Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Барток) — Piano Concerto No. 2 (Bartók)
Бела Барток «S Концерт для фортепиано № 2 соль мажор, Sz. 95, BB 101 (1930–31), второй из трех его фортепианных концертов, известен тем, что является одним из самых сложных произведений в репертуаре.
СОДЕРЖАНИЕ
Сочинение
Подходя к композиции, Барток хотел, чтобы музыка была более контрапунктной . Он также хотел упростить свою музыку (как и многие его современники), но использование контрапункта в этом произведении делает музыкальное произведение чрезвычайно сложным. Этот аспект оказался особенно неприятным в Первом концерте , причем настолько, что нью-йоркский филармонический оркестр , который должен был дать премьеру, не смог справиться с ним вовремя, и Рапсодию Бартока пришлось заменить в программе. Сам композитор в статье 1939 года утверждал, что сочинил этот концерт как прямую противоположность его Первому концерту, признавая, что Первый «немного труден — можно даже сказать, очень труден — как для оркестра, так и для публики».
Тем не менее, Второй концерт известен своей сложностью. Андраш Шифф сказал: «Для пианиста это произведение, которое ломает пальцы. [Это], вероятно, самая сложная пьеса, которую я когда-либо играл, и обычно в итоге я получаю клавиатуру, залитую кровью». Стивен Ковачевич также заявил, что это была самая технически сложная пьеса, которую он когда-либо играл, и что он почти парализовал руки во время подготовки пьесы.
Концерт был датирован 1930/1931 годами, но премьера состоялась только 23 января 1933 года во Франкфурте . Симфонический оркестр Франкфуртского радио был проведен Росбауд с Бартока в качестве солиста. Первое выступление в Венгрии было позже в том же году, дирижировал Отто Клемперер с Луи Кентнером, игравшим на фортепиано по просьбе Бартока.
Сам Барток сыграл эту работу на выпускных вечерах в Лондоне под руководством сэра Генри Вуда еще 7 января 1936 года по инициативе музыкального продюсера BBC Эдварда Кларка . (Была ли это премьера в Великобритании, не подтверждено; в любом случае это было за три года до премьеры в США.)
Первое выступление в Соединенных Штатах было дано в Чикаго 2 марта 1939 года с участием Storm Bull в качестве солиста и Чикагского симфонического оркестра под управлением Фредерика Стока . Французскую премьеру представила в 1945 году Ивонн Лориод , которая выучила ее всего за восемь дней.
Форма
Концерт состоит из трех частей:
- Аллегро
- Адажио — Престо — Адажио
- Allegro molto — Più allegro
Общая форма Второго концерта симметрична — структура темпа — быстро-медленно-быстро-медленно-быстро — в манере Бартока, которая стала определяться как форма арки . Первая часть, отмеченная как Allegro , подчеркнута активным акцентным фортепианным соло. Фортепиано быстро, ритмические темп и фрагментарно скалярная движения предполагают влияние Игоря Стравинского , и балет Петрушка (1910-11) , в частности, в то время как другие характеристики указывают на Жар — птица ; Основная тема движения, которую вводят трубы, — отсылка к финалу «Жар-птицы» .
Приборы
Концерт рассчитан для оркестра, состоящего из фортепиано соло , двух флейт (одна удваивается на пикколо ), двух гобоев , двух кларнетов (си-бемоль), двух фаготов (одна удваивается на контрафаготе ), четырех валторн (в F), трех трубы (до мажор), три тромбона , туба , литавры , малый барабан , большой барабан , треугольник , тарелки и струнные .
Записи
Некоторые известные записи сделаны:
- Андор Фольдес (фортепиано), Оркестр Ламурё , Эжен Биго (дирижер). Запись конца 1940-х годов. Polydor PLP 6620 (монофоническая запись LP, 12 дюймов) Np: Vox Polydor.
- Эдит Фарнади (фортепиано), Оркестр Венской государственной оперы , Герман Шерхен (дирижер). Vega C-30-A-164 (монофоническая запись LP, 12 дюймов). [Париж]: Vega, 1954. Переиздано на Westminster WL 5249 (монофоническая пластинка, 12 дюймов), Нью-Йорк: Westminster Records, 1954. Переиздано снова на Westminster XWN 18277 (монофоническая пластинка, 12 дюймов), Нью-Йорк: Westminster Records , 1956.
- Дьёрдь Шандор (фортепиано), оркестр Pro Musica, Вена; Майкл Гилен (дирижер). Записано в Вене. Vox PL 11.490 (LP, 12 дюймов, монофонический). Нью-Йорк: Vox Records, 1959.
- Золтан Кочиш (фортепиано), Иван Фишер (дирижер), Будапештский фестивальный оркестр . Записано в феврале 1987 года в Будапеште. Philips 416 837-2 (компакт-диск).
- Ефим Бронфман (фортепиано), Эса-Пекка Салонен (дирижер), Филармония Лос-Анджелеса . Обладатель премии Грэмми за лучшую инструментальную запись солиста с оркестром (1997). Записан в 1994–95 годах в Лос-Анджелесе. Sony Классическая B000002AWA
- Дьёрдь Шандор (фортепиано), Адам Фишер (дирижёр), Венгерский государственный оркестр
- Геза Анда (фортепиано), Симфонический оркестр Берлинского радио (ныне Немецкий симфонический оркестр Берлина ), Ференц Фрисе (дирижер). Deutsche Grammophon 447 399-2
- Лейф Уве Андснес (фортепиано), Берлинский филармонический оркестр , Пьер Булез (дирижер). Deutsche Grammophon 477 533-0
- Стивен Ковачевич (фортепиано), Симфонический оркестр BBC , сэр Колин Дэвис (дирижер). Philips 468 188-2
- Маурицио Поллини (фортепиано), Чикагский симфонический оркестр , Клаудио Аббадо (дирижер). Deutsche Grammophon 471 360-2
- Святослав Рихтер (фортепиано), Парижский оркестр , Лорин Маазель (дирижер), запись 1969. EMI 3 50849
- Дьёрдь Шандор (фортепиано), Венский симфонический оркестр , Михаэль Гилен (дирижёр), запись 1959 г.
- Владимир Ашкенази (фортепиано), сэр Георг Шолти (дирижер), Лондонский филармонический оркестр , запись 1979 г.
- Андраш Шифф (фортепиано), Будапештский фестивальный оркестр , Иван Фишер (дирижер), записано в апреле 1996 года в Будапеште в Итальянском институте культуры. Звукорежиссером был Эберхард Зенгпиль . Teldec 0630-13158-2 (компакт-диск).
- Алексис Вайссенберг (фортепиано), Филадельфийский оркестр , Юджин Орманди (дирижер). RCA B00000E6PC
- Жорж Чиффра (фортепиано), Будапештский симфонический оркестр , Марио Росси (дирижер). Ссылки EMI B000005GTO
- Ланг Ланг (фортепиано), Берлинский филармонический оркестр, Саймон Рэттл (дирижер). Записано в апреле 2013 года. Sony Classical 88883732262
- Жан-Эффлам Бавузе (фортепиано), BBC Philharmonic, Джанандреа Нозеда (дирижер) Запись декабрь 2009 г. Апрель 2010 г. Chandos 10610
- Юйцзя Ван (фортепиано), Берлинский филармонический оркестр , Саймон Рэттл (дирижер). Записано вживую в Ухане 13 ноября 2017 г. (видео) и в Токио 24 ноября 2017 г. (аудио). Берлинский филармонический оркестр Азиатский тур
Источник
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Барток) — Piano Concerto No. 3 (Bartók)
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром Ми мажор, Sz. 119, BB 127 — музыкальное произведение для фортепиано с оркестром. Барток сочинил пьесу в 1945 году в последние месяцы своей жизни в качестве неожиданного подарка на день рождения своей второй жене Дитте Пастори-Барток . Он состоит из трех частей.
СОДЕРЖАНИЕ
Контекст
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 был одним из произведений, написанных Бартоком после отъезда из Венгрии после начала Второй мировой войны . Миграция Бартока из Европы в Америку предшествовала миграции его музыки. Отсутствие местного интереса в сочетании с длительной борьбой Бартока с лейкемией и общим чувством дискомфорта в американской атмосфере не позволили Бартоку много сочинять в первые годы его пребывания в Америке. К счастью, композитору было поручено создать свой концерт для оркестра, который был очень хорошо принят и уменьшил финансовые трудности композитора.
Это, в сочетании с ухудшением его состояния здоровья, позволило изменить общий настрой композитора. Некоторые считают, что изменения в эмоциональном и финансовом состоянии композитора являются первопричинами кажущегося легким, воздушным, почти неоклассическим тоном третьего фортепианного концерта , особенно по сравнению с более ранними произведениями Бартока.
Однако в то время как сочинение пьесы в подарок ( приближающийся 42-й день рождения его жены Дитты Пастори-Барток 31 октября 1945 года — Барток намеревался исполнить сольную партию для нее, что обеспечило ей источник дохода после его смерти) в отличие от комиссии, несомненно, повлиявшей на процесс сочинения, некоторые считают более вероятным, что произведение было кульминацией тенденции сокращения и упрощения, начавшейся почти десять лет назад со Второго скрипичного концерта и завершившей исследование тональности Бартока. и сложность.
Барток скончался 26 сентября 1945 года, так как концерт не был закончен. Завершить оркестровку последних 17 тактов, взятых из нот Бартока, в конечном итоге выполнил друг композитора Тибор Серли . Позднее Третий фортепианный концерт был опубликован в издании Серли и Эрвина Штайнов , редактора Boosey & Hawkes .
Премьера состоялась в Филадельфии 8 февраля 1946 года под управлением венгерского дирижера Юджина Орманди с Дьёрдь Шандором в качестве солиста на фортепиано. С тех пор пьеса была адаптирована Матьясом Зайбером для двух фортепиано .
Начиная с 1990-х годов, сын композитора, Питер Барток , вместе с аргентинским музыкантом Нельсоном Делламаджоре работал над перепечаткой и исправлением прошлых изданий Третьего фортепианного концерта, чтобы устранить множество печатных ошибок, выявленных, но никогда не исправленных его отцом. Хотя в действительности их немного, но изменения, внесенные в фортепианный концерт, повлияли на содержание высоты звука, педалирование и темп некоторых ключевых пассажей. В 1994 году Андрей Каспаров был солистом Columbus Indiana Philharmonic (ранее Columbus Pro Musica) на мировой премьере переработанного издания. По словам присутствовавшего дирижера Дэвида Боудена и Питера Бартока: «Эти изменения обычно делают фортепианную партию более доступной или проясняют вопросы аккордовой структуры . »
Пересмотренные издания редукции для двух фортепиано и оркестровой партитуры Фортепианного концерта № 3 теперь доступны в Boosey & Hawkes .
Музыка
Концерт для фортепиано с оркестром № 3 состоит из трех частей:
- Аллегретто
- Adagio Religioso
- Allegro vivace
которые объединяются в течение примерно 23 минут. Первоначально пьеса была рассчитана на 2 флейты (2-е удвоение пикколо ), 2 гобоя (2-е удвоение английского рожка ), 2 кларнета в A и B ♭ (2-й двойной бас-кларнет ), 2 фагота , 4 валторны в F, 2 трубы в C, 3 тромбона , туба , литавры , ударные , струнные и фортепиано .
Аллегретто
Первая часть, основанная в основном на ми мажоре , содержит оригинальную венгерскую «народную тему», похожую на венгерский танец вербункош девятнадцатого века . Тема впервые представлена фортепиано.
Первый аккорд первой части, состоящей из четырех нот, E, F ♯ , A и B, подразумевающих как E Dorian, так и E Mixolydian , относительно тонален, особенно по сравнению с первым аккордом Концерта для фортепиано с оркестром № 1 . Аккорд развивается дальше с добавлением C ♯ во втором такте, в результате получается пентатоника , за которой следует G ♯ , оставляя мажорную гамму за исключением D ♯ . Барток продолжает добавлять D, чтобы завершить миксолидийскую шкалу, а затем G natural, чтобы предложить дорийскую моду. Наконец, в шестом такте Барток отображает лидийский лад с помощью G ♯ и A ♯ . Этот сложный мелодический паттерн является примером того, что Барток назвал « полимодальным хроматизмом », быстрой последовательностью многих режимов посредством хроматического изменения для создания хроматической текстуры.
Adagio Religioso
Вторая часть, основанная до мажор , кажется, отражает стиль хорала Бетховена . Струнное вступление, за которым следует хорал на фортепиано, является явным намеком на третью часть струнного квартета ля минор Бетховена .
Барток включает в себя гармонию, связанную с аккордом Тристана , набор интервалов из « Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера, именуемых «характерно печальной и тоскующей гармонией романтизма ». Окончательное разрешение аккорда Тристана представляет собой пентатоническую моду на основе C , и, поскольку Барток, как известно, считал пентатонию главной характеристикой древней венгерской народной песни, это можно считать музыкальным символом его венгерской родины. Средняя часть выполнена в музыкальном стиле « Ночь Бартока» . Он содержит имитацию естественных звуков насекомых и криков птиц .
Allegro vivace
Третья и последняя часть демонстрирует жизнерадостность и очевидный оптимизм, часто встречающийся в последних частях Бартока, хотя и со значительно более сильным фолк-вдохновением с его очевидной венгерской народной мелодией и его возвращающейся темой, напоминающей рондо . Было сказано, что это движение «улавливает заразительный кипучий дух народной песни». Также есть центральная секция фугато в стиле почти барокко.
Источник
Бела барток концерт для фортепиано
—>
[2021 Май 30] | [Кино] |
Блюзовая рапсодия / . (0) |
[2021 Май 25] | [Аудио] |
Лидия Корешкова. Год. (0) |
[2021 Май 23] | [Книги] |
Мещерина Е.Г. Музыка. (0) |
[2021 Май 23] | [Видео] |
Необыкновенный путев. (0) |
[2021 Май 22] | [Книги] |
Испанская классическ. (0) |
—>
—>
[2021 Май 13] | [Хоровая музыка Православной Церкви] |
Словари и песнопения. (0) |
[2021 Фев 16] | [Видео] |
Кьяра Маргарита Коцц. (2) |
[2021 Фев 01] | [Аудио] |
Жуан Домингуш Бонтем. (0) |
[2020 Дек 18] | [Видео] |
Людвиг ван Бетховен. (0) |
[2020 Дек 10] | [Видео] |
Джузеппе Верди — Рек. (4) |
—>
—>
[2019 Сен 07] | [Клавир] |
Лысенко Н.В. Гулак-А. (0) |
[2019 Сен 07] | [Клавир] |
Оперы и балеты русск. (4) |
[2019 Сен 07] | [Клавир] |
Оперы и балеты заруб. (1) |
[2019 Май 26] | [Клавир] |
Верди. Клавиры опер (0) |
[2016 Май 27] | [Разное] |
14 джазовых пьес для. (8) |
—>
—>
« Октябрь 2019 » | ||||||
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
—>
—>
Год издания диска : 2007 Format : PCM Wave file Bit rate : 1 411.2 kb/s Channel(s) : 2 channels Sampling rate : 44.1 kHz Bit depth : 16 bits Треклист : Concerto for Piano and Orchestra No. 1 Concerto for Piano and Orchestra No. 2 Maurizio Pollini , piano Two Portraits for Violin and Orchestra, op. 5 Shlomo Mintz , violin London Symphony Orchestra Два фортепианных концерта: Бартока (1926 и 1931), знаменуют два различных этапа в рамках периода полной творческой зрелости, когда композитор активно формировал свой характерный музыкальный язык синтезируя некоторые аспекты западноевропейской культурной традиции (Бах, Бетховен, Дебюсси) и влияния со стороны венгерской и балканской народной традиций. Усваивая ритмические и мелодические особенности, чуждые .западной классической музыке, Барток не использует их как экзотическую приправу, а включает в свой новый музыкальный язык как неотъемлемую его часть. Первый концерт отмечен жестко «ударным» звучанием инструмента; усиливается полифонизация ткани, при этом возрастает выразительность подчеркнуто диссонантной вертикали. Тематизм; концерта сводится к кратким формулам-мотивам, обладающим яркой интонационной динамикой. В ритмическом рисунке преломлены венгерские обороты (акцентированные синкопы), а в мелодике — старинные архаические фольклорные попевки. Они, однако, деформированы в нервозной атмосфере образного мира концерта с его прерывистой, раздробленной, фрагментарной тканью, напоминающей экспрессионистские опусы Шёнберга. Второй концерт более «классичен», хотя и в нем Барток придерживается экспрессионистски заостренной манеры. Со времени «Весны священной» Стравинского, «Скифской сюиты» и Второго фортепианного концерта Прокофьева в европейской музыке, вероятно, не создавалось ничего столь же ошеломляющего звуковым неистовством. Как и в Первом концерте, при внутреннем сохранении сонатной драматургии Барток прибегает к «крайним» средствам европейского искусства тех лет: к урбанистической моторике, линеарной полифонии в ее сложнейших контрапунктических комбинациях. Широко применяются вариантно-вариационные приемы. Фортепиано трактуется опять как инструмент преимущественно «нонлегатный», изобилующий мощными ударами аккордов, резкими контрастами динамики, то взрывчатой, то приглушенной. Внутреннее наполнение классической «схемы» инструментального концерта новыми выразительными средствами и приемами развития определило совершенно исключительное положение данных произведений Бартока в европейской музыке тех лет. «Два портрета» — памятник страстной влюбленности Бартока в девятнадцатилетнюю тогда венгерскую скрипачку Штефи Гейер. Первый портрет — «Идеальный’ — замышлялся как первая часть концерта, который Барток писал для нее; основная тема отражает ее характер, каким он представлялся композитору. Второй портрет — «Гротескный» — преображает ту же самую тему в быстрый вальс, переходящий в danse macabre, характеризующий мистические, темные аспекты этой увлеченности. Здесь прослеживаются традиции Листа, разумеется, не в ущерб самобытности Бартока. Др. материалы по творчеству Бартока см. СКАЧАТЬ МАТЕРИАЛ 1 Источник |