Барток Б. Микрокосмос для фортепиано. Тетради I-VI, комплект
Больше изданий в каталоге товаров
Автор полностью: Бела Барток Объём в стр.: 28, 40, 52, 52, 48, 60 Название полностью: Микрокосмос для фортепиано. Тетради I–VI, комплект
Помочь начинающему музыканту войти в мир музыки XX века — задача столь же важная, сколь и сложная. Один из величайших композиторов прошлого столетия Бела Барток (1881–1945), будучи пианистом, педагогом, музыкальным этнографом, автором знаменитой ныне методики обучения музыке, предпринял большой труд по созданию специального цикла для начинающих пианистов. Он назвал его «Микрокосмос» (в буквальном переводе «маленький мир»): это одновременно и «мир малых величин», музыка для маленьких, — и «небольшая музыкальная вселенная», миниатюрная модель современного музыкального языка с присущим ему образным миром. Работа венгерского гения над «Микрокосмосом» продолжалась более десяти лет, с 1926 по 1937 год. Сочинение состоит из 6 тетрадей, включающих в себя 153 пьесы, расположенные в порядке возрастания трудности. Осваивая эти пьесы последовательно, ученик знакомится с фундаментальными особенностями композиторской техники XX века, а также со множеством своеобразных приемов фортепианной игры, распространенных в современной музыке.
Пьесы «Микрокосмоса» Бартока давно и прочно вошли в учебный и концертный пианистический репертуар.
Содержание:
Тетрадь I Шесть мелодий в унисон Нота с точкой Повторение Синкопы Двумя руками поочередно Параллельное движение Зеркальное отражение Смена позиций Вопрос и ответ Деревенская песня Параллельное движение со сменой позиций Противоположное движение Четыре мелодии в унисон Имитация и контрапункт Имитация и обращение Пастораль Имитация и обращение Повторение Синкопы Канон в октаву Имитация с зеркальным отражением Канон в нижнюю квинту Танец в форме канона Дорийский звукоряд Медленный танец Фригийский звукоряд Хорал Свободный канон Приложение
Тетрадь II Мелодия южных славян Мелодия с сопровождением Сопровождение ломаным трезвучиями В венгерском стиле Противоположное движение Размышление Увеличение и уменьшение длительности нот Ярмарка Миксолидийский звукоряд Crescendo-diminuendo Менуэт Качели Монодия со сменой рук Семиградская мелодия Хроматика; Триоли в лидийском ладу Мелодию в терцию Акценты На востоке Мажор и минор Канон с удержанными звуками Пентатоническая мелодия Параллельное движение малыми секстами Жужжание Линия и точка Диалог Мелодия, разделенная на голоса Приложение
Тетрадь III Терции и один голос Венгерский танец Аккордовый этюд Мелодия с двойными нотами Терции Танец бумажного змея Двойные и тройные ноты Ухаживание по-венгерски Триоли Трехголосие Упражнение Пентахорд Посвящение И. С. Б. Посвящение Р. Ш.
Блуждание Скерцо Прерывистая мелодия Веселье Ломаные аккорды Два мажорных пентахорда Вариации Звуки дудочки Четырехголосие В русском стиле Хроматическая инвенция Хроматическая инвенция Четырехголосие Однажды Лисья песня Спотыкушки Приложение
Тетрадь IV Ноктюрн Подмена пальцев Перекрещенные руки В духе народной песни Уменьшённые квинты В полутонах Минор и мажор Блуждание по тональностям Игра с двумя пентахордами Детская песня Мелодия в тумане Кто сильнее? На острове Бали Звон послышался хрустальный. Интермеццо Вариации на народную тему Болгарские ритмы (1) Тема и обращение Болгарские ритмы (2) Народный напев Бурре Триоли 9/8 Танец на 3/ Квинтовые аккорды Двухголосный этюд Приложение
Тетрадь V Аккорды друг против друга Стаккато и легато Стаккато Катание на лодке Переменный размер Нововенгерская народная песня Танец с притопами Чередование терций Сельская забава Кварты Большие секунды вместе и раздельно Синкопы Упражнения на двойные ноты Вечное движение Целотонный звукоряд Унисон Музыка для дуды Петрушка
Тетрадь VI Свободные вариации Отражение Сказка о маленькой мухе Ломаные арпеджио Малые секунды и большие септимы Хроматическая инвенция Остинато Марш Шесть танцев в болгарских ритмах
Источник
Mikrokosmos, Sz.107 (Bartók, Béla)
Since this work was first published after 1925 with the prescribed copyright notice, it is unlikely that this work is public domain in the USA. However, it is in the public domain in Canada (where IMSLP is hosted), the EU, and in those countries where the copyright term is life+70 years or less.
IMSLP does not assume any sort of legal responsibility or liability for the consequences of downloading files that are not in the public domain in your country.
Movements/Sections Mov’ts/Sec’s
153 pieces in 6 volumes
Composition Year
1926-39
Genre Categories
Pieces ; For piano ; Scores featuring the piano ; For 1 player ; For 2 pianos ; For 2 players ; For voice, piano ; For voices with keyboard ; Scores featuring the voice ; For guitar, 2 mandolins, mandola, mandocello, double bass (arr) ; Scores featuring the guitar (arr) ; Scores featuring the mandolin (arr) ; Scores featuring the mandola (arr) ; Scores featuring the mandocello (arr) ; Scores featuring the double bass (arr) ; For 6 players (arr) ; For organ (arr) ; For 1 player (arr) ; Scores featuring the organ (arr) ; For 2 pianos (arr) ; Scores featuring the piano (arr) ; For 2 players (arr) ; For 3 violins, viola, double bass (arr) ; Scores featuring the violin (arr) ; Scores featuring the viola (arr) ; For 5 players (arr) ; For orchestra (arr) ; Scores featuring the orchestra (arr)
Содержание
Performances
Naxos
Synthesized/MIDI
For Organ (Gouin)
⇒ 8 more: 55. Triolets en mode lydien • 65. Dialogue «Vane, vane» • 72. Danse des dragons • 74. Chanson hongroise • 76. À trois voix • 83. Mélodie avec interruptions • 89. À quatre voix • 93. À quatre voix
Performers
MIDI file by Pierre Gouin
Publisher Info.
Montréal: Les Éditions Outremontaises, 2015
Copyright
Misc. Notes
From books II & III.
Purchase
Sheet Music
Scores
Pub lisher . Info.
London: Boosey & Hawkes , 1940.
Copyright
⇒ 6 more: Book 2 (37-66) • Book 3 (67-96) • Book 4 (97-121) • Book 5 (122-139) • Book 6 (140-153) • Appendix
Pub lisher . Info.
Moscow: Muzyka, n.d.(ca.1980). Plate 10956.
Copyright
Arrangements and Transcriptions
Selections (10 pieces)
For Organ (Gouin)
PDF typeset by editor editor (2015/9/8)
Arranger
Pierre Gouin — Contact
Pub lisher . Info.
Montréal: Les Éditions Outremontaises, 2007 & 2009
Copyright
Misc. Notes
From books II & III.
Purchase
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
⇒ 9 more: 55. Triolets en mode lydien • 65. Dialogue «Vane, vane» • 72. Danse des dragons • 74. Chanson hongroise • 76. À trois voix • 83. Mélodie avec interruptions • 83. Mélodie avec interruptions (for 30-note pedalboard) • 89. À quatre voix • 93. À quatre voix
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
PDF typeset by arranger editor (2011/11/6)
Arranger
Pierre Gouin — Contact
Pub lisher . Info.
Montréal: Les Éditions Outremontaises, 2007 & 2009
Методическая разработка «Микрокосмос Б.Бартока» — это методический разбор пьес цикла, дающий представление какие пианистические и слуховые навыки может помочь развить данное произведение.С какими проблемами можно столкнуться при разучивании произведения
Просмотр содержимого документа «Методическая разработка «Микрокосмос Б.Бартока»»
Кировского района г. Казани
автор: Вахрамеева Ирина Михайловна
г.Казань, 420032ул Ст.Халтурина,2/24,
1.Б.Барток и его музыка детям.
3.Мелодика,ритмическое воспитание, пианизм цикла.
1.Барток и его музыка детям.
Наследие Б.Бартока самобытное, новаторское, выделяется вместе с тем глубинными связями с народной основой. Фольклор явился для композитора источником вдохновения и кладезем художественных идей. Венгерский мастер искал и находил пути к самому народу.
В своих исканиях композитор обращался также к опыту некоторых современников. Большой интерес в годы своего утверждения на новых стилевых позициях он проявил к искусству Дебюсси. Вызывали интерес у Бартока и импрессионистические решения звукового колорита, гармонической красочности. Новаторская сущность педагогики Бартока раскрывается в его сочинениях для детей и юношества. «Барток подходил к музыке с научных позиций, но в то же время в науке им руководила интуиция художника»,-писал друг композитора, скрипач А.Гертлер. Особенно это относится ко многим фортепианным сочинениям венгерского музыканта. Не случайно у истоков формирующегося стиля мастера находятся его экспериментальные фортепианные циклы: Багатели ор.6, Десять лёгких фортепианных пьес(1908г.),ЦИКЛ «Детям», ставшие в то же время и началом пути Бартока-педагога.
Цикл «Детям»,стал отправной точкой педагогической серии Бартока. Сборник включает обработки венгерских и словацких народных песен. В первоначальном варианте цикл состоял из 85 пьес в 4х тетрадях, но в 1945г. при переиздании сборника, Барток внес ряд изменений, оставил 79 пьес.
Творческое освоение фольклора в сборнике «Детям» послужило основой для формирования важнейших принципов педагогической системы венгерского мастера. Идеи рождаются из наблюдений над стилем венгерского и словацкого фольклора, над его ладо интонационными ,метроритмическими особенностями, исходят из стремления постичь закономерности народного музыкального мышления. В цикле широко представлены все виды диатонических народных ладов, а также различные варианты их сочетаний. На таких сочинениях превосходно воспитываются музыкальное мышление и вкус юных исполнителей. Простота бартовского письма для детей качественно отличается от того, что понималось под простотой многими педагогами-практиками и композиторами. Все задачи исполнения, в том числе и преодоление двигательных трудностей, связаны здесь с максимальной слухо-ритмической активностью, полной сосредоточенностью внимания в каждый момент исполнения. Полифоничность музыкального языка, ритмическое богатство и разнообразие материала -все это требует постоянно активной работы слуха и сознания. Таков первый опус педагогической серии Б. Бартока. Сборник «Детям» возник в точке пересечения трех важнейших направлений музыкальной деятельности композитора: научно- фольклёрного , композиторского, музыкально- просветительского.
Следующим звеном педагогической серии Бартока стала «Фортепианная школа»(1913г.),над составлением которой композитор работал в сотрудничестве с пианистом и педагогом Шандором Решовски. В пьесах «Школы» проблемы начального воспитания пианиста предстают под иным углом зрения, чем это было в сборнике «Детям».В каждой миниатюре «Школы» стоит какая-либо специальная инструктивно-пианистическая задача. Систематизация материала предполагает строгую последовательность в решении методических проблем начального обучения. Опыт работы над «Фортепианной школой»оказался весьма ценным для Бартока, явился важным этапом на пути к «Микрокосмосу».
Линию альбома «Детям» продолжают созданные в 1915г. циклы обработок румынских песен и танцев: «Румынские народные танцы», румынские рождественские мелодии(«Колинды»).Они приносят с собой изумительное ритмическое богатство: прихотливую смену размеров, свободные ритмические рисунки и группировки. Об этих мелодиях Барток позднее писал: «В 1912г. я нашёл у румын Марамурама редкие мелодии, с ярко выраженной восточной окраской, множеством украшений, которые исполнялись в импровизационной манере».Так продолжается освоение Бартоком всё новых национальных пластов фольклора и в широкое русло «Микрокосмоса» стекаются фольклорные притоки из предшествующих опусов для детей и юношества.
Девять маленьких пьес для фортепиано стали толчком для создания замысла «Микрокосмоса».В этом цикле отчетливо отразились барочные традиции. Написан сборник в 3х тетрадях
(1 тетрадь:4 диалога; 2 тетрадь: Менуэт, Песня, Марш зверей, Тамбурин; 3 тетрадь:PRELUDIO-ALL’UNGHERESE) .Четыре пьесы 2ой тетради представляют собой свободную трактовку старинной сюиты. Известно, что Барток исполнял эту сюиту на своих клавирабендах, а также включил несколько пьес из этой сюиты в свою редакцию избранных сочинений Куперена. Девять маленьких пьес сравнительно мало известны исполнителям и педагогам. Возможно, что причиной тому- близкое соседство «Микрокосмоса». Многие миниатюры этого опуса- по оригинальности содержания, свежести колорита, мастерству фортепианного письма- не уступают лучшим номерам последних тетрадей»Микрокосмоса».
Работа над циклом началась ещё в 1926г.В шести тетрадях своего руководства, включающего 153 пьсы, Барток разработал целую систему воспитания музыканта нового типа, направленную на формирование у детей современного, всесторонне развитого музыкального мышления.
В своём педагогическом опусе композитор исходил из собственной практики. Важнейшая идея, пронизывающая весь цикл, утверждение неразрывной связи композиторского творчества с народной основой и воспитания в этом духе учащейся молодёжи.
«Фортепианная школа на современном материале»-такой подзаголовок дали «Микрокосмосу»издатели. «Шесть тетрадей фортепианных пьес….явились микрокосмосом творчества целого композиторского поколения»,-пишет И.И.Мартынов. Сам же Барток говорил так о своём произведении: «Одна из пьес «Микрокосмоса»была написана одновременно с Девятью маленькими пьесами для фортепиано. В сущности, она должна была стать десятой в этом цикле, но не вошла в него. В то время меня уже занимала мысль написать совсем простую музыку для начального обучения. Однако по-настоящему я взялся за работу лишь летом 1932г.;тогда было создано около 40 пьес, к 1938г. их число достигло сотни. Однако проблемы ещё чувствовались. Отличная возможность испытать материал на практике мне предоставилась дома. В 1933г. мой маленький сын Петер стал просить, чтобы мы учили его играть на фортепиано. Я принял смелое решение и сам взялся за дело -в сущности, непривычное для меня. Если не считать песенок и технических упражнений, ребёнок учился исключительно на материале «Микрокосмоса».Надеюсь, что это пошло ему на пользу, должен признаться также, что и сам я многому научился на этом эксперименте». Структура «Микрокосмоса» ,с точки зрения расположения материала в шести тетрадях ,подчинена двум взаимосвязанным принципам.
Первый из них- распределение пьес по нарастающей трудности, второй-принцип спирали- проявление одних и тех же или сходных задач на новом, более сложном уровне, что помогает и закреплению ранее достигнутого и постоянному движению вперёд.
Издателям цикла Барток писал, что «Фортепианной школой» являются лишь первые 60 пьес «Микрокосмоса»,но в предисловии Бартока к циклу явствует, что материал, затрагивающий «все простейшие технические проблемы»,сконцентрирован им в первых 4х тетрадях. В 4ой тетради осуществляется постепенный переход от элементарных технических проблем к более свободному художественному синтезу элементов музыкального языка и фортепианной техники. Что касается последних 2х тетрадей, то это уже «большой стиль»,выход в макрокосмос бартовского творчества. «Нельзя быть пианистом, не будучи музыкантом».Эти слова Бартока могли бы стать девизом «Микрокосмоса»
Главная музыкально-воспитательная идея цикла- это глубокая взаимосвязь между спецификой инструментального обучения и формированием музыкального мышления. Но только в «Микрокосмосе» Барток смог широко и последовательно осуществить этот важнейший принцип своей педагогики и создать законченную систему воспитания пианиста.
Мелодику «Микрокосмоса» не легко охарактеризовать в целом. В мелосе цикла запечатлелись существенные особенности интонационного мышления Бартока, характер его тематизма и приёмы мелодического развития. В «Микрокосмосе» немало характерических миниатюр, этнографических картинок, пьес-стилизаций, музыкальных портретов. В них проявляется одно из приметнейших качеств дарования Бартока: умение создать рельефный, динамичный мелодический рисунок, в котором неразделимо переплетены выразительные и изобразительные элементы. «Портрет Шумана»№80. Здесь сочетание плавности и внутренней порывистости, шумановский пунктирный ритм.
Мелодический рисунок может передать и плавное скольжение лодки, и угловатые движения куклы на ниточках(№139).
Многонациональная народно-песенная и танцевальная основа — один из главных факторов, определяющих в цикле характер мелоса. Богатство фольклорных связей»Микрокосмоса»-свидетельство непрерывно расширевшихся фольклористских интересов Бартока -не имеет себе равных ни в одном из его предшествующих педагогических опусов. Композитор черпает мелодии, интонационные обороты из богатейших истоков румынской, болгарской, югославской, словацкой, украинской и некоторых других народно-песенных культур. «Болгарский ритм»№115 . В «Мирокосмосе» доминируют уже иные методы обращения с народно-песенным материалом. Один из главных факторов, повлиявших на характер интонационного строя «Микрокосмоса»,-инструментализация мелоса.
В цикле Барток продолжает заботиться о воспитании интонационного чувства у начинающего пианиста, но приёмы развития чуткости к интонационной выразительности музыки обновляются. Объединяя в цикле специфически инструментальные композиции и обработки народных песен, предназначенные как для пения, так и для исполнения на фортепиано, автор стремится сохранить связь между ранними педагогическими опусами и кругом новых интонационных проблем»Микрокосмоса».Вступающие здесь в силу принципы инструментального интонирования, вырастающего из песенной сферы, представляются закономерным результатом синтезирующих тенденций последнего опуса педагогической серии Бартока. Очень важно создать у исполнителя «Микрокосмоса» естественную слуховую настройку, подойти к изучаемым пьесам от живого, гибкого, певучего интонирования.
Существенную роль в этом сыграет и выбор для исполнителя наиболее интересных, выразительных пьес.
Воспитание ритмического чувства – сквозная проблема в педагогике Бартока. Обострение и активизация ритмического чувства, расширение восприятия в этой области, трактовка ритма как действенейшего средства исполнительной выразительности — в этом обобщенно суть ритмической проблемы в педагогике Бартока. Роль ритмических проблем в опусах педагогической серии постепенно возрастает, начинает приобретать первостепенное значение . «Микрокосмос»-подлинная энциклопедия средств и приемов ритмической техники Бартока.
Очень многие из них либо непосредственно связаны с народными ритмами, либо так или иначе преломляют своеобразие ритмики разных народов. В начале ритмической линии «Микрокосмоса»-элементарные примеры синкопированной ритмики. Кульминация развития ритмической сферы цикла- в завершающих «Микрокосмос» «Шести танцах в болгарских ритмах» по трудности далеко выходящих за пределы «элементарных» проблем обучения.
Один из секретов напряженного динамизма бартовского ритма – в обострении восприятия ритмического пульса . Ритм Бартока в широком смысле это особо интенсивное ощущение музыкального времени . Чаще всего организующую, волевую функцию в ритме композитора выполняет устойчиво-равномерная пульсация долей. Не менее важно и ощущение импульсов ,вторгающихся в эту равномерность. Уже в 1 тетради «Микрокосмоса» на фоне преобладающего спокойного чередования равномерных четвертей появляются простейшие образцы «акцентной ритмики». Во 2 тетради по мере оживления темпоритма синкопы и акценты начинают играть все более значительную роль, как средства динамизации ритмической жизни.
В пьесе Акценты № 57-уже достаточно трудные образцы»нерегулярно-акцентной» ритмики.
Пьеса требует хорошего контроля за акцентизацией. Сложные синкопические перебои в 2х голосном каноне создают здесь уже значительное метроритмическое напряжение.
Различного рода смешанные размеры привлекли к себе интерес Бартока задолго до создания «Микрокосмоса».Преобладание нечётных тактовых размеров, ассимметричная группировка долей внутри такта, характерная дробность долевой пульсации- вот типичный ритмокомплекс болгарских танцев. В них всегда ощущается непрерывная текучесть движения.
Переменность размера- ещё одно излюбленное Бартоком средство повышения ритмического тонуса, также идущее из народной музыки. Если в болгарских ритмах мы имеем дело с отсутствием внутри тактовой периодической симметрии, то переменность размера означает нарушение симметрии внутри более масштабных построений. Из множества пьес «Микрокосмоса»,в которых встречается переменность размера, яркий пример «Меняющийся такт»№126.
Ритмическое воспитание в «Микрокосмосе» подчинено главным образом требованиям бартовского стиля, его специфики ,а также близких Бартоку стилей 20 века, в первую очередь-Стравинского, отчасти Прокофьева. Ритм Бартока, вобравший в себя характерность народной ритмики, её здоровую, упругую, жизненную силу, часто заставляет по-новому услышать многие страницы классической музыки, вдохновлённой теми же народными прообразами.
«Микрокосмос»-это индивидуальная система пианистических принципов. Пианистический стиль Бартока предстаёт в цикле не только как готовый результат. Метод композитора приоткрывает внутренние, подспудно действующие механизмы творческого сознания, организующие техническую систему, формирующие игровой аппарат и тип виртуозности. Но при всей широте педагогических устремлений композитора «Микрокосмос»не исчерпывает фортепианного стиля Бартока. Самобытные черты его пианизма, трактовка инструмента, технические принципы выступают в цикле в очерченном и отфильтрованном виде, как и прочие стилевые свойства.
В системе пианистических принципов «Микрокосмоса» есть особенности, которые привлекают внимание при первом же знакомстве с циклом. Например, длительное развитие в цикле исключительно позиционной техники. На протяжении 3х первых тетрадей цикла развитие двигательных навыков осуществляется на основе многовариантно- разработанного позиционного типа. Все пианистические задания ограничиваются пределами единой позиции руки(без подкладывания 1го пальца).Лишь в начале 4ой тетради появляется пьеса «Подкладывание первого пальца»№98, знаменующая собой выход за пределы позиции, качественно новую ступень в пианистической системе цикла.
В свою очередь, позиционная ячейка, как исходный элемент техники, берёт своё начало в педагогике эпохи клавиризма.
Доминирующая роль позиционной техники в «Микрокосмосе» становится до конца понятной лишь в связи с некоторыми особенностями исполнительского стиля Бартока, например, импульсивное, порывистое сцепление коротких мелодических ячеек, быстрые регистровые переклички, требующие от пианистов молниеносного и точного броска- атаки. Пианизм Бартока, в частности техника «Микрокосмоса»,прививает особую психо- физическую реакцию, готовность мгновенно повиноваться ритмическому импульсу. Перебросы руки по прямой в горизонтальной плоскости с фиксированными кистью и предплечьем- единственный в большинстве случаев приём, обеспечивающий успех.
Многое сближает техническую систему Бартока с пианистическими взглядами Бузони. Это и построение техники с «больших единств»,и важная роль позиционного принципа,и распределение пассажей между руками, и даже «фиксированная форма» игрового аппарата. Сходство объясняется тем, что пианизм обоих восходит к общему истоку- фортепианному искусству Ф.Листа.
В 3х первых тетрадях «Микрокосмоса» происходит последовательное обогащение, развитие и усложнение пианистических задач внутри единого позиционного комплекса. Барток уделяет большое внимание мелкой пальцевой технике, придавая значение не только развитию ровности, беглости и активности пальцев, но также- выработке разнообразного туше, чуткого ,верного уху ощущения инструмента. Начальные пятипальцевые миниатюры «Микрокосмоса»представляют собой мелодический унисон с расстоянием между руками большей частью в две октавы. Положение кисти и пальцев не фиксируется ,оно лишь определяется позиционной шкалой, данной перед каждым номером .Однотипная пианистическая задача с самого же начала подвергается непрерывному развитию ,обновлению. Каждая композиция ,закрепляя ранее достигнутое, в то же время как бы обращает к учащемуся новую сторону «многогранника».Решая проблему формирования пальцевой техники в пределах позиции, автор заботится об укреплении и активизации пальцев, развитии точного и тонкого ощущения клавиатуры. Эти задачи неотделимы от проблемы слухового контроля-основы основ пианистического воспитания в педагогике Бартока.
Чрезвычайно важный элемент виртуозного фортепианного письма Бартока- это различного рода параллелизмы. Приобретя вкус к технике двойных нот , Барток своеобразно развивает этот вид техники. Часто обращаясь к традиционным терцовым ,секстовым и октавным параллелизмам, Барток нередко усложняет этот прием, расширяя диапазон до ноны, уплотняя октаву внутри различными интервалами ,порой сложно комбинируя их.
Говоря о стилевых факторах, воздействующих на пианистическое мышление Бартока, нельзя не остановиться на существенной особенности -это полифонизация фортепианного письма. В «Микрокосмосе»эта специфическая трудность бартовского изложения появилась с максимальной отчётливостью. Преобладание имитационных форм и приёмов во многом определило склад пианизма в цикле.»Микрокосмос» продолжает и углубляет линию развития самостоятельности, активности левой руки, резко противостоя гомофонным традициям большинства прежних фортепианных школ, воспитавших»праворуких»пианистов.
Имитационное письмо, представляет задачу в первую очередь для слуха и мозга. Специфически трудным для учащихся оказывается несоответствие аппликатуры обеих рук: сильные пальцы в правой, слабые- в левой.
Барток был выдающимся исполнителем, одним из наиболее самобытных пианистов-композиторов 20 столетия. Барток занимался исполнительской деятельностью всю жизнь. Он давал сольные концерты, выступал с крупнейшими дирижёрами мира. Репертуар Бартока был обширен. Игра Бартока захватывала слушателей прежде всего необычайной интенсивностью и живой одухотворённостью самого процесса исполнительского творчества, казалось- сочинение рождается под пальцами пианиста. Власть интеллекта, всегда ощутимая в исполнении Бартока, не производила впечатления рассудочности, умозрительности. Его игра таила в себе слишком много жизненной силы, чтобы стать холодной. Чеканный звук, гравюрная врезанность интонаций, скульптурная лепка фраз, рождаемое игрой Бартока впечатление , что мелодия возникает из «упругого, как металл, сопротивляющегося звукового материала»(так говорил Л.Хернади об игре Бартока). Мощное воздействие на слушателей оказывал ритм Бартока. Своей строгой временной организацией он походил на ритм музыкантов эпохи классицизма. Вместе с тем ему была свойственна специфическая острота, вызванная всевозможными нарушениями равномерного течения ритма. Игра пианиста могла быть и ритмически гибкой.
Бартока- пианиста отличало тончайшее слышание интонационной природы музыки. Именно это придавало его исполнению особую одухотворённость. Он был «мастером музыкального рассказа».Сфера его интонационного искусства преимущественно декламационность, родственная манере народного parlando rubato.И связи с этим и основным видом туше для Бартока было non legato, которым он владел в совершенстве, достигая необычайного разнообразия в артикуляции фортепианных звучностей. В полном соответствии с чрезвычайно важной ролью артикуляционных средств в искусстве Бартока- интерпретатора находится его система акцентуации и другие обозначения характера туше и приёмов звукоизвлечения в редакциях. Множество разновидностей акцента, своеобразие некоторых артикуляционных обозначений- самая характерная примета бартовского почерка. Бартовские акценты различаются по интенсивности от markatoи лёгкого акцентадо сильного акцента , а также и .Барток дифференцирует обозначения tenuto , tenuto с выдерживанием половинной длительности звуков ,portamento,более лёгкое звукоизвлечение),staccato ( ,мягкое ,округлённое),staccatissimo или острое staccato .Важную роль у Бартока играют различные варианты сочетаний приведённых обозначений, например , , и т.д. Педаль Барток указывает в «наиболее важных моментах»,подразумевая её «всюду, где того требует звучание».Сочинения Бартока исполняются пианистами всего мира. Следует отметить тонкую, одухотворённую игру венгерской пианистки Э.Туши. В монументальном плане темпераментно и с большим виртуозным размахом играет произведения Бартока для фортепиано с оркестром Габор Габош. Так же хочется выделить трактовки М.Гринберг цикла «На вольном воздухе» и С.Рихтером Второго фортепианного концерта. В исполнении Рихтера сочетается масштабность замысла с тонкой идивидуализацией отдельных частей, разделов форм и тем.