Бэк гитара что это

Джефф Бек и его гитары

Джеффри Арнольд Бек – гитарист, автор песен, лидер нескольких коллективов и сольный исполнитель родом из Великобритании. Его творчество стало определяющим для рока 1960—1970-х годов, благодаря Беку развитие получил блюз-рок и фьюжн. За свои достижения исполнитель был награжден премиями «Грэмми» общим числом 7 штук, в 1990 году стал самым выдающимся гитаристом планеты (по версии журнала The Observer), в 2003 был включен в 100 лучших гитаристов журналом Rolling Stone, а в 2009 – журналом Classic Rock.

Ранняя жизнь

Джефф Бек в молодости

Джефф Бек был рожден в семье Арнольда и Этель Бек в городке Веллингтон, что на юго-западе Великобритании. В детстве будущий гитарист пел в хоре при местной церкви, посещал музыкальные кружки. До появления гитары Бек пытался освоить рояль, ударные и виолончель. А первый свой инструмент исполнитель постарался сделать сам из сигарных коробок. После школы Джефф Бек отправился получать знания в Уимблдонский колледж искусств. В колледже своенравному гитаристу не особо и нравилось, поэтому спустя пару лет учебы Бек отправился постигать искусство гитарной игры на практике. Первым коллективом для молодого музыканта стала группа Лорда Сатча, где Джефф Бек был бэк-гитаристом. После этого в 1964 году (эту дату многие исследователи творчества Бека называют началом его профессиональной карьеры) исполнитель вошел в состав группы Tridents. Там он пересекся с Джимми Пейджем, который обладал в те годы чуть большей репутацией.

Читайте также:  Показать ноты пираты карибского моря

The Yardbirds

Пейдж заметил в своем друге что-то особенное, что и повлияло на его рекомендацию Бека в группу The Yardbirds. В этом коллективе в марте 1965 года Джефф Бек заменил самого Эрика Клэптона (интересно, что верный блюзу Клэптон, первоначально рекомендовал на свое место как раз Джимми Пейджа, но тот не захотел расставаться с прибыльной студией). В новой группе Бек получил мощный творческий импульс, только усилившийся с приходом второго гитариста. По иронии судьбы им оказался старый знакомый Джимми Пейдж! Блистательный состав с Беком и Пейджем во главе играл совсем недолго, меньше года, но за это время успел поразить слушателей и критиков свежестью, динамизмом и мастерством исполнения. Благодаря Беку The Yardbirds попали в кинематограф – группа исполнила свою композицию «Stroll On» в итальянском фильме «Blow-Up» в 1966 году. При участии Джеффа коллектив выдал едва ли не лучший свой сезон, однако молодое дарование покинуло группу. Когда The Yardbirds гастролировали по США, гитарист Джефф Бек решил отдохнуть от музыки. Есть версия и самого музыканта – болезнь. Как бы там ни было, но уже спустя год Бек вновь вернулся на сцену.

The Jeff Beck Group

В конце 1967 года Джефф Бек собрал собственную группу, в которую вошли: Род Стюарт (вокал), Рон Вуд (бас), Мики Уоллер (ударные), Ники Хопкинс (клавишные). The Jeff Beck Group играли, преимущественно, блюз и блюз-рок, творя новые основы металла. В 1968 году вышел мощнейший для всей карьеры Бека альбом под названием «Truth», который ознаменовал конец дружбы гитариста с Джимми Пейджем. В целом весь альбом был использован группой Led Zeppelin в качестве ориентира, но песню «You Shook Me» Пейдж добавил в собственный альбом, чем вызвал настоящий гнев Бека. После успеха первого альбом The Jeff Beck Group не показали ничего гениального, и в 1970 году группа распалась. А совсем скоро после этого сам Джефф Бек попал в неприятную аварию, вследствие чего вынужден был оставить работу на несколько месяцев.

Читайте также:  Музыкант никольского с аккордами для гитары

Вторая версия и «трио мечты»

После периода восстановления, в 1971 году гитарист собрал новую инкарнацию The Jeff Beck Group с клавишником Максом Миддлтоном, барабанщиком Кози Пауэллом, басистом Клайвом Шаманом и вокалистом Бобби Тенчем. Коллектив записал несколько альбомов, которые не были успешны. А пластинка «Rough and Ready» так вообще стала худшей в карьере Бека, о чем он предпочел бы не вспоминать. Спустя год после основания The Jeff Beck Group второй версии распались. А Джефф уже был мыслями в новом проекте – мощном инструментальном трио вместе с Кармином Эпписом на ударных и Тимом Богертом с бас-гитарой. Но и эта группа записала всего один альбом, совершила тур по Японии, подверглась агрессивной критике и распалась в 1973 году. После этого гитарист Джефф Бек уже не пытался сам организовать коллективы, а вел сольную карьеру и участвовал в проектах других музыкантов.

Сольная карьера

Последующие альбомы Джефф Бек выпускал в 2003, 2010—2011 и 2016 годах. Все они не претендовали на что-то уникальное, а потому и не вызвали резонанса. В последнем на данный момент творении 72-летнего гитариста под названием «Loud Hailer» Бек звучит современно и свежо. Это лишний раз доказывает, что даже на закате карьеры гитарист-виртуоз остается мастером своего дела.

Гитары исполнителя

На разных этапах своей карьеры Джефф Бек использовал разные гитары, каждая из которых была отмечена особенным событием или периодом:

  1. Fender Telecaster. В The Yardbirds у Бека не было своего инструмента, поэтому он играл на бывшей гитаре Эрика Клэптона.
  2. 1954 Fender Esquire. Первая личная электрогитара Джеффа Бека, на которой он исполнил почти все ранние песни. Была куплена гитаристом в ходе турне с The Yardbirds, и до сих пор Бек называет ее одной из любимых. Также в The Yardbirds Бек играл и на 1959/60 Gibson Les Paul.

электрогитара Fender Esquire

1959 Gibson Les Paul. Эту гитару вместе с 1954 Gibson «Oxblood» Les Paul и 1954 Fender Stratocaster Джефф Бек использовал во время игры в The Jeff Beck Group. Вплоть до 1974 года гитары участвовали в разных записях, но основной оставалась та самая 1954 Fender Esquire.

электрогитара 1959 Gibson Les Paul

1959 Fender Telecaster «Tele-Gib». Электрогитара Джеффа Бека, купленная вместо любимой Esquire, стала основной в 1970-е годы. В частности, с ней был записан альбом «Blow by Blow».

  • Jackson Soloist «Tina», Jackson Soloist #2, 1955 Gretsch 6128 Duo-Jet, Gibson L-5. Все гитары использовались почти в равной мере на протяжении 1980-х годов, хотя 1955 Gretsch 6128 Duo-Jet Джефф Бек любил больше всего.
  • Fender «Jeff Beck» Signature Stratocaster. Целая авторская серия гитар самого Бека, которые использовались в записях и на концертах 1990-х и начала 2000-х годов.

  • Fender Custom Shop Relic ’51 Nocaster и 1958 Gibson Les Paul Custom Shop Reissue. Инструменты, на которых Джефф играет в последнее время.
  • электрогитара Fender Custom Shop Relic ’51 Nocaster

    Источник

    Бас-гитара

    Электрогитара внесла наибольший вклад в развитие современной популярной музыки. Недалеко от нее ушла бас-гитара, появившаяся примерно в одно время.

    Что такое бас-гитара

    Бас-гитара — струнный щипковый музыкальный инструмент. Назначение — игра в басовом диапазоне. Обычно инструмент используется в качестве ритм-секции. Некоторые исполнители используют бас в качестве лидирующего инструмента, например, группа Primus.

    Устройство бас-гитары

    Строение бас-гитары во многом повторяет электрогитару. Инструмент состоит из дек и грифа. На корпусе расположены бридж, седло, регуляторы и звукосниматель. Гриф имеет ладовые порожки. Струны крепятся к колкам на голове, расположенной на конце грифа.

    Существует 3 способа крепления грифа к деке:

    При сквозном креплении дека и гриф выпиливаются из одного дерева. Модели с болтовым креплением легче настраивать.

    Главные отличия конструкции от электрогитары — увеличенный размер корпуса и ширина грифа. Используются толстые струны. Число струн в большинстве моделей — 4. Длина мензуры почти на 2,5 см больше. Стандартное количество ладов — 19-24.

    Диапазон звучания

    Бас-гитара обладает широким диапазоном звучания. Но из-за ограниченного числа струн получить доступ ко всему диапазону бас-гитары невозможно, поэтому инструмент настраивают под нужный музыкальный жанр.

    Стандартный строй — E-A-D-G. Используется во многих жанрах, от джаза до попа и хард рока.

    Популярностью пользуются Dropped-строи. Характерная черта Dropped – звучание одной из струн сильно отличается по тону от остальных. Пример: D-A-D-G. Последняя струна настраивается на тон ниже в соль, тон остальных не меняется. В строе C#-G#-C#-F# четвертую струну опускают на 1,5 тона, оставшиеся на 0,5.

    Строй 5 струнной модели A-D-G-C-F используют грув и ню-метал группы. По сравнению со стандартным строем звучание опускается на тон ниже.

    Для панк-рока характерно использование высоких строев. Пример: F-A#-D#-G# – все струны подняты на половину тона.

    История бас-гитары

    Исток происхождения бас-гитары — контрабас. Контрабас — массивный музыкальный инструмент, имеющий черты скрипки, виолы и виолончели. Звучание инструмента было очень низким и насыщенным, но большие размеры были значительным недостатком. Трудности с транспортировкой, хранением и вертикальным использованием породили спрос басового инструмента меньшего размера и веса.

    В 1912 году компания «Гибсон» выпустила бас-мандолину. Несмотря на то, что уменьшенные габариты стали весить меньше по сравнению с контрабасом, изобретение не получило широко распространения. К 1930м годам выпуск бас-мандолин прекратился.

    Первая бас-гитара в современном виде появилась в 30-х годах прошлого века. Автором изобретения стал профессиональный мастер Пол Тутмар из США. Бас-гитара выполнена в схожей форме с электрогитарой. Гриф отличался наличием ладов. Держать инструмент предполагалось как обычную гитару.

    В 1950-х годах Фендер и Фуллертон впервые запускают серийный выпуск электрической бас-гитары. Компания «Фендер Электроникс» выпускает модель «Precision Bass», изначально названную «P-Bass». Дизайн отличался наличием синглового звукоснимателя. Внешний вид напоминал электрогитару «Fender Stratocaster».

    В 1953 году Монк Монтгомери из группы Лайнела Хэмптона стал первым басистом, поехавшим в тур с басом от Фендера. Считается, что Монтгомери также сделал первую в историю запись с использованием электронного баса на альбоме «Art Farmer Septet».

    Еще одни пионеры фендерского инструмента — Рой Джонсон и Шифти Генри. Билл Блэк, игравший с Элвисом Пресли, стал использовать Фендер-пресижн с 1957 года. Новинка привлекла не только бывших игроков контрабаса, но и обычных гитаристов. Например, Пол Маккартни из «The Beatles» изначально был ритм-гитаристом, но позже переключился на бас. Маккартни использовал немецкую модель электроакустической бас-гитары «Hofner 500/1». Специфическая форма заставляет корпус выглядеть как скрипка.

    В 1960-х стремительно растет влияние рок музыки. Многие производители, среди которых «Ямаха» и «Тиско», начинают производить электрические басовые гитары. В начале 60-х был выпущен «Fender Jazz Bass», изначально названный «делюкс басом». Конструкция корпуса была призвана упростить игру для музыканта, позволяя играть в положении сидя.

    В 1961 году была выпущена шестиструнная бас-гитара «Fender VI». Строй новинки был на октаву ниже классического. Инструмент пришелся по-вкусу Джеку Брюсу из рок-группы «Cream». Позже он сменил его на «EB-31» – модель с компактным размером. «EB-31» отличился наличием мини-хамбэкера на мостике.

    В середине 70-х производители инструментов высокого класса начали выпускать пятиструнную версию бас-гитары. Струна «B» была настроена на очень низкий тон. В 1975 году мастер Карл Томпсон получил заказ на 6-струнную бас-гитару. Строй у заказа был следующим: B0-E1-A1-D2-G2-C-3. Позже подобные модели стали называться «расширенным басом». Модель расширенного диапазона обрела популярность среди сессионных басистов. Причина — отсутствие необходимости часто перенастраивать инструмент.

    С 80-х масштабных изменений в бас-гитаре не происходило. Улучшалось качество звукоснимателей и материалов, но основа оставалась прежней. Исключение составляют экспериментальные модели, вроде акустического баса, основанного на акустической гитаре.

    Разновидности

    Виды бас-гитар традиционно различаются положением звукоснимателей. Существуют следующие типы:

    • Пресижн-бас. Расположение звукоснимателей — возле оси корпуса. Они установлены в шахматном порядке, один за другим.
    • Джазовый бас. Звукосниматели этого вида называются синглами. Располагаются далеко друг от друга. Звучание при игре на таком инструменте получается более динамичным и разнообразным.
    • Комбо-бас. Конструкция имеет элементы джазового и пресижн-баса. Один ряд звукоснимателей прикреплен в шахматном порядке, а ниже установлен сингл.
    • Хамбэкер. В роли звукоснимателя выступают 2 катушки. Катушки крепятся к металлической пластине на корпусе. Отличается мощным жирным звуком.

    Дополнительно существует разделение на ладовые и безладовые варианты. У безладовых на грифе нет порожков, при зажатии струны прямо касаются поверхности. Такой вариант используется в стилях джаз-фьюжн, фанк, прогрессивный метал. Безладовые модели не относятся к определенному музыкальному строю.

    Как выбрать бас-гитару

    Новичку рекомендуется начинать с 4 струнной модели. Это самый распространенный тип инструмента, применяющийся во всех популярных жанрах. На гитаре с увеличенным числом струн гриф и расстояние между струнами шире. Обучение на 5 или 6 струнной бас-гитаре займет дольше времени и будет сложнее. Можно начинать с шестиструнной, если человек точно уверен в выбранном стиле игры, который ее требует. Семиструнная бас-гитара — выбор только опытных музыкантов. Также начинающим не рекомендуется приобретать безладовые модели.

    Акустические бас-гитары имеют малое распространение. Акустика звучит тихо и не применима при большой аудитории. Гриф обычно более короткий.

    Помочь правильно выбрать бас может гитарный мастер в музыкальном магазине. Самостоятельно же стоит проверить инструмент на кривизну грифа. Если при зажатии любого лада струна начинает дребезжать — гриф кривой.

    Техники игры на бас-гитаре

    Музыканты играют на инструменте сидя и стоя. В положении сидя гитара ставится на колено и придерживается предплечьем руки. При игре стоя инструмент держится на ремне, подвешенном через плечо. Бывшие контрабасисты иногда используют бас-гитару как контрабас, поворачивая корпус вертикально.

    На басу применяются практически все техники игры акустической и электрогитары. Основные техники: щипок пальцами, слэп, удар медиатором. Техники различаются сложностью, звучанием и областью применения.

    Щипок применяется в большинстве жанров. Звучание мягкое. Игра медиатором широко используется в роке и металле. Звук более резкий и громкий. При слэпе струна ударяется об лады, создавая специфическое звучание. Активно используется в стиле фанк.

    Источник

    Оцените статью