Баян или аккордеон как правильно

Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура

Баян, аккордеон, гармоника… Для людей неискушенных, далеких от музыки, между этими инструментами нет никакой разницы: и то гармошка, и это гармошка. Такие люди могут спокойно прийти в магазин музыкальных инструментов и, указывая на аккордеон, попросить: «Дайте мне вот эту гармонь!» Аккордеонистов они путают с баянистами, а тех и других – с гармонистами.

А между тем различия есть, и довольно существенные. Но чтобы понять, чем отличается баян от аккордеона, нужно сказать несколько слов об их общем прародителе.

Гармонь – двоюродная сестра варгана

Все гармони, так же как баяны и аккордеоны, относятся к язычковым музыкальным инструментам. Поскольку у них есть клавиатура, то их одновременно считают и клавишными, точнее клавишно-пневматическими. Но все же главная примета, отличающая любую гармонь, – это язычок, гибкая стальная пластинка, при вибрации которой и получается звук. В разных инструментах язычок приводится в движение по-разному. Например, на варгане играют, прижимая его к зубам и одновременно ударяя по язычку пальцами, а резонатором здесь служит рот. Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра.

Читайте также:  Помышляю день страшный архангельский ноты для смешанного хора

Как устроена гармонь?

У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров: одни массивнее и больше – эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше – здесь звуки получаются более высокими.

На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении – другой. Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две.

Для усиления звука служат воздушные камеры — резонаторы, к которым прикрепляются планки. Эти резонаторы деревянные (как правило, еловые). Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку – особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха. Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой.

При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук.

Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться. Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа – хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты. К этому типу относятся такие гармони, как тальянка (искаженное «итальянка»).

Отличия левой и правой клавиатур

Кнопки левой клавиатуры располагаются на самом корпусе. Она предназначена для аккомпанемента. Нажатие одной кнопки на ней открывает сразу несколько резонаторных камер, и звучит целый аккорд.

На правой клавиатуре играют саму мелодию. Здесь кнопки находятся на грифе, прикрепленном к корпусу, и снабжены металлическими рычагами, уходящими к клапанам. Они расположены в один или несколько рядов (отсюда названия «однорядка», «двухрядка» и т. д.). Нажатие одной кнопки открывает только один резонатор – и поэтому звучит одиночный чистый музыкальный тон.

Первые ручные гармоники

В 1783 году чешский мастер Киршник, проживавший в Петербурге, открыл новый (как ему казалось) способ извлекать звуки – при помощи металлических язычков. В 1821 году берлинский мастер Бушман на основе этого способа создал губную гармонику, а в следующем году попробовал присоединить к ней мех. В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демиан придумал инструмент, который он назвал аккордеоном, потому что левая клавиатура его была такой же, как у современных гармоник, – аккордовой: нажатие одной кнопки давало целый аккорд. Впрочем, правой клавиатуры у этого инструмента еще не было.

Приблизительно в 1830-е годы новинка проникла в Россию, обзавелась там простецким именем – гармошка — и завоевала большую популярность.

От гармони – к баяну и аккордеону

Но музыканты сразу заметили, что у простых гармоней есть и недостатки. Например, у них ограниченный звуковой диапазон (мало октав). Как правило, они имеют только одну тональность, и бывают либо мажорными, либо минорными.

Поэтому уже скоро встал вопрос об изобретении такого музыкального инструмента, который имел бы достоинства гармони, но при этом обладал бы обширным звукорядом и равномерно темперированным музыкальным строем (т. е. таким строем, где каждая октава делится на 12 математически равных полутонов). Этот строй применяется в академической музыке уже несколько веков. Другое его название – «полный хроматический звукоряд».

На протяжении 19-го века различные фирмы и мастера в Европе и в России работали над усовершенствованием гармони. К левой клавиатуре добавилась правая, появились различные прообразы баяна и аккордеона с фортепианной клавиатурой – среди них «рояльная гармошка» из города Ельца и хроматическая гармоника Николая Ивановича Белобородова, созданная в 1870 году.

В 1907 изобретатель Петр Егорович Стерлигов изготовил первый трехрядный баян, а в 1913 году – и пятирядный.

Примерно в то же время в Европе распространились хроматические гармоники с фортепианной клавиатурой, то есть современные аккордеоны. В Советский Союз они попали приблизительно в 1930-е годы.

Баян и аккордеон: сходство

Во-первых, как уже говорилось в статье, и баян, и аккордеон – гармоники хроматические, то есть обладают равномерно темперированным строем (12 полутонов на октаву) и большим диапазоном октав.

Во-вторых, устройство баяна и аккордеона похоже, в частности левая клавиатура. Она предназначена для басовых нот (первые два ряда кнопок) и для аккордов (четыре остальных ряда – мажор, минор, септаккорд, уменьшенный септаккорд).

Типы баянов и аккордеонов

Приходя в магазин музыкальных инструментов, чтобы купить себе подходящую гармонику, нужно знать, что есть еще один важный нюанс.

Как баяны, так и аккордеоны делятся на три типа: готовые, выборные, и готово-выборные. У готовых левая клавиатура настроена так, как описано выше. У выборных она, точно так же, как и правая, нужна для того, чтобы извлекать не аккорды, а отдельные ноты. У третьего типа – готово-выборных – между двумя режимами можно переключаться. Для переключения на левой клавиатуре есть специальная клавиша-регистр. В выборном режиме ряды с аккордами превращаются в подобие правой клавиатуры четырехрядного баяна, только отраженное зеркально.

Музыканты-профессионалы больше всего любят именно готово-выборные аккордеоны и баяны, так как возможности у этих инструментов очень широки. Они немного сложнее в освоении, чем готовые, зато сыграть на них можно практически все, что угодно – даже фуги Баха.

Чем отличается баян от аккордеона

Помимо разной формы корпуса (у баяна она более прямоугольная, у аккордеона – более округлая), и формы грифа (у аккордеона гриф длиннее), главное, чем отличается баян от аккордеона, — это клавиатура для правой руки.

На правой клавиатуре баяна расположены от трех до пяти рядов кнопок, представляющих полный хроматический звукоряд и охватывающих диапазон 5-6 октав. Бывают как 3-рядные, так и 5-рядные баяны, причем у пятирядного баяна первый и второй ряды кнопок аналогичны четвертому и пятому. При игре на нем это облегчает переход из одной тональности в другую.

Правая клавиатура аккордеона – это ряд массивных клавиш, похожих на фортепианные. Как правило, на грифе расположена 41 клавиша. Еще правая клавиатура имеет несколько переключателей регистров. С их помощью меняют тембр звука или его высоту, делая звук на октаву выше или ниже. У концертных моделей аккордеонов есть и такие переключатели, которые можно нажимать подбородком, не прерывая игры.

Однако сама клавиатура аккордеона охватывает меньший диапазон, чем клавиатура баяна. Будучи подобным баяну музыкальным инструментом, аккордеон (если не принимать во внимание переключатели регистров) может брать только три с половиной октавы.

И наконец, главное, чем отличается баян от аккордеона, – это звучание. В аккордеоне голосовые язычки настраивают с небольшим разнобоем, у музыкантов это называется «в разлив», что дает более бархатистый звук. У баяна язычки настроены в унисон, и звук более чистый.

Источник

Разница между баяном и аккордеоном

Баян и аккордеон – музыкальные инструменты с красивым и богатым диапазоном звучания. Они давно завоевали популярность у слушателей и пользуются почетом у исполнителей. Однако баян и аккордеон обладают разными возможностями для аккомпанемента и по-разному используются в современном эстрадном исполнении. Отличие баяна и аккордеона заключается в их конструкции.

Баян – это язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент, в котором на правой клавиатуре представлен полный хроматический звукоряд, а на левой – басы и готово-выборный аккомпанемент.

Прообразом современного баяна является ручная гармоника, первый образец которой в 1891 году был изготовлен баварскими мастерами из города Зилетуе. Он обладал диапазоном в 4 октавы, а его аккомпанемент состоял только из мажорных созвучий.

В начале ХХ века технику изготовления таких инструментов освоили и усовершенствовали русские мастера. В 1906 году появились трехрядные баяны с так называемой московской раскладкой. В них вместо гнутых рычагов стал применяться валиковый механизм. Название инструмент получил благодаря П.Е.Стерлигову, петербургскому гармонному мастеру, присвоившему баяну имя сказителя-песенника из «Слова о полку Игореве».

Баян

П.Е. Стерлигов включил в правый ряд вспомогательные кнопки, что расширило звуковые возможности инструмента. Подобная раскладка, примененная российским мастером, стала именоваться петербургской, а в дальнейшем – ленинградской. Он же создал и пятирядный баян, правая клавиатура которого имела два вспомогательных ряда кнопок.

Современный баян состоит из трех частей: правого и левого полукорпусов, соединенных мехами. По количеству одновременно вибрирующих язычков наиболее выразительным звучанием отличаются четырехголосые и пятиголосые баяны. Дублирование кнопок на правой клавиатуре и басов на левой позволяет исполнителю плавно переходить в нужную тональность.

Нумерация вертикальных рядов кнопок обеих клавиатур начинается от меховой камеры.

Аккордеон в России появился примерно в то же время, что и баян. Этот клавишно-пневматический музыкальный инструмент был создан на основе гармоники венским органным мастером К. Демианом.

Современный аккордеон имеет правую клавиатуру фортепианного типа и левую кнопочную – по типу баяна. На правой клавиатуре располагается 41 клавиша, левая, как и у баяна, состоит из 120-ти кнопок. Басовые ноты находятся в первых двух рядах, дальше, по порядку, идут ряды с мажорными и минорными трезвучиями.

Аккордеон

Надо отметить, что оркестровый вид аккордеона не имеет левой клавиатуры. Самые популярные у отечественных исполнителей инструменты – аккордеоны немецкой фирмы Weltmeister.

В Европе за баяном утвердилось русское название, а аккордеоном в некоторых странах считают все разновидности ручных гармоник.

Источник

Чем баян отличается от гармони и аккордеона?

Содержание

Людям, далеким от музыкального мира, сложно объяснить различие между баяном, аккордеоном и гармонью, но все знают, что без таких атрибутов, а особенно без гармони, невозможно ни единое народное гуляние. Это наиболее популярный русский инструмент.

Чтобы правильно подобрать музыкальный инструмент, надо прояснить сходство и отличие гармошки от баяна и аккордеона.

Особенности баяна, гармони и аккордеона

Чтобы понять, в чем разница между баяном, аккордеоном и гармонью, следует ознакомиться с особенностями каждого инструмента по отдельности.

Баян – это более совершенная гармоника. Клавишный инструмент, у которого полный хроматический звукоряд расположен справа на клавиатуре, басы и готовно-выборные или готовый аккомпанемент – в аккордах слева. Диапазон звука на концертном баяне – пять октав и шесть полутонов. Также он способен имитировать многие музыкальные инструменты современного симфонического оркестра, поскольку оснащен выборной клавиатурой и встроенными регистрами.

В современных моделях может быть от двух до пятнадцати. Баян по внешним показателям и характеристикам технической стороны во многом схож с аккордеоном (правда, с некоторыми отличиями), а клавиши на правой стороне инструмента заменяют кнопки. Со стороны левой руки клавиши одинаковы в двух вариантах.

Разновидности баянов

Существует несколько видов баяна:

  • Готовые – готовые аккорды для левой руки. При нажатии одной кнопки, звучит готовый аккорд (подобно с гармонью), что возможно благодаря специальной механике.
  • Выборные (редкие). На таком инструменте готовые аккорды слева. На выборном баяне левая клавиатура используется для игры, а правая – для набора аккордов.
  • Готово-выборные. Со специальным переключателем. При необходимости можно играть уже готовую мелодию. Баяны такого вида универсальны и наиболее распространены в профессиональной среде, ведь исполнительские возможности тут, можно сказать, неограниченны.

Как выглядит гармонь

Гармонь относят к духовым язычковым клавишно-пневматическим инструментам. Ее конструкция – это две клавиатуры, соединенные мехами, которыми нагнетается воздух. Кнопками приводятся в движение металлические пластины: они колеблются под напором воздуха и появляется звук. У гармони возможен один, два или три ряда кнопок справа на клавиатуре и один ряд слева. Кнопки справа для создания мелодии, слева для исполнения аккомпанемента.

Разновидности гармони

Гармонь бывает нескольких видов:

  • «Хромка», «Ливенка». Удерживает звук на определенной высоте для всех кнопок, когда растягиваются и сжимаются меха.
  • «Лальянка» или «Черепанка», тульская гармонь. Высоту звука определяет вектором движения мехов.

Аккордеон

Чем аккордеон отличается от гармони и баяна? Попробуем разобраться. Аккордеон относится к клавишным духовым музыкальным инструментам, в конструкции выделяются правая и левая секции, что соединены мехом.

Разновидности аккордеона

По размерам все аккордеоны поделены на:

  • 1/8 и ¼. Подходит малышам в возрасте трех-пяти лет. Название потому и определено как «Малыш». Бывает на один и два голоса, в зависимости от количества голосов, что звучат одновременно – прима или октава соответственно. На таком аккордеоне для дошкольников справа предусмотрены – десять или четырнадцать белых клавиш, а слева – укороченные басы с отсутствием регистра. Поиск такого инструмента достаточно затруднителен, чаще их используют для детской забавы.
  • 2/4. Подходит для более взрослых детей, школьников, но сложен в поиске. В остальном, существенными преимуществами будут: легкость, компактность, диапазон басов и мелодии. Инструмент хорош для новичка, который только учится играть. У такого аккордеона справа находятся около 16 белых клавиш, три-пять регистров либо же они отсутствуют. Слева у аккордеона 32-72 кнопки, в некоторых — двухрядные басы.
  • 3/5. Этот вариант применяют крайне редко для обучения для детей семи-двенадцати лет, когда модель 3/4 еще велика, а 2/4 уже мала для ребенка.
  • 3/4. Наиболее популярный и востребованный инструмент, который подходит и для взрослых и для детей любого возраста. Аккордеон легкий и потому считается хорошим вариантом для игры несложных произведений. При достаточно ограниченном диапазоне и количестве регистров (5), обладает трехголосостью. Справа имеет 20 белых клавиш, слева – 80 кнопок: басы расположены в двух рядах, аккорды расположены в трех рядах.
  • 7/8. В таком, почти профессиональном инструменте справа – 22 белые клавиши. Басов тут уже 96. Бывает с тремя и четырьмя голосами, в них содержится пять-одиннадцать регистров. Из-за наличия множества голосов, очень увесистый.
  • 4/4. У такого аккордеона белых клавиш 24, три либо четыре голоса, от пяти до двенадцати регистров. Изюминка инструмента кроется в слиянии, когда три ноты звучат как одна. Этот инструмент предназначен для профессионала.

Цифровые аккордеоны

Крайне востребованный сегодня инструмент, часто используемый профессионалами на концертах и других выступлениях.

Цифровой аккордеон обладает рядом неоспоримых достоинств:

  • небольшой вес и размер;
  • легкость повышения или понижения строя;
  • отсутствие необходимости в настройке;
  • отсутствие чувствительности к перепадам температуры и влажности;
  • возможность перестановки кнопок правой клавиатуры;
  • возможность подключать к наушникам и внешним динамикам;
  • достаточная громкость и возможность ее регулировки;
  • порт USB, позволяющий подключать к компьютеру, обновлять тембр, звучание, осуществлять запись на ПК, подключать MP3 и другое;
  • возможность регулировки нажима мехов, а также измены звука;
  • встроенный метроном.

Отличие баяна от аккордеона и гармошки

Аккордеон отличает «рояльная» правая клавиатура. Система клавиш более массивна, ограниченный звукоряд в объеме. Правые клавиши аккордеона составляют три с половиной октавы, у баяна – около шести с половиной октав.

Русскую гармошку отличает отдельная клавиша – отдельный звук, высота которого зависит от растяжения и сжатия или от направления движения мехов.

Высота же звука баяна зависит от движения мехов, нажатия кнопок справа и числа язычков, приведенных одновременно в действие.

Как определиться в выборе

Если речь идет о вещах, имеющих несомненное сходство в силу своего происхождения, очень сложно делать выбор, в особенности, когда дело касается инструмента. Ведь недаром говорят, что инструмент для музыканта – будто часть его самого, его логичное продолжение.

Например, покупая инструмент новичку, важно учитывать, что изделие большого размера может элементарно оказаться ему «не по плечу», так что стоит рассмотреть вариант поменьше.

При выборе аккордеона необходимо выяснить число «голосов» (1, 2, 3, 4), количество язычков, что соответствует одной кнопке. Комбинации язычков (регистры) разной настройки способствуют обогащению палитры тембров.

Интересно! Язычки, изготовляемые итальянскими мастерами, дают лучшее звучание, поэтому среди элитных инструментов наиболее популярны голоса итальянского производства: Weltmeister Cassotta 4/4 41/120/IV/11/5; Walter 37х96 IV 2/5 Corsar 96 Black.

Советы, которые стоит брать во внимание, выбирая аккордеон:

  • Размер должен соответствовать росту.
  • На инструменте не должно быть сколов, царапин, повреждений, отверстий в мехе, поврежденных ремней. Все это негативно отражается на звучании.
  • Звук должен быть качественным. Это условие невыполнимо, если на мехах есть отверстия, не видные глазу.
  • Кнопки должны быть в рабочем состоянии, т.е. не западать и не отвисать.
  • Кнопки не должны скрипеть, регистр переключить легко.

Те же рекомендации подходят и в случае подбора баяна.

Важно! Чтобы найти подходящий по размеру инструмент, лучше проконсультироваться у профессионала (например, преподавателя). Если такой возможности нет, используйте правило: «Когда ставите баян на колени, он не должен упираться в подбородок!»

Выводы

Гармонь, аккордеон и баян происходят от гармоники, а потому схожи друг с другом. Однако каждый из них имеет свои особенности, и однозначно сказать, какой же из инструментов выбрать, нельзя. Здесь стоит опираться исключительно на личные предпочтения.

Источник

Оцените статью