Басс как ритм гитара

Понятия бас соло и ритм гитара

Существует одно распространенное заблуждение — смещение понятий «соло-гитара», «ритм-гитара» и «бас-гитара». Ошибочно полагать, что именно бас-гитара является источником специфичного звука в тяжелой музыке. На самом же деле, бас является прямым родственником контрабаса. Это важный инструмент, он делает звучание более ритмичным и плотным, и применяется во многих направлениях современной музыки. Вот только бас-гитара звучит не так к многие могут думать, и с обычной гитарой имеет меньше общего, чем может показаться на первый взгляд.

Неподготовленные слушатели могут даже не расслышать партию басухи в песне, поскольку она играет на низких частотах и практически в единое целое сливается с ударными.

Начинающие не особо жалуют этот музыкальный инструмент, а найти хорошего басиста зачастую бывает труднее, чем гитариста.

Разделение на соло и ритм весьма условно. Обе функции при необходимости может выполнять обычная гитара, обычно одним гитаристом. Когда гитара исполняет роль аккомпанемента, она является ритм-гитарой. Обычно это большая часть песни. Когда наступает проигрыш, она превращается в соло.

Так или иначе, нужно понимать, что разнообразные пассажи и эффекты выполняются на гитаре, а не на басу.

Источник

Ритм гитара и соло гитара. В чем отличие?

В виду каких-то непонятных статей, у новичков постоянно возникает вопрос: «в чем отличие ритм и соло гитары«? Можно ли на ритм гитаре играть соло и наоборот? И что будет если нарушить правила? В этой статье попробуем разобраться в этом вопросе и, наконец, поставить точку в извечном споре «ритм гитаристов» и «соло гитаристов».

Читайте также:  The beatles girl ноты для гитары

Откуда такая классификация?

Скорее всего так гитары стали делить после прочтения книг «Ритм гитара в стиле хеви-металл» и «Соло гитара в стиле хеви метал». Или как-то так они назывались. Данные издания, кстати говоря, были не особо и плохи, потому что в них содержалась масса полезных упражнений на технику игры на гитаре. Но вот эти вот термины.

Также про ритм и соло можно почитать на различных фан сайтах той или иной группы. Например, очень часто любят писать что-то такое:

Соло гитара — Вася

Ритм гитара — Петя

Скорей всего вот такого типа ресурсы и положили начало нашему вопросу.

Чем отличается ритм гитара от соло гитары?

В плане именно гитар — НИЧЕМ! У электрогитар нет такого конструктивного разделения. Кстати о том, какие вообще они бывают, вы можете почитать у нас на сайте: https://guitargrad.ru/elektro

На любой гитаре можно играть и ритм партии и соло партии. Ну, главное, чтобы она была исправна. Даже на акустической гитаре можно играть соло. А не только блатными аккордами мурку лабать, как многие думают. Поэтому не забивайте себе голову, покупайте ту гитару, которая вам нравится и играйте то, что хотите. Не обращайте внимание на такие вот гитарные клише.

Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что можно разделять манеру игры. Грубо говоря, если человек играет исключительно риффы и к солякам не притрагивается вообще, то его можно назвать ритм гитарой группы. Ну и наоборот. Ниже остановимся на этом подробнее.

Ритм гитара

Как и говорили ранее, разделение ритм-соло можно отнести только к игре на гитаре, а не к самому инструменту. Ритм гитарист — это человек, который преимущественно играет ритм партии. Самый яркий пример это Джеймс Хетфилд из группы Metallica. Соло он играет только в 2-3 песнях за всю свою дискографию. И стоит отметить, что он силен именно в игре риффов, а не пилилова соло.

А вот Тони Айомми из Black Sabbath вообще играет и то и то. И причем очень неплохо. Он кстати, единственный гитарист в коллективе. Ритм он или соло? Вопрос риторический.

Играть он может на любых гитарах любой формы. Кстати и про этот миф. Неважно, какая форма деки у гитары, играть можно любые партии.

Соло гитара

Ну и в противовес, соло гитарист — это человек, который преимущественно играет соло партии. Но здесь стоит сделать важную оговорку. Основная часть песни это все-таки ритм секция. Большую часть времени гитаристы играют именно ритм. Поэтому в металле соло гитарист также играет ритм партию вместе со вторым гитаристом. Соло в песне, как правило, занимает не более 10%. Конечно же, не берем во внимание какие-нибудь инструменталы в нео классическом стиле, где вся песня сплошное пилилово.

Еще есть гитаристы-виртуозы, которые специализируются больше именно на соло. Например, возьмем Энди Джеймса (Andy James). Он просто мега убойный в игре различных соляков, но вот с риффами у него не очень. Тот же Хетфилд риффы играет намного более увереннее. Но зато по соло он ему уступает. Поэтому Энди можно назвать соло гитаристом.

Заключение

Все эти виды это, конечно же, больше условности. Покупайте ту гитару, которую хотите и играйте то, что вам нравится не обращая внимание на ярлыки. Играйте на гитарах и занимайтесь музыкой, господа! =)

Источник

Бас-гитара, ритм-гитара и соло-гитара. Чем же эти гитары отличаются? Можно как-нибудь подробнее описать каждую гитару?

Бас-гитара (также называемая электрической бас-гитарой или просто басом) — струнно-щипковый музыкальный инструмент, предназначенный для игры в басовом диапазоне. На нём играют преимущественно пальцами, с помощью техник вроде слэпа, но допустима и игра медиатором.
Бас-гитара является подвидом электрогитары, но имеет более массивный корпус и длинный гриф, а также большую мензуру. В основном, на бас-гитаре используют 4 струны, но существуют и варианты c бо́льшим количеством. 4-струнная бас-гитара настраивается на манер контрабаса, что на октаву ниже, чем строй 4 верхних струн электрогитары. Как в случае с электрогитарой, для бас-гитары требуется подключение к усилителю для игры.
Начиная со своего появления в 1950-х годах, бас-гитара практически полностью заменила контрабас в поп-музыке как инструмент ритм-секции. Помимо этого, бас-гитара стала важным элементом большинства современных музыкальных жанров, причём в каждом из них может быть отдельная техника исполнения, строй и количество струн.

Ритм-гитара (англ. rhythm guitar) — гитара, предназначенная для исполнения ритмических партий и получившая широкое распространение в различных жанрах современной популярной музыки, включая кантри, блюз, рок-н-ролл, пауэр-поп, хэви-метал.
Основная функция ритм-гитариста в современном ансамбле состоит, как правило, в исполнении последовательности аккордов. Партии ритм-гитары обычно звучат фоном; последний, впрочем, играет существенную роль в формировании структуры композиции, задаёт общий мотив (создавая тем самым звуковую платформу для соло-гитары и бас-гитары) , а также — с ударными — формирует бит, её ритмическую составляющую. Конструктивно ритм-гитара, как правило ничем не отличается от гитары, предназначенной для исполнения сольных партий, более того, весьма часто гитарист ансамбля в рамках композиции исполняет как аккомпанемент, так и сольные партии (если таковые имеют место) .
Наибольшее распространение в популярной музыке получила электрическая ритм-гитара; акустическая — продолжает широко использоваться в фолке, кантри-энд-вестерн и особенно блюграссе.

Соло-гитара (англ. Solo guitar или англ. Lead guitar) — гитара, роль которой в коллективе — создавать (играть) некие мелодические линии, подобно голосу. Соло-гитара используется в нескольких направлениях. Первое — обыгрывать основную мелодию (куплеты, риффы) , делая игру более мелодичной и красивой. Второе — играть основную мелодию для усиления жёсткости и экпрессивности исполнения (часто используется в метал-музыке) . Третье — исполнять соло-партии, являющиеся логическим продолжением песни. Исполняется чаще всего после 2-го припева перед 3-им запевом (обычно такое соло наиболее продолжительное во всей композиции) , иногда соло-партии заполняют промежутки между всеми куплетами, ставятся в начале, создавая определённое предрасположение к мелодии. Благодаря соло-гитаре песня получается выразительной.
С технической стороны инструменты не делятся на соло и ритм гитары. Разница проявляется исключительно в исполняемых партиях.

Источник

Ритм-гитара

Ритм-гитара — музыкальный инструмент, предназначенный для игры ритм-партий в композициях. Обычно ритм-партии звучат на фоне солирующих инструментов. Набор оборудования вроде усилителей звука и педалей эффектов отличается между соло и ритм-гитаристом. Если в группе больше одного гитариста, то они могут меняться обязанностями.

Большую популярность получил электрический вариант ритм-гитары. Акустика обычно используется в фолк-музыке и блюграссе.

Чем отличается от соло-гитары и бас-гитары

Выглядит ритм-гитара как обычная электрическая или акустическая гитара. Единственное отличие от соло-гитары — характер применения. Ритм-гитара отвечает за создание ритмического рисунка композиции, в то время как сольная независимо ведет основную мелодию. Если в группе состоит один гитарист, то он может поочередно играть обе партии на одном инструменте. Ритм-гитаристы обычно не используют фланжеры, чтобы не перебивать сольную гитару.

Разница с бас-гитарой более существенна. Конструкция бас-гитары отличается удлиненным грифом, увеличенным расстоянием между ладами, использованием четырех толстых струн и низким строем. Ритм-гитарист обычно извлекает несколько нот за раз, басист играет одиночными нотами. Басист играет в гармонии с барабанщиком и подчеркивает смену аккордов гитаристами. Бас охватывает более низкий диапазон звучания, чем электрогитара в любом строе.

Использование

Большинство композиций в роке и блюзе играются в размере 4/4. Тактовый размер имеет 2 сильные и слабые доли. В рок-н-ролле ритм-гитара делает акцент на сильных долях.

В рок-музыке обычный способ построить аккордовую последовательность – это играть мажорные и минорные триады. Каждая триада состоит из коренной, третьей и пятой ноты определенной гаммы. Например, мажорная триада C включает в себя ноты C, E и G. Иногда могут вставляться аккорды с 4 нотами, добавляя к трем еще одну.

Последовательность из трех аккордов — типичная ритмическая партия в ранней поп и рок-музыке. В этой последовательности игрались I, IV и V аккорды блюзового квадрата.

В хэви-метал музыке ритм-гитаристы обычно играют пауэр-аккордами. Альтернативное название — квинты. Пауэр-аккорды состоят из коренной ноты и пятой выше, либо с октавой дублирующей корневую. Особенность квинтаккордов — чистое и жесткое звучание. Обычно звучит с применением эффекта дисторшен или овердрайв.

Доступность электронных эффектов позволяет ритм-гитаристам заменять игрока на синтезаторе. Для изменения звука используются педали эффектов. После применения эффекта гитарный звук может изменяться до неузнаваемости. Такой подход к ритм-секции распространен в современной поп-музыке.

В джазовой музыке изначально роль аккомпанирующего инструмента играл банджо. В 1930х годах ритм-гитара заняла его место. Главным преимуществом ритм-гитаристов перед игроками на банджо заключалось в возможности держать ровный ритм при сложной последовательности аккордов. Ранние джазовые гитаристы вроде Фредди Грина пытались дополнительно использовать перкуссионные качества инструмента, ритмично ударяя рукой по корпусу.

В европейском жанре джаз-мануш ритм-гитара заменяет ударные инструменты. Для этого гитаристы используют технику игры «la pompe». Правая рука быстро ударяет вниз-вверх по струнам и делает дополнительный удар вниз, создавая качающую ритм-секцию.

В регги ритм-гитара играет ключевое значение. Именно она подчеркивает характерный для жанра акцент на 2 и 4 доле такта.

Источник

Бас-гитара

Электрогитара внесла наибольший вклад в развитие современной популярной музыки. Недалеко от нее ушла бас-гитара, появившаяся примерно в одно время.

Что такое бас-гитара

Бас-гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент. Назначение — игра в басовом диапазоне. Обычно инструмент используется в качестве ритм-секции. Некоторые исполнители используют бас в качестве лидирующего инструмента, например, группа Primus.

Устройство бас-гитары

Строение бас-гитары во многом повторяет электрогитару. Инструмент состоит из дек и грифа. На корпусе расположены бридж, седло, регуляторы и звукосниматель. Гриф имеет ладовые порожки. Струны крепятся к колкам на голове, расположенной на конце грифа.

Существует 3 способа крепления грифа к деке:

При сквозном креплении дека и гриф выпиливаются из одного дерева. Модели с болтовым креплением легче настраивать.

Главные отличия конструкции от электрогитары — увеличенный размер корпуса и ширина грифа. Используются толстые струны. Число струн в большинстве моделей — 4. Длина мензуры почти на 2,5 см больше. Стандартное количество ладов — 19-24.

Диапазон звучания

Бас-гитара обладает широким диапазоном звучания. Но из-за ограниченного числа струн получить доступ ко всему диапазону бас-гитары невозможно, поэтому инструмент настраивают под нужный музыкальный жанр.

Стандартный строй — E-A-D-G. Используется во многих жанрах, от джаза до попа и хард рока.

Популярностью пользуются Dropped-строи. Характерная черта Dropped – звучание одной из струн сильно отличается по тону от остальных. Пример: D-A-D-G. Последняя струна настраивается на тон ниже в соль, тон остальных не меняется. В строе C#-G#-C#-F# четвертую струну опускают на 1,5 тона, оставшиеся на 0,5.

Строй 5 струнной модели A-D-G-C-F используют грув и ню-метал группы. По сравнению со стандартным строем звучание опускается на тон ниже.

Для панк-рока характерно использование высоких строев. Пример: F-A#-D#-G# – все струны подняты на половину тона.

История бас-гитары

Исток происхождения бас-гитары — контрабас. Контрабас — массивный музыкальный инструмент, имеющий черты скрипки, виолы и виолончели. Звучание инструмента было очень низким и насыщенным, но большие размеры были значительным недостатком. Трудности с транспортировкой, хранением и вертикальным использованием породили спрос басового инструмента меньшего размера и веса.

В 1912 году компания «Гибсон» выпустила бас-мандолину. Несмотря на то, что уменьшенные габариты стали весить меньше по сравнению с контрабасом, изобретение не получило широко распространения. К 1930м годам выпуск бас-мандолин прекратился.

Первая бас-гитара в современном виде появилась в 30-х годах прошлого века. Автором изобретения стал профессиональный мастер Пол Тутмар из США. Бас-гитара выполнена в схожей форме с электрогитарой. Гриф отличался наличием ладов. Держать инструмент предполагалось как обычную гитару.

В 1950-х годах Фендер и Фуллертон впервые запускают серийный выпуск электрической бас-гитары. Компания «Фендер Электроникс» выпускает модель «Precision Bass», изначально названную «P-Bass». Дизайн отличался наличием синглового звукоснимателя. Внешний вид напоминал электрогитару «Fender Stratocaster».

В 1953 году Монк Монтгомери из группы Лайнела Хэмптона стал первым басистом, поехавшим в тур с басом от Фендера. Считается, что Монтгомери также сделал первую в историю запись с использованием электронного баса на альбоме «Art Farmer Septet».

Еще одни пионеры фендерского инструмента — Рой Джонсон и Шифти Генри. Билл Блэк, игравший с Элвисом Пресли, стал использовать Фендер-пресижн с 1957 года. Новинка привлекла не только бывших игроков контрабаса, но и обычных гитаристов. Например, Пол Маккартни из «The Beatles» изначально был ритм-гитаристом, но позже переключился на бас. Маккартни использовал немецкую модель электроакустической бас-гитары «Hofner 500/1». Специфическая форма заставляет корпус выглядеть как скрипка.

В 1960-х стремительно растет влияние рок музыки. Многие производители, среди которых «Ямаха» и «Тиско», начинают производить электрические басовые гитары. В начале 60-х был выпущен «Fender Jazz Bass», изначально названный «делюкс басом». Конструкция корпуса была призвана упростить игру для музыканта, позволяя играть в положении сидя.

В 1961 году была выпущена шестиструнная бас-гитара «Fender VI». Строй новинки был на октаву ниже классического. Инструмент пришелся по-вкусу Джеку Брюсу из рок-группы «Cream». Позже он сменил его на «EB-31» – модель с компактным размером. «EB-31» отличился наличием мини-хамбэкера на мостике.

В середине 70-х производители инструментов высокого класса начали выпускать пятиструнную версию бас-гитары. Струна «B» была настроена на очень низкий тон. В 1975 году мастер Карл Томпсон получил заказ на 6-струнную бас-гитару. Строй у заказа был следующим: B0-E1-A1-D2-G2-C-3. Позже подобные модели стали называться «расширенным басом». Модель расширенного диапазона обрела популярность среди сессионных басистов. Причина — отсутствие необходимости часто перенастраивать инструмент.

С 80-х масштабных изменений в бас-гитаре не происходило. Улучшалось качество звукоснимателей и материалов, но основа оставалась прежней. Исключение составляют экспериментальные модели, вроде акустического баса, основанного на акустической гитаре.

Разновидности

Виды бас-гитар традиционно различаются положением звукоснимателей. Существуют следующие типы:

  • Пресижн-бас. Расположение звукоснимателей — возле оси корпуса. Они установлены в шахматном порядке, один за другим.
  • Джазовый бас. Звукосниматели этого вида называются синглами. Располагаются далеко друг от друга. Звучание при игре на таком инструменте получается более динамичным и разнообразным.
  • Комбо-бас. Конструкция имеет элементы джазового и пресижн-баса. Один ряд звукоснимателей прикреплен в шахматном порядке, а ниже установлен сингл.
  • Хамбэкер. В роли звукоснимателя выступают 2 катушки. Катушки крепятся к металлической пластине на корпусе. Отличается мощным жирным звуком.

Дополнительно существует разделение на ладовые и безладовые варианты. У безладовых на грифе нет порожков, при зажатии струны прямо касаются поверхности. Такой вариант используется в стилях джаз-фьюжн, фанк, прогрессивный метал. Безладовые модели не относятся к определенному музыкальному строю.

Как выбрать бас-гитару

Новичку рекомендуется начинать с 4 струнной модели. Это самый распространенный тип инструмента, применяющийся во всех популярных жанрах. На гитаре с увеличенным числом струн гриф и расстояние между струнами шире. Обучение на 5 или 6 струнной бас-гитаре займет дольше времени и будет сложнее. Можно начинать с шестиструнной, если человек точно уверен в выбранном стиле игры, который ее требует. Семиструнная бас-гитара — выбор только опытных музыкантов. Также начинающим не рекомендуется приобретать безладовые модели.

Акустические бас-гитары имеют малое распространение. Акустика звучит тихо и не применима при большой аудитории. Гриф обычно более короткий.

Помочь правильно выбрать бас может гитарный мастер в музыкальном магазине. Самостоятельно же стоит проверить инструмент на кривизну грифа. Если при зажатии любого лада струна начинает дребезжать — гриф кривой.

Техники игры на бас-гитаре

Музыканты играют на инструменте сидя и стоя. В положении сидя гитара ставится на колено и придерживается предплечьем руки. При игре стоя инструмент держится на ремне, подвешенном через плечо. Бывшие контрабасисты иногда используют бас-гитару как контрабас, поворачивая корпус вертикально.

На басу применяются практически все техники игры акустической и электрогитары. Основные техники: щипок пальцами, слэп, удар медиатором. Техники различаются сложностью, звучанием и областью применения.

Щипок применяется в большинстве жанров. Звучание мягкое. Игра медиатором широко используется в роке и металле. Звук более резкий и громкий. При слэпе струна ударяется об лады, создавая специфическое звучание. Активно используется в стиле фанк.

Источник

Оцените статью