Басы аккордеона схема нот

Левая клавиатура

На правой клавиатуре, как мы уже знаем, исполняется мелодия музыкального произведения; левая клавиатура служит для исполнения сопровождения (аккомпанемента) этой мелодии. Однако встречаются случаи, когда мелодия проходит в басовом голосе и исполняется на левой клавиатуре аккордеона.

БАСОВЫЙ КЛЮЧ

Для записи басовых звуков существует басовый ключ, или ключ «фа», который изображается особым знаком (см. рис.). Он указывает, что на четвертой линейке нотоносца записывается нота фа малой октавы:

Зная расположение этого звука на нотном стане, нетрудно определить и остальные звуки басов;

АППЛИКАТУРА

На левой стороне аккордеона находятся кнопки, расположенные немного наклонными поперечными рядами. Вся эта часть называется басовой клавиатурой.

При игре на аккордеоне в басовой клавиатуре используются четыре пальца. Обозначаются они так:
2 — указательный палец (второй палец)
3 — средний (третий палец)
4 — безымянный (четвертый палец)
5 — мизинец (пятый палец)

1-й палец в игре не участвует. Его употребляют для нажим воздушного клапана.

БАСОВЫЕ ЗВУКИ

Первые два продольных ряда от меха содержат основные басовые звуки. На этих рядах играют мелодическую линию в левой клавиатуре.

Второй ряд, считая от меха, называется основным. Здесь находится кнопка с небольшой выемкой, которая соответствует ноте до. Нажмите эту кнопку 3-м пальцем:

Выше кнопки басового звука до находится кнопка звука соль. Нажмите ее 2-м пальцем:

Ниже кнопки басового звука до находится кнопка ноты фа. Нажмите ее 4-м пальцем.

Басовые звуки принято записывать в пределах одной октавы.

ОСНОВНОЙ РЯД БАСОВ

Иногда в целях наглядности изображения мелодической линии басы записываются в разных октавах. В действительности же они звучат в пределах приведенной выше октавы.

Упражнения на основном ряду левой клавиатуры:

АККОРДЫ

Характерным для аккордеона является наличие кнопок, при нажиме которых звучит не один звук, а несколько. Такое одновременное звучание нескольких звуков называется аккордом. В правой клавиатуре для получения аккорда неободимо нажать несколько определенных клавиш одновременно, а вот в левой клавиатуре аккорды даны уже в готовом виде. Нажав одну кнопку, мы услышим аккорд, состоящий из нескольких звуков.

Аккорды записываются следующими нотами:

Из этих звуков образуются готовые аккорды. Все ноты, входящие в аккорд, выписываются на нотном стане друг над другом:

Аккорды бывают мажорные, минорные, доминантсептаккорды и уменьшенные (уменьшенные аккорды мы рассмотрим позже).

Аккорды строятся от основного баса по косым поперечным рядам и имеют те же названия. Ниже приведен бас (до) и аккорд от этого баса (до-мажор):

Для более легкого определения аккордов пользуются условными обозначениями.

Мажорные аккорды, находящиеся в третьем ряду клавиатуры, обозначаются буквой «Б«.
Минорные аккорды (четвертый ряд клавиатуры) обозначаются буквой «М«.
Доминантсептаккорды (пятый ряд) обозначаются цифрой «7«.

Ниже приведена схема аккордов левой клавиатуры. Пока мы рассмотрим аккорды только от основных звуков (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). Первый (вспомогательный) ряд мы будем изучать на следующих уроках, поэтому пока этот ряд я «покрасил» в серый цвет.

Если после баса стоит обозначение (Б, М или 7), то этот аккорд (кнопка) берется от того же баса, находящегося в основном ряду.

При повторении одних и тех же аккордов условные обозначения могут и не выписываться:

Если бас и аккорд написаны один на другим, то они исполняются одновременно, то есть обе кнопки должны нажиматься вместе.

Упражнения

При разучивании упражнений старайтесь играть ровно, со счетом вслух. Аппликатуру соблюдайте пока в следующем порядке: основной ряд — третий палец, ряд мажорных аккордов — второй. Следите за движением меха, за звуком.

Источник

Левая клавиатура аккордеона с готовым аккомпанементом

На левой стороне обычных аккордеона и баяна находится так называемая стандартная клавиатура басов и готовых аккордов — для ведения партии аккомпанемента.

Впервые идея применения готового аккордового аккомпанемента на ручной гармонике принадлежит Кириллу Демиану, создавшему такую гармонику в Вене в 1829 году и назвавшему ее аккордеоном (Accordion).

В России (при массовом изготовлении в кустарных мастерских и на домашних фабриках гармоник в 30 — 60-х годах прошлого столетия) на левой стороне инструментов употреблялся стандартный аккомпанемент, состоящий из двух кнопок (клапанов): баса и аккорда. При смене движения меха звуки были разные: бас, как и аккорд, звучал в одну сторону движения меха — тоника, в другую – доминанта. В этот же период стали выпускаться гармоники и с четырьмя кнопками (клапанами): две кнопки — басы, две — аккорды.

Вслед за аккордовым аккомпанементом, состоящим из мажорных аккордов, появляется минорный; кроме одного ряда басов (основного), появился и второй, вспомогательный. Наиболее ярко и полно развитие клавиатуры с басо-аккордовым готовым аккомпанементом происходило еще до появления баяна у елецкой рояльной гармоники, прямой предшественницы современного аккордеона. Русские народные умельцы довели левую клавиатуру на этой гармонике от простого мажорного аккомпанемента в 4 баса и 4 аккорда (70-е годы) до полного кварто-квинтового круга басов (основного и вспомогательного рядов) — и к ним мажорные, минорные и доминантсептаккорды всех тональностей (в начале XX века).

С появлением трехрядных и четырехрядных хроматических гармоник в России в начале XX века (получивших название баян — 1907 г.) левая клавиатура насчитывала сначала 36 кнопок (басы, мажорные и минорные аккорды). К концу первого десятилетия XX века клавиатура готового аккомпанемента была доведена до 100 кнопок (стандарт и принцип расположения сохранены и теперь).

За рубежом расширение комплекса готового аккомпанемента на кнопочном аккордеоне (баяне) происходило в 90-е годы прошлого и начале XX века, причем ведущая роль принадлежала итальянским и немецким мастерам.

Левая клавиатура с готовым аккомпанементом на современных аккордеонах и баянах по своему строению и расположению кнопок одинакова.

Схема расположения басов и аккордов на левой клавиатуре с готовым аккомпанементом

Счет рядов ведется от меха инструмента. 1 -й ряд — вспомогательные басы (чтобы «взять» бас, находящийся далеко в основном ряду); 2-й ряд, главный, — основные басы, основа для построения аккордов, находящихся в этом же поперечном ряду); 3-й ряд — мажорные трезвучия в различных обращениях; 4-й ряд – минорные трезвучия в различных обращениях; 5-й ряд — септаккорды, чаще всего в полном четырехзвучном изложении (на большинстве советских и итальянских инструментов септаккорды звучат с пропущенной квинтой, а на немецких – полностью), но в записи их принято обозначать тремя нотами (с пропущенной квинтой); б-й ряд — уменьшенные септаккорды (или трезвучия); в нотной записи принято их обозначать тремя звуками.

Чтобы облегчить прочтение аккордов при исполнении на аккордеоне или баяне, быстро ориентироваться, где брать те или иные аккорды, в нотах ставятся условные обозначения: буква «Б» обозначает, что данный аккорд находится в третьем вертикальном ряду — мажорных аккордов; буква «М» указывает на четвертый ряд — минорных аккордов; цифрой «7» обозначаются септаккорды (пятый ряд); буквой «У» — уменьшенные септаккорды (шестой ряд). Буква «В» ставится под (или над) нотой басов — значит, кнопка находится во вспомогательном ряду басов. На инструментах с такими клавиатурами в начальном периоде обучения употребляют четыре пальца (кроме большого), обозначение которых на баяне — 1, 2, 3, 4 (1 — указательный), на аккордеоне — 2, 3, 4, 5 (1 — большой). Однако при больших клавиатурах (120 кнопок и более) в профессиональной практике употребляются при игре все пять пальцев левой руки, как и правой. Пятипальцевое обозначение более удобно.

Эти обозначения только указывают, в каком вертикальном ряду находится та или иная кнопка аккордов или басов. Место же аккорда в поперечном ряду (по горизонтали) указывает бас, стоящий перед аккордом. Например, над аккордом буква «Б», а перед аккордом — бас соль, следовательно, нужно взять мажорный аккорд, находящийся в том же поперечном ряду, что и бас соль. Если аккорд берется не в том поперечном ряду, в котором находится обозначенный впереди него бас, около аккорда маленькой ноткой в скобках помечается, от какого именно баса основного ряда надо взять данный аккорд. Например:

Таковы расположение и система записи партии левой руки с готовым басо-аккордовым аккомпанементом. Практическое звучание басов и аккордов имеет различие с нотной записью.

На левой клавиатуре аккордеона и баяна, в отличие от правой, нет деления звукоряда на октавы.

И хотя на клавиатурах с большим количеством кнопок имеется несколько кнопок до, соль, ре, ля и т. д., при нажиме звучат они одинаково. Для создания сочного звучания басовых звуков нажим одной кнопки с помощью наборной левой механики вызывает одновременное звучание трех, чаще четырех или пяти звуков одного и того же названия, но в различных октавах. Звучание всех басовых звуков выглядит в нотах следующим образом:

Самой низкой нотой бывает фа или соль. При извлечении одновременно четырехзвучия отсутствуют верхние звуки.

Фактическое звучание аккордов, например соль-мажорный аккорд:

Устройство левой стороны баяна и аккордеона видно из приведенных схем здесь и здесь и объяснений к ним.

В начале XX века существовала и иная система. Принципиальная формула соотношения басов и аккордов была такая же, как и на общепризнанной системе, но расположены все кнопки басов и аккордов были в обратном порядке.

Такая система была предложена в Туле В. П. Хегстремом в 1901 году и долгое время имела распространение под названием «хегстремовской» (или «тульской») системы готового аккомпанемента. За рубежом она была известна как бельгийская система готового аккомпанемента — в отличие от общепризнанной, которая называлась итальянской.

Схема расположения звуков на левой клавиатуре по системе Хегстрема

По этой же системе ранее строился готовый басо-аккордовый аккомпанемент на русских рояльных елецких гармониках.

Источник: Мирек А. Справочник по гармоникам. — М., 1968.

Источник

Как делать музыкальные аранжировки для баяна

Скачать ноты для баяна «Млечный Путь» А. Рыбников

Казалось бы, проблема, или даже дилемма, как сказал один мудрец, ковыряясь пальцем в текущем водостоке в туалете на фабрике Скайджэк корпорации Линамар. Он хотел узнать, куда идет труба — в женский туалет или в городскую канализацию. Проблема была 30 лет назад, когда приходилось переписывать ноты вручную, а дилемм тогда не было вовсе.

Теперь в век цифровых технологий ноты можно отсканировать, оптически опознать в PhotoScore и экспортировать в файл формата XML, который потом можно открыть в большинстве нотных редакторов. Их существует некоторое количество, в основном коммерческие и не слишком дешевые, и не слишком приятные для пользователя. Про них я не буду говорить, ибо незачем, когда есть отменнейшая совершенно бесплатная и оупен сорс программа MuseScore. Ее главное преимущество заключается в том, что она без проблем работает на моем 32 битном XP SP2 Professional, когда Sibelius выше 4.5 версии уже не устанавливается. Не выкидывать же компьютер по прихоти толстосумов из Майкрософт, которые решили, что прогресс зашел уже дальше некуда? Оборзели. Компьютер у меня новый. Он в углу простоял 10 лет и еще столько же простоит.

Про возможности MuseScore рассказывать я не буду, мой пост не об этом. Скажу лишь, что для баяниста этот редактор — само то и похож на Сибелиус. Какой-то американский Комбриг на интернете расхваливает Notation Composer, за который он отвалил бешеные бабки. Я попробовал пиратскую копию с Пират Бэя, ничего замечательного в нем не увидел — нечто похожее на Encore за $300 баксов, которая — такое дерьмо, что не открывает свои же собственные файлы от прежних релисов. Но то была старая версия, новые не устанавливаются. Не выкидывать же компьютер, чтоб нарушить копирайт?

Намекну на баянно специфические особенности MuseScore.

Нота в скобках для левой партитуры

В Сибелусе в нотной палитре есть такая нота, но она не для баяна и проигрывается несмотря на скобки. Это надо идти в Properties и отключать ее звучание. Она потом вроде как и не звучит и в то же время звучит как-то вяло. Получается неряшливо. Но баянная нота в скобках на самом деле — совсем не нота, а скорее сноска или ссылка — в общем коммент. Ее можно сделать просто текстом, поставив скобки вокруг точки, а саму точку сделать шрифтом 60-ого размера. Получается вполне прилично.

Саундфонт

MuseScore идет с установленным саундфонтом FluidR3Mono_GM.sf3, который для моего утонченного слуха просто ужасен. Комбриг-то и жаловался, что MuseScore звучит отвратительно, но он не догадался, что дефолтный саундфонт можно заменить каким-нибудь более качественным. Для себя я выбрал бесплатный GeneralUser GS v1.471.sf2, который меня полностью устраивает, а вы можете поставить какой-нибудь коммерческий. Скачайте саундфонт с интернета. Разархивируйте его в папку /MuseScore2/Soundfonts . А потом пойдите в меню View > Synthesizer и нажмите кнопку Add.

Нотный стан

В меню: Style > General > Page поставь:

Min. system distance 8.5
Max system distance 15.0
Grand staff distance двигает линейки между соло и басом, делая расстояние шире/уже.

Инструмент

Определитель аккордов

Написать партию для правой руки особого труда не составляет. Если звуков мало, можно добавить, если много – убрать. Труднее сделать партию для левой руки, потому что на левой клавиатуре находятся басы и аккорды, которые в нотах для баяна обозначаются буквами Б, М, 7 и У. Их в нотный редактор не засунешь, там нужны фактические звуки. Аккорды можно подбирать прямо на баяне, а потом рисовать ноты вручную, или можно использовать мой определитель аккордов, а файлы к MuseScore скачать ниже.

Определитель аккордов ищет подходящие аккорды по составляющим их звукам. Всего аккордов 68, а комбинаций последовательностей звуков для них в моей базе данных 5364. Кое-кто на Западе уверят, что у аккордов не может быть больше двух секвенций, баянисту этого знать не надо. Ему надо знать, на какую кнопку нажимать.

Найди аккорд

По-американски До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си выгладят так:

Из этих нот в басовом ключе строятся аккорды для левой клавиатуры баяна:

Мажорные Б
Минорные М
Септаккорды 7
Уменьшенные У

Скачать файлы аккордов для Musescore

Мажорные аккорды

Нотное обозначение мажорных трезвучий

Таблица мажорных трезвучий

Минорные аккорды

Нотное обозначение минорных трезвучий

Таблица минорных трезвучий

Доминантсептаккорды

Нотное обозначение доминантсептаккордов

Таблица доминантсептаккордов

Уменьшенные септаккорды

Нотное обозначение уменьшенных трезвучий

Таблица уменьшенных септаккордов

И на бонус. Можете переиграть компьютер? Каспаров мог. Но то в шахматы.

Скачать ноты для баяна «Органная прелюдия» И. О. Бах.

Источник

Читайте также:  Как правильно настраивать гитару 6 струн с помощью тюнера
Оцените статью