Баян ноты паницкий полосынька

Ноты, Аккорды — И.Паницкий — концертные пьесы для баяна

Ноты, книги и сборники в pdf


Концертные пьесы
для баяна в обработке И. Паницкого

“Музыка”, 1980г.
номер 10716
(pdf, 4.15 Мб)

Выдающийся советский музыкант, баянист-виртуоз, солист Саратовской филармонии, заслуженный артист РСФСР Иван Яковлевич Паницкий родился в 1906 году в городе Балакове Саратовской области.
С волнением вспоминает он услышанные в детстве слова своего легендарного земляка В. И. Чапаева, который неоднократно с увлечением слушал музыку в исполнении маленького баяниста: «Ну, дорогой Ванечка, потерпи немного. Кончится гражданская война, уничтожим мы всех врагов, тогда я вернусь и обязательно отправлю тебя учиться музыке. Ты непременно будешь большим музыкантом».
Сбылись слова Чапаева: сын батрака-пастуха, в самом раннем детстве потерявший зрение, стал поистине выдающимся музыкантом-баянистом — солистом и композитором-импровизатором.
За полвека исполнительской деятельности И. Я. Паницкий дал в различных городах и селах Советского Союза более пяти тысяч концертов.
Благодаря своему исключительному таланту и высокому профессиональному мастерству Паницкий показал, что в руках художника-виртуоза баян способен творить чудеса, раскрыл прекрасные тембровые краски этого инструмента, яркость претворения музыкальных образов н силу эмоционального воздействия на слушателей.

Блистательный творческий путь И. Я. Паницкого — лауреата Всероссийских и Всесоюзных конкурсов исполнителей на народных инструментах — стал примером для многих любителей игры на баяне. Свидетельством этого может служить появление многочисленных его последователей, баянистов нашей страны, среди которых немало выдающихся исполнителей, удостоенных золотых медалей и званий лауреатов на Всесоюзных и Международных конкурсах.
Песня — душа народа. Показывая богатство творческого дарования народа, она находит особенный отклик среди широкой аудитории. В репертуарном списке И. Я. Паницкого значится более ста различных народных песен в его обработке. Некоторые из них представлены в настоящем сборнике.
«Скажу без преувеличения, я готов слушать без конца вашу поэтическую игру. После встречи с вами баян стал для меня открытием». Эти слова И. О. Дунаевского, посетившего однажды артиста в Саратове и прослушавшего его игру, вдохновили И. Я. Паницкого на создание большой «Фантазии на темы песен И. Дунаевского», которая впервые публикуется в настоящем сборнике в числе других концертных обработок произведений советских композиторов. Сборник завершается концертными обработками популярнейших пьес зарубежных композиторов.

Читайте также:  Хорошее цифровое фортепиано для начинающего

Издание сборника несомненно принесет немалую пользу в развитии исполнительского мастерства баянистов, будет способствовать расширению их репертуара, дальнейшему прогрессу исполнительства на любимом народном инструменте.
И. Я. Паницкий приносит благодарность Ю. К. Карташеву за его большой терпеливый труд, в результате которого был подготовлен настоящий сборник.
Заслуженный деятель искусств РСФСР
А. Лачинов

  • Вот мчится тройка почтовая. Русская народная песня
  • Перепелочка. Белорусская народная песня
  • Я встретил вас. Старинный романс
  • Фантазия на темы песен И. Дунаевского.
  • Г. Пономаренко. Колокольчик
  • Г. Петерсбургский. Синий платочек
  • М. Огинский. Полонез
  • В. Монти. Чардаш
  • А. Дюран. Вальс

Скачать ноты

Источник

Баян ноты паницкий полосынька

Автор: не указан
Год: 1989
Издательство: Музыка
Страниц: 160
Формат: PDF
Размер: 6,7 МВ
Язык: русский

В сборник вошли обработки двадцати четырех популярных народных мелодий для баяна.

СОДЕРЖАНИЕ:

  • И. Паницкий. Вариации на тему русской народной песни «Полосынька»
  • И. Паницкий. Вариации на темы русских народных песен «Среди долины ровный» и «Светит месяц»
  • Яблочко. Русский народный танец. Обработка А. Данилова
  • Н. Ризоль. Вариации на тему украинской народной песни «Дощик»
  • Научить ли тя, Ванюша. Русская народная песня. Обработка В. Мотова
  • Степь да степь кругом. Русская народная песня. Обработка В. Белова
  • В. Кузнецов. Саратовские переборы
  • Как у наших у ворот. Русская народная песня. Обработка А. Суркова
  • То не ветер ветку клонит. Русская народная песня. Обработка А. Суркова
  • В. Иванов. Парафраз на тему русской народной песни «Утушка луговая»
  • Барыня. Русская народная пляска. Обработка А. Шалаева
  • Во поле береза стояла. Русская народная песня. Обработка Н. Кануна
  • Во лесочке. Русская народная песня. Обработка Г. Шендерёва
  • В. Подгорный. Фантазия на тему русской народной песни «Ноченька»
  • При тумане, при долине. Русская народная песня. Обработка И. Матвеева
  • В. Подгорный. Фантазия на тему украинской народной песни Повiй, вiтре, на Вкраiну»
  • Во сыром бору тропика. Русская народная песня. Обработка Г. Шендерёва
  • Пивна ягода. Русская народная песня. Обработка А. Тимошенко
  • У ворот, ворот. Русская народная песня. Обработка А. Тимошенко
  • В. Сомкин. Вариации на тему русской народной песни «Неделька»
  • Е. Дербенко. Фантазия на тему русской народной песни «А я по лугу»
  • Ехал казак за Дунай. Украинская народная песня. Обработка В. Гридина
  • Как у бабушки козел. Русская народная песня. Обработка А. На Юн Кина
  • У голубя у сизого. Русская народная песня. Обработка А. На Юн Кина

Источник

Песня — Полосынька — Ноты

Ноты к русской народной песне для хора, баяна, фортепиано


Полосынька
Русская народная песня
ноты для голоса (хора), фортепиано, баяна, гитары

Аккомпанемент — гитара:

  1. — вариации А.Иванова-Крамского для шестиструнной гитары Репертуар гитариста еще здесь Пьесы
  2. — вариации В.Сазонова для семиструнной гитары Репертуар для гитары
  3. — семиструнная Пьесы, обработки и этюды

Аккомпанемент — фортепиано:

Аккомпанемент — баян:


  1. В.Подгорный. Вариации на тему русской народной песни
    «Советский композитор» , Киев, 1960г.
    номер К-137
    И еще здесь Антология литературы для баяна
    .
  2. — И.Паницкий:
    • Популярные обработки народных мелодий для баяна
    • и облегченная версия Хрестоматия педагогического репертуара для баяна
    • и еще здесь
    • из сборника Играй мой баян
    • и тут Антология литературы для баяна
    • За околицей села
    • Посмотреть и послушать можно Здесь в исполнении Виктора Дукальтетенко
    • «МУЗГИЗ» номер 22198
  3. — переложение А.Шалаева для дуэта баянов Избранные произведения и Альбом баяниста
  4. — обработка В. Платонова Альбом начинающего баяниста
  5. — В. Алехин, П. Шашкин Самоучитель игры на баяне еще Альбом начинающего баяниста
  6. — Самоучитель игры на баяне
  7. — переложение Л. Захаровой Хрестоматия для баяна и аккордеона и здесь Репертуар аккордеониста
  8. — обработка Н. Корецкого Баян III клас
  9. — обработка И. Шестерикова Исполнительская техника баяниста и тут Нотная тетрадь баяниста
  10. — обработка В. Грачева для дуэта Баян в музыкальной школе
  11. — обработка С. Павина Народные песни и танцы
  12. — обработка А. Талакина Народные песни и танцы
  13. — для гармони Альбом гармониста
  14. — обработка В.Мотова Хрестоматия аккордеониста

Аккомпанемент — хор:

Скачать ноты к песне

Текст песни:

Полоса ль моя, полосынька,
Полоса моя непаханая.
Полоса моя непаханая,
Не пахана, не боронована.
Заросла моя полосынька
Частым ельничком, березничком,
Частым ельничком, березничком,
Молодым горьким осинничком.
Я по ельничку рыжики брала,
По березничку березовы грибки.
Я брала, брала, побирывала,
Ничего в лесу не слыхивала.
Только слышно пастушки стадо пасут,
Пастушки-дружки, охотнички.
Пастушки-дружки, охотнички,
Мому батюшке работнички.
Мому батюшке работнички,
Моей матушки скоры послы.

Источник

И. Паницкий — ноты для баяна

Ноты, книги и сборники в pdf

Иван Яковлевич ПАНИЦКИЙ — один из немногих баянистов, чье имя стало легендарным в нашей стране. Его творческая деятельность охватывает не только огромный период становления и развития искусства игры на баяне, включая довоенные и послевоенные годы, но и является весьма значительной и разносторонней. В творчестве Паницкого, понятном и близком нашему народу, сочетаются, талант музыканта-исполнителя, аранжировщика и педагога. с удивительной трудоспособностью и большой любовью к музыке, к баяну. Это подтверждается тем, что Паницкий был признан лучшим баянистом на первом Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах в 1939 г. и стал первым среди баянистов, удостоенных высокого звания заслуженного артиста РСФСР (1957 г.). Именем И.Я. Паницкого был назван конкурс баянистов, проведенный в 1973 г. в Саратове.

Иван Паницкий родился 14 января 1906 г. в Балакове Саратовской области. В пятилетнем возрасте он уже овладел игрой на гармонике. Его первое концертное выступление состоялось в родном городе в 1914 г. Пятнадцатилетним юношей Паницкий переезжает в Саратов и поступает на работу в концертную организацию Посредрабис в качестве исполнителя-солиста на гармонике.
В 20-е годы по всей стране прошли конкурсы исполнителей на народных инструментах. В одном из них — в Саратове в 1927 г. — Паницкий завоевал первый приз и Золотой жетон.
Любовь к народной музыке и желание более полно и правдидо раскрыть ее привели юного музыканта к баяну. В 30-е годы Паницкий уже выступает на концертной эстраде как баянист, работает педагогом по классу баяна в Саратовском музыкальном училище, играет на баяне в Театре малых форм, Именно тогда он добивается триумфального успеха на Всесоюзном смотре, а в 1944 г. становится лауреатом Республиканского конкурса концертных исполнителей, проведенного в Свердловске. С 1944 по 1967 гг. Паницкий работает в Саратовской областной филармонии в качестве солиста-баяниста.
Более трех тысяч концертов дал И. Я. Паницкий в различных городах Советского Союза.
Игра Паницкого посхищала и продолжает восхищать многочисленных поклонников баяна своим богатством штриховых и динамических красок, оркестровой полнотой звучания, а также искренностью и неповторимостью особого трепетного звучания инструмента. Но не только сама игра поражает слушателей, — удивляет и восхищает мастерство музыканта, с которым он обрабатывает народные мелодии и популярные сочинения русских, советских и зарубежных авторов. В его транскрипции многие классические сочинения и песни советских композиторов как бы рождаются заново, приобретая новое тембровое и фактурное оформление. В обработках Паницкого всегда ощущается бережное отношение к народным мелодиям, народным гармониям, к нотному тексту авторских сочинений, но в то же время всегда виден и его творческий подход. Только счастливое сочетание таланта исполнителя и мастера аранжировки приводят музыканта к созданию произведений, которые сохраняют первозданную прелесть и вместе с тем выявляют лучшие стороны современного концертного баяна, раскрывают его богатые возможности для исполнителя. И не случайно то, что в основе репертуара Паницкого лежат его собственные обработки и транскрипции. Многие из них стали баянной классикой, «золотым фондом» баянного репертуара. Это «Жаворонок» Глинки; Полонез Огинского; «В лесу прифронтовом» Блантера; вариации на темы народных песен «Лучинушка» и «-Во саду ли, в огороде»; «Полосонька»; «Ой да ты, калинушка»; «Среди долины ровныя» и «Светит месяц»; «Моченька»; Фантазия на тему старинных вальсов; фантазия на тему русской народной песни «Вот мчится тройка почтовая» и многие другие.

Около двадцати произведений в исполнении Паницкого записано на пластинки. Многие вошли в авторский сборник «Играй, мой баян», Вып. 6, а также в различные хрестоматии, сборники концертного и учебного репертуара.
В новом авторском сборнике представлены лучшие обработки и транскрипции Паницкого, созданные им за последние годы. Репертуар довольно разнообразный. Здесь можно найти и старинные народные песни, и современные песни советских композиторов, и оригинальные сочинения.
Недавно советская общественность отметила 70-летие со дня рождения и 55-летие творческой деятельности талантливого музыканта. Приволжское книжное издательство выпустило брошюру М. Быстрякопа и Л. Хорошайловой «Баянист Иван Паницкий», п которой довольно полно и с большой теплотой освещена творческая деятельность музыканта, Эта книга лишний раз свидетельствует о популярности исполнителя и о его больших заслугах перед народом. Думается, что новый авторский сборник И.Я. Паницкого обогатит репертуар баянистов, как профессионалов, так и любителей.

Источник

Играй мой баян — Выпуск 6

Ноты, литература, пособия для баяна, аккордеона

Иван Яковлевич ПАНИЦКИЙ

ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ ПАНИЦКИЙ
Имя Ивана Яковлевича Паницкого — выдающегося исполнителя на баяне, солиста Саратовской филармонии — известно каждому музыканту, всем любителям русских народных музыкальных инструментов.
И.Я. Паницкий является талантливым музыкантом-исполнителем, активным пропагандистом замечательного русского народного музыкального инструмента — баяна.
Своим высоким исполнительским мастерством И. Я. Паницкий раскрыл изумительные возможности. баяна, его прекрасные тембровые качества, силу эмоционального воздействия на слушателей. Творческая деятельность И. Я. Паницкого во многом способствовала тому, что баян стал общепризнанным и любимым сольным концертным инструментом, успешно соревнующимся, со многими другими концертными инструментами.
И. Я. Паницкий является создателем замечательного художественного репертуара для баяна. Его переложения и обработки народных песен, произведений советских композиторов, русских и зарубежных классиков представляют большую ценность для любителей и профессионалов-баянистов.

Иван Яковлевич Паницкий родился в 1906 году в большой, задавленной нуждой семье батрака-пастуха, в городе Балакове, Саратовской губернии, расположенном на берегу Волги.
В двухнедельном возрасте по небрежности медработника больницы ребенок потерял зрение.
Музыкальное дарование у Ивана Яковлевича стало проявляться с раннего детства. Прислушиваясь к звукам пастушьего рожка, к гудкам паровозов, к напеву русских народных песен; танцевальным наигрышам, он стал воспроизводить их на семиклавишной невской гармошке. Вскоре этот инструмент перестал удовлетворять ребенка. В четырехлетнем возрасте мальчик стал понимать и воспроизводить аккордовые созвучия. Ему была куплена восьми-, клавишная гармоника с добавочными четырьмя полутонами. На ней маленький музыкант имел возможность разучивать более сложные произведения, в которые входили хроматические последовательности: вальсы «Осенние мечты», «На сопках Маньчжурии», марш «Победоносец» и другие. Через некоторое время отец, заинтересовавшись музыкальными способностями своего сына, приобрел для него хроматическую гармонику, имеющую диапазон в 47г октавы. В репертуаре гармониста появились «Мазурка» Венявского, «Полонез» Огинского и другие музыкальные произведения, которые мальчик слышал в исполнении местных музыкантов, а также с граммофонных пластинок.

В 1911 году, пятилетним ребенком, Ваня. Паницкий впервые выступил в концерте в своем родном городе Балакове.
Вот что рассказывает об этом первом своем концертном выступлении сам Паницкий:
«Однажды мой брат рассказал учителю школы Аркадию Ивановичу Майорову, что я играю на гармошке. Тот попросил брата привести меня к нему. Учителю понравилась моя игра. Аркадий Иванович решил познакомить меня с учителями- и ученицами
двухгодичной женской школы, в которой сам работал преподавателем.

Я играл в школе русские песни «Ноченька», «Во саду ли, в огороде», вальсы «В минуту грусти», «Зимняя сказка», «На сопках Маньчжурии», «Осенние мечты», польки «Стрекоза», «Славянка», танцы «Венгерка», «Чардаш». Мне много аплодировали. Преподаватели собрали деньги, купили мне подарки, угощали различными сладостями. Одним из подарков был камертон. От этих двух стальных палочек я познал звук «ля». В школе я впервые услышал оперную музыку. Хор исполнил несколько отрывков из опер. Особенно понравилась мне ария Антониды из оперы Глинки «Иван Сусанин». Это первое прослушивание музыки в сольном и хоровом исполнении осталось в моей памяти на всю жизнь».


Ваня Паницкий в пятилетнем возрасте

После выступления в женской школе, в том же 1911 году, был организован и проведен в местном кинотеатре первый открытый платный концерт Паницкого. Ваня Паницкий играл на хроматической двухрядной гармошке, В качестве аккомпаниатора с ним выступил гармонист Александр Иванович Ми
Концерт имел большой успех у общёственности города Балакова. Вскоре состоялись, еще два платных концерта, которые прошли с таким же успехом, как и первый.
Серьезно заниматься музыкой Паницкому не пришлось. Тиски нужды все сильнее и сильнее сжимали семью отца, и с шестилетнего возраста юный музыкант стал работать по найму: играл в ресторанах и трактирах местных предпринимателей.

По десять — двенадцать часов в день мальчик вместе со своим старшим братом играл в душных, прокуренных залах ресторанов. Часто приходилось играть в составе трио гармонистов. Третьим был учитель Вани — слепой гармонист Ф. Е. Хаяров.
Помимо ресторанов, Ивану Яковлевичу со своим братом приходилось немздо играть на платных домашних танцевальных вечерах, которые начинались с 8—9 часов вечера и накапчивались в 5—6 ,часов утра. Так проходили детские годы Паницкого.

В 1912 году в Балаков прибыли украинские артисты для постановки пьесы «Наталка-Полтавка». Как-то получилось, что они оказались без своего аккомпаниатора и начали искать местного музыканта-гармониста. Никто не решался взять на себя музыкальное сопровождение этой пьесы. Дал согласие только маленький музыкант Ваня Паницкий. Он быстро, с напева артистов, выучил все мелодии и прекрасно сопровождал на своей гармошке игру артистов. Участники спектакля были поражены абсолютным музыкальным слухом, феноменальной памятью и исключительными способностями мальчика.
В 1916 году в Балаков приехала пианистка Бобылева, на выступлении которой удалось побывать Ване Паницкому. Впечатлительный мальчик был потрясен игрой талантливой пианистки. Ему очень захотелось учиться у нее играть на рояле. И Ваня своего добился. Отец с помощью Бобылевой и учителей женской школы приобрел старенькое прямострунное пианино. Александра Васильевна Бобылева с большой охотой занималась с талантливым мальчиком, в течение двух лет давая ему уроки. Занятия прекратились лишь в 1918 году, когда Бобылева выехала в Саратов.

Паницкий за эти два года прилично овладел игрой на фортепьяно
В первые годы Советской власти Иван Яковлевич находился в своем родном городе. Он восторженно слушал звуки новой нарождающейся жизни. Все симпатии его были на стороне тех, кто отвоевывал свободную жизнь. Здесь, в Балакове, формировались боевые части легендарной дивизии Василия Ивановича Чапаева. Бойцы и командиры, этих частей во главе с Чапаевым были той аудиторией, для которой И. Я, Паницкий не только с любовью играл все, что знал, но и создавал фантазии, композиции, новые произведения. До сих пор Иван Яковлевич с волнением вспоминает своего земляка, легендарного комдива Василия Ивановича Чапаева и его слова: «Погоди, Ваня, потерпи немножко. Кончится гражданская война, разобьем мы беляков, тогда я вернусь, обязательно отправлю тебя учиться».
В 1921 году отец Ивана Яковлевича в поисках работы выехал со всей семьей в Саратов. Иван Яковлевич обратился с просьбой направить его на работу. Специальная комиссия работников искусств, в которой участвовали профессор Саратовской консерватории Л. М. Рудольф и другие профессиональные музыканты, устроила Паницкому прослушивание для установления исполнительской категории. Вся комиссия была очарована исполнением и репертуаром молодого солиста. Ивану Яковлевичу была установлена первая исполнительская категория.

В эти годы стали распространяться инструментальные трио в составе скрипки, виолончели и фортепьяно. Иван Яковлевич задался целью изучить скрипку. Вначале он занимался самостоятельно, а затем под руководством профессора Саратовской консерватории Б. А. Богатырева. Скрипка завлекла Паницкого своей задушевной певучестью, мелодичностью.
1925 году Паницкий поступает в Саратовское музыкальное училище по классу скрипки, выдержав вступительный экзамен с оценкой «отлично». Окончить училище ему не пришлось из-за профессионального заболевания правой руки. Занятия в училище под руководством опытного педагога Г. К. Ершова значительно расширили музыкальный кругозор Паницкого,
В 1926 году в Саратове был организован конкурс гармонистов, привлекший внимание всей общественности города. На конкурс съехались талантливые гармонисты и баянисты не только Саратова и Саратовской области, но и других областей и городов.
Иван Яковлевич исполнил на своей хроматической гармошке «Жаворонка» Глинки, «Чардаш» Монти, «Мазурку» Венявского, вариации на русские народные песни «Светит месяц» и «Коробочка». Своей игрой Паницкий покорил всех членов жюри и занял первое место на конкурсе. Ему были вручены золотой жетон и удостоверение лауреата первой степени.

Во время конкурса Иван Яковлевич познакомился со многими баянистами, слышал их игру. Он решил сам научиться играть на баяне и очень скоро овладел этим инструментом.
В 1929 году в Саратове организовался театр малых форм, куда И. Я. Паницкого пригласили в качестве баяниста. Музыкальным оформителем пьес в этом театре был молодой композитор Яков Солодуха, под руководством которого и начал свою работу Иван Яковлевич. За два года работы в театре Иван Яковлевич в совершенстве изучил баян и подготовился к сольным выступлениям.
С 1932 по 1944 год, наряду с исполнительской деятельностью в театре, в радиокомитете и в различных концертных бригадах, Паницкий работал преподавателем музыкального училища. С этого периода начинается его наиболее яркая творческая музыкальная деятельность. Им созданы оригинальные полифонические обработки для баяна различных музыкальных произведений. Среди этих обработок наибольшим успехом пользуются «Жаворонок» Глинки, вальс «Радость любви» Крейслера, «Полонез» Огинского, вальс «В лесу прифронтовом» Блантера, русские народные, песни «Полосынька», «Во саду ли, в огороде», «Ноченька», «Ой да ты, калинушка», «Ах вы, дружки», «Уж как по мосту-мосточку», «Тройка почтовая», оригинальная собственная фантазия «Проводы новобранцев», различные старинные вальсы и многие другие произведения. В репертуарном списке И. Я. Паницкого значится более ста различных народных песен в его обработке, а также произведения русских, западных классиков и советских композиторов.
За 35 лет исполнительской деятельности И. Я. Паницкий дал в разных городах и селах Советского Союза более трех тысяч концертов. Все его выступления проходили с неизменным успехом и вызывали восторженный отзыв у слушателей.

Так, а астраханской газете «Волга» после концерта Паницкого появилась следующая статья:
«.Трудно передать словами, сколько наслаждения доставляют каждому/кто их слышал, выступления И. Я. Паницкого. Его неизменный спутник и друг — баян в руках музыканта-самородка звучит так, что временами кажется, будто играет симфонический оркестр. «Жаворонок» Глинки, «Соловей» Алябьева, произведения Чайковского, Римского-Корсакова, Аренского, русские народные песни, музыкальные картинки «Проводы новобранцев», «Утро в деревне» и многое-многое другое — все, что вдохновенно и виртуозно играет Паницкий, захватывает слушателей и вызывает у них желание слушать Ивана Яковлевича еще и еще.»
Иван Яковлевич является лауреатом ряда республиканских конкурсов исполнителей на народных инструментах. В 1939 году в Москве на Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах ему была присуждена первая премия и вручен диплом лауреата первой степени. В 1944 году в Свердловске, на республиканском конкурсе концертных исполнителей, ему также был вручен диплом лауреата.
В 1951 году в Москве в. дни декады мастеров искусства города Саратова И. Я. Паницкий занимал одно из видных мест среди солистов. Он с большим успехом выступил в Московской государственной консерватории имени Чайковского, в концертном зале имени Чайковского и во многих дворцах культуры и клубах города Москвы.

11 марта 1951 года в Малом зале Московской государственной консерватории состоялся концерт двух выдающихся исполнителей на народных инструментах — И. Я. Паницкого и солиста Ленинградской филармонии балалаечника П. И. Нечепоренко.
Концертный зал был переполнен. Иван Яковлевич Паницкий был встречен публикой тепло и радушно. Присутствующие на концерте услышали чудесную и близкую сердцу советского человека музыку. Временами баян в руках замечательного исполнителя по характеру звучания становился неузнаваемым. Баянист достигал такого тончайшего пианиссимо и благородного звучания, что, казалось, играют не на баяне, а на скрипке.
Обширная концертная программа, исполненная И. Я. Паниц-ким, состояла главным образом из его обработок русских народных песен, а также из произведений Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, Рубцова, Дворжака, Крейслера и других композиторов. Исключительно красочно, образно прозвучал в исполнении И. Я. Паницкого «Хор поселян» из оперы «Князь Игорь» Бородина. Это было поистине хоральное органное звучание.


Авторский концерт И. Я. Паницкого
в Малом зале Московской Государственной консерватории Москва. 11 марта 1951г.

Сильнейшее впечатление произвел на слушателей вальс «В лесу прифронтовом» Блантера в обработке И. Я. Паницкого. Талантливый исполнитель создал яркую музыкальную картину, раскрыл глубокое содержание этого, казалось бы, ^программного произведения.
Игра Паницкого захватила слушателей, его долго не отпускали со сцены, бисировали почти каждый номер.
15 апреля 1951 года в газете «Советское искусство» появилась статья Ю. Бружеса «Выдающиеся исполнители».
«.Глубоко волнует игра слепого баяниста И. Паницкого. Лишенная каких бы то ни было внешних эффектов, она оставляет незабываемое впечатление. При исполнении каждого произведения он находит новые необычные, но всегда убедительные краски. Часто он играет ритмически очень свободно (русские народные песни «Ой да ты, калинушка», «Полосынька», обработка «Жаворонка» М. И. Глинки), стремясь подчеркнуть этим выразительность мелодии. Обработку песни «Во саду ли, в огороде» он, напротив, исполнил ритмически четко и собранно. Глубокое чувство вложил Паницкий в обработку песни Блантера «В лесу прифронтовом», выразительный образ создал в «Славянском танце» Дворжака, а играя «Полет шмеля» Римского-Корсакова, показал виртуозную технику. Ряд произведений И. Паницкий исполнял в собственных обработках. Радуют высокая художественность этих обработок и мастерство исполнения, где широко используются возможности инструмента.»

Высокое исполнительское мастерство И. Я. Паницкого подтверждает еще один интересный факт из его биографии. 20 января 1952 года в концертном зале Саратовской филармонии состоялось необычное выступление Ивана Яковлевича, исполнившего концерт в трех частях для баяна с симфоническим оркестром, написанный советским композитором Н, Я. Чайкиным. Паницкий вновь раскрыл перед слушателями концертный баян как инструмент, обладающий исключительными виртуозными, техническими и художественными возможностями, Он извлек из своего баяна звуки, неожиданные по блеску и глубине, по силе, нежности и богатству красок. Баян превосходно сочетался с большим симфоническим оркестром. Его задушевные звуки слились воедино с общим многокрасочным звучанием оркестра.
В последующие годы И. Паницкий не раз исполнял этот концерт в Саратове и в других городах.
В январе 1957 года общественность Саратова широко отметила 50-летие со дня рождения Ивана Яковлевича Паницкого и 35-летие его творческой исполнительской деятельности. В многочисленных приветственных адресах, письмах, телеграммах и подарках, поступивших в адрес юбиляра, была выражена большая любовь и горячая признательность широких кругов слушателей.
«.Мы очень высоко ценим Ваше передовое, человечное, подлинно народное искусство. Как у каждого большого художника, оно глубоко и многогранно. Его истоки—вся великая музыкальная культура русского народа от простых, но проникновенно прекрасных русских народных песен до шедевров Глинки и Чайковского. И все это огромное духовное богатство Вы, дорогой Иван Яковлевич, щедрой рукой высокоталантливого артиста отдаете всем нам —Вашим благодарным слушателям, многочисленным ценителям и поклонникам Вашего замечательного мастерства — писали в своем адресе сотрудники одного учреждения.
Командование войск Приволжского военного округа в своем приветствии выразило сердечную благодарность за большую культурно-шефскую работу, которую вел Иван Яковлевич Паницкий в воинских частях.

«.Военнослужащие Приволжского военного округа горячо ценят Ваш большой талант советского артиста, благодарят Вас за участие в военно-шефской работе по культурному обслуживанию личного состава частей и училищ Приволжского военного округа. Вы своим трудом снискали любовь и уважение среди солдат, сержантов и курсантов военных училищ Приволжского военного округа, оказывая этим самым большую помощь в воспитании воинов— защитников нашей социалистической Родины. Желаем Вам здоровья, долгих лет счастливой жизни и творческих успехов».
Президиум Верховного Совета РСФСР высоко оценил труды замечательного музыканта Ивана Яковлевича Паницкого, присвоив ему за выдающиеся заслуги в области исполнительской и общественной музыкальной деятельности почетное звание заслуженного артиста РСФСР.

В лице Ивана Яковлевича Паницкого советская общественность и СО.ВЄТСІКОЄ искусство имеют не только выдающегося музыканта-исполнителя, чье имя стало широко популярным, но и активного общественного музыкального деятеля, талантливого педагога-воспитателя, пропагандиста замечательного русского народного музыкального искусства.
Иван Яковлевич Паницкий и его супруга Прасковья Ивановна всегда сердечно принимают многочисленных местных и приезжающих издалека любителей игры на баяне, уделяют им много времени и внимания. Иван Яковлевич знакомит их со своей музыкой, делится нотным материалом.
Композитор Исаак Осипович Дунаевский, посетивший Ивана Яковлевича и прослушавший в его исполнении несколько обработок народных и других музыкальных произведений, выразил свое восхищение следующими словами:
«Скажу без преувеличения, я готов слушать без конца Вашу поэтическую игру. После встречи с Вами баян для меня стал открытием».

Жизнь и творчество Ивана Яковлевича Паницкого — слепого музыканта, прошедшего путь от забитого нуждой, полуголодного мальчика, игравшего в трактире на гармошке, до исполнителя высокого класса, солиста филармонии, заслуженного артиста республики,—яркий пример заботы Коммунистической партии и Советского правительства о всемерном развитии народных талантов, о приобщении к высотам искусства самых широких народных масс.
А. Лачинов

Источник

Оцените статью