Белочка пьеса для фортепиано

Белочка пьеса для фортепиано

Автор: И. Парфенов
Год: 1988
Издательство: Курган: КМУ
Страниц: 96
Формат: PDF
Размер: 7,4 МВ
Язык: русский

Методические рекомендации для фортепьяно для 3—6-х классов написаны педагогом музыкальной школы № 1 г, Кургана, композитором Парфеновым Игорем Алексеевичем, вот уже 30 лет ведущим теоретические предметы и творческие группы детей. Автор рекомендаций стремился использовать все лучшие достижения не только русских и западных классиков, создавших яркие а образные пьесы для детского репертуара, но и достижения современных советских композиторов, обогативших детскую музыку свежими гармоническими красками, тембровым и ритмическим разнообразием.
В предложенных рекомендациях нет единой стилистики, Автор стремился создать программные пьесы, в которых была бы яркая образность, прост и ясен музыкальный язык, рельефна и выразительна мелодика, удобна и разнообразна в ритмическом рисунке фактура.
Важно, чтобы ученик нашел в музыке предлагаемых пьес близкие для себя музыкальные образы, Пьесы являются как бы подготовительным этапом в работе как с классическим, так и с современным репертуаром. Это также побочный и подсобный музыкальный материал педагогу по специальности. Автор умышленно использует различные стилизации, что поможет хорошо подготовить учащихся для дальнейшей работы над классическим и современным репертуаром. Педагог может смело экспериментировать в работе с образностью, звуком, фразировкой, приемами рубато.
В рекомендациях есть пьесы, музыка которых посвящена пейзажу, различным его состояниям и настроениям. Работа над такими пьесами поможет подготовить ученика к будущей работе над пьесами Э. Грига, П, Чайковского, Р. Шумана, Д. Кабалевского, С. Прокофьева, Д, Шостаковича,
Рекомендации преследуют цель научить ученика смело мыслить в создании музыкального образа. Это как бы разминка его мышления, увлекательное решение технических и чисто пианистических задач. Пьесы написаны с таким расчетом, чтобы их можно было использовать и как концертный репертуар.

Читайте также:  Для чего нужны заглушки для гитар

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. В весеннем лесу
  2. Белочка
  3. Черемуха над водой
  4. Танец зеленой лягушки
  5. О чем пела кукушка?
  6. Юные разведчики
  7. В отряд с донесением
  8. Рассказ партизана
  9. У вечного огня
  10. Тихое утро
  11. Матрешка
  12. Танец куклы
  13. Бармалей
  14. Кукольный марш
  15. Песня, что пела мне мать
  16. Алеманда
  17. Сарабанда
  18. Полонез
  19. Менуэт
  20. Фуга
  21. Пионерская кадриль
  22. Мазурка
  23. Русский танец
  24. Гавот
  25. Вальс
  26. Вариации на русскую тему
  27. Жонглер
  28. Воздушные гимнасты
  29. Шутки клоуна
  30. Песенка без слов
  31. Дедушка и ослик
  32. Пришла задумчивая осень
  33. Домик в Клину
  34. Портрет
  35. Осенняя песня
  36. Мелодия
  37. Осенняя греза
  38. Родной пейзаж
  39. Частушка
  40. В осеннем лесу
  41. Лыжный кросс

Источник

Белочка пьеса для фортепиано

БЕЛОЧКИ

Музыка Зары Левиной
Слова Лидии Некрасовой

Листики падают,
Осень пришла,
Рыжие белочки,
Как у вас дела?
— Мы набрали шишек
Для своих детишек,
Листьев полное дупло,
Будет нам зимой тепло.

Листики падают,
Осень пришла,
Рыжие белочки,
Как у вас дела?
— Насушили ягод,
Чтоб хватило на год,
И орехи есть у нас,
И грибов большой запас.

Листики падают,
Осень пришла,
Рыжие белочки,
Как у вас дела?
— Будем в шубках новых
Жить в лесах сосновых,
Шубки серенькие мы
Надеваем для зимы.


Зара Левина. Избранные песни для детей в сопровождении фортепиано. М., Советский композитор, 1969.

Источник

И. Парфенов — Детский альбом

Ноты для фортепиано, пьесы, этюды

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации для фортепьяно для 3—6-х классов написаны педагогом музыкальной школы № 1 г, Кургана, композитором Парфеновым Игорем Алексеевичем, вот уже 30 лет ведущим теоретические предметы и творческие группы детей-
Автор рекомендаций стремился использовать все лучшие достижения не только русских и западных классиков, создавших яркие а образные пьесы для детского репертуара, но и достижения современных советских композиторов, обогативших детскую музыку свежими гармоническими красками, тембровым и ритмическим разнообразием.
В предложенных рекомендациях нет единой стилистики, Автор стремился создать программные пьесы, в которых была бы яркая образность, прост и ясен музыкальный язык, рельефна и выразительна мелодика, удобна и разнообразна в ритмическом рисунке фактура.
Важно, чтобы ученик нашел в музыке предлагаемых пьес близкие для себя музыкальные образы, Пьесы являются как бы подготовительным этапом в работе как с классическим, так и с современным репертуаром. Это также побочный и подсобный музыкальный материал педагогу по специальности. Автор умышленно использует различные стилизации, что поможет хорошо подготовить учащихся для дальнейшей работы над классическим и современным репертуаром. Педагог может смело экспериментировать в работе с образностью, звуком, фразировкой, приемами рубато.
В рекомендациях есть пьесы, музыка которых посвящена пейзажу, различным его состояниям и настроениям. Работа над такими пьесами поможет подготовить ученика к будущей работе над пьесами Э. Грига, П, Чайковского, Р. Шумана, Д. Кабалевского, С. Прокофьева, Д, Шостаковича,
Рекомендации преследуют цель научить ученика смело мыслить в создании музыкального образа. Это как бы разминка его мышления, увлекательное решение технических и чисто пианистических задач.
Пьесы написаны с таким расчетом, чтобы их можно было использовать и как концертный репертуар.
Весь музыкальный материал состоит из небольших миниатюр, объединенных в небольшие сюиты, и написан под впечатлением различных жизненных наблюдений и зарисовок. Большую помощь в работе над музыкой оказали сами дети, которые были первыми слушателями и исполнителями. Именно они, прослушав музыку пьесы, придумывали ей название. Их критические замечания были меткими и убедительными.
Пьесы создавались под впечатлением жизненных наблюдений, В годы Отечественной войны автор проживал с родителями на Северном Урале в городе Соликамске. Будучи школьником, вместе со своими товарищами по классу он организовал небольшую концертную бригаду, которая выступала в военных госпиталях с концертами, шуточными спектаклями, писали под диктовку раненых письма. Очень любили слушать рассказы живых участников сражений за Москву и Ленинград, за Одессу и Сталинград. В одной из палат школьники увидели небольшого подростка лет 13—14. Его звали Ваня- Бойцы, что лечились с ним в одной палате, рассказывали: «Ваня был разведчиком, ходил по немецким тылам и доставлял ценные сведения партизанам о немецких частях, У него медаль «За отвагу». Так появились пьесы: «Юные разведчики», «В отряд с донесением», «Рассказ партизана». Увидев однажды братскую могилу
моряков, рядом с которой плескалось Черное море, он создал пьесу «У вечного огня». После посещения осенью 1987 года дома-музея П.И. Чайковского в Клину, появилась целая серия пьес: «Осенняя греза», «Портрет», «Мелодия», «В осеннем лесу». Пьесы написаны в стилистическом колорите XIX столетия, Посещение Московского цирка натолкнуло на мысль написать пьесы: «Шутки клоуна», «Жонглер», «Воздушные гимнасты». Темпы, в которых должны исполняться пьесы и педаль указаны, Что касается аппликатуры то это дело педагога. Важно, чтобы она была удобной, Пьесы можно исполнять как циклом, так и каждую отдельно.

В весеннем лесу
Пьеса программного характере, В музыке есть элементы пейзажной созерцательности. Широко использовать прием рубато. Чередующиеся половинные с четвертной на одном звуке, в виде органного пункта, исполнять первым и вторым пальцами очень легко, подражая монотонности весенней капели, Но это только фон, на котором зЕп/чат гармонические краски а верхнем голосе. Педаль гармоническая. Темп по метроному, одна четвертная равна 1 32.

«Белочка»
Пьеса простей трехчзстной формы программного характера, Это небольшое скерцо, Особо обратить внимание на ровное исполнение шестнадцатых, а также на переход от легато шестнадцатых к скачкам восьмыми длительностями.
Темп по метроному, одна четвертная равна 152,

«Черемуха над водой»
Пьеса кантиленного складе. Это небольшой этюд для левой руки с некоторыми элементами двухголосия. На протяжении всей пьесы соблюдать характер текучести. Характер музыки светлый., солнечный. Педаль гармоническая.
Темп по метроному, одна четвертная с точкой равна 60.

«Танец зеленой лягушки»
Пьеса написана в форме мазурки, в которой первая и вторая части контрастны, Во второй части передать имитацию квакания. Перенос правой руки через левую делать несуетливо, Весь характер музыки пьесы комичный и кокетливый.
Темп по метроному, ОДНИ четвертная равна 103.

«Гавот»
Пьеса простой трехчастной формы с некоторым расширенным средним эпизодом. Музыку «Гавота» исполнять с некоторой неуклюжестью и юмором. Обратить особое внимание на динамику и штрихи, Темп неторопливый. Пьеса поможет отработать прием стаккато в скачках к аккордовым звукам от опорного основного тона.
Темп по метроному, одна четвертная равна 108.

«Юные разведчики»
Пьеса программного характера. Е музыке нужно воссоздать картину напряженности и таинственности. Обратить особое внимание на динамику, тембровую окраску, на акценты и штрихи. Это поможет ярче создать характер пьесы.
Темп по метроному, одна четвертная равна 132.

«Пришла задумчивая осень»
Пьеса открывает объединенный в своем замысле цикл пьес, написанных под впечатлением поездки осенью в город Клим, дом-музей П, Чайковского.
В цикл вошли восемь пьес, в которых есть элементы мечтательности, размышления и пейзажной лирики.
Некоторая стилизация музыки автором внесена умышленно, Форма пьесы «Пришла задумчивая осень» простая трехмастная. В музыке важно передать настроение осеннего пейзажа, его тихую грусть и поэтическую красоту. Встречающийся в пьесе мажор должен быть светлым и жизнеутверждающим.
Педаль гармоническая.
Темп по метроному, одна половинная pas-на 36.

«Осенняя песня»
Форма простая трехчастная. Написана в форме кантилены. Темп спокойный, неторопливый. Важная роль в пьесе отводится главной мелодической линии верхнего голоса и подголоскам. Важно, чтобы все подголоски хорошо прослушивались при исполнении. Педаль на каждый такт. Пьесу исполнять певучим звуком, соблюдая строго все лиги и динамику.

«Мелодия»
Пьеса «Мелодия» написана в форме этюда с повторяющимся на протяжении всей пьесы одним и тем же ритмическим рисунком из восьмых длительностей. Эту ритмическую*-группу из восьмых исполнять как фон, на котором должны рельефно звучать мелодии верхнего и нижнего голосов,
Темп по метроному, одна четвертная равна1 132.

«Родной пейзаж»
Пьеса в простой трехчастной форме, кантиленного склада. Играть с движением, рубато, певучим звуком. Новый ритм в репризе в виде синкоп рассматривать как новый образ, новую окраску.
Темп по метроному, одна четвертная равна 132-

«Осенняя гроза»
Пьеса написана в простой трехчастной форме. Реприза написана в виде подголосочной полифонии. В этой части каждый голос должен звучать самостоятельно. Педаль гармоническая.
Темп по метроному, одна четвертная равна 13Z

«В осеннем лесу»
Пьеса простой трехчастной «формы. Музыка пьесы передает настроение лесного пейзажа, его внутреннюю поэзию и неповторимую красоту, Особое внимание обратить на тембровую окраску, з которой звучит главная тема пьесы,
Темп по метроному, одна четвертная равна 60,

«Частушка»
Пьеса в форме короткой и сжатой сонатной формы, где есть главная и побочная те—мы: Форшлаги исполнять смягченно. Строго соблюдать динамику и единый темп.
Темп по метроному, одна четвертная равна 132.

«В отряд с донесением»
Пьеса программного характера. В музыке нужно передать характер скачки» Юноша скачет на своем любимом коне в партизанский отряд, чтобы сообщить важную новость. Трудность пьесы заключается в том, что она изобилует пунктирным ритмом, Динамика в пьесе играет решающую роль в общем ее характере.
Темп по метроному, одна четвертная равна

«Рассказ партизана»
Пьеса программного характера, Это пьеса-рассказ о партизанах и юных разведчиках. Пьесу следует исполнять -несколько’ сдержанно, Средний эпизод следует играть в характере таинственности и напряжения. Большое значение в пьесе имеет д намша и контрастное сопоставление штрихов.
Темп по метроному, одна четзертная равна

«У Вечного
Пьеса имеет некоторые черты сонатной формы, в ней есть главная и побочная партии. Разработка отсутствует, вместо нее -небольшой эпизод героического характера, Это пьеса-монолог о героизме наших солдат и моряков в годы Великой Отечественной войны. Музыку пьесы следует ИСПОЛНИТЬ возвышенно, без надрыза, s темпе медленного марша,
Темп по метроному одна четвертная равна 108.

«Тихое утре»
Пьеса кантиленного характера, программная. В музыке передать свежесть такого весеннего утра, В ритмическом отношении использовать прием рубато. Встречающееся стаккато в нижнем голосе второй части исполнять смягченно на педали, Особое внимание обратить на гармоническую и тембровую окраску. Пьесу исполнять свободно, как небольшую импровизацию. Педаль гармоническая,
Темп по метроному, одна четвертная равна 120.

«Матрешкам
Пьеса простой трехчастной формы. По музыке — это веселая юмореска в подвижном темпе. Особое значение предается динамике при переходе от фортепиано. Это создает некоторые трудности при псдв^жном темпе. Кисти рук должны быть свободными, не зажатыми, Секундные созвучия играть алягче^-но. Педаль ритмическая, характерная.
Темп по метроному, одна четвертная равна 132.

«Танец куклы»
Пьеса простой трех части ой формы. По музыке это шуточный грациозный вальс, несколько кокетливого характера. Чтобы достич в музыке хрупкости и изящества, секундные созвучия исполнять прозрачно, на педали, строго соблюдая все стаккато и
Темп по метроному, одна половинная- с точкой равна 66.

«Кукольный марш»
Это небольшая изящная пьеса -шествие. Характер музыки изящный, пикантный. Встречающиеся триоли исполнять несуетливо, пезуче, н? легато, Особое внимание обратить на и.^три::и.
Темп по метроному, одна четвертная рав на

«Песня, что пела мне мать»
Пьеса написана- в трехчастной форме, квити-ленного склада. Некоторую трудность представляет испопнение нижнего голоса на фоне синкопированного ритма в верхних голосах, Во второй части синкопированный ритм перехолит в соедние голосе, з партии верхнего и нижнего голосов, обрамляют его.своей певучестью.
Темп по метроному, одна четвертная рзв-

«Пиемер.ека^ кадриль»
Пьеса ппсстой тоехчасткой формы. Характер музыки жизнерадостный- Форшлаги в среднем эпизоде исполнять игриво, изящно, Sc;o мелодику пьесы и ее попевки, особенно в басовой партии, исполнять рельефно. Необходимо при этом создать контраст между мелодиями верхнего и нижнего голосов. Педалью пользоваться весьма сдержанно,
Темп по метроному, одна четвертная равна 132,

«Мазурка»
Пьеса простой трехчастной формы. Темп не быстрый. Исполнять мягким певучим звуком с запаздывающей педалью. Пьеса поможет учащемуся закрепить пунктирный ритм.
Темп по метрономуг одна четвертная равна 108.

«Песенка без слов»
Пьеса простой трехчастной формь^ канти-ленного склада, Исполнять полным певучим звуком, строго соблюдать динамику. Педаль гармоническая.
Темп по м.етрсному, одна четвертная равна 56,

«Русский танец))
Пьеса трехчастной формы. Характер музыки жизнерадостный, Между первой и второй частями создать контрастг исполняя мелодику второй части немного ллужественно, s несколько волевом характере, создавая вопросно-ответную форму,
Темп по метроному, одна четвертная равна 108.

«Вариации на русскую песню «Ах, вы сены, мои сени»
Вариации написаны в форме свободных, сквозных вариаций, которые контрастны между собой, различны по характеристике и представляют небольшую сюиту, Здесь как бы два образа — мужественный/ удалой и нежный, хрупкий.
Темп по метроному, одна четвертная равна 132.
«Вальс»
Пьеса лирического характера в простой трехчастной форме. Сопровождение изложено в виде разложенных трезвучий, секстаккордов и квартсекстаккордов. По пинистиче-ским задачам — это небольшой этюд, который поможет учащемуся в дальнейшей работе над техническими пьесами. Педаль на каждый такт.

«Дедушка и ослик»
Пьеса-шутка программного характера. Это небольшое скерцо-каприччиозо, в котором два образа: упрямого ослика и добродушного дедушки. Пьесу следует исполнять как яркую и контрастную по тембровым краскам шутку. В среднем эпизоде при скачках от четвертной к восьмой в виде секунды играть, как бы подражая крику ослика.
Темп по метроному, одна четвертная равна 132,

«Воздушные гимнасты»
Форма пьесы простая, трехчастная. По музыке это медленный вальс с несколько контрастной второй частью, в которой необходимо передать движение, подобное раскачиванию качелей. Соблюдать штрихи и динамику.
Темп по метроному, половинная с точкой равна 36,

«Жонглер»
По характеру музыки это небольшая сЮмо-реска» танцевального склада. Некоторую трудность представляет переход от стаккато шестнадцатых, движущихся постоянно, к стаккато аккордовых созвучий, В пьесе важно со* блюдать единый темп.
Темп по метроному, одна четвертная равна 132,

«Шутки клоуна»
По характеру музыки это небольшой комический «Галоп». В музыке нет конкретного образа, а есть лишь общая веселая атмосфера цирка. Обратить внимание на тембровую окраску во второй части при одновременном контрастном звучании верхнего и нижнего голосов- Пьесу исполнять легко, свободно, создавая характер веселья и комизма.
Темп по метроному, одна четвертная равна 144.

«Алеман да»
«Алеманда» открывает небольшую сюиту старинных танцев, состоящую из четырех частей. Все танцы написаны в характере музыки композиторов XVI— XVII веков, являются данью старой полифонической школе, В «Алеманде» форма простая трехчастная. Стремиться, чтобы каждый голос звучал самостоятельно, соблюдая лиги, динамику и метр.
Темп по метроному, одна четвертная равна 108.

«Сарабанда»
Небольшая полифоническая пьеса трехголосного изложения, При исполнении необходимо каждый голос прослушивать, ибо каждый голос пьесы должен звучать самостоятельно, вплетаясь в общую полифоническую ткань.
Темп по метроному, одна половинная равна 40.

«Полонез»
Пьеса в простой трехчастной форме трехголосного полифонического склада. Исполняется несколько медленнее полонезов нашей эпохи. Главную тему и все подголоски исполнять рельефно, выразительно. Педалью пользоваться только а указанных местах,
Темп по метроному, одна половинная с точкой равна 40.

«Менуэт»
Полифоническая пьеса в простой трехчастной форме. Исполнять изящно, грациозно, соблюдая динамику и штрихи. Первую часть исполнять напевно, мягким, певучим звуком. Вторую часть — чуть энергичнее. Педалью пользоваться осторожно. В «Менуэте» необходимо показать два образа: нежный, хрупкий и волевой, мужественный.
Темп по метроному, одна четвертная равна 88.

«Фуга»
Двухголосная полифоническая пьеса в простой трехчастной форме, написанная в традициях старой полифонической школы. Необходимо, чтобы юный музыкант слушал одновременно оба голоса, которые ведут диалог между собой на одну тему. «Фугу» исполнять без педали, добиваясь певучести и выразительности.
Темп по метроному, одна четвертная равна 108.

«Пришла задумчивая осень»
Форма простая трехчастная, кантиленного склада. В музыке важно передать настроение осеннего пейзажа, его тихую грусть. Встречающийся з пьесе мажор должен быть светлым, жизнеутверждающим. Педаль гармоническая.
Темп по метроному, одна половинная с точкой равна 36.

«Портрет»
Пьеса написана в простой трехчастной форме. Характер кантиленный. В пьесе особое внимание уделить выразительному интонированию мелодии. Педаль брать на каждый такт. Вторую часть следует исполнять чуть живее. В этой части происходит диалог двух голосов при скромной партии аккомпанемента в средних голосах.
Темп по метроному, одна четвертная равна 88.

«О чем пела кукушка!»
Пьеса в простой трехчастной форме. Вся
музыка построена на интонации голоса кукушки, но это обобщающий образ. В пьесе важно передать скрытую тревогу и взволнованность. Средний эпизод следует исполнять певучим звуком, легато в нижнем голосе. Вся пьеса должна быть построена на сопоставлении двух контрастов.
Темп по метроному, одна четвертная равна 144.

«Домик в Клину»
Пьеса кантиленного характера. Исполнять певучим звуком, с педалью на каждый такт, Скачки в басовой партии исполнять на легато. Особо обратить внимание на опевание подголосками опорного звука в репризе.
Темп по метроному одна четвертная равна 88,

«Лыжный кросс»
Пьеса программного характера. Особую ритмическую трудность представляет первая часть, где следует четко исполнять рисунок из шестнадцатых в партии правой руки. Вторую часть следует исполнять более динамично и напористо, используя тембровую окраску для создания единого образа.
Темп по метроному, одна четвертная равна 120.

«Вальс у елки»
Пьеса простой трехчастной формы. По музыке — это небольшой лирический вальс/ в котором звучат детская жизнерадостности беззаботность и общее новогоднее веселье.
Второй раздел пьесы исполнять игриво и немного подвижно. Небольшое трио исполнять несколько сдержанно, В нем — скрытое раздумье и мечтательность. Педаль гармоническая.
Темп по метроному, одна половинная с точкой равна 69

Источник

Оцените статью