- Урок 24 — Басовые струны аккордов
- Басовые струны основных простых аккордов
- Какие струны у аккордов не должны звучать?
- Обозначения басовых струн на схемах
- Задание
- Виды и схемы переборов на гитаре
- 4 простых вида гитарного перебора для начинающих видео
- Перебор Шестерка, схема
- Перебор Восьмерка: виды, схемы
- Перебор Четверка: виды, схемы
- Вальсовый перебор
- Что такое переборы и как играть перебором?
- Что такое басовые струны на гитаре?
- Басовые струны на гитаре. Таблица с обозначением басовых струн для аккордов
- Басовые струны на гитаре – что это такое
- Басы в аккордах
- Таблица с обозначением группы басовых струн
- Струны, которые не должны звучать в некоторых аккордах
- Басовые струны при игре перебором
- Аккорды с диезами и бемолями
- Басовые струны в аккордах с баррэ
- Виды переборов на гитаре: схемы, табы и ноты, примеры из песен
- Названия, обозначения и как играть
- Основные виды перебора: «восьмёрка», «шестёрка», «четвёрка»
- «Шестёрка»
- «Восьмёрка»
- «Четвёрка»
- Перебор щипком
- Перебор + басовый ход
- Перебор с арпеджиато
- Сложные переборы
Урок 24 — Басовые струны аккордов
В этом уроки мы поговорим о басовых струнах. У каждого аккорда своя басовая струна. В предыдущем уроке мы с вами разучивали перебор. А дальше будем петь песни. Что бы всё получалось, нужно разобраться в этом вопросе.
У некоторых аккордов не должны звучать определенные струны, здесь мы так же в этом разберемся.
Начнем с басовых струн. Для большинства аккордов действует следующее правило: по верхней струне зажатого аккорда. Например, Вы зажали аккорд Am — верхняя зажатая струна у Вас четвертая, верно!? А вот следующая и будет басовой струной, у аккорда Am — следующая пятая струна — она басовая в данном примере. Ещё пример, аккорд Dm — зажимается на первых трёх струнах, соответственно, получается, что верхняя зажатая струна третья, следующая и будет басовой струной — 4. Это правило работает для 80% простых аккордов.
Но не у всех аккордов так, некоторые не попадают под это правило и в рамках данного курса, мы предлагаем вам их просто запомнить. Ниже Вы найдете список аккордов, которые мы разучивали в прошлых уроках. К каждому аккорду пропишем басовые струны. Обязательно просмотрите каждый аккорд и запомните.
Басовые струны основных простых аккордов
Аккорд A — 5 басовая струна
Аккорд Am — 5 басовая струна
Аккорд A7 — 5 басовая струна
Аккорд D — 4 басовая струна
Аккорд Dm — 4 басовая струна
Аккорд D7 — 4 басовая струна
Аккорд E — 6 басовая струна
Аккорд Em — 6 басовая струна
Аккорд E7 — 6 басовая струна
Аккорд C — 5 басовая струна
Аккорд H7 — 5 басовая струна
Аккорд G — 6 басовая струна
Если вдруг вы встречаете незнакомые аккорды, то всегда можете воспользоваться схемами на которых изображаются басовые струны. Либо это можно определить по струнам, которые не должны звучать. Как раз об этом мы с вами сейчас и поговорим, а далее вернемся к схемам и подытожим всё.
Какие струны у аккордов не должны звучать?
Смотрим распространенный вид схемы аккорда:
На данной схеме аккорда Am сверху мы видим крест над определенной струной (в этом примере шестой). Это означает, что данная струна не должна звучать, вот и всё.
Самая верхняя открытая струна на подобной схеме и будет являться басовой. Здесь это 5.
Обозначения басовых струн на схемах
На некоторых схемах басовые струны имеют свои обозначения:
- Как показано на видео — это толстая струна
- Над схемой может быть закрашенный круг — над определенной струной
Задание
Вы должны запомнить все басовые струны аккордов, которые мы с Вами изучили. Используйте главное правило, которое я дал выше — для 80% аккордов. Это правило сильно ускоряет процесс запоминания. Через несколько недель ваши пальцы всё будут делать за Вас и Вы даже не будете задумываться какая басовая струна у этого аккорда.
Теперь Вы знаете, какие струны не должны звучать в определенных аккордах. Поэтому можете потихоньку пробовать применять эти знания. Вернитесь к песням, которые мы уже с Вами изучили и пробуйте. Посмотрите конец видео, там мы объяснили что делать, если продолжительное время не будет получаться попадать по нужным струнам.
Источник
Виды и схемы переборов на гитаре
В данной статье мы разберем что такое переборы, какие бывают виды переборов (восьмерка, четверка и другие) и посмотрим схемы переборов. Также я приведу список песен с переборами и аккордами 🙂
Содержание:
В схеме будет указана струна под обозначением «Б», например, Б-3-2-1-2-3. Это обозначение басовой струны на гитаре.
А вот теперь можно приступить к разборам!
4 простых вида гитарного перебора для начинающих видео
Перебор Шестерка, схема
Перебор «Шестерка» — это самый популярный перебор на гитаре. Он очень простой и состоит из 6 движений.
Схема перебора Б-3-2-1-2-3
Играется очень просто, используется во многих песнях.
Перебор Восьмерка: виды, схемы
Есть как минимум 2 вида перебора Восьмерка на гитаре. Сейчас мы их разберем.
Первый вид перебора Восьмерка
Схема перебора Б-3-2-3-1-3-2-3
Он очень популярный, используется, например, в песне «Я куплю тебе новую жизнь».
Второй вид перебора Восьмерка
Схема перебора Б-3-2-3-1-2-3-2
этот перебор я, честно говоря, не знаю, где используется, но он существует
Перебор Четверка: виды, схемы
Я нашел по крайней мере 6 разных видов перебора Четверка на гитаре, но не волнуйтесь — он не настолько популярный и на мой взгляд его учить совсем не обязательно.
Б-3-2-1
Б-3-1-2
Б-2-3-2
Б-1-2-3
Б12-3-12-3
Б-3-12-3
Честно сказать, я бы не стал учить эти переборы. Если вы новичок, можете даже не заморачиваться, используются они редко! Самые популярные и нужные переборы — это Восьмерка и Шестерка.
Вальсовый перебор
Разберем еще один перебор — вальсовый, играется в темпе вальса 🙂
Схема перебора Б-123-123
(другой вариант Б-12-12)
звучит достаточно неплохо, используется, например, в песне Изгиб гитары желтой
Что такое переборы и как играть перебором?
Любой гитарист должен знать:
- что такое переборы;
- как играть перебором на гитаре;
- основные переборы.
Переборы — та штука, которую нужно изучать либо одновременно с боем на гитаре, либо после него. В любом случае, Вы уже должны быть знакомы с основными аккордами для начинающих.
Переборы на гитаре отличаются от боя тем, что при переборах струны дергаются по очереди.
Как играть перебором на гитаре? Мы должны по очереди дергать (щипать) по одной или несколько струн.
Чаще всего переборы на гитаре играются так, что струны дергаются по одной. Вообще сами по себе переборы — это схема щипков струн. Например, перебор «4-3-2-1-2-3» значит, что мы дергаем 4 струну > 3 струну > 2 струну и так далее, по очереди.
Основные правила и заметки о том, как играть перебором:
- каждой струне соответствует свой палец;
- басовые струны (4, 5, 6) дергаются большим пальцем;
- 3 струна дергается указательным, 2 струна — средним, а 1 — безымянным.
Переборы хорошо развивают моторику пальцев. При дальнейшем обучении игре на гитаре вам придется изучать табулатуры, где вам могут понадобиться переборы. Более того, научившись играть переборы, вы разовьете скорость игры пальцами правой руки, что хорошо для дальнейшего обучения.
Источник
Что такое басовые струны на гитаре?
Как уже было сказано, каждому аккорду соответствует своя басовая струна. Давайте разберем, какие басовые струны каким аккордам соответствуют.
Аккорд AM – 5 струна | Аккорд A – 5 струна |
Аккорд DM – 4 струна | Аккорд EM – 6 струна |
Аккорд E – 6 струна | Аккорд D – 4 струна |
Аккорд C – 5 струна | Аккорд H7 – 5 струна |
Аккорд G– 6 струна | Аккорд F – 6 (5) струна |
При аккорде AM данный перебор звучит как 5-3-2-1-2-3, при аккорде DM как 4-3-2-1-2-3 и так далее.
Таким образом, басовые струны на гитаре — те струны, которые должны быть использованы при переборе, щипке и т.д. У каждого аккорда она своя.
Нужно запомнить соответствие басовых струн и аккордов при игре на гитаре. К слову, данные правила действую только для переборов, потому что в бое так или иначе нужно захватывать сразу несколько струн. Хотя в бое вообще очень редко играется 6 и 5 струны. Обычно их стараются не задевать. Так вот, в переборах всегда нужно дергать басовую струну, которая предназначена для аккорда, который зажимается в момент времени.
Если есть вопросы, задавайте их в комментариях!
Источник
Басовые струны на гитаре. Таблица с обозначением басовых струн для аккордов
Басовые струны на гитаре – что это такое
Басовые струны — это нижние толстые струны на гитаре, которые используются при игре. Чаще всего ими являются 4,5 и 6. Очень редко бас может исполняться и на третьей. За счёт своей оплётки (которая отсутствует у верхних – 1,2) и толщины они создают особый плотный и мощный звук.
Басы в аккордах
Чаще всего в качестве баса выступает так называемая «тоника». Это основной «фундаментальный» звук, от которого строится вся гармония. Например, у Am это будет A (открытая 5), а у Fm – F (1 лад на 6 струне). Благодаря громкому низкому звучанию они позволяют «неокрепшему» трезвучию нарастить необходимое «мясо» и прозвучать полновесно и основательно. Бас аккорда – это основа всей гармонии. Особенно важны басовые струны для аккордов при переборе, когда каждый звук «прочувствуется» по отдельности.
Таблица с обозначением группы басовых струн
Ниже приведена таблица, где подробно расписаны тоники самых популярных трезвучий и септаккордов. Что также важно, в ней указаны те басы, которые не следует извлекать в каждом конкретном случае.
Басовая струна, которая играется в аккорде (Тоника)
Струны, которые не должны звучать в некоторых аккордах
При исполнении арпеджио на гитаре важно помнить, что определённые струны звучат для определённых аккордов. Но также существуют ненужные, лишние звуки, которые не следует извлекать.
Проще всего убедиться, почему это так важно, просто сыграв неправильную ноту. Например, в C (до мажор) извлеките бас E (открытая 6). Сразу возникнет ощущение грязи, «корявости», неверного исполнения – дисгармонии.
Такой неверный звук получается потому, что некоторые ноты просто не входят в состав играемого аккорда. Каждая гармония состоит из определённых нот, которые мы и играем. Если нота не входит в их число – тогда и нарушается чистота звучания.
Басовые струны при игре перебором
При исполнении различных видов переборов стоит обратить внимание, как играются басовые струны у аккордов. Их следует извлекать большим пальцем сверху вниз. Получается нажим краешком подушечки пальца и быстрый «срыв». Причём не следует задевать соседнюю струну, чтобы не создавать лишних призвуков. Бас, как основа аккорда, может исполняться чуть громче, чем остальные звуки. Также на нём можно сделать акцент.
Аккорды с диезами и бемолями
Если в аккорде из таблицы присутствуют знаки альтерации (диезы и бемоли), то бас остаётся прежним, только к нему прибавляется необходимый знак. Можно привести в пример открытые аккорды, скажем D7 (бас D – открытая 4). Играя D#7, бас остаётся D, но к нему прибавляется знак диеза. Следовательно, сам аккорд «переезжает» на один лад вправо, а бас D# играется на 1 лад 4 струны.
Басовые струны в аккордах с баррэ
Иногда новичку сложно взять какой-либо аккорд с баррэ. Здесь ему на помощь приходят открытые аккорды . Но стоит помнить, что с другим вариантом взятия, возможно, поменяются и басовые струны на гитаре. В качестве примера возьмём простой аккорд Dm. Если брать его в открытой позиции (с первого лада), то в качестве баса используем ноту «ре» (открытая четвёртая). Если переместим его на пятую позицию и возьмём с баррэ, то бас уже будет на 5 струне 5 лада.
Обратный вариант, когда закрытый аккорд исполняется в открытой позиции. Фа мажор (F) – соответственно бас – 1 лад 6 струны. Но новичкам трудно брать баррэ, поэтому есть интересный вариант взятия F с малым баррэ, который поставить значительно проще, чем трезвучие с полным баррэ. В этом случае бас перемещается на 4 струну 3 лад. Стоит отметить, что открытые струны в данном варианте необходимо глушить.
Источник
Виды переборов на гитаре: схемы, табы и ноты, примеры из песен
Перебор на гитаре – от слова «перебирать». Перебирать струны пальцами, медиатором, взявши аккорд на ладах. Но это определение по-простому, по-народному. Если по музыкальной теории, то перебор – это есть арпеджио: звучат (извлекаются) последовательно звуки аккорда.
Игра перебором – мощный художественный приём в аккомпанементе. Для вокала и инструментальных соло он создаёт особенную гармоническую красоту.
Существуют различные виды переборов на гитаре:
- по определённой последовательности струн (например, сначала 6-ая, потом 3, 2, 1-ая, а потом 2-ая, 3-ая);
- в различных тактовых размерах (4/4, 3/4, 6/8 и т.д.);
- в различных ритмических фигурах (16-ми нотами, восьмыми, триолями, восьмая + две 16-ые);
- с добавлением различных штрихов (одновременное защипывание 2-3 струн, медиатором – быстрый последовательный штрих по звукам (струнам) аккорда, удары вверх/вниз по всем струнам).
И в этой статье вы познакомитесь со всем этим многообразием. Переборы на шестиструнной гитаре простые и сложные, распространённые и необычные – пригодятся для акустической гитары и электрогитары, для аккомпанемента к песне, как вторая партия гитары при игре дуэтом, для инструментальных аранжировок (в группе).
Внимание! Если вы вообще ещё не умеете играть перебором, только начинаете изучать этот приём, рекомендуется план занятий для новичков: 1 – изучение обозначений, 2 – освоить схемы для начинающих: основной вид «шестёрки», «восьмёрки», «четвёрки», щипком (бас+аккорд), вальсовый (см. в блоках первые схемы). И только потом приступать к изучению остального материала (разновидности, добавление штрихов, сложные переборы).
Названия, обозначения и как играть
Записывается гитарный перебор, как и любой другой музыкальный материал, нотами и табами (подробней о табулатуре здесь). Но есть и другие способы обозначения – проще, наглядней:
Цифрами. Выписывается в строчку цифрами последовательность струн (6-ая – басовая; 1-ая – самая тонкая).
Более универсальный формат – вместо басовой струны используется слово «бас»:
Где «бас» указывает, на то, что можно использовать любую басовую струну (6-ую, 5-ую или 4-ую) в зависимости от аккорда. То есть вместо «бас», к примеру, на Em последовательность – 6 (бас)-3-2-1-2-3, на Am: 5(бас)-3-2-1-2-3 и т.д.
Схема игры перебором. Шесть линий – это 6 струн гитары. Первая струна в схеме – самая тонкая, шестая – басовая, толстая. И точки на линиях – последовательность перебирания струн. Читается слева направо: защипываем или ударяем струны согласно расположению точек.
Игра перебором возможна и пальцами, и медиатором. Способ звукоизвлечения выбирается в зависимости от стиля, предпочтений гитариста.
Для пальцев правой руки принимаются обозначения латинскими буквами:
- p – большой;
- i – указательный;
- m – средний;
- a – безымянный;
- e – мизинец.
Для большинства простых переборов на гитаре, распространенных в песенном аккомпанементе, применяется стандартная аппликатура пальцев правой руки:
- басовые струны (6,5, 4) – (p) большим пальцем;
- 3-ая – (i) указательным;
- 2-ая – (m) средним;
- 1-ая – (a) безымянным.
Соответственно, аппликатура (рассмотренная и другие варианты) для пальцев правой руки может дополнительно указываться в нотах, табах, схемах – буквами (p, i, m, a).
Когда играется перебор медиатором, тоже применяются разнообразные варианты штриха.
удары по струнам только вниз:
басовая – вниз, остальные – вверх:
переменным штрихом – вверх-вниз:
Основные виды перебора: «восьмёрка», «шестёрка», «четвёрка»
Некоторые гитарные переборы условно называют по количеству звуков – сколько в последовательности перебора ударов по струнам. «Восьмёрка» – 8 звуков, «шестёрка» – 6 звуков, «четвёрка» – 4 звука. Все эти виды переборов соответственно имеют дополнительные разновидности. Разберём подробно схемы и названия, и научимся играть.
«Шестёрка»
Классический. Универсальный – подойдёт для множества песен. В первую очередь рекомендуется для новичков, тем, кто только начинает изучать переборы для гитары.
В цифрах: бас-3-2-1-2-3
В нотах и табах:
Используется стандартная аппликатура для пальцев правой руки: бас (p)-3(i)-2(m)-1(a). Играем на счёт, на каждую долю защипываем струну в указанной последовательности: раз, два, три – раз, два, три.
Такой перебор звучит во вступлении песни Nothing Else Matters группы Metallica:
Обозначение «let ring» в табах указывает на то, что струны не глушатся: продолжают звучать, как бы наслаиваясь на последующие звуки.
Играется на открытых струнах – получается аккорд Em. Используйте как упражнение для освоения «шестёрки». Выдерживайте ритм. Каждый звук перебора на счёт – раз, два, три + раз, два, три.
Когда пальцы перестанут «сбиваться», чётко зазвучит каждая струна, сыграйте «шестёркой» небольшую последовательность аккордов.
Отличный вариант попрактиковаться – аккомпанемент на соло во вступлении Still Got The Blues, блюзовой баллады Гэри Мура:
В 7 т. схема перебора немного смещается – без первой струны: 5-4-3-2-3-4:
Получается более низкий оттенок. Попробуйте использовать эту схему на другие аккорды.
Ещё пример – песня Daemon Lover группы Shocking Blue. Последовательность «шестёрки» без изменений, но в другой ритмической фигуре. Играется четвертными триолями – на каждые две доли такта приходится по три ноты. Звучит оригинально в аранжировке.
Послушайте и сыграйте:
Чтобы внести разнообразие в аккомпанемент, основную схему «шестёрки» можно изменять – менять последовательность струн, но в заданном ритме. И затем использовать как основной перебор, или чередовать с основной схемой.
Такой приём можно услышать в кавер-версии песни «Лирическая» (В. Высоцкого) в исполнении группы Чиж & Co.
Разберём фрагмент гитарной партии (интро и первая часть куплета) и пополним свой арсенал разновидностями перебора:
Первые такты на Dm: после басовой – вторая струна, а не 3-я, как по основной схеме:
бас-2-3-1-2-3
В последующих тактах (на аккорды B7, A7, Em7b5) – обычная «шестёрка».
В 7 т. (A7) – всё тот же простой перебор, но первые два звука на басовых струнах:
5-4-3-1-2-3
В 13 т. – как обыгровка, «широкий перебор» на все шесть струн:
6-5-4-3-2-1
1 вариант аппликатуры – басовые большим пальцем:
2 вариант – басовые p-i-m:
16 т. и 17 т. – и ещё обыгровка на связку аккордов Asus4/A7 в завершении первой части куплета.
5-4-3-2-1-2
Обратите внимание, в 17 такте, в начале, с басовой одновременно защипывается 2-ая струна:
5+2-3-4-1-2-3
«Восьмёрка»
И «восьмёрка» один из универсальных, основных переборов. Довольно часто используется в аккомпанементе в различных музыкальных стилях.
Рекомендуется для начинающих после освоения перебора «шестёрка».
Основная (наиболее распространённая) схема «8»:
бас-3-2-3-1-3-2-3
Для «восьмёрки» используйте стандартную аппликатуру для правой руки – бас (p)-3(i)-2(m)-1(a). На каждую долю такта по два звука: раз (5, 3 струна) – два (2, 3) – три (1, 3) – четыре (2, 3).
После того, как освоите основную схему, можно изучить другие виды «восьмёрки»:
Интересный и легкий вариант «восьмёрки» без басовых струн звучит в интро акустической версии песни «Моя оборона» Егора Летова:
схема в полном виде – 2 т. и 3 т.:
2-3-2-3-1-3-2-3
Перебор из песни Unintended (гр. Muse): вторая часть перебора (обратно 4 звука) – последовательно 1,2,3,4 струну.
Фрагмент композиции в табах:
Схемы варьируются на басовых по аккордам:
например, на B7: 5-4-2-3-1-2-3-4
на E: 6-4-2-3-1-2-3-4
«Восьмёрка» на все струны – гитара в первом такте интро Love Hurts (Nazareth):
1 часть (4 звука) – последовательно от 6-ой; 2 часть – последовательно от 1-ой:
6-5-4-3-1-2-3-4
В песне «Романс» (Лист календаря) гр. Сплин первая часть перебора играется последовательно от басовой. В некоторых аккордах используется приём хаммер: на один щипок в переборе два звука – сначала звучит открытая струна и затем палец ставится на лад. Чтобы сыграть гитарную партию, нужно установить каподастр на 5 лад.
В 5 т., на аккорды Gm и A – перебор «четвёрка», который мы будем рассматривать далее в статье.
Схема немного изменяется на аккордах:
6-4-3-2-4-3-2-3
5-4-3-2-4-3-1-2
4-3-2-1-3-2-1-2
Довольно быстрый и сложный перебор из композиции Street Spirit (Fade Out) группы Radiohead. По ходу перебирания струн меняются надстройки аккордов. Есть определённая схожесть с классической «восьмёркой».
Последовательность на два такта:
1 т. – начинается с басовых: 5-4-1-3-2-3-1-3
2 т.: 2-3-1-3-2-3-4-3
Играть этот перебор можно пальцами или медиатором (переменным штрихом – вверх/вниз).
«Четвёрка»
Разновидность «четвёрка» – легкие переборы, но не так часто используются в песнях, как например, «шестёрка» или «восьмёрка». Тем не менее – красивые, звучат оригинально. Разберём разновидности в примерах.
Виды игры на гитаре перебором «четвёрка»:
Восходящий – последовательно от басовой к первой:
бас-3-2-1
Такая схема используется в инструментальной композиции The Call of Ktulu группы Metallica:
Ещё разновидность «четвёрки» в восходящем движении на басовых струнах из темы Welcome Home (Metallica):
6-5-4-3
Обратите внимание, в композиции используется особый тип аккордов – квинты с открытыми струнами. Подробней о таких аппликатурах – в этой статье.
Нисходящий:
бас-1-2-3
Пример схемы – вступление известной баллады Still Loving You группы Scorpions:
И ещё простые переборы – как разновидности основной схемы «4»:
Вариант «четвёрки» из песни «Батарейка» гр. Жуки:
4-3-1-2
Красивый перебор в нижнем регистре (на басовых) звучит в песне «Это всё…» (гр. «ДДТ»):
6-4-3-4
Интересная разновидность – с одновременным защипыванием двух первых струн:
4-3-2+1-3
Этим перебором играется куплет песни «Печаль моя светла» Янки Дягилевой:
Ещё такая «четвёрка» довольно часто используется в романсах.
Красиво звучит и если в начале одновременно защипывать с басовой и первую струну:
4+1-2-3-1
Этот перебор использует Джимми Пейдж в балладе Stairway to Heaven (Led Zeppelin):
Разновидности «четвёрки» можно чередовать в такте:
Например, как в The Call Of Ktulu:
4-1-3-2 – 4-2-1-2
Перебор щипком
Щипковый перебор, или перебор щипком – когда после извлечения звука на басовой струне одновременно защипывается три-две струны, обычно 1-ая, 2-ая, 3-я.
Простой, но и интересный по звучанию вариант – чередование баса и щипка:
бас-3+2+1
Этим перебором играется песня «Маленькая девочка» гр. «Крематорий»:
Ещё вариация этой схемы – чередование в обратном порядке: сначала щипок (или аккорд) – потом бас. Нередко такое звучание можно услышать и в партиях клавишных.
3+2+1-бас
Этот приём используется в куплете рок-баллады Don’t Speak гр. No Doubt:
Другая ритмическая разновидность щипкового перебора – вальсовый: бас и два щипка в ритме вальса – «раз, два, три»:
бас-1+2+3-1+2+3
Например, так играется песня «Мусорный ветер» гр. «Крематорий»:
Ещё играть вальсовый перебор можно, особенно выделяя басы, с приглушиванием и отрывистым звучанием аккордов. В песне «Как здорово» Олега Митяева именно такой способ звукоизвлечения. Послушайте и сыграйте фрагмент аккомпанемента.
Перебор + басовый ход
Оригинальное звучание получается, когда перед перебором или после перебора добавляется басовый ход – 2-4 ноты (иногда больше) на басовых струнах.
Начнём с более простых примеров – басовая нота аккорда повторяется (звучит два раза):
бас-бас-3-4-5
Это перебор из медленной части песни The Four Horsemen (Metallica): бас каждого пауэр-аккорда повторяется.
Такой же приём (с повтором баса) можно услышать в песне Sweet Home Alabama группы Lynyrd Skynyrd. Возможно, тема и послужила источником вдохновения для Metallica. Как известно, Lynyrd Skynyrd была одна из любимых групп Клиффа Бёртона, басиста группы.
В балладе Always Somewhere (Scorpions) басовый ход добавляется в первом аккорде последовательности:
Если обозначить схемой начало темы, получается:
басовый ход-5-2-3-4-2-3-4-2
Фактически басовый ход добавляется к разновидности перебора «восьмёрка». Похожий вариант аккомпанемента звучит в песне «Космический вальс» (Чиж & Co).
Придумайте перебор на другие аккорды, используя этот приём. Например, на Dm можно сыграть: ход на четвёртой струне ре(0)-ми(2)-фа(3) – и перебор «восьмёрка» (как в балладе Scorpions или какой-нибудь другой).
Перебор может начинаться и заканчиваться басовой струной. И вот как бы «на стыке» повторяющихся переборов образуется басовый ход. Пример такого подхода – развитие в интро The Call Of Ktulu (да простите автора статьи за столь частое обращение к этой композиции 😉 )
В схеме выглядит так:
5-4-3-2-1-2-3-5 | 5-4-3-2-1-2-3-4
Перебор с арпеджиато
«Арпеджиато» – это особая разновидность арпеджио, когда очень быстро последовательно перебираются звуки аккорда за счёт указанной длительности. Нечто среднее между обычным перебором и ударом по всем струнам на аккорде. В нотах обозначается волнистой линией, с направлением движения по струнам (от басовой или от первой).
Приём «арпеджиато» как дополнительный штрих отлично звучит в переборах. Например, в интро After Dark (Tito & Tarantula) аккомпанемент на пауэр-аккордах:
Обозначение P.M. в нотах – palm muting – глушение струн ладонью правой руки.
Играется медиатором, где указана волнистая линия – быстро проводим медиатором вниз по всем приглушенным струнам аккорда. Но при этом нужно выдерживать указанную длительность – восьмая нота. Следующая восьмая – удар медиатором вверх по 3-ей струне. И вторая часть – уже обычный перебор на следующем аккорде, но струны тоже нужно приглушить.
В схеме с медиаторным штрихом:
5-арпеджиато (5-4-3)-3 | 5-4-3-4
В песне The House of the Rising Sun (гр. The Animals) в гитарном переборе тоже используется приём похожий на арпеджиато. В основу перебора «шестёрка» добавляется быстрое движение по струнам на аккорде, но в определённых ритмических фигурах:
Перебор условно состоит из трёх частей. На счёт в размере 6/8 играем:
- на раз (удар вниз) – чётко отделяем басовый звук аккорда;
- на два, три – быстрое скольжение по струнам (удары медиатором вниз), количество нот и ритм в этом элементе варьируется в зависимости от аккорда; то есть на эти две доли такта после басовой может приходиться и 3, и 4 звука (быстрое движение штрихом вниз, например от 5-ой струны к 1-ой, или к 2-ой). В схемах обозначены варианты перебора для аккордов. Быстрое скольжение можно выполнять и произвольно по количеству звуков, ритмической фигуре, но главное, чтобы оно приходилось только на 2 и 3 долю. То есть, чтобы не нарушалась ритмическая структура перебора в целом.
- следующие раз, два, три – перебор обратно (от 1-ой к 3-ей) переменным штрихом, начиная с удара вверх; эта часть остаётся без изменений на протяжении всей последовательности.
Схемы перебора House of the Rising с указанием медиаторного штриха:
Сложные переборы
Сложные переборы, как правило, представляют собой комбинирование нескольких переборов в разном ритмическом оформлении. В том числе и с добавлением различных приёмов (удары по струнам, басовые ходы и т.д.). Другими словами, нет чётко установленного паттерна, или последовательности перебирания струн: на каждый аккорд или несколько аккордов перебор меняется.
Рассмотрим несколько примеров:
Вступление Planet Caravan (гр. Black Sabbath): перебор с ударами медиатором по аккорду:
Перебор с штрихами и затем две разновидности «четвёрки».
В балладе Don’t Cry (Guns N’ Roses) изменяются ритмические фигуры. Во второй части 2 т. и 5 т. красивая обыгровка с басовым ходом:
Схемы переборов из гитарной партии Don’t Cry:
На Am/Dm (2 и 4 т.):
На этом завершаем статью. Изучайте переборы из красивых, интересных, оригинальных композиций, придумывайте на их основе свои. Развивайте это навык. Чем больше будете знать переборов, тем лучше 😉 Этот приём таит в себе многие секреты шикарного гитарного аккомпанемента. Успехов в изучении!
Источник