Беглость рук для пианино

Беглость рук для пианино

Ко мне недавно пришло письмо такого содержания:

Здравствуйте Сергей! Скажите пожалуйста, что бы разработать беглость пальцев сколько времени нужно уделять упражнениям которые Вы рекомендуете?
Сколько раз желательно в день играть эти упражнения что бы добиться хороших результатов?

И я решил опубликовать ответ здесь, т.к. многим может быть интересно.

В принципе, можно развить технику, играя только произведения и совсем не играя упражнения для развития беглости. Просто для этого понадобится гораздо больше времени.

Развитие беглости пальцев рук зависит от времени формирования мышечных пучков, а также от скорости ответа от головного мозга, если вдаваться в подробности. Т.е. если Вы, например, можете быстро печатать на клавиатуре компьютера, то, скорее всего, техника игры на пианино пойдёт у Вас гораздо быстрее, чем у того человека, который тычет в клавиатуру одним пальцем. Если Вы быстро учитесь выполнять упражнения на мелкую моторику (умеете быстро шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы и др), то скорее всего, технику игры Вы разовьёте быстро, если нет — то медленнее.

Опять же, возраст: моложе-быстрее, старше-труднее.

Важно также не только быстро перемещать пальцы по клавиатуре, но и переставлять их в определенном ритме, т.е. чётко выдерживать промежутки между нажатиями клавиш (а также делать ударения на нужных нотах). Поэтому для отслеживания этого нужно вначале делать большие промежутки и следить за ними (т.е. играть медленно), а также сильно ударять по клавишам (чтобы развить мышечные пучки и настроить их на движения отдельными пальцами, а не всей «пятернёй»), потом увеличиваете скорость и уменьшаете силу нажатия. В конце концов должно получаться плавно и быстро.

Читайте также:  Детские пьесы для классической гитары

Наилучшие результаты показали упражнения для развития скорости игры, опубликованные в отдельной статье — «Упражнения на развитие скорости игры«. Для того, чтобы максимально быстро развить скорость игры, лучше всего воспользоваться принципом тренировки в тренажерном зале — играете упражнение правой рукой в максимально быстром, но контролируемом, темпе до тех пор, пока не заболят мышцы предплечья и не начнёт падать скорость игры. Тут же прекращаем выполнение упражнения и сразу начинаем делать это же упражнение левой рукой. Срабатывает условно-рефлекторный механизм, согласно которому одна рука отдыхает быстрее, если вторая рука начинает интенсивно работать. Играем левой рукой также до тех пор, пока не заболят мышцы и если правая рука уже отдохнула и мышцы перестали болеть (обычно нужно около минуты на отдых), то переключаемся на отработку упражнения правой рукой. Так поочерёдно меняя руки, отрабатываем по 3 подхода на одно упражнение. После этого делаем перерыв на 2-3 минуты и начинаем отрабатывать второе упражнение, также попеременно меняя руки. После отработки второго упражнения делаем опять небольшой перерыв и на сегодня упражнения на развитие беглости можно прекратить, либо сделать ещё один подход через несколько часов.

Эффект от таких занятий просто сумасшедший! Не сравнить с обычной игрой гамм двумя руками! Можно в 2 раза увеличить скорость игры уже за неделю, занимаясь по 10 минут 2 раза в день!

1. Когда мы играем упражнение одной рукой, то мы даем на эту руку максимально возможную нагрузку и мышцы подключаются на полную мощность. В устаревшем варианте отработки скорости игры с помощью гамм, отработка идет в большей степени за счёт СЛАБОЙ руки, которая играет медленнее. Согласитесь, что у того, кто «правша», слабой всегда будет левая рука и правая рука никогда в этом случае не добьётся хороших успехов в скорости игры. А по сути дела, в любом произведении, чаще нужна повышенная скорость пальцев именно в правой руке.

2. При отработке упражнений поочерёдно левой и правой рукой, мы экономим время на отдых! Пока отдыхает одна рука, играет вторая. Вместо того, чтобы «долбить» гаммы по 30-60 минут, мы сокращаем время до 5-10 минут, причем эффективность упражнений выше.

3. Иногда игра двумя руками, особенно сложных гамм, где требуется подставлять разные пальцы в левой и правой руке в разное время, затрачивает кучу мозговой активности. Мозгу нужно время, чтобы сопоставить правильную подстановку пальцев в той или иной гамме в разных руках и мышцы рук играют не на полную мощность только из-за того, что МОЗГ НЕ УСПЕВАЕТ!

Рекомендации:

1. Заниматься каждый день. Стараться выполнять хотя бы одно упражнение для беглости поочерёдно используя левую и правую руки в течение 5-10 минут (лучше не больше 15 минут). Не всегда важно играть «часами» упражнения, иногда важнее 2-3 подхода в день, чтобы оптимизировать тренировки.

2. Стараться развивать другие навыки мелкой моторики — быстро завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, развивать навык печати на клавиатуре компьютера (я, например, печатаю не глядя). Вобщем обращать внимание и на другие упражнения. Это поможет в целом ускорить усвоение навыка игры на пианино.

Источник

Знакомимся с упражнениями для фортепиано

Профессиональные педагоги-пианисты часто используют фразу – «поставить руки», или «постановка рук», или «упражнения на фортепиано для постановки рук». Что это означает? На любом инструменте мы играем руками, и одна из задач – правильно взять в руки этот инструмент. Ну, рояль или пианино мы не поднимаем, но положить красиво и правильно руки на клавиатуру все же нужно.

Какие бывают упражнения для фортепиано

А самыми разными. Одни направлены на формирование правильных рук, – их, разумеется, чаще используют в начале обучения; другие оттачивают технику – укрепляют пальцы, развивают беглость; третьи сосредоточены на укреплении теоретических знаний – те же арпеджио, о которых расскажу ниже. Все упражнения для фортепиано так или иначе связаны между собой. Ведь любое обучение – это комплекс.

Для начала давайте правильно сядем за инструмент.

Сели на половинку стула, ноги вперед, под педали. Просто положите руки на клавиатуру и отметьте расстояние от корпуса до пианино. Вы должны сидеть на расстоянии вашего предплечья. Локти не должны быть «приклеены» к туловищу, чуть раздвиньте их, а спина прямая. Сели? Ну и отлично. А теперь займемся руками.

Постановка рук на фортепианной клавиатуре

Можно начать с любой руки, без разницы. Кисть должна быть той формы, когда ваша рука расслаблена и висит вдоль туловища. Вот опустите сейчас руку, расслабьте ее и обратите внимание на кисть, какой она формы, какие пальцы. Перенесите руку в этом же состоянии на клавиатуру – красивую, расслабленную. Перенесли? А теперь представьте, что ваш средний палец – это крючок вешалки-плечиков. Вспомните, как она висит в шкафу – очень устойчиво, но сами «плечики» свободны. Вот и сделайте свою руку точно такой же – средний палец кругленький, крепкий, цепкий, стоит на кончике подушечки (на том месте, где выпирает ноготь, который надо подстричь, чтобы он не мешал), а вся рука свободна.

Остальные пальцы «причешите», слегка раздвиньте, сделайте их закругленными и просто пусть висят над клавиатурой. Можете большим пальцем и мизинцем прикоснуться к ней примерно на расстоянии 5-6 белых клавиш. Поиграйте какую-нибудь клавишу средним пальцем (он у нас третьим считается), а потом крайними пальцами – первым и пятым.

Полезно играть квинты крайними пальцами обеих рук. Квинта – это пять клавиш. Играйте пока по белым, например – от ДО до СОЛЬ, или от РЕ до ЛЯ. Просто поставьте мизинец левой руки на ДО, а большой – на СОЛЬ.

Постановка левой руки на квинту

А правой – большой палец – на клавишу ДО, а мизинец – на СОЛЬ. Нажимайте одновременно, красиво переносите руку на другие квинты.

Постановка правой руки на квинту

Вот как-то так. При регулярных занятиях вы очень скоро уже не будете задумываться о правильной посадке, а просто доведете до автоматизма все свои действия.

Разновидность упражнений – арпеджио

Следующий вид упражнений для фортепиано – технический. Как играть гаммы – я вам писала на прошлом уроке. А сейчас попробуем усложнить задачу и сыграть арпеджио. Трудное слово? Дословный его перевод – «играем, как на арфе». То есть арпеджио – это поочередное нажатие клавиш по какому-либо аккорду. Очень популярно арпеджио в качестве аккомпанемента в левой руке. Но про аккомпанемент чуть позже. А пока просто поиграем арпеджио по звукам тонического трезвучия до мажора.

Левой рукой: Аппликатура до мажорного арпеджио для левой руки

И правой: Аппликатура до мажорного арпеджио для правой руки

Если кому-то интересно, то в нотах это безобразие выглядит так:

Арпеджированное тоническое трезвучие в до мажоре

Обратите внимание, что ноты для левой руки написаны в двух ключах – так часто бывает, когда приоритетным становится удобство восприятия.

И еще один вид арпеджио

Он играется тоже по тоническому трезвучию, но несколько по-другому – группировкой. Сначала – ДО, МИ, СОЛЬ, ДО, потом меняем ноты местами и играем то же трезвучие от ноты МИ. То есть – в обращении. Получается МИ, СОЛЬ, ДО, МИ. Следующая группа – СОЛЬ, ДО, МИ, СОЛЬ и т. д. В нотах это выглядит так: Арпеджио тонического трезвучия с обращениями в до мажоре

А чтобы вам было более понятно, как играть это арпеджио на пианино, предлагаю посмотреть видео:

Источник

Работа над техникой фортепианной игры – на скорость

Техника игры на фортепиано представляет собой совокупность умений, навыков и приёмов, с помощью которых достигается выразительное художественное звучание. Виртуозное владение инструментом – это не просто технически грамотное исполнение произведения, но и соблюдение его стилистических особенностей, характера, темпа.

Фортепианная техника – это целая система техник, главные компоненты этой системы: крупная техника (аккорды, арпеджио, октавы, двойные ноты); мелкая техника (гаммообразные пассажи, разнообразные мелизмы и репетиции); полифоническая техника (умение играть несколько голосов вместе); артикуляционная техника (правильное исполнение штрихов); техника педализации (искусство применения педалей).

Работа над техникой музицирования, помимо традиционной скорости, выносливости и силы, подразумевает чистоту и выразительность. Она включает в себя следующие этапы:

Развитие физических возможностей пальцев . Главной задачей начинающих пианистов является раскрепощение рук. Кисти должны двигаться плавно и без напряжения. Отрабатывать правильную постановку рук на весу сложно, поэтому первые уроки выполняют на плоскости.

Упражнения на развитие техники и скорости игры

Не менее важно!

Контакт с клавиатурой. На начальных этапах работы над фортепианной техникой важно развивать чувство опоры. Для этого запястья опускают ниже уровня клавиш и извлекают звуки за счёт веса кистей, а не силы пальцев.

Инерция. Следующим шагом будет игра по одной линии – гаммы и простые пассажи. Важно помнить, что быстрее темп игры, тем меньший вес приходится на руку.

Синхронизация. Умение гармонично играть всей кистью начинается с изучения трелей. Затем необходимо наладить работу двух несоседних пальцев, с помощью терций и ломаных октав. На заключительном этапе можно переходить к арпеджиато – непрерывной и полнозвучной игре со сменой рук.

Аккорды. Существует два способа извлечения аккордов. Первый – «от клавиш» – когда пальцы изначально располагаются над нужными нотами, а затем коротким, энергичным толчком извлекается аккорд. Второй – «на клавиши» – пассаж производится сверху, без предварительной постановки пальцев. Этот вариант технически более сложный, но именно он даёт лёгкое и быстрое звучание произведения.

Аппликатура. Порядок чередования пальцев подбирают на начальном этапе разучивания произведения. Это поможет в дальнейшей работе над техникой, беглостью и выразительностью игры. Авторские и редакционные указания, приведённые в музыкальной литературе, нужно учитывать, но гораздо важнее подобрать свою собственную аппликатуру, которая будет комфортна для исполнения и позволит наиболее полно передать художественный смысл произведения. Новичкам следует придерживаться простых правил:

  • Для любого упражнения или пассажа аппликатуру необходимо записывать
  • Нагрузка на пальцы должна быть равномерной. В быстрых последовательностях необходимо следить за тем, чтобы повторения встречались как можно реже.
  • Дисциплина. У молодых пианистов возникает искушение подменять более слабые пальцы, безымянный и мизинец, сильным средним. Необходимо уделять должное внимание тренировкам гармоничного развития всей кисти.

Динамика и артикуляция. Разучивать произведение нужно сразу в указанном темпе, учитывая знаки экспрессии. Никаких «учебных» ритмов быть не должно.

Овладев техникой игры на фортепиано, пианист приобретает навык музицировать естественно и непринужденно: произведения приобретают полноту и выразительность, а утомляемость исчезает.

Источник

Развитие беглости пальцев у обучающихся — пианистов старших классов ДМШ

специалист в области арт-терапии

Развитие беглости пальцев у обучающихся-

пианистов старших классов ДМШ

Беглость – одна из главных составляющих технической оснащённости пианиста. Развитие

беглости во многом базируется на навыках, которые закладываются на первоначальных

этапах обучения игре на фортепиано, а в дальнейшем закрепляются и обогащаются в

старших классах ДМШ и ДШИ.

Игра гамм, упражнений и этюдов.

Для развития беглости пианистам – старшеклассникам очень полезно играть гаммы

(разумеется, эта работа должна вестись с первых шагов обучения).

Гаммы необходимо проучивать в разных темпах, постепенно доводя до быстрого.

Очень полезно прорабатывать гаммы различными ритмическими способами: например,

пунктиром, с остановкой на опорной ноте (чтобы освободить мышцы рук от напряжения),

чередуя быстрые и медленные группы звуков (по 4, по 6, по 8 и т.д.) Такие проигрывания

надо обязательно «разбавлять» игрой в медленном темпе, тщательно следя при этом за

ритмической ровностью (иначе пассажи могут «засориться», стать некачественными).

Хорошо развивает самостоятельность рук и синхронность исполнения при игре в

параллельном движении игра двумя руками одновременно, но в противоположных

нюансах (левая рука форте, а правая – пиано, и наоборот), поскольку руки играют разным

Замечательный результат дают и штриховые способы проработки пассажей –

например, игра лёгким и цепким staccato укрепляет кончики пальцев и делает их более

Этими и другими способами целесообразно проучивать не только гаммы, но также

и различные упражнения, этюды, трудные фрагменты из произведений.

Для развития беглости в старших классах ДМШ и ДШИ желательно играть

упражнения Ш. Ганона, Е. Тимакина, В. Сафонова, К. Таузига и др. на те виды техники,

которые нуждаются в совершенствовании. Можно конструировать свои собственные

упражнения и играть их секвенциями в разных октавах и тональностях и т.д.

Разумеется, на всём протяжении обучения необходимо осваивать инструктивные

этюды на разные виды техники: сначала несложные (например, К. Черни под редакцией

Гермера, Е. Гнесиной и др.), а затем, в старших классах, для развития беглости хороши

этюды И. Крамера, К. Черни (соч. 299), М. Мошковского (соч. 36, 91; этюды №№ 4-6,

соч.72 и др.), А. Лемуана, К. Лешгорна, Л. Шитте и др. композиторов. Выбор огромен.

Конечно, при подборе этюда надо учитывать индивидуальные способности

учащегося: строение его руки, накопленный ранее технический опыт, степень сложности

предлагаемого к изучению этюда и другие факторы.

Для каждого класса обучения в ДШИ и ДМШ существуют определённые

требования по технической подготовке учащегося, которые необходимо неукоснительно

Помимо технических зачётов, выявляющих уровень виртуозной оснащённости

учащихся, для пианистов старших классов полезно периодически проводить открытые

концерты (например, для их родителей), посвящённые игре виртуозных пьес или этюдов,

а также шире привлекать старшеклассников к участию в различных конкурсах («Юный

виртуоз» и др.), т.к. это очень хорошо развивает не только виртуозные, но и волевые

качества, это очень ценно для развития беглости.

Свобода и гибкость пианистического аппарата. Правильная посадка за

Чтобы научиться играть бегло, необходимо обладать хорошо приспособленным для

этих целей пианистическим аппаратом, т.к. главным препятствием к развитию беглости у

старшеклассников является зажатость, скованность игрового аппарата.

Техническая оснащённость, беглость и свобода владения инструментом – результат

гармонической слаженности всех звеньев аппарата.

Очень важно для пианиста чувствовать взаимодействие руки и пальцев: живые

кончики пальцев должны быть связаны со всей системой игрового аппарата вплоть до

корпуса ( так пальцы получают подкрепление «изнутри»). Ощущение взаимодействия

мелких и крупных частей аппарата – главное условие развития беглости, поскольку от

этого зависит координация движений пианиста.

Пианист-старшеклассник должен уметь «вслушиваться» в свой игровой аппарат и

уметь освобождаться от возникшего напряжения в момент игры как можно быстрее.

Для развития виртуозных качеств пианиста- старшеклассника очень важна

правильная посадка за инструментом. Исполнитель должен сидеть за роялем так, чтобы

играть было удобно.

Всего должно быть пять точек опоры: две руки опираются вовремя игры на

клавиатуру, обе ноги устойчиво опираются в пол ( стоя на всей стопе); сидеть надо на

краю стула (пятая точка опоры).

Острота слухового внимания за качеством звучания напрямую зависит от общей

физической собранности; ключевым моментом в этом должно быть сочетание

подтянутости корпуса и свободы рук.

Нарушение этих принципов влечёт за собой скованность, «вязкость», «корявость»

исполнения, что губительно сказывается на беглости.

Удобное положение рук на клавиатуре.

Играть быстро и ловко возможно лишь в том случае, если руки на клавиатуре

Руки должны лежать на клавиатуре, но не давить на неё. Естественна форма руки,

которая образует «купол», при гибком и упругом своде.

Пальцы слегка закруглены; они не слишком вытянуты, но и не «крючкообразные»,

— собранные. Их не нужно поднимать высоко над клавишей ; палец активно берёт

клавишу, а не «нащупывает» её, как слепец, и не ударяет по ней. Подушечки должны быть

«сцеплены» с клавишей только в момент извлечения звука, одновременно очередной

палец занимает позицию над следующей клавишей, без дополнительного взмаха,

поскольку все пальцы находятся над клавиатурой.

Пальцы удобнее держать ближе к чёрным клавишам (почти между ними), чтобы

при переходах с белых клавиш на чёрные и обратно не пришлось двигать руку от себя и к

Палец пианиста всегда должен быть нацелен в клавишу. Важно не прогибать

последние пальцевые фаланги, т.к. от этого зажимается рука и слабеют кончики пальцев.

Для достижения хорошей беглости необходимо подвижное соединение кисти с

пальцами. Нельзя изолировать пальцы от кисти: они должны составлять единый

Педагог должен постоянно следить за правильным положением рук ученика (и в

младших, и в средних, и в старших классах!), т.к. несоблюдение вышеперечисленных

моментов препятствует развитию беглости.

Качественное легато – необходимое условие для развития беглости в старших

классах ДМШ и ДШИ.

Навык игры легато приобретается на ранних этапах игры на фортепиано; затем он

должен неуклонно совершенствоваться вплоть до старших классов. Если ученик не может

связывать звуки друг с другом, то развитие беглости для него становится

проблематичным, поскольку качественное легато создаёт условия для плавной цельности

движения музыкальной ткани.

Для развития беглости необходимо уметь плавно, равномерно и непрерывно вести

руку вслед за пальцами.

Переступающие пальцы ведут за собой руку, которая, перемещая опору,

подкрепляет каждый из них, сохраняя плавное движение. При этом внешне движение

руки будет очень незначительным, почти незаметным. Необходимо ощущать в ладони,

как один звук переходит в другой.

Надо уметь объединять несколько звуков, мыслить горизонтально, линеарно,

целиком охватывая музыкальное построение и активно стремясь к опорным звукам, к

вершине мелодии. Пианист- старшеклассник должен любой пассаж воспринимать прежде

всего как мелодию, чувствовать все его изгибы и повороты, слышать его интервальную

природу, добиваясь естественного, певучего, свободно льющегося звука.

Таким образом, качество легато играет решающую роль для развития беглости

пианиста-старшеклассника, т.к. ровное, текучее легато позволяет плавно, непрерывно и

подвижно исполнять на фортепиано пассажи различной степени сложности.

Важность объединяющего движения.

Чтобы научиться играть бегло и гибко, надо очерчивать кистью контуры

исполняемого пассажа, помогая пальцам точнее попасть на нужную клавишу (не снижая

при этом активности пальцев), а также уметь мысленно воспроизвести это движение, т.е.

хорошо представлять его себе.

При работе над трудным пассажем очень полезно расчленять его на составные

части – на более простые позиции. Сначала полезно освоить объединение звуков в

пределах одной позиции (найти удобное движение), затем можно переходить к смене

позиций и к более сложным комбинированным движениям.

Важно делать точные кистевые повороты: при восходящем движении кисть слегка

подворачивается вправо, при нисходящем – влево. Все повороты пассажа следует

«прорисовать» кистью; при этом рука должна двигаться вслед за пальцами, а не наоборот.

Работа над усвоением объединяющих движений ведётся, в сущности, на всех

этапах обучения пианиста. От её результата напрямую зависит развитие беглости ученика-

Организация рациональных игровых движений.

Степень беглости пианиста-старшеклассника непосредственно связана с тем,

насколько рациональны его игровые движения. Ключевой момент в этом – ведущая роль

активных пальцев при минимальной затрате сил.

Здесь очень важен точно отлаженный механизм работы пальцев:

— быстрое взятие клавиши кончиком пальца;

— моментальное освобождение от давления на клавишу;

— отскок предыдущего пальца;

— быстрая подготовка очередного пальца над следующей клавишей.

Цель состоит в том, чтобы все четыре действия производились одновременно, в

одном импульсе. Движения должны быть только необходимые, — от лишних надо срочно

избавляться, т.к. они наносят вред беглости. Размахивание пальцами, «вихляющая»,

«разболтанная» кисть, дёрганье рукой и импульсивные рывки корпуса нарушают ровность

и препятствуют беглости исполнения.

Для подвижной игры нужны лёгкие и цепкие пальцы, совершенно недопустимо

форсировать звучание, давить на клавишу.

При организации игровых движений очень важно рассмотреть подробнее такой

момент, как смена позиций. Для удобной смены позиций необходим высокий и лёгкий

первый палец, при подкладывании которого надо собрать пальцы и наклонить руку в

сторону для плавного перехода через него по кратчайшему пути (без ненужных взмахов

Очень важно вовремя переходить в новую позицию: не срывать конец пассажа,

стремясь занять следующую позицию, не переносить преждевременно руки. Надо

обязательно дослушать и доиграть предыдущую фигурацию и только потом быстро (но

без суеты!) перенести руки.

Все движения пианиста должны быть точно выверены, т.к. правильные принципы

перемещения руки создают условия для плавной цельности движения и звуковой

Моторика – это отлаженность всех пианистических действий, дисциплина и

организованность техники, умение управлять техническими средствами.

Для развития моторики необходимо неустанно работать над активностью и

независимостью пальцев, добиваться ясного, ровного звука и сохранения этих качеств в

Условия для автоматизации мелких движений создаются уже в среднем темпе,

благодаря объединяющему движению. Затем, при прибавлении темпа, мелкие движения

сокращаются, но не исчезают совсем. На поверхности остается крупное движение руки (

«смычковое»). Размах пальцев уменьшается; они почти не поднимаются над клавишами.

Остается перемещение кисти, но внешне оно становится малозаметным.

Важно взаимодействие трёх факторов: активных ведущих пальцев,

перемещающейся опоры и крупного движения всей руки.

Моторика требует быстроты реакции. Необходимо развивать в ученике умение

мгновенно переключаться с одного элемента фактуры на другой. Двигательная вялость,

неточность попадания, несобранность и расплывчатость объясняются, как правило,

медленной реакцией и недостаточной концентрацией внимания.

Моторика подразумевает полное, беспрепятственное и, главное, автоматическое

подчинение двигательной системы пианиста его исполнительской воле. Процесс этот

кропотливый, трудоёмкий, требующий от педагога и ученика постоянного, неослабного

внимания к состоянию аппарата, двигательным процессам и, конечно же, звуковому

Назначение музыкальной воли – управлять исполнительским процессом, а

технического аппарата – подчиняться музыкальной воле (в конечном итоге –

автоматически). Оба эти процесса (управлять и подчиняться) должны быть в полном

Таким образом, моторика играет едва ли не первостепенную роль в развитии

беглости пианиста — старшеклассника.

Связь технических задач с художественным образом. Интонирование и

Любой технический навык или приём не может быть абстрактным, оторванным от

художественной задачи; и беглость – не цель, а средство в достижении художественного

результата. В противном случае она просто не имеет смысла – получается механическая

игра, — инициатива исполнителя сводится к нулю. Всякий игровой приём должен быть

обоснован музыкальным выражением, так же как и музыкальный образ необходимо

увязать с соответствующим игровым движением. Нельзя уделять больше внимания

«гимнастике пальцев» в ущерб звуковому результату.

Большую роль в достижении беглости играет интонирование. В любом, даже самом

стремительном пассаже, должны ясно слышаться очертания контуров музыкальной

фразировки и дыхания.

Правильное дыхание объединяет фразу и организует движения пианиста.

Своевременность дыхания способствует формированию связного исполнительского

процесса и облегчает двигательно-техническую задачу, что очень благоприятствует

Роль слухового контроля.

Проблема слухового контроля особенно обостряется, когда речь идёт о беглости.

Очень важно воспитать в ученике- старшекласснике ощущение живого пульса движения в

Неровность виртуозных пассажей часто вызвана недослушиванием звуков в конце

построений, на неудобных поворотах и переходах, при смене позиций или регистров.

При развитии беглости в старших классах необходимо предостерегать учеников от

увлечения чрезмерно быстрыми темпами в ущерб явности и глубине звука. В этом случае

исполнение становится поверхностным, пальцы «порхают» по клавиатуре (иногда даже

проносятся в воздухе, не задевая клавиш). В таком вихре ухо не успевает

проконтролировать звуки, да и не стремится к этому. В результате – звуковой хаос,

пассажи «сминаются», происходят провалы в звучании; качество исполнения сильно

страдает. Поэтому выбор темпа очень важен: нельзя допускать потерь; пианист –

старшеклассник должен быть взыскателен к себе, и искоренять малейшие неточности в

Грамотный подбор технического репертуара.

Для развития беглости у учащихся старших классов необходимо с самого начала обучения игре на фортепиано вести грамотную репертуарную политику в этом направлении. При умелом подборе технического репертуара виртуозный арсенал пианиста

неуклонно обогащается новыми приёмами и умениями. Двигаться надо от простого к

сложному, умело дозируя нормы работы старшеклассника над определённым

упражнением или приёмом и выбирая для каждого ученика именно те этюды или

упражнения, которые ему более всего необходимы в данный момент. Технические задачи

должны усложняться очень постепенно для учащегося и охватывать разнообразные виды

Рост и созревание ученика связаны с расширением его технических возможностей

(и, прежде всего, с развитием беглости) – здесь, конечно, многое зависит от умелого

руководства со стороны преподавателя.

1. Бардас В. Психология техники игры на фортепиано. М., «Музыка», 1928

2. Гат Й. Техника фортепианной Иры. Москва – Будапешт, 1957

3. Коган Г. У врат мастерства. М, «Музыка», 1969

4. Либерман Е. Работа над техникой.

5. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. К., «Музична Украина», 1979

6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., «Музыка», 1987

7. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., «Советский композитор», 1989

8. Фейнберг С. Пианизм как искусство. М, «Музыка», 1969

9. Шмидт — Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л., «Музыка»,

Номер материала: ДБ-1217543

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью