Беглость пальцев для аккордеона

В.Демченко — Технические упражнения для баяна

Баянистам детских музыкальных школ и училищ

Оглавление

РАЗДЕЛ I
Штрихи
Динамика

РАЗДЕЛ II
Гаммы
Гаммы в ритмическом сопоставлении
Арпеджио
Гаммы диезные.
Гаммы бемольные

РАЗДЕЛ III

Секвенции
Полиритмия.
Ломаные арпеджио
Трезвучия

РАЗДЕЛ IV
Гаммы двойными нотами
Гамма терциями
Гамма секстами.
Гамма октавами
Гамма в терцию с удвоением терцового тона внизу.
Гамма в терцию с удвоением основного тона вверху.
Арпеджио и трезвучия.

РАЗДЕЛ V

Гаммы трезвучиями и их арпеджио
Септаккорды
Доминантсептаккорд
Малый вводный септаккорд.
Малый минорный септаккорд.
Уменьшенный септаккорд

РАЗДЕЛ VI
Хроматическая гамма
Гамма септаккордами
Диатонические секвенции в хроматическом последовании

РАЗДЕЛ VII
Гаммы, арпеджио и аккорды от одной ноты
Гаммы от одной ноты (одноименный мажор и минор).
Трезвучия с обращениями от одной ноты
Септаккорды с обращениями и их арпеджио от одной ноты
Трезвучия и септаккорды с обращениями от одной ноты

РАЗДЕЛ VIII
Гаммы, аккорды и арпеджио в широком расположении
Гамма в дециму
Гамма в терцдециму
Гамма в квинтдециму.
Гаммы составными интервалами с удвоениями
Гаммы трезвучиями в широком расположении
Трезвучия с обращениями в широком расположении.
Септаккорды с обращениями в широком расположении.

РАЗДЕЛ IX
Упражнения с выдержанными нотами

РАЗДЕЛ X
Скачки

РАЗДЕЛ XI
Мелизмы
Замена пальцев
Подмена пальцев
Репетиция.
Тремоло

Введение

Достижение подлинного мастерства исполнения зависит в первую очередь от общего музыкального развития учащегося, его художественного вкуса, глубокого проникновения в содержание исполняемых произведений, что достигается в результате работы над большим количеством музыкально-художественной литературы.
Но, разучивая только художественный материал и не занимаясь технической работой, ученик будет отставать в технической стороне исполнения, так как исполнительское искусство требует от музыканта наличия определенных хорошо отработанных двигательных приемов и навыков.

Поэтому советская методика преподавания игры на баяне вводит в процесс обучения упражнения и этюды как материал для развития и овладения основными двигательно-техническими приемами и навыками, подготавливая учащегося к более свободному исполнению трудных мест в художественных произведениях, способствуя более совершенному раскрытию исполнительского замысла.
Педагог должен с первых же дней обучения воспитывать у учащегося наиболее важные двигательно-технические навыки, которые выражаются в следующем:

1. Пространственная точность — способность пальцев уверенно и безошибочно соприкасаться с нужными клавишами. Для этого не следует нажимать клавишу раньше, чем в сознании не возникнет ясное представление о ее положении на клавиатуре и уверенность в том, что нужный палец возьмет нужную клавишу. При подвижной игре техника направляется уже не единичными звуковыми представлениями, а комплексными, охватывающими определенную совокупность звуков.
2. Ритмичность — способность пальцев обеспечивать своевременное возникновение и прекраще ние звучания. Для этого нужно хорошо усвоить соотношение длительностей нот, научиться считать вслух и систематически работать над ритмическими упражнениями.
3. Аппликатурная точность — умение точно выполнять утвержденную аппликатуру. В противном случае движения с трудом запоминаются и автоматизируются, выучивание произведения затягивается, а исполнению сопутствует большая скованность и неуверенность. 347

4. Красочная точность-умение извлекать звук различными штрихами и динамическими оттенками (см. раздел I).
5. Автоматизация движений — умение превращать движения (игру) из полностью контролируемых в частично или почти не контролируемые. Для этого нужна при повторении разучиваемого материала творческая активность сознания, постоянное наличие исполнительской цели. Художественные и двигательные задачи друг от друга неотделимы, так как конечной целью всякого движения является определенное звучание.
6. Управляемость техники — способность мгновенно подчинять сознанию выработанные игровые движения, быстро изменять установившийся ход игры (штрихи, динамику, темп), превращать движения, протекающие автоматично, в движения подконтрольные. Важным способом развития управляемости техники является игра с листа, транспонирование и импровизация, где пальцы
должны мгновенно повиноваться быстро возникающим музыкальным задачам.
7. Беглость — способность извлекать в быстром темпе последовательности звуков и созвучий.
8. Гармоничность движений — все движения должны быть согласованными, непринужденными, ловкими, уверенными, достаточно смелыми и оправданными, иначе не будет в достаточной м.ере реализована звуковая задача. Для этого необходимо тщательное усвоение исполнительских приемов и навыков, воспитание выносливости руки, умение вовремя устранять излишние движения и напряжения. Недостаточная ясность художественных целей (что именно нужно утвердить, какую мысль, образ) и двигательных (какие клавиши надо брать, какими пальцами, каким способом) вносит в технику учащегося дисгармонию, порождает неопределенность, неуверенность движений.

Основным условием развития перечисленных выше двигательно-технических навыков и способностей ученика является законченное выучивание большого количества постепенно усложняющихся художественных произведений, значительного числа разнообразных этюдов и систематическая работа над разносторонними и постепенно усложняющимися техническими упражнениями.
Выдающиеся музыканты реалистического направления рассматривали упражнения как необходимое средство для развития исполнительской техники.
А. Н. Скрябин настойчиво добивался от своих учеников усвоения тех приемов и навыков, без которых они не могли бы выполнить поставленные перед ними исполнительские задачи.
«Ф. Лист считал необходимым, чтобы в процессе исполнения техническая сторона не волновала пианиста. Именно для этого он и рекомендовал предварительную тщательную работу над «фундаментальными формулами». По его глубокому убеждению, такая работа способствует автоматизации движений и разгрузке сознания в процессе исполнения от технических подробностей».
Г. Г. Нейгауз по данному вопросу говорит следующее: «Упражнения я рассматриваю как некий «полуфабрикат». К таким «полуфабрикатам» относятся, например, гаммы, арпеджио, пятиступенные последования, упражнения для развития октавной техники,. скачков, аккордов и прочее. Задачи тут могут быть бесконечными в своем разнообразии. Упражнения вообще необходимы для выработки контакта между пальцами и клавишами».

Без изучения гамм, арпеджио и аккордов во всех тональностях и без технических навыков их исполнения учащемуся чрезвычайно трудно работать над этюдами и пьесами, где эти элементы широко применяются.
Иногда, встретив в разучиваемом произведении одно или два технически трудных места, ученик вынужден долго над ними работать, в результате чего теряется поступательность разучивания произведения, утрачивается цельность, образы расплываются, теряется интерес к пьесе, возникает чувство неуверенности и неудовлетворенности. Чтобы избежать этого, следует систематически подготавливать игровой аппарат учащегося ко все новым возрастающим техническим трудностям.
Современная наука рассматривает всякое упражнение, связанное с движением тела, как результат работы центральной нервной системы, поэтому Эффективность упражнения находится в прямой связи со степенью яркости и точности представления о цели данных действий.
В связи с этим нужно считать одной из важнейших задач педагога объяснение ученику конкретных целей упражнения в наиболее ясной и убедительной форме. Целесообразно при этом сыграть несколько примеров использования технического приема в художественных произведениях. Тогда в восприятии ученика возникает конкретный, а значит, и эмоционально воздействующий и запоминающийся образ.

Такая связь упражнений с художественными звуковыми образами помогает баянисту ярко представить стоящую перед ним задачу и способствует сознательному ее решению.
В процессе работы над упражнениями происходит отбор и приспособление нужных для достижения цели движений, приобретение определенного опыта и закрепление его в памяти учащегося. Поэтому педагог должен следить за тем, чтобы ученик не превращал упражнения в механическую,-«бездумную», не контролируемую сознанием работу. Небрежная игра упражнений без должного контроля за качеством их выполнения и без определенных звуковых целей не только не помогает техническому развитию ученика, но, наоборот, дезорганизует его технику, вредно отражаясь на исполнении разученных произведений.
Поэтому вначале упражнения следует играть в медленном темпе, что позволяет внимательно продумать детали текста, звуковую и двигательную сторону упражнения.

Выученные упражнения необходимо использовать как тренировочный материал, закрепляя его в памяти и в физических ощущениях, и одновременно приступать к новым упражнениям. Но если это гаммы, арпеджио и аккорды во всех видах, то должен меняться не материал, а качество и задачи его выполнения.
В результате работы над упражнениями зрительное впечатление (как (написано в нотах) и моторное ощущение (характер движения) должны возможно скорее составить для ученика как бы одно целое и отойти на задний план, оставив на первом месте только слуховое представление написанного в нотах и слуховой контроль за качеством звучания. Так и происходит накопление исполнительского опыта на наиболее типичных видах баянной фактуры. Встречая впоследствии в художественных произведениях знакомый тип фактуры, ученик разучивает его, имея определенные технические навыки, что значительно сокращает время разучивания произведения и технического овладения им.

От уровня музыкального развития учащегося зависит и форма его работы над техническими упражнениями. На высоком уровне исполнительского искусства упражнения служат лишь краткой подготовкой к основной работе, являются средством поддержания «музыкальной формы». Но учащимся детских музыкальных школ и музыкальных училищ необходимо не поддерживать технику, а приобретать ее, развивать определенные технические навыки, овладевать техническими формулами и приемами, без усвоения которых нельзя стать на путь достижения исполнительского мастерства.
Время работы ученика над техническими упражнениями должно быть строго ограниченным и определяться педагогом в зависимости от подготовленности ученика и конкретных задач его технического развития.
Музыкант должен добиваться техники, исходя не из количества затрачиваемого на технические упражнения времени, а из качества этого труда, превращая его в умственную психическую работу, требующую напряжения воли и внимания и направленную на разрешение музыкальных задач.
Учитывая все сказанное выше, необходимо научить ребенка тщательно работать над преодолением исполнительских трудностей, постоянно подчиняя технику самому важному в исполнении — раскрытию художественного содержания произведения.

Источник

Беглость пальцев

  • Сообщений: 293
  • Спасибо получено: 76

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Олег казак
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 14
  • Спасибо получено: 0

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Michael Berenstein
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 689
  • Спасибо получено: 209

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Саня
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 54
  • Спасибо получено: 1

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Michael Berenstein
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 689
  • Спасибо получено: 209

Саня пишет: только гаммы и секвенции,чем чаще тем лучше,мне 52 года ,учится начал поздно пальцы закостенели я сварщиком работал , теперь каждое занятие начинаю с гамм,неделю не поиграешь пальцы как железобетонные становятся, стараюсь каждый день хотя бы по немногу

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Владимир Абрамов
  • —>
  • Не в сети
  • Сообщений: 90
  • Спасибо получено: 40

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Источник

О гаммах и упражнениях для развития техники баяниста

Играть гаммы и упражнения для начинающих баянистов достаточно затруднительно в том отношении, что игровой аппарат ребенка еще не сформирован в достаточной мере. Однако не будем отрицать, что именно упражнения (в том числе и гаммы) и дают ученику комплекс навыков ориентирования на клавиатуре, развивают координацию, необходимую для игры на баяне, укрепляют пальцы и другие игровые мышцы. Упражнения – одно из основных средств технического совершенства музыканта. Поэтому умалять их роль, а тем более, пренебрегать ими – большая ошибка.

Улучшение беглости пальцев не должно быть самоцелью, а лишь средством (инструментом) наибольшей выразительности игры. Хорошая беглость, послушность пальцев поможет начинающим баянистам почувствовать вкус красивой, виртуозной игры. Это, разумеется, наступит не на второй, не на третий день занятий. Но однажды это придет. У ребенка будет восторг от ощущения полной свободы при игре. А это мощный стимул для дальнейшего совершенства своей игры, для более глубокого изучения инструмента и его возможностей. А возможностей у баяна – о-го-го.

Упражнение или гамма должна стать началом каждого занятия. Игра гамм на баяне – тема довольно деликатная. Преподавателю надо четко объяснить ученикам, для чего нужно играть гаммы. А самое главное – не отбить гаммами у детей желание учиться играть на инструменте. Мой совет: не перегружайте гаммами учебную программу своих учеников, чередуйте проигрывание гамм с другими разнохарактерными упражнениями. Их великое множество. И беглость пальцев они развивают ничуть не хуже гамм.

Развивая технику баяниста, нельзя забывать о том, что одновременно должна осуществляться работа по всем направлениям музыкального воспитания учеников. Особый акцент должен быть сделан на развитии метроритмического и интонационного слуха. Это тот фундамент, на котором строится весь процесс игры на баяне и других инструментах. Не надо забывать о том, что на начальной стадии обучения метроритмика и интонационный слух, мягко говоря, хромает у большинства учащихся. Без их развития не будет движения вперед.

Известно, что музыкальную мысль до слушателя доносит интонация. Чем точнее, выразительней интонация, тем более глубоко раскрывается композиторский замысел. Над выразительностью интонирования следует работать и в упражнениях, и в гаммах, и, тем более, в разучиваемых произведениях.

В последующих статьях мы еще неоднократно будем говорить об игре гамм, арпеджио, этюдов. Сегодня же еще раз хотелось подчеркнуть, что все эти специальные упражнения не должны носить чисто технический, механический характер. Играть на баяне их нужно также выразительно, вдохновенно, как и любое музыкальное произведение.

Источник

Читайте также:  Как менять пальцы гитара
Оцените статью