Баян для чайников ноты для
Эта статья рассказывает как учиться играть на баяне по слуху.
Для обучения есть методика, изложенная в книге Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян самоучитель без нот.
В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb
https://vk.com/topic-47215445_28941345?offset=20
Последующие издания этой книги называются Баян по слуху . Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.
Баян — для песни лучше не найти
Баян (аккордеон, гармонь) самый громкий среди носимых компактных инструментов
В отличие от струнной гитары — с камерной (кухонной, подъездной) громкостью музыкальных звуков. Баян по громкости подходит для улицы, двора, деревенской околицы. Среди струнных самый громкий инструмент — с самыми длинными струнами. Рояль . Однако струнная конструкция не обеспечивает компактности при высокой громкости.
На баяне одна клавиша — один звук . Звукоизвлечение, как у фортепиано. Позволяет играть богатые, сложные музыкальные произведения. На гитаре играть гораздо труднее.
На баяне две стороны — правая сторона соло, левая сторона аккомпанемент. Один баян заменяет целый ансамбль из трех гитар. Бас — гитара (басы), ритм — гитара (аккорды), соло — гитара (соло).
Голоса (звуки) баяна извлекаются язычковыми планками. Мех баяна дует в них воздух. В каждой голосовой планке два одинаковых язычка — на сжим и на разжим меха .
Клавиатура баяна
Правая клавиатура баяна
Вся музыка состоит из семерок звуков , которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше . Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже .
Семерки звуков нумеруются 1 2 3 4 5 6 7 что соответсятвует звукам октавы До Ре Ми Фа Соль Ля Си . Высоту звуков по цифрам легче усвоить не знающим нотную грамоту. Звук 1 ниже звука 3, а звук 6 выше звука 4.
Несмотря на кажущуюся сложность. Баянная клавиатура компактней аккордеонной . При игре рука не прыгает вверх — вниз. На баяне легче играть быстрые мелодии
Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.
В России распространена раскладка клавиатуры B-Grif . Клавиша 1 (До) находится в первом, ближнем от меха вертикальном ряду. Баянисты говорят, что белый узор клавиш тонов как бы растет от мехов вверх — деревом. В Европе распространена раскладка C-Grif. Раскладка зеркальная вертикально. Клавиша 1 (До) находится в третьем, дальнем от меха вертикальном ряду. Баянисты говорят, что белый узор клавиш тонов как бы растет от мехов вниз — елочкой.
Левая клавиатура баяна
Обычно первый вопрос Где на баяне гитара. Ответ — Слева. Второй вопрос — Где Три аккорда E7 Am Dm. Второй вертикальный ряд — Басы. Горизонтальные косые ряды от меха наружу вверх — аккорды этого баса. Вначале мажор, потом минор, потом септ. Белые клавиши целые ноты тона . Черные клавиши полутона. Белые клавиши посредине Си Ми Ля Ре Соль До Фа. Три (в септаккордах четыре) звука аккорда звучат при нажатии одной клавиши этого аккорда.
Семь цифр — семь звуков басов . Порядок расположения басов сверху вниз 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4 . Тональность мелодии меняется переходом на ряд баса вверх или вниз .
Двадцать одна буква — по три готовых аккорда в ряду каждого баса . Мажорные б . Минорные м . Септаккорды с
Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона . На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов . С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды
Методика обучения игре по слуху на баяне
Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений
Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор . Аккорд 1б это До мажор . Аккорд 3с это Ми септ
Боюсь содержанием напугать начинающих слухачей
Но уверен, что это ребята смелые, поэтому привожу полностью
Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель
Содержание 200 страниц
От авторов
Правая клавиатура. Первая позиция. Мелодия. Цифры-звуки
Левая клавиатура. Основные аккорды
Обозначения
Ритм
Настроиться на мелодию
Настроиться на голос
Играть душевно
Заниматься так
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м
Главные аккорды мажора 1б, 5с, 4б
Кадансовые аккорды 36м, 51б
Мажор в миноре и наоборот
Прерванный оборот
Аккорд 6с
Аккорд 1с
Аккорд 7с
Аккорд 5б
Аккорд 2с, 25б
Аккорд 5м
Аккорд 4м
Аккорд 3м, 73б
Аккорд 3б, 73б
Странные песни
Шаланды, полные кефали
Мелодия с аккордами на правой клавиатуре
Обращения основных аккордов
Обращения аккордов 6м, 3с, 2м
Обращения аккордов 1б, 5с, 4б
Обращения аккордов 6с, 1с
Обращения аккордов 5б, 2с
Обращения аккордов 5м, 4м
Обращения аккордов 7с, 3м, 3б
Неосновные аккорды
Аккорды 7н, 2г, 6г, 6н, 3х, 1в, 4с, 5ц, 6б, 6х, #1у, 6ц, 6д, 1ц, 1х, 1д
Аккорды 7х,#4y, #2у, 5д, 2ц, #4у, 2б, 3н, 2н, 2х, 3г, 6у, #5у, 7у, 5у, b7б, 1у
Аккорды 5к, 5х, 4ю, 1р, 4г, 4а, b7ю, 6ю, b3ю, 5т, 3к, 6к, 1к, 7б, b6c, b7с
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Резкие аккорды 2п, 4ж, 1ж, 1ш, 5з, 3е, 6ч
Аранжировка
Вторая позиция
Третья позиция
Ориентироваться в тональностях
Ваш стиль
Алфавитный список и номера произведений
Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов , которых многим хватит
Цитата стр. 5
Всего в самоучителе около 80 аккордов . Не пужайтесь — уже первых десяти , и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да справой рукой, едва ли владеют и профессионалы . Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей.
Цитата стр. 11
Аккорды играются по обозначениям под словами (ниже мелких цифр). Здесь не используются традиционные обозначения аккордов (VI->VI. g, F7. Cj7/5+. ), а предлагаются новые. Но дело в том, что вместе с новыми обозначениями вводится новое ремесло (вернее, старинное искусство) — игра по слуху (вернее, импровизационная гармонизация). Исследования показали , что существующие обозначения аккордов не пригодны для обучения по слуху — пригодны только наши слуховые. Обозначения забудете, а играть по слуху будете!
Идея обучения игре на баяне по слуху
Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м . Кто до баяна играл на гитаре , без труда узнает Am, E7, Dm . Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда . Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру .
Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)
Для этого аккомпанируем (можно подпевать или наигрывать) популярным мелодиям где есть эти аккорды. Мелодий для каждого вида аккордов много 20 — 30 ( Для изучения всех видов аккордов мелодий более 500 )
Для аккордов 6м, 3с, 2м
1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я
Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции , при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды
Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разные темы . Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.
Советы начинающим
На левой клавиатуре во втором от меха ряду есть меченный бас 1 (С или До) От него ошупью найдутся другие басы. Вниз 4. Верх 5 2 6 3 7
Аккорды баса косой ряд налево вверх б, м, с.
Пальцы Правой руки — вертикальные ряды клавиш от меха
Первый ряд — указательный палец
Второй ряд — средний палец
Третий ряд — безымянный палец
На подхвате — мизинец
Пальцы Левой руки — вертикальные ряды клавиш от меха
Второй ряд (басы) — средний палец
Третий, Четвертый, Пятый ряды (аккорды б, м, с) — указательный палец
Цитата стр. 9
Учтите, когда научитесь играть по слуху — тогда ни наши цифры, ни ноты будут не нужны! И вообще, если мелодия произведения Вам известна, не обращайте ни малейшего внимания на маленькие цифры под словами.
Источник
А. Басурманов — Самоучитель игры на баяне
Книга является самоучителем игры на баяне и содержит основные сведения об устройстве инструмента, нотной грамоте, быстрых методах освоения инструмента и др. Книга состоит из нескольких разделов, каждый из которых заканчивается практическими заданиями для самостоятельного выполнения.
Самоучитель игры на баяне
А. Басурманов
«Советский композитор», 1989г.
номер с2206к
(djvu, 4 МВ)
Список музыкальных произведений, вошедших в уроки и приложения:
1. Василек. Детская песенка
2. Пойду ль я, выйду ль я. Русская народная песня
3. Маленькая полька. Музыка Д. Кабалевского. Переложение Н. Чайкина
4. Во саду ли, в огороде. Русская народная песня. Переложение Л. Захаровой
5. Русская частушка
6. Во поле березонька стояла. Русская народная песня
7. Перепелочка. Белорусская народная песня. Переложение А. Басурманова
8. Ах ты, зимушка-зима. Русская народная песня. Переложение Л. Захаровой
9. Сулико. Грузинская народная песня. Переложение А. Басурманова
10. За городом качки плывуть. Украинская народная песня. Переложение Н. Чайкина
11. Полюшко, поле. Музыка Л. Книппера. Переложение В. Мотова
12. Чорнп брови, карп очи Украинская народная песня
13. Украинская полька. Музыка Н. Чайкина
14. Партизанская. Мелодия Атурова в обработке А. Александрова
15. Катюша. Музыка М. Блантера. Переложение Н. Чайкина
16. Колыбельная. Музыка Т. Хренникова. Переложение А. Кирюхина
17. Когда б имел златые горы. Русская народная песня. Переложение Л. Захаровой
18. Сонце низенько. Украинская народная песня. Переложение Н. Чайкина
19. Вот кто-то с горочки спустился. Современная русская народная песня. Переложение Вит. Алехина
20. Смело, товарищи, в ногу! Русская революционная песня. Переложение А. Басурманова
21. Стогть гора високая. Украинская народная песня
22. Варяг. Русская народная песня. Переложение Н. Чайкина
23. Ивушка. Музыка Г. Пономаренко. Переложение Л. Захаровой
24. Песня о тревожной молодости. Музыка А. Пахмутовой. Переложение А. Басурманова
25. Янка. Белорусский народный танец. Обработка Н. Чайкина
26. Крыжачок. Белорусский народный танец. Обработка А. Стоянова
27. Уральская плясовая. Переложение Л. Захаровой
28. Итальянская песенка. Музыка П. Чайковского. Переложение Л. Захаровой
29. Литовский народный танец. Переложение А. Басурманова
30. Гопак. Украинский народный танец. Переложение Н. Чайкина
31. Барыня. Русская плясовая. Переложение Л. Захаровой
32. Дивлюсь я на небо. Украинская народная песня. Обработка Аз. Иванова
33. Елочки-метелочки. Сибирские народные припевки. Переложение Л. Захаровой
34. Лезгинка. Грузинский народный танец. Переложение Н. Чайкина
35. Есть на Волге утес. Русская народная песня. Обработка А. Холминова
36. Краковяк. Обработка Н. Чайкина
37. Ермак. Русская народная песня. Переложение Н. Чайкина
38. Черемшина. Музыка В. Михайлюка. Переложение А. Басурманова
39. С чего начинается Родина ? Музыка А. Баснера. Переложение А. Басурманова
40. Реве та стогне Дшпр широкий. Украинская народная песня. Переложение А. Басурманова
41. Туш
42. Марш коммунистических бригад. Музыка A. Новикова. Переложение А. Басурманова
43. Смелый наездник. Музыка Р. Шумана. Переложение Л. Захаровой
44. Летка-енка. Музыка Р. Лехтинена. Переложение А. Басурманова
45. А где мне взять такую песню. Музыка Г. Пономаренко. Переложение Л. Захаровой
46. Я встретил вас. Старинный романс. Обработка М. Рожкова. Переложение А, Басурманова
47. Клен ты мой опавший. Музыка народная. Переложение А. Басурманова
48. Малая земля. Музыка А. Пахмутовой. Переложение А. Басурманова
49. Цыганская венгерка. Обработка А. Киселенко
50. Деревенская полька. Музыка В. Ефимова
51. Над окошком месяц. Музыка Е. Попова. Переложение А. Киселенко
52. Дождь идет. Танго. Переложение А. Басурманова
53. Прощание славянки. Марш. Музыка B. Агапкина
Скачать
_
А.Басурманов и Н.Чайкин
Самоучитель игры на баяне
«Советский композитор», 1956г., 1957г. 1966г.
номер м120ф 1569
Настоящий Самоучитель является первоначальным пособием для желающего самостоятельно научиться играть на баяне. Весь курс Самоучителя состоит из 20 уроков.
Одновременно с практическим курсом овладения инструментом (баяном), в Самоучителе даются необходимые начальные сведения по теории музыки для овладения нотной грамотой. Поэтому каждый урок состоит из двух частей—практической („освоение инструмента») и теоретической („нотная грамота»). Теоретические сведения даны в пределах, необходимых для овладения настоящим практическим курсом. Весь материал расположен в методической последовательности— от более простого к более сложному.
Уроки не следует рассматривать, как однодневные задания. Каждый урок представляет собой самостоятельный раздел, как в практической части, так и в теоретической и требует тщательной проработки.
Приступать к изучению последующего урока можно только тогда, когда полностью и хорошо усвоен материал предыдущего урока.
Чтобы добиться успеха нужно обязательно точно выполнять все требования, изложенные в Самоучителе и заниматься на баяне регулярно.
В конце Самоучителя имеются нотные приложения и слова к песням.
Нотный материал Самоучителя состоит, в основном, из популярных песен советских композиторов и обработок народных песен и танцев в легком изложении.
Каждый кто усвоит материал данного Самоучителя сможет самостоятельно разбирать и исполнять несложные пьесы, пользуясь имеющимися в продаже нотами для баяна.
СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ВОШЕДШИХ В УРОКИ
И ПРИЛОЖЕНИЯ
1. Д. Кабалевский. Маленькая полька. Переложение Н. Чайкина
2. Русская народная песня Во саду ли, в огороде (мелодия).
3. Русская народная песня — Пойду ль я, выйду ль я (мелодия)
4. Русская частушка (мелодия)
5. Белорусская народная -песня — Перепеленка. Обработка Н. Чайкнна
6. Русская народная песня — Во поле берёзонька стояла (мелодия)
7. Грузинская народная песня — Сулико. Переложение А.Басурманова.
8. Атуров. Партизанская (мелодия). Обработка А. В. Александрова
9. Русская народная песня — Полосынька (мелодия)
10. Б. Мокроусов, Одинокая гармонь. Переложение А. Басурманова
11. И, Чайкин. Украинская полька.
12. Л. Книппер. Полюшко, поле. Переложение В. Мотова.
13. Т. Хренников. Колыбельная. Переложение А. Кирюхина
14. Украинская, народная песня — За городом качки плывуть. Переложение Н. Чайкина.
15. Д. Кабалевский. Наш край. Переложение А. Басурманова
16. Украинская народная песня Ой пыду я понад лугом. Обработка Н, Чайкина
17. Д. Шостакович. Песня о встречном. Переложение А. Басурманова
18. Русский народный танец — Яблочко. Обработка Н. Чайкина
19. Русская революционная песня — Смело, товарищи, в ногу! Переложение А.Басурманова
20. Русская народная песня — Варяг. Переложение Н. Чайкина
21. Белорусский народный танец — Крыжачок. Переложение А. Пахомова
22. Украинский народный танец — Гопак. Обработка Н. Чайкина.
23 Украинская народная песня—Сусидка. Обработка Н. Чайкина
24. Ю. Милютин. Ленинские горы. Переложение А. Басурманова.
25. Молдавский народный танец — Молдовеняска. Облегчённое переложение Н. Чайкина
26. Краковяк. Обработка Н. Чайкина
27. Русская народная песня — Есть на Волге утёс. Обработка А. Холминова.
28. Воронежские припевки —Летят утки
29. Украинская народная песня — Дивлюсь я на небо. Обработка Аз. Иванова
30. А. Новиков. При долине куст калины. Переложение Н. Речменского
31. Русский народный танец — Барыня. Обработка Н. Чайкина
32. Русская народная песня—Ах ты, ноченька. Обработка Н. Чайкина
33, Украинская народная песня — Бандура. Переложение И. Гладкова
34, И. Дунаевский. Колыбельная. Переложение А. Басурманова.
35, Б. Мокроусов. Костры горят далёкие. Переложение А. Басурманова
26. Русская народная песня — Ермак. Переложение Н. Чайкина
37. Е. Родыгин. Уральская рябинушка. Облегчённое переложение А. Басурманова
38. Украинская народная песня—Солнце низенько. Обработка Аз. Иванова.
39. Б. Мокроусов. Жди солдата. Переложение Н. Чайкина.
40. Белорусский народный танец — Янка. Обработка Н. Чайкнна.
41. Русская народная песня — Катенька. Обработка Аз. Иванова.
42. Русская народная песня — Родина. Напев В. Смыслова, гармонизация п. Чайкина
43. Н. Поликарпов. Лирическая.
44. Уваровские частушки. Обработка С.Аксюка
45. Ю. Щекотов. Волжские припевки. Переложение А. Басурманова.
46 Алтайские частушки — Не сама машина ходит. Обработка Н. Кутузова
47. Русская народная песня —Мчатся гуси вереницей. Напев У. Жук, гармонизация Н. Чайкина.
48. С. Туликов. Цвети, наш край. Переложение А. Басурманова.
49. Т Хренников. Песня о Москве. Переложение А. Басурманова.
50. В. Соловьёв-Седой. Где же вы теперь, друзья-однополчане. Переложение А.Басурманова
51. А. Лепин. Если б гармошка умела. Переложение И. Чайкина.
52. И. Дунаевский, Вальс из кинофильма «Испытание верности». Переложение Н.Чайкина
53. Падэспанъ. Переложение Н. Чайкина
54. Грузинский народный танец — Лезгинка. Обработка Н. Чайкина.
55. Карело-финская полька. Обработка Б. Тихонова
56. Украинский танец — Казачок. Обработка Н. Ризоля
57. И. Дунаевский. Марш из кинофильма «Весёлые ребята». Переложение Н.Речменского
58. А. Новиков. Гимн демократической молодёжи мира. Переложение Аз. Иванова
Скачать
Источник