (гитарой, бас-гитарой, ударной установкой), не отказывайтесь. Время и усилия, затраченные на изучение техники игры на них очень пригодятся при игре на синтезаторе.

Предположим, что какую-то увиденную или услышанную партию вы не можете повторить сейчас. Неудача? Нет, успех! Потому что вы получили информацию и что-то из неё отложили в багаж на будущее. В музыке как в танце: чем больше движение знаешь и умеешь делать, тем проще и быстрее сможешь разучить новые. А поиск и анализ наработок других людей — это отличная почва для взращивания своих собственных!

Источник

Оцените статью