Баян звучит как аккордеон

Чем отличается баян от аккордеона: устройство, клавиатура

Баян, аккордеон, гармоника… Для людей неискушенных, далеких от музыки, между этими инструментами нет никакой разницы: и то гармошка, и это гармошка. Такие люди могут спокойно прийти в магазин музыкальных инструментов и, указывая на аккордеон, попросить: «Дайте мне вот эту гармонь!» Аккордеонистов они путают с баянистами, а тех и других – с гармонистами.

А между тем различия есть, и довольно существенные. Но чтобы понять, чем отличается баян от аккордеона, нужно сказать несколько слов об их общем прародителе.

Гармонь – двоюродная сестра варгана

Все гармони, так же как баяны и аккордеоны, относятся к язычковым музыкальным инструментам. Поскольку у них есть клавиатура, то их одновременно считают и клавишными, точнее клавишно-пневматическими. Но все же главная примета, отличающая любую гармонь, – это язычок, гибкая стальная пластинка, при вибрации которой и получается звук. В разных инструментах язычок приводится в движение по-разному. Например, на варгане играют, прижимая его к зубам и одновременно ударяя по язычку пальцами, а резонатором здесь служит рот. Раскрывая его поуже или пошире, можно получать звуки разного тембра.

Как устроена гармонь?

У гармони язычки колеблются в потоке воздуха, который нагнетает исполнитель, сжимая и растягивая мех. Они закреплены на металлических планках с прорезями, через которые и проходит воздух, и бывают разных размеров: одни массивнее и больше – эти язычки дают более низкие звуки, другие полегче и поменьше – здесь звуки получаются более высокими.

Читайте также:  Robin schulz sugar табы для гитары

На каждой планке с двух сторон закреплено два язычка, разделенных кожаным клапаном таким образом, что при сжатии меха вибрирует только один из них, а при растяжении – другой. Соответственно, и прорезей, которые перекрывают язычки, тоже две.

Для усиления звука служат воздушные камеры — резонаторы, к которым прикрепляются планки. Эти резонаторы деревянные (как правило, еловые). Вместе с планками они собраны в блоки, которые устанавливаются внутрь корпуса гармони на деку – особую перегородку с отверстиями. Резонаторные блоки расположены с той стороны деки, которая ближе к меху, а со стороны корпуса находятся клапаны для подачи воздуха. Эти клапаны соединены с кнопками и прикрыты решеткой.

При нажатии кнопок клапаны открываются, воздух проходит через деку, и язычки колеблются, создавая звук.

Иногда размеры язычков на звуковых планках, а значит, их музыкальный тон, могут отличаться. Поэтому все гармони делятся на две большие группы: в одной язычки на «входе» и «выходе» одинаковые, самая знаменитая гармонь такого типа – хромка. Во второй группе эти язычки различаются, что дает звуки разной высоты. К этому типу относятся такие гармони, как тальянка (искаженное «итальянка»).

Отличия левой и правой клавиатур

Кнопки левой клавиатуры располагаются на самом корпусе. Она предназначена для аккомпанемента. Нажатие одной кнопки на ней открывает сразу несколько резонаторных камер, и звучит целый аккорд.

На правой клавиатуре играют саму мелодию. Здесь кнопки находятся на грифе, прикрепленном к корпусу, и снабжены металлическими рычагами, уходящими к клапанам. Они расположены в один или несколько рядов (отсюда названия «однорядка», «двухрядка» и т. д.). Нажатие одной кнопки открывает только один резонатор – и поэтому звучит одиночный чистый музыкальный тон.

Первые ручные гармоники

В 1783 году чешский мастер Киршник, проживавший в Петербурге, открыл новый (как ему казалось) способ извлекать звуки – при помощи металлических язычков. В 1821 году берлинский мастер Бушман на основе этого способа создал губную гармонику, а в следующем году попробовал присоединить к ней мех. В 1829 году венский изобретатель Кирилл Демиан придумал инструмент, который он назвал аккордеоном, потому что левая клавиатура его была такой же, как у современных гармоник, – аккордовой: нажатие одной кнопки давало целый аккорд. Впрочем, правой клавиатуры у этого инструмента еще не было.

Приблизительно в 1830-е годы новинка проникла в Россию, обзавелась там простецким именем – гармошка — и завоевала большую популярность.

От гармони – к баяну и аккордеону

Но музыканты сразу заметили, что у простых гармоней есть и недостатки. Например, у них ограниченный звуковой диапазон (мало октав). Как правило, они имеют только одну тональность, и бывают либо мажорными, либо минорными.

Поэтому уже скоро встал вопрос об изобретении такого музыкального инструмента, который имел бы достоинства гармони, но при этом обладал бы обширным звукорядом и равномерно темперированным музыкальным строем (т. е. таким строем, где каждая октава делится на 12 математически равных полутонов). Этот строй применяется в академической музыке уже несколько веков. Другое его название – «полный хроматический звукоряд».

На протяжении 19-го века различные фирмы и мастера в Европе и в России работали над усовершенствованием гармони. К левой клавиатуре добавилась правая, появились различные прообразы баяна и аккордеона с фортепианной клавиатурой – среди них «рояльная гармошка» из города Ельца и хроматическая гармоника Николая Ивановича Белобородова, созданная в 1870 году.

В 1907 изобретатель Петр Егорович Стерлигов изготовил первый трехрядный баян, а в 1913 году – и пятирядный.

Примерно в то же время в Европе распространились хроматические гармоники с фортепианной клавиатурой, то есть современные аккордеоны. В Советский Союз они попали приблизительно в 1930-е годы.

Баян и аккордеон: сходство

Во-первых, как уже говорилось в статье, и баян, и аккордеон – гармоники хроматические, то есть обладают равномерно темперированным строем (12 полутонов на октаву) и большим диапазоном октав.

Во-вторых, устройство баяна и аккордеона похоже, в частности левая клавиатура. Она предназначена для басовых нот (первые два ряда кнопок) и для аккордов (четыре остальных ряда – мажор, минор, септаккорд, уменьшенный септаккорд).

Типы баянов и аккордеонов

Приходя в магазин музыкальных инструментов, чтобы купить себе подходящую гармонику, нужно знать, что есть еще один важный нюанс.

Как баяны, так и аккордеоны делятся на три типа: готовые, выборные, и готово-выборные. У готовых левая клавиатура настроена так, как описано выше. У выборных она, точно так же, как и правая, нужна для того, чтобы извлекать не аккорды, а отдельные ноты. У третьего типа – готово-выборных – между двумя режимами можно переключаться. Для переключения на левой клавиатуре есть специальная клавиша-регистр. В выборном режиме ряды с аккордами превращаются в подобие правой клавиатуры четырехрядного баяна, только отраженное зеркально.

Музыканты-профессионалы больше всего любят именно готово-выборные аккордеоны и баяны, так как возможности у этих инструментов очень широки. Они немного сложнее в освоении, чем готовые, зато сыграть на них можно практически все, что угодно – даже фуги Баха.

Чем отличается баян от аккордеона

Помимо разной формы корпуса (у баяна она более прямоугольная, у аккордеона – более округлая), и формы грифа (у аккордеона гриф длиннее), главное, чем отличается баян от аккордеона, — это клавиатура для правой руки.

На правой клавиатуре баяна расположены от трех до пяти рядов кнопок, представляющих полный хроматический звукоряд и охватывающих диапазон 5-6 октав. Бывают как 3-рядные, так и 5-рядные баяны, причем у пятирядного баяна первый и второй ряды кнопок аналогичны четвертому и пятому. При игре на нем это облегчает переход из одной тональности в другую.

Правая клавиатура аккордеона – это ряд массивных клавиш, похожих на фортепианные. Как правило, на грифе расположена 41 клавиша. Еще правая клавиатура имеет несколько переключателей регистров. С их помощью меняют тембр звука или его высоту, делая звук на октаву выше или ниже. У концертных моделей аккордеонов есть и такие переключатели, которые можно нажимать подбородком, не прерывая игры.

Однако сама клавиатура аккордеона охватывает меньший диапазон, чем клавиатура баяна. Будучи подобным баяну музыкальным инструментом, аккордеон (если не принимать во внимание переключатели регистров) может брать только три с половиной октавы.

И наконец, главное, чем отличается баян от аккордеона, – это звучание. В аккордеоне голосовые язычки настраивают с небольшим разнобоем, у музыкантов это называется «в разлив», что дает более бархатистый звук. У баяна язычки настроены в унисон, и звук более чистый.

Источник

Баян звучит как аккордеон

Впервые появившись в Европе, баян, как разновидность гармоники, стремительно распространился по миру. Но наибольшей любовью этот музыкальный инструмент до сих пор пользуется в России – без него немыслим ни один концерт народной музыки.

Что такое баян

Группа инструментов, к которой относится баян – язычковые, клавишно-пневматические. Это русская разновидность ручной гармони, обладающая двумя клавиатурами. Ближайшим родственником является аккордеон.

Инструмент обладает широким диапазоном звучания – 5 октав. Строй инструмента – равномерно-темперированный.

Универсален – подходит солистам, аккомпаниаторам. Звучит насыщенно, способен заменить целый оркестр. Баяну подвластны любые мелодии – от народных до виртуозных, классических.

Как устроен баян

Устройство баяна достаточно сложное, условно инструмент делят на левую и правую части, между которыми располагаются меха.

Правая часть

Представляет собой прямоугольную коробку, к которой крепятся гриф, дека, специальные механизмы. Нажимая определенную клавишу, исполнитель запускает механизм. Далее внутри приподнимается клапан, давая воздуху доступ к резонаторам.

Материал изготовления коробки – дерево (береза, ель, клен).

Наружная сторона грифа оснащена игровыми клавишами, располагающимися в хроматическом порядке. Различные модели могут обладать тремя, четырьмя, пятью рядами клавиш.

Левая часть

Левая коробка также располагает кнопочной клавиатурой. Кнопки сгруппированы в 5-6 рядов. Два первых ряда – басы, остальные – готовые аккорды. Имеется специальный регистр, позволяющий менять метод звукоизвлечения с готового на выборный. Внутри коробки – сложный механизм, с помощью которого звук левой рукой можно извлекать в 2-х системах: готовой, готово-выборной.

Предназначение – соединение левой, правой частей баяна. Изготавливается из картона, сверху оклеивается тканью. Стандартная меховая камера имеет 14-15 складок.

Обратная сторона инструмента оснащена ремнями, помогающими исполнителю удерживать конструкцию. Средний вес баяна внушителен – около 10 кг. Самые тяжелые, оркестровые модели, достигают массы 15 кг.

Как звучит баян

Инструмент любят за выразительность, богатый потенциал, широкие возможности для импровизации.

Звуки баяна – яркие, насыщенные, способные передать всю гамму человеческих чувств, от восторга до щемящей тоски. Они рождаются, благодаря колебаниям язычков, расположенных в голосовых планках, являются достаточно пластичными, красочными.

Наличие регистров – отличительная особенность модели, позволяющая разнообразить тембр, придать звучанию любой оттенок, от нежности скрипки до монументальности органа. Профессионалы справедливо считают: одним баяном можно успешно заменить небольшой оркестр, настолько впечатляюще он звучит.

История баяна

Часть исследователей историю развития баяна исчисляет тысячелетиями, называя прародителем восточный инструмент «шэн». Он появился около 3 тысяч лет назад, был оснащен язычками, впоследствии совершенствовался, приобретая различные формы.

Первый баян появился в Европе. К его созданию приложили руку сразу несколько мастеров: чех Ф.Киршнер, немец Ф.Бушман, австриец К. Демиан. Официально «отцом» современного баяна считается баварский умелец Г. Мирвальд , поэтому родиной инструмента называют Германию.

Мирвальд изобрел баян в 1891 году. Мастер усовершенствовал привычную всем модель ручной гармоники, снабдив ее трехрядной клавиатурой, увеличив диапазон до четырех октав, исправил ряд существующих недочетов.

Европейские музыканты новшеством не заинтересовались, интерес к нему за границей проявили довольно слабый. Зато в России, куда инструмент завезли в 1892 году, он моментально обрел популярность. Ему придумали исконно русское название – в честь Бояна, лучшего древнего сказителя на Руси. Таким образом, можно считать первый в мире баян отечественной задумкой – в других странах у данного инструмента иное название.


Выглядели баяны, произведенные в России, по-разному – мастера стремились разнообразить модельный ряд, выпуская модели с тембром, напоминающим кларнеты, аккордеоны, рояли.

В состав оркестра русская новинка вошла с легкой руки мастера Стерлигова, сконструировавшего 4-5 рядную клавиатуру специально для профессиональных музыкантов. Строение его модели практически идентично современным экземплярам.

Разновидности баянов

Сегодня выделяют 2 основных вида – оркестровые, обычные.

Оркестровые

Отличительная особенность – наличие клавиатуры только справа. Выделяют две группы оркестровых модификаций:

  • Модели, отличающиеся звуковым диапазоном (пикколо, контрабас, бас, альт, тенор, прима),
  • Модели, различающиеся тембровой окраской (гобой, флейта, труба, кларнет, фагот).

Обычные

Данная группа включает 2 типа инструментов, различающихся системой аккомпанемента, предусмотренной для левой руки:

  • готовая – кнопки слева являются басами и готовыми аккордами,
  • готово-выборная – состоит из 2 систем (готовой, выборной) с возможностью переключения их посредством специального регистра. Исполнительские характеристики такого инструмента увеличены, но играть музыканту на нем сложнее.

Также модели делят по количеству голосов: выделяют 2, 3, 4, 5-голосные.

Использование

Универсальность инструмента, возможность солирования, аккомпанемента, позволяет использовать его повсеместно – в народных оркестрах, ансамблях. Всевозможные стили музыки, от техно до джаза, рока, включают его в свой музыкальный состав.

Баян отлично сочетается практически со всеми типами существующих инструментов – клавишными, духовыми, струнными, ударными. На нем отлично звучат произведения классиков – Бетховена, Баха, Чайковского.

Но самое главное – игра на нем доступна любителям. Поэтому русскую усовершенствованную гармонику часто встречают на свадьбах, домашних и семейных торжествах.

Источник

Оцените статью