Баян не звучит одна нота

Настройка отзывчивости язычков

borobor

Пользователь

Привет всем!
Хочу поднять один вопрос по ремонту, который я не нашел на форуме, а именно отзывчивость язычков (я честно искал, но, может быть тема как-то по-другому называется), потому что у меня это ещё не всегда получается сделать.
Как я понял отзывчивость во многом зависит от положения язычка и его формы. На Ютубе один мужик учит ремонтировать баяны подручными средствами и он рассказывал, что язычок для хорошей отзывчивости нужно поставить в такое положение, чтобы:
1. При утапливании язычка внутрь планки, его кончик должен «заходить» после всего тела язычка
2. Между кончиком язычка и плоскостью поверхности должно быть расстояние равное толщине язычка.
Вот небольшая иллюстрация сказанного:

Я нашел несколько язычков с плохой отзывчивостью (особенно на высоких голосах) на инструменте, который не жалко, попытался выставить язычки как описано выше. Это частенько помогает, а иногда нет — не хочет звучать и всё.
Получается чего-то тут не хватает.
Поделитесь опытом, пожалуйста, кто знает.

Источник

Баян не звучит одна нота

Форум сайта HARMONICA.RU

Читайте также:  Лучшие цифровые пианино с молоточковой механикой 2020

Всё о губной гармонике

  • Текущее время: Чт июн 03, 2021 12:50 am
  • Часовой пояс: UTC+03:00

Коварная настройка баяна

Коварная настройка баяна

Сообщение Herr Zuriel Lejfert » Пт июл 09, 2010 10:48 am

Re: Коварная настройка баяна

Сообщение Igorlysikov » Пт июл 09, 2010 11:30 am

Аккуратно вытащи толстые гвоздики с гладкими шляпками по периметру мехов. Поддень их стамеской или захвати хорошими плоскогубцами. Сначала с одной стороны. Открой баян. Долго-долго смотри внутрь и постарайся понять назначение каждой детали внутри. Когда поймешь что к чему — разбери дальше — там все не сложно, но очень много работы!
Постепенно ты поймешь всю его конструкцию и поймешь, как и что там можно починить.
Детально расписывать — очень долго и много. Но некоторые моменты скажу.

Присмоленные гудочки можно закрепить, снова прогревая смолу паяльником. Но аккуратно!
Кожаные полоски-клапана от времени высыхают и закручиваются в пружинки. Их можно оторвать, намочить, прогладить утюгом и приклеить на место клеем «Момент». Или новые сделать из подходящей кожи.
Тут большая проблема в том, что половина клапанов находится внутри, надо гудочки отковыривать. А потом, естественно, присмаливать обратно.
Если язычки на гудочках очень ржавые — не знаю, как это чинить. Проще выкинуть этот баян(или в комок сдать, за 300-500 руб)

Re: Коварная настройка баяна

Сообщение Herr Zuriel Lejfert » Пт июл 09, 2010 12:38 pm

Источник

Проверка баяна самостоятельно

Существуют определенные требования к выбору и проверке баяна. В помещении, где проверяется баян, должна быть температура воздуха 14-28 градусов, относительная влажность воздуха — 50-60 %. Если перед проверкой баян находился на холодном воздухе, то обязательна его выдержка при указанной выше температуре не менее 2 часов. Только после такой адаптации баяна к комнатным условиям можно начинать его эксплуатировать.

Правильная проверка баяна – процесс довольно сложный. Сложность его заключается в том, что баян изготавливается из нескольких видов материалов: дерево, металлы, пластмассы, кожа, ткани. Конструкция инструмента содержит много клеевых соединений, естественно, реагирующих на перепады температур, повышенную влажность.

Все это и может сказаться на качестве звучания баяна. Но проверить баян самостоятельно – вполне реально. Меня, например, никто и никогда не учил проверять баяны. Я просто брал инструмент в руки и проверял его.

Проверка меха

Внимательно осматриваем мех баяна. Слегка растянув мех, внимательно осматриваем складочку за складочкой, обращая внимание на качество заделки клеевых швов. Далее проверяем воздушную камеру инструмента на герметичность. Без нажатия кнопок растягиваем мех баяна почти до предела.

Разжим меха совершаем достаточно медленно. Затем начинаем сжимать мех. При этом инструмент должен молчать – не шипеть и не подсвистывать. Допустимо небольшое естественное стравливание воздуха через многочисленные клапаны механизма.

Но, чем меньше стравливание, тем качественнее воздушная камера. Если же воздух выходит из камеры при работе меха в больших количествах, то баян требует ремонта или доводки.

Проверяем механику

Это вообще просто. Нажимаем кнопки без растяжения меха. Шум механизмов левой и правой клавиатуры должен быть минимальным. Недопустимы всевозможные заедания, западания. Кнопочные механизмы должны работать мягко, возврат кнопок в должен быть достаточно быстрым без скрипа и лязганья.

Помните, что всевозможные посторонние шумы будут в дальнейшем большой помехой при игре. У крутых баянов имеются специальные глушители механических шумов.

Очень важное свойство механики баяна – свободный ход кнопок. На это обратите особое внимание. Проверьте каждую кнопочку на нажим и возврат. Все кнопки правой и левой клавиатуры должны нажиматься примерно с одинаковым усилием и свободно возвращаться в начальное положение.

Проверка голосов

Проверка голосов – наиболее важная операция. У хорошего баяна язычки голосов должны одинаково хорошо звучать как при как при разжиме меха, так и при сжиме. Они должны издавать чистый, без дребезжания звук, как при слабой работе меха (при малой громкости), так и при интенсивном движении меха (при большой громкости). Каждая кнопка правой клавиатуры баяна проверяется в четырех режимах.

Нажимаем кнопку, растягиваем мех со слабым усилием. Затем сжимаем мех при нажатой кнопке также с малым усилием. Звук при этом довольно тихий, ровный, без примеси каких либо посторонних шумов и нехарактерных вибраций.

Далее проверяем каждую кнопку при интенсивной работе меха на разжиме и сжиме. Мы не должны уловить практически никакой разницы в качестве издаваемого баяном звука во всех четырех режимах.

Проверку голосов инструмента хорошо бы закончить проигрыванием какого-либо произведения. Звук баяна должен быть приятным и чистым.

Как видим, проверка баяна не так уж сложна, и вы вполне сможете справиться с этой процедурой самостоятельно.

Источник

Лёгкий способ игры на баяне и гармони

Личный опыт человека, научившегося за считаные дни «шпарить» на баяне, совсем неожиданно для себя и своих друзей. Как стать душой компании на всех вечеринках и семейных праздниках.

Эта история началась весной, когда совершенно неожиданно для всех нас, мы столкнулись с новым явлением в жизни нашей страны — пандемией. Особенно тяжело эту ситуацию переживали люди, которые не привыкли долго сидеть на одном месте. Я сам лично по натуре бродяга и в эти дни просто не находил себе места. От безделья перебрал весь хлам в гараже, навёл порядок в мастерской и вот добрался до отцовского сарая. Ох уж эти ненужные вещи, которые могут вдруг когда-нибудь пригодиться! Надо сказать, это очень увлекательное занятие! Вынося на помойку барахло мешками, иногда натыкаешься на что-то такое, что способно перевернуть твоё сознание и всю жизнь. Так и произошло со мной. Старый чёрный грязный чемодан валялся в сарае на самой дальней полке 43 года!

Щёлкнув заржавевшими замками, я приоткрыл покоробившуюся крышку и увидел внутри старенький, покрытый пылью, плесенью и паутиной баян. Я вытащил его из чемодана и попробовал растянуть меха, но ничего, кроме шипения и бряцания внутри, не услышал. Первая мысль была отнести его на помойку вместе с остальным хламом, но любопытство взяло верх. Что же там у него внутри? Как, интересно, он там устроен? Как выяснилось после «вскрытия», все голоса к планкам в «Этюде» проклеены воском. И от времени, сырости и морозов большинство из них просто отвалились. Растопив парафиновую свечку, я как мог, на скорую руку, прилепил отвалившиеся детали на место. Напомню, что всем этим я занимался исключительно из-за безделья и любопытства. Мне было просто интересно, что из этого получится. Никаких серьёзных планов у меня не было, ведь я не музыкант и не мастер по настройке баянов, музыкального образования у меня тоже нет. Мне даже в голову не приходило начинать учиться на нём играть, потому что я был убеждён, что это дело нелёгкое и требует обязательного, долгого и терпеливого обучения. Я так думал. И я уверен, что большинство людей придерживается того же мнения. Но, как выяснилось, всё гораздо проще. Вот поэтому, дорогие друзья, я и решил теперь написать эту статью.

Когда собрал инструмент, то услышал, что он, хоть и с дребезжанием, но начал издавать звуки. Я растянул меха и стал давить на кнопки, изображая игру баяниста. Мне приходилось раньше видеть, как баянисты и гармонисты с бешеной скоростью перебирают пальцами обеих рук многочисленные кнопки своих инструментов, и мне это казалось просто непостижимым! И вдруг я вспомнил, как пацаны во дворах поют и играют на гитарах простыми «блатными» аккордами, никогда и нигде не обучаясь.

Ведь это очень легко и просто! Не надо перебирать каждую струну по нотам, просто меняешь аккорд в новой строчке и поёшь. А что, если попробовать так же играть на баяне? Ведь по идее, на баяне это должно быть даже проще, чем на гитаре. На гитаре, чтобы прозвучал аккорд из трёх нот, необходимо тремя пальцами одновременно зажать три струны. А на баяне — нажать всего одну кнопку! Просто баян внутри уже устроен таким образом, когда нажимаешь одну кнопку, то сразу звучит аккорд из трёх нот. Так это же тогда должно быть вообще элементарно! Но, при всей своей простоте, баян звучит гораздо ярче, чем гитара! Почему я раньше об этом не подумал? После такого осознания я стал внимательно наблюдать за тем, как играют гармонисты и баянисты. И каков же был мой восторг, когда я увидел, что Игорь Растеряев «шпарит» свои «Комбайнёры» одними только аккордами левой руки!

А ведь раньше, я даже этого и не замечал. Мои предположения и мысли подтвердились, и я вдохновлённый полез в интернет искать на клавиатуре баяна положение нужных мне кнопок. На следующий день я уже наяривал простенькие песни своим друзьям, к их всеобщему изумлению. Скажу вам честно, друзья были в шоке, вдруг увидев меня в роли баяниста. Вопросы сыпались на меня со всех сторон. Где ты так научился? Когда ты успел это сделать? Почему ты раньше не играл нам? А я раньше не умел. Ведь они, так же как и я ещё совсем недавно, не могли заметить того, что я и сейчас не умею играть, а просто меняю местами всего два аккорда на протяжении всей песни. Музыкант с образованием конечно увидит примитивность моей игры, но для всех моих друзей и родственников это высший пилотаж! А что мне ещё надо? Именно этого я и хотел. Давайте я и вам покажу, как это выглядит, чтобы вы тоже могли убедиться, что для посиделок у костра или для веселья за столом этого вполне достаточно. По этому поводу я специально записал для вас, друзья, видеосюжет.

Друзья, если у вас, прочитав эту статью, возникло желание попробовать мой простой способ, то я вас поздравляю, вы тоже научились играть на баяне! Потому что вызвать в человеке желание играть, даже важнее, чем научить его играть. Без желания научить никого невозможно. А с желанием он и сам всему научится. Благо, что в интернете сейчас можно легко найти любую информацию и аккорды для разных известных песен. Да, вы не исполните таким образом классические произведения с большим количеством сложных переборов всех кнопок, но популярные песни, которые звучат вокруг, вы сможете играть и петь свободно уже сейчас. А они разве нужны вашим друзьям, классические произведения на вечеринках и праздниках? Мои, например, веселятся совершенно от другого репертуара.

Источник

ReadiGO

E-commerce Themes

Учиться играть на баяне по слуху по самоучителю Парнес Оськина

Учится играть на баяне по слуху

Эта статья рассказывает как учиться играть на баяне по слуху.
Для обучения есть методика, изложенная в книге Д. Г. Парнес С. Е. Оськина Баян самоучитель без нот.


В электронном виде книгу можно скачать в интернете PDF 20 Mb

Последующие издания этой книги называются Баян по слуху. Эта книга для того, кто хочет иногда взять баян и быстро, без нот, по слуху подобрать знакомую песню, романс.

Баян — для песни лучше не найти

Баян (аккордеон, гармонь) самый громкий среди носимых компактных инструментов
В отличие от струнной гитары — с камерной (кухонной, подъездной) громкостью музыкальных звуков. Баян по громкости подходит для улицы, двора, деревенской околицы. Среди струнных самый громкий инструмент — с самыми длинными струнами. Рояль. Однако струнная конструкция не обеспечивает компактности при высокой громкости.

На баяне одна клавиша — один звук. Звукоизвлечение, как у фортепиано. Позволяет играть богатые, сложные музыкальные произведения. На гитаре играть гораздо труднее.

На баяне две стороны — правая сторона соло, левая сторона аккомпанемент. Один баян заменяет целый ансамбль из трех гитар. Бас — гитара (басы), ритм — гитара (аккорды), соло — гитара (соло).

Голоса (звуки) баяна извлекаются язычковыми планками. Мех баяна дует в них воздух. В каждой голосовой планке два одинаковых язычка — на сжим и на разжим меха.

Клавиатура баяна

Правая клавиатура баяна


Вся музыка состоит из семерок звуков, которые повторяются. Семь белых клавиш. Это целые звуки. Пять черных клавиш. Это полутона. Каждая семерка звуков это двенадцать клавиш. Четыре косых поперечных ряда по три клавиши. На клавиатуре баяна более низкие (басовые) семерки звуков выше. Более высокие (писклявые) семерки звуков ниже.

Несмотря на кажущуюся сложность. Баянная клавиатура компактней аккордеонной. При игре рука не прыгает вверх — вниз. На баяне легче играть быстрые мелодии

Пятирядная клавиатура баяна не добавляет новых звуков. Четвертый и пятый ряды дублируют Первый и Второй ряды. Для игры на полтона и тон выше с таким же порядком нажатия клавиш.

Левая клавиатура баяна

Басы и аккорды аккомпанемента. Обычно играют на белых клавишах посередине. Черные клавиши дублирующие. С помощью тяг левой механики. Три звука аккорда звучат при нажатии одной клавиши этого аккорда.
Семь цифр — семь звуков басов. Порядок расположения басов сверху вниз 7, 3, 6, 2, 5, 1, 4. Тональность мелодии меняется переходом на ряд баса вверх или вниз.
Двадцать одна буква — по три готовых аккорда в ряду каждого баса. Мажорные б. Минорные м. Септаккорды с

Левая клавиатура баяна полностью совпадает с левой клавиатурой аккордеона. На некоторых баянах и аккордеонах шесть вертикальных рядов. С внешнего края добавлен шестой ряд у Уменьшенные септаккорды

Методика обучения игре по слуху на баяне

Если совсем кратко
Методика обучения игре по слуху заключается в следующем
Играть на слух произведения для определенных аккордов
В самоучителе более 500 произведений

Аккорды цифрами с буквами даны специально
Кто знает ноты. Без труда поймет. Что 1 2 3 4 5 6 7 это до ре ми фа соль ля си
Аккорд 6м это Ля минор. Аккорд 1б это До мажор. Аккорд 3с это Ми септ

Боюсь содержанием напугать начинающих слухачей
Но уверен, что это ребята смелые, поэтому привожу полностью

Оськина С. Е. Парнес Д. Г. Баян без нот Самоучитель

Содержание 200 страниц

От авторов
Правая клавиатура. Первая позиция. Мелодия. Цифры-звуки
Левая клавиатура. Основные аккорды
Обозначения
Ритм
Настроиться на мелодию
Настроиться на голос
Играть душевно
Заниматься так
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м
Главные аккорды мажора 1б, 5с, 4б
Кадансовые аккорды 36м, 51б
Мажор в миноре и наоборот
Прерванный оборот
Аккорд 6с
Аккорд 1с
Аккорд 7с
Аккорд 5б
Аккорд 2с, 25б
Аккорд 5м
Аккорд 4м
Аккорд 3м, 73б
Аккорд 3б, 73б
Странные песни
Шаланды, полные кефали
Мелодия с аккордами на правой клавиатуре
Обращения основных аккордов
Обращения аккордов 6м, 3с, 2м
Обращения аккордов 1б, 5с, 4б
Обращения аккордов 6с, 1с
Обращения аккордов 5б, 2с
Обращения аккордов 5м, 4м
Обращения аккордов 7с, 3м, 3б
Неосновные аккорды
Аккорды 7н, 2г, 6г, 6н, 3х, 1в, 4с, 5ц, 6б, 6х, #1у, 6ц, 6д, 1ц, 1х, 1д
Аккорды 7х,#4y, #2у, 5д, 2ц, #4у, 2б, 3н, 2н, 2х, 3г, 6у, #5у, 7у, 5у, b7б, 1у
Аккорды 5к, 5х, 4ю, 1р, 4г, 4а, b7ю, 6ю, b3ю, 5т, 3к, 6к, 1к, 7б, b6c, b7с
Аккорды 5ю, b6ю, 7ю, 2ю, b2ю, 3ю, 2у, #1н, b7г, b2б, 7м
Резкие аккорды 2п, 4ж, 1ж, 1ш, 5з, 3е, 6ч
Аранжировка
Вторая позиция
Третья позиция
Ориентироваться в тональностях
Ваш стиль
Алфавитный список и номера произведений

Насчет редких аккордов 3ю и других. Они даны в конце книги.
В начале обучения авторы дают 15 главных аккордов, которых многим хватит

Цитата стр. 5
Всего в самоучителе около 80 аккордов. Не пужайтесь — уже первых десяти, и только на левой клавиатуре достаточно для грамотного аккомпанемента к большинству мелодий. И во всех тональностях. Ими запросто можно овладеть за пару месяцев. Всеми же аккордами, да справой рукой, едва ли владеют и профессионалы. Словом, Вы освоите столько аккордов, будете так разнообразить и украшать игру, насколько у Вас хватит усердия и, понятно, музыкальных способностей.

Цитата стр. 11
Аккорды играются по обозначениям под словами (ниже мелких цифр). Здесь не используются традиционные обозначения аккордов (VI->VI…, g, F7…, Cj7/5+…), а предлагаются новые. Но дело в том, что вместе с новыми обозначениями вводится новое ремесло (вернее, старинное искусство) — игра по слуху (вернее, импровизационная гармонизация). Исследования показали, что существующие обозначения аккордов не пригодны для обучения по слуху — пригодны только наши слуховые. Обозначения забудете, а играть по слуху будете!

Идея обучения игре на баяне по слуху

Сыграйте на баяне на левой стороне аккомпанемент аккордами и басами. Песня Виновата ли я. Можете просто подпеть мелодию. Можете сыграть мелодию на правой стороне. Песня простая. Всего три аккорда 6м, 3с, 2м. Кто до баяна играл на гитаре, без труда узнает Am, E7, Dm. Но на гитаре в аккорде надо учится ставить пальцы. А на баяне для взятия аккорда нужно нажать всего одну клавишу. Дополнительно нажимаем вторую клавишу бас этого аккорда. Очень просто. Смотрите выше левую клавиатуру.

Объяснение идеи обучения игре по слуху
Для каждого вида аккордов изучаем аккомпанемент знакомых мелодий.
Например
Главные аккорды минора 6м, 3с, 2м (Для знающих ноты Ля Минор, Ми Септ, Ре Минор)

Для этого аккомпанируем (можно подпевать или наигрывать) популярным мелодиям где есть эти аккорды. Мелодий для каждого вида аккордов много 20 — 30 ( Для изучения всех видов аккордов мелодий более 500)

Для аккордов 6м, 3с, 2м

1. Баю, баюшки-баю
2. А я по лугу
3. Карапет мой бедный
4. Цыпленок жареный
5. По улицам ходила большая крокодила
6. Маруся отравилась
7. Ехал на ярмарку ухарь-купец
8. Коробейники
9. Дубинушка
10. Волга-реченька
11. Взяв би я бандуру
12. Выйду на улицу
13. Нич яка мисячна
14. Ромашки спрятались
15. На дворе хорошая погода
16. Когдая на почте служил ямщиком
17. Ой не свити, мисяченьку
18. Песня о друге
19. Я усики не брею
20. Виновата ли я

Цитата стр. 5
Предлагаемый метод обучения игре по слуху простой: напеваете, играете известные Вам произведения по словам с обозначениями аккордов под ними, и у Вас образуются слухо-моторные реакции, при которых любая мелодия заставляет пальцы нажимать в нужных местах нужные клавиши, звуки мелодии, брать нужные аккорды

Смысл обучения не зазубрить все песни из самоучителя. Хотя песен более 500 на самые разные темы. Играя песни, вы усвоите принципы, способы построения мелодии. Чтобы суметь легко самостоятельно подобрать мелодию и аккомпанемент любой песни. Многие из Вас уже к середине книги будут подбирать мелодию и аккомпанемент Ваших любимых песен, которых нет в самоучителе.

Советы начинающим

Цитата стр. 9
Учтите, когда научитесь играть по слуху — тогда ни наши цифры, ни ноты будут не нужны! И вообще, если мелодия произведения Вам известна, не обращайте ни малейшего внимания на маленькие цифры под словами.

Удачи в освоении музыкального инструмента

Источник

Оцените статью