Правая клавиатура баяна. Видеоупражнения
В настоящем материале мы будем осваивать с вами правую клавиатуру при помощи специальных упражнений. Здесь будет минимум теории и очень много практики. Видео упражнения позволят вам очень быстро подготовить игровой аппарат к полноценной игре двумя руками.
После их изучения у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. После практического прохождения комплекта упражнений вы совершенно свободно самостоятельно сможете разучивать на правой клавиатуре песни и пьесы в облегченном переложении для баяна.
В видео упражнениях задан эталон звучания инструмента при выполнении упражнений. Вы в любое время сможете запустить видео и сравнить свою игру со звучанием эталона. Эти упражнения помогут вам выработать оптимальное меховедение и приучить пальцы к правильной аппликатуре. В подборке более тридцати видео упражнений, которые признаны специалистами наиболее продуктивными для обучения новичков.
Эти упражнения я использую в своей работе уже почти сорок лет. На том материале, который вы имеете возможность купить, обучились играть на баяне сотни и сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая этот мини курс — комплект упражнений для правой руки, вы получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.
Для кого подготовлены эти упражнения?
— Для тех, кто начинает осваивать баян с нуля, без какой-либо предварительной подготовки. Подача учебного материала организована таким образом, что абсолютно любой человек, сможет продуктивно работать с комплектом видео упражнений.
— Упражнения могут быть использованы педагогами по баяну и репетиторами в качестве основных и вспомогательных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.
В комплекте:
32 видео, 115 видео упражнений.
А также: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Все упражнения с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Большинство упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате АVI.
Цена 300 рублей
По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru Рекомендации по изучению правой клавиатуры баяна
Изучение музыкальной грамоты необходимо связать со слуховыми образами и понятиями ребенка. Иными словами, ноты нужно изучать последовательно с различными длительностями.
Изучение нотной грамоты обычно начинают от ноты «до». По мере изучения семи основных звуков натурального звукоряда учащийся практически осваивает тональность до мажор, ее устойчивые и главные ступени. Как можно раньше приучайтесь играть без постоянных заглядываний в клавиатуру. Это станет возможным, когда вы хорошо будете знать расположение нот на клавиатуре баяна. Причем, знать не виртуально, а наощупь. Для этого вам придется изрядно потрудиться. Для изучения клавиатуры лучше всего использовать одну октаву.
Рекомендую первую. Поставив пальцы на одной октаве, мы будем автоматически знать ноты и других октав. Некоторым ученикам для запоминания основных звуков одной октавы требуются сотни повторений. Кто-то запоминает расположение нот очень быстро. Но повторяю: мало запомнить расположение нот, нужно их различать на звук, безошибочно определять их местонахождение на клавиатуре.
Основная задача начальной практической работы по изучению клавиатуры баяна: запомнить характер звука в натуральном звукоряде, слышать его в реалии и иметь слуховое представление о нем. Кроме того важно усвоить относительную продолжительность целой, половинной и четвертной ноты.
Вместе с запоминанием нот на клавиатуре ученик получает понятие о расположении нот на нотном стане, обучается правильной записи звуков разной длительности. Здесь же он отрабатывает первые навыки звукоизвлечения и меховедения.
Рекомендую такой метод освоения правой клавиатуры:
Заучиваем расположение и звучание ноты «до» первой октавы. Нажимаем кнопку «до». Потянем звук, послушаем его внимательно. Пробуем воспроизвести его голосом. Затем вместе с инструментом. Проделываем эту процедуру 10-15 раз. Нажимаем следующую кнопку – соответствующую ноте «ре». Полутона пока не трогаем.
Наша задача на начальном этапе выучить расположение основных нот. Итак, играем последовательность нот «до» — «ре». Играем эту последовательность целыми, половинными. Если есть возможность, используем метроном. Но даже с метрономом обязательно считаем доли или оттопываем счет ногой.
Обязательно пропеваем выполняемые упражнения. Когда уверенно будем брать на клавиатуре нотки «до» и «ре», переходим к проработке следующей комбинации кнопок, соответствующих нотам «до» — «си». Кнопку «до» нажимаем вторым пальцем, ноту «си» — третьим.
Максимально сосредотачиваемся, напрягаем слух, впитываем в себя проигрываемые звуки. Внимательно отслеживаем слухом переходы, переливания от звука к звуку. Следующая комбинация звуков для изучения правой клавиатуры: «до-ре-си-до».
Напоминаю, что все эти манипуляции направлены на изучение расположения ноты «до» на клавиатуре. После того, как начнете абсолютно свободно находить и проигрывать ноту «до», можно перейти к освоению ноты «ре». По аналогии с предыдущими занятиями составляем последовательности кнопок от кнопки «ре» вниз и вверх.
Эти последовательности будут выглядеть так: «ре – ми», «ре-до», «ре-ми-ре-до». Сколько раз нужно повторить последовательности до полного заучивания? Для каждого обучающего индивидуально. Это может быть десять повторений, а может быть и сто.
Аналогичным образом прорабатываем остальные основные звуки до ноты «си». Это будет первый этап изучения правой клавиатуры. На следующем этапе мы займемся интервалами, т.е. продолжим работу над изучением нот (кнопок) основного звукоряда на правой клавиатуре на примере интервалов.
Источник
Ноты — Этюды для баяна и аккордеона
Ноты для обучения игре на баяне, аккордеоне в детских музыкальных школах и музыкальных училищах — скачать
Этюды для баяна
выпуск 2
составление и общая редакция Г.Тышкевича
“Государственное музыкальное издательство”, 1957г.
номер 26146
1. Г. Тихомиров. Этюд до мажор
2. Г. Тихомиров. Этюд ля мажор
3. С. Аксюк. Этюд ре минор.
4. С. Аксюк. Этюд си-бемоль мажор
5. С. Аксюк. Этюд фа-диез минор
6. П. Шашкин. Этюд фа мажор.
7. В. Белов. Этюд до мажор.
8. В. Белов. Этюд соль мажор.
9. М. Черёмухин. Этюд ля минор
10. М. Черёмухин Этюд соль мажор
11. М. Магиденко. Этюд ля минор
12. М. Магиденко. Этюд ля минор
13. Н. Чайкин. Этюд ля мажор.
14. Н. Чайкин. Этюд соль мажор.
15. Н. Чайкин. Этюд фа минор
16. А. Попов. Этюд фа минор
17. Ю. Шишаков. Этюд ми минор
18. Ю. Шишаков. Этюд ми мажор
19. В. Иванов. Этюд си минор
20. В. Иванов. Этюд до мажор
21. А, Холминов. Этюд ре мажор
22. А. Холминов. Этюд соль мажор
23. А. Холминов. Этюд ля минор
Скачать ноты
Этюды для баяна
выпуск 4
составление и общая редакция Г.Тышкевича
“Государственное музыкальное издательство”, 1959г.
номер 27732
1. А. Салин. Этюд до мажор.
2. А. Салин. Этюд ля минор.
3. Г. Тышкевич. Этюд до минор.
4. Ю. Слонов. Этюд до мажор
5. Н. Чайкин. Этюд ми минор
6. Б. Тихонов. Этюд ре минор
7. А. Холминов. Этюд фа мажор
8. М. Магиденко. Этюд фа мажор
9. А. Савенков. Этюд фа мажор.
10. А. Живцов. Этюд ми-бемоль мажор
11. Ю. Шишаков. Этюд ре минор.
12. Е. Максимов. Этюд фа минор.
13. Ю. Шишаков. Этюд ми мажор
14. Н. Чайкин. Этюд до-диез минор
15. Ю. Шишаков. Этюд до-диез минор
Скачать ноты
Спасибо Шафаяту за сборник!
Этюды для баяна
выпуск 5
составление и общая редакция А.Салина
“МУЗГИЗ”, 1960г.
номер 28432
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ ЭТЮДЫ ДЛЯ I — II КУРСА МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА
1. А. Аверкин. Этюд фа мажор, на репетицию
2. А. Салин. Этюд до минор, на триоли
3. Г. Камалдинов. Этюд до мажор, на легкую беглость.
4. А. Живцов. Этюд ми минор, на ломаные октавы.
5. Ю. Остроумов. Этюд ми минор, на задержание в верхнем и нижнем голосе в правой руке
6. Г. Тихомиров. Этюд ми минор, на терции, скачки и репетицию
7. Н. Речменский. Этюд ми мажор, на технику в левой руке
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ ЭТЮДЫ ДЛЯ III — IV КУРСА МУЗЫКАЛЬНОГО УЧИЛИЩА
8. Г. Тихомиров. Этюд ля минор, на октавную и аккордовую технику с применением стаккато
9. Ю. Остроумов. Этюд фа минор, на легкость беглой игры в левой руке
10. А. Салин. Этюд си минор, на октавную технику
11. Н. Речменский. Этюд ля мажор, на беглость игры терциями.
12. Н. Нолинский. Этюд ля минор, на беглость игры секстами.
13. Н. Губарьков. Этюд ля минор, на метрическую и гармоническую трудность
Скачать ноты
Этюды для баяна
выпуск 6
составление и редакция П.Гвоздева
“Государственное музыкальное издательство”, 1961г.
номер 29052
В настоящий сборник вошли этюды повышенной трудности, с различными техническими приемами, написанные советскими композиторами специально для баяна. Кроме того помещено несколько переложений, соответствующих определенным методическим заданиям.
Этюды рассчитаны на учащихся старших курсов музыкальных училищ, студентов вузов, а также на подвинутых баянистов художественной самодеятельности.
И. Ильин. Этюд фа мажор
Г. Камалдинов. Этюд ре минор.
Н. Губарьков. Этюд ля минор
И. Болдырев. Этюд фа минор
Н. Чайкин. Этюд ре мажор
О. Пирогов. Этюд до мажор
П. Сердечков. Этюд ми-бемоль мажор
А. Аренский. Этюд си минор.
А. Кобылянский. Этюд ля-бемоль мажор
Скачать ноты
Этюды для баяна
выпуск 8
составление и редакция П.Гвоздева
“Государственное музыкальное издательство”, 1963г.
номер 30690
1. Ю. Шишаков. Этюд фа мажор
2. Е. Максимов. Этюд фа мажор
3. В. Герчик. Этюд ля минор
4. В. Платонов. Этюд фа-диез минор
5. А. Фаттах. Этюд ми мажор
6. Г. Тышкевич. Этюд соль мажор
7. Г. Тихомиров. Этюд ре минор
8. Аз. Иванов. Этюд до минор
9. Ю. Блинов. Этюд си-бемоль мажор
10. И. Болдырев. Этюд ми минор
11. Г. Фрид. Этюд ре мажор
12. Г. Зингер. Этюд соль минор
13. М. Магиденко. Этюд до мажор
14. В. Иванников. Этюд соль мажор
15. Г. Фрид. Этюд ре мажор
16. А. Марьин. Этюд соль минор
17. С. Ряузов. Этюд соль мажор
18. С. Разоренов. Этюд ля минор
19. И. Ильин. Этюд ля минор
20. С. Ряузов. Этюд ре мажор
21. Н. Губарьков. Этюд ля минор
22. Н. Иванов. Этюд до мажор
Скачать ноты
Этюды советских композиторов
для баяна
составление и общая редакция Г.Тышкевича и П.Шашкина
“МУЗГИЗ”, 1949 и 1956г.
номер 19479 25456
П.Акуленко, М.Магиденко, С.Аксюк, Г.Тышкевич, Н.Речменский
С. Аксюк, Г. Тышкевич, Г. Тихомиров, М. Черёмухин, Н. Чайкин, И. Гладков, Ю. Шишаков, М. Магиденко, П. Акуленко, В. Букин, А. Холминов, Д. Салиман-Владимиров, Н. Иванов
Спасибо Шафаяту за сборник!
Этюды для баяна
составитель А.Лачинов
«Советский композитор», 1957г.
номер с485к
Настоящий сборник этюдов для баяна составлен с учетом многочисленных запросов и пожеланий детских музыкальных школ, музыкальных училищ, художественной самодеятельности.
Составитель всемерно стремился к тому, чтобы сделать этот сборник доступным и полезным учебным пособием, способствующим последовательному техническому и художественному развитию обучающихся игре на баяне з объеме детской музыкальной школы и музыкального училища.
Для достижения этой цели настоящий сборник создан по плану, выработанному составителем на основе многолетней педагогической и методической работы в детских музыкальных школах, музыкальном училище и в самодеятельности.
Сборник состоит из трех разделов:
1-й раздел—Этюды первой степени трудности. Этюды, помещенные в этом разделе, предназначены для начинающих и тех, кто обладает исполнительским уровнем в объеме 1, 2, 3, 4 классов детских музыкальных школ.
2-й раздел—Этюды второй степени трудности.
Этюды, помещенные в этом разделе, предназначены дня тех, кто обладает исполнительским уровнем в объеме 5-го класса детской музыкальной школы и I-II курсов музыкального училища.
3-й раздел—Этюды третьей степени трудности. Этюды, помещенные в этом разделе, предназначены для достаточно подготовленных исполнителей-баянистов, которые обладают знаниями, навыками, школой и техникой игры на баяне, соответствующими III и IV курсам музыкального училища.
Все этюды на различные виды техники игры систематизированы и размещены в сборнике в порядке возрастающей трудности.
В целях облегчения изучения и исполнения, во всех этюдах выставлены буквенные обозначения и соответствующая аппликатура.
Для извлечения максимальной пользы от этюдов рекомендуется всем, пользующимся сборником строго придерживаться и руководствоваться указаниями, помещенными в этюдах и аннотациях к ним.
Систематическое проигрывание этюдов позволит учащимся-баянистам получить необходимые знания и навыки, развить технику игры и повысить культуру исполнения.
Составитель сборника приносит свою благодарность: Иванову Н. А., Иванову В. В., Куликову П. В., Логачеву В. И., Переселенцеву В. Я.( Речменскому И, С, Салину А. К., Страннолюбскому Б. В., Тихомирову Г. В., Тышкевичу Г. Т., Чайкину Н. Я., Хведчене В. О. и Шашкину П. Н., принявшим активное участие в составлении данного сборника.
А. Лачинов
Этюды 1-й степени трудности
(Исполнительский уровень с 1-го по 5-й классы детской музыкальной школы).
ЭТЮД № 1 — Мелодический,
Автор — В. Логачев
(До мажор; 4/4; темп умеренный. Предназначен для укрепления пальцевого аппарата и приобретения первоначальной техники игры на баяне).
ЭТЮД N5 2 — На мелизмы.
Автор — В, Логачев.
(До мажор; 2/4; темп подвижный. Предназначен дли исполнения коротких одинарных форшлагов и развития 3 — 4 пальцев правой руки),
ЭТЮД № 3—Триопьный.
Автор — П. Шашкин.
(Ля минор; 4/4; темп умеренный. Предназначен для исполнения триолей штрихом «нон-легатов).
ЭТЮД №4— На скачки в правой клавиатуре.
Автор — П. Шашкин.
(Соль мажор; е/8; темп подвижный. Предназначен для освоения небольших скачков, снятия кисти и исполнения слигованных двойных нот).
ЭТЮД N5 5 —На символы.
Автор — С. Тышкевич,
(Соль мажор; 2/4; темп подвижный. Предназначен для исполнения синкопированных нот штрихом «нон-легато» с 3-х рядов (3-х позиций) с переходом в ре мажор и обратно в соль мажор).
ЭТЮД № 6 — Технический на легато.
Автор В. Переселенцев, стр.
(Ре мажор; 2/4; темп подвижный. Предназначен для развития и взаимосвязи 1—2 и 3—4 пальцев правой руки, а также сочетания коротких ломаных арпеджий с короткими гаммообразнымн движениями).
ЭТЮД N5 7 — Технический.
Автор — В. Хведненя.
(Фа минор; 2/4; темп быстрый. Предназначен для развития беглости пальцев правой руки с большим уклоном развития 2, 3, 4 пальцев).
ЭТЮД №8—На стаккато,
Автор — П. Шашкин.
(Си-бемоль мажор; 2/4; темп подвижный. Предназначен для исполнения нот коротко, отрывисто, остро/штрихом пальцевого стаккато).
ЭТЮД № 9 — На репетицию.
Автор — Г. Тышкевич.
(Ля-бемоль мажор; 2/4; темп умеренный. Предназначен для развития всех пальцев, особенно 2 и 3 пальцев правой руки приемом игры «репетиция» (повторения клавиш разными пальцами).
ЭТЮД № 10—Технический арпеджированный. Автор — П. Шашкин.
(Фа мажор; 2/4; темп ускоренный. Предназначен доя приобретения навыков исполнения арпеджио с 3-х рядов (3-х позиций), освоения правой клавиатуры).
Этюды 2-й степени трудности
(Исполнительский уровень — 5-й класс детской музыкальной школы I и II’ курсы
музыкального училища).
ЭТЮД № 11—На задержание в верхнем и нижнем голосе.
Автор — В. Переселенцев.
(Ля минор; 4/4; -темп умеренный. Предназначен для исполнения мелодической линии с ритмическим сопровождением ниже и выше мелодии в трех позициях (с 3-х рядов).
ЭТЮД N9 12—Не ломаные октавы.
Автор — Г. Тышшич.
(Сель минор; 3/4; темп умеренный. Предназначен для исполнения ломаных октав 3-х позициях (с 3-х рядов), с переходом в си-бемоль мажор и обратно с небольшими скачками а правой клавиатуре).
ЭТЮД № 13 — Твхнический-свкстольный.
Автор —П. Логачев.
(Соль мажор; 2/4; темп быстрый. Предназначен для развития беглости пальцев правой руки, главным образом 3 — 4 пальцев).
ЭТЮД № 14 — Технический.
Автор — Г. Тышкевич.
(Мм мажор; 2/4; темп быстрый. Предназначен для развития беглости пальцев правой руки и исполнения мажорных гамм и арпеджий с 3-х позиций (3-х рядов).
ЭТЮД № 15 —Октавный — триолями.
Автор — Г. Тышкевич.
(Си-бемоль минор; 2/4; темп подвижный. Предназначен для исполнения октав триолями правой рукой а первой части и мелодического хода триолями левой рукой во второй части — для развития техники игры двумя руками).
ЭТЮД № 16 — Технический триолями в сочетании с квартолями (комбинированный).
Автор —В. Логачев.
(Соль минор; 4/4; темп умеренный. Предназначен для развития ритмического восприятия при исполнении триолями с переходом на квартоли).
ЭТЮД № 17 — Ритмический с использованием мелодического хода басов.
Автор —В. Иванов.
(Соль минор; 3/4; темп подвижный. Предназначен для развития пальцевого аппарата левой руки).
ЭТЮД № 18 — Мелодическо-гармонический (аккордами).
Автор — А. Лачинов. (Соль минор; 2/4; темп медленный. Певучий, эмоциональный. Предназначен для развития техники игры аккордами и развития гармонического восприятия).
ЭТЮД № 19 — Этюд—пьеса.
Автор —Г. Тихомиров
(До мажор; 3/4; темп умеренный. Предназначен для развития техники игры тройными йотами с модуляцией в ля-бемояь мажор).
ЭТЮД № 20 — Мелодическо-гармонический (аккордами).
Автор —В. Иванов.
(До минор; 9/8; темп умеренный. Предназначен для освоения связности мелодического рисунка, изложенного октавами на фоне выдержанных созвучий).
ЭТЮД N6 21— Технический.
Автор — Н. Иванов.
(Фа мажор; 2/4; темп оживленный. Предназначен для развития техники игры правой и левой рукой и исполнения слигованных нот).
ЭПОД № 22 — Мелодический с фактурным сопровождением в верхнем и нижнем регистре.
Автор — А. С алии.
(Ми минор; 4/4; темя умеренный. Предназначен для исполнения двойными и одинарными нотами с задержанием в нижнем и верхнем голосе и для сопоставления параллельных тональностей минора и мажора).
Этюды 3-й степени трудности
(Исполнительский уровень 111—IV курсы музыкального училища).
ЭТЮД № 23 — На мелизмы (комбинированный).
Автор — А. Салин.
(До мажор; 3/4; темп быстрый. Предназначен для развития техники игры и исполнения одинарных форшлагов, груплето, трелей).
ЭТЮД № 24 — Технический с задержанием в верхнем и нижнем голосе.
Автор — Н. Чайкин.
(Ми-бемоль мажор; 2/4; темп ускоренный. Предназначен для развития техники игры с задержанием в верхнем и нижнем голосе в правой клавиатуре и развития 2, 3, 4 пальцев правой руки).
ЭТЮД № 25 — На легато двойными нотами.
Автор—П. Куликов.
(Фа-диез мажор; 2/4; темп медленный. Предназначен для развития техники игры терциями).
ЭТЮД № 26— Триольный для левой руки.
Автор—Б. Страниолюбский
(Соль минор; 4/4; темп умеренный. Предназначен для развития техники игры левой рукой и освоения басовой клавиатуры).
ЭТЮД № 27 — На репетицию.
Автор — В. Иванов.
(Соль мажор; 4/4; темп умеренный. Предназначен для развития самостоятельности пальце», выработки точности при их подмене и акцента мехом на каждой первой и третьей доле такта в целях выделения мелодической линии).
ЭТЮД № 28 — Технический двойными нотами.
Автор — П. Куликов.
(До мажор; 2/4; темп подвижный. Предназначен для развития техники игры двойными нотами, терциями и секстами штрихом стаккато).
ЭТЮД № 29 — На аккорды и ломаные арпеджии (комбинированный).
Автор — Б. Страннолюбский.
(Си минор; 4/4; темп умеренный. Предназначен для исполнения аккордов и ломаных арпеджий с задержанием верхнего голоса в правой клавиатуре).
ЭТЮД № 30 — Технический.
Автор — А. Салин.
(Фа-диез минор; 12/8; темп быстрый. Предназначен для развития техники игры с гармоническим сопровождением).
ЭТЮД № 31—Гармонический с переходом аккордов с правой клавиатуры в левую.
Автор — В. Иванов.
(Ре минор; 6/8; темп подвижный. Предназначен для выработки четкого взаимодействия между двумя руками при скачках с правой в левую клавиатуру, остроты ритма и отработки штриха «стаккато» ровного перехода из правой в левую клавиатуру без разрыва между ними, рассматривая каждый такт, как единый рисунок).
ЭТЮД № 32 — На мелизмы.
Автор — Н. Иванов.
(Соль минор; 4/4; темп умеренный. Предназначен для приобретения навыков игры форшлагов и трелей),
ЭТЮД № 33 — На форшлаги и трели.
Автор —П. Куликов.
(Фа-диез минор; 4/4; темп умеренный. Предназначен для исполнения двойных форшлагов и трелей и развития техники игры правой руки).
ЭТЮД № 34 — Технический двойными нотами.
Автор — В. Иванов.
(До мажор с переходом в ми минор; 4/4; темп умеренный. Предназначен для развития независимости и самостоятельности 1 и 3; 2 и 4 пальцев и приобретения навыков игры скачками в правой клавиатуре).
ЭТЮД № 35 — Технический — триольный.
Автор —В. Иванов.
(Ля минор с переходом в ре минор; 2/4; темп быстрый. Предназначен для приобретения навыков игры триолями в быстром темпе развития пальцевого аппарата правой руки, выработки ритмической ровности игры).
Скачать этюды
Источник