Баян клавиатура правая расположение нот

Баян клавиатура правая расположение нот

Учимся играть на баяне и гармошке, клавиатуры и расположение нот

В литературе я видел немало картинок клавиатур и расположения нот, но работать с ними одно мученье. Мне удобнее, когда на картинке я вижу в точности то, что видит играющий, если наклонит голову вперед, а не зеркальные отображения и прочую галиматью. Я привык к буквенным названиям аккордов и вместо «Ля септ аккорд» мне привычнее написать «A7», не говоря о том, чтобы искать аккорды по трезвучиям, записанным в басовом ключе. Поэтому левые клавиатуры разрисованы именно таким образом.
Для правых клавиатур я поместил соответствующие ноты. Для тех, кто не знает нот очень рекомендую найти и почитать азы нотной граммоты и для начала просто усвоить на какой кнопке искать нужную ноту (не вдаваясь пока в длительности нот и прочие тонкости).

Слева играем аккомпанемент. Левая рука задает и размер мелодии, правая играет под нее (а не наоборот!). Собственно все то же самое как, например, на гитаре, то есть бас-аккорд или бас-бас-аккорд. Рядом с основными басами есть кнопочки дополнительных басов и я рекомендую не забывать про них, для того, чтобы разнообразить аккомпанемент, а не тупо лупить бас-аккорд. Напирмер для аккорда Am кроме баса A может быть и C и E или даже F. Очень часто такие нестандартные вещи так и записываются, к примеру Am/G — бас G с аккордом Am. Для использования доп. басов очень помогает использование четырех пальцев левой руки.

Читайте также:  Абт сборник вокализов ноты

Вертикальные ряды. Имеем два ряда басов, 1й — дополнительный, 2й — основной, от которого есть еще три ряда готовых аккордов. Аккорды нарисованы кружками побольше. Первый ряд — мажор, потом минор, потом мажор-септ, например, C(бас) — C(мажор) — Cm(минор) -C7 (мажор-септ). Дополнительные басы часто находятся на ряд выше-ниже во втором ряду, например для C это может быть бас G. Горизонтальные ряды расположены через квинту (5 полутонов), то есть никаких проблем играть аккомпанемант в любой тональности с той же аппликатурой. Основные звуки и аккорды это белые кнопочки, черные — диез/бемольные полутона.
Короче говоря есть все звуки и основные аккорды для них. (Прим. аккордеоны и некоторые баяны имеют шестой вертикальный ряд минорных септаккордов типа Cm7, Am7 etc).

В отличие от баяна обычная гармошка-хромка (25×25) играет только в двух тональностях, например в моем примере это C-мажор и A-минор. Хочу отметить, что это условные тональности, на самом деле чаще всего гармошки настроены в Fm-Ab. Но при записи нот подразумевается именно C/Am. Почему именно Fm? Дело в том, что если петь под гармошку, Am не очень удобен для многих голосов.
Первый веркальный ряд — басы. Это ряд вспомогательных басов в том смысле, что аккорды построены не от них.
Второй вертикальный ряд — минор/септ. Расположены они в порядке бас-аккорд, через квинту. Например, типичным аккомпанементом будет Am-Dm-H7-E7-Am.
Третий вертикальный ряд — басы и мажорные аккорды, расположенные точно так же как и во втором ряду. Для многих частушек, например будет такой аккомпанемент — F-C-G-C.

Все вышесказанное про баян в полной мере справедливо и здесь, то есть игра четырьмя пальцами и чередование басов.

Читайте также:  Ты любила холодный обжигающий виски ноты

Здесь играется мелодия. Именно правая рука играет под левую. Ноты обычно записываются в унисон (мелодия как она есть). Очень часто приходится переделывать если петь под баян/гармонь, потому как петь в унисон не очень удобно.

Играть надо четырьмя или пятью пальцами. Чаще всего большой палец правой руки «достается» из-за грифа только для исполнения каких-то мест произведения, а потом «прячется» обратно.

Тут все понятно. Белые кнопки — основные тона, черные — диез-бемольные. Очень удобно, что если играть на ряд выше-ниже с той же аппликатурой, то уезжаем на полтора тона вверх-вниз (для настройки под голос например).

Мелодия соло и под голос чаще всего играется в пределах малой-первой октавы.

Как я уже говорил, хромка играет только в двух тональностях. Соответственно и звукоряд обрезан и загнан в соответствующую тональность. Звукоряд повышается не так как у баяна, а наоборот (не слева-направо-вверх, а справа-налево на нижнюю кнопку). Диез-бемольные ноты (их только три) вынесены на самый верх. Очень часто используеся диез-бемольная нота из другой октавы и используется большой палец правой руки. Не очень удобно, но все же лучше, чем ничего.

Источник

Правая клавиатура баяна. Видеоупражнения

В настоящем материале мы будем осваивать с вами правую клавиатуру при помощи специальных упражнений. Здесь будет минимум теории и очень много практики. Видео упражнения позволят вам очень быстро подготовить игровой аппарат к полноценной игре двумя руками.

После их изучения у вас не будет проблем, связанных с беглостью пальцев и их координацией. После практического прохождения комплекта упражнений вы совершенно свободно самостоятельно сможете разучивать на правой клавиатуре песни и пьесы в облегченном переложении для баяна.

В видео упражнениях задан эталон звучания инструмента при выполнении упражнений. Вы в любое время сможете запустить видео и сравнить свою игру со звучанием эталона. Эти упражнения помогут вам выработать оптимальное меховедение и приучить пальцы к правильной аппликатуре. В подборке более тридцати видео упражнений, которые признаны специалистами наиболее продуктивными для обучения новичков.

Эти упражнения я использую в своей работе уже почти сорок лет. На том материале, который вы имеете возможность купить, обучились играть на баяне сотни и сотни моих учеников — и взрослых и детей. Приобретая этот мини курс — комплект упражнений для правой руки, вы получаете возможность в любое время получить мою консультацию, ответы на интересующие вас вопросы, рекомендации.

Для кого подготовлены эти упражнения?

— Для тех, кто начинает осваивать баян с нуля, без какой-либо предварительной подготовки. Подача учебного материала организована таким образом, что абсолютно любой человек, сможет продуктивно работать с комплектом видео упражнений.

— Упражнения могут быть использованы педагогами по баяну и репетиторами в качестве основных и вспомогательных материалов, а также для домашних заданий учащимся по классу баяна в детских музыкальных образовательных учреждениях.

В комплекте:

32 видео, 115 видео упражнений.

А также: схемы расположения нот на клавиатуре, видеоупражнения с качественным звуком цифрового баяна Roland, отличная графика. Все упражнения с подписанными нотами и аппликатурными обозначениями. Имеются также файлы для распечатки упражнений. Большинство упражнение имеет методические рекомендации по их освоению. Видео записано в формате АVI.

Цена 300 рублей

По вопросам приобретения комплекта пишите на почту p etrowich451@yandex.ru Рекомендации по изучению правой клавиатуры баяна

Изучение музыкальной грамоты необходимо связать со слуховыми образами и понятиями ребенка. Иными словами, ноты нужно изучать последовательно с различными длительностями.

Изучение нотной грамоты обычно начинают от ноты «до». По мере изучения семи основных звуков натурального звукоряда учащийся практически осваивает тональность до мажор, ее устойчивые и главные ступени. Как можно раньше приучайтесь играть без постоянных заглядываний в клавиатуру. Это станет возможным, когда вы хорошо будете знать расположение нот на клавиатуре баяна. Причем, знать не виртуально, а наощупь. Для этого вам придется изрядно потрудиться. Для изучения клавиатуры лучше всего использовать одну октаву.

Рекомендую первую. Поставив пальцы на одной октаве, мы будем автоматически знать ноты и других октав. Некоторым ученикам для запоминания основных звуков одной октавы требуются сотни повторений. Кто-то запоминает расположение нот очень быстро. Но повторяю: мало запомнить расположение нот, нужно их различать на звук, безошибочно определять их местонахождение на клавиатуре.

Основная задача начальной практической работы по изучению клавиатуры баяна: запомнить характер звука в натуральном звукоряде, слышать его в реалии и иметь слуховое представление о нем. Кроме того важно усвоить относительную продолжительность целой, половинной и четвертной ноты.

Вместе с запоминанием нот на клавиатуре ученик получает понятие о расположении нот на нотном стане, обучается правильной записи звуков разной длительности. Здесь же он отрабатывает первые навыки звукоизвлечения и меховедения.

Рекомендую такой метод освоения правой клавиатуры:

Заучиваем расположение и звучание ноты «до» первой октавы. Нажимаем кнопку «до». Потянем звук, послушаем его внимательно. Пробуем воспроизвести его голосом. Затем вместе с инструментом. Проделываем эту процедуру 10-15 раз. Нажимаем следующую кнопку – соответствующую ноте «ре». Полутона пока не трогаем.

Наша задача на начальном этапе выучить расположение основных нот. Итак, играем последовательность нот «до» — «ре». Играем эту последовательность целыми, половинными. Если есть возможность, используем метроном. Но даже с метрономом обязательно считаем доли или оттопываем счет ногой.

Обязательно пропеваем выполняемые упражнения. Когда уверенно будем брать на клавиатуре нотки «до» и «ре», переходим к проработке следующей комбинации кнопок, соответствующих нотам «до» — «си». Кнопку «до» нажимаем вторым пальцем, ноту «си» — третьим.

Максимально сосредотачиваемся, напрягаем слух, впитываем в себя проигрываемые звуки. Внимательно отслеживаем слухом переходы, переливания от звука к звуку. Следующая комбинация звуков для изучения правой клавиатуры: «до-ре-си-до».

Напоминаю, что все эти манипуляции направлены на изучение расположения ноты «до» на клавиатуре. После того, как начнете абсолютно свободно находить и проигрывать ноту «до», можно перейти к освоению ноты «ре». По аналогии с предыдущими занятиями составляем последовательности кнопок от кнопки «ре» вниз и вверх.

Эти последовательности будут выглядеть так: «ре – ми», «ре-до», «ре-ми-ре-до». Сколько раз нужно повторить последовательности до полного заучивания? Для каждого обучающего индивидуально. Это может быть десять повторений, а может быть и сто.

Аналогичным образом прорабатываем остальные основные звуки до ноты «си». Это будет первый этап изучения правой клавиатуры. На следующем этапе мы займемся интервалами, т.е. продолжим работу над изучением нот (кнопок) основного звукоряда на правой клавиатуре на примере интервалов.

Источник

Баян – пошаговое обучение

20 шагов к успеху

— здесь немного из истории создания инструмента

— немного самой необходимой теоретической информации

— каждый шаг для удобства разделён на два урока, единство теории и практики.

— изложены подробно все 20 Шагов .

— время изучения в среднем от трёх лет.

— приведена для удобства нотная тетрадь, где записаны все произведения рассматриваемые в данном пособии

Посмотреть страницы книги

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Немного о себе

4. Методические пояснения:

1) Правая клавиатура баяна

2) Левая клавиатура баяна

3) Посадка баяниста

4) Дыхание во время игры

8) О ведении меха

9) Развитие чувства ритма

10) О работе над техникой исполнения

11) Работа над музыкальным произведением

12) Чтение нот с листа

14) Наиболее употребительные

15) Условные обозначения

5. БАЯН — ПОШАГОВОЕ ОБУЧЕНИЕ

20 шагов к успеху

Описание инструмента

1 Урок: Освоение инструмента

Посадка. Подгонка ремней. Ведение меха.

2 Урок: Нотная грамота

Звуки. Музыкальный звукоряд. Высокие низкие звуки. Нотоносец. Октавы.

Название октав. Добавочные линейки. Ключ «соль».

1 Урок: Освоение инструмента

Нумерация рядов правой клавиатуры. Расположение белых кнопок по рядам. Аппликатура. Игра до – мажора на разжим и сжим. Правильная аппликатура

2 Урок: Нотная грамота

Музыкальная запись. Запись длительностей. Соотношение

длительностей. Счёт. Размер.

1 Урок: Освоение инструмента

Счёт при разборе музыкального произведения. Упражнения на счёт.

«Маленькая полька» Д. Кабалевский.

2 Урок: Нотная грамота

Звукоряд и гамма. Октавы. Восходящее и нисходящее движение.

1Урок: Освоение инструмента

Гамма до – мажор вверх и вниз. Смена меха. Новые упражнения.

«Василёк» правой рукой. «Лошадка» правой рукой. «Пойдуль я, выду ль я». «Во саду ли, в огороде».

2 Урок: Нотная грамота

Восьмые длительности. Группировка. Счёт восьмыми. Слог «И» для удобства.

1 Урок: Освоение инструмента Гаммы, игра четвертями и восьмыми. «Частушечный напев».«Перепёлочка»

2 Урок: Нотная грамота

Лига между нотами одинаковой высоты. Нота с точкой.

Паузы и их обозначение.

1 Урок: Освоение инструмента

Практическое задание на три четверти. Задание на залигованные ноты. До – мажор в две октавы. «Во поле берёза стояла». «Серенький козлик».

2 Урок: Нотная грамота

Ключ «Фа». Расположение на нотоносце. Понятие аккорд.

Запись нот первой октавы в басовом ключе. Арпеджио.

1 Урок: Освоение инструмента

Ряды левой клавиатуры, их название. Белые и чёрные кнопки. Порядок расположения от «Фа» до «Си» по основному ряду. Строение косого ряда. «Во поле берёза стояла».

2 Урок: Нотная грамота

Дополнительные обозначения для записи аккордов в партии левой руки. Нота в скобках. Мажор. Минор. Септаккорд. Как искать.

1 Урок: Освоение инструмента.

Арпеджио для правой руки. До – мажор для левой руки. Схема.

Аппликатура мажорной гаммы.

2 Урок: Нотная грамота

Белые и чёрные кнопки на правой клавиатуре. Разная высота звучания. Знаки альтерации.

1 Урок: Освоение инструмента

Название белых и чёрных кнопок (продолжение). Белые и чёрные кнопки в левой клавиатуре. Расположение на основном и вспомогательном ряде. Хроматический звукоряд. Реприза.

«Там за речкой». «Как под яблонькой».

2 Урок: Нотная грамота

Запись нот для баяна. Сила звука. Крещендо. Диминуэндо.

1 Урок: Освоение инструмента

Соединяем партию правой и левой руки. Используем полученные знания.

Отрабатываем ранее выученные упражнения.

2 Урок: Нотная грамота

Действия диезов. Бемоли. Бекар. Ключевые знаки.

1 Урок: Освоение инструмента

Разбор правой рукой «Аделаида» Т. Прати. Учим аккорды к этой пьесе. Самостоятельный разбор «В траве сидел кузнечик».

До – мажор двумя руками. Музыкальные термины «Конец» и «Повторить сначала до слова конец».

2 Урок: Нотная грамота

Строение мажорной гаммы. Игра гаммы от разных звуков. Порядок тонов и полутонов.

1 Урок: Освоение инструмента

Правила смены меха. Движение меха.

Гамма «Соль» мажор в левой руке.

Соединяем правую и левую руку в соль мажоре.

«Полька»-левая рука. «Маленький вальс» В. Лушников.

2 Урок: Нотная грамота

Акцент. Сфорцандо. Исполнение. Обозначение.

1 Урок: Освоение инструмента

Гамма «Фа»-мажор правой рукой. Соединяем двумя руками. Разучиваем партию правой руки «Перепёлочка». Затем партию левой руки. «Украинская полька» двумя руками.

2 Урок: Нотная грамота

Фермата. Обозначение. Как исполнять.

1 Урок: Освоение инструмента

Арпеджио. Повтор гаммы фа мажор двумя руками. Играем

хроматическую гамму по трём рядам. Двумя руками «Перепёлочка» Музыкальные фразы. Т. Хренников «Колыбельная – правой рукой разбор. Чтение с листа «Не летай соловей».

2 Урок: Нотная грамота

Паузы на целый такт. Реприза. Вольты. Сеньо.

1 Урок: Освоение инструмента.

Упражнения. Арпеджио. Партия левой руки Т. Хренников «Колыбельная». Чтение нот с листа. Самостоятельный разбор «Полька» Аз. Иванов. «Холсточек» — самостоятельный разбор.

2 Урок: Нотная грамота

Минор. Минорный лад. Построение минорных гамм по таблице.

1 Урок: Освоение инструмента

Особое расположение кнопок на правой и левой клавиатурах. Первая позиция. До – мажор. Ля – мажор. Вторая позиция Соль – мажор. Си бемоль — мажор. Третья позиция. Продолжаем работу над «Колыбельной» Т. Хренников. Самостоятельный разбор: «Верховина», «Яблочко».

2 Урок: Нотная грамота

Шестнадцатые. Группировка шестнадцатых. Восьмая с точкой плюс шестнадцатая. Добавочный слог «та» для удобства высчитывания длительностей.

1 Урок: Освоение инструмента

Продолжаем изучать аппликатуру до, соль, фа мажора. Изучаем

аккорды в до мажоре. Ля миноре. Соль мажоре и ми миноре. Фа мажоре и ре миноре. Учимся высчитывать восьмую с точкой и шестнадцатую. Разбор произведений «Матушка Мишель», «Варяг». Учим «Крыжачок» используя уже выставленную аппликатуру.

2 Урок: Нотная грамота

Порядок появления диезов, бемолей. Ключевые знаки.

1 Урок: Освоение инструмента.

Отрабатываем последовательность аккордов в соль мажоре и ми

миноре. Используем новый размер три четверти. Используя готовую аппликатуру, выучим украинскую песню «Сусидко».

Используя выставленную аппликатуру, выучим русскую народную песню «Вдоль по улице метелица метёт».

«По ягоды» Обр. П. Лондонова.

2 Урок: Нотная грамота.

Триоль. Различные длительности. Запись. Форшлаги. Трель обозначение. Как исполняется.

1 Урок: Освоение инструмента

Игра гамм триолями. Ломаные арпеджио. Аккордовые

последовательности в трёхдольном движении.

Применяем знания о форшлагах на практике – «Молдовеняска».

Закрепляем знания о триоли – разбор пьесы «Краковяк». «Есть на Волге утёс». «Яблоня, яблоня». «Живёт моя отрада».

2 Урок: Нотная грамота

Второй голос. Отличие от двойных нот. Самостоятельный разбор

«Яблоня, яблоня». «Живёт моя отрада».

1 Урок: Освоение инструмента

Самостоятельная работа над аппликатурой. Различные способы

исполнения гаммы. Отработка штрихов. Продолжаем работать над ломаными арпеджио. Двухголосие – продолжение: «Дивлюсь я на небо» «Пчёлочка златая». «Перепёлочка» белорусская народная песня. Обращаем внимание на аппликатуру. переход к более сложному произведению «Барыня» русский народный танец.

2 Урок: Нотная грамота

Знак «8». Расположение над и под нотами. Написание. Исполнение.

6. НОТНАЯ ТЕТРАДЬ НАЧИНАЮЩЕГО БАЯНИСТА

1. Упражнение «на два»

2. Упражнение « на три»

3. «Лошадка»

4. Ах! Вы сени, мои сени

Русская народная песня

5. Во кузнице

Русская народная песня

6. Я на горку шла

Русская народная песня

7. Частушка

8. Во поле берёза стояла

Русская народная песня

9. Маленькой ёлочке холодно зимой

Слова З. Александровой Муз. М. Красев.

10. В лесу родилась ёлочка

Слова Р. Кудашева, муз. Л. Бекман.

11. Два весёлых гуся Русская народная песня

12. Баю – бай

13. Белорусская колыбельная

14. В траве сидел кузнечик

Из мультфильма «Приключения Незнайки»

Муз. В. Шаинского, Слова: Н. Носова

15. В мире сказок (Детская юита) А. Латышев.

№1 Марш Бармалея

№2 Вальс Мальвины

№3 Емеля на печи

№4 Страшная история

16. Полька

17. Аделаида

18. Как под горкой

Русская народная песня

19. Василёк

Русская народная песня

20. Птичка

21. Не летай соловей

Русская народная песня

22. Там за речкой

Русская народная песня

23. Маленький вальс

Музыка В. Лушников

24. Речная песенка

25. Серенький козлик

Русская народная песня

26. Среди долины ровные

Русская народная песня

27. Перепёлочка

Белорусская народная песня

28. Украинская полька

29. У каждого свой музыкальный инструмент

Эстонская народная песня

30. Холсточек

Русская народная песня

31. Танец Снегурочки

32. Я на горку шла

Обработка В. Бухвостова.

33. Колыбельная

34. По ягоды

Чешская народная песня обр. П. Лондонова

35. Яблочко

36. Варяг

Русская народная песня

37. Ой, ходила дивчина

Украинская народная песня

38. Крыжачок

Белорусский народный танец

39. Как на тоненький ледок

Русская народная песня

40. Ой, полна, полна коробушка

Русская народная песня

41. Балет.

42. Голубой вагон

Песенка крокодила Гены из мультфильма

«Старуха Шапокляк» В. Шаинский, Э. Успенский.

43. Весна

Из кинофильма «Весна на Заречной улице»

Слова Н. Рыбников Музыка Б. Мокроусова

44. Настоящий друг

Из мультфильма «Тимка и Димка»

В. Шаинский М. Пляцковский

45. Лявониха

Белорусский народный танец

Обработка П. Артюхова.

46. Как под яблонькой

Русская народная песня

47. Верховина

Закарпатский народный танец

48. Вдоль по улице метелица метёт

Русская народная песня

49. Ехал казак за Дунай

Украинская народная песня

Обработка Аз. Иванова

50. Утушка луговая

Русская народная песня

51. Спят усталые игрушки

Из телевизионной программы «Спокойной ночи малыши»

Слова З. Петровой муз. А. Островский.

52. Цыганочка

53. Матушка Мишель

54. Яблоня, яблоня

Русская народная песня

55. Сусидка

Украинская народная песня

56. Молдовеняска

Молдавский народный танец

57. Краковяк

58. Есть на Волге утёс

Русская народная песня

59. Живёт моя отрада

Русская народная песня

60. Дивлюсь я на небо

Украинская народная песня

61. Пчёлочка златая

62. Перепёлочка

63. Барыня

Русский народный танец

Этюды (технический комплекс)

64. Этюд № 1

65. Этюд № 2

66. Этюд № 3

67. Этюд № 4

68. Этюд № 5

69. Этюд № 6 К. Черни

Набор нотного текста:

Юрий Мацейко

Скоро выходит:

Тетрадь «Звучащая нотная тетрадь» Здесь каждое произведение можно будет послушать и

своевременно сделать работу над ошибками, а также

эта тетрадь будет полезна для тех, кто не хочет пока

изучать нотную грамоту. В данном случае просто

прослушать пьесу и тут же подобрать! Данная

тетрадь позволит соискателям понять, на сколько развит их слух, и в каком направлении нужно продолжить обучение.

Все пьесы в видео формате, бегущий флажок показывает в реальном времени, какие ноты исполняются. Это очень удобно! Удачи! Присылайте Ваши

Источник

Оцените статью